Научные идеи В. И. Вернадского как основа для нового мировоззрения и устойчивого развития. Владимир Иванович Вернадский: биография, научные достижения, интересные факты из жизни В и вернадский основные труды

Владимир Иванович Вернадский – выдающийся ученый, академик, минеролог, кристаллограф, основоположник биогеохимии, геохимии, учения о ноосфере, философ и общественный деятель.

Будущий академик родился в 1863 году в Петербурге, в семье потомственных ученых. Дед Владимира, Василий Иванович Вернадский, участвовал в переходе через Альпы в должности военного врача, за что впоследствии был награжден дворянским титулом.

В Киеве появился на свет отец Владимира, Иван Васильевич, который преподавал в местном университете политэкономию, а в гимназии – русскую словесность. После женитьбы на Марии, дочери экономиста Николая Шигаева, Вернадский-отец вместе с молодой супругой переехал в Москву, где читал лекции по статистике и политэкономии.


После переезда в Санкт-Петербург у Вернадских родился сын Николай, старший брат Владимира. Мария Николаевна скоропостижно скончалась спустя десять лет после свадьбы, оставив супруга вдовцом с малолетним ребенком на руках. Через несколько лет Иван Васильевич женился второй раз на двоюродной сестре покойной жены, Анне Петровне Константинович, которая подарила жизнь будущему великому ученому.

Когда Володе было пять лет, Вернадские перебрались из Санкт-Петербурга в Харьков, считавшийся одним из научно-культурных центров Российской империи. В Харькове Владимир поступил в местную гимназию, где и отучился два года. В 1876 году Вернадские вернулись в Петербург, и мальчик продолжил обучение в первой столичной гимназии.


Образование, полученное Вернадским в питерской гимназии, было блестящим даже для нашего времени. Об этом можно судить уже по тому, что выпускник мог писать и изъясняться на трех языках, а читать – на пятнадцати, включая публикацию научных трудов и лекции за рубежом. В гимназии Владимир Иванович постиг азы философии и истории религии, что стало первой ступенькой на пути к его участию в становлении течения русского космизма, сторонником которого Вернадский являлся в зрелом возрасте.

Биология и другие науки

В 1881 году Вернадский поступил на естественное отделение физмата Петербургского университета. Педагогами талантливого юноши были Бекетов, Докучаев, основатель школы почвоведения. Докучаев, как руководитель естественного отделения, на котором обучался и защищал диссертацию Вернадский, предложил своему подопечному должность хранителя кабинета минералогии.

В 1888 году молодой ученый уехал в Европу на стажировку. Вначале он практиковался в кристаллографии в Мюнхене, а затем отправился в Париж, в горную школу Коллеж де Франс. Спустя два года, по возвращении на родину, Вернадского назначили руководителем кафедры минералогии в Московском университете.


На должности преподавателя Владимир Иванович проработал без малого двадцать один год. В 1891 году молодой ученый защитил магистерскую диссертацию, а в 1897 году – докторскую диссертацию и стал доктором и профессором минералогии. В перерыве между двумя диссертациями Вернадский много путешествовал. С научными экспедициями он объездил всю Россию, Европу, проводя геологические изыскания.

В 1909 году на XII съезде естествоиспытателей Владимир Иванович прочел доклад о совместном нахождении минералов в земной коре, заложив основы новой науки – геохимии. В годы преподавания в Московском университете профессор провел колоссальную работу, изменив существовавшее до того времени представление о минералогии. Ученый отделил минералогию от кристаллографии, связав первую науку с математикой и физикой, а вторую – с химией земной коры и геологией.


Одновременно с новаторскими работами в области минералогии Вернадский вплотную подошел к открытию геохимии, а изучение явлений жизни привело его к началам биогеохимии. В тот же период этот удивительно разносторонний человек интересовался радиоактивностью элементов, историей российской науки и философией, а также был вовлечен в политику и общественную жизнь страны на высшем уровне.

