Что говорят родственники погибших в авиакатастрофе. Как работают психологи с родственниками погибших в авиакатастрофе. человек до сих пор не похоронены

Чуть больше месяца назад мир был поражён чрезвычайным происшествием. Российский аэробус упал над Синайским полуостровом. Теперь родственникам погибших пассажиров предстоит опознание, захоронение останков и процедура оформления компенсаций.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несчастный случай в небе

Произошедшее недавно падение Airbus A 321 авиакомпании «Когалымавиа» в Египте, повлекло за собой смерть 224 пассажиров, среди которых находилось 25 детей и 7 человек экипажа. Если исходить из юридической терминологии, то подобные события называются несчастным случаем. Под этим термином подразумевается непредвиденное событие или стечение обстоятельств, которое повлекло за собой смерть человека или различные телесные повреждения.

Авиалайнер, на борту которого находились российские туристы, утром 31.10.2015 года вылетел в сторону России . Однако на 23 минуте своего полёта самолет пропал с экранов радаров. Спустя некоторое время его обломки были найдены в центре Синайского полуострова. Первой на место происшествия прибыла египетская поисковая группа.

РосАвиация незамедлительно предоставила свою версию происшествия. Это было сделано исходя из расположения тел погибших пассажиров и экипажа, а также с учетом размещения обломков авиалайнера. Разрушение аэробуса началось с хвостовой части. После того, как она отломилась от основной части самолёта, люди, находящиеся в этом отсеке выпали наружу. Происшествие произошло на высоте более восьми с половиной тысяч метров.

Президент РФ В. В. Путин выразил родственникам и близким погибших соболезнование и прокомментировал ситуацию следующим словами: «Для того чтобы выяснить причину катастрофы нужно провести соответствующие следственные мероприятия, а вопрос по оказанию помощи семьям погибших должен решиться как можно скорее».

Это крушение является крупнейшим в истории России.

Возмещение ущерба

Для выяснения официальной причины крушения нашего лайнера потребовалось три недели. По истечении этого срока представитель пострадавшей стороны сообщил, что самолёт с российскими туристами потерпел крушение в результате террористического акта. При этом официальным собственником туристического холдинга ТН&C в составе которого находится авиакомпания «Когалымавиа» является Исмаил Лепиев.

Он прокомментировал следующее:

«Нам интересны все варианты решения проблемы, включая финансовый и политический аспект. Россия и Египет очень многого добились, благодаря сотрудничеству. Эти отношения строились на протяжении нескольких десятков лет, поэтому мы попытаемся договориться о выплате полной компенсации без судебных разбирательств. На данный момент мы ждём результатов официального расследования и объявления результатов».

Стоит отметить, что конкретную сумму глава холдинга не озвучил.

Как родственникам погибших получить компенсацию?

По поводу оказания материальной помощи членам семей погибших под Синаем первой отреагировала администрация города Санкт-Петербурга. Правительство области тоже пообещало не оставить без внимания этот несчастный случай и оказать материальную помощь семьям жителей области. Спустя несколько дней было вынесено соответствующее постановление от 02.11.2015 года № 980. На основании этого решения родственники погибших получат по 1 млн. руб., вне зависимости от региона постоянной регистрации. На данный момент уже выплачено 148 млн. руб.

Вице-президент петербургской палаты адвокатов Татьяна Тимофеева заявила, что профессиональные юристы помогут в сборе и подготовке необходимых документов, а также в составлении и подаче заявлений о предоставлении помощи. Также не исключена поддержка в судебных разбирательствах.

В своем комментарии газете «Комсомольская Правда» директор по связям с общественностью СК «Ингосстрах» Карен Асоян заявил следующее: «Некоторые высказывания в наш адрес по поводу обещанного упрощённого порядка были неправильно поняты. Мы имели в виду, что получение авансовой выплаты, которая составляет 100 тыс. руб. будет проходить по упрощенной форме.

Для получения основной суммы компенсации потребуется предоставление всех необходимых документов. Без них просто невозможно провести основную выплату. Так как мы обязаны соблюдать процедуры верификации. Что касается страховых выплат, то все потерпевшие крушение граждане были застрахованы компанией «Ингосстрах».

По данным предоставленным страховщиком, на 07 декабря 2019 года компания полностью выплатила страховую премию лишь 36 семьям погибших туристов . Общая сумма составляет 70 млн. 609 тыс. руб . Всего о полной выплате суммы компенсации поступило 76 заявлений .

По предварительным данным можно сказать следующее: родственникам 168 погибших было выплачено 16 млн. 800 тыс. руб.

Сбор документов

По закону о страховании жизни, чтобы получить компенсацию от страховщика необходимо подготовить следующие документы:

  1. паспорт супруга (и), детей, родителей, братьев или сестёр погибшего;
  2. свидетельство о смерти погибшего;
  3. документ о рождении погибшего;
  4. свидетельство о рождении детей погибшего;
  5. документы о рождении братьев и сестёр погибшего;
  6. документы, подтверждающие, что выгодоприобретатель имеет законные основания на компенсацию в случае утери кормильца или наоборот, того, что погибший был иждивенцем:
    • справка о доходах 2 НДФЛ за 2019 и 2019 годы;
    • выписка из домовой книги;
    • справка с места учёбы, работы;
    • пенсионное удостоверение;
    • копия трудовой книжки;
    • справка об инвалидности.

