Моральная духовность. Нравственность – это что такое? Проблемы нравственности в современном мире. Направления работы классного руководителя

«Духовность - это основанная на вере,
надежде, убеждениях, понимании смысла
жизни устремленность к счастью.»
(По Ю. В. Осичнюку.)

При рассмотрении вопроса о смысле жизни мы неизбежно приходим к вопросам духовности и нравственности, которые, как правило, употребляются вместе и по определению являются неразрывно связанными понятиями и явлениями.
Не может быть нравственности без духовности и духовности без нравственности, как не может быть человека без тела и души.
Что первично и что вторично, что порождают в совокупности эти понятия, к чему ведут нас, вот основной вопрос.
Словарь Википедия трактует термин «духовность» следующим образом:
«Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке.
В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.»
Сложно и не очень понятно для обычного современного человека, особенно если рассматривать термин духовность в отрыве от причин для чего необходимо понимание духовности.
Если исследовать содержание слова духовность, то мы видим в основе этого слова корень слово «дух».
По Википедии «дух» это:
«1)философское понятие, обозначающее нематериальное начало;
2)высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности.»
В любом случае следует полагать, что «дух» - это нематериальное начало, как способность человека, которая способствует и позволяет реализовываться самоопределению личности.
Следовательно, можно сказать, что духовность – это состояние человеческой души (духа), которое свидетельствует о возможности ее (души) человека и стадии самоопределения материальной личности (человека) в области нематериальной самореализации через систему познания материального мира и осмысления материального мира через мыслительную деятельность мозга, которая сопровождается последующим развитием и совершенствованием нематериального мира человека – духа (души), либо его (ее) деградацией.
Из области нематериальных свойств человека можно выделить основное, которое является главным и неизбежно сопутствует свойству и уровню духовности – нравственность.
По Википедии «нравственность» - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики.
«Мораль (от лат. moralis - нравственный) - система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло.»
Таким образом, нравственность человека – это способность (духовность) человека, понимая и принимая систему норм и правил поведения (морали), которые действуют в обществе в соответствии с общепринятыми взглядами на добро и зло, совершать поступки отражающие отношение человека в каждый конкретный момент к указанным нормам морали.
Но если духовность это свойство самоопределения личности, то, следовательно, духовность – это и непосредственно самоопределение личности на пути к принятию норм морали, развитию нравственности или ухода от норм морали и их непринятии, либо принятие таких норм морали, которые ведут к деградации человека и общества, а равно прекращению жизни на Земле.
Таким образом, духовность это то, что способствует развитию нравственности человека, это инструмент посредством которого человек развивает свою нравственность.
Неслучайно оба термина применяются, как правило, вместе – «духовно – нравственное» развитие человека, общества.
При этом можно, наверное, сказать, что духовность это способность воспринимать мир в его моральных свойствах (критериях), а нравственность – это качество (моральный уровень), достигнутое в результате способности воспринимать мир на основе духовности.
Являясь явлением нематериального мира духовность, тем не менее, имеет свои корни и проявляется в мире материальном и в первую очередь в искусстве.
По Википедии – «искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) -образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.»
Таким образом, искусство, как результат образного осмысления действительности, через образное восприятие и мышление человека влияет и способствует развитию духовности, которая в свою очередь участвует в формировании нравственности человека.
Не случайно воспитание ребенка должно начинаться с развития его образного мышления так как получая через книги и иллюстрации образы материального мира, ребенок через образное восприятие не только развивает свои способности к абстрактному мышлению, но и формирует свой мир, свое место в этом мире, свое восприятие окружающего мира, что впоследствии отражается в его поступках самостоятельной взрослой жизни, преломляющихся в заложенных основах духовно- нравственного развития.
Манипулируя понятиями люди, иногда, объясняют свои безнравственные поступки великими целями и идеалами, подменяя одни понятия морали другими, списывая поступки и их результат на целесообразность общего блага по принципу – цель оправдывает средства.
Разбирая вопросы духовности и нравственности нельзя обойти такое понятие как лицемерие.
Википедия определяет «Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.»
Смысл жизни каждого отдельно взятого человека – развитие собственной духовности и нравственности.
Являя пример нравственной жизни человек, невольно воздействует своим примером на жизнь окружающих его людей.
Не случайно последнее время актуальной становится фраза Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».
Содержащийся в этой фразе призыв к каждому человеку работать над собой и жить по принципам нравственности имеет целью объяснить человеку, что все проблемы окружающего мира содержатся в нем (человеке) самом и мир изменится, если человек изменит самого себя.
Только развивая свою духовность и нравственность человек способен сохранить жизнь на Земле.

Рецензии

Произведение философского жанра очень содержательное и творческое. Тема раскрыта всесторонне, полно и глубоко, со ссылой на источник (Словарь Википедия), в котором толкование озвученных понятий и других терминов, непосредственно касающихся полного раскрытия темы. Автор всё это профессионально анализирует, аргументированно обосновывает собственную точку зрения (в том числе, почему манипулировать понятиями нельзя!). Все выводы убедительны, воспринимаются читателем как неоспоримые факты: "Не может быть нравственности без духовности и духовности без нравственности...неслучайно оба термина применяются, как правило, вместе - "духовно - нравственное развитие человека, общества". Хотя духовность - явление нематериального мира, но проявляется в мире материальном и в первую очередь в искусстве: "образное восприятие и мышление человека влияет и способствует развитию духовности, которая в свою очередь участвует в формировании нравственности". Глубина выводов основана на конкретных примерах, подтверждающих, что все проблемы окружающего мира содержатся в нем (человеке) самом и мир изменится, если человек изменит самого себя. Следовательно, смысл жизни каждого отдельно взятого человека - развитие собственной духовности и нравственности, "Только развивая свою духовность и нравственность человек способен сохранить жизнь на Земле" - в этом суть и значимость идеи. Желаю вам, Вячеслав, дальнейших успехов в нелёгком, но полезном труде - исследовательской работе, жизненных удач! С признательностью и уважением - Марина Татарская

#нравственность #духовность #общество

«Что толку тебе приобрести весь мир, если ты душе своей навредил?» (Книга Екклесиаста)

Это именно то, что происходит сейчас в нашем обществе - мы приобрели все, а душе своей навредили. У нас есть все мыслимые материальные и социальные блага, а душа стала пустой, грешной, безнравственной, бездуховной. Кризис, наступивший весьма вовремя, притормозил гонку потребления. Социологи пишут, что в докризисные времена среднестатистическая семья в России покупала продуктов в два, а то и в три раза больше, чем это было действительно необходимо.

