Анализ развития университетского образования в мире показывает, что под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также в процессе становления в сфере образования рыночных отношений формируются новые модели университета. В них объединяются традиционное образование и несколько основных типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного обучения. Это такие институциональные формы, как подразделения ДО в традиционных и открытых университетах, консорциумы университетов, телеуниверситеты, виртуальные классы, виртуальные университеты.
Подразделения ДО в традиционных университетах. Традиционные университеты во всем мире имеют большое значение для развития новой системы университетского образования. Являясь образовательными центрами, в которых сосредоточены ведущие специалисты, традиционные университеты обладают значительным потенциалом, для того чтобы стать центрами по разработке современных дистанционных университетских курсов. В основе этого - развитие в традиционных университетах специальных подразделений ДО.
Такие подразделения ДО могут, во-первых, разрабатывать и доставлять дистанционные курсы в рамках своего университета, особенно когда университетские здания (корпуса) расположены на значительном расстоянии или имеются филиалы в разных городах; во-вторых, разрабатывать дистанционные курсы для рынка образовательных услуг.
Рассмотрим в качестве примеров реализации такой модели университет Ольстера (Северная Ирландия) и университет Виктория (г. Виктория, Британская Колумбия, Канада).
Необходимость развития ДО в университете Ольстера связана с его структурой: он образовался путем слияния нескольких учебных заведений и состоит из четырех отдельных университетских территорий, отстоящих одна от другой на расстоянии более 72 миль. Слияние нескольких заведений в одно, с одной стороны, означает рационализацию процесса обучения, поскольку один и тот же курс может читаться в разных кампусах. С другой стороны, чтение одного курса в разных местах означало, например, что профессор университета должен проезжать между кампусами 1740 миль каждый семестр. Это стимулировало развитие методов ДО. Другим стимулом было растущее давление на университеты со стороны правительства с требованием повышения эффективности затрат на обучение, которое поставило под вопрос существование курсов, разработанных для небольшого числа слушателей. Развитие методов ДО позволяло включить в группу слушателей курса людей из разных мест и тем самым собрать достаточную по размерам группу.
Таким образом, необходимость использования методов ДО в Университете Ольстера была осознана под давлением, в основном, экономических фактов.
Обращение Университета Виктории к сфере ДО также было связано с экономическими проблемами - в начале 80-х годов университет стал объектом серьезных финансовых ограничений, в то время как спрос на образование на университетском и послеуниверситетском уровнях не только не уменьшался, но даже постоянно возрастал. К тому же специфика канадской провинции, в которой на огромной территории расселены небольшие далеко отстоящие друг от друга городские и сельские общины, подсказывала необходимость развитие ДО. В 60-х годах в провинции получила определенное развитие заочная форма обучения, при которой взаимодействие между преподавателями и студентами осуществлялось посредством материалов, пересылаемых по обычной почте. Однако внедрение телекоммуникационных технологий стимулировало их применение, и уже в конце 70-х годов в Университете Виктории был проведен первый эксперимент по использованию спутниковой связи в ДО. В начале 80-х годов в провинции была создана специальная организация - Управление открытого обучения - для содействия высшим учебным заведениям в развитии и распространении своих образовательных программ с помощью искусственных спутников и кабельного телевидения.
Подразделения ДО развиваются в последние годы и в российских учебных заведениях. Один из наиболее ярких примеров - это Институт ДО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ). Будучи подразделением традиционного университета, ИДО МЭСИ разрабатывает и предоставляет курсы ДО на базе двух технологических решений, которые называются кейс-технологией и сетевой технологией. Характеристики этих решение представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Технологии ДО в ИДО МЭСИ
Кейс-технология |
Сетевая технология |
Учебно-практические пособия (УПП) по курсам, объединенные в портфель (кейс) по учебной программе: печатный учебный материал и тесты по каждому разделу курса. |
Сетевая электронная библиотека: размещение УПП в компьютерной сети, web-сайты с учебным материалом и тестами. |
Очные занятия с тьютором учебного центра: вводный семинар, очные консультации 1-2 раза в неделю, итоговый семинар, проверка тьюторами тестов. |
Самостоятельное изучение материала web-сайтов, отсылка тестов тьютору по электронной почте. |
Консультации с тьютором с помощью телефона, факса, электронной почты. |
Консультации с тьютором по электронной почте: обучающийся имеет право задать тьютору 5 вопросов, срок ответа тьютора - 3 дня. |
Очная сдача экзамена в учебном центре. |
Дистанционные и открытые университеты.
