Н с лесков левша основная тема. Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности проблематики и основная идея сказа. план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему. Известные произведения Лескова

Время создания

Произведение Николая Семеновича Лескова создано в 1881 году. Замысел возник тремя годами раньше, когда писатель гостил у работника одного из оружейных заводов в окрестностях Петербурга. По словам современников писателя, как-то за столом в общей беседе вспомнили прибаутку о косом левше, который английскую блоху подковал да и обратно англичанам отправил. Возможно, это послужило отправной точкой для создания произведения.

Жанр произведения

Исследователи относят его к жанру сказа: повествование ведется от лица человека из народа со свойственными ему оборотами речи, искажениями иностранных, слов и соответствующей оценкой изображаемого.

Сюжет

Император Александр, побывав в Англии, привез оттуда подарок английских мастеров – серебряную миниатюрную блоху, которая заводится ключиком и исполняет танец. Один из приближенных императора, генерал Платов уверен, что русские мастера способны выполнить еще более тонкую работу. Он отвозит блоху тульским мастерам. Через две недели он забрал блоху, в которой, на первый взгляд, ничего не изменилось. Однако мастера сумели поставить ее на подковки. Платов привозит блоху и мастера Левшу в Петербург к императору. Все восхищаются тонкостью работы, но подковки сделали ножки блохи более тяжелыми, и она больше не может исполнять танец.

Левшу отправляют учиться в Англию. Там он видит уважительное отношение к образованным рабочим. Левше предлагают остаться за границей, но он не может оставить без попечения престарелых родителей и не может изменить православной вере.

Левша возвращается на корабле в Санкт- Петербург. По пути он простудился и тяжело заболел. Находясь при смерти, он очень стремится сообщить императору, что англичане ружья кирпичом не чистят. Один из докторов, услышавший эти слова, передает их кому-то из военных, но тот считает, что генералам виднее, и до императора эти слова не доходят.

Проблематика

В своем произведении Н.С. лесков ставит и решает широкий круг проблем

  1. Проблема бесправного положения народа связана с образом центрального героя, его условиями жизни, отношением к нему со стороны власть имущих.
  2. Проблема отсутствия образования у простого народа также связана с образом Левши. Его талант мастера уникален, но ему не хватает элементарных знаний.
  3. Проблема недооцененных талантов представителей народа. Образованное сословие зачастую даже не представляет сколько одаренных талантливых людей живет в деревенской глуши. Их способности могли бы прославить страну.
  4. Проблема преклонения перед иностранными мастерами и их умением поднимается Лесковым, когда он изображает пребывание российского императора в Англии.
  5. Проблема патриотизма в представителях разных сословий. Как понимают любовь к Отечеству и служение Родине император, генерал и простой тульский мастер Левша?

Тематика

В рассказ об удивительном таланте тульского мастера входят равноправными действующими лицами российские императоры Александр Павлович, Николай I, императрица Елизавета генерал Платов – вполне реальные исторические личности. Но главным предметом изображения служит талант народного мастера, и многие персонажи так или иначе проявляют своё отношение к дарованиям простых мастеров. Одни склонны преклоняться перед иностранным и недооценивать своих умельцев, а другие, напротив, верят в превосходство русских мастеров.

Система образов

Центральным героем произведения является безымянный русский мастер, который проделал необычайно тонкую работу: он и его товарищи сумели выковать миниатюрные подковки для стальной блохи, которую подарили русскому императору, когда он был за границей. Левша же сделал крохотные гвоздики, с помощью которых подковки крепились на лапки механической игрушки. Лесков не описывает процесс выполнения этой тончайшей работы, говорит только, что творится она в необычайной тайне: мастера работают углублённо, сосредоточенно, с полным самоотречением, кажется, даже пожар не мог бы заставить их прерваться. Они простые русские люди, не привыкшие хвастаться, не обещающие превосходного результата. Перед ответственным делом они идут поклониться чудотворной иконе, просить Божьего благословения. Патриотизм Левши проявляется во время его пребывания в Англии, где он узнает об условиях труда иностранных рабочих, об их подготовке, о том, как проводят они свои выходные дни. Он отвечает отказом на все просьбы остаться за границей, жениться, пройти обучение. С другой стороны, он жадно впитывает всё, что можно и нужно перенести на русскую почву, всё, что может пригодиться в России.

