Изложение с творческим заданием. Долгожданная встреча – изложение Сжатое изложение встречи с прошлым

…Школа, в которой ты учился. Дом, в котором жил. Двор – асфальтовый пятачок среди высоких стен. Здесь играли в «коцы», в «сыщиков и разбойников», менялись марками, разбивали носы. Хорошо было. И, главное, просто. Носы быстро заживали…
Но есть и другие встречи. Куда менее идиллические. Встречи с годами войны; с дорогами, по которым ты отступал, с окопами, в которых сидел, с землей, где лежат твои друзья. Но и в этих встречах – суровых и скорее печальных, чем радостных, – бывают такие, что вызывают улыбку.
Я долго бродил по Мамаеву кургану. Прошло восемь лет с тех пор, как мы расстались со Сталинградом. Окопы заросли травой. В воронках квакали лягушки. На местах, где были минные поля, мирно бродили, пощипывая траву, козы. В траншеях валялись черные от ржавчины гильзы, патроны…
В октябре – ноябре сорок второго года передовая проходила по этому самому оврагу. С одной стороны были немцы, с другой – мы. Как-то мне поручили поставить минное поле на противоположном скате оврага. Поле было поставлено, а так как вокруг не было никаких ориентиров – ни столбов, ни разрушенных зданий, ничего, – я на отчетной карточке «привязал» его к этой самой бочке, иными словами, написал: «Левый край поля находится на расстоянии стольких-то метров по азимуту такому-то от железной бочки на дне оврага». Дивизионный инженер долго потом отчитывал меня: «Кто же так привязывает минные поля? Сегодня бочка есть, а завтра нет… Безобразие!…» Мне нечего было ответить.

…Школа, в которой ты учился. Дом, Двор – асфальтовый пятачок. Здесь играли, менялись марками, разбивали носы. Хорошо было.
Но есть и другие встречи. Встречи с годами войны. Но и в этих встречах бывают такие, что вызывают улыбку.
Я долго бродил по Мамаеву кургану. Прошло восемь лет с тех пор, как мы расстались со Сталинградом. Окопы заросли травой. В воронках квакали лягушки. На местах, где были минные поля, мирно бродили, пощипывая траву, козы.
Обойдя весь курган, я спускался вниз по оврагу к Волге. И вдруг остановился, не веря своим глазам. Передо мной лежала бочка. Обыкновенная железная, изрешеченная пулями бочка из-под бензина.
В октябре – ноябре сорок второго года передовая проходила по этому оврагу. Как-то мне поручили поставить минное поле на противоположном скате оврага. Поле было поставлено, а так как вокруг не было никаких ориентиров, я на отчетной карточке «привязал» его к этой самой бочке. Дивизионный инженер долго потом отчитывал меня. Мне нечего было ответить.
И вот давно уже прошла война, и нет в помине ни Гитлера, ни минного поля, и мирно пасутся по бывшей передовой козы, а бочка все лежит и лежит.

Цели урока:

1. воспитывать чувство языка, умение слушать учителя;

2. развивать аналитические способности, логическое мышление учащихся через составление плана художественного текста.

3. обучать правильной речи: учить приёмам сжатия текст после подготовительного анализа, с опорой на план изложения.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

Коммуникативные

Соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

ХОД УРОКА.

I . Организационный момент.

(приветствие, знакомство с темой урока, определение целей урока).

II . Работа по подготовке к изложению.

1. Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста

(Рабочая тетрадь с.9-10)

Беседа по вопросам.

В: О чём рассказывается в тексте? Какова тема текста? Найдите в тексте микротемы.

В: Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?
(иногда бывает так, что знания о животных помогают сохранить жизнь)

Тема текста: Геологи в тайге встретили медведя .

Основная мысль: Геологи не знали, что медведь может лазать по деревьям, поэтому спасаясь на дереве могли погибнут, но их спасла повариха, которая вспомнила, что медведи боятся резких звуков.

В: Как вы думаете, ребята, как название текста отображает тему или главную мысль?

