Куприн «Слон». Конспект урока по литературному чтению (3 класс)А.И. Куприн «Слон» VII. Домашнее задание

Цели: ознакомить с рассказом Куприна “Слон”, дать представление о жизни и творчестве писателя, учить понимать поступки героев и их эмоциональное состояние.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание художественного и научно-популярного текста, задавать вопросы к прочитанному тексту; согласованно работать в паре; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; высказывать своё мнение о прочитанном произведении; подводить итог своей деятельности на уроке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, карточки с текстом о слоне, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся –
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.

Сегодня на уроке на примере нового рассказа мы поведём разговор о том, как добро, понимание, отзывчивость могут сотворить чудо, спасти жизнь.

2. Разминка речевого аппарата. (Презентация. Слайд 3 )

Прочитайте загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит…(слон).

– Прочитайте по слогам орфографически.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте весело.
– Прочитайте грустно.

У вас на столах лежат карточки с текстом о слонах. Вы будете работать в паре. Ваша задача внимательно прочитать текст, постараться запомнить как можно больше информации. После почтения вы должны придумать 2–3 вопроса.

1-й ряд – к первому абзацу текста.

2-й ряд – ко второму абзацу текста.

3-й ряд – к третьему абзацу текста.

Договоритесь, кто какой вопрос будет задавать и кого вы бы хотели спросить. Пара, закончившая работу подает знак о готовности (дети берутся за руки и поднимают руки вверх).

Проверяем задание: задайте свой вопрос, назовите от кого вы хотите услышать ответ, оцените правильность ответа.

Мы много интересного узнали о слонах. а сейчас давайте полюбуемся этими могучими животными. (Слайд 3, 4, 5)

– Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем читать?

(Слайд 6)

– Как называется рассказ? Интересно ли вам узнать его содержание?
– Кто написал? Знаете ли вы о жизни и творчестве этого писателя?
– Давайте поставим цели нашего урока.

(Слайд 7)

Познакомиться с жизнью и творчеством Куприна.

Познакомиться с содержанием рассказа “Слон”.

Работать над грамотностью, скоростью чтения.

4. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

(Слайд 8).

Рассказ учителя.

Александр Иванович Куприн родился 7сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику шёл второй год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Позднее Куприн писал о своём детстве “Бывало, в раннем детстве вернёшься после долгих летних каникул в пансион. Всё серо, казарменно, пахнет свежей краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день ещё крепишься кое-как, но когда настанет вечер, и возня в полутёмной спальне уляжется, о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызёшь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…” Часто люди, испытывающие трудности в детстве, учатся стойко их преодолевать. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года научился плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и знакомые были удивительными людьми: известный борец, дрессировщик, клоун, певец, писатель. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.

5. Работа по теме урока.

  • Прогнозирование содержания рассказа.

(Слайд 8)

– Перед чтением рассказа я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к рассказу “Слон” и попробовать понять, о чем этот рассказ. (Выслушиваются предположения детей.)

  • Зарядка для глаз.
(Слайд 10)
  • Чтение рассказа “Слон” учителем и учащимися.
  • – Во время чтения мне потребуется ваша помощь. О чем должен помнить читающий ученик, чтобы его было интересно слушать?

    • Беседа по первичному восприятию.

    – Понравился ли вам рассказ?
    – Что вы испытывали при чтении текста?
    – Выберите из предложенных слов те, которые передают ваше настроение в начале и в конце произведения. (Слайд 11)

    6. Подведение итогов.

    – Что вы узнали о жизни и творчестве А.И.Куприна?
    – Что помогло больной девочке выздороветь?
    – Чтение кого из детей показалось вам наиболее интересным? Почему?

    7. Рефлексия. (Слайд 12)

    Литература:

    1. “Литературное чтение” Учебник для 3 класса начальной школы. Часть 2. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Издательство “Просвещение”, 2012, 2013.
    2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Москва, “Вако”, 2013.

    Предмет: Литературное чтение.

    Класс: 3.

    Тема урока: А. И. Куприн "Cлон".

    Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. 3 класс. II часть.

    Тип урока: урок обобщения знаний.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Раскроют идейно-художественный смысл произведения через обобщение текста произведения и образ автора произведения.

    Научатся работать с текстом: определять о ком и о чем говорится в произведении, жанр, развитие сюжетной линии, составлять план, соотносить изменение настроений героя и читателей.

    Метапредметные:

    Познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;

    Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью сердечек)

    Коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

    Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

    Оборудование и материалы для урока: презентация для сопровождения урока; книги рассказов для детей А.И.Куприна;

    ТСО: CD-плеер, компьютер, проектор.

    Организационная структура урока

    1 . Организация начала урока.

    Проверим готовность к уроку.

    Доброе утро, солнце! Доброе утро, небо! Доброе утро, гости! Доброе утро, всем нам!

    2. Постановка цели и задачи урока.

    Сегодня на уроке на примере нового рассказа мы поведем речь о том, как добро, понимание, отзывчивость могут сотворить чудо, спасти жизнь.