Среди других образов сказа можно выделить донского казака Платова, очень переживающего, когда император Александр восхищается умением иностранных мастеров. Платов уверен, что в России могут и умеют выполнять тонкую работу, делать оружие ничуть не хуже. Он делает всё, чтобы доказать это англичанам.

Император Александр Павлович полон восторга перед иностранными мастерами и их работой. Он считает, что русским следует учиться у них, готов платить огромные суммы за бриллиантовый орех, в котором находится стальная блоха и ее ключик.

Николай Павлович, напротив, верит в мастерство тульских оружейников и просит Платова отвезти блоху, изделие английских мастеров, нашим умельцам.

Левша превосходно находит общий язык с английским полшкипером, с которым вместе отправляется на корабле в Россию. Простой, дружелюбный моряк становится приятелем Левши.

Невозможно не почувствовать симпатии автора талантливому русскому мастеру, сочувствия его тяжелому положению. Повествователь так же, как главный герой произведения болеет душой за интересы страны, с сожалением говорит о том, что последние слова Левши так и не дошли до русского императора.

Актуальность произведения

Вопросы личности и власти, отношение представителей власти к народу и незаурядным, талантливым его представителям остаются актуальными по сей день. Произведение учит ответственному отношению к своим обязанностям, честности и любви к Отечеству.

Вариант 2

Основной темой произведения является творческая одаренность обычного русского мужика, представленная писателем в образе тульского оружейника, наделенного не только талантом, но и духовным стержнем и нравственной человеческой силой.

Ключевым персонажем повести является Левша, изображенный в качестве неказистого нищего мужичонки, кузнечного дела мастером, отличающего сильным характером, уверенностью в себе не только относительно жизни, но и в отношении выполняемой им работы и ее качестве.

Герой с достоинством и смелостью общается не только с русским государем, но и с представителями иностранных держав. Будучи отправленным на чужбину, он с увлечением изучает диковинные изделия заграничных мастеров, стремясь постичь их премудрости, а также продемонстрировать собственную смекалку и умение с целью доказать великие возможности своей отчизны.

Произведение представляет собой повествование в виде сказания, но имеющего отличия от традиционного жанра сказа, который нацелен на устную речь и ведение рассказа от имени непосредственного участника, происходящего.

Лесковская повесть использует в своем содержании неповторимое авторское своеобразие, выражающееся в использовании баснословия, смены манеры изложения событий на протяжении повествования, а также применение различных художественно-литературных приемов, которые передают мотивы народного поэтического творчества (тавтологии, глаголы с приставкой, уменьшительно-ласкательные слова и выражения, видоизмененные поговорки).

Кроме того, писатель использует в произведении многочисленные неологизмы, заключенные в описании предметов, действий, состояния. Эмоций, которые позволяют продемонстрировать особенную литературную игру.

Написанная народным языком повесть наполняется тонкой авторской иронией, созвучной русского национальному характеру.

Образец 3

Данное произведение Николая Лескова является самым популярным в его творчестве. Сочинение увидело свет в 1891 году, было представлено в сборнике «Праведники». Полное название имеет несколько больше слов. А именно «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Стоит отметить, что Николай Лесков в этом произведении затрагивает жизнь простого человека. Сам автор предлагает воспринимать это сочинение как народное произведение. Внимание читателя концентрируется на сюжете, в том числе главный персонаж произведения выступает в роли героя, как в старых былинах. Эта компоновка подтверждает «народность» сочинения. Автор старается избегать своего мнения, чтобы добавить реализма как в народных повествованиях.

Жанровая принадлежность произведения. Многие относят «Левшу» к жанру критического реализма. Но не все так просто. Автор повести использует иногда сказочные мотивы. Хотя они не являются главным критерием оценки жанра. Реализм произведение в полной мере раскрывает автор, упоминая русский народ, его традиции и характер. Здесь повествуется о простом рабочем люде, который подобно главному герою, в некоторых ситуациях проявляет свою самобытность и навыки. В повествовании также затрагивается роль единодержавия как основной формы правления государством. Читателю предстоит увидеть две стороны медали. Два мира, монархический и Западный в сравнении. Где царь всячески старается противостоять современным принципам правления. Очень ярким литературным приёмом данного произведения является переплетение трагических мотивов с комедией, реальности со сказкой.

Стоит подробно отметить стилистические приёмы в сочинении. Автор не скупаться на сравнения. Практически все произведение построено на данных литературных композициях. С одной стороны выступает жизнь в России и Англии, также проводится параллель между простым и влиятельным населением. Напряжении всего повествования автор раскрывает образ главного лица государства. Небольшими зарисовками чётко передаётся вся требуемая информация.