В: Определите тип речи текста.

2. Общее понятие о структуре рассказа. Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части. (первое предложение – вступление, последнее предложение – заключение, остальное – основная часть). 3. Составление плана и нахождение частей текста соответствующих пунктам плана..

ПЛАН.

    Геологи в тайге.

    Запах обеда.

    Встреча с медведем.

    Визг поварихи.

    Перепуганный медведь.

    Спасение жизни и обеда.

4. Составление рабочих материалов.

(записываем тему текста, основную мысль, план) запись производится в процессе разбора текста.

    Подумайте, какую информацию вы оставите длясжатого написания текста, какие способы сжатия вы используете.

Способы сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

6. Наблюдение над тем, как автор избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм.

На доску выписать:

Ø геологи, завизжала

Ø испуганные, перепуганный

III. Устный пересказ по частям (закрепление)

Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом.

IV . Работа в тетрадях. Написание изложения.

V . Домашнее задание . Ответить на вопрос: Почему нужно учиться хорошо?


1 абзац Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. 1 микротема Воспоминания делают нашу жизнь объёмной, глубокой, осмысленной. Сжатое изложение Человеческая память хранит множество воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (14 сл.). Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (89 сл.) Вопросы, вводные слова ПримерыПримеры ПримерыПримеры


2 абзац Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость. (55 сл.) 2 микротема Прошлое наполнено моими ощущениями и переживаниями. Сжатое изложение Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. (24 сл.) Пояснение, вводное слово Отр ицат ельн ый пара ллел изм Вводн ое слово, умоза ключе ние Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость. (55 сл.)


3 абзац А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом. (40 сл.) 3 микротема Через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Сжатое изложение А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Я помню их – и протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. (26 сл.) Обобщающее слово ПримерыПримеры Поя сне ние А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом. (40 сл.)


4 абзац Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни. (53 сл.) 4микротема Через воспоминания я становлюсь причастным к истории своей страны. Сжатое изложение Но мои личные воспоминания связаны и с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь наполняется смыслом. (19 сл.) Вводное слово УточнениеУточнение МетафораМетафора Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни. (53 сл.) ПовторПовтор


Сжатое изложение Человеческая память хранит множество воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Я помню их – и протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. Но мои личные воспоминания связаны и с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь наполняется смыслом. (83 сл.) Воспоминания делают нашу жизнь объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое наполнено моими ощущениями и переживаниями. Через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Благодаря воспоминаниям я становлюсь причастным к истории своей страны.

Ниже предлагаются тексты для изложений с творческими заданиями.

1. Сжатое изложение

Постоишь, поглядишь, послушаешь – и отправляешься утренним неспешным походом по своим владениям.
Поднимается солнце. Его ранний утренний свет неярок, желт, словно свечное пламя. В саду меж деревьев – полосы солнечного света. И вот уже маковки яблонь засветились. Спелые яблоки среди листвы горят желтизной и алостью, манят.
Пробуешь то и другое: горсть смородины, вишни.
Вишня – поздняя, и понизу ее уже всю обобрали. Осталась лишь у забора, в глушной тени, да на макушке. Переспелая, почти черная, самая сладкая, с косточковой горчинкой. Последняя, время ее прошло, больше месяца кормимся.
Первой всегда поспевает соседская вишня. Глянешь через забор – заалелась. В сортах вишни не особо я разбираюсь, различая лишь раннюю, позднюю, пресную на вкус «китайскую» ли, «войлочную» да еще «вечную», которая растет у нас давно и всех удивляет: с июля и чуть ли не до морозов ягоды на ней сияют и висят, не усыхая.
Но самая желанная, конечно, ранняя. Заалеется – и начинаешь ее щипать. Кислючая, скулы сводит, но охота после долгого ожидания.
При доброй погоде вишня спеет быстро. Вроде лишь вчера зарозовелась, а вот уже стоят деревца нарядные, глаз не отвести: по темно-зеленой листве – рдяной ли дождь, алый ли водопад, с маковки до земли. День за днем вишневые ягоды набирают сладости, призывая к себе старых и малых.