Выплата производится из средств городского бюджета.

Для подачи заявления на выплату жителям Санкт- Петербурга нужно обратиться с аналогичным списком документов в администрацию района по месту постоянной или временной регистрации погибшего. Для подачи заявления на компенсацию за погибшего из другого региона, список документов подаётся в социальные органы защиты населения или в многофункциональный центр (МФЦ) по месту регистрации погибшего.

Сумма и сроки выплат

Спустя некоторое время родственники погибших начали осознавать случившееся и задумываться над вопросом, какую получат они компенсацию за потерю своих родных. По закону сумма страховой выплаты родственникам погибших в катастрофе составляет не менее 2 млн. руб. Дополнительная компенсация за потерю или порчу багажа не должна превышать 23 тыс. руб. Компенсация родственникам на похороны пострадавшего составляет 25 тыс. руб. Суммируя все эти цифры можно сделать вывод, что общая компенсационная выплата будет достигать 2 – 2,5 млн. руб. на одного пассажира авиалайнера А 321.

Сразу после сообщения о катастрофе, представители страховщика объявили о своей готовности выплатить дополнительную компенсацию родственникам погибших. Была организована упрощенная и ускоренная выдача авансовых платежей в размере 100 тыс. руб. на одного пассажира. Выплата предназначена на неотложные издержки, связанные с катастрофой. Руководство «Ингосстраха» в лице Карена Асояна выразило своё соболезнование по поводу случившегося и гарантировало, что все необходимые выплаты будут произведены в 30-дневный срок . Что касается семи членов экипажа авиалайнера, то они отношения к «Ингосстраху» не имеют. По требованиям обязательного страхования жизни членов экипажа воздушного судна они были застрахованы в ОАО СК «Альянс».

Сумма страхового возмещения определяется ст.132 Воздушного Кодекса и составляет 100 тыс. руб.

Официальный представитель страховщика заявил, что страховая выплата будет произведена в пользу родственников погибших в ближайшее время.

Фонд Социального Страхования РФ сообщил о своем намерении осуществить дополнительные единовременные выплаты, связанные со смертью работника. В этом случае компенсация в пользу семьи погибшего составляет 1 млн. руб. Если у погибшего имеются несовершеннолетние дети, сумма делится пропорционально: 50% получает вдова (вдовец) погибшего работника и столько же его ребёнок. Помимо этого, Фонд гарантирует получение ежемесячной компенсации всем несовершеннолетним детям или их официальным попечителям. Конкретная сумма определяется исходя их размера заработной платы работника.

Сумма, на которую было застраховано потерпевшее крушение воздушное судно, руководство страховой компании и авиаперевозчика не называет. По версии Николая Галушина, руководителя конкурирующей компании страховщика – «СК СОГАЗ», средняя стоимость выплаты по факту крушения данного борта составляет от 500 млн. до 1 млрд. долларов. Кроме всех вышеперечисленных участников происшествия фигурирует название туристической компании «Бриско». Её клиенты были в числе граждан потерпевших крушение и застрахованы компанией «ВСК».

Но в их договоре было конкретно указано, что риск авиакатастрофы не относится к страховому случаю, поэтому претензий основанных на законе, к ним предъявляться не может.

Зарубежная практика

Анализируя практику других стран по выплате материальной компенсации, эксперты признают лучшей французскую систему. Правительство этой страны создаёт условия для улучшения жизни людей, чьи родственники погибли в результате несчастного случая или теракта.

Франция

Во Франции еще в 1986 году была создана ассоциация S. O. S. Attentat, в ней накапливаются бюджетные и благотворительные деньги, предназначенные для оказания помощи семьям погибших. При этом в случае гибели члена семьи, помощь не ограничивается единовременной и страховой выплатой. Семья получает стабильное ежемесячное пособие, которое зависит от её материального положения, а также количества детей.

Германия

В июле 2002 года в Германии произошло столкновение пассажирского лайнера Ту-154 и грузового Boeing-757. Российский самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии». В результате столкновения погибло 57 пассажиров, включая 45 школьников и 12 членов экипажа. Родственники погибших получили компенсацию в размере от 100 до 300 тыс. долларов. Выплата денег производилась из специального фонда, который профинансировало правительство Германии и Швейцарии. Также в выплате компенсации принимала участие служба воздушного движения Skyguide. Причиной катастрофы стала ошибка их диспетчера.

США

В октябре 2015 года самолет компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Заложенная на борту бомба взорвалась над Синайским полуостровом, погибли 224 человека: семь членов экипажа и 217 пассажиров, 25 из которых - дети.

«Бумага» поговорила с семьями погибших и узнала, как они живут спустя два года после трагедии, почему родственники жертв судятся за компенсацию и как в Петербурге увековечивают память о самой крупной катастрофе в российской авиации.

В 2015 году Лариса и Анатолий Пульяновы собирались в отпуск в Абхазию. Изначально их сын Роман предлагал поехать в Египет. Лариса категорически отказалась: она не хотела лететь на самолете и много тратить на путешествие - на даче тогда заново отделывали комнату к свадьбе Романа и его невесты Татьяны Мокиевской.

