Какие виды словарей существуют. Какие бывают словари? Какие бывают словари русского языка? Словари служащие для объяснения значений слов называются

В. Н. Сергеев

Все знают, что такое словарь. Это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка.
Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников.
В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю . В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдете сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Существуют многотомные и однотомные толковые словари русского языка.
Однотомный «Словарь русского языка» С. И. Ожегова – самый известный из толковых словарей – выдержал множество изданий. Первый раз словарь увидел свет в 1949 г., 9-е его издание, исправленное и дополненное, и последующие вышли под редакцией известного нашего языковеда Н. Ю. Шведовой.
Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю . В словарях правильного произношения даются сведения об ударении и других произносительных особенностях слов. Вот, например, некоторые из таких словарей: словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1988); словарь-справочник «Современный орфоэпический словарь русского языка» (под ред. К. С. Горбачевича. Изд-во: АСТ, 2010); словарь-справочник «Школьный словарь по культуре русской речи» (сост. Л. И. Скворцов. Под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Дрофа, 2010).
Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь . В 2013 г. вышло в свет 7-ое переиздание «Школьного фразеологического словаря русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым (под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Просвещение, 2010). Объяснение пословиц и поговорок, крылатых слов и образных выражений дадут словари пословиц, поговорок и крылатых слов. Вот лишь некоторые из них: В. П. Жуков. «Словарь русских пословиц и поговорок» (15-е изд., Изд-во: Дрофа, 2014); Э. А. Вартаньян. «Из жизни слов» (2-е изд., Изд-во: Просвещение, 2010); С. Н. Зигуненко, А. Ф. Истомин. «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» (Изд-во: СовА, 2011).
Выбор подходящего синонима из синонимического ряда подскажет словарь синонимов . Например, уже выдержавший множество переизданий «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой (17-е изд., Изд-во: Дрофа, 2010).
Напомним, что существует целый ряд других словарей: орфографические , в которых можно узнать о том, как пишутся слова; словари иностранных слов , объясняющие смысл и происхождение заимствованных слов; этимологические словари , дающие сведения о строении и происхождении слов с древнейших времен; исторические словари , показывающие развитие и изменение лексики в определенный период времени; областные , или словари русских народных говоров , объясняющие диалектные слова; словари языка писателя , дающие описание всего словарного богатства писателя; словари трудностей словоупотребления , раскрывающие характер наиболее типичных языковых и речевых ошибок и неправильностей; топонимические словари , объясняющие историю и происхождение географических названий; словари сокращений слов русского языка , объясняющие сокращение слова; словари собственных имен , объясняющие происхождение употребляющихся или употреблявшихся в русском языке личных имен; словари антонимов, омонимов . Перечень словарей можно было бы продолжить.
Куда же помещаются новые слова и старые слова, у которых появились новые значения? Одни словари включают неологизмы сразу, как только они появляются, другие лишь по истечении определенного периода времени, когда неологизм, утратив свою новизну, становится обычным словом.
В первую очередь неологизмы входят в специальные словари и справочники, если они являются новыми терминами или профессионализмами; новые слова обязательно включаются в словари языка писателей , если они представляют собой писательские неологизмы; помещаются они и в словари новых слов и значений , первыми регистрирующие появление неологизмов. Став фактом общенародного языка, новые слова вводятся в толковые словари литературного языка. В толковых словарях, как мы уже говорили, о слове можно получить самые разнообразные сведения.

Тема: Повторение по теме «Лексикология».

Цель: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме

Задачи:

Образовательные:

формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, паронимы; различать однозначные и многозначные слова; находить фразеологизмы;

Развивающие:

развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация к уроку, маленькие снежинки, большие снежинки для самооценивания со стикерами, плакат с изображением елки, новогодние шары с терминами, плакаты «Лингвистический фейерверк», карты с домиками для синонимов, мяч-снежок, послания Деда Мороза, тексты для релаксации, ножницы, маркер

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада, что оказалась в вашем классе в преддверие волшебного праздника под названием Новый год. У вас красиво украшенный класс, только вот не хватает одной маленькой детали – новогодней елочки. Ее я принесла с собой. Причем не обычную елочку, а волшебную, из страны Лексикология. Ведь сегодня мы с вами будем повторять все то, что вы выучили на протяжении этой темы. Давайте откроем тетради и запишем. Двадцать второе декабря. Классная работа. Повторение по теме «Лексикология».

ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Итак, вернемся к нашей елочке. Я так к вам спешила, что забыла ее украсить. Помогите, мне, пожалуйста, нарядить наше деревце. А для этого нужно вспомнить, какие же понятия вы изучали в теме «Лексикология»?

(учащиеся называют понятия, учитель размещает их на елочке)

Спасибо вам, ребята! Вот какая красавица у нас получилась. Сегодня нам с вами нужно плодотворно поработать и повторить те понятия, которые вы мне только что назвали.

Раз уж тема у нас с вами сегодня зимняя, за каждый правильный ответ я буду давать вам вот такие снежинки, а в конце урока вы сами по количеству снежинок сможете определить, какую оценку заслужили.

ІІІ. Обобщение и систематизация знаний.

1. Интерактивная игра «Лингвистический фейерверк».

Для начала давайте с вами повторим некоторые понятия. Обратите внимание на доску.

Раздел, лексикология, котором, в, языка, словарный, лингвистики, состав, изучается.

Сочетаемостью, лексической, возможность, называется, слова, сочетаться, с теми, словами, иными, или.

Толковыми, служащие, словари, называются, значений, для, объяснения, слов.

Ой, что это? Это же злая Снежная Королева разбила мои предложения на отдельные слова. Что же теперь делать? Может быть, кто-нибудь из вас попробует составить из этих слов определения, которые вы учили?

Лексикология – раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.

Возможность слова сочетаться с теми или иными словами называется лексической сочетаемостью.

Словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми.

Какие вы молодцы!

2. Работа в парах.

А сейчас предлагаю вам вспомнить, что такое синонимы?

У вас на партах карта с домиками, которые принадлежат жителям из города Синонимов. Снежная Королева замела снегом некоторые из жилищ, и теперь их маленькие жители не могут найти, где кто живет. Давайте с вами сейчас объединимся в пары и попробуем помочь нашим друзьям. Вам нужно найти спрятанные имена, вписав в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, как и слова, расположенные рядом.

Стужа – холод

Морозный – холодный

Пурга – вьюга

Ненастье – непогода

У кого получилось? Молодцы!

А скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, для чего необходимы синонимы? (1)Чтобы избежать неоправданного повтора слов; 2)Выразить мысль более точно).

4. Физкультминутка.

Есть у синонимов братья, которые любят все отрицать и называть противоположные понятия. Как вы думаете, как зовут этих братьев?

Конечно же, антонимы. Так вот, открою вам большую тайну, антонимы очень любят играть в снежки. Вот и я предлагаю вам немножко размяться и провести физкультминутку. А чтобы не тратить время урока, давайте совместим приятное с полезным и за одно повторим антонимы. Я бросаю вам снежок, называю слово, а вы должны бросить мне его обратно, назвав к нему антоним. Если вы не знаете, какой антоним можно подобрать, то бросаете снежок кому-нибудь из своих одноклассников. Условия понятны? Тогда начинаем.

Холод – тепло, жара

Зима – лето

Белый – черный

День – ночь

Минус – плюс

Радость – грусть, печаль

Лед – пар, вода

Замерзнуть - согреться

5. Работа с карточками. Взаимопроверка.

Передохнули? Тогда давайте работать дальше. Я принесла вам послание от Деда Мороза. Но вредная Снежная Королева заколдовала некоторые буквы, превратив их в снежинки. Давайте попробуем определить, какие же буквы нам нужно вставить. А для этого перепишите, пожалуйста, в тетради текст послания, вставляя вместо снежинок пропущенные буквы.

Дорогие дети!

Снежной морозной зимой *десь будет весело. Вы выб*рете себе сверх*з*сканные новогодние костюмы, предл*женные вашими родителями, ра*дарите все подарки друзьям.

Предл*гаю вам прик*снуться к сказке, поесть мороженых фруктов, выйти на улицу и как первопроход*икам и*мерить снеговой покров, а потом послушать новогодний ш*пот деревьев.

Ваш Дед Мороз

У кого получилось? Молодцы. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга написанное. Какие орфограммы вы встретили в данном тексте?

А что еще вам показалось необычным? Какие похожие слова вы увидели? Как называются такие слова? Объясните значение найденных в тексте паронимов.

Снеговой – состоящий из снега.

Снежный – характеризующийся обилием снега.

Морозный – относящийся к морозу как к явлению природы

Мороженый – подвергшийся замораживанию

6. Минутка релаксации.

А сейчас давайте передохнем. Закройте глаза и послушайте шуточный текст.