(Б.Екимов)

Задание. Озаглавьте текст, напишите сжатое изложение по вариантам:

I вариант – описание ранней вишни;
II вариант – описание поздней вишни.

2. Изложение с продолжением

ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ

Из кустов, всего лишь шагах в тридцати от меня, бесшумно выскользнуло нечто серое, похожее на большую собаку, и с опущенной головой затрусило мимо меня под гору. Я не сразу узнал волка. Уж очень он был худым и облезлым. Шерсть висела клочьями. На боках проглядывали лысины.
Я встал во весь рост. Не поднимая головы, волк продолжал бежать. Он не заметил меня. Но, попав на мой след, он сразу остановился и принюхался. Потом сделал несколько шагов по моему следу в обратную сторону и, поняв, что ошибся направлением, повернулся. Не отрывая носа от земли, он подходил ко мне. Я стоял не шевелясь. Он нюхал довольно долго, наконец поднял большую лобастую голову, и мы – худой, голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились глазами.
Мы находились друг от друга шагах в сорока, не больше...

(А.Шахов)

Задание. Почему автор не сразу узнал волка?
Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть, вариант, придуманный кем-то из вас, совпадает с тем, что задумал автор?

Продолжение

И мои глаза сказали ему многое, и прежде всего – что я не боюсь его. «Сейчас он убежит», – подумал я. Но волк продолжал стоять с поднятой головой. Он внимательно, очень внимательно смотрел на меня и, видимо, соразмерял – кто сильнее? Мне известно, что каждый зверь боится человека. Летом волк почти никогда не бросается на человека, и я не пожалел, что со мной не было оружия. Но почему он спокоен и не убегает?
Я громко крикнул. Хотелось видеть, как он с испуга бросится бежать. Но волк не двигался. Он продолжал смотреть мне в глаза. И тогда закралась мысль о защите. Он может напасть на меня. Я даже стал снимать ватник. В случае нападения накину его на голову зверя. И стисну морду и шею руками.
В ожидании борьбы по спине пробежал холодок. Поединок глазами продолжался минуту. Потом зверь повернул голову и нехотя, мелкой трусцой, побежал к кустам и скрылся в них. Волк не выдержал человеческого взгляда.
И когда опасность миновала, я почему-то разволновался, забилось сильно сердце.

3. Изложение, близкое к тексту

Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка, которую занес в школу какой-то мужик.
Дядя Ваня, конечно, наш шофер, – какой еще мужик! Наверное, дом у нас был закрыт, а ждать меня с уроков дядя Ваня не мог – вот и оставил в раздевалке. Я с трудом дотерпел до конца занятий и кинулся вниз. Тетя Вера, школьная уборщица, показала мне на стоящий в углу белый фанерный ящичек, в каких снаряжают посылки по почте. Я удивился: почему в ящичке? Мать обычно отправляла еду в обыкновенном мешке. Может быть, это и не мне вовсе? Нет, на крышке были выведены мой класс и моя фамилия. Видно, надписал уже здесь дядя Ваня – чтобы не перепутали, для кого. Что это мать выдумала заколачивать продукты в ящик?! Глядите, какой интеллигентной стала!
Нести посылку домой, не узнав, что в ней, я не мог: не то терпение. Ясно, что там не картошка. Для хлеба тара тоже, пожалуй, маловата, да и неудобна. К тому же хлеб мне отправляли недавно, он у меня еще был. Тогда что там? Тут же, в школе, я забрался под лестницу, где, помнил, лежит топор, и, отыскав его, оторвал крышку. Под лестницей было темно, я вылез обратно и, воровато озираясь, поставил ящик на ближний подоконник.
Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны. Вот это да! Длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало. Теперь понятно, почему мать собрала ящик: чтобы макароны не поломались, не покрошились, прибыли ко мне в целости и сохранности. Я осторожно вынул трубочку, глянул, дунул в нее и, не в состоянии больше сдерживаться, стал жадно хрумкать. Потом таким же образом взялся за вторую, за третью, размышляя, куда бы мне спрятать ящик, чтобы макароны не достались чересчур прожорливым мышам в кладовке моей хозяйки. Не для того мать их покупала, тратила последние деньги. Нет, макаронами я просто так не попущусь. Это вам не какая-нибудь картошка.