Роман с Татьяной, несмотря на протесты мамы, полетели в отпуск в Египет. 31 октября они вместе с еще 222 находившимися на борту рейса A321 погибли в результате взрыва самолета.

Все эти два года мы думаем о гибели сына: ты просыпаешься с этим и засыпаешь, думаешь об этом в течение дня. Мы не сходим с ума - поплачем, бывает. Но я понимаю, что это чувство до конца и оно уже не отпустит никогда, - говорит Анатолий Пульянов.

Раньше у нас каждый день начинался со звонка Романа и его вопроса: «Родители, как вы там?», а заканчивался: «Родители, как день прошел?», - вспоминает Лариса. «У меня погиб лучший друг. Такие отношения редко бывают у отца с сыном, но у нас было именно так», - делится Анатолий.

Роман и Татьяна

Однажды Анатолий забрел в недостроенную кочегарку, где было темно, отовсюду торчала арматура и острые куски металла. Однако мужчина не пострадал. «Думаем, это Роман уберег. Мы так стараемся думать, чтобы не погибнуть. Ведь уже есть родственники погибших, которые умерли за два года, - поясняет Лариса. - С нами постоянно происходят вещи, которые подтверждают, что есть маленькая связь, и их очень много накопилось за два года. Я знаю, что смерть - это еще не конец. Чувствую это».

Несмотря на то, что пара очень скучает по сыну, они не одиноки. С ними постоянно общаются хорошие друзья Романа - одна знакомая, Мария, звонит почти каждый день. Еще Пульяновы ходят на встречи участников благотворительного фонда «Рейс 9268», в котором состоят семьи погибших пассажиров. Когда супруги общаются с ними, они чувствуют, что их понимают.

Как работает фонд, созданный после трагедии

Прототипом фонда стала закрытая группа для родственников, которую в первые дни после трагедии создал петербуржец Александр Войтенко. В авиакатастрофе погибли его 37-летняя сестра Ирина и 14-летняя племянница Алиса. Александр с сестрой жили в разных городах, но постоянно общались.

Первые два месяца нам не отдавали тела. Нужно было собрать всех вместе, чтобы у нас появилось единое информационное пространство, так проще. И в конечном счете мы решили, что нужно создать свой фонд: когда оформлено юридическое лицо, легче общаться с администрацией города или СК и оказывать материальную и юридическую помощь.

Фото: группа благотворительного фонда «Рейс 9268» во «ВКонтакте»

Председателем совета фонда стала директриса петербургской школы Ирина Захарова; во взорвавшемся самолете летела ее 28-летняя дочь, сотрудница МЧС Эльвира Воскресенская. Первое собрание родственников, где и было решено создать фонд, прошло в актовом зале школы, которой руководит Захарова.

Все останки родственникам выдали только в мае. Семь человек так, по словам Войтенко, и остались неопознанными.

Сейчас в группе фонда почти 40 тысяч подписчиков из Уфы, Белгорода, Воронежа, Калининграда и других городов. Войтенко называет их большой семьей, где люди всегда помогают друг другу. Среди них обычные россияне, которые считают, что эта трагедия затронула их лично. Сам Александр считает, что катастрофа над Синаем так или иначе коснулась каждого.

Несколько дней назад родственникам погибших вручили сборники стихов «Шагнувшие в вечность», часть из них написала участница группы Арина Король. Войтенко вспоминает, что та начала предлагать помощь родственникам с первых дней и до сих пор почти каждый день пишет стихи, посвященные погибшим. А еще одна участница - Ирина Солья - помогает фонду организовывать мероприятия: концерты и праздники для детей. Так, недавно участники фонда сажали вместе деревья, а после этого организовали чаепитие. В катастрофе над Синаем Арина и Ирина не теряли близких, но всё равно воспринимают трагедию как личную.

Главная цель фонда - сохранение памяти обо всех погибших. 28 октября на Серафимовском кладбище над могилой с неопознанными останками жертв катастрофы открыли памятник «Сложенные крылья», его создали на деньги властей Петербурга. В годовщину, 31 октября, на Румболовской горе открыли мемориал «Сад памяти».

Как город поддерживает семьи погибших и что делает для сохранения памяти

Когда всё только произошло, нам очень помогали психологи МЧС, профессионалы высокого уровня: они выводили людей из состояния шока. Потом эстафету подхватили психологи районных служб соцзащиты: за всеми нуждающимся были закреплены социальные психологи. По прошествии полутора лет мы поняли, что связи со специалистами ослабли, а время не лечит, всё равно нужна социальная поддержка, - рассказывает соучредитель фонда, профессор ВШЭ, Валерий Гордин.

По его словам, после того, как анонсировали программу, по которой фонд был готов оплачивать анонимные консультации психологов, за ними обратилось несколько десятков человек. Психологи, по словам Гордина, говорят, что у родственников погибших возникают фантомные боли.

У Валерия в авиакатастрофе погиб сын 28-летний Леонид вместе со своей невестой Александрой Илларионовой. Леня очень любил животных и был, как вспоминает отец, стихийным зоозащитником. Однажды, когда Гордин собрался заводить кошку, уговаривал не покупать питомца, а взять из приюта. А когда у самого Леонида потерялся кот Кыся, тот искал питомца вместе с волонтерами.