    Стадия вызова

    (Слайд 2). “Верите ли Вы”

    Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

    Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

    Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

    Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

    Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

    (Слайд 3).

    Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.

    Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?

    Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Ответы детей

    Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?

    Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).

    Учитель: Рассказ о А.Куприне. (Слайд 4). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

    Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей

    (Слайд 5).

    Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.

    (Слайд 6).

    Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где можно взять книги? Ответы детей

    Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг

    (Слайд 7).

    Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.

    (Слайд 8). Портрет А.И. Куприна

    Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 145 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.

    Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?

    Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)

    Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей.

    4. Анализ произведения.

    Определите, о ком это произведение и о чем (слайд №9)

    Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

    Докажите, что это рассказ (слайд №10,11)

    В каком разделе учебника мы встретили этот рассказ? («Быль-небылица»)

    Что же необычного в этом произведении? (огромный слон приходит в гости к больной девочке, ест вместе с ней за столом, играет)

    Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей. Сообщения подготовленных детей. (слайд №12) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают 2 вида слонов: индийские и африканские. В мире животных слоны одни из самых умных. У них развита взаимопомощь. Раненого или больного товарища они пытаются поддержать: два слона встают с двух сторон, прижимаются, не давая упасть, и уводят его из опасного места.

    А каким увидела слона Надя? У вас есть текст, в котором пропущены слова. Нужно вставить слова, которые соответствуют рассказу «Слон».

    Найдите отрывок и подчеркните слова автора. Посмотрите на фотографии, правда слон похож на слона из рассказа. Послушайте, вот какие звуки он издает.

    5. Проверка домашнего задания.

    На прошлом уроке мы с вами условно поделили текст на 3 части и каждая группа получила свое творческое задание представить свою часть и составить план. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

    Работа в группах. (слайды №13,14,15)

    1 группа - Девочка Надя

    Перескажите кратко 1 и 2 пункты от имени Нади. Чтение по ролям разговора с мамой.

    Примерный пересказ от лица Нади

    В детстве я была болезненным ребенком. Когда мне было 6 лет, я была очень слаба: плохо ела, у меня совсем не было сил и настроения. Даже во сне я видела что-то серое и скучное. Но однажды во сне я увидела слона и захотела встретиться с ним на самом деле. Я рассказала об этом маме, а она поведала об этом папе.

    2 группа – Папа девочки

    Перескажите 3 и 4 пункты от имени папы. Инсценирование разговора папы с дрессировщиком.

    Примерный пересказ от лица отца

    Моей любимой дочке Наде шесть лет, и она очень больна. Доктора говорят, что она больна равнодушием к жизни. Я переживал за ее состояние, но ни чем не мог ей помочь, хотя старался выполнить каждую ее прихоть. Однажды она попросила привести в дом живого слона. Я так боялся за нее, что решился выполнить ее необычную просьбу. Я сходил в зверинец и упросил хозяина одолжить самого умного и мудрого слона. Тот пошел мне навстречу. Мне пришлось оплатить день простоя их программы, предупредить полицию, кое-что переделать в доме, но слона дочери я привел.

    3 группа – Слон

    Перескажите 5 и 6 пункты от имени слона. Иллюстрации.

    Примерный пересказ от лица Слона

    Меня зовут Томми. Я работаю в зверинце вместе с другими животными. Наш хозяин немец. Он хороший дрессировщик, а его шестилетняя дочка Лиза - моя маленькая подруга. Каждый вечер я вместе с двумя другими слонами я участвую в представлении. Однажды вечером такого представления не было, а меня повели по улицам большого города в один дом. Меня там тепло приняли и вкусно накормили фисташковым тортом. Хозяйкой дома оказалась девочка Надя, очень воспитанная, хорошая и добрая. Она почему-то болела. Мы провели с ней целый день. Мне понравилось с ней играть и есть за одним столом. Я играл с ней в куклы, помогал читать. Потом меня вкусно накормили, а на десерт был ореховый торт. Когда я вернулся в зверинец, то видел во сне эту ласковую и милую девочку. А еще мне снились большие торты, ореховые и фисташковые, величиной с ворота…пусть Надя быстрей поправляется, я буду ждать ее в гости.

    6. Работа над сюжетной линией рассказа.

    Соотнесите, сколько пунктов плана относятся к завязке (2) ?

    С чего начинается основная часть рассказа? (с разговора папы с дрессировщиком)

    Почему немец согласился помочь? Как мы можем его охарактеризовать?

    Какое место в рассказе можно считать кульминацией? (встречу Нади со слоном Томми)

    Кем стали девочка и слон? Они стали друзьями.

    Какова развязка? (девочка выздоровела) По каким признакам родители догадались, что дочка поправляется? Прочитайте.

    Благодаря кому же у девочки появился интерес к жизни? (благодаря Томми, папе, дрессировщику)

    7. Физкультминутка. (Слайд №16)

    Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню “Розовый слон”. (слайды со слоном под песню)

    8. Проблемный анализ. Работа в группах. (слайд 17)

    Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 3 вопроса. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.

    Учитель: Совещаясь в группе, вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.

