Что такое благо и как его достичь. Какие блага необходимые человеку? Чем суть понятия благо

Какие блага необходимы человеку?

Как перейдешь границу, так приятное становится отвратительным. Демокрит, древнегреческий ученый

Прочитав, ты узнаешь:

  • ? Чем удовлетворяются потребности человека.
  • ? Какова роль природы в удовлетворении твоих нужд.
  • ? Каким образом общественное производство предоставляет тебе все необходимое.
  • ? В чем заключаются отличия во благах, которые удовлетворяют твои нужды в пище и образовании.
  • ? можно ли одну и ту же потребность удовлетворить по-разному.
  • ? Существует ли определенная связь между вещами, которые удовлетворяют твои нужды.

Из прошлой темы ты уже знаешь, что для своей жизни человек должен удовлетворять разнообразнейшие нужды. Что ей для этого необходимое?

Что такое блага и какие из них удовлетворяют наши нужды. Ощутив жажду, ты пьешь чай, кофе, воду. Замерзши, ты одеваешь теплую одежду. Экономисты говорят: "Все, что удовлетворяет наши нужды, - это блага". Часть необходимых для жизни человека благ он берет от природы. Этот воздух и солнечные лучи, источники воды и водоема, лесные ягоды и орехи, грибы и рыба, цветы и врачебные растения. Все это - бесплатные блага.

Бесплатные блага люди не создают, а находят в природе в готовом для использования виде. Бесплатность таких благ относительна. Она означает только то, что эти блага не являются продуктом человеческой работы, а получены от природы. В определенных неблагоприятных условиях в обществе возрастает количество так называемых бесплатных благ, они становятся платными для пользователя (питьевая вода, врачебные растения, земля, чистый воздух и т.п.).

Тем не менее, человеку надо значительно больше благ, чем природа способна дать. Поэтому люди научились добывать и создавать необходимые им блага. Так вот, те блага, которые человек специально создает, вырабатывают с целью удовлетворения своих нужд, называют экономическими. Взглянув на вещи, которыми ты пользуешься в жизни, ты согласишься, что все они произведены на разных заводах и фабриках ради удовлетворения твоих нужд. Это - экономические блага, необходимые тебе в жизни. Примерами экономических благ могут служить , автомобиль, телевизор, лыжи, авторучка, велосипед.

Экономические блага отличаются от бесплатных тем, что является результатом сознательной человеческой работы, ориентированной на производство определенных благ для удовлетворения определенных нужд. Поэтому экономические блага всегда количественно ограничены. Создание экономических благ осуществляется осознанно, т.е. соответственно предыдущему замыслу или плану. Процесс создания человеком благ отличается от инстинктивных действий пчел, которые создают ячейки из воска, или бобров, которые строят запруды, тем, что действия человека направлены на реализацию заранее поставленной цели.

И в конце концов, для создания экономических благ, человек должен использовать другие блага. Ведь твой свитер связан из шерсти, а ботинки изготовлены из кожи.

Ныне человечество вырабатывает десятки миллионов экономических благ, и все они, так же, как и бесплатные блага, назначаются для удовлетворения нужд человека.

Экономические блага, которыми пользуются люди, весьма разнообразны. Одними из них можно пользоваться много лет (мебель, холодильник, автомобиль). Такие экономические блага называют долгодействующими, т.е. вещами продолжительного пользования.

Другие экономические блага человек применяет лишь один раз. Это непродолжительные экономические блага (например, хлеб, сахар, ветчина, мороженое). Известный персонаж мультфильма Винни-Пух утверждал, что мед - это такая вещь, которая вот она есть, и сразу же ее нет.

Таким образом, критерием деления экономических благ на долгодействующие и непродолжительные, есть срок их использования человеком. Взаимозаменяемыми являются также ряд услуг. Например, транспортировка грузов и пассажиров можно осуществлять с помощью локомотивов, поездов или автомобилей. Кроме того, существуют товары, способные удовлетворять потребности человека лишь в комплексе. Это автомобиль и бензин, лыжи и лыжные ботинки, фотоаппарат и фотопленка. Такие товары называют взаимодополняемыми ими (или комплементарными).