Тогда отец относился к убеждениям Леонида с иронией и не последовал совету. После гибели молодого человека он решил организовать фонд «Ленькин кот », который помогает животным.

Фонд «Ленькин кот» на «Ночи музеев»

Гордин всё еще руководит «Ленькиным котом», его отношение к зоозащите изменилось. Мужчина говорит, что подходит к делу прагматично, и подробно рассказывает, как изменился фонд. Он планирует открыть второй центр по прокату ветеринарного оборудования, чтобы ветклиникам и желающим помочь было удобнее добираться, и школу зооволонтеров, которые будут помогать бездомным котам.

Валерий считает, что после трагедии власти города повели себя достойно, всегда откликались на просьбы родственников. Сейчас депутаты вместе с вице-губернатором Албиным помогают построить храм в районе «Балтийской жемчужины». При храме планируют обустроить просветительский центр, где будут оказывать и социальную помощь.

«Не только родственникам погибших, но и жителям района. На мой взгляд, это очень важно и символично», - отмечает Гордин.

Против строительства храма год назад выступали местные жители, которые утверждали, что он не имеет никакого отношения к «Балтийской жемчужине», а вопрос о возведении решили, не посоветовавшись с ними.

Гордин рассказывает, что оппоненты «в какой-то степени» остались:

Кому-то нравится идея сохранения памяти, кому-то кажется, что ее надо задвинуть подальше в ящик. Мы встречались, объясняли свою позицию. Очень надеюсь, что в ближайшее время храм будет сооружен,- пояснил Гордин.

Петербуржцы опасались, что строительство храма отсрочит создание школ и поликлиник. По данным «КП», недовольные в письме обратились к Владимиру Путину.

Какую поддержку получают родственники экипажа в Москве и что известно о выплатах им

То, что делают в Петербурге для увековечения, - это всё большая заслуга фонда. Для нас это имеет большое значение. Если нам построят еще и духовно-просветительский центр - это будет еще одно место, куда мы сможем приехать и поклониться памяти родных и близких, - говорит отец 25-летнего бортпроводника Алексея Филимонова, москвич Андрей Филимонов.

Андрей рассказывает, что эти два года регулярно созванивается и списывается с родственниками экипажа. Почти все они живут в Москве и Подмосковье, стараются чаще встречаться и поддерживать друг друга. Иногда приезжают на встречи фонда в Петербурге.

25-летний Алексей, по словам отца, попал на борт в последний момент: он не должен был работать на этом рейсе: по дороге в аэропорт его машина сломалась на МКАД, в итоге молодой человек пропустил свой рейс и попал в резерв. Его вызвали за 12 часов до вылета, чтобы заменить другую бортпроводницу.

У родственников экипажа своя отдельная группа «ВКонтакте», и все эти два года их поддерживают подписчики. С некоторыми из них семьи погибших теперь знакомы лично и регулярно встречаются. Андрею дарят иконы и стихи о сыне, из Петербурга присылают сувениры.

Андрей и Алексей Филимоновы

Раньше у нас катастрофы в основном происходили по вине экипажа. Но в этом случае наши близкие оказались в той же ситуации, что и пассажиры. Это был терроризм. Шансов на спасение не было никаких. Главное, чтобы нас не забывали.

По словам Филимонова, никому из родственников погибших членов экипажа «Когалымавиа» так и не выплатила компенсацию. Об этом же в группе благотворительного фонда

31 октября - тяжелый день для сотен семей, которые три года назад потеряли близких в ужасной авиакатастрофе. Тогда 217 пассажиров и семь членов экипажа возвращались из Египта в Санкт-Петербург, но уже через 23 минуты после взлета с бортом была потеряна связь.

Поисковые группы обнаружили обломки самолета около города Нехель. А дальше для близких пассажиров начался настоящий ад. После опознаний и похорон им пришлось учиться жить заново, и далеко не все в этом нелегком деле смогли преуспеть.

«ГОРЕ СБЛИЖАЕТ»

Потрясение после произошедшей трагедии было настолько сильным, что близкие погибших все чаще общались друг с другом. Кому-то нужно было просто выговориться, а кто-то хотел устроить акции памяти в честь любимых. В результате, многие родственники пассажиров рейса 7K-9268 стали по-настоящему близкими друг другу людьми.

Так, Дмитрий Федоров, потерявший в катастрофе жену и сына, признается, что именно поддержка товарищей по несчастью помогла ему не опустить руки.

«31 октября в день третьей годовщины трагедии будут организованы поминальная панихида в Троице-Измайловском соборе, памятные мероприятия во Всеволожске у мемориала «Сад Памяти», панихида в часовне «Божьей матери Благодатное небо». С горем справиться, конечно, сложно, каждый делает это по-своему. Рана не затягивается. Сейчас практически все родственники погибших общаются друг с другом. С большинством из них мы действительно стали, как родные, горе сближает, заставляя вместе пережить весь этот ужас», - рассказал Дмитрий.

Сейчас Федоров часто принимает участие в мероприятиях, посвященных памяти погибших, которые регулярно проводятся в Санкт-Петербурге. На своей странице в социальной сети мужчина часто делится переживаниями, не уставая отмечать, что каждый день вспоминает близких.