    1. Что переживала девочка в течение всего рассказа? O пишите её чувства.

    2. Что испытывают близкие Нади? O чём говорит их поведение?

    3. Какие чувства испытывали вы, как читатели?

    Дети работают под музыку Слайда 18. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.

    Составление сравнительной таблицы изменения чувств главного героя произведения, родителей и чувств читателей. (на доске)

    (Слайд 17). Фото писателя.

    Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Ответы детей.

    Учитель: Чему учат нас поступки главных героев? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)

    Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”

    Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

    Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)

    Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)

    9.Рефлексия. (Слайд 19).

    Понравилось ли вам произведение?

    Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение рассказа? (Теплые, светлые, яркие)

    10.Самооценка участия в групповой работе. (Слайд 20).

    Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

    Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

    Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.

    Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

    Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

    Лучше всех в группе работал...

    Моя группа работала – 1 2 3 4 5

    Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

    (Слайд 21).

    11. Подведение итогов и домашнее задание.

    Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот эти сердечки. Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы и папы, чтобы они были счастливы? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица «Кто добр поистине, добро творит в молчании». Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. «Ведь счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс УМК «Школа России» Учебник «Родная речь» 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение, 2008.

    ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ… Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Верите ли вы, что слон может ночевать в одной комнате с человеком? Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Верите ли вы, что сегодня мы откроем для себя «простую истину » ?

    Александр Иванович Куприн 01.05.17

    Рассказы для детей 01.05.17

    Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит…. Слон РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

    01.05.17 1.Чем, по мнению доктора, была больна девочка? А) заболеванием почек Б) опасным инфекционным заболеванием В) равнодушием к жизни

    01.05.17 2.Что посоветовал доктор? А) развеселить, рассмешить девочку Б) свозить девочку на лучший курорт В) купить очень редкое и дорогое лекарство

    01.05.17 3. Почему так трудно было выполнить рекомендацию врача? А) у родителей девочки было мало денег Б) лекарство было почти невозможно достать В) девочка была равнодушна ко всему

    01.05.17 4. О чём девочка попросила маму? А) привести ей какое – нибудь редкое животное Б) привести ей слона В) познакомить её с настоящим волшебником

    01.05.17 5.Что привёз девочки папа? А) игрушечного крокодила Б) игрушечного слона В) книжку с картинками об Африке

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Александр Куприн «СЛОН»

    Зарядка окончилась. Ты молодец!

    1–я группа. Чем больна девочка? 2–я группа. Что испытывают близкие Нади? 3- я группа. Каким видит живого слона Надя? 4- я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону? 14.08.2014 4 Работа в группах

    Иллюстрация Г.Мазурина 14.08.2014 5

    Пословицы! 14.08.2014 6 Детство –время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

    Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. О силе родительской любви.

    14.08.2014 8 Добро красота ласка тепло счастье веселье жизнь любовь семья

    Семья Дружная, любящая. Заботится, оберегает, поддерживает! Помогает преодолевать любые трудности! Крепость! синквейн

    Рефлексия! Сегодня на уроке я узнал… Мне показалось интересным… Меня удивило… Я хочу похвалить …, за… 14.08.2014 10

    Ответы к тестовым заданиям ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Стр 25 - 40 Пересказать текст коротко: 1гр. – от имени девочки Нади 2 гр. – от имени папы 3 гр. – от имени мамы 4 гр. – от имени доктора 5 гр. - от имени дрессировщика

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 9

    МО Крыловский район

    Литературное чтение. 3 класс.

    Тема « А. Куприн «Слон»».

    Планирование составлено на основе программы четырёхлетней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа». Издательство «Академкнига/Учебник» 2009 год.

    Составитель: Р.Г. Чуракова

    МОУ СОШ № 9

    СТ. НОВОСЕРГИЕВСКОЙ

    МО КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН

    ЛУЦЕНКО АННА ВЛАДИМИРОВНА

    2011 год

    Цели:

    Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»; формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём.

    Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; развивать умение определять жанр произведения.

    Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Оборудование: учебник литературного чтения Часть 1 (стр.151), толковые словари С. И. Ожегова, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

    Ход урока.

      Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок.

    Начинаем наш урок.

    Будьте все внимательны.

    А ещё старательны.

    Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

    Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы(Слайд 2 ):

    К какому жанру относится новое произведение?

    Кто является главными действующими героями?

      Разминка речевого аппарата.( Слайд 3 )

    Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

    Набирает воду носом,

    Будто шлангом и насосом.

    Ставьте зонтиков заслон:

    Всех сейчас окатит ….(Слон)

    Прочитайте, разделяя слова на слоги. - Прочитайте грустно. - Прочитайте весело.

    Прочитайте с восхищением. - Прочитайте громко, тихо. - Прочитайте с ускорением.

    Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли? (ответы детей)

      Введение в тему произведения.

    Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)

    ( Слайд 4 )

    Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.(Слайд 5 ) Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 6 ) Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

    У слонов есть хобот.(Слайд 7 ) На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

    Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем сегодня читать? - Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна «Слон». (Слайд 8 )

    4. Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. ( Слайд 9 )

    Рассказывает: Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10 )

    5.Подготовка к восприятию рассказа.

    Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)

    Что нам в этом поможет? (толковый словарь) Работаем в группах. ( Слайд 11)

    Заслушиваем работу групп (Слайды 12, 13)

    Какую работу мы проделали на этом этапе? - Для чего мы её выполняли?

    А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина (Слайд 14) и подумать, о чём мы будем читать. (Заслушиваются ответы детей)

      Физкультминутка для глаз. (Слайд 15)

    Рисуй глазами треугольник.

    Теперь его переверни

    Вершиной вниз.

    И вновь глазами

    Ты по периметру веди.

    Рисуй восьмёрку вертикально.

    Ты головою не крути,

    А лишь глазами осторожно

    Ты вдоль по линиям води.

    И на бочок её клади.

    Теперь следи горизонтально,

    И в центре ты остановись.

    Зажмурься крепко, не ленись.

    Глаза открываем мы, наконец.

    Зарядка окончилась. Ты молодец!

      Знакомство с текстом произведения .

    А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.

    Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.

    Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

      Беседа по первичному восприятию произведения.

    - Что вы испытывали при чтении текста?

    - Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце. (Слайд 16)

      Итог урока. Рефлексия. - Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним наши контрольные вопросы. - К какому жанру относится новое произведение? Докажите. (Слайд)

    - Кто является главными действующими героями? (ответы детей)

    Какой вывод можем сделать? (поставленную задачу выполнили)

    Закончите предложения:

    * Сегодня на уроке я узнал …..

    * Мне показалось интересным ….

    * Меня удивило…..

    * Я хочу похвалить …., за …… .

    10.Домашнее задание:

        2.Попробовать разделить текст на части.

    Луценко Анна Владимировна

    МОУ СОШ № 9 МО Крыловский район

    учитель начальных классов

    А. И. Куприн «Слон»

    Тип урока: освоение нового материала

    Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему

    Планируемые результаты

    Предметные:

    познакомятся с произведением
    А. И. Куприна;

    научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте

    Метапредметные:

    познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

    регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока;

    коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог
    в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы

    Личностные:

    оценивают поступки героев произведения и свои собственные

    под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

    Этап урока

    Формируемые способы
    деятельности

    I. Организация начала урока

    – Доброе утро, солнце!

    – Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем опускают.)

    – Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны, затем опускают.)

    Сообщают о готовности

    Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

    – Кто придумал продолжение сказки о путешествии Евсейки?

    – Закончите предложения:

    Меня удивило в сказке…

    Мне бы хотелось …

    – Кто подготовил творческий пересказ от лица Евсейки?

    Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста.

    – Прочитайте скороговорку выразительно:

    Слон сломал случайно стенку.

    Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны


    о выполненной дома работе. Читают на оценку.

    Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

    – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:

    Мы познакомимся с….

    Мы узнаем…

    Мы вспомним…

    Мы будем уметь…

    Мы сможем поразмышлять…

    – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

    По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев

    Принимают

    и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое

    высказывание в устной форме

    – Как вы думаете, о чем это произведение?

    – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
    А. И. Куприна

    IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

    Рассказывает о писателе, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг (см. ресурсный материал)

    Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

    V. Работа над содержанием текста.

    Первичное чтение произведения

    Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

    – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

    Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

    – Понравилось вам произведение?

    – Выразите свое мнение о произведении одним словом.

    – Докажите, что это рассказ.

    – Что вам особенно понравилось в этой истории?

    – Какова основная мысль произведения?

    – Чему учит это произведение?

    – От чьего лица ведется рассказ?

    – Назовите героев произведения.

    – Давно ли болеет девочка?

    – Что посоветовал доктор родителям девочки?

    – Что приснилось однажды Наде?

    – О каком желании она рассказала матери?

    – Какого слона принес ей папа?

    – Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?

    – Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?

    – Какие еще вопросы по содержанию можно было задать?

    – Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?

    Прослушивают текст.

    Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

    Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению при работе в паре. Учитывают мнение со-

    – Чем болела девочка?

    седа по парте.
    Осуществляют контроль
    по результату

    VI. Повторное чтение и анализ произведения.

    1. Работа с толковым словарем.

    2. Выборочное чтение по ролям

    Проводит словарную работу.

    – Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

    – Найдите выделенные слова в словарях.(Пуд, вершок.)

    – Давайте вспомним, каких размеров был слон и сколько он весил? (Высота 3 аршина, длина 4 аршина и весил 112 пудов.)

    Аршин – старая русская единица измерения длины – 0,71 м.

    Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер – 16,3804815 кг.

    Организует повторное, выборочное чтение по ролям и обсуждение содержания произведения.

    – Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца по ролям (с. 30– 32 до слов: «Я сам хозяин этого дома»).

    Организует дискуссию, выслушивает мнения обучающихся, подводит итог.

    – Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки?

    (Речь идет о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь – ровесница больной

    девочки.)

    – Почему взрослые выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких?

    (Самый большой слон – самый талантливый и обученный. Он принесет девочке больше радости и улыбок.)