Будет не правильно оставить без внимания главного персонажа. В произведении он представлен как трудолюбивый и шибко талантливый человек. Автор очень подробно и красочно представил читателю главного персонажа. Выступает он в исключительно положительном образе. Практически национальный герой и человек верный своему Отечеству. Очень сильно акцентируется внимание на его патриотизме и праведности. Человек который не продаст Родину никаким англичанам, как подмечено в повести были такие предложения.

Произведение ярко показывает истинного патриота своего государства. Который при любых обстоятельствах и условиях не предаёт и не теряет любви к родной земле. Чувствуется глубокая любовь и преданность интересам своего государства. Даже находясь на волоске от смерти, этот человек думал, как передать своему правителю секрет лучшего хранения оружие, заботясь о своём государстве с искренним энтузиазмом. Автор старается убедить всех, что простые люди создают государство и благодаря им оно существует.

Главным героем является мужчина, у которого имеются способности. С виду это обычный парень и занимается он в своей кузнице с утра до позднего вечера. Если он взялся за дело, то пока его не доделает до конца, не успокаивается.

К нему съезжаются с разных стран и городов, а все, потому что все знают о том, что у него просто золотые руки. Также к нему приехал государь для того чтобы посмотреть что он создает при помощи своих рук.

И даже когда он оказался в чужом краю, то не перестает заниматься своим любимым делом и внедряет свои идеи в новые технологии, которые потом используются людьми. Кроме этого в чужих краях он старается постичь их таланты и научиться ими. Но про свою родину не забывает и постоянно скучает по ней. Больше всего на свете ему хочется вернуться обратно и поэтому он просит императора отпустить его домой.

Домой он отправился на корабле. Там он встретился с одним полшкипером, который умел прекрасно говорить по-русски, а также понимал все что ему говорят на этом языке. Закончилось все большой пьянкой и они оба попали в больницу. Там у него из карманов вытаскивают все что можно, а потом оставляют его умирать. Напоследок Левша старается сделать так, чтобы все его слова добрались до императора, ведь это важная информация, вот только его никто слушать не хочет.

Умирает наш главный герой прямо в больнице на полу, а мысли его находятся на своей родине, которую они никогда больше не увидит и приехать туда больше никогда не сможет.

За все время на Левшу упало огромное количество проблем и несчастья, но мужчина с честью и высоко поднятой головой выдерживает все это.

В произведении встречается не только волшебные приключения и басня, но еще и различные крылатые выражения, а также фольклорная сатира.

Из данного произведения можно сделать вывод, что страна совсем не думает о своих героях и не может оценить их таланты по достоинству. А вот в других странах его принимают совсем по-другому.

Вот так император, узнав о том, что Левша создал блоху, лишь некоторое время об этом помнил, а потом забыл. А когда об этом узнали в других странах, то они приказали своим мастерам придумать, а потом создать что-нибудь такое, что намного лучше будет, чем блоха, но у них ничего не получилось.

Суть, смысл и идея повести Левша

Повесть под названием Левша, за авторством Лескова представляет собой сказ, то есть легенду, которая основана на подлинных событиях. В действительности не совсем известно является ли произведение стилизацией или действительно основано на какими-то подлинных событиях. Есть основания полагать будто Лесков многое выдумал, но при этом снабдил повесть подлинными историческими фигурами и также добавил собственное глубокое знание народа.

Произведения Лескова характеризуются довольно точным пониманием различных сообществ, ясным видением людей, но нередко во всем этом наблюдается какая-то рафинированность смешанная с тоской. Ведь Левша (имеется в виду здесь и далее герой повести) – фигура трагическая, а он является олицетворением всего народа. В рваных лохмотьях, сохраняющий достоинство и трудящийся только для страны.

Эта муравьиная гордость и самоотверженность воспринимается Лесковым как нечто естественное, также как Платов у него именно такой каким хочется видеть читателю казачьих генералов. Эти фигуры немного гипертрофированные и слишком стереотипные, хотя, перед нами сказ. Поэтому следует сделать некоторую скидку в этом смысле.

Автор пытается представить читателю идею безраздельной преданности народу. Во многом его мысли выражаются и через Платова и через Левшу. Платов – суровый атаман, который верит во все русское и обладает собачьей преданностью царю.