Дмитрий уверен, что его рана на сердце никогда не затянется. Однако он старается сосредоточиться на воспитании старшего сына, оберегая его от любых напастей.

«ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕГО НА ГОДОВЩИНУ»

Ирина Витальева и ее дочь Алиса также были среди пассажиров рейса А321. По прошествии трех лет близкие погибших рассказали, что пережить подобную трагедию под силу далеко не каждому. Чтобы не сойти с ума от горя, родственники стараются сохранять светлую память о тех, кто больше не с ними.

«Конечно, сложно, особенно на годовщину. Все как будто заново переживаешь в эти дни, но мы стараемся жить дальше, сохраняя светлую память о наших девочках. Завтрашний день проведем с мамой дома в Пскове в кругу друзей Иры и Алисы. Мама пойдет в храм утром, а потом поедем на кладбище, возложим цветы у могилы. С такими вещами нельзя смириться. Это боль теперь с нами навсегда», - рассказали родные Ирины и Алисы.

Недавно близкие Витальевых совместно с другими родственниками погибших организовали акцию памяти «Живой самолет». На Марсовом поле был воссоздан летательный аппарат, а места погибших при крушении заняли их родные и друзья, держащие фотографии тех, кто уже никогда не вернется домой.

Помимо этого, родственники Ирины и Алисы продолжают ухаживать за могилами. Недавно они провели реставрацию памятника, который разбили неизвестные варвары.

«Мы бы хотели поблагодарить всех, кто помог нам в реставрации, отреагировал на нашу боль. Мы очень благодарны. К весне будем делать новый памятник», - рассказали близкие жертв теракта.

Именно такие акции и мероприятия, посвященные погибшим, помогают многим справиться с трагедией. Многие родственники пассажиров рокового рейса состоят в благотворительном фонде «Рейс 9268», в который каждый желающий может сделать пожертвование.

Собранные средства неизменно уходят на помощь тем родственникам погибших, кто действительно в этом нуждается. Организаторы фонда уверены, знают, что вернуть тех, кто ушел, уже не получится, но зато память о них будет жить вечно.

«СПАСАЮТ ДЕТИ»

Оксана Федорова потеряла в авиакатастрофе родителей. Алла и Александр Радлевич были примером для всех знакомых, ведь несмотря на все испытания, они смогли пронести свои чувства через года. Теперь же их дети стараются сохранить атмосферу домашнего очага и память о близких.

«У меня трое детей, они меня и спасают. Муж поддерживает очень. У брата две девочки, первого ноября старшей Ксении исполняется восемь лет. Так и живем ради наших деток. Они тоже очень скучают по бабушке с дедушкой. Брат живет в доме родителей, стараемся сохранить наши семейные традиции, дух родительского дома. В годовщину с утра всей нашей большой семьей соберемся на могиле родителей, Батюшка послужит панихиду. Потом поедем к мемориалу «Сад Памяти» на Румболовой Горе», - рассказала Оксана.

«До сих пор не верится, что это страшное горе пришло к нам в дом, мы по-прежнему ждем домой маму с папой. Я живу в Москве, а в Питер полечу завтра с утра. Мне каждый год кажется, что я еду не на поминки и все это неправда, что они живые и здоровые будут встречать меня. У нас самые лучшие родители, необыкновенные, неповторимые. Мы очень, очень скучаем. Спасибо всем, кто помнит наших близких, кто сочувствует нам», - поделилась переживаниями Оксана.

Как и многие родственники погибших, Федорова принимает участие в разнообразных мероприятиях, посвященных памяти жертв теракта. Так, по ее признанию, возникает ощущение, что близкие все еще рядом.

Каждый, кого затронула Синайская трагедия, навсегда изменился. Зияющая рана в сердцах родственников не затягивается, но все они стараются жить дальше, дышать полной грудью и не забывать тех, кто ушел из жизни слишком рано.

Замоскворецкий суд Москвы зарегистрировал исковое заявление родственников погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом. Защищать интересы обвинения в суде будут российский адвокат Анатолий Кучерена и его американский коллега Стивен Маркс, которые недовольны «мизерными суммами» выплат пострадавшим. Впрочем, итоговые суммы иска могут быть в разы меньше, а тяжба рискует затянуться на годы, считает экспертное сообщество. В подробностях резонансного судебного процесса разбирался «360».

В четверг, 19 октября, потерпевшие по делу о крушении самолета A321 над Синайским полуостровом подали коллективный иск на сумму в 93 миллиарда рублей (около 1,4 миллиарда евро), сообщила редакции «360» пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Эмилия Хиль.

Иск был подан сегодня. Ответчиками по иску заявлены страховые компании «Ингосстрах» и «Альянс Глобал Корпорейт энд Спешиэлти», туристическая компания Brisco, российская авиакомпания «Когалымавиа», а также компания «Эиркап». Общая сумма иска составляет 1,383 миллион долларов

Эмилия Хиль.

Решение о принятии иска к производству должно быть принято в течение пяти рабочих дней, отметила представитель суда. Коллективный иск подали 118 родственников погибших в катастрофе А321 в воздушном пространстве Египта.