(В.Распутин)

Задание. Напишите изложение, близкое к тексту.
Почему герою не терпелось дождаться окончания урока?
Что мальчик ожидал увидеть в посылке?
Оправдались ли его ожидания?
Почему главный герой хотел получше спрятать посылку?

4. Изложение с продолжением

Осень приползла в дождях, в пасмурной мгле. По утрам степь, как лошадь коростой, покрывалась туманом. Солнце, конфузливо мелькавшее за тучами, казалось жалким и беспомощным. Лишь леса, не зажженные жарою, самодовольно шелестели листьями, зелеными и упругими, как весной.
Часто, один за другим, длинной вереницей в скользком и противном тумане шли дожди. Дикие гуси почему-то летели с востока на запад, а скирды, осунувшиеся и покрытые коричневатой прелью, похожи были на захворавшего человека.
В предрассветной дреме замирала непаханая земля. Луга цветисто зеленели отавой, но блеск их был обманчив.

(М.Шолохов)

Задание. Напишите изложение с продолжением. Продолжите размышления об осени в эмоциональной тональности автора.
Найдите в тексте различные виды переносного значения слов.
Разберите по составу слова: зажженные, предрассветной.
словарный диктант: конфузливо, зажженные, самодовольно, шелестели, вереница, коричневатая.

5. Изложение с творческим заданием

Долгие века заболоченные пространства внушали людям страх, казались чем-то таинственным. Туманы, трясины, блуждающие огоньки (самовозгорание болотного газа) породили множество сказаний и легенд. В сумерках, когда сквозь мглу едва проступают очертания колышущихся деревьев, нетрудно вообразить разных болотных духов – водяниц, дев-болотниц, кикимор. Дурную славу болотам создавали также болезни, чаще поражающие человека в сырой местности, и кровососущие насекомые – комары, слепни.
По преданиям, на болотах знахари и ведуны общались с нечистой силой. Но более вероятно, что их привлекали растения с лекарственными свойствами. Болота наравне с лесами и лугами издавна были не только природными аптеками, но и лечебницами. Тишина и уединение, бескрайние топи и дурманящий запах багульника действовали успокаивающе, целебно.
Находились и такие смельчаки, что селились в этих гибельных местах: ставили дома на островах сухой земли среди непроходимых топей и там прятались от врагов и преследования властей. Болота снабжали людей дичью, рыбой, ягодами. Войти в такие поселения или выйти из них могли только знающие люди, пользовавшиеся тайными тропами, проложенными по зыбучим топям. Неосведомленный же путник увязал в жидкой трясине.
Болот в России очень много, их можно встретить практически везде – от западных границ до Камчатки. И повсюду заболачиванию способствуют высокая влажность и неглубокое залегание грунтовых вод, характерное для высоких и умеренных широт Северного полушария.
В таежных районах европейской части, в Западной Сибири, в низовьях рек Восточной Сибири и Дальнего Востока болота являются одним из основных элементов ландшафта. Особенно сильно заболочена тундровая зона, где просачиванию влаги в грунт препятствует вечная мерзлота.
Среди наиболее заболоченных регионов в европейской части – Карелия. Своеобразный рельеф, созданный древними ледниками, вызвал появление болот особого типа, который получил название карельского.
Болота размещаются между холмами и соединяются друг с другом узкими торфяными «протоками», образуя сложный рисунок, напоминающий кружевную ткань.

(Из энциклопедии)

Задание. Почему болота долгое время внушали людям страх? Пофантазируйте, напишите о жизни смельчаков, которые строили дома на болотах.
Что делали на болотах колдуны?
Выпишите из текста все однокоренные слова существительного болото.