Народ скупал бытовую технику, украшения, недвижимость и т.д. Материальные блага, комфорт, благоприятное социальное положение в обществе - стали главными ценностями. Поиск истины, совесть, нравственность - истинные - были отодвинуты на задворки общества. В древних буддистских текстах есть такое пророчество: «Наступят времена, когда общество достигнет наивысшего уровня эгоизма и бездуховности». Эти времена наступили. Эгоизм идет рука об руку с все возрастающим материальным потреблением, а замена духовных ценностей материальными создали бездуховный фон в обществе.

Посмотрите вокруг: , которая всегда духовна, заменена сексуальностью, бьющей вокруг, как грязный фонтан воды из-под земли. Сексуальность льется с экранов телевизоров, компьютеров, кинотеатров, концертных залов. Она во всем - в манере одеваться, вести себя в обществе, в поведении, в способах знакомства. А где слишком много сексуальности, там всегда в обществе увеличивается безнравственность. Однажды известный в Москве психолог давала интервью, в котором рассказывала, что чаще всего к ней приходят на консультацию молодые пары, прожившие в браке пару лет. Когда она начинает расспрашивать, почему в их молодой семье возникли проблемы, вырисовывается следующая картина.

Как правило, их основные занятия: секс, телевизор, компьютер и еда. И больше ничего…. Через год такой жизни, молодые уже не могут смотреть ни друг на друга, ни на телевизор. Уважительное отношение в обществе сменилось пренебрежением. Перестали уважать тех, кто умнее и опытнее, профессиональнее и интеллигентнее. Зато в обществе в культ возведены такие понятия, как «гламур», «cool», «крутой». Не уважают стариков, продолжительность жизни в стране снизилась, смертность людей преклонного возраста возросла, и они в поношенной одежде стоят в очередях в сберкассах и ищут акции по магазинам, чтобы купить макароны дешевле.

Не уважают детей, чьи неокрепшие души нуждаются в особом отношении. Их не воспитывают с терпением, а орут, поминутно одергивая. Мелькнула в Интернете небольшая заметка, что смертность младенцев до года за последние годы в России выросла вдвое. Откройте любой новостной портал в Интернете, оттуда на вас польется поток ужасной информации: в этом регионе России пьяный милиционер выкинул из окна жену и маленьких детей, в том регионе пропали девочки-школьницы - найдены убитыми, а где-то целая группа мальчишек ушли из дома и не вернулись - через неделю были обнаружены мертвыми в канализационном люке.

Трагичный перечень можно продолжать очень долго. Возьмем для примера Москву, этот огромный мегаполис, который моя дочь грустно назвала «городом, который выжигает сердца». TripAdvisor, американская консалтинговая компания, проводящая исследования в сфере туризма, составляет рейтинги крупных городов, которые основаны на мнении туристов, побывавших в них. Итак, Москва находится на 3 месте в категории «наименее дружелюбный город» и на 3 месте «самые плохо одетые жители». Компания Gallup проводила в течение 5 лет (2005-2009 гг.) в 155 государствах опрос, с целью выявить «самую счастливую страну» в мире. Респондентов просили оценить по 10-бальной шкале, насколько они довольны жизнью в своем государстве.

В это понятие входило: чувствуют ли люди себя уважаемыми, интеллектуально востребованными, здоровыми. Результаты опроса опубликовал сайт Forbes. Россия на - 73 месте, почетно заняв место после Коста-Рики, Бразилии и Панамы. На первых местах - скандинавские страны - Дания, Финляндия, Норвегия. Еще взглянем на статистику первого кризисного 2008 года, согласно которой, Москва - была на 1 месте среди всех столиц Европы по количеству убийств; стояла во главе рейтинга наиболее коррумпированных регионов России; была в двадцатке наиболее грязных крупных городов мира.

Думаю, что фактов приведено достаточно, чтобы создалась наглядная и грустная картина. Москва - центр России, стала одним из самых грязных городов мира, причем, как внешне, так и внутренне. Много роскоши и денег, много власти и шоу. Мало культуры и духовности, нравственности и порядочности. Каждый год в России, в Рождественскую ночь, передают по телевизору торжественное богослужение из Храма Христа Спасителя. Приходят все власть предержащие, самые влиятельные лица в государстве. Я тоже каждый раз включаю это красивое и праздничное зрелище.

Смотрю недолго - полчаса, от силы. До конца досмотреть никогда не могу. Почему так? Затянуто, чересчур пафосно и роскошно. А ведь Иисус Христос не был пафосным и напыщенным. Он мыслил божественно легко, говоря: «Будьте как дети, и тогда войдете в царство Божье». Он учил притчами и аллегориями. И умер на простом деревянном кресте. И когда увидел в храме торговцев, разгневался и стал выгонять их оттуда. А какова нынешняя религия? Не стала ли она похожа на тех же торговцев, торгующих верой человеческой во имя своих интересов?

Я уважительно отношусь к верованиям любых людей, будь то православные, лютеране, иудеи, мусульмане. Могу зайти в любой храм и чувствовать себя в нем комфортно, посидеть на скамье в лютеранской церкви, постоять возле икон в православном храме, прикоснуться к кресту в католическом соборе. Я уважаю веру, как одну из высших истин. К Богу ведет много дорог - и через Любовь, и через творчество, и через культуру, и через веру. Думаю, что любой человек может придти к Богу дорогой веры. Если ему в этом помогает религия, то можно сказать - слава Богу. Но несет ли нынешняя религия свет веры? А может быть, в ней стало слишком много догм и предрассудков? Поддерживает ли она нравственность в обществе? Развивает ли ее? Попробуем разобраться в этом вопросе. За последние два тысячелетия религия претерпела не так уже много изменений. Незыблемость своих норм и правил - это то, что все основные религии мира стараются, во что бы то ни стало, сохранять. Когда пытаешься говорить с кем-то из «святых отцов», то наталкиваешься на стену упрямства и догматизма. Приведу пример из одной своей беседы. Спрашиваю: «А

почему в Святой Троице есть Бог, Святой Дух и Бог-сын? Но ведь Бог и Святой Дух - едины, так может быть, святая Троица должна выглядеть так - Бог - Бог-сын - Бог-дочь?» Вы бы видели, какими испепеляющими взглядами мне на это отвечают, явно сожалея, что времена инквизиции и костров, на которых сжигали ведьм, прошли.