Конечно, возможно, современные чиновники просто измельчали и лицемерие стало более распространенным, но нечто подсказывает – и раньше не было таких чистых Платовых, были только внешне Платовы. Также и в Левшу поверить трудно в такого самоотверженного представителя народа, который на уровне святого забывает о себе и трудится только ради собственной страны, подковывает блоху, для того чтобы страна была лучше других, да и царь порадовался.

Вот такое веселое и складное отечество выходит у Лескова и ничем иным как своеобразной пропагандой или, как сейчас принято говорить, работой на Кремль (хотя во времена Лескова столица была в Петербурге) подобное произведение не назовешь. Однако, на самом деле в этом весь Лесков, он просто многое идеализировал, старался писать честно и открыто, насколько было возможно именно для него. Поэтому лесковская правда про народ в стране и про вышестоящих выглядит такой печальной и тоскливой.

Его Левша – Александр Матросов, который с улыбкой лезет на амбразуру, хотя Дзот возможно взять и без этого, его Левша – искреннее доверие лицемерию властьимущих. Его Платов – туполобый патриотизм чиновника в стране, которая хочет быть лучше Европы, но плюет на собственных людей и растит интеллигенцию, которая с детства говори по-французски. И смысл этой повести весьма грустен.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)

    Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.

  • Путешествие на поле славы (Бородино Лермонтова 5 класс) сочинение

    У Лермонтова существует очень много разных произведений, но одно из них является значимым для всего народа и называется оно «Бородино». И этим произведением он старается показать всем читателям

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение

    Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

  • Рецензия на книгу 451 градус по Фаренгейту (Брэдбери)

    Сейчас тема антиутопий в моде. Постоянно пишутся новые книги, снимаются фильмы. И люди идут смотреть в кинотеатры очередных «Соек», где обязательно показывают жестокий мир будущего

  • История создания романа Дубровский Пушкина

    Над своим романом Пушкин работал целый год. Однако так его и не закончил. Даже название произведению не дал. В заглавии поставил только дату начала работы 21-е октября 1932-й год

Лесков Н.С. «Левша». Тема и основная идея сказа.

Подготовила Фомочкина М.А.

1.Вступительное слово учителя

Из черной рамы смотрит мне в глаза


Глазами жадными лицо Лескова,


Как затаенная гроза,


В изображенье умного Серова. ( , слайд 2)

Как вы думаете, о творчестве какого писателя мы с вами сегодня будем говорить? (назвали)

Сегодня у нас урок - праздник, урок открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где яркая игра со словом поражает с первых её строк.

Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Совершив небольшое путешествие на родину писателя, мы начнем разговор о его сказе «Левша». Попытаемся определить тему и идею этого произведения. Итак, тема нашего урока…..Запишем ее в тетрадь.

Теперь давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока. Из перечня целей выберите ту, которая отвечает вам:

1. Составить собственное мнение о личности и творчестве Н. С. Лескова

2. На основе анализа первых глав произведения, определить его тему и центральную идею.

3. Научиться анализировать литературное произведение.

4. Свой вариант цели.

2. Заочное путешествие в город Орел.

Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Он до глубины души любил свою малую Родину и гордился ею.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник писателю, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои.

Среди них и главный герой сказа, о котором пойдет сегодня речь, тульский оружейник Левша, колдующий над наковальней с молоточком в левой руке. Он – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова.

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии, в которой он учился. А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. Многочисленные старинные часы… Бесчисленные портреты, картины, длинный, узкий образ Божьей Матери. На столе – лампы, масса безделушек…

Мне хотелось бы добавить в экспозицию этого музея микроминиатюры современных мастеров, последователей Левши. На фото мы видим работы тульского левши Николая Алдунина.

Такие мастера – гордость русской земли.


Именно таким людям и посвятил Лесков свое произведении.

А кто-нибудь знает, как возник замысел сказа «Левши»?

Замысел "Левши" возник из поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал", а вот еще один вариант этой пословицы в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали". Существуют также фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.

Давайте обратимся к произведению. Откроем учебники стр… Произведение имеет подзаголовок. Давайте прочитаем его.

Чем он необычен? На что настраивает читателя?

(Здесь автор называет жанр произведения. "Сказ" (не "сказка") - звучит значительно. А что такое сказ? Знакомо вам это определение? (ответы, если не помнят, обратимся к учебнику) Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Какую еще информацию несет подзаголовок? Определяет содержание сказа.