Эти учебные заведения нового типа развиваются, во многом опираясь на модель заочного образования, модернизируя ее на базе использования в учебном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.Университеты заочного образования, в которых обучение до недавнего времени осуществлялось на базе печатных материалов, часто имеют развитую инфраструктуру, богатый педагогический и организационный опыт обучения на расстоянии, которые используются для развития новой системы университетского ДО. Наряду с печатными материалами в учебном процессе все большее место отводится аудио- и видеодискам, радио- и телекоммуникациям.
Примеры таких учебных заведений уже рассматривались выше (см. п. 3) - UNED в Испании, Открытый университет Великобритании и Международный центр ДО "ЛИНК" в России.
Резюмируя опыт этих учебных заведений, можно отметить, что для развития дистанционных и открытых университетов характерны два фактора:
- использование опыта и инфраструктуры заочного образования, сети региональных центров для становления новых образовательных моделей на базе современных информационных технологий;
- выработка новых экономических и организационных механизмов образовательного процесса в ходе изменения его технологической основы.
Консорциум университетов. Эта новая институциональная модель университетского образования стала активно развиваться в последние годы. Консорциум университетов (от латинского consortium - соучастие, сообщество) представляет собой коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий (рис. 1.3).
Таким образом, консорциум университетов объединяет и координирует деятельность нескольких университетов на основе современных информационных технологий. Можно сказать, что консорциум университетов осуществляет брокерскую связь между студентами и традиционными университетами для дистанционного обучения. Консорциум университетов может предоставлять как курсы высшей школы, так и аспирантские курсы, программы продолженного образования и подготовительные курсы для абитуриентов. Наиболее важно то, что консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум.
Такая институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы многих традиционных университетов.
Значительный опыт развития этой институциональной формы университетского ДО накоплен в Австралии, где успешно функционирует Открытое обучение Австралии (Open Learning Australia - OLA) - консорциум восьми традиционных университетов, предоставляющий возможность всем австралийцам изучать курсы этих университетов с использованием не только печатных материалов и почты, но и новых информационных технологий.
OLA в настоящее время предлагает 150 университетских учебных курсов, охватывающих такие предметные области, как искусство, социальные науки, бизнес, технологии и прикладные исследования
Учебный год в OLA делится на четыре 13-недельных учебных периода. Большинство курсов единичные, т.е. охватывают один учебный период и стоят $305. Двойные учебные курсы охватывают два учебных периода и стоят $610. Плата, взимаемая за каждую учебную программу, покрывает стоимость учебных материалов, библиотечный доступ, проверку работ и консультирование студентов, но она не включает стоимость учебников.
Важно подчеркнуть, что консорциум OLA не является университетом и сам не присваивает ученые степени. Однако многие университеты, входящие в OLA, присуждают ученые степени посредством частичного или полного обучения через OLA. В настоящее время можно получить таким образом ученую степень по гуманитарным наукам, бизнесу, прикладным наукам, информационным технологиям и др.
Вузы-участники данного консорциума - это Московский государственный индустриальный университет, Московский институт электронной техники, Московский государственный институт стали и сплавов, Московский государственный институт электроники и математики, Тульский государственный университет, Томский политехнический университет, Российский государственный технологический университет, Российская экономическая академия. Эти вузы объединились в консорциум для предоставления курсов дистанционного образования. ИНФО создал для этой цели систему региональных центров в РФ и странах СНГ.
Телеуниверситет. Эта новая институциональная форма университетского образования также основана на объединении ресурсов традиционных университетов, но это объединение гораздо более сильное, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предлагает совместную работу ряда независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, классные аудитории и другие ресурсы традиционных университетов.
Эта модель современного университетского образования наиболее ярко воплотилась в деятельности Национального технологического университета США - НТУ.
