День Святого Патрика: традиции удивительного праздника. Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты St patrick s day что за праздник

Ежегодно 17 марта отмечается День святого Патрика - покровителя Ирландии. Этот праздник уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами Изумрудного острова. 17 марта часть жителей Аргентины, Великобритании, России, США, Японии и других стран становятся "немного ирландцами".

В конце IV в. в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы родился сын - Мэвин Суккат, которого впоследствии весь мир узнал как святого Патрика. Несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Когда ему было 16 лет, его захватили в плен пираты. Его продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. Именно там он пришел к христианской вере. Согласно преданию, бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию, некоторое время перед этим проведя в монастырях Галлии (современная Франция). В Британии ему было видение, которое предписывало ему вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Мэвин вернулся в Галлию, где завершил свое образование, был рукоположен в дьякона под именем Патрик, позже был возведен в сан епископа. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии , и в 30-е гг. V в. будущий святой начал свою миссию.

Считается, что особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно стараниями Патрика было принято практически бескровно.

С личностью святого Патрика и его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом. Кроме того, широкое распространение получила легенда о том, как он объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера (бог един в трех лицах, как три листка, растущие от одного стебля). Также считается, что за твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за 7 лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих . Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Помимо Ирландии, св. Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика в качестве своеобразного национального праздника еще в X‑XI вв., причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора. В начале XVII в. этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 г. День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В этом же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из‑за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970е гг.). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. К христианским относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick, на которой святой молился и постился 40 дней. Также христианским считается обычай прикреплять в этот день к одежде трилистник.

К народным относится традиция распития хотя бы одной рюмки спиртного в каком-нибудь пабе. Изначально наиболее распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии очень популярным стал эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" ‑ единица измерения выпиваемого виски. До того, как выпить последний стакан виски, необходимо было положить в стакан трилистник. Это называлось "осушить трилистник". Выпив виски, трилистник полагалось бросить за спину через левое плечо - на счастье.

По народной же традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник . Впервые об этом обычае упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты святого Патрика. Вплоть до XVIII века обычай ношения трилистника считался вульгарным, но с течением времени традиция прижилась.

Помимо трилистника, символами этого дня также считаются лепреконы (сказочные существа маленького роста, шьющие обувь для других сказочных существ и являющиеся хранителями сокровищ), арфа (изображена на гербе Ирландии) и шилейла (дубовый или терновый посох с загнутым концом, использовавшийся, помимо прямого назначения, как клюшка для игры в керлинг).

В День Святого Патрика готовят особые блюда. Несмотря на то, что 17 марта, как правило, выпадает на Великий пост, в этот день готовят мясо: существует народное поверье, что в этот день св. Патрик превращает все готовящееся мясо в рыбу. Традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной. Кроме того, существует множество блюд, в приготовлении которых используются разные сорта пива.

В День святого Патрика устраиваются парады, первый из которых прошел на территории современных США в XVIII в. Право называться первым городом, в котором прошел такой парад, оспаривают Нью‑Йорк и Бостон. Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Помимо Нью‑Йорка и Бостона, это Филадельфия, Атланта и Чикаго. Именно в США зародилась традиция дружески щипать тех, кто не одет 17 марта в зеленое. Кроме того, во многих американских городах существует традиция в День святого Патрика красить водоемы в зеленый цвет. Считается, что начало традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго: они окрасили ее воды зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.

В Ирландии первый такой парад состоялся в 1931 г.

Празднования в честь св. Патрика проходят также в Аргентине, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии и других странах.

В России парад в честь Дня святого Патрика проходил с 1992 по 2010 гг. Инициаторами проведения этого мероприятия стали президент ирландской компании "Аэр Рианта" Дерек Кео и Юрий Лужков, бывший тогда заместителем главы Московского городского Совета. В 2011 г. посол Ирландии в России заявил об отмене парада.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Если тебе повезло быть ирландцем…
То тебе уже очень повезло!
Ирландская поговорка

Один раз в год, 17 марта, открывается портал между реальным миром и сказочным: на зелёных улицах толстосумы-лепреконы штопают башмаки, хрупкие фейри подтрунивают над седовласыми друидами, по брусчатке разливаются пенные пивные реки, а гигантские волкодавы уверенной поступью вышагивают вокруг хозяев. День святого Патрика, как и его участники, овеян диковинными легендами и чудными стереотипами, с частью которых мы попробуем разобраться.