"Стальная блоха" Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! "Тульский": Тула - город мастеров. Главный герой явно неказист - левша, к тому же косой.

А теперь, давайте прочитаем первое предложение сказа. О чем оно говорит нам? Уже по первому предложению мы можем определить место и время действия.

-Когда и где происходит действие?

- Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу? (Поможет сноска .) После войны 1812 Россия – держава-победительница, Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. ( Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном,упоминается Венский конгресс 1814-1815гг Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт)

Я предлагаю вам прослушать актерское чтение 1 главы. По ходу чтения вы будете следить по тексту и искать ответы на вопросы, предложенные вам в раздаточном материале. ОЗВУЧИТЬ!

    Как проявляют себя Александр 1 и Платов во время поездки?

4. Слушаем 1 главу (актёрское чтение)

5. Работа с текстом произведения

Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.

    Итак, отвечаем на первый вопрос.
    Каким вы представляете себе рассказчика? Что это за человек? Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий, характерных для фольклорных произведений.

Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».

Прослушав первую главу, вы не могли не обратить внимание на необычное звучание многих слов.

я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения. Это вы можете сделать прямо в предложенных вам листах. Задание 2.

Буреметры морские – барометры морские

Преламут – перламутр

Верояции – вариации

Мелкоско п – микроскоп

Египетская керамида – египетская пирамида

Нимфозории – инфузории

Валдахин – балдахин

Пистоля - пистолет

Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает их названия согласно своему представлению о них. Лесков вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания

Физминутка

С какими еще героями мы познакомились в первой главе. (Александр 1 и Платов)

Как проявляет они проявляют себя во время поездки?
Император "иностранным очень интересуется" и считает, "что мы, русские, со своим значением никуда не годимся". Даже героический Платов не смог доказать Александру I, что "у нас дома свое не хуже есть", "что и наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет".
Таким образом, противопоставляются 2 мнения, возникает ситуация спора, который должен быть разрешен.
Давайте снова вернемся к тексту и найдем цитаты, характеризующие отношения Александра 1 и Платова к тому, есть ли на русской земле талантливые умельцы. Найденные фразы запишите в сравнительную таблицу (задание 3)
Давайте вспомним, о чем идет речь в последующих прочитанных вами главах.

Чем хотели англичане поразить русского императора?

Почему пистолет вызвал такой интерес Александра 1?

В каких словах прозвучала обида императора за русских мастеров, не умеющих делать такие пистолеты?

Давайте дополним нашу сравнительную таблицу этой цитатой.

Как Платов сумел сконфузить англичан? Давайте найдем это в тексте и прочитаем.

Какую крошечную соринку увидел государь на серебряном блюде?

Найдите описание блохи и прочитайте его.

Какие слова сказал Александр 1 английским мастерам на прощание?

В чем расходились мнения Платова и Александра 1 на случившееся?

Итак, ребята, мы видим, что спор продолжается и остается еще не разрешенным.

8. Подведение итогов

Мы сегодня с вами проанализировали первые главы сказа. Это позволит нам определить тему и идею произведения. Давайте попытаемся их сформулировать.

Какова тема произведения? о тульском умельце, талант народных умельцев.

А идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев

Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, вспомнили об особенностях сказа, попытались определить тему и идею произведения «Левша». Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе.

Для того, чтобы я смогла оценить вашу работу на уроке, сдайте контрольные листы.

Домашнее задание: Дочитать произведение до конца. Составить план характеристики главного героя в тетради.

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) - русский писатель. Фамилия его происходит от деда священнослужителя из села Лески. Детство Николая прошло в родовом хуторе Панино, где много времени он играл с крестьянскими детьми. Отсюда он узнал быт русского народа до мельчайших подробностей, что нашло отражение в творчестве. Как говорил сам писатель позднее: «…я вырос в народе… я с народом был свой человек…».

Известные произведения Лескова

На счету писателя множество романов, повестей, рассказов, пьес и очерков:

  • «Некуда».
  • «На ножах».
  • «Леди Макбет Мценского уезда» - по этой повести снят фильм.
  • «Левша».
  • «Очарованный странник».
  • «Житие одной бабы».
  • «Загадочный человек».
  • «Тупейный художник».