И никто так и не смог мне ответить на это вопрос ясно, умно и не бросаясь цитировать Библию. Библия - одна из серьезнейших и умнейших книг на Земле, но дошла ли она до нас такой, как и была написана? Думаю, что нет. Библия - это же сборник, каждый со временем что-то добавлял свое и больше всего «своего» добавила наша достопочтимая церковь, перекраивая ее по своим надобностям. Приведу интересные примеры: католическая церковь против предохранения и презервативов.

А в Латинской Америке и Африке - эпидемия СПИДа, от которой презервативы хоть как-то, но защищают. Любые обращения к церкви за одобрением их использования падают в пустоту. При этом представители Ватикана объясняют, что секс должен служить лишь продолжению рода. В этом вопросе церковь не только не идет в ногу со временем, но и способствует невежеству и безнравственности. Еще вспомним недавние скандалы, потрясшие Ватикан, когда ряд священнослужителей обвинили в растлении малолетних прихожан. Конечно, церковь много делает для людей - это и строительство больниц, и оказание помощи малоимущим, и другие благотворительные мероприятия.

Но, положив на одну чашу весов жизни эту сторону церкви и религии, мы должны на другую чашу весов положить и неприглядную сторону. Это будет справедливо. Возможна ли нравственность без религии? Думаю, что да. Духовная нравственность, наполненная светом доброты, культуры и образованности. Я вглядываюсь в различные религии мира и наблюдаю грустные явления. Церкви помнят о проведении обрядов и праздников, соблюдают все церемонии, шьют себе торжественные одежды, расшитые золотой нитью, а в мире с каждым годом увеличивается количество подростков, которые становятся наркоманами. Конечно, с наркоманией очень трудно бороться, она как зараза, расползающаяся по миру. Полностью вылечить от наркомании трудно, труднее, чем от алкоголизма, т.к. необратимо страдает мозг человека, особенно несформировавшийся мозг молодого человека. Но необходимо пытаться! Там, где влияние католической церкви особенно сильно - в странах Латинской Америки, там и находятся основные наркотические рассадники. Мусульманство из одной из старейших мировых религий превращается в воинствующую догму: «Бей, взрывай неправоверных».

Недавно по каналу National Geographic показывали документальный фильм о мусульманстве, о том, как Коран, со специально вставленными фразами, призывающими к насилию, печатают миллионами экземпляров специально для распространения в странах Европы, в России, Америке. Человечество существует не две тысячи лет, а значительно дольше. Такие исследователи, как, например, Эрнст Мулдашев, вообще говорят о существовании древнейших цивилизаций до homo sapiens. А у них была нравственность? Несомненно, хотя религии были другие или их не было на каком-то периоде истории вовсе.

Взаимосвязана ли религия с нравственностью? Нравственность должна лежать в основе любой религии и, очевидно, когда религии создавались, так и было. Но со временем, произошли большие перемены и в жизни людей, и в общественном сознании, и в понятии, что же такое «истинные ценности». Нынешние религии уже не борются за нашу нравственность, за наши души. Они борются за власть, за влияние, за финансы, за социальное благополучие.

Альбер Камю писал: «Для нас не секрет, что все церкви против нас… они все претендуют на обладание вечным». Вечным нельзя обладать, как нельзя обладать звездным небом. Церковь стала наместником Бога на Земле, но разве Бог уполномочивал ее на это? Особенно на столь длительное время? Да еще с безраздельной властью над человеческими душами! Для общения с Божественным посредники не нужны. Достаточно прислушаться к своему сердцу. Мне нравится мысль о том, что мы должны научиться ощущать Бога внутри себя, искать пути к Вечности в своей душе. Как это сделать? Думать, читать, учиться. А тем, кто самостоятельно это не может сделать и кто просит: «Открой и мне то, что ты ищешь, мои глаза, увы, слабы», тех учить и помогать им. Это простая мысль и совершенно не новая. Но это единственный путь к познанию и духовному поиску. Один из моих любимых мультфильмов - «Ежик в тумане» режиссера Юрия Норштейна. Недаром, на фестивале анимационного кино в Японии именно этот мультфильм назвали «фильмом всех времен и народов». Это мультфильм не просто о пути ежика, он о наших странствиях к свету, к вечному огню истины. Мы все блуждаем в тумане, встречаем помощь от кого-то или, как надежду, белоснежную лошадь. В этом фильме есть даже понятие Дао и Дзен, столь присущие восточной философии.

Дао - когда ежик стоял в окутывающем тумане, в котором могло скрываться что угодно, а неожиданно упавший сухой лист на ежика - Дзен, момент, который так о многом говорит и который не повторяется, в котором есть красота и неожиданность, есть размышление. Почему я вспомнила этот мультфильм? Он не только о пути к свету и о том, как найти дорогу домой, как выйти из тумана невежества и бездуховности. Он о доброте и красоте, без которой нравственность невозможна.

Ежику все время помогали - то пес принес потерянный узелок, то светлячки осветили путь через темный лес, то «кто- то» в реке вынес его на берег. А как много в этом фильме красоты! Нравственность идет рука об руку с добротой и красотой. Добротой истинной, когда бедной девочке дарят не одну из своих многочисленных кукл Барби, хотя и это хорошо для начала, а свою единственную игрушку. Когда жертвуют своим временем и силами, а не только деньгами. Когда учатся любить бескорыстно, дружить преданно, учиться с интересом.

Красота истинная - красота летящей чайки над морем, а не последней модели автомобиля; красота заката, а не платья, обсыпанного бриллиантами. Философы, социологи, ученые всего мира говорят о том, что наступает новая эра. Человечество уже не может жить по-прежнему, как раньше. Рождаются дети Индиго, которые мыслят по-иному, у которых другой взгляд на мир, новые способности. Мы уже не может игнорировать климатические изменения, которые в скором времени окажут сильное воздействие на все страны мира.

В стороне не останется никто. Перед человечеством встанут следующие основные проблемы: голод, количество и качество продовольствия; климатические изменения и вызванные этим природные стихийные бедствия; проблемы миграции и переселения народов. На фоне этих глобальных проблем нашей цивилизации встает вопрос - насколько будут необходимы религия и нравственность? Человек так устроен, что ему всегда надо во что-то верить. Недаром, все лучшие произведения мировой культуры наполнены идеалами, которым человек подражает, к которым стремится. Вера - это одна из божественных истин. Когда в жизни порой ничего не остается, даже надежды, помочь выжить может только вера. Но соответствуют ли новому духовному уровню грядущей эпохи нынешние религии, наполненные догмами? Думаю, что нет. И если они хотят войти в новую эру, им надо будет меняться либо создавать что-то новое.