Ирландский заклинатель змей

(Sicarr / Flickr, CC BY 2.0)

Самый зелёный праздник года носит имя покровителя Ирландии, святого Патрика. Суккат Мэйвин - так звали Патрика до принятия церковного сана - родился примерно в 385 году на юго-западе Британии. Хотя отец Патрика был диаконом, мальчик не проявлял особого интереса к религии; его вера пробудилась в 16 лет, когда его пленили ирландские бандиты и продали в рабство. В Ирландии Патрик работал пастухом, а потому долгие часы проводил среди зелёных холмов в размышлениях о Боге. Спустя шесть лет Патрику удалось бежать в Британию, где он избрал путь священнослужителя и был наречён именем Патриций. Однажды к нему явился ангел и передал письмо от ирландцев: они просили Патрика вернуться в страну своего былого заточения. В 40 лет он вновь отправился в Ирландию, но уже как миссионер, и посвятил свою жизнь приобщению ирландских язычников к христианской вере.

Фигура святого Патрика овеяна легендами. Самая известная гласит, как он изгнал змей с Изумрудного острова. Хотя доказательств того, что на территории Ирландии в то время водились змеи, нет - они не смогли пережить последний ледниковый период, - в истории есть доля истины: это вполне могла быть метафора прежних религиозных убеждений ирландцев, которые вытеснила истинная вера.

Американо-ирландские корни

День святого Патрика приходится на 17 марта, день смерти святого. Праздновать его начали уже в IX веке, но торжество ограничивалось тихим семейным ужином; современного размаха праздник достиг благодаря находчивым ирландским переселенцам в Америке.

Первые парады были масштабным военным мероприятием

Первое масштабное чествование святого Патрика прошло в Бостоне в 1737 году: тогда за официальным ужином собралась большая группа переселенцев из Ирландии. Спустя 25 лет в Нью-Йорке состоялся военный парад, в котором участвовали полковые музыканты ирландского происхождения. Парад был устроен, чтобы отдать дань корням и поддержать традиции на новой земле. Постепенно праздник разрастался, заражая «зелёным вирусом» и другие страны. Вершиной коммерциализации Дня святого Патрика стал дипломатический жест ирландского посла: он вручил тогдашнему президенту США, Гарри Трумэну, коробку трилистников. С тех пор это стало традицией.

Традиция тянется с 1952-го года (Фото: Lawrence Jackson)

В Ирландии всё было иначе: праздник долгое время оставался религиозным, а первый парад добрался до берегов Изумрудного острова только в начале 1930-х. Проходил он тогда «всухую»: закон запрещал в этот день употребление спиртных напитков, чтобы избежать повального пьянства, а потому все пабы были закрыты. В 1970-м, после отмены закона, ирландцы присоединились к всемирному празднованию Дня святого Патрика на американский манер. В середине 1990-х ирландское правительство решило продлить парад до пяти дней, что привлекло в страну немало туристов.

Глобальное «озеленение»

Самые громкие празднования Дня святого Патрика по-прежнему проходят в США. Американский чемпион по «зелёному безумию» - город Чикаго: во время праздника местная река на несколько часов перекрашивается в зелёный. Традиция началась в 1962-м благодаря Стиву Бэйли, организатору парадов, а по совместительству и главе профсоюза сантехников. Он заметил, как краситель, предназначенный для поиска очагов загрязнений в реке, окрасил комбинезон коллеги в изумрудный цвет. Тогда и родилась идея перекрасить целую реку. План сработал безупречно, а город получил в копилку новую наживку для туристов.

Как будто где-то пролили дикий огонь! И всё же такая махинация безобидна для окружающей среды (Фото: Mike Boehmer / Flickr. СС-BY)

Американцы умеют продвигать свои бренды - подвернись им любой другой национальный праздник, они бы сделали и из него всемирный культ, - а потому неудивительно, что День святого Патрика где только не отмечают. Самой первой его встречает Новая Зеландия - самая удалённая от Ирландии страна.