6. Выборочное изложение

РОЖДЕНИЕ ГЕОГРАФИИ

Слово география в переводе с греческого языка означает «землеописание». Но еще задолго до того, как возникла письменность, а география превратилась в науку, человек начал делать свои первые географические открытия.
Чтобы добывать средства к существованию и чувствовать себя в безопасности на облюбованной земле, первобытный человек должен был помнить все ее приметы, все места, где можно поживиться ягодами и кореньями, а где следует остерегаться хищных животных. Так в его голове начинала постепенно складываться «мысленная карта» племенной территории, на которой он жил со своими сородичами. Ее запечатляли в наскальных рисунках – прообразах географических карт. На них указаны реки, дороги, места охоты и рыбной ловли.
Вовсе не романтическое стремление познать неведомое, а суровая необходимость вела людей далекой древности в пугающие своей неизвестностью земли. Но проходило время – они тоже становились «своими», знакомыми, и опять влекла человека дорога, на которой его ожидали открытия.
Люди расселялись в течение многих тысячелетий, осваивали все новые и новые земли. Многодневные походы за кочующими стадами вольно или невольно расширяли представление охотников об окружающем мире. Скотоводы и земледельцы, торгуя между собой, тоже должны были мысленно выйти за рамки своей племенной территории, объединив ее в «мысленной карте» с землями соседей. Чем больше путешествовал человек, тем богаче становились его представления о пространстве, тем точнее и масштабнее графические изображения местности. Например, индейцы Северной Америки, охотясь на бизонов, совершали «броски» протяженностью до двух тысяч километров и более, во время которых пользовались свитками планов, выполненных на бересте или коже оленей.

Высокая степень достоверности отличает «карты», вычерченные на коре и дереве представителями многих первобытных народностей Сибири и Дальнего Востока.
Люди издревле научились ориентироваться на местности. Лесные жители обычно избирали для этого реки и хребты. Обитатели открытых пространств – степей, пустынь и морских побережий, – имея мало таких заметных «точек отсчета», определяли направление по странам света или пользовались какими-либо иными устойчивыми местными признаками (господствующие ветры, морские течения). Жителям Аляски и Гренландии необходимо было определять свое положение по очертаниям берегов, речных долин и горных вершин. Они создали свой, неизвестный другим народностям способ изображения местности – «макетирование» из подручного материала.
Эскимос с берегов Берингова пролива на глазах одного из исследователей создал рельефную карту залива Коцебу: прочертил палочкой на земле береговую линию, затем с помощью «горок» из песка и камней показал холмы, горные хребты и острова и, наконец, воткнутыми вертикально палочками отметил деревни и рыболовные стоянки.

(Из энциклопедии)

Задание. Напишите выборочное изложение о зарождении географии.
Перед написанием изложения рекомендуется написать словарный диктант: письменность, географические открытия, территория, расселялись, тысячелетия, многодневные походы, кочующие стада, скотоводы, земледельцы, протяженность, первобытная народность, ориентироваться.

7. Изложение с продолжением

ШИМПАНЗЕ ЯШКА

Яшку принес на пароход высокий араб с вытекшим глазом. Он долго таскал его по всему пароходу, держа на голом плече, прижимая к нему свою курчавую голову. Яшка сидел спокойно, по-человечьи держась за хозяина руками, печально поглядывая на рассматривавших его людей. И то ли, что опоздал араб к разгару торговли или не умел соперничать со своими крикливыми земляками, – до позднего вечера он бродил по пароходу, и вышло так, что перед самым отходом Яшку купил у него я. Это был крупный самец шимпанзе, обросший густой шерстью, с серебряной – в виде полумесяца – серьгой в левом ухе, с поседевшею грудью, с черными ладонями маленьких рук, которыми он осторожно и цепко брал даже самые хрупкие предметы, со старушечьим лицом, на котором умно и печально глядели вертевшиеся в глазных впадинах недобрые темные глазки. Араб торговался долго, показывал на обезьяну, колотя себя в грудь, закатывая единственный глаз и жалобно скаля зубы. И мне показалось, что он жалеет продавать своего зверька.