Итак, чтобы жить, человек должен удовлетворять свои нужды разнообразными благами. Часть необходимых благ человек берет от природы, а большую их часть он вырабатывает сознательно. А что нужно человеку для создания этих благ? Об этом ты узнаешь из следующей темы.

Давай повторим

  • Блага - это все то, что удовлетворяет наши нужды. Различают блага:
  • Бесплатные блага - это блага, которые люди не создают сами, а берут от природы.
  • Экономические блага - это блага, которые человек специально создает, вырабатывает для удовлетворения своих нужд.

Экономические блага в зависимости от срока использования делятся на долгодействующие и непродолжительные.

  • Долгодействующие экономические блага - это блага, на которых человек вырос и чем пользуется продолжительное время.
  • Непродолжительные экономические блага - это блага, которые человек вырабатывает и использует сразу.

Экономические блага разделяют на товары и услуги.

  • Товары - это экономические блага, которые принимают овеществленную форму
  • Услуги - это экономические блага, которые предоставляются в форме полезных действий или обслуживания.

Товары и услуги могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.

  • Взаимозаменяемыми (субституты) товары - это товары и услуги, способные удовлетворять одну и ту же потребность человека.
  • Взаимодополняемыми (комплементарные) товары - это товары и услуги, способные удовлетворить определенную потребность человека в комплексе.

Проверь себя

1. В каком перечне приведены лишь бесплатные блага:

  • а) кока-кола, платье, лыжи;
  • б) пиво, магнитофон, посуда;
  • в) хворост, минералы, солнце;
  • г) бумага, резина, автомобиль.
  • В каком перечне точно приведены экономические блага:
  • а) услуги врача, дрова, воздух;
  • б) компьютер, орехи, макароны;
  • в) папиросы, тепло, книжки;
  • г) масло, станок, кока-кола.
  • Что отличает услуги от товара:
  • а) редкость;
  • б) способность удовлетворять потребности человека;
  • в) неощутимость;
  • г) польза.

Дай ответ на вопрос

1. Какая существует связь между нуждами и благами?

2. Как можно определить понятие "блага"?

3. Какие блага всегда количественно ограничены?

4. Что общего между товаром и услугой?

5. В чем отличие между товаром и услугой?

6. Какие товары можно назвать комплементарными?

1. Способны ли бесплатные блага превратиться в экономические?

2. Одна и та же потребность человека может удовлетворяться разнообразными экономическими благами. А способно ли любое экономическое благо удовлетворять разнообразные нужды людей? Если так, приведи примеры. Если ни - аргументируй свой ответ.

3. С каким свойством нужд связано то, что товары могут быть взаимозаменяемыми?

Вопрос для обсуждения

1. Существуют ли определенные границы в использовании человеком экономических благ?

2. Человек не может сразу одеть несколько пар обуви или костюмов. Почему же тогда все страны стремятся увеличивать производство товаров и гордятся тем, что в расчете на одного жителя своей страны вырабатывается больше благ чем у других?

Советы деловому человеку

  • Возобновляйте ассортименты продукции, которая производится. Помните, что следует не только вырабатывать нужный товар, а и создавать новый, способный удовлетворить одну и ту же потребность, но на высшем уровне.
  • Изучайте товары конкурентов, ведь они удовлетворяют одну и ту же потребность человека, что и ваши.
  • Изучайте товары-субституты, которые, попав на рынок, способны "забрать" вашего потребителя.

Экономисты говорят, что блага - это все, что может удовлетворить потребности человека. А вот с точки зрения философии оно заключает в себе конкретное положительное значение или смысл, явление или предмет, которое удовлетворяет те или иные и отвечает целям и потребностям общества.

Блага природные и экономические

Некоторые необходимые блага человека берутся из окружающей среды (природы), например солнечный свет, вода, воздух, съедобные плоды и травы, мясо и молоко, рыба. Все они даны природой, то есть являются бесплатными, поскольку они не создаются людьми. Однако эта бесплатность для многих из них весьма относительна, ведь для их добывания или получения люди прилагают определенные усилия. Например, очищают воду для того, чтобы она стала пригодной для питья, собирают плоды с деревьев, доят корову для получения молока. В результате этих действий природные блага из бесплатных переходят в разряд платных, то есть экономических.