Празднует и Нигерия. В 1961 году, когда страна получила независимость, её покровителем был назван святой Патрик. На сегодняшний день в Нигерии живёт немало потомков тех, кто был обращён в христианство ирландскими миссионерами пару веков назад.

Окрашивание достопримечательностей в зелёный цвет - один из самых распространённых флешмобов в мире! (Фото: Martin Falbisoner / CC-BY-SA)

За исключением Ирландии и некоторых штатов Америки, единственная страна, где День святого Патрика - государственный праздник, это Монтсеррат. Жители карибского острова вспоминают неудавшееся восстание, которое произошло в этот день в 1768 году. Несмотря на неудачный исход, бунт стал криком о свободе, об избавлении от оков.

Карибский Изумрудный остров и Ирландию связывают давние узы: в XVII веке многие уроженцы Ирландии нашли убежище в Монтсеррате, принеся с собой ирландскую культуру. Отголоски этих событий встречаются повсеместно: это и флаг Монтсеррата с женщиной в зелёном одеянии с распятием и арфой, и печать в паспорте в форме трилистника, и названия улиц и целых районов. Несмотря на то, что многие рабовладельцы, против которых бунтовали жители острова, были ирландцами, сейчас Ирландия воспринимается там в позитивном свете.

Fun with Flags от Шелдона Купера: изображение девушки с арфой, Эрин, женской персонификацией Ирландии - не только часть флага, но и герб Монтсеррата

В Мексике День святого Патрика - военный праздник в честь батальона святого Патрика (El Batallón de los San Patricios). В батальоне состояли европейские иммигранты, главным образом ирландцы: они дезертировали из армии США (во многом из-за разницы в религиозных убеждениях с американскими солдатами) и стали сражаться на стороне Мексики в войне 1846–1848 гг. Многие из них удостоились наград за храбрость - и все же в этой войне Мексика потерпела поражение, а многие солдаты батальона были повешены и приговорены к каторжным работам. В память о кровавых событиях Североамериканской интервенции мексиканцы проводят ежегодные парады.

День святого Патрика празднуют даже в космосе. Астронавты международной космической станции то и дело передают «зелёный» привет на землю: Кэди Коулман сыграла мини-концерт на антикварной флейте, Крис Хэдфилд поделился кавером на балладу Danny Boy, а в этом году Шейн Кимбруг твитнул в подарок землянам фотографию Дублина из космоса.

Привет дублинцам от Криса Хэдфилда!

Россия празднует День Святого Патрика с 1992 года. Тогда в Москве при содействии ирландцев стали открываться первые магазины Duty-Free - сперва в Шереметьево, потом на Арбате, а в довесок соорудили и бар. Вскоре кто-то из команды проекта предложил сделать официальный праздник, и московские ирландцы провели его в привычной традиции - с тех пор празднования проходят почти ежегодно.

Столица в зелёных тонах

Этот год - юбилейный: в Москве в пятый раз прошла «Неделя Ирландии», в десятый - фестиваль ирландского кино, в двадцать пятый - парад святого Патрика. А накануне «зелёной» недели РПЦ признала День святого Патрика - правда, отмечать его будет по старому стилю, 30 марта.


В этот раз к нам приехали музыканты из Ирландии, группы Realta , Leif , Waldorf and Cannon , а также группа с очень правильным названием Streams of Whisky . Заглянули к москвичам и солисты самого известного шоу ирландских танцев Riverdance , Эшлин Райан и Брендан Доррис.

В этом году московская неделя Ирландии прошла по привычным лекалам. Кинофестиваль порадовал новинками - особенно запомнились «Чертовски симпатичен» и жизнеутверждающий «Синг Стрит». Приобщиться к культуре Зелёного острова можно было на лекциях, посвящённых биографии святого Патрика и ирландскому языку.

Ирландцы умеют и веселиться, и вести деловые переговоры - а День святого Патрика для этого подходит идеально.