(И.Соколов-Микитов)

Задание. Озаглавьте текст, напишите подробное изложение с продолжением. Подумайте, почему арабу было жаль расставаться с шимпанзе.

8. Изложение-описание

ТАНЦУЮЩИЕ ВИШНИ

Если в погожий весенний день вы выйдете из дома, свернете за угол, пройдете около десяти тысяч километров на восток, пересечете Тихий океан, достигнете японских островов, то увидите на улицах ближайшего, самого же первого города процессию молодых девушек и детей с ветками цветущей вишни в руках. Но не удивляйтесь! Вы прямиком попали на Праздник любования сакурой.
Он приходится на время, когда готовятся грядки, чтобы высадить в них проросшие зерна. В это же время вспахивают рисовые поля и ведут борьбу с вредными насекомыми. Так что забот у трудолюбивых японцев в это время очень много.
Цветок сакуры символизирует совершенство и безупречность. Вишневое дерево цветет очень недолго, и поэтому цветок сакуры в представлении японского народа связан с ощущением мимолетности самой жизни.
А еще цвет вишни считается символом доблестного средневекового рыцарства. Ведь в те времена жизнь японского воина, служившего своему господину не за страх, а за совесть, была столь же недолгой, как и период цветения сакуры.
Сакурой в Японии любуются повсюду. Различные ее виды радуют взгляд японцев в прекрасных парках Нары, Киото и Каманури. В этих городах она считается самой красивой. И именно здесь особой прелестью отличаются процессии девушек и детей с вишневыми ветками в руках.
В Киото в это время во многих храмах проходят Праздники сакуры, во время которых танцовщицы исполняют замысловатый танец вишен. Лепестками вишневых цветов осыпаны их плечи, волосы и одежда, так что девушки сами похожи на деревца цветущей сакуры.
В это время во всех домах Японии стоят в вазах веточки сакуры, которые еще несколько дней напоминают их обитателям о Празднике.

(Из энциклопедии «Я познаю мир»)

Задание. Что нового вы узнали о японцах? Напишите изложение – описание сакуры.
С чем связан Праздник цветения сакуры в представлении японцев? Почему?
Напишите о своем понимании слов совершенство, безупречность.

9. Изложение с продолжением

СКОРО ВЕСНА

По-весеннему высокое солнце сияло в мартовском безоблачном небе, но наперекор ему беспрестанно дули пронзительные ветры. От жестокого единоборства солнца и ветра страдало все существующее. Люди, радуясь весеннему солнцу, распахивали пальто, ветер тут же прохватывал насквозь, и гриппы свирепствовали в городе.
Город сковало льдом. Снега, едва успев оттаять, тотчас покрывались коркой ноздреватой наледи. Люди скользили по льдистым тротуарам. Машины буксовали на обледенелом асфальте и на крутых поворотах порой начинали странно кружиться в танце, от которого бледнели шоферы и пассажиры. Сосульки на крышах достигали небывалых размеров. Причудливые наросты свешивались с карнизов, рушились и дробились на осколки, пронизанные солнцем. По ночам крепко морозило, а днем где-нибудь за ветром, в тихом закоулке, в сухости согретого солнцем кусочка земли, в запахе пыли и горячего кирпича вдруг маячила настоящая весна.

(Г.Николаева)

Задание. Напишите изложение с продолжением. Продолжите размышления о приходе весны.
Почему от жестокого единоборства солнца и ветра страдало все существующее?
Перед написанием изложения рекомендуется провести словарный диктант: свирепствовали, пронзительный, беспрестанно, ноздреватая, асфальт, причудливые, маячить.