С каждой новой ступенью развития человечества люди стали нуждаться в средствах, которые невозможно было найти в природе в чистом виде. Поэтому они стали добывать и научились собственноручно создавать необходимые для их жизнедеятельности предметы, позже были изобретены механизмы, которые помогали человеку в создании более сложных экономических благ. И с кажым новым периодом времени они усложнялись и совершенствовались. Одним словом, экономические блага - это добытые и созданные усилиями людей предметы (товары). К ним относятся почти все, что сегодня окружает нас. Кстати, весь процесс создания того или иного материального блага происходит осознано, а не инстинктивно, как деятельность, например, пчел.

Сегодня в мире производятся миллионы экономических благ. Все они наряду с бесплатными направлены на удовлетворение человеческих потребностей. И если в первобытном обществе создавались исключительно предметы первой необходимости, то сегодня многие блага служат удовлетворению не только физических, но и духовных

Долговременные и кратковременные блага

Бывают долговременными и кратковременными. К первым относятся те предметы, которыми можно пользоваться на протяжении многих лет, например дома, мебель, автомашины, бытовые приборы. Кратковременные блага - это те предметы, которыми мы пользуемся недолго, например продукты питания, то есть К экономическим благам также относятся услуги, они также могут быть продолжительными и непродолжительными.

Материальные и нематериальные блага

Все те средства, которые направлены на удовлетворение наших потребностей, могут быть как нематериальными, так и материальными, то есть ощутимыми. Нематериальные блага - это те ценности, которые создаются непроизводственным путем. Они могут способствовать развитию человеческих способностей и служат удовлетворению К ним относятся искусство, репутация. Эти блага подразделяются на внутренние, то есть те, которые даны человеку природой (идеальный слух, певческий голос, поэтическое начало, умение рисовать и лепить) Иначе мы их называем талантами. А вот внешние нематериальные блага - это то, что получаем мы извне также для удовлетворения наших потребностей (связи, репутация, отношения с друзьями и коллегами). Кстати, если вы заметили, понятие блага имеет непосредственную связь с другим философским понятием - ценности. Просто то, что представляет ценность для одного, для другого может ничего не означать.

Благо добро (греч. άγαθον, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ. good) - понятие, издавна занимающее философов-мыслителей, играющее важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому входящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенные стремления и мероприятия политического союза - государства.

I) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческой потребности или стремления, а потому и цель каждого стремления, мыслители еще древнего классического мира (Платон, Аристотель и многие различные школы, их учения развивавшие) разъяснили: во-первых, что самое понимание блага субъективно, почему и стремления людей весьма различны; во - вторых, что, тем не менее, каждое благо есть цель, для достижения которой является человеческое стремление, деятельность, предприятия человека; в-третьих, что, несмотря на субъективное понимание, блага человеческие в обобщении могут представить три категории: 1) материальные блага, достижение которых доставляет человеку чувственное наслаждение, удовольствие; 2) духовные блага - понимание красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворение разумным стремлениям человека; 3) спокойствие духа, рождающееся от сознания выполнения обязанности, - нравственное благо, добродетель; 4) наивысшее благо - εύδαιμονία, благополучие (см. это сл.), заключающееся в достижении всех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цель человеческой жизни, которой соответствует и самая высокая деятельность политическая, возможная только в государстве, почему древними мыслителями государство и рассматривалось как средство для достижения благополучия.

Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильно подняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений. Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о любви к ближнему в корне изменяет представление о благе: благом уже представляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам, но и доставление выгоды другому. Господствовавшее до тех пор начало эгоизма ставится рядом с новым, твердо и величественно поставленным началом альтруизма: не только собственное благо, но и благо другого составляет действительное благо человека. Высокое христианское учение о братстве и братской любви только постепенно делается достоянием человечества. Долгий период варварства и толкователей-исказителей отодвинул человечество от верного понимания указанного христианством понятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени, тем более растет эта сколько простая, столько и величественная истина об альтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм и может вести вперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения.