Кульминацией фестиваля стал традиционный парад, на который подтягивается всё больше русских «ирландцев» с детьми, бабушками и дедушками, отчего в России праздник преображается в семейное культурное мероприятие. «Патрик» стал походить на Масленицу: целую неделю народ лакомится вредными вкусностями типа сырных шариков и ходит в пабы, а на выходных устраивает хороводы под волынку и мёрзнет в ожидании парада, иногда согреваясь глотком виски. Да и сам город становится зеленее, а москвичи излечиваются от весенней хандры. Может быть, секрет такой популярности праздника в России - в том, что мы похожи на ирландцев по духу: открытые, любим повеселиться, поговорить по душам, а заодно и выпить.

Какой день святого Патрика обойдётся без волынщиков…

…и ирландских танцев!

Подготовка реквизита

Как определить, что сегодня - День святого Патрика? Разумеется, по толпам зелёных людей (если это, конечно, не эпидемия ветрянки): кислотно-салатовые трилистники, изумрудные лепреконьи шляпы с эмблемой Guinness, килты в тёмно-болотную клетку - 50 оттенков зелёного! Но мало кто знает, что на самом деле цвет Патрика - синий: обычно на гравюрах святой облачён в синие одежды.

Девиз парада – “Éirinn go Brách” – переводится с ирландского как «Ирландия навсегда»

В XVII-XVIII веках в Ирландии ношение зелёного считалось политической провокацией: он считался цветом Ирландского восстания 1641 года, и трилистник, знак ирландских войск, был запрещён. В Америке, напротив, носить зелёный не возбранялось, и люди мог открыто гордиться своим ирландским происхождением.

Зелёный цвет имеет ещё одно значение - это цвет католиков; протестанты предпочитают оранжевый. История уходит корнями к победе Уильяма III Оранского (Orange), короля Англии, Шотландии и Уэльса, над королём Джеймсом II, представлявшим католиков. Память об этом событии осталась и на ирландском триколоре из белого, оранжевого и зелёного цветов.




Кого только не встретишь в этот день на улице!

Ещё один обязательный элемент «патричного» реквизита - пиво . Особенно зелёное. Первым его сварил в начале 1900-х доктор Томас Куртин: он получил напиток ярко-изумрудного оттенка, искрящийся на весеннем солнце. Говорят, что сделал он это с помощью пары капель… Wash Blue, известного стирального порошка. Кстати, первое время незнакомое пиво нередко путали с другим зелёным пивом - напитком, не завершившим процесс ферментации, что делало его вкус неприятным и вызывало расстройства желудка.

Самый популярный зелёный атрибут праздника - трилистник , который многие ошибочно принимают за символ Ирландии вместо изящной арфы. Но и трилистник - важная часть ирландской культуры: по легенде, святой Патрик и многие проповедники до и после него объясняли простолюдинам идею Святой Троицы на примере трилистника, хотя исторических подтверждений этого нет. Ещё одна легенда гласит, что ирландцы прикрепляли к одежде листочек клевера, а в конце дня «топили» его в стакане виски и выпивали, веря, что это приносит удачу.

На парадах можно заметить и четырёхлистный клевер , ирландский символ удачи. Задолго до христианизации Ирландии друиды верили, что четырёхлистник оберегает владельца от проклятий и несчастий, а трилистник помогает увидеть злых духов, позволяя вовремя ускользнуть от нечисти.

Шанс найти в клеверных долинах четырёхлистный клевер равен 1 к 10 000. Почти нулевой. И кое-кто уже придумал, как на этом заработать!

Кстати, о злых духах. Кто бывал на парадах в честь святого Патрика, наверняка замечал миловидных барышень, облачённых в костюмы лепреконов. Вот только среди лепреконов не бывает особей женского пола! И репутацию скряг и обманщиков они получили незаслуженно, ведь своё золото они заработали честным трудом - кропотливой работой башмачника.

* * *

Ирландская культура подарила миру десятки очаровательных мифических существ, зажигательных танцев и сказочную музыку - всем этим мы можем насладиться на Дне святого Патрика. Правда, сам он имеет не так много общего с Изумрудным островом. Зато это повод поближе познакомиться с историей Ирландии и окунуться в её легенды.