В пресс-службе страховой организации «Ингосстрах», которая стала одним из участников судебного процесса «360» сообщили, что компания пока еще не получала официального уведомления. «На сегодняшний день СПАО „Ингосстрах“ полностью выполнило свои обязательства по урегулированию страхового случая, связанного с крушением 31 октября 2015 года воздушного судна Airbus 321–200 авиакомпании „Когалымавиа“, выполнявшего рейс № 7К-9268 по маршруту Шарм-Эль-Шейх - Санкт-Петербург », - отметили в компании.

Осенью 2016 года «Ингосстрах» в своем пресс-релизе рассказал , что все обязательства перед пострадавшими были выполнены. Согласно федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», родственники жертв теракта получили в общей сложности почти 405 миллиона рублей в счет компенсации материального и морального ущерба.

«Мизерные выплаты»


РИА Новости / Игорь Руссак

Накануне на защиту потерпевших встали российский адвокат Анатолий Кучерена и американский правозащитник Стивен Маркс, в практике которого насчитывается десяток судебных тяжб, связанных с выплатами компенсаций пострадавшим в авиакатастрофах.

Юристов возмутил размер компенсаций родственникам погибших. Кучерена настаивает на пересмотре размер выплат пострадавшим, поскольку семьи погибших получили «мизерные гроши» и «вольные суммы», происхождение которых неизвестно, рассказал адвокат «Интерфаксу».

Полис страхования ответственности перевозчика содержит значительно более высокие суммы - свыше 750 миллионов долларов США. Однако компания «Ингосстрах» ограничилась выплатой лишь 2 миллиона рублей - минимальной суммой, предусмотренной Воздушным кодексом РФ и законом «Об обязательном страховании ответственности перевозчика»

Анатолий Кучерена.

Правозащитник добавил, что суммы совершенных «Ингосстрахом» выплат варьируются от 600 тысяч до 2 миллионов рублей. Помимо этого, страховое возмещение получили родственники только 197 пассажиров, а близким 20 погибших вовсе не выплатили компенсаций. Как пояснил сам «Ингосстрах» компания не имела законных оснований для страхового возмещения этим пассажирам, так как их родственники не попадали в список лиц, имеющих право на получение возмещения в соответствии с 67-ФЗ РФ.

Анатолий Кучерена и его американский коллега решились на судебную тяжбу почти спустя два года после катастрофы, поскольку в апреле этого года Россия присоединилась к Монреальской конвенции, которая регулирует правила международных воздушных перевозок. Согласно документу, максимальные компенсации в случае гибели пассажиры могут доходить до 8,7 миллионов долларов.

Многолетние тяжбы

Адвокаты имеют все шансы выиграть этот коллективный иск, однако получить заявленную сумму в полном объеме вряд ли получится, так как суд будет досконально изучать исковое требование на предмет соразмерности, пояснил в беседе с редакцией «360» адвокат, юрист Александр Трещев.

Все крупные компании боятся коллективных исков, потому что суммы требований на порядок выше, чем отдельные одиночные иски. Зачастую компании, получившие столь огромные иски, предпочитают обанкротиться, нежели чем выплачивать такие средства. Впрочем, многие договариваются еще до суда и получают компенсации, поэтому в итоге иск может превратиться из коллективного в индивидуальный

Александр Трещев.

Эксперт подчеркнул, что исковые тяжбы могут длиться годами и итоговые суммы компенсаций бывают в разы меньше ранее заявленных. «Требования адвокатов всегда завышены, потому что часто они ведут иск на условиях того, что в случае выигрыша получат половину всего размера выплат. В моей практике были дела, которые длились 18 лет и заканчивались очень небольшим компенсационным портфелем», - резюмировал Трещев.

Авиасообщение между Россией и Египтом было прервано в ноябре 2015 года по инициативе Москвы после крушения самолета российской авиакомпании «Когалымавиа», которое произошло 31 октября 2015 года. Лайнер совершал рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На его борту находились 217 российских туристов и семь членов экипажа, все они погибли. ФСБ квалифицировала случившееся как теракт. В связи с инцидентом авиасообщение между РФ и Египтом было прервано, оно не восстановлено до сих пор.

Лариса, какой день стал самым сложным - первый, когда родственники погибших узнали о крушении лайнера, второй, когда началось опознание, или сейчас?

Нельзя сказать, какой день был самым сложным. Каждый день требовал от родственников каких-то особых сил. Первый день - день шока. Люди только узнали, что самолет потерпел крушение, что их близкие где-то там, в пустыне, их разыскивают… Но у них все равно теплилась надежда: вдруг кто-то выжил? Поэтому в первые часы - и даже в первые сутки - люди находились в состоянии шока и отрицания. Они не верили в произошедшее. С одной стороны, отдавали себе отчет в самом факте случившегося, но то, что это коснулось их, что изменилась их жизнь, погибли их родные, - в первое время осознания трагедии нет. Они даже не могли допустить такую мысль до себя. Людям становилось страшно, но их психика срабатывала так: вдруг все будет хорошо, вдруг ничего не произошло, и это какая-то ошибка, вдруг кто-то не так все понял…

- Когда приходит осознание?