Эммануил Кант как-то заметил: «Лишь две вещи в мире достойны удивления: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Звездное небо - за непостижимую тайну и бесконечность красоты и совершенства. А нравственный закон - потому что, это основа человеческого общества, стержень любой личности. Очень важное определение Канта - «нравственный закон внутри нас». Наверное, это лучшее определение нравственности, когда-либо данное. Нравственность - это закон, свод истинных правил, которые любой человек обязан соблюдать.

Мерилом их соблюдения является совесть внутри человека. Когда человек нарушает нравственный закон, он всегда это ощущает - его совесть дает ему это понять. Другое дело, что человек старается заглушить голос своей совести другими, эгоистичными доводами. Если много людей нарушают нравственный закон, тогда в обществе наступают черные времена. Можно сказать, что сейчас они настали, когда бездуховность и безнравственность наложилась на экономический кризис и на природные аномалии, вызвавшие ряд стихийных бедствий.

Основным нравственным законом в прежние века являлись десять заповедей, который, согласно истории, были переданы Богом Моисею, на горе Синай, для того чтобы он научил людей соблюдать их. Перечни данных заповедей в различных религиях отличаются. Богословы спорят, какую из заповедей надо считать первой, какую второй. Например, лютеранская и католическая церковь разделяют 10-ю заповедь на две. Хотя так ли важна в данном случае форма? Может быть, имеет смысл только содержание?

Приведем текст 10 заповедей по Синодальному переводу Библии и взглянем на них глазами современного человека, а не времен Моисея:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Современный человек мыслит по-иному, чем иудеи во времена Моисея. У него - другой кругозор, другое образование, возможность быстрого и любого общения с помощью мобильной связи, получения всевозможной информации из Интернета и телевизора, даже другой словарный запас и манера разговаривать.

И часть заповедей уже не воспринимаются так, как раньше, с прежним почтением и уважением. Более того, многие люди их даже не знают или вспоминают лишь некоторые из них. И если заповеди «не убивай» и «не кради» понимаются быстро и правильно, то заповедь «не прелюбодействуй» воспринимается с любопытством и с вопросом: а что это такое - прелюбодейство? А если это измена, то кому? А если человек не женат или не замужем, а просто встречается с кем-то, как многие нынче, то тогда как? «Не произноси имя Господа напрасно» - к сожалению, многие люди, особенно молодые, не то, что напрасно, а вообще редко обращаются к Богу и пренебрежительно относятся к молитве, хотя это может быть прекрасной возможностью побеседовать с Богом внутри себя. 10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» во многом повторяет 8-ю: «Не кради» и 7-ю: «Не прелюбодействуй», по сути, если вы внимательно в них вчитаетесь, то это одно и то же. Можно, конечно, сказать, что 10-я заповедь - о зависти, но для современного человека это слишком размыто сформулировано.

Нынешние люди мыслят более конкретно, тем более, им непонятно упоминание волов и рабов. 4-я заповедь самая мало осуществимая для нынешних людей: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Современная жизнь такова, что многие работают в субботу и в воскресенье, хотят они этого или нет - в силу профессии, например, машинисты электропоездов, продавцы в магазинах и т.д. Даже если спросить многих женщин, то именно в выходные они начинают мыть, убирать, стирать, готовить, потому что в рабочие дни они работают на службе наравне с мужчинами.

Конечно, если вдуматься в смысл - то, наверное, эта заповедь о том, что мы все погрязли в суете, что нам необходим хотя бы один день в неделю для духовного и несуетного - отдыха, общения друг с другом и детьми, для того, чтобы побыть на природе, почитать серьезную книгу. В любом случае, то, что подходило для людей прежних веков, уже не во всем подходит людям XXI века. И если мы что-то критикуем и отвергаем, то надо и что-то предложить: новый путь, новые способы мышления, новые правила нравственности, духовные и свободные от религии. Кто захочет, может следовать старым заповедям, но кому-то понравятся новые. У человека всегда должен быть выбор.

Нравственность, как основной закон существования людей, будет необходима всегда. Она была востребована тысячелетия назад, будет важна и в будущем.

И, наверное, новые нравственные заповеди должны выглядеть так, чтобы они были более понятны современному человеку с его совершенно иными представлениями о жизни, чем пару тысяч лет назад:

1. Бог - это Любовь, духовная и чистая. Стремись к такой любви. И не возводи на уровень Бога ничто другое - материальное, социальное.

2. Не убивай, ибо жизнь человека - бесценна, не ты ее давал и не тебе ее отбирать.

3. Не воруй, ибо это тебе не принадлежит.

4. Уважай родителей - т.к. они привели тебя в этот мир.

5. Заботься о детях - они идут по твоим стопам и ты в ответе за них.

6. Будь преданным, не изменяй тому, кто любит тебя, и кого любишь ты.

7. Не завидуй, это - ржавчина, которая разрушает душу.

8. Не мсти, т.к. это не только разрушит судьбу того, кому ты мстишь, но и твою.

9. Не обманывай, ложь подобна липкой паутине коварного паука, которая оплетает и тебя, и обманутого.

10.Не проявляй злобы, потому что она унижает, больно бьет по другому человеку и, порой, убивает.

11.Подобное всегда наказывается подобным, помни об этом, потому что, то, что ты отправишь в этот мир, тебе многократно вернется обратно.

12.Люби другого больше, чем себя! И если мы будем подобные нравственные заповеди соблюдать сами, а также учить им своих детей, то у нас есть шанс вернуть в нашу жизнь такое понятие, как «духовная нравственность».

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность - это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность - это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность - это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Нравственность и мораль

Традиционно понятие "нравственность" отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность - довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность - это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    Когда мы говорим о нравственности, принято различать три понятия "этику", "мораль" и "нравственность". Для примера приведем рассуждения на эту тему В.С. Библера. Он считает, что мораль и нравственность есть две сферы человеческой этики в реальном их сопряжении. "В предлагаемом сопряжении, - пишет В.С. Библер, - я понимаю мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести чтобы жить достойно…) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей священностью.