10. Изложение с продолжением

Я люблю воробьев; этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Стоит поярче посветить и пригреть солнышку, как на крышах, и возле оттаявших луж, и на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать веселые воробьи.
Живя в городе, я часто любуюсь воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по дорожкам бульвара, клюют крошки, которые я вынимаю из кармана.
Нет такого большого или малого селения, где бы не видели воробьев. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают шумные машины, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Громкое их чириканье можно слышать в центре больших городов. Поймать воробья – дело нелегкое. Приметливые, умные и осторожные, они редко попадаются в лапы кошек. Воробьи очень чистоплотны. Весной и летом они любят купаться в маленьких лужицах, обдавая себя брызгами воды. Чистоплотность воробьев, веселый и бодрый их нрав, привязанность к своему подрастающему потомству, смелость, умение самостоятельно добывать себе пищу, польза, которую они приносят, уничтожая вредных насекомых, заслуживают уважения.

(И.Соколов-Микитов)

Задание. Напишите подробное изложение, продолжите текст своими размышлениями о воробьях.
Подберите синонимы к наречию смело.
Как вы понимаете значение слова приметливые ?

Вариант № 1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – перемена в распорядке нашей жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, дружеское общение сокращается и перестаёт быть значимым.

Но вот парадокс. Раньше круг общения был ограниченным. Сейчас же человек угнетён избыточностью общения. Поэтому он везде стремится обособиться.

И всё-таки отношения с друзьями остаются на первом месте. Потребность в дружеском общении не уменьшается. Дружба согревает душу человека. Людям важно знать, что им есть к кому обратиться в минуты радости или в трудной ситуации.

Вариант № 2

У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. Мы храним о них светлые и яркие воспоминания.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все современные гаджеты, игрушка незаменима. Она развивает ребёнка, учит его общению.

Игрушка – ключ к пониманию сознания ребёнка. Чтобы развить в маленьком человеке положительные качества, сформировать в нём верное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушки. Негативные игрушки не способны воспитать полноценного человека.

Вариант № 3 Когда мне было лет десять чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других знаю, что для них «будильником» чувства природы были разные события. Интерес к великому таинству жизни в ребёнке может разбудить многое.

Вырастая, человек умом постигает, как сложно всё в живом мире взаимосвязано. Наша жизнь во многом зависит от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит любовь. Она делает познание мира увлекательным. С нею человек обретает точку опоры. Любовь к природе – это любовь, приближающая человека к счастью.

Вариант № 4

Какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, он обездолен, если не прочёл драгоценных книг. Такие утраты не восполнимы.

Взрослый может прочесть книгу в любое время. В детстве счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытие. И острота восприятия в детстве такова, что ранние воспоминания могут повлиять потом на всю жизнь. Впечатления детства - фундамент будущей духовной жизни. В детстве посеяны семена. Биография человеческой души – постепенное прорастание этих семян.

Последующая жизнь человека сложна. Она состоит из поступков. Но очевидно, что каждый поступок человека был посеян в детстве.

Вариант № 5

Мы часто говорим о сложностях воспитания молодого человека. И самая большая проблема – ослабление семейных уз. А если в детстве семья не заложила в человека ничего прочного в нравственном смысле, потом у общества будет много хлопот с таким гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители, не додав в детстве тепла ребёнку, пытаются загладить вину запоздалой опекой, материальными благами.

Мир изменяется. Но если родители не сумели установить внутренний контакт с ребёнком, то жизнь его обедняется.

Вариант № 6

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. «Не может быть! Я ведь не сделал для него ничего хорошего!» - воскликнул человек. Вот алгоритм чёрной неблагодарности.

В жизни этот человек не раз встречался с людьми безнравственными. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если вести себя неблагодарно по отношению к другим, то и люди вправе ответить тебе тем же.

К этому явлению следует относиться философски. Совершая добро и зная, что оно окупится, вы будете счастливы. А это и есть цель жизни – прожить её счастливо.

Вариант № 7

Времена меняются, и у новых поколений жизненные цели, интересы совсем другие. Но трудные личные вопросы остаются неизменными. Во все времена подростков волнует, как отличить увлечение от настоящей любви.