Как пережить День святого Патрика

День святого Патрика - тяжёлое испытание для ног, голосовых связок и, конечно, печени, а потому нужно вооружиться небольшой порцией ирландской магии, чтобы не слечь после бурного празднования:

Расстройство желудка от сырных шариков и чесночных гренок? Обвяжите несколько веточек мяты вокруг запястья.

  • Хуже больного живота могут быть только нежданные гости после похмелья, а потому аккуратнее с кухонным полотенцем: уронишь - гость уже в пути.
  • Зудит левая рука - авось перепадёт мешочек золота от лепрекона, которое пригодится пополнить похудевшие карманы. Зудит правая рука - встретишь нового друга.
  • Удалось отхватить четырёхлистный клевер? Можно сделать пару ставок в покере. Главное, никому не показывать свой ирландский «Феликс Фелицис», иначе удача отвернётся.
  • Утром 18 марта на проводах болтается немало пар истрёпанных ботинок. А всё потому, что это бесплатный источник удачи!

(кон. IV в. – V в.)

Биография

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного - зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея - когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедь ю Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, - это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему - об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание . Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедь ю в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину , который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в вождя того или иного клана, - по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь , не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.

Святому, утверждавшему , приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, - сказали королю жрецы-друиды, - он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные - не всем, но несомненно одно - всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого - наследником его епископской кафедры.

Алексей Михеев

Небесный покровитель Ирландии святой Патрик ассоциируется во всем мире с шумными уличными гуляньями, сопровождаемыми употреблением традиционных для страны алкогольных напитков. Парады и музыкальные фестивали в его честь уже много лет проходят и в российской столице. А недавно просветитель Ирландии был включен в святцы Русской православной церкви. Прибавило ли это ему популярности и как православным верующим отмечать его день — в материале РИА Новости.

"Патрик наш!" — бурно отреагировали соцсети на прошлогоднее решение Священного синода. До этого в Русской церкви святого Патрика почитали лишь отдельные общины. Теперь вместе с ним канонизировали еще 14 святых, живших в Европе до раскола единой христианской Церкви на западную и восточную.

Нерусские корни

"А зачем нам вообще западный святой?" — этот вопрос задавали многие. "Он же католик!" — возмущались некоторые. Все точки над i постарался расставить митрополит Калужский и Боровский Климент. Он объяснил, что при принятии решения Синод руководствовался свидетельствами о безупречном исповедании этими святыми православной веры, отсутствием их имен в спорах между христианами Запада и Востока и современным их почитанием в зарубежных епархиях Русской церкви.

"Святой Патрик крестил тысячи людей и приводил к вере ирландских королей. Мы воспринимаем его, как грузины воспринимают свою святую Нину. Апологеты так называемого русского христианства почему-то совершенно забывают, что святитель Николай был совсем не русским человеком", — говорит священник русского собора Петра и Павла в Дублине отец Николай Евсеев.

Ирландцы, по его мнению, вообще очень близки русским по духу — с ними легко общаться и сразу находятся темы для разговора, добавляет он.

Не пивом единым

В России пока нет ни храма, посвященного апостолу Ирландии, ни даже его иконы. Да и сам день его памяти Русская церковь празднует не 17 марта, как западный мир, а спустя две недели — по юлианскому календарю. Но в любом случае обе эти даты приходятся на строгие у православных дни Великого поста. Впрочем, по выходным церковный устав разрешает выпить немного вина.

"Купим "Гиннесса" (знаменитое ирландское пиво. — Прим. ред.), сварим креветок и посидим после службы. Все остальное — на Пасху", — рассказывает настоятель одного из подмосковных храмов, попросивший не называть его имени. Креветки, как и прочие морепродукты, церковный великопостный устав также не запрещает по выходным.

"Большинство из тех, кто отмечает этот день пивом и гуляньями, — люди нецерковные. А для церковных людей важнее всего молитвенное почитание святого. К сожалению, именно это забывается в светской традиции: столько снято роликов и написано статей о Дне святого Патрика, но в них ничего нет о том, почему он стал святым", — сетует отец Николай.