НТУ входит в первые 5% всех американских технических университетов, проранжированных по числу студентов, обучающихся по программам на получение степени магистра технических и компьютерных наук. В настоящее время НТУ объединяет ресурсы 46 ведущих университетов США, привлекая их профессорско-преподавательский состав, разработанные ими курсы, так же как и классные аудитории этих университетов, для создания и доставки обучающих телевизионных курсов в более чем 300 мест на так называемые рабочие площадки, принадлежащие общественным и частным высокотехнологичным организациям. Это стало возможным благодаря тому, что НТУ осуществляет функционирование одной из самых больших в мире сетей цифрового компресс-телевидения. Сеть спутниковой связи реализует одностороннюю передачу видеоинформации или двустороннюю передачу аудиоинформации. Контроль за деятельностью сети осуществляет Центр управления Сети НТУ в Колорадо, что позволяет вести трансляцию по 14 каналам круглосуточно и все семь дней в неделю. Благодаря этому количество часов вещания в Сети НТУ составило, например, в 1994 году 22702 для университетских курсов и 2980 - для незачетных коротких курсов. Зона, обслуживаемая TELSTAR 401 - новым внутренним спутником, используемым НТУ, охватывает все штаты США, распространяется на южную часть Канады, северную часть Мексики и территорию Карибского бассейна.
Основными пользователями услуг НТУ являются общественные и частные высокотехнологичные организации. Поэтому высокая концентрация рабочих площадок НТУ наблюдается в таких местах, как Силиконовая Долина, Миннеанаполис, Чикаго, Бостон, Вашингтон и других центрах высоких технологий.
Набор обучающихся в НТУ постоянно растет и сейчас ежегодный набор превышает 5000 человек.
Виртуальный университет. В этой образовательной модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые дают технологии учебных телеконференций. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. В результате этого учащийся может получать учебную информацию из разных источников. Появление такой модели образования ведет к тому, что обучение осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения.
Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета).
Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета приведет к глубоким изменениям в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитий, кампусов, кабинетов административных работников и лекционных залов. Он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и учащихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные телематические технологии. Очевидно, что эта модель означает большой прогресс на пути интернационализации образования и доступности обучения.
В качестве примера виртуального университета можно привести Интернет университет CASO - http: //www.caso.com.
В настоящее время этот университет, привлекая 87 аккредитованных учебных заведений для разработки и предоставления курсов, предлагает 2738 университетских интерактивных курсов в 24 предметных областях, таких, как аэронавтика, искусство, экономика, медицина, история, иностранные языки, литература, право, управление, математика, психология, социология и др.
Курсы доставляются посредством компьютерной сети Интернет с использованием аудио и графики. Эти курсы могут быть зачетными и незачетными. Наиболее существенной является возможность получения ученой степени в этом Интернет университете.
Основная миссия университета сформулирована его создателями следующим образом: "Мы работаем, чтобы помочь людям ощутить революцию в образовании, которая происходит на основе сети Интернет…. Мы - это группа преподавателей и студентов всех возрастов, которые сотрудничают, обучаясь через Интернет. Очень скоро появятся сотни новых учебных заведений с тысячами Интернет-курсов…".
В области дополнительного профессионального образования выделяется деятельность такого виртуального университета, как Спектрум - http://www.vu.org .
Как заявляют его создатели, "наш виртуальный кампус на www является самым большим онлайновым учебным сообществом в Интернет, и более чем полмиллиона людей из 128 стран обучаются в наших виртуальных классах".
Учебный год в этом виртуальном классе разбит на четыре четверти. Длительность курсов - от четырех до десяти недель. Каждую четверть предлагается 8-20 учебных курсов в самых различных предметных областях, таких, как география, история, иностранные языки, право, компьютерные науки и др.
Регистрационный взнос в университете составляет $15 США, уплатив которые учащийся может изучить три учебных курса.
Начиная с 1 января 1998 года, этот виртуальный университет выдает документы государственного образца в области дополнительного образования на основе системы зачетов дополнительного образования. Такой зачет можно получить после успешной сдачи итогового экзамена. Если же получение зачета не предполагается, то обучаемый может участвовать в учебном процессе, не выполнять никаких домашних заданий и контрольных работ.
Виртуальный университет Спектрум имеет свой виртуальный книжный магазин, где по сети Интернет продаются книги, каталог которых насчитывает около двух миллионов наименований. Многие курсы не предполагают использования учебников: преподаватели предоставляют учебный материал и задания по сети Интернет. Популярным среди обучаемых является Chat Cafe этого университета, однако, применение дискуссий в реальном времени непосредственно в учебном процессе пока встречает ряд технических трудностей, которые, несомненно, будут преодолены в ближайшем будущем.