    – Желание Нади увидеть живого слона – это каприз или мечта? Докажите свое мнение по тексту. (Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке.)

    – Какие чувства вы испытывали к главной героине по ходу чтения текста?

    – Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось ее страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так не хватало: сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает Наде выздороветь.)

    – О чем же этот рассказ? (О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство.)

    Организует работу с тетрадями на печатной основе. Задает вопросы.

    – В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуйте свое мнение. Найдите подтверждение в тексте.

    – Подумайте, какие еще вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запишите их в рабочую тетрадь

    Работают с толковым словарем.

    Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

    Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствияэталону. Формулируют свое мнение

    и позицию.

    Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют

    свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализация заданному

    Выполняют задания

    в рабочих тетрадях.

    Отвечают на вопросы

    VII. Домашнее задание

    Объясняетдомашнее задание.

    Подготовить сообщение о слонах из энциклопедии о животных.

    Подготовить выразительное чтение по ролям: разговор отца девочки и хозяина зверинца.

    Подготовить краткий пересказ истории

    Осознают, принимают, сохраняют учебные

    VIII. Итог урока. Рефлексия

    Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу

    по вопросам:

    – Что нового узнали на уроке?

    Отвечают на вопросы.
    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

    – Понравилось ли вам произведение?

    – Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

    – Какова главная мысль рассказа?

    – Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение рассказа?

    – Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее.

    – Теплые, светлые, яркие.

    – Да, в рассказе присутствует атмосфера добра, человеческой теплоты, искренности. Куприн
    в детстве мечтал о теплых и светлых отношениях, которых у него не было

    Ресурсный материал к уроку

    РАССКАЗ О А. И. КУПРИНЕ

    А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года. Большую часть детства он провел в сиротском пансионе. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым.

    В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно.

    Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом.

    Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие.

    Урок 54. А. И. Куприн «Слон»
    (учебник, с. 40–41; рабочая тетрадь, с. 58–59)

    Тип урока: решение частных задач

    Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции

    Планируемые результаты

    Предметные:

    познакомятся с произведением
    А. И. Куприна «Слон»;

    научатся осуществлять переход
    с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

    Метапредметные:

    познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;

    регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);

    коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий

    Личностные:

    самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес

    к чтению различных книг и самому процессу чтения

    Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Формируемые способы деятельности

    I. Организация начала урока

    Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

    – Проверим готовность к уроку.

    – Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: Я желаю тебе добра,

    ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе

    – Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно

    и увлекательно

    Сообщают о готовности
    к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

    Умеют слушать в соответст-

    вии с целевой установкой, принимают
    и сохраняют организационные задачи

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

    Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

    – С каким произведением мы знакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон».)

    – Какие сведения о слонах вы подготовили к уроку в справочниках и энциклопедиях?

    – Из всего сказанного вами какой вывод мы можем сделать?

    – Где в России можно встретить слона? Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?

    – Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.

    Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери ».

    – В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?\

    – Прочитайте скороговорку по слогам.

    – Прочитайте с ускорением.

    – Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.

    – Прочитайте скороговоркой.

    Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненнойработе дома.

    Рассказывают о слонах.

    – Слон – животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран.

    – В зоопарке или в цирке.

    Отмечают интонацию для чтения. Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность.

    Дочка: просьба-каприз.

    Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

    Читают и объясняют значение поговорок

    Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

    Принимают

    и сохраняют цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

    3. Работа над по-словицами и поговорками

    Павка на лавке плетет лапти Клавке.

    Не годятся лапти Клавке на ножки,

    А годятся лапти на лапки кошке.

    Организует работу с пословицами и поговорками.

    – Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл (см. ресурсный материал)

    III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

    – Прочитайте тему урока.

    Мы познакомимся с…

    Мы узнаем…

    Мы вспомним…

    Мы будем уметь…

    Мы сможем поразмышлять…

    – Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон»

    Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

    Принимают

    и сохраняют учебную

    цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

    IV. Повторное чтение и анализ произведения.

    Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

    – Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».

    Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

    – Да, они подходят к рассказу «Слон». В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери

    даже невозможное. Говорится о здоровье: оно

    Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

    Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение

    1. Решение кроссворда.

    2. Деление рассказа на части. Составление плана.

    3. Работа в парах.

    4. Анализ иллюстраций в учебнике

    Предлагает решить кроссворд порассказу А. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал) .

    – Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)

    – А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями.

    Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…».

    Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…».

    Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…».

    Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке…».

    Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…».

    Шестая часть: до конца.

    Организует работу в парах.

    В конвертах лежит текст, в котором пропущены слова (см. ресурсный материал) . Нужно вставить пропущенные слова, которые соответствуют рассказу «Слон».

    – Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора.

    Проводит работу над иллюстрациями в учебнике.

    – Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 34, с. 37. Какие эпизоды изобразил
    художник?

    – Кто изображен?

    – Как вы думаете, какое настроение у девочки?

    – Найдите и прочитайте отрывок к этим иллюстрациям

    уходит очень быстро. Девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже.

    Решают кроссворд, записывают слова.

    Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

    Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

    Составляют план к рассказу:

    1. Девочка больна.

    2. Девочка от всего отказывается.

    3. Желание увидеть большого слона.

    4. Папа в зверинце.

    5. Ночное путешествие слона.

    6. Слон в гостях у Нади.

    Работают в парах. Вставляют пропущенные слова.

    Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы учителя

    и позицию.

    Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

    V. Проверочная работа по изученному произведению

    Тест по рассказу А. И. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал)

    Отвечают на вопросы теста

    Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

    VI. Домашнее задание

    Объясняетдомашнее задание.

    Подготовить творческий пересказ от лица Нади.

    Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    VII. Итог урока. Рефлексия

    Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат

    чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

    – Что особенно заинтересовало вас во время урока?

    – Что нового узнали на уроке?

    – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

    – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

    Варианты ответов: Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей

    родители не боятся никаких трудностей. Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки. Воплощение мечты, которое поставило

    ее на ноги. Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.

    – Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?

    – Выберите сердечки, красное – если все получилось, оранжевое – если что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно.

    Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

    Высказывают свои предположения

    Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

    – Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастлива? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании».

    – Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям»

    Ресурсный материал к уроку

    СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О СЛОНАХ

    1-й ученик. На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн а его африканский собрат 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту.

    2-й ученик. Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

    3-й ученик. Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят. У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки.

    4-й ученик. В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид животных занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

    РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ

    Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы ее вылечить, доктора советовали родителям исполнять все ее желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего живого слона. Надин папа отправился в зоопарк…

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    Детство – время золотое, ест и пьет, и спит в покое.

    Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – все потерял.

    Здоровье приходит днями, а уходит часами.

    КРОССВОРД

    1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)

    2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)

    3. Какой торт купили? (Фисташковый.)

    4. Как звали слона? (Томми.)

    5. В какое время суток вели в гости слона к большой девочке? (Ночью.)

    ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

    1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).

    2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.

    1. Как звали героиню рассказа?

    а) Лиза; б) Надя ; в) Аннушка.

    2. Сколько лет было девочке?

    а) 5 лет; б) 6 лет ; в) 7 лет.

    3. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.

    а) Доктор; б) немец; в) папа .

    4. __________ слона ведут в гости к больной девочке.

    а) Ночью ; б) днем; в) вечером.

    5. _________________приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем.

    а) Сладкая булка; б) фисташковый торт ; в) лимонный торт.

    6. Слону подвязывают _______________ вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать.

    а) Скатерть ; б) белую попону; в) теплую кофточку.

    7. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.

    а) Это лошадь… б) Это слон ! в) Это канарейка…

    8. Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.

    а) Молочка ! б) Не бойтесь, он добрый! в) Нет, мне бы слоника… настоящего.

    9. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой.

    а) Это большой серый слон . б) Нарядная кукла. в) Большая книга с картинками.

    10. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга.

    а) Доктор; б) немец ; в) папа.

    11. Таким образом его приводят в ___________, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой…

    а) Столовую ; б) детскую; в) гостиную.

    12. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?

    а) Равнодушием к жизни . б) Не болит ли у тебя голова? в) Я уже совсем здорова!

    Урок 55. Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений
    (учебник, с. 42–44; рабочая тетрадь, с. 60)

    Тип урока: обобщение знаний

    Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний по разделу «Были-небылицы»; участия в инсценировании; способствовать расширению словарного запаса учащихся; формированию умения находить в тексте необходимую информацию (автора произведения, пропущенные слова; эпизоды, в которых простые вещи превращаются в волшебные); развитию творческой самостоятельности (придумывание сказочных и реальных историй по рисунку в учебнике)

    Планируемые результаты

    Предметные:

    научатся задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте; формулировать вывод

    Метапредметные:

    познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности

    при составлении рассказов, в инсценировании;

    регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок

    на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

    коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; используют в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.)

    Личностные:

    проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

    Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портреты писателей; выставка книг писателей; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Формируемые способы
    деятельности

    I. Организация начала урока

    Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

    – Проверим готовность к уроку.

    – Здравствуйте!

    Были-были-небылицы

    Продолжаем изучать.

    Будем четко ход событий

    В наших книжках отмечать

    Сообщают о готовности
    к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

    Слушают в со-ответствии

    с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

    Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

    Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

    – Чтобы заветная дверь в литературную страну «Были-небылицы» открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.

    У черепашьего черепашонка У черепашьего черепашонка

    На черепашьих лапчонках На черепашьей спинке

    Черепашьи чоботы. Из костяных пластинок

    Черепашья рубашонка.

    – Прочитайте «птичьим базаром».

    – Прочитайте медленно.

    – Прочитайте с вопросительной интонацией.

    – Прочитайте с восклицательной интонацией.

    – Кто быстрее произнесет скороговорку?

    Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
    о выполненной работе дома. Пересказывают историю от лица Нади.

    Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

    Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

    Принимают

    и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

    III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

    – Прочитайте тему урока.

    – Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по литературной стране «Были-небылицы».

    – Определите цели урока, используя опорные слова:

    Мы познакомимся с….