    В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодексы морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни такие нормы отказывают, обнаруживая свою ненравственную закраину.

    На мой взгляд, нравственность воплощается не в моральные нормы, но в трагедийные перипетии свободного личного поступка. Эти перипетии формируют коренные Образы личности - образы культуры различных исторических эпох… Нравственность есть (это и "настоящее время" и "логическое определение") всеобщее сопряжение, диалог ключевых исторических нравственных средоточий!".

    В.С. Библер в своем определении нравственности психологичен, даже литературно психологичен. Он различает, а точнее наблюдает поведение человека в социуме в определенный культурно-исторический момент и в момент личной трагедии, в момент совершения ненормативного уникального и единственного поступка в котором заключена и личная ответственность человека. "Личностные образы культуры" и являются средоточием любого литературного произведения. Не психологию поведения исследует писатель, а психологию поступка. Трудно согласится с тем, что нравственность может быть только автономно трагедийной. Поступок может созидать, а может и разрушать ткань культурно-исторической жизни. Не имея критериев оценки поступка лежащих вне социума, и не определив силу которой, движется человек в момент трагедийной перипетии, не осознав ради чего человек готов на самопожертвование, мы остаемся сторонними наблюдателями героизма и предательства, святости и низости.

    Содрогаясь и восхищаясь, мы не в состоянии определить, а на что я сам буду способен в момент трагедийного выбора, важно не как я поведу, а как я поступлю. А это проблема не столько психологическая сколько антропологическая.

    Поведение человека чаще всего определяется знанием норм социума или человекоугодием… С.Л. Рубинштейн, изучая формирование и развитие психики человека в процессе и в результате различных видов деятельности, обратил внимание на включенность человека в сложную систему отношений с другими людьми.

    Когда моральное содержание таких отношений приобретало ведущее значение, Рубинштейн определял в этом случае деятельность как поведение. Поведение идет от ума, когда мы успеваем подумать, как необходимо поступить. В этом случае совершенно справедлив В.С. Библер, говоря о морали как о внешнем моральном кодексе и внутреннем императиве добра, то есть рационализированном опыте социального устройства и поведения.

    Поступок несет в себе иррациональную основу. В момент совершения поступка человек не успевает, или не может осознать происходящего, им движет внутренний порыв, основанный на мире ценностей принятых и выстраданных, но чаще всего не осознаваемых.

    Человек таков, каков он в поступке. В.С. Библер заметил трагедийную ноту поступка. В поступке возможна жертвенность как преодоление закона самосохранения, как преодоление нормы, нравственность, по мнению Библера, созидается поступком, есть его результат. Очевидно только то, что за источник нравственности принимается человек, а сама нравственность признается ненормативной.

    Т.И. Петракова в своей работе "Духовные основы нравственного воспитания" говорит о двух основных подходах к происхождению морали: нравственные требования выводятся из наличной действительности (материализм, позитивизм, социальный детерминизм и др.), или признается в основании нравственности безусловное и неисторическое религиозное начало. В первом подходе, который можно назвать рациональной этикой, в качестве источника нравственного закона провозглашается сам человек, который в нравственном отношении действует независимо (автономно) ни от какого-либо высшего авторитета, независимо от высшей цели. Нравственные законы в этом случае могут подменяться законами разума, законами социальной жизни, либеральными свободами (вседозволенностью) автономной личности и т. д.

    Если исходить из того, что нравственность по своему существу не является независимым самобытным явлением, а ее истоки лежат в сфере иного бытия, мы не сможем обойтись без ответа на вопрос: "Что есть человек по своей природе, по отношению к миру, Богу и другим людям?".

    С.С. Аверинцев дает антропологическое определение нравственности. "Не буду предлагать тысяча первой дефиниции морали, - пишет он, - воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу "этику", "мораль", "нравственность", этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус "умственности". Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из оклика совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть - глубина, ум - свет, мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину". С.С. Аверинцев вводит в обиход непривычное для философии понятие "совесть", как голос как "оклик" из глубин человеческих, голос не связанный с социумом, но умом услышанный и осознанный, совесть как проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека, его достоинство и привилегия. "Совесть, - пишет архимандрит Платон (Игумнов), - является естественным духовным даром человеческой природы. Она выступает как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм. Совесть - это выражение всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность".

    Свобода открывает человеку различные возможности. Он может стремиться к святости и богоподобию, а может пасть в бездну греха. Смерть и жизнь, вот две дороги открытые человеку. Нравственность - путеводитель по дороге жизни. "Верными и неизменными ориентирами в выборе пути, - по словам архимандрита Платона, - являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание".

    Архимандрит Платон разъясняет подробно суть этих ориентиров. Реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях, признается богословием Православной Церкви, Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Православие признает, что этот закон дан Богом, и является достояние всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. "Однако как бы мы высоко не ставили естественный нравственный закон, - пишет архимандрит Платон, - мы должны признать, что он указывает на самый элементарный и обязательный для всех людей уровень нравственности. С точки зрения евангельской этики мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он - не убийца, не прелюбодей и не вор… Нравственные нормы и принципы, какими располагает Церковь, никогда не рассматривались в качестве средств научить человека приспособиться к внешним формам поведения. Святые отцы всегда видели в них цель руководства к нравственному совершенству, спасению и обожанию".

    Нравственный закон не может быть выполнен в отсутствии нравственного сознания. По мнению архимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель.

    "Стыд, - по словам Архимандрита Платона, - является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Несоответствие поступка нравственной норме производит страх перед позором или бесчестием. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство".

    Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

    Архимандрит Платон так определяет другие элементы нравственного сознания: Долг - это определяемая человеку со стороны его воли и разума необходимость поступать в соответствии с нравственным идеалом. В жизни Церкви человеку открывается идеал безграничного совершенства. Учение Церкви создает основу для углубленного понимания евангельского идеала и путей его осуществления…

    Ответственность - это нравственная отчетность за совершенный поступок. Человек несет нравственную ответственность перед своей совестью и перед Богом за нарушение требований нравственного закона… Согласно слову Божию, человек несет личную ответственность не только за свои слова и поступки, но и за скрытые намерения, желания, помыслы…

    Воздаяние - это вменение, которое человек заслуживает за совершение добра и зла. Человеку присуще неискоренимое представление о том, что по закону высшей справедливости всякое зло и несправедливость должны влечь за собой наказание. Однако в личной религиозной жизни бескорыстность христианина должна простираться до отказа от всякой мысли о вознаграждении за свою праведность. Для него высшей наградой является пребывание в достоинстве сына света, сына Небесного Отца. Именно к такому пониманию воздаяния Бог призывает всякого человека…

    В Священном Писании Нового Завета понятие добродетели выступает как предельно обобщенное обозначение всех нравственных достижений человека… У блаж. Августина мы встречаем такое определение добродетели: добродетель - это искусство жить праведно.