В начале XX века ученый стал академиком Петербургской Академии Наук, заведовал Минералогическим музеем. Профессор в 1909 году основал Радиевую комиссию, руководившую поиском минералов, и сам участвовал в этих экспедициях, о чем свидетельствуют архивные фото. В 1915 году Вернадский организовал комиссию (КЕПС), главной задачей которой являлось изучение сырьевых ресурсов страны, включая радиоактивные минералы.

В начале двадцатого столетия Вернадский помогал организовывать бесплатные столовые для страдающих от голода крестьян, участвовал в работе земских съездов, был избран в Государственный Совет российского парламента, а после возглавил Министерство народного просвещения при Временном правительстве.


До 1919 года профессор состоял в Кадетской партии, придерживался либерально-демократических взглядов. На этой почве ему пришлось покинуть Россию после переворота 1917 года. В мае 1918 года Вернадский с семьей переехал на Украину, где организовал и стал первым председателем Украинской Академии Наук, преподавал геохимию в Таврическом университете Крыма.

В 1921 году Вернадские вернулись в Петроград. Владимир Иванович возглавил метеоритный отдел Минералогического музея и организовал экспедицию на место падения Тунгусского метеорита. Казалось, жизнь наладилась, и ученый вновь сможет отдаться науке. В том же году Вернадского арестовали и обвинили в шпионаже, но позже освободили благодаря дружеской протекции и поддержке: сокурсники академика Карпинский и Ольденбург отправили соответствующие телеграммы и Луначарскому.


В период с 1922 по 1926 год профессор читал лекции во Франции, в Парижском университете, а затем в Праге. За это время академик успел подготовить издать книги и статьи:

  • «Геохимия»;
  • «Живое вещество в биосфере»;
  • «Автотрофность человечеств».

В 1926 году, вернувшись в Ленинград, ученый стал директором Радиевого института, а в 1928 году – вновь образованной биогеохимической лаборатории. В разные годы Вернадский возглавлял научные сообщества, занимающиеся исследованиями вечной мерзлоты, подземных вод, геологического возраста горных пород, тяжелой воды. В 1940 году академик возглавил комиссию по урану, фактически став основателем ядерной программы Советского Союза.

Ноосфера

Согласно Вернадскому, биосфера – это действующая, саморазвивающаяся и организованная система. Организованность ее обусловлена миграцией химических элементов, провоцируемой основным источником жизни, энергией Солнца. Единая планетарная экологическая система состоит из биосферы, контактирующей с другими геосферами.


Цветок ноосферного разума согласно В.И. Вернадского

Постепенно ученый пришел к формулировке и определению понятия ноосферы, как видоизмененной в результате человеческого воздействия биосферы. Вернадский верил в совместные разумные действия всего человечества, направленные не только на удовлетворение своих потребностей, но и на создание равновесия и гармонии в природе, изучение и поддержание экологии Земли на должном уровне.

Будущее человечества виделось ученому в грамотно построенной общественной и государственной жизни, основанной на творчестве и инновациях. Человек преобразует Землю, руководствуясь законами биосферы, и тогда в ноосферу войдут все геосферы, органический мир, космическое пространство, объединенные и улучшенные благодаря разумному человечеству.

Личная жизнь

В 1886 году Вернадский связал свою жизнь браком с Наталией Егоровной Старицкой. Пара прожила душа в душу пятьдесят шесть лет, вплоть до смерти Наталии Егоровны в 1943 году.


У них было двое детей, впоследствии умерших в эмиграции: Георгий, ставший известным историком, и Нина, работавшая врачом-психиатром.

Смерть

Супруга Владимира Ивановича умерла и похоронена в Казахстане, где семья проживала во время эвакуации. Сам Вернадский после смерти жены вернулся в Москву, где и скончался в январе 1945 года после инсульта.