Когда после средневекового гнета и тяжких недоразумений жаждавшие мысли обратились к творениям древних мыслителей, этика последних, их воззрения на благо и благополучие подействовали на первый раз чарующим образом, и в XVI и XVII ст. возник целый ряд эвдаймонических теорий (см. это сл.), разъяснявших и толковавших более или менее удачно учение Аристотеля и продолжавших его школу. Но наступила и критика воззрений на государство как на средство обеспечить благополучие, а вместе с тем и критика воззрений на благо. Нечто новое сравнительно с философами, подражателями древних, говорит знаменитый Бакон (см. это сл.):

Этика , долженствующая положительным методом разобрать образ действий человеческой воли, указывает идеалы добра и способ, которым человек может его достигать. Идеал добра вытекает из двоякого естественного стремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться притом частицею какого-нибудь большого (общественного) целого; первое составляет благо частное, второе - благо общественное. Особенную широту воззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст. Локк (см. это сл.), очистивший парадоксальное учение Гоббеза (см. это сл.) об эгоизме и сделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая о благе, он считает нравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью и разбивает совершенно Гоббеза, полагавшего, что в естественном состоянии у человека есть возможность действовать совершенно по своему произволу, а в государстве человек может действовать и стремиться не иначе, как при полном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии, и в государстве человек пользуется и должен пользоваться свободою, ограничиваемою только благом других. Эти идеи его были развиваемы многими англ. мыслителями в так называемых системах доброжелательства. К таким же приблизительно выводам еще ранее пришел Декарт , из идей которого и вышли толкования Пуфендорфа и Томазия. Особенно же сильно повлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма как любви человека к ближним вследствие любви его к Богу этика Спинозы (см. это сл.). Французские мыслители конца XVIII ст., подготовившие почву для теории утилитаризма, которую так блистательно развил Бентам (см. это сл.), ставивший целью государства возможно большее счастье для возможно большего числа людей, и критическая философия Канта, разъяснившая юридические задачи государства - привели мыслителей XIX стол. к воззрениям хотя и разнящимся в подробностях относительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся к верному пониманию евангельского учения о благе, заключающемся в христианской любви к ближнему.

II. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью экономических законов , изучаемых политическою экономиею. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самых классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественною жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологиею , или обществоведением (см. это сл.).

III. Количество всякого рода благ и способы распределения их между членами общества, составляющего политический союз - государство , предопределяет могущество и политическое значение последнего. Потому задачею государства и предметом особой его политической или полицейской деятельности (см. это сл.) должно быть создание таких общих и одинаковых для всех условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ были бы для всех и каждого возможны. Такая государственная деятельность опирается на умение согласовать нормы положительного закона с требованием естественного закона развития и законов экономического и социального. Методы такого соглашения и причины различного достижения разными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейское право" (см. это сл.).
И. Андреевский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Благо" в других словарях:

    Позитивный объект интереса или желания. Во втор. пол. 19 в. понятие Б. непосредственно связывается с понятием ценности (Г. Риккерт и др.). В более узком, этическом смысле понятие Б. совпадает с понятием добра. Вопрос о соотношении Б. и ценности… … Философская энциклопедия

    БЛАГО - БЛАГО (греч. τὸ ἀγαθόν, τὸ εὖ, τὸ καλόν; лат. bonum) в философии: конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению; в богословии одно из божественных имен. Слова «благо», «благой», «хороший» (ἀγαθός, bonus, англ. good,… … Античная философия

    Благо, добро (греч. agaJon, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ.good.) понятие, издавна занимающее философов мыслителей, играющееважнейшую роль в области общественной, экономическо социальной, и потомувходящее и в сферу государственной политики … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    1. БЛАГО, а; мн. блага и (разг.) блага, род. благ; дат. благам и благам. ср. 1. только ед. Высок. Благополучие, счастье, добро. Стремление к общему благу. Употребить власть во б. кому л. Счесть за благо (признать правильным, разумным). 2. только… … Энциклопедический словарь