Как правило, осознание приходит в процессе опознания погибших, когда люди видят своих близких мертвыми. И вот когда началась процедура опознания в Питере, от нас потребовался иной подход к людям, чем в первый день. Когда родственники готовились идти на опознание, когда приходили в морг, узнавали или не узнавали своих близких, их накрывали различные острые реакции. С осознанием приходили боль потери, страх, непонимание, как жить дальше. Тогда появлялись слезы, истерика, агрессия. В этот момент важно находиться рядом с человеком. Дать ему возможность выговорится, выплакаться. У всех на этом этапе был один вопрос: «Как это могло произойти?! Почему?!» Эти вопросы они задавали не нам, а себе, миру.

- Агрессию тоже выплескивали на вас?

Мы не пугаемся агрессии. Если человек агрессирует - значит, у него есть силы. А если есть силы - значит, он сможет пережить горе. А вопрос: «За что?!» - нормальный. Мы ведь всегда пребываем в иллюзиях. Понимаем умом, что не вечны и можем умереть в любой момент, но живем так, будто будем жить вечно. И близкие с нами будут всегда.

- У вас находились ответы на эти вопросы?

Мы не отвечали, почему это случилось и за что. Мы говорили с людьми о погибших. О том, как они жили. Когда слушаешь человека, он начинает говорить. А когда он говорит, у него вырывается боль души. Он вспоминает счастливые моменты. Когда меня спрашивают: «Что вы им говорите, как их утешаете?» - я отвечаю: «Их невозможно утешить, потому что человек утешается, когда пройдет время, он переживет горе утраты, найдет смысл жизни и научится жить по-новому». В первые минуты он переживает только страх и ужас. И в этот момент важно говорить о том человеке, который ушел, которого они потеряли. Это удивительно, но столько слов любви, сколько я слышала в морге, я не слышала нигде и никогда.

- Случается, что человек замыкается в себе в острый период?

Когда мы видим таких людей, мы к ним идем в первую очередь. Человек, который рыдает, истерит, со стороны может выглядеть пугающим, но мы понимаем, что человек реагирует, и это хорошо. Он осознал свою боль, он все понимает - значит, он сможет жить дальше. Если человек молчит - мы не знаем, что происходит у него внутри. Возможно, он пребывает еще в глубоком отрицании, не хочет в это верит. Пока он не говорит, ему кажется: а вдруг все еще будет хорошо?.. Либо ему настолько больно и плохо, что он вообще не может об этом говорить. Мы пытаемся разговорить таких людей. А если нас не будет рядом? Уйдет он один домой или в гостиничный номер, закроется - и никто не знает, что с ним произойдет дальше. Он может начать рыдать, а может, захочет прекратить свою жизнь.

- Вы пытаетесь говорить с родственниками погибших на отвлеченные темы?

Это одна из иллюзий, что в такие моменты человека необходимо отвлекать. Надо с большим уважением относиться к человеческому горю - это первое, о чем мы должны помнить. Опасно быть навязчивым. Надо понимать, что иногда человеку хочется побыть одному и подумать. Когда у моей подруги погибла единственная дочь, она говорила: «Мне ни о чем не хотелось говорить в первое время, мне хотелось думать, разговаривать с ней мысленно, но не вслух». Поэтому когда мы садились к родственнику погибшего, то чувствовали, надо что-то говорить или просто посидеть рядом.

- Кто тяжелее переживает трагедию: пожилые, молодые, женщины, мужчины?

Все индивидуально. Внешнее проявление горя - не всегда свидетельство силы переживания. Взрослые люди, потерявшие детей, - это одна трагедия. Пожилому человеку трудно найти смысл дальнейшей жизни. Они ведь жили ради детей, внуков. И когда дети-внуки погибают, они должны научиться жить памятью о них. В таких случаях мы говорим: «Как вы думаете, что вы можете еще сделать такого, что не успели ваши дети? Может, они хотели куда-то поехать, кому-то помочь, может, вы это сможете сделать за них, в память о них?..»

Огромная трагедия, когда молодой муж теряет жену или жена - мужа. Отношения на пике, казалось, впереди вся жизнь, счастье, а его раз - и нет. Тут свое горе.

Невосполнимая утрата, если семья теряет маленького ребенка. Тут другая история. Часто спрашивают: может, нам еще одного родить побыстрее, чтобы заглушить боль? Мы отговариваем от этого шага. Надо дать себе время отгоревать, пережить боль, попрощаться с тем ребенком, который ушел, и сохранить светлую память о нем. Знаете, что такое светлая память? Когда вспоминаешь ушедшего человека с радостью, что он был в твоей жизни. Когда такая память приходит - тогда человек научился жить в мире без того, кто ушел. Вот тогда уже можно думать о том, рожать еще детей или нет. В острый период горя не надо стремиться куда-то уехать, потому что от себя не уедешь. Год-полтора нельзя принимать никаких важных решений в своей жизни.

- Среди родственников погибших много тех, кто не смог найти своего близкого. Как переживают эту ситуацию?

Это один из самых тяжелых моментов - когда неизвестна судьба погибшего человека. Тяжело и тем, кто нашел своего близкого, опознал тело, но для них этот этап завершился. Гораздо хуже тому, кто остановился на этапе ожидания. Умом люди понимают, что выживших в авиакатастрофе нет. Но пока они не увидели тела, смириться с этой мыслью им невозможно. Очень важно, чтобы в этот период с ними кто-то находился рядом. Поэтому за этими людьми будут и дальше наблюдать наши психологи по месту их жительства, все контакты мы оставляем.