Биография ученого, внесшего неоценимый вклад в российскую, советскую и мировую науку, - яркое свидетельство его неистощимой трудоспособности, тяги к знаниям и многогранного таланта. Что же открыл Вернадский? Ученый вывел и сформулировал законы геохимической деятельности организмов в биосфере, разработал учение о биосфере и ее дальнейшей эволюции в ноосферу.

Библиография

Перу ученого принадлежит более 700 научных статей и трудов. В современных изданиях с ними можно ознакомиться благодаря следующим сборникам:

  • Вернадский, В. И. Собрание сочинений: в 24 т (2013);
  • Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста (1988);
  • Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление (1991);
  • Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. (2012);
  • Вернадский, В. И. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. (1997).

ВЕРНАДСКИЙ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1863–1945), русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. Отец историка Г.В.Вернадского . Родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863. Детство будущего ученого прошло на Украине. Вернадский начал учиться в Харьковской гимназии, однако в 1876 семья вернулась в Петербург, и учение было продолжено в Петербургской гимназии, где в старших классах Вернадский увлекся естествознанием и чтением трудов А.фон Гумбольдта . Поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В.В.Докучаев. В 1885 защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете.

В 1888 Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене у кристаллографа П.Грота и в Париже у Л.Ле Шателье в Парижской горной школе и Фердинанда Фуке в Коллеж де Франс. В Париже увлекся древнегреческой философией. В Москве читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета с 1890 по 1898. Развивал теорию генезиса минералов, к этому же времени относится открытие каолинового ядра, основного радикала, входящего в большую часть алюмосиликатов. В 1891 защитил магистерскую диссертацию (О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах ). В следующем году вышел его Курс кристаллографии . Значительное место в университетском курсе по минералогии Вернадский отвел истории минералов и химии земной коры, роли кислорода, выделяемого живыми организмами. Много ездил по Центральной и Восточной Европе и России, проводя геологические изыскания. В 1897 защитил докторскую диссертацию по кристаллографии Явления скольжения кристаллического вещества . Был избран профессором Московского университета. В 1897 организовал сессию Международного геологического конгресса в Москве. Занимался количественными оценками распределения элементов в земной коре (опубликованными в выпусках Опытов описательной минералогии ), развивал представление о природных изоморфных рядах, открывавшее путь к формулировке законов распределения. В начале века начал исследования по истории науки, уже в то время предчувствуя свою идею 1920-х годов о научной мысли как геологическом факторе. В 1905 был избран помощником ректора Московского университета, в 1906 – адъюнктом Петербургской Академии наук, а в 1908 – экстраординарным академиком. В 1906 был заведующим Минералогическим музеем. Жил попеременно в Петербурге и Москве.

В декабре 1909 выступил на XII съезде естествоиспытателей и врачей с докладом Парагенезис химических элементов в земной коре , положившим начало науке геохимии, которая, в понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов». Ученый призывал воспользоваться новым методом исследования истории химических элементов с применением явления радиоактивности, предположил существование генетической связи химических элементов. Продолжил разработку идей о влиянии живого органического мира на историю элементов, входящих в состав земной коры, пришел к выводу о вечности живого вещества как общем проявлении космоса, наподобие энергии и материи.

Осознав значение радиоактивных веществ как источника энергии и, возможно, средства создания новых химических элементов, Вернадский активно принялся за практическую работу по картированию месторождений радиоактивных минералов и сбору образцов. В 1909 стараниями Вернадского была учреждена Радиевая комиссия. В следующем году в поисках месторождений радиоактивных веществ ученый побывал в Закавказье, Забайкалье, в Фергане, на Урале. В Петербурге была организована первая геохимическая лаборатория, позже при ней было образовано специальное радиологическое отделение во главе с Л.С.Коловрат-Червинским. В декабре 1911 на Менделеевском съезде Вернадский сделал доклад О газовом обмене земной коры , в котором обосновал мысль об «организованности» планеты, об общем планетном механизме.