Я потянул за дверную ручку - и тут как снег на голову в мои ручки свалилась с верхней полки шариковая ручка. Я выглянул в окно, увидел там подъемный кран и тут же вспомнил, что забыл закрыть кран в ванной. Тут раздался звонок. Это пришел мой одноклассник с подарками. Было очень странно, ведь зимой у него снега не выпросишь, а тут он принес сразу и лук со стрелами, и лук-порей для салата.

Ваши глаза отдохнули. Можно продолжать. Текст, который я вам только что прочитала, находится на доске. Посмотрите на него еще раз и скажите мне, какие понятия, изученные в теме «Лексикология», в нем встречаются?

Омонимы – лук, кран

Многозначные слова – ручка

А чем отличаются омонимы от многозначных слов?

Фразеологизмы – как снег на голову (неожиданно), зимой снега не выпросишь (жадный).

Посмотрите внимательно на нашу елочку и скажите мне, какое понятие мы с вами еще не повторили? Правильно, тематические группы слов. Что же это такое? А скажите мне тогда, какой общей темой был объединен наш сегодняшний урок?

7. Эстафета минутных испытаний.

Учащиеся делятся на три команды по рядам. Им предлагается за одну минуту написать как можно больше слов, которые относятся к одной тематической группе.

1 ряд – зимние праздники

2 ряд – зимние игры

3 ряд – зимняя одежда

Выигрывает тот ряд, который написал больше слов.

IV . Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Что узнали и чему научились сегодня на уроке?

Что ещё научились делать?

Ответы учеников: Повторили сведения по лексике. Учились отличать омонимы от многозначных слов. Учились правильно употреблять синонимы, антонимы, паронимы. Определяли фразеологизмы. Работали над своей лексикой, расширяя свой словарный запас.

V . Домашнее задание.

Домашним заданием будет подготовиться к контрольной работе, выполнить тест на с. 123 упр. 2; по желанию написать мини-сочинение на тему «Зимняя сказка», используя слова и понятия, которые мы разобрали на уроке.

VI . Оценивание.

Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Я предлагаю вам посчитать снежинки, которые вы сегодня заработали. Возьмите большие снежинки, подпишите на них свои фамилии и поставьте себе оценку. А теперь давайте украсим нашими снежинками доску. Мне бы очень хотелось, чтобы вы и дальше получали такие же хорошие оценки.

Словари могут понадобиться человеку, включенному в какой-либо новый для него вид деятельности. Новая сфера деятельности открывает для человека новые явления, которые требуют понимания и, естественно, названия.

Словарем называют книгу (или любой другой источник), в котором содержатся слова, расположенные в строгом порядке (чаще в алфавитном), ко всем словам приводятся толкования либо переводы на другой язык.

Виды словарей

Энциклопедические словари – данный вид представляет краткую информацию из разнообразных областей знания. Такие словари объясняют не буквальное , а понятия и различные термины.

Толковые словари дают слов, в переводных указывается слова на какой-либо из языков. Также существуют терминологические словари, в которых вы сможете найти какой-либо узкоспециальный термин. Значение слов можно посмотреть в этимологических словарях. Для проверки правильности написания того или иного слова – орфографические. Кроме того существуют словари синонимов, иностранных слов.

Словари фразеологизмов помогут людям, занимающимся художественным переводом текстов или писательским делом. Здесь они смогут найти разъяснение значений различных устойчивых выражений, закрепившихся в речи того или иного народа.

Существуют словари рифм (где представлены окончания слов), сортировка внутри которых происходит в обратном порядке. Такие словари называются «обратными». В частотных и семантических словарях элементы группируются по лексемам, которые расположены в зависимости от частоты употребления (от ядра к периферии).

В орфоэпических словарях можно проверить произношение и звучание слов, в диалектических собрана лексика различных территориальных групп. В словарях неологизмов вы сможете найти недавно вошедшие в язык, еще не до конца освоенные слова. В словарях устаревших слов, напротив, представлены давно вышедшие из употребления слова.

Нередко создаются словари, в которых представлены слова или выражения, характеризующие творчество конкретного автора. Обычно в таких словарях приводятся комментарии, объясняющие специфику употребления им того или иного слова.

Видов словарей существует огромное множество. Для того, чтобы пользоваться любым словарем необходимо осознавать потребность обращения к словарю в процессе решения какой-либо познавательной и коммуникативной задачи. Также нужно уметь подобрать словарь, воспринять его текст правильным образом.