Виртуальный университет - это чрезвычайно быстро развивающаяся новая организационная форма современного образования. Для обсуждения и поиска решения проблем и перспектив развития виртуальных университетов издается, например, специальная электронная газета Virtual University Gazette -
3 сентября 2013 года на встрече с профессорско-преподавательским и студенческим коллективом ПГУ заместитель Председателя Правительства РФ, специальный представитель Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозиным была поставлена задача о необходимости закрепления институтов и факультетов нашего университета за профильными российскими вузами. По предложению Д.О. Рогозина была начата работа по созданию Консорциума российских вузов-партнеров и ПГУ им. Т.Г. Шевченко – форма сетевого взаимодействия вузов под патронатом Воронежского государственного университета.
Целью создания Консорциума является:
- расширение и упрочение российского образовательного, научного и культурного пространства в юго-западном регионе стран СНГ, поддержки российских соотечественников, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике, повышения качества подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для экономики Приднестровья, содействия интернационализации университетов, входящих в Консорциум, развития интеграционных процессов в образовании.
- координация работ по созданию единой коллективной системы генерации новых знаний, распространения и использования их в интересах образовательных учреждений;
- повышение эффективности и качества образовательного процесса на основе преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях путем использования методического, научного, кадрового и информационного потенциала учреждений высшего профессионального образования и науки - членов Консорциума;
- обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;
- вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов;
- повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы;
- создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизации научных исследований и инновационной деятельности;
- повышение роли образовательных учреждений в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии соответствующих регионов.
Основными задачами Консорциума, направленными на достижение поставленных целей являются:
- подготовка бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим направлениям;
- развитие академической мобильности, бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов Участников Консорциума;
- реализация Участниками совместных магистерских программ;
- проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями;
- содействие реализации проектов и инициатив Участников, реализации их совместного участия в конкурсах, грантах и программах.
За прошедший период в рамках двухстороннего сотрудничества и сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, рекомендуемыми к включению в состав Консорциума была проведена большая работа: обучение около 60 аспирантов и 3-х докторантов, из которых 30 защитили кандидатские и 2 сотрудника – докторские диссертации, организовано более 20 стажировок; проведено чтение циклов лекций на выездной основе на ряде факультетов университета – юридическом, педагогики и психологии, экономическом, институте языка и литературы, и др.; проведено 11 вебинаров и 37 совместных конференций; 24 сотрудника университета прошли курсы повышения квалификации; состоялся обмен 13 делегациями и 26 рабочих поездок по обмену опытом; проводятся исследования в рамках договоров о сотрудничестве (10 научных проектов и работ и 9 совместных научных трудов). В рамках совместных образовательных программ в российских вузах-партнерах 75 студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко получили второе высшее образование, а 106 студентов продолжают свое обучение в Финансовом университете при Правительстве РФ, РГГУ, БГТУ, ВГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др. вузах.
Российско-Приднестровский Консорциум вузов:
- БГТУ – Брянский государственный технический университет
- ВГУ (вуз-координатор) – Воронежский государственный университет
- Госинститут русского языка им. А.С. Пушкина – Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
- ОГУ им. И.С. Тургенева – Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
- МГЛУ – Московский государственный лингвистический университет
- МГТУ им. Н.Э. Баумана – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
- МГЮУ им. О.Е. Кутафина- Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
- МПГУ – Московский государственный педагогический университет
- Первый МГМУ им. И.М. Сеченова - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
- РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет
- РЭУ им. Г.В. Плеханова – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
- ЮФУ – Южный федеральный университет
- НИУ БелГУ – Научно-исследовательский институт «Белгородский государственный университет»
- РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева – Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева
- РУДН – Российский университет дружбы народов
- ФУ при Правительстве РФ – Финансовый университет при Правительстве РФ
Консорциум вузов сервиса: российский опыт сетевого университета/ Вузовский вестник, 18(114) сентябрь 2010 г.
Национапьный
научно
-
обра
зовательный
инновационно
-
технологический
консорциум
вузов
сервиса
создан
в
июне
2009
гада
при
участии
большинства
специализированных
российских
вузов, в
едущих
подготовку
ка
-
дров
доя
сферы
сервиса
. Фо
рма
: консорциума
била выбрана
неслу
-
чайно
:
именно
в
формате
консор-
циума
(
то
есть, добровольного
и
равноправного
объединения
обра
-
зовательных учреждений,
сохра
-
няющих юридичеекую само
с
тоя
-
тельность
),
возможно
наиболее
эффективное
сотрудничество
в
области
науки
и
образования
.