12 марта 1912 Вернадский был избран ординарным академиком Петербургской Академии наук, в 1914 стал директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. В 1915 выступил в качестве учредителя и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданной для координации развития горнорудной промышленности. Комиссия приступила к изданию Трудов , содержавших большой материал по сырьевым ресурсам России. «Геологически самое существенное отличие, внесенное в химическую работу живого вещества человеком, по сравнению с играющими столь важную роль в геологической истории микроорганизмами, – заметил Вернадский, – заключается в разнообразии химических изменений, вносимых человеком, в том, что он один коснулся в своей работе почти всех химических элементов и, вероятно, в конечном итоге коснется всех элементов». В 1917 Вернадский обдумывал план создания новой научной дисциплины – биогеохимии, специально занимающейся живым веществом как частью или функцией биосферы.

Вернадский активно участвовал в общественной жизни России конца 19 – начала 20 в., входил в земское и конституционно-демократическое движения. В конце августа – начале сентября 1903 вместе с П.Б.Струве , Н.А.Бердяевым, С.Л.Франком, С.Н.Булгаковым, С.Н.Трубецким, П.И.Новгородцевым, И.И.Петрункевичем, Д.И.Шаховским, С.Ф.Ольденбургом и др. учредил «Союз Освобождения», идеи которого легли в основу образованной год спустя конституционно-демократической партии. Был членом Бюро земских съездов (во главе с Д.Н.Шиповым), одним из участников известного петербургского общеземского съезда 3–9 ноября 1904, активным участником движения за автономию университетов. На первом и втором съездах конституционно-демократической партии, был избран членом ее центрального комитета. В апреле 1906 был приглашен в Государственный совет от академической курии, в которую входили также и преподаватели университетов (вышел из Совета после роспуска Думы в июле 1906, вновь вошел в его состав в 1907). В 1907 вошел в редакцию кадетской газеты «Новь». В декабре 1910 оставил Московский университет в знак протеста против репрессивных мер, принятых властями после похорон Л.Н.Толстого, в которых участвовали студенты. Был исключен из членов Государственного совета. Возобновил деятельность в Совете в 1915. В феврале 1917 Совет был упразднен. Последним его актом стала телеграмма царю в Ставку с предложением отречься от престола, подписанная четырьмя членами Совета, в том числе Вернадским.

После событий февраля 1917 Вернадский был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия и избран профессором Московского университета. В марте его включили в комиссию по реформе высших учебных заведений при Министерстве просвещения, а в августе он получил назначение на должность товарища министра народного просвещения. После публикации 17 ноября воззвания Временного правительства (к тому времени подпольного), в котором большевики были названы насильниками и под которым стояла подпись ученого, Вернадский вынужден был скрыться и уехал сначала в Москву, а затем в Полтаву. Характерна его запись того времени: «Правы большевики – идет борьба между капитализмом и социализмом. Лучше ли социализм капитализма? Что он может дать народным массам? Социализм неизбежно является врагом свободы, культуры, свободы духа, науки. Русская интеллигенция заражена маразмом социализма».

В Киеве в 1918 при гетмане П.П.Скоропадском Вернадский занялся организацией Академии наук Украины, был избран ее президентом. Занимался также формированием академической библиотеки, пытаясь в начавшемся хаосе и калейдоскопической смене властей спасти ценные коллекции книг и рукописей. После прихода большевиков в феврале 1919 пытался наладить работу Академии. В июле уехал в Староселье на опытную станцию, вернулся в Киев с приходом Добровольческой армии, встречался с А.И.Деникиным по вопросу о финансовой поддержке академии. Уехал в Ростов, когда к городу подошла Красная Армия, в декабре перебрался в Крым. Был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, в сентябре 1920 стал его ректором. Собирался эмигрировать в Великобританию, однако остался по настойчивой просьбе преподавателей университета. Встречался с П.Н.Врангелем, просил о содействии университету. Несмотря на скудость средств, пытался наладить минералогические и геохимические исследования. Одна из лекций Вернадского в университете носила характерное для всей будущей деятельности ученого название О роли человека, его сознания и воли для жизни природы .