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Н. С. Лесков рассказ «Левша» написал в 1881 г. и стилизовал его под сатирическую легенду. На прочтение оригинала рассказа потребуется от 45 до 60 мин. Прочтение обзора «Левша» (краткое содержание) занимает примерно 10 мин. Повествование в произведении идет от человека из народа, который не обучен грамоте и коверкает слова. Автор специально конструирует новые слова так. В рассказе поднимается проблема тяжести быта, самодержавия и невероятно трудных условий жизни простых русских людей того времени. Даже истинный талант, коим является Левша, Лесков не в силах наделить какими-либо благами на Родине. Давайте разбираться с произведением.

«Левша». Краткое содержание (главы 1-5)

Император России Александр I (с 1801 по 1825 года) после победы в войне с Наполеоном решил поехать по странам Европы и посмотреть достижения науки и техники союзных держав. Государя сопровождал генерал, видный полководец Отечественной войны 1812 года Платов (в рассказе - донской казак). Каждый раз, когда император начинал восхищаться чем-то ему показанным, то Платов уверял государя, что и у себя дома не хуже есть.

Однажды Платов с государем отправились в кунсткамеру редкое оружие смотреть. Платов сильно сконфузил англичан, продемонстрировав всем внутренний механизм показанного пистолета на котором с внутренней стороны красовалась надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

В последней кунсткамере английские мастера подали императору поднос. На нем была маленькая заводная блоха с ключиком. В микроскоп можно было разглядеть, как блоха кадриль танцует. Император, не раздумывая, заплатил за блоху миллион серебром и увез ее в Россию в футляре из цельного бриллианта размером с грецкий орех. Платов до самого Петербурга молчал и курил, пребывая в сильной досаде.

После кончины Александра I блоха перешла к государю Николаю I. Когда он решил ее пересмотреть,то обнаружил блоху недвижимой. Полководец Платов рассказал императору все, что знал. Государь Николай Павлович был в восторге от увиденного танца кованой блохи, но в таланты русского народа не уверовал. А Платову поручил доказать превосходство отечественных мастеров над английским умением.

В рассказе появляется Левша. Краткое содержание (главы 6-14)

За работу взялись три самых искусных оружейных дел мастера из Тулы. Характеристика Левши дается автором очень скудная. Говорится лишь, что он был косой, с родимым пятном на щеке и редкими на висках волосами, которые были выдраны еще во времена учения. Перед ответственным делом отправились мастера помолиться иконе и совершить молебен. После вернулись домой, заперлись и две недели не выходили из избы, только молоточками по наковальням стучали в полной секретности при свете лампадки.

На обратном пути в Петербург Платов не смог завести блоху, так как имел толстые пальцы. Разозленный атаман запрыгнул в карету, а первого попавшегося оружейника бросил себе в ноги и повез его ответ перед государем держать.

После завода блохи ключиком ничего не произошло. Она продолжала недвижимо лежать на боку. Приволокли тульского оружейника, который все это время под охраной находился, и велели ответ держать за содеянный ущерб.

Принесли микроскоп и Левша показал государю, что тульские умельцы блоху подковали на все ноги подковками, да подписали на них свои имена. Оружейники с самого начала имели такой план. Левша же изготовил маленькие гвоздики, которыми подковы прибивали. Государь Левшу, как был он весь в пыли, обнял и поцеловал и велел отвезти обратно в Англию подкованную блоху, чтобы доказать, что русские мастера лучше английских.

Как Левша попадает в Лондон и что из этого получается (главы 15- 20)

Англичане приняли косого мастера очень хорошо. Они объяснили Левше, что не учли тульские мастера по неграмотности вес подков. Оттого-то блоха и не смогла кадриль танцевать. Предлагали Левше выучиться, остаться и жениться. Но верный Отчизне Левша через переводчика отвечал, что на чужбине не останется и иностранная жена ему не нужна. Ходил мастер и все удивлялся, как хорошо работается людям на английских заводах и какой хороший уход они от этого имеют. Долго водили Левшу по заводам и мануфактурам, пока в один день он спешно не стал в Россию проситься. Увидел он у англичан что-то такое, что непременно должен был государю сообщить.

На обратно пути из Лондона плыл Левша на корабле и в даль глядел, Родину высматривал. Заскучал Левша и стал пить наперегонки со шкипером корабля. Да так много пили они, что черта морского каждый увидел в пене за кормой. Чуть было не прыгнули с чертом обниматься. Пришлось их обоих в трюме запереть до самого возвращения.