  • Муниципальное казённое образовательное учреждение
  • Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
  • Рамонского муниципального района
  • Воронежской области
  • Шепеленко Татьяна Анатольевна,
  • учитель русского языка и литературы
  • Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru
  • Толковые словари
  • (Урок русского языка. 5 класс)
Прочитайте текст
  • Как выдумаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
  • О словарях.
  • С давних пор люди стали пользоваться словарями. Традиция создания словарей возникла тогда, когда книг стало много. Читающий человек встречал в текстах незнакомые слова, значение которых он не мог понять.
  • Работа по толкованию слов – сложная. Учёный-языковед должен изучить, какие значения имеет то или иное слово в разных текстах, и написать о слове так, чтобы это понятно было человеку, для которого слово незнакомо. Писать нужно кратко, иначе словарь разрастётся до таких размеров, что им неудобно будет пользоваться.
Словари
  • Энциклопедические
  • Лингвистические
  • Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим слова-рям. Они могут рассказать почти обо всем!
Энциклопедические словари Лингвистические словари
  • Толковые
  • Этимологические
  • Фразеологические
  • Орфографические
  • Орфоэпические
  • Грамматические
  • Словари синонимом, омонимом, паронимов, антонимов
  • Словари речевых неправильностей и трудностей
  • Двуязычные словари
  • Толковые словари
  • Словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми.
  • Толковые словари
  • Раздел толкового словаря, в котором разъясняется значение одного слова, называется словарной статьёй.
  • Трубочист, -а, м . Рабочий, занимающийся чисткой дымоходов, печных труб.
  • Словарная статья
  • Крапива, -ы, ж . Травянистое растение со жгучими волосками на листьях и стеблях. Крапива обожгла мне руки. Тургенев. Первая любовь.
  • Обычно в словарной статье содержатся пометы.
  • Грамматические признаки
  • Толкование
  • Толкуемое слово
  • Источник
  • Контекст
  • Толковые словари
  • Сравните два определения одного и того же предмета. Какое из них можно прочитать в словаре, а какое могут дать собеседники в разговоре?
  • Топорище – это такая деревянная штучка, за которую держат топор.
  • Топорище – рукоятка топора.
  • Толковые словари
  • Толковые словари
  • Запишите названия предметов, изображённых на рисунках. Найдите в толковом словаре лексическое значение каждого слова.
  • Пугало, -а, ср . 1. То же, что и чучело (во 2 знач). 2. первн. О человеке с отпугивающей, отталкивающей внешностью (разг.). Причешись, экое ты пугало.
  • Толковые словари
  • Запишите названия предметов, изображённых на рисунках. Найдите в толковом словаре лексическое значение каждого слова.
  • Сарафан, -а, м . 1. В старое время: женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами. 2 Род женского платья с большим вырезом, без рукавов. // уменьш. Сарафанчик//
  • Толковые словари
  • Запишите названия предметов, изображённых на рисунках. Найдите в толковом словаре лексическое значение каждого слова.
  • Кокошник, -а, м . В старое время, в северных областях: нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади.
  • Толковые словари
  • Запишите названия предметов, изображённых на рисунках. Найдите в толковом словаре лексическое значение каждого слова.
  • Балалайка, -и, ж . Трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой.
  • Выполнение упражнения
  • стр. 67, упражнение 145
  • Домашняя работа
  • 1) Стр. 66, параграф 19, упражнение 146
  • 2) Упражнение 147 (по желанию)
  • 1. http://symbian.kh.ua/uploads/posts/2012-02/1330527197_vqh0mjqyo9g4tad.jpeg
  • 2. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=419b6114707f01f64793958c118bb99b-l&n=13
  • 3. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=15ffa810fc31d9bc83d3785a6ff98e32-l&n=13
  • 4. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=12d0dffc8343d6a0188f68afc2bbd60e-l&n=13
  • 5. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=567c32b5a960287ded4a2103ac39bf00-l&n=13
  • 6. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8d9d3d8a59e7a1c599c450f4e926e680-l&n=13
  • 7. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f6423f118c981e2cc18bebc797f3080e-l&n=13
  • 8. http://risovach.ru/upload/2017/04/generator/krapiva_141470952_orig_.jpg
  • 9. http://www.vladtime.ru/uploads/posts/2016-01/1453792517_6.jpeg
  • 10. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/426/91426237_VC_OhWhataFarm_El89.png
  • 11. https://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/4_28.jpg
  • 12. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/11bb/00062c3a-a2785ed8/hello_html_6f1b7201.jpg
  • 13. http://fotohomka.ru/images/Jan/10/89909d67183d9acacae96a5d1f3720a2/1.jpg
  • 14. http://www.claufont.net/Clipart/Scuola_/Clipart0864.jpg
Загрузка...
Top