    Подводя итоги рассуждений о нравственности, архимандрит Платон (Игумнов) говорит о том, что нравственный рост личности определяют три главных условия: природные качества, воспитание и действие благодати.

    Понятие "духовно-нравственное воспитание" давно и прочно укрепилось в педагогике и нашло свое место в официальных документах (программах, законах, приказах). Такое сопряжение понятий нравственное и духовное, мы почти не встречаем в свято-отеческой, богословской и психологической литературе. Чаще всего происходит различение душевности и духовности в процессе рассмотрения антропологических проблем. Для примера приведем различение понятий "душевный" и "духовный" предлагаемый П.В. Симоновым. Он понимает духовность как стремление к истине, а душевность - как стремление к добру. Мы можем говорить о том, что в основе определения П.В. Симонова положена идея "целеустремленности". В первом случае цель определяется как "истина", цель с точки зрения христианства являющаяся запредельной, то есть лежащей за пределами человеческого бытия, как предстояние человека перед Истиной и стремление к ней. Во втором случае цель определяет стремление к нравственным отношениям с собой, другими людьми, и миром, в котором человек живет. На первый взгляд может показаться, что это иерархически разные "целеустремленности", но с точки зрения целостности человека, безнравственный человек не может стремиться к истине. П.М. Ершов связывает духовность со стремлением к высокой цели, а душевность со средствами достижения цели.

    Г.В. Акопов рассматривает душевность как проявление качеств духовности в повседневной жизни. С этой точки зрения он интерпретирует распространенное мнение о том, что "была духовность - теперь нет". "Ошибка, - пишет он, - заключается в переводе духовности как сущностного явления, имевшего и имеющего место в любом обществе, в ранг более распространенного явления душевности. Парадоксально, но обычно не недостает не духовности как икания высокой истины и цели, а именно душевности, как повседневного проявления культуры - культуры чувств и отношений, да и культуры знаний…".

    В.В. Медушевский считает душу жизненным началом, а дух началом благодатной жизни, "искрой богоподобия в человеке, дыханием вечности в нем". "Духовность - не знания, - пишет он, - не навыки решения задач, а способность мировоззренческого полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая ввысь. Сила многомерная и цельная". Нравственность, по мнению В.В. Медушевского есть важное проявление духовности. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, добро, красота. Он напоминает, что понятие "нравственность" произошло от "нравить", то есть любить. В основе нравственности лежит любовь, но не корыстная и эгоистическая, но любовь к истине, добру, справедливости. За последнее десятилетие в отечественной психологии в работах Б.С Братуся, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, В.И. Слободчикова Ю., Е.И. Исаева, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и других, предпринимается попытка заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.

    "В наши дни проблема духовности привлекает не только богословов, историков, культурологов, философов, - пишет В.В. Знаков, - обсуждающих ее в основном в контексте анализ религиозных и историко-культурных корней российского и западного самосознания. Не меньший интерес она представляет и для психологии, особенно психологии понимания, в которой чрезвычайно актуальным является вопрос о выявлении психологической сущности духовного Я понимающего мир субъекта… Я полагаю, что многие трудности в решении проблемы будут устранены, если изначально признать, что религиозное и научное направления представляют собой два принципиально различных (хотя и неразрывно связанных) пути познания феномена духовности. Во-первых, это проявляется в поисках главных источников происхождения духа: наука их ищет в человеке (его сознании, созерцании, продуктах деятельности), а религия - в божественном откровении. У богослова нет сомнений в том, что духовность от Духа Святого, а у ученого-атеиста - от человека и человечества".

    Не обязательно быть атеистом, чтобы признать человека реально духовным. В.В. Знаков точно подметил различие психологии и богословия по отношению к источнику духовности, но это различие имеет место только в широте горизонта окружающего человека мира. Психология пока не рискует выйти за пределы земного бытия, и то, что названо как источник духовности (сознание, созерцания, продукты деятельности), есть ее проявления в этом мире. Изначальную духовность человека богословие не отрицает, но признает особую замкнутость индивидуального духа, его подчиненность низшим сферам у человека, отпавшего от Бога. Оживление и освобождение индивидуального духа происходит благодатью Духа Святаго в процессе стремления человека к нравственному преображению, в процессе его церковного становления. Самоограничение науки А.А. Ухтомский объяснял тем, что наука имеет дело лишь с понятием "природа". Где нет его, нет и науки. Но вслед за этими словами писал: "Впрочем для науки остается весьма важная проблема - выяснить возможность религиозного опыта, а потом и исследовать этот вид опыта". В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. "Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем в виду прежде всего его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека".

    В наивысшей степени духовность человека, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, обнаруживает себя и становится способом его жизни, когда для человека открываются его личные отношения с Богом, высшей Основой бытия всего сущего. Исследуя индивидуальный дух человека, в рамках культурно-исторической традиции, психологи вплотную подошли к осознанию источника силы этого духа, который, по Православным представлениям есть благодать Духа Святого даруемого человеку в жизни в Церкви.

    Границу мира и Церкви пока переступить не удается по причине огосударствления науки и специфически воспринимаемого светского характера государственной жизни и образования. Наука может и должна выходить в изучении человека за пределы системы образования и официального уклада жизни, должна проникать за пределы культурно-исторической традиции, входя в жизнь народного и церковного Предания, изучать развитие и становление человека в православной семье и Церковной общине. Необходимо осмысливать психолого-педагогические понятия не только с научной, но и с богословской точки зрения.

    Анализируя работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко говорит, что духовность есть устремление, неутоленность, беспокойство, напряженность, энергия, направленная на поиск истины, духовность - это практическая деятельность, направленная прежде всего на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма.