Англичанин с корабля в больном виде попал в посольство, где имел уход и лекаря. А Левшу бросили на телегу и отвезли в бедняцкий район. Там его больного после плавания и перепоя обокрали и стали по бесплатным больницам на телеге возить по холоду. Но нигде не принимали человека без документов. Перекладывали с телеги на телегу и все роняли и роняли.

Когда англичанин пришел в себя, отыскал друга Левшу на полу в больничном коридоре. Одно только мастер просил - два слова государю сказать. Пока лекаря ждали, помирать Левша стал. Только успел он прошептать доктору, чтобы передали его слова государю - чтобы не чистили наши ружья битым кирпичом. Иначе они стрелять не годными станут. Англичане так не делают. Но доктору не позволили с государем увидеться. А ружья так и продолжали чистить кирпичной крошкой, что послужило одной из причин поражения в Крымской войне.

Основная мысль произведения

В своем самом известном произведении «Левша» Лесков пытался донести, что в России всегда было много небывалых умельцев. Но как трудно жилось крестьянам и талантливым людям, как трагично заканчивалась их бесславная жизнь. Яркий этому пример - Левша. Краткое содержание не передает всей красоты русского языка и подчеркнутости обозначенной проблемы. Для полного понимания всех принижений, несправедливости и забитости простых людей в царское время рекомендуется прочитать рассказ «Левша» в оригинале.

«Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.

В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Суть

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – «враг труда». Отличается любознательностью, очень впечатлительный человек. Страдает меланхолией. Преклоняется перед иноземными чудесами, считая, что создавать их могут только англичане. Жалостлив и сердоболен, строит политику с англичанами, аккуратно сглаживая острые углы.
  2. Император Николай Павлович – честолюбивый «солдафон». Обладает прекрасной памятью. Не любит ни в чём уступать иностранцам. Верит в профессионализм своих подданных, доказывает несостоятельность иноземных мастеров. Однако простой человек его не интересует. Он никогда не задумывается, каким трудом достигается это мастерство.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф. От его фигуры веет героизмом и размашистой удалью. Поистине легендарная личность, являющаяся живым воплощением храбрости и отваги. Обладает огромной выдержкой, силой воли. Безмерно любит родное отечество. Человек семейный, на чужбине скучает по родному хозяйству. Бесчувственно относится к чужеземным творениям. Верит, что русские люди все смогут сделать, на что ни взглянут. Нетерпелив. Не разобравшись, может избить простолюдина. Если же не прав, то непременно просит прощения, так как за образом жесткого и непобедимого атамана скрывается великодушное сердце.
  4. Тульские мастера – надежда нации. Они сведущи в «металлическом деле». Обладают смелым воображением. Прекрасные ружейники, верящие в чудо. Люди православные, полны церковного благочестия. Надеются на божью помощь в решении сложных задач. Чтят милостивое слово государево. Благодарят за оказываемое им доверие. Они олицетворяют русский народ и его хорошие качества, которые подробно описываются здесь .
  5. Косой левша – искусный оружейник. На щеке — родимое пятно. Носит старенький «озямчик» с крючочками. В скромном облике великого труженика скрывается светлый ум и добрая душа. Прежде чем взяться за какое важное дело, идет в церковь получить благословение. Характеристика и описание Левши подробно изложены в данном сочинении. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести и хитрости. Безмерно любит отечество, ни за что не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии. Тяжело переносит разлуку с родными местами.
  6. Полшкипер – знакомый Левши, владеющий русским языком. Встретились на судне, направляющемся в Россию. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу об оружейнике, пытаясь вызволить его из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.
  7. Доктор Мартын-Сольский – настоящий профессионал своего дела. Пытается помочь Левше преодолеть болезнь, но не успевает. Становится тем доверенным лицом, которому Левша сообщает секрет, предназначенный для государя.
  8. Граф Чернышев – недалекий военный министр, обладающий огромным самомнением. Презирает простой народ. Его мало интересует огнестрельное оружие. Из-за своей недалекости, узости мышления подставляет русское войско в сражениях с противником в Крымской войне.
  9. Темы и проблемы

    1. Тема русских талантов проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
    2. Тема патриотизма глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!
    3. Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
    4. Проблема любви к родным местам , к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.
    5. Проблема отношения талантливых людей к труду . Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.
    6. Проблематика власти . В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

    Главная мысль

    Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

    Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

    Особенности

    Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

    Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

    «Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

    Чему учит?

    Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.

    Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Загрузка...
Top