Русские на вершине горы

Впрочем, нравится это кому-то или нет, День святого Патрика давно стал своего рода "днем Ирландии". Отчасти, по словам православного священнослужителя, это связано с продолжающейся секуляризацией Европы и всего западного мира. Но Церковь, традиционно сильная на ирландской земле, рук не опускает.

В РПЦ уважают День святого Патрика, но соблюдают пост Ко дню святого Патрика относиться нужно с уважением как к дню памяти святого, который совершается в западной традиции, и как к национальному ирландскому празднику, но к веселью в этот день православные присоединиться не могут, так как у них это время Великого поста.

"На вершине горы Крох стоит небольшая часовня, летом мы служим там литургию. С каждым годом с нами поднимается все больше людей, хотя многим это нелегко. Но все же уже три года мы поддерживаем такую благочестивую традицию — молимся там, где, по преданию, святой Патрик 40 дней провел в молитве перед тем, как принести островитянам христианство", — рассказывает отец Николай.

По другому преданию, на вершине Кроха просветитель Ирландии молился перед своей смертью, а в последний час бросил в воздух колокол, прося Бога, чтобы в стране не иссякла вера. Колокол подхватили ангелы. И они же охраняли могилу святого в первую ночь.

"Великий пост заканчивается, скоро Пасха. Наш храм не всегда может вместить всех, кто приходит в этот день. Очень хочется пожелать, чтобы верующие в России по возможности чаще обращали свои молитвы к замечательным святым ирландской земли", — заключает священник.

Тем временем один из ведущих производителей ирландского виски ко Дню святого Патрика анонсировал закрытую вечеринку в Москве с участием рэпера из Австралии. Главной темой станет "бархоппинг" — поход по питейным заведениям в компании друзей.

Я очень слабо соображаю во всяких религиях и потому удивился, прочитав, что Церковь в России будет отмечать каждый год 30 марта День святого Патрика — покровителя Ирландии. Такое решение было принято в начале марта 2017 на заседании Священного синода в Даниловом монастыре в Москве.

Причем тут Ирландия и Россия? Святой Патрик у меня почему то ассоциируется с алкоголем и с чем то зеленым.

Давайте все же немного подробнее выясним что там к чему...

17 марта - День святого Патрика - Национальный праздник Ирландии, который многие годы отмечается по всему миру. Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы — сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом. Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, — эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ.

Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно — компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук. Традиционно в День святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы, а также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Ньюйоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою солидарность с ними.

Русская православная церковь приняла решение включить в месяцеслов «святителя Патрикия, просветителя Ирландии», а также некоторых других святых из стран Запада, живших до окончательного разделения церкви на римско-католическую церковь и православную (это событие, вошедшее в историю под названием «Великая схизма», произошло в 1054 году). Таким образом, День святого Патрика с этого года официально присутствует в официальном церковном календаре Московской патриархии, однако он приходится на 30 марта - так же, как и, к примеру, Рождество, его решено отмечать по юлианскому календарю. Кроме того, в месяцеслов были включены имена преподобной Женевьевы Парижской, епископа Парижского святителя Германа, мученика Виктора Марсельского, мученика Албана Британского и других западноевропейских святых.

Святой Патрик - покровитель Ирландии и Нигерии, большая часть информации о котором почерпнута из его собственных автобиографических произведений.

А вот возможно некоторые заблуждения касаемо этого Святого Патрика:

17 марта - день смерти

Святой Патрик - святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

Не был ирландцем

Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее — то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

Рабство

В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

Трилистник - символ Святой Троицы

Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

Изгнание змей из Ирландии

Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

Не зеленый… Синий!

На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.

Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

Трилистник не является символом Ирландии

Трилистник - популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.

Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

В США больше ирландцев, чем в Ирландии

По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.

Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

День Святого Патрика в России

Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: «Святой Патрик, Святой Патрикий — по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви».

17 марта, до 1970 года, не пили

Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями и пивом в частности. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.

Однако сегодня пивные вечеринки в этот день стали традицией и, более того, в некоторых направлениях христианства в этот день смягчаются ограничения, связанные с постом, и разрешается употребление алкоголя.

А как у нас интересно будут относится к пивным возлияниям в этот праздник?


Давайте я вам еще напомню про или например и . Вот еще и что это за

Загрузка...
Top