    "Возможной единицей анализа духовного организма, пишет В.П. Зинченко, - является функциональный орган индивида, под которым А.А. Ухтомский понимал всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение. Функциональные органы - это новообразования, которые возникают в активности индивида, взаимодействующего со средой. Функциональный орган - не морфологическое, а энергичное образование ("сочетание сил", "вихревое движение Декарта")… Пути к духу и его развитию могут быть разными. Можно идти к небу от молитвы, от духовного образования, от монашеского опыта… В любом случае - это труд".

    "Подчас именно среди болезни и тяжкого труда, - по словам А.А. Ухтомского, - находим мы впервые червонное золото, которым живем и питаемся всю последующую жизнь… Простые народы там, где они предоставлены самим себе и живут своею мудростью, хорошо понимают ту правду, что не "счастие", а суровый труд жизни воспитывает нужного человека и ценную для человечества культуру".

    В православной антропологии различают состояние человека до грехопадения, и после грехопадения. Святитель Феофан Затворник говорит о том, что первоначально в человеке не было греха, и он был духовен. "Печать человечества, - пишет он, - была в духе, а дух - сила, в Боге живущая, из Бога жизнь и все к Богу устремляющая - и в человеке и вне его, - и внутреннее и внешнее". После грехопадения, то есть разлучения человека и Бога, в результате которого человек потерял источник силы к "Богу устремляющий", дух человека, по словам святителя Феофана, "в себе замкнулся и в себе вздумал жить, тогда пресеклись притоки жизни Божественной, дух замер…". Замкнутость в самости привела к исполнению слов Божественного Откровения "смертию умрете".

    В.Н. Лосский на основании изучения творений святых отцов рассматривает понятие первородного греха, как самоопределение свободной воли разобщившей человека с Богом. Он выделяет несколько моментов в грехопадении человека. Практически все святые отцы выделяют нравственный или личный аспект, который заключается в непослушании, в нарушении Божественного порядка. "Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, - пишет В.Н. Лосский, - он ответил бы на божественное повеление полным самоотречением, он добровольно отказался бы не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, чтобы жить только с Богом, чтобы устремляться к единению с Ним. Божественная заповедь указывала воле человеческой путь, по которому ей надлежало следовать, чтобы достичь обожания - путь отрешения от всего, что не есть Бог. Воля человеческая избрала путь противоположный". Святые отцы (св. Григорий Нисский и св. Максим Исповедник) обращают внимание на физическую сторону греха. Вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеческий ум обратился к миру, вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному. Развитие греха видится и в том, что человек вместо покаяния пытался оправдать себя перед Богом. "Отказываясь признать происхождение зла единственно в своей свободной воле, - замечает В.Н. Лосский, - люди отказываются от возможности освободится от зла, подчиняют свободную волю внешней необходимости. Воля ожесточается и закрывается перед Богом. "Человек остановил в себе приток Божественной благодати", говорит митрополит Московский Филарет… Лишение благодати - не причина, а следствие грехопадения. Человек лишил себя дара общаться с Богом, закрыл путь благодати, которая через него должна была изливаться на всю тварь… Бог положил предел греху, позволив, чтобы он приводил к смерти, "ибо плата греху смерть".

    Рабство греху, страстям, власть плоти и помышлениям пресекается обращением к Господу (нравственное самоопределение человека), сокрушением и покаянием. "Тогда в таинствах дастся ему благодать и сила, - пишет святитель Феофан Затворник, - устоять в своем намерении и одолевать привычные страсти, с какою бы силою они не нападали на него…. Пришедшая благодать оживляет дух, который восприняв права свои, все начинает устремлять к Богу и, встречая на пути преграды страстей, их одолевает, прогоняет и искореняет".

    Святитель Феофан говорит об изначальной духовности человека, которая сама по себе не может удержать человека от греховного падения (отрицания нравственного закона и следование своей греховной воле).

    Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, которая даруется человеку Божественной благодатью в таинствах Церковных, сила оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Практически во всех богословских работах мы встречаем объяснение понятие духовность как благодать Божию, как особую силу, оживляющую индивидуальный дух человека и к. Богу устремляющую. Условием оживления духа является нравственное самоопределение и нравственное перерождение человека.

    Аналогичную точку зрения высказывает и архимандрит Платон (Игумнов). "Требования нравственного совершенства, - пишет он, - кажутся подчас безмерными и нереальными с точки зрения затемненного грехом бытия. Однако даруемая в жизни Церкви сверхъестественная благодать сообщает человеку творческие силы, способствующие нравственному совершенствованию".

    С этой точки зрения архимандрит Платон рассматривает духовность, как степень преображения человека Божественной благодатью, как утверждение человеческой бытийности в Боге.

    Духовность как потенциальная возможность нравственного совершенствования человека обретает силу через стяжание Божьей благодати в церковной жизни. Другими словами, мы можем говорить о благодати как божественной энергии дающей человеку силы духовного оживления и нравственного совершенствования. Энергичный подход объясняет смысл понятия духовно-нравственного становления как процесса, как устремленности и доминанты (а не только цели) развития всех сил человека (как плотских, так и разумных сил души) и его духовного становления как обретения целостности и превосходства естества в личностном бытии.

    Достижение конечной цели обожания или "превосходстве естества и претворения бытия человека, по словам С.С. Хоружего, нельзя достичь собственными энергиями человека, и совершается оно энергией Божественной, благодатью, с которой человек лишь сообразует свои энергии в синергии.

    Исследуя понятие "совершенный человек", С.С. Хоружий отметил, что Новый Завет почти никогда не говорит о совершенстве - "в совершенном виде", как о чем-то уже обретенном и наличном, оно неизменно выступает как искомое, предмет устремлений или цель, указываемая апостолом Павлом, причем эти стремления или эта цель не столько ближайшие, конкретно-практические, сколько имеющие характер духовной установки, принципиальной ориентации. В доказательство своего наблюдения исследователь приводит немногочисленные тексты о совершенстве. Мы их тоже приведем: "Братия, поспешим к совершенству" (Евр. 6,1), "Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4,13), "Епафрас... подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны" (Кол. 4,12). В одном месте своих посланий апостол Павел говорит об этой принципиальной не достижения совершенства более детально и глубже: "Я не почитаю себя достигшим, а только... стремлюсь к цели... Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить... Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя... Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его" (Флп. 3,13-21). "Здесь в христианском понимании совершенства, - пишет С.С. Хоружий, - нам открывается своеобразная мистическая диалектика: совершенство христианина в том, чтобы "не почитать себя достигшим" совершенства! И тут же апостол разъясняет, отчего это так: оттого, что истинной целью является для христианина "жительство на небесах", когда естество его будет преображено сообразно Телу Христову, - а истинным совершенством человека можно считать, разумеется, лишь совершенную достижения его истинной цели… с полною определенностью здесь сказано одно только: исполнение, последний и завершающий итог духовного пути - в ином, божественном образе бытия… истинное совершенство, то есть истинное соединение с Богом, Христом, имеет быть достигнуто христианином, однако это достижение включает в себя два крайне существенных условия. Во-первых, оно не может быть осуществлено лишь собственными усилиями самого человека, но совершается Божественным действием: действием "Спасителя... Который уничиженное тело наше преобразит" или, что то же, действием благодати Святого Духа, посылаемого Отцом чрез Сына, - как уточнит позднейшее богословие. Во-вторых, оно совершается не всецело в пределах эмпирического существования человека, эмпирически наличной пространственно-временной антропологической реальности".