Во время опознания возникали ситуации, когда по описанию погибший подходит под фамилию, но родственники его не признают? Почему такое случалось?

Я сама двое суток работала с судмедэкспертами на идентификации тел. Заметила такую вещь, что все погибшие люди, даже если не сильно повреждены, становятся не похожими на себя живых. Они неуловимо чем-то все похожи друг на друга. Мы разыскивали людей по фотографиям, по описаниям… Наша задача была найти тех, кто наиболее подходил под описание, и уже тогда мы показывали тела родственникам. И зачастую очень трудно было понять, тот человек или нет. И родственники так же стояли, смотрели и не понимали. Было несколько ситуаций, когда близкие смотрят на тело и говорят: «Я не понимаю, вроде он и не он. Я не понимаю. Не могу понять». Сначала говорят: «Да, он, похож». Уходит. Позже звонят: «Нет, а вдруг не он?» Или поначалу срабатывает отрицание: «Точно не он». Уходят. Проходит ночь. Утром звонок: «Можно еще посмотреть? А вдруг…»

Я помню, как после трагедии, не связанной с этой авиакатастрофой, одна семья трижды приходила на опознание девушки. Покойная не была повреждена, но родные не могли ее опознать. Мама, жених, папа, когда первый раз смотрели на нее, то в один голос: «Она». Вышли из морга. И вдруг мама поворачивается ко мне: «А вдруг это не она?..» Я смотрю на остальных - и у всех в глазах появляется какая-то абсолютно безумная надежда. Таких глаз нигде не увидишь. Все смотрят на меня. Мы вернулись обратно. Я спрашиваю: «Есть еще приметы?» Отвечают: «Стразик в зубе». Смотрим - стразик есть. «Она», - кивают. «Уверены?» - «Точно она». Вышли. У дверей мама снова развернулась: «А вдруг не она? У нее еще татуировка есть. Давайте еще посмотрим». Вернулись. Посмотрели. Тату на месте. «Она». Только за дверь. И снова: «А вдруг не она?..»

Людям сложно признать, что вчера человек был живой, а сегодня его уже нет. Конечно, ДНК-экспертиза в этом случае обязательна. Материал на ДНК брали у всех, даже у тех, кому выдали тела. Крайне редко случались раньше перезахоронения, когда хоронили не своего. Поэтому важны результаты экспертизы.

- В четверг заканчивается визуальная экспертиза?

- Как у людей хватало сил на описание родственника?

Это тоже один из наших этапов работы. Сначала наши специалисты психологически готовят людей к тому, что им предстоит сделать в этой ситуации. Также вместе с близкими погибших мы участвуем в составлении описания примет покойных, что помогает в дальнейшем облегчить и ускорить процедуру идентификации тел. Мы сопровождаем проведение процедуры опознания, стараясь сделать эту процедуру наименее травматичной для людей, которые потеряли родных.

- Какие вопросы вы задавали?

Мы задаем конкретные вопросы. Если человек не мог описать, мы рисовали. В этом случае необходимо иметь собственный богатый словарный запас, чтобы давать возможность выбора людям из описания. Когда мы задавали наводящие вопросы, люди лучше ориентировались.

- Психологически людям тяжело было описывать?

С одной стороны, это тяжелый момент, но с другой - он подводит человека к осознанию произошедшего. Помню, после одной катастрофы мне пришлось с одним молодым человеком описывать его отца. Он мне говорил: «Ну как я могу описать его лицо?..» Я подвела его к портретам людей: «Выбирайте, на кого похож?» Парень пришел в себя и начал рассказывать. Эта процедура может показаться жестокой, но она тоже помогает медленно прийти к осознанию того, что случилось.

- Сколько всего психологов работало в Санкт-Петербурге?

46 психологов МЧС и 10 психологов РС ЧС. Работали круглосуточно.

За 4 дня вы сблизились с семьями погибших, узнали их истории. Вы продолжите свое общение позже? Или отработали, и точка?

Это очень важный вопрос. Каждый специалист сталкивается с этим моментом. В таких ситуациях мы правда сближаемся с семьями. Горе объединяет людей. Человек в момент трагедии становится беззащитным, уязвимым, но при этом очень чутким, восприимчивым. И если между психологом и родственником погибшего возникают доверие и сближение, то возникает ощущение, что этот человек тебе очень близок и дорог. Действительно хочется узнать, как сложилась его дальнейшая судьба. Зачастую родственники просят наш телефон, приглашают в гости, просят встретиться. Мы никогда не оставляем свои личные телефоны, не берем их адреса и никогда ничего им не обещаем, никогда не приезжаем в гости. Потому что мы находились рядом с ними в момент наивысшего горя. Они потом построят свою жизнь, научатся жить заново, и если мы снова появимся в их жизни, то вернем их обратно, туда, где им было тяжело. Поэтому ни спасатели, ни психологи никогда не встречаются и не поддерживают отношения с теми, кого когда-то спасали. Мы не возвращаем людей туда, где им было плохо.

Загрузка...
Top