    Благо - Благо ♦ Bien, Tout Est Все есть благо, провозгласил Лейбниц, а Вольтер в своем «Кандиде» подверг этот оптимизм убедительной насмешке. Действительно, весь наш опыт неумолимо свидетельствует о полной абсурдности предложенной Лейбницем формулы … Философский словарь Спонвиля

    В философии то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Высшее благо (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство … Большой Энциклопедический словарь

    См … Словарь синонимов

    1. БЛАГО1, блага, ср. 1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ. 2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книжн.). Поеду на юг: там все земные блага. ❖ Всех благ (разг. фам.) до … Толковый словарь Ушакова

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Всякое средство, удовлетворяющее человеческую потребность, есть благо . Для выполнения этой функции блага должны обладать полезностью. Полезность - это годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Незнание полезных свойств вещей исключает их из состава благ. Например, каменный уголь до XVIII века практически не исполь­зовался в экономике и, следовательно, не был благом.

Полезность благ может проявляться как в материальной, так и нематериальной форме. Так, картошка на нашем обеденном столе - вещь сугубо материальная, в то же время книги, газеты, телеви­зор приносят нам блага нематериального характера.

Блага, используемые человеком, делятся на экономические и неэкономические. К экономическим относятся блага, возможнос­ти получения которых по отношению к человеческим запросам ог­раничены. Иными словами, экономические блага редки.

Неэкономические блага наличествуют в окружающем нас мире в неограниченном количестве. Поэтому потребности в них удовлет­воряются полностью. К ним относятся свободно воспроизводимые природные блага: воздух, свет, вода.

Неэкономические блага переходят в разряд экономических, если происходит или увеличение потребности в них, или сокра­щаются источники их поступления. Например, вода, бегущая из источника в лесу, является неэкономическим благом. Вода же, поступающая к нам в квартиру по водопроводу, - это экономичес­кое благо, так как ее количество по отношению к нашим потреб­ностям ограничено.

Применительно к экономическим благам принципиальное значение имеет проблема определения их ценности. В свое время А. Смит сформулировал известный парадокс об алмазе и воде. « Нет ничего полезнее воды, - отмечал Смит, - но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество товаров». Разрешение парадокса было дано в рамках австрийской экономической школы. По их мнению, ценность благ напрямую зависти от их редкости по отношению к человеческим потребностям.

Экономические блага подразделяются на материальные и нема­териальные. В свою очередь материальные блага делятся на предметы потребления (прямые блага), средства производства (косвенные или производственные блага) и услуги.

Прямые блага поступают конечному потребителю (населению) непосредственно в виде продуктов питания, одежды, обуви и т.д. Различают потребительские блага краткосрочного пользования, срок службы которых менее года (например, пища, лекарства, сюда же относят одежду) и блага длительного пользования (ме­бель, автомобили, телевизоры и т.д.).

Косвенные блага опосредуют процесс получения предметов по­требления. Они необходимы не ради самих себя, а ради потреби­тельских благ, которые производятся с их помощью. По способу участия в процессе производства они подразделяются на двегруппы:

1. Средства труда, используемые в производ­ственном процессе многократно и не становящиеся частью гото­вой продукции. Сюда относятся здания, машины, оборудование.

2. Сырье и материалы, полностью использу­емые в одном производственном акте и становящиеся частью го­тового продукта (железная руда при производстве чугуна и ста­ли, материалы при изготовлении одежды и т.д.).

Между производством и потреблением существует сфера мате­риальных услуг. Она обеспечивает, например, транспортировку производимых благ от производителей к потребителям, хранение, упаковку, продажу продукции и т.д.

Нематериальные блага связаны с удовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним нематериальным благам относится вся со­вокупность физических, нравственных, культурных, деловых и профессиональных данных человека. Иными словами, внутренние нематериальные блага - это, в первую очередь, тот духовный багаж, которым располагает каждый человек.

К внешним нематериальным благам относятся блага, которые оказывают данному человеку другие люди в нематериальной фор­ме (услуги адвоката, преподавателя, священника и т.п.).

Кроме того, экономические блага могут классифицироваться по формам потребления на индивидуальные и клубные (общественные).

Загрузка...
Top