    Однако апостол Павел употребляет понятие "совершенного человека", прилагая его к некоторым из христиан в их земной жизни ("кто из нас совершен, так должен мыслить"). - Наряду с описанным выше понятием совершенства принимается еще и другое, которое относится к человеку в его земном существовании и доступно ему. "Чтобы достигать полного совершенства, совершенной соединенности с Богом, - пишет С.С. Хоружий, - необходимо пройти ведущий к нему путь. Быть на этом пути означает хранить устремленность к Богу, и человек вовсе не всякий и не всегда умеет ее хранить, он легко утрачивает ее. Если же он добивается того, чтобы не утрачивать ее, обладает способностью или искусством всегда ее сохранять - есть основание говорить, что ему присуще совершенства в хранении устремленности к Богу… Хранение устремленности к Богу явно принадлежит не к частным видам человеческой активности, но к экономии Богообщения, реализации самой бытийной природы человека. Тем самым, в отличие от всех "частных совершенств", оно должно принадлежать к онтологическим понятиям". "Хранение (Бого) устремленности" еще не означает сущностной причастности, связи с иным (Божественным) горизонтом бытия. Поэтому Хоружий предлагает включить это понятие в такую онтологию, в которой статус онтологических понятий получат не только сущностные, но и энергичные связи человека с Богом: воли, импульсы, внутренние движения человека. По его мнению, анализ двоякого понятия совершенства, возникающего в "Новом Завете", имеет своей предпосылкой принятие, либо построение некоторой энергичной онтологии. С этой точки зрения он предлагает решить новую антропологическую задачу, исследовать не только сущностное строение человека, но и энергичное строение человека. "Конкретная личность, индивид, - отмечает С.С. Хоружий, - в каждый момент обладает определенным множеством разнородных энергий, которые могут разделяться по очень многим принципам, но, прежде всего, - по своему истоку и роду (напр., телесные, душевные, духовные энергии), а также по своей направленности. Структура этого множества - в моих работах я называю его энергичным образом человека - и составляет энергичное строение личности. Оно непрерывно меняется (в отличие от статичного сущностного строения), и потому в дискурсе энергии антропология динамична, она описывает процессы, деятельность - во внутренней, равно как и во внешней для человека реальности".

    На этой основе он переходит, к анализу совершенства. Христианская антропология, как было установлено ранее, начиная с Нового Завета, выделяет - и разделяет - два рода совершенства человека: "совершенство устремленности к Богу", единственно доступное человеку в пределах его эмпирической жизни, и "совершенство соединения с Богом".

    Понятие энергичного образа позволяет ответить на вопрос: "Что означает "устремленность к Богу" и как может достигаться ее хранение?" Исследуя православную аскетику Хоружий, выделяет три типа энергичных образов. Классификация строилась в соответствии с тем, в каком отношении к устремленности к Богу находится то или иное устроение человеческих энергий. Существует три основных типа. Искомый строй всецелой устремленности к Богу есть, такой энергичный образ, в котором все без изъятия энергии человеческого существа согласно направляются к Богу: к инобытию, за пределы здешней эмпирической реальности. Типичен и характерен для человека, прежде всего, по мнению Хоружего, совсем иной строй, при котором его энергии не имеют никакого объединяющего устремления - никакой доминанты, как естественно говорить, они рассеяны по разным целям и предметам здешней реальности. И можно выделить сразу еще один тип: такой энергичный образ, в котором энергии собраны воедино, подчинены определенной доминанте, и эта доминанта представляет собой стремление к некоторой цели, пребывающей в здешнем бытии, вне Бога. Этому типу аскетика придает самостоятельное онтологическое значение по той причине, что он относится к Богоустремленности уже иначе, чем предыдущий тип. Если рассеянное не доминантное устроение энергий легко меняется - и, в том числе, способно применить и к Богоустремленности, то последнему устроению наличие доминанты как своего рода стержня сообщает устойчивость, оно имеет тенденцию и определенную способность сохраняться и воспроизводиться, и за счет этого оно являет собою принципиальное препятствие к Богоустремленности.

    Традиционная терминология, идущая от Исаака Сирина, именует эти три базовых типа энергичного образа, соответственно, сверхъестественным, естественным и противоестественным состояниями души. (Последний тип чаще называют еще страстным состоянием, а доминанту этого состояния называют страстью.) "Таким образом, - пишет С.С. Хоружий, - мы охарактеризовали совершенство-устремление как сверхъестественный тип энергичного образа человека… Однако неоспоримо то, что духовное восхождение, по православному пониманию, есть продвижение человека к соединению с благодатью - стяжание благодати, по мере которого ее действие постепенно делается из неуловимого и подспудного - более явным и всеохватным. Это вхождение, вбирание человека в благодати есть формирование нового, "личностного" порядка бытия, означающее не подавление, но возрастание человеческой индивидуальности, личного начала в ней. Энергии человека, не подавляясь, усваивают себе новый строй, согласный, сообразованный с действием благодати... Только природа, иная суть, Божественная, посредством принадлежащей ей Божественной энергии, может совершить те онтологические изменения здешнего порядка бытия, что составляют суть духовного процесса, его искомое. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для этого - хотя такая их роль в процессе также является решающей (ибо речь о необходимых условиях) и является делом свободы человека (ибо он волен и не создавать никаких условий)". Мы считаем, что с точки зрения педагогики богословское понятие "совершенство-устремление" наиболее близко отражает сущность сопряжения понятий нравственный и духовный как вектор и устремление, доминанту, силу и энергию.

    Загрузка...
    Top