    Мы узнаем…

    Мы вспомним...

    Мы будем уметь…

    Мы сможем поразмышлять…

    Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

    Принимают

    и сохраняют учебную

    цель и задачу. Осознанно

    и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

    IV. Станция «Сочиняем небылицы о морском погружении».

    1. Отгадывание загадок.

    2. Сочинение небылицы

    – Отгадайте загадки и вспомните других морских обитателей (см. ресурсный материал) .

    – Вы вспомнили некоторых морских обитателей. Вместе с черепахой мы оказались на морском дне. Придумайте небылицу и расскажите историю о том, как вы оказались рядом с морскими обитателями

    Отгадывают загадки, показывают на иллюстрации отгаданных морских животных. Рассказывают об их образе жизни.

    Придумывают небылицы и рассказывают истории о том, как они оказались рядом с морскими обитателями

    Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

    V. Станция «Распутываем небылицу

    про слона».

    1. Работа по карточкам.

    2. Краткий пересказ произведения А. Куприна «Слон»

    – Вот вы вернулись из морского погружения. Послушайте небылицу «У слона на дне рождения» и догадайтесь, кто еще был у него в гостях.

    Слоги в словах перепутались.

    Начинаем склейку слов

    Из рассыпанных слогов.

    Изучите эти строчки,

    Сложите правильно кусочки.

    Читает небылицу.

    Это было в воскресенье Раз, два, три, четыре, пять,

    У слона на дне рожденья. Помоги гостей собрать:

    Гости пели, веселились, Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

    Приседали и кружились, Ко-кро-шим-зе-пан-ко-рил,

    Так кружились, так вертелись, Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

    Что на части разлетелись. Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

    – Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел… Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает?

    Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

    Слушают небылицу «У слона на дне рождения».

    Складывают слоги и получают слова: антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена

    Осознанно

    и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему

    мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль
    по результату

    – Расскажите историю про слона от имени хозяина зверинца

    Рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца

    VI. Станция «Словесный конструктор»

    – Перед вами «словесный» конструктор. Соберите образное выражение (см. ресурсный материал) . Как вы понимаете смысл этого выражения?

    – Подумайте: главную мысль какой сказки раздела «Были-небылицы» отражает это выражение?

    Собирают крылатое выражение из пазлов.

    – От маленькой радости смеются, а от большой плачут.

    Понимают
    на слух ответы обучающихся. Слушают
    собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

    – А вы когда бываете счастливы?

    – Плакали ли вы когда-нибудь от счастья?

    – Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

    – Что означает слово счастье для каждого из героев рассказа?

    – Назовите всех героев произведения. Сколько их?

    – Героев восемь: Маша, ворона, мама, папа, Пашка, Петровна, милиционер, автор (рассказчик).

    – Дайте характеристику героям сказки (см. ресурсный материал) .

    Дают характеристику героям сказки.

    – Что сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?

    и троекратного повтора…

    VII. Самостоятельная работа по карточкам

    Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. ресурсный материал) .

    Карточка 1.

    К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1) «От маленькой радости смеются…»; 2) «а от большой – плачут»; 3) «и крупный снег…»; 4) «счастливые сны…».

    Карточка 2.

    А. И. Куприн. «Слон». Вставить: 1) «Ноги толстые, как столбы»; 2) «уши большие, как лопухи»; 3) «хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец».

    Карточка 3.

    М. Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни»

    Выполняют самостоятельную работу. Вставляют пропущенные слова

    Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осуществляютконтроль по результату

    VIII. Станция «Игра в путаницу»

    Проводит игру в путаницу (см. ресурсный материал).

    – Как можно играть в путаницы? Да вот так, например: разделить все строки стихотворения на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного.

    После расстановки карточек должно получиться:

    Злой кабан точил клыки, Портной сшил себе штаны,

    Пароход давал гудки, Еж гонялся за мышами,

    Соловей сидел на ветке, Чиж летал под облаками,

    Дикобраз томился в клетке, Рак усами шевелил,

    Кошка хвостик свой ловила, Стол накрыт к обеду был,

    Маша физику учила, Чайник булькал на костре,

    Буратино съел блины, Мальчик прыгал во дворе

    Работают в парах. Собирают из двух карточек стихотворение-путаницу

    Осознанно

    и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение

    IX. Домашнее задание

    Объясняетдомашнее задание.

    Выполнить задание в рабочей тетради на с. 60.

    Подготовить рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы»

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

    X. Итог урока. Рефлексия

    Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу
    по вопросам:

    – Что особенно заинтересовало вас во время урока?

    – Понравилось ли вам путешествие по литературной стране «Были-небылицы»?

    на уроке, у вас возникли трудности, то напишите свое имя синим карандашом.

    Если было все понятно и интересно, то напишите свое имя красным

    Отвечают на вопросы.
    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

    Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

    Ресурсный материал к уроку

    1) Передние – ласты, а задние – лапы!

    Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!

    Другого жилья, кроме моря, не зная,

    Потомству даст жизнь, на песок выползая.

    (Морская черепаха.)

    2) Короткое тело покрыто шипами!