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку необходимо реализовать себя в общении со сверстниками. Он стремится показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

Любовь - это безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие раскрывает всё лучшее в личности. Настоящая любовь включает в себя не только дружеские отношения. Она всегда больше дружбы. Ведь только в любви мы признаём полное право другого человека на наш мир.

Вариант № 8

Неуверенность в себе - проблема древняя. Но она привлекла к себе внимание сравнительно недавно. Тогда стало понятно, что неуверенность в себе может стать причиной неприятностей и серьёзных заболеваний.

А проблемы психологические? Ведь нерешительность в себе - хорошая почва для постоянной зависимости от чужого мнения. Зависимый человек видит свои поступки глазами окружающих людей. Ему хочется одобрения ото всех, поэтому он не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Учёные ищут ответ на этот вопрос. Ясно, что преодолеть неуверенность может человек, умеющий правильно ставить цели и позитивно оценивать свои результаты.

Вариант № 9

Сущность понятия «власть» - в возможности одного человека заставить другого сделать что-то, противоречащее воле последнего. Дерево всегда растёт ровно вверх, обходя любые препятствия.

Человек тоже однажды захочет выйти из повиновения. Люди покорные страдают. Но сбросив однажды эту ношу, они нередко превращаются в тиранов. Человек, командующий везде и всеми, обязательно будет одинок в конце жизни. Ведь на равных он общаться не может и чувствует тревогу, когда не выполняют его распоряжений.

Командовать и управлять людьми – разные вещи. Умеющий управлять берёт ответственность за поступки на себя, сохраняя психическое здоровье людей.

Вариант № 10

Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это познание мира и человека.

В искусстве человек создает образ как свой след в истории. Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Ведь через искусство человек и народ осмысляют свою жизнь и место в мире.

Искусство позволяет нам не только соприкоснуться с личностями и цивилизациями, но и узнать и понять их. Ведь язык искусства универсален и даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Поэтому издавна мы относимся к искусству как к могучей силе, передающей потомкам образ времени и человека.

Вариант № 11

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в окопах. Они ещё не обладали жизненным опытом и не понимали истинной ценности простых вещей. Война наполнила их душевный опыт до предела, и они могли хранить в душе тепло ушедшей юности.

Выжившие сохранили веру и надежду. Они стали непримиримее к несправедливости и добрее к добру.

Память о войне должна жить. Ведь главные участники истории – это люди и время. Не забывать о времени – это значит не забывать людей, и наоборот.

Вариант № 12

Универсального рецепта того, как выбрать правильный жизненный путь, не существует. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в этот ответственный период человек выбирает самое главное и на всю жизнь.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. Ошибки нельзя исправить, а неверное решение будет иметь последствия. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, и упорно идёт к намеченной цели.

Вариант № 13

Среди человеческих ценностей есть те, которые не изменяются с течением времени и имеют большое значение для людей. Это вечные ценности. Одна из них – дружба.

Люди часто употребляют это слово. Но мало кто может сформулировать, что такое дружба. Все определения сходны в одном. Дружба – это взаимопонимание, основанное на доверии и взаимопомощи.

Настоящая дружба объединяет людей с общими жизненными ценностями и духовными ориентирами. На такую дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут редко встречаться, но остаются друзьями. Подобное постоянство – черта настоящей дружбы.

Вариант № 14

Слово «мама» - особое, оно рождается с человеком и сопровождает его всю жизнь. Оно нежно звучит на всех языках мира.

Место матери в жизни человека – особое. Мать всегда поймёт своего ребёнка, её любовь окрыляет. В сложных ситуациях человек вспоминает мать и верит, что она поможет. Слово «мама» становится равноценным слову «жизнь».

Сколько произведений искусства посвящено матери! «Берегите мать!» - писал Расул Гамзатов. Но часто мы слишком поздно понимаем, что дарить матери радость надо каждый день. Благодарные дети – лучший подарок для матери.

Загрузка...
Top