Ини-
циатором
объединения
россий
-
ских
вузов
сервиса
в
консорциум
выступил
Санкт-Петербуреский
государственный университет
сервиса
и
экономики
.
Консорциум вузов с ервиса : российский опыт создания сетевого университета |
Задачи перед образовательными учреждениями, готовящими кадры в сфере услуг , стоят огромные, - отметил на заседании председатель Совета Консорциума, ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александр Викторов . - Поэтому в июне 2009 -го ведущие вузы России объединились в Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. Цель - кардинальное повышение качества подготовки специалистов для обширной динамично развивающейся сферы услуг путем координации деятельности по подготовке кадров для сферы сервиса в разных регионах страны и использования принципов саморегулируемых организаций. Сегодня совет Консорциума совместно с Министерством образования и науки РФ решает задачу организации экспериментальной Федеральной инновационной площадки по отработке модели сетевого учебно-научного университетского комплекса. Будем разрабатывать инновационные методы подготовки кадров. Решаются и вполне практические задачи: значительно повышается академическая мобильность преподавателей и студентов на всем пространстве страны, появляется больше возможностей для использования дистанционных методов обучения, реализации электронных образовательных ресурсов и др.
Первое заседание Консорциума состоялось 26 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге. Ядром Консорциума являются б специализированных сервисных вузов, а всего в составе Консорциума в настоящее время 11 российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса. География участников Консорциума - от Махачкалы до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. В его составе: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владимирский государственный университет, Восточно-Сибирская государственная академия образования, Дагестанский государственный технический университет, Омский государственный институт сервиса, Поволжский государственный университет сервиса, Рязанский государственный университет имени, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Тверской государственный университет, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Таким образом, Консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы - Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи, и многих других.
В настоящее время на основе базе вузов Консорциума (в которых по сервисным специальностям обучаются 106,6 тысяч студентов и работают более 3,3 тысяч преподавателей) реализуется проект по созданию первого в России сетевого университета. Основная цель создания образовательного комплекса нового типа на основе сетевого взаимодействия состоит в повышении качества подготовки кадров для сферы сервиса. Структура организации и содержание подготовки специалистов в рамках научно-образовательного консорциума будет носить сетевой характер. В рамках создаваемой сети реализуется принцип студенческой и преподавательской мобильности. Также широко используются дистанционные методы обучения и электронные образовательные ресурсы. Учебный процесс будет построен по модульному принципу. Это даст возможность организовывать длительные практики студентов.
КСТАТИ
В Санкт-Петербургским государ ственном университете сервиса и; экономики и на других площадках консорциума за прошедший год со стоялись ряд заседаний, посвящен ных вопросу организации; экспери ментальной площадки по отработке модели сетевого образовательного комплекса нового типа на базе Наци онального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциуме вузов сервиса.
Данная современная многоуровневая научно-образовательная структура, в числе прочих задач, призвана реализовывать научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций-членов Консорциума.
В условиях демографического спада, который особенно ярко проявился при приеме абитуриентов в 2010 и будет проявляться в последующие годы, новая многоуровневая модель образовательного комплекса на основе сетевого взаимодействия приобретает особую актуальность, так как она позволяет стимулировать интерес к российскому высшему образованию в перспективной для всей мировой экономики сферы сервиса со стороны иностранных абитуриентов.
В заседаниях принимали участие ректоры сервисных вузов России:
- Владивостокского государственного университета экономики и серви са (ректор - д. з . н ., профессор Лазарев Геннадий Иннокентьевич );
- Омского государственного ин ститута сервиса (и . о . ректора - д . т . н :, профессор Штриплинг Лев От тович );
- Поволжского государственного университета сервиса (ректор - д. з . н ., профессор Ерохина Лидия Ивановна );
- Санкт - Петербургского государ ственного университета сервиса и экономики (ректор - д. з . н ., профессор Викторов Александр Дмитриевич );
- Уфимской государственной ака демии экономики и сервиса (ректор - д. з . н ., профессор Дегтярев Александр Николаевич );
- Южно - Российского государствен ного университета экономики и серви са (ректор - д . т . н ., профессор Проко пенко Николай Николаевич )
Опыт по созданию сетевого вуза на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) изучило Министерство образования и науки России.