    Шипами умело сразится с врагами.

    Раздуется важно, как шарик. И все ж…

    Порою, хоть страшно, плывет…

    (рыба-еж).

    3) Над волной дугою взвился,

    Спинкой черной заискрился.

    Мимо Гагр плывет… Афин!

    Белобрюхий кто? …

    (Дельфин.)

    4) Хрустальное блюдце! Не видите блюдца?

    А может быть, зонтик лежит на волнах?

    В нем щупальца – спицы, и если коснуться,

    Ожог будет сильный на ваших руках!

    (Медуза.)

    5) Кит-гигант! Зубастый кит!

    Своенравен и сердит.

    Прирожденный эхолот.

    Ест моллюсков… (кашалот).

    6) Ракообразная малышка

    Меняет цвет. Уж это слишком!

    Морских глубин цветная детка –

    Та симпатичная… (креветка).

    7) Была объемной, плоской стала,

    Фигуру время поменяло,

    И маскируется отлично!

    Под стать морскому дну обычно.

    (Камбала.)

    8) По всем морям оставил след,

    И лишь в Балтийском море – нет,

    Имеет панцирь как футляр,

    Десятиногий рак… (омар).

    9) Головоногий то моллюск –

    Десяток рук, присоски плюс.

    Довольно крупный экземпляр.

    А как зовут его? …

    (Кальмар.)

    10) Беспозвоночный, мягкотелый –

    Сидит в ракушке ли без дела,

    Или плывет как осьминог,

    В своем роду не одинок.

    (Моллюск.)

    11) Из иглокожих, но красиво

    В морской пучине это диво.

    Пять рук обычно – пять лучей!

    Бывает хищной. Образ чей?

    (Морской звезды.)

    12) Симпатичный он на вид,

    Хоть бывает ядовит!

    У моллюска – восемь ног.

    То придонный… (осьминог).

    13) Кит? А может быть, дельфин,

    Черно-белый исполин?

    В океанах обитает,

    Живность хищно поедает.

    (Касатка.)

    14) Как торпеда с плавниками,

    С очень страшными клыками!

    Острым нюхом жертву чует,

    Днем и ночью все кочует.

    (Акула.)

    15) Сапожник не сапожник,

    Портной не портной,

    Во рту держит щетину,

    В руках – ножницы.

    (Рак.)

    СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Ворона. Автор обращает внимание на возраст: седая. Значит, много повидала. Случай с Пашкой: злая. Но не торопится осуждать. Когда она протискивается через форточку: неуклюжая, трусливая (удирала), скупая, сварливая (склонная к ссоре, конфликту). Автор, скорее, приглашает нас улыбнуться.

    Маша. Любопытна (в значении: стремление узнать, увидеть что-нибудь новое): наблюдает за вороной, ищет, что утащила ворона. Каков возраст? Еще не ходит в школу. Автор не дает подробного описания ее внешности, только детали: чудесный ребенок, с розовыми щечками. И этого достаточно, чтобы полюбить ее. Спасает Пашку: это делает ее счастливой. Автор любуется ею.

    Петровна. Няня Маши – простая женщина, видимо, пожилая, и, скорее всего, она неграмотна. Важно не то, что она говорит, а то, как говорит.

    – Разбойница! – всплеск рук, много охает. Уютная, ласковая, своя, родная. Автор улыбается.

    Мама. Балерина в Большом театре. Играет роль Золушки. Красивая. Два раза плачет: один раз от горя, второй раз от большой радости, счастья.

    Папа. Моряк. Воевал с фашистами. Два раза тонул, ранен, чуть не погиб, защищая Родину. Патриот. В этом находит свое счастье.

    Воробей Пашка. Мал, растрепан. Растрепан, потому что был в драке. Был спасен, жил у Маши целые сутки. Очень благодарен ей. Маленький, но великодушный. Способен сострадать (букетик для мамы). В этом видит свое счастье. Автор заодно с Пашкой. Вспомните: Пашка «прикинулся мертвым» – автор не хочет, чтобы читатель видел его слабым.

    Милиционер. Хочет показаться строгим, но на самом деле очень добр. Бескорыстен. Он, как и папа, любит родину, ее природу. Его можно назвать патриотом. Только его любовь проявляется по-другому: в готовности помочь, защитить слабого. В этом видит свое счастье. Автор: ирония («он оглянулся», потому что не хочет, чтобы кто-то заметил, что он спасает маленького воробья).

    Автор (или рассказчик). Автор и Паустовский – это почти одно и то же лицо. Рассказчик щедро делится добротой, своей любовью к окружающему миру. Читателя делает счастливым, открывая для него в каждом герое что-то новое. Считает, что «все живое должно быть связано с целым миром и с каждым в отдельности».

    КАРТОЧКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Карточка 1

    От … смеются, – ответила мама, – а от … плачут. А теперь спи!

    Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».

    «Слон, оказывается, больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – …».

    «…Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях… рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук».

    КАРТОЧКИ ДЛЯ ИГРЫ В ПУТАНИЦУ

    Загрузка...
    Top