Совещание ректоров сервисных вузов России по подготовке кадров для. сферы услуг прошло 22 мая 2010 года на базе СПбГУСЭ под руководством заместителя министра образования и науки Исаака Калины . Заместитель министра провел совещание, чтобы обсудить опыт организации и работы Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. В штабе образовательной отрасли страны заинтересованы в создании экспериментальной площадки по отработке модели сетевого многоуровневого учебно-научного университетского комплекса. По сути, Консорциум вузов сервиса становится инновационной площадкой в сфере образования для всей России.
Об итогах этого совещания рассказывал на заседании совета Российского союза ректоров, прошедшем 24 мая 2010 года в Московском государственном университете министр образования и науки страны Андрей Фурсенко . В министерстве положительно оценили петербургский опыт.
Мы будем поддерживать сетевые и ассоциативные университеты, - заявил министр. - В Петербурге состоялась встреча ректоров вузов сервиса, создавших сетевой университет. Цель такой инновации - повышение качества обучения, академическая мобильность, совместная грантовая работа, DIV_ADBLOCK23">
В рамках Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса сегодня уже ведется интенсивная работа.
Так, проректоры по разным направлениям работы вузов-участников консорциума начали взаимодействие по вопросам академической мобильности студентов, грантовой деятельности, дистанционного обучения, разработки нового поколения систем управления учебным процессом и т. д. Уже после того, как провел заседание ректоров сервисных вузов, проректоры по научной работе вузов Консорциума собрались на методический семинар в Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса, а в июне прорек торы по учебно-методической работе совещались во Владивостоке. В июне. состоялось заседание проректоров по учебной работе вузов Консорциума в Поволжском государственном университете сервиса.
Ректоры вузов-участников Консорциума регулярно собираются на очередные заседания в разных вузах Консорциума. 18 июня 2010 года одно из таких заседаний прошло в Санкт-Петербурге, в период проведения в СПбГУСЭ Международного форума «Инновационные технологии в сервисе». Форум «Инновационные технологии в сервисе» проходил на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики в 2010 году уже во второй раз. В этом году в рамках форума прошел Круглый стол молодых учёных и аспирантов Национального научно-образовательного технологического консорциума вузов сервиса «Новые парадигмы инновационного управления в сфере сервиса».
Студенты и аспиранты вузов Консорциума оказываются в выигрыше от организации Консорциума в первую;, очередь. Для них открываются по-настоящему уникальные возможности::: Поступив в любой из вузов-участников Консорциума, студенты могут обучаться по ряду программ, а также проходить производственные и учебные практики " в любом из вузов, вошедших в состав Консорциума. Появляется возможность получать образование по двум специальностям одновременно и при выпуске получить не один, а два диплома. Заметно увеличивается количество направлений и специализаций по сравнению с теми, которые есть в каждом отдельном вузе. А в целом все это работает на повышение качества образования.
Студенты вузов Консорциума приняли участие в IV Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Социально-экономические аспекты сервиса: современное состояние и перспективы развития», прошедшей в Санкт-Петербурге 12-14" апреля 2010 года. Студенты Омского государственного института сервиса проходили практику в СПбГУСЭ летом2010года.
В настоящее время идет апробация новой социальной сети Союза молодых ученых и аспирантов Консорциума, полноценный запуск которой планируется произвести уже осенью этого года. А к концу 2010 года будет завершено создание единой электронной библиотечной базы всех вузов Консорциума, что позволит значительно увеличить возможности библиотечных фондов каждого из вузов.
Если говорить 6 ближайших перспективах - запланировано развитие Консорциума в самых разных направлениях. Так, в настоящее время решается вопрос об интеграции научных школ вузов Консорциума, - о вхождении ведущих ученых вузов Консорциума в диссертационные советы вузов-партнеров.
Таким образом, процесс интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала российских вузов набирает обороты; и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качественного скачка в развитии сферы сервиса нашей страны.
Александр ВИКТОРОВ ,
доктор экономических наук , профессор , ректор Санкт - Петербургского государственного университета сервиса и экономики
(Центр Прикладных Исследований Компьютерных Сетей)
ЦПИКС - исследовательский проект по созданию технологий и продуктов для компьютерных сетей нового поколения в России. Мы развиваем и внедряем новейшие и перспективные технологии в области компьютерных сетей и интернета, демонстрируем и проверяем эффективность этих технологий на задачах промышленности и бизнеса. Резидент ИТ-кластера инновационного Фонда «Сколково».
Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде»
В мае 2013 года на рабочем совещании «SDN-технологии в научной и образовательной среде», которое состоялось на базе факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова с участием более 40 специалистов из ведущих университетов и научных центров России, было принято решение о создании Консорциума университетов «SDN в научно-образовательной среде» (Software-Defined Networking, SDN).Главная цель консорциума - повышение эффективности и достижения значимых результатов в исследованиях в области современных компьютерных сетей, прежде всего, программно-конфигурируемых сетей.
На текущий момент Консорциум насчитывает 18 участников:
- Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
- Московский физико-технический институт (государственный университет)» (МФТИ);
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- Оренбургский государственный университет;
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
- Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ)
- Центр прикладных исследований компьютерных сетей;
- Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН);
- Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
- Ярославский государственный университет;
- Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»;
- Московский технологический университет МИРЭА;
- ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»;
- Южный федеральный университет;
- Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича;
- Рязанский государственный радиотехнический университет;
- Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).
Информация о последнем заседании Консорциума от 25.05.2017 и доклады участников выложены .
Согласно соглашению об образовании консорциума «SDN – технологии в научно-образовательной среде» совместная деятельность Участников Консорциума осуществляется по следующим основным направлениям:
- освоение и распространение опыта лучших мировых исследовательских центров в области компьютерных сетей в научно-образовательной среде Российской Федерации. Установление, поддержка и развитие международных научно-технических связей с передовыми мировыми центрами исследований в области сетевых технологий;
- содействие скорейшему применению инновационных сетевых технологий в научно-образовательной среде Российской Федерации;
- координация и организация взаимодействия высших учебных заведений и исследовательских лабораторий России по использованию и развитию технологий ПКС в образовании, науке и промышленности;
- координация взаимодействия коммерческих компаний и промышленных предприятий с высшими учебными заведениями России для развития и внедрения технологий ПКС в высокотехнологичных секторах экономики;
- разработка образовательных программ подготовки высококвалифицированных специалистов, повышения квалификации и переподготовки кадров в области сетевых технологий, включая ПКС;
- содействие развитию в России сети центров коллективного пользования, ориентированных на внедрение технологий ПКС в сфере ИКТ;
- формирование системы обмена передовым опытом, распространение последних достижений в области сетевых технологий, развертыванию результатов исследований в сетевых сегментах ПКС, организация технической поддержки ПКС сегментов;
- подготовка предложений для научно-образовательных и научно-технических целевых программ, включая программы Министерства образования и науки РФ в области сетевых технологий;
- в содружестве с организациями РАН содействие расширению в университетах России фундаментальных и прикладных научных исследований, требующих проведения значительных ресурсоемких вычислений;
- развитие и поддержка системы российских научных конференций и молодежных научных школ по сетевым технологиям и их приложениям;
- активное продвижение работ по практическому использованию современных сетевых технологий для решения актуальных проблем науки, техники, промышленности и бизнеса.
Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество) - коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными учебными заведениями, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Эта институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы множества традиционных университетов.
История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанным с образованием, и релевантности в разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что новая форма образования потребовала новой организации учебного процесса и структур, которые должны создаваться на принципах открытости, непрерывности, гибкости, модульности, достаточной универсальности, всеобщности и индивидуализации образовательного процесса.
Заключение:
Современное виртуальное обучение по многим параметрам приближается к индивидуальному. Это и виртуальное присутствие в классе на вебинаре, и мультимедийный и интерактивный контент курсов. Отдельно стоит сказать о выполнении практических заданий на виртуальных машинах, когда обучаемому доступны виртуальные сети любой сложности. Если ещё добавить к этому, что электронное дистанционное образование зачастую выбирают люди целеустремленные и склонные к высокой самоорганизации, то эффект получается очень высоким. Со временем виртуальные курсы вполне могут занять нишу между заочной и очной форм обучения: такое образование вполне реально получить в домашних условиях, посещая стены учебного заведения только лишь в период сессии. Зато свежие лекции и практические задания можно получать хоть ежедневно – был бы доступ в Интернет. Виртуальные университеты- вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Получать образование в таких университетах пока рекомендуется как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.
Сегодня в России спрос на виртуальные университеты как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов.
Список литературы:
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.
Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.
Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 167 с.
Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. - СПб.: Астерион, 2004. - 188 с.
Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.
Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. - 2000. - № 1(2). - С.42-54.
Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. - 2002. - № 36. - С. 26-30.
Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - № 2. - С.30-35.