В январе 1921 с приходом в Крым большевиков Вернадский был уволен из университета. Благодаря наркому здравоохранения Н.А.Семашко (ученику Вернадского по Московскому университету) уже в феврале вместе с семьей Ольденбурга отдельным вагоном, прицепленным к санитарному поезду, был отправлен в Петроград. (Почти сразу после отъезда Вернадского и других ученых в Москву, а затем в Петроград в Крыму начался красный террор.)

В Петрограде, в июле 1921, Вернадский был арестован ЧК и чуть не попал в черный список по «делу Таганцева». В скором времени освобожденный (благодаря заступничеству того же Семашко) из заключения, не дожидаясь новых неприятностей вместе с дочерью отправился на биостанцию близ Мурманска. Вернувшись в Петербург осенью, занялся организацией совместно с В.Г.Хлопиным Радиевого института при наркомате просвещения. Весной 1922 прочитал ряд лекций по геохимии, в частности посвященных химическому составу живого вещества (лабораторные опыты по разложению различных видов животных и растений к элементарному химическому составу начали давать интересные результаты, свидетельствовавшие об особых свойствах выделяемых из организмов элементов и избирательном отношении организмов к изотопам). В Доме литераторов сделал доклад, в котором высказал мысль о безначальности космоса и жизни как его составной части. Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 уехал вместе с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне в конце 1922 – 1924, выпустил на французском языке книгу Геохимия (на русском языке книга вышла в 1927 под названием Очерки геохимии ). Работал в лаборатории М.Склодовской-Кюри. Получив грант от фонда Розенталя, подготовил отчет Живое вещество в биосфере и статью Автотрофность человечества . В последней ученый утверждал, что человечество должно овладеть непосредственным синтезом пищи из минеральных источников, минуя посредников (растения), и предсказывал появление автотрофных животных. Вернадский высказывал также мысль о том, что источником энергии для живого вещества может быть не только лучистая энергия Солнца, превращаемая живым веществом в химическую, но и атомная энергия, связанная с рассеянием химических элементов в земном веществе (т.е. атомов, не входящих в соединения, в частности радиоактивных элементов, йода, благородных газов и др.). (В 1937 на XVII Международном геологическом конгрессе высказал предположение, что все химические элементы находятся в состоянии радиоактивного распада, «не обнаруживаемого современными методами».)

В марте 1926 вернулся в Ленинград по настоянию своего ученика А.Е.Ферсмана и президента Академии наук С.Ф.Ольденбурга, побуждаемый чувством вины за произошедшее и мыслью о своем долге «перекинуть мост между старой русской культурой и пореволюционной». Вернадский был убежден в скором крахе советской власти, как и многие другие пошедшие на компромисс с советской властью ученые, но считал своей обязанностью сохранить то, что еще оставалось от русской науки и культуры после большевистского погрома.

Опираясь на Ольденбурга, в Петербурге Вернадский выступил с инициативой восстановления Комиссии по истории знаний, вновь стал директором Радиевого института и главой КЕПС. При КЕПСе им был организован Отдел живого вещества, а затем Биогеохимическая лаборатория (БИОГЕЛ) (1928). В конце 1926 вышел в свет труд ученого Биосфера (в следующем году изданный во Франции), где изложены мысли о живом веществе как не только части механизма Земли, но и всего космического устройства. В феврале 1928 в докладе перед Ленинградским обществом естествоиспытателей Эволюция видов и живое вещество высказал мысль о корреляции биогенной миграции атомов в биосфере с процессом эволюции видов. Предположил, что элементарный химический состав организма, в частности концентрация радия, может быть видовым признаком. К этому же времени относятся мысли Вернадского о диссимметрии в строении живого вещества, отличающей его от косной материи.

С 1927 Вернадский часто выезжал за границу, в Германию, Чехословакию, Францию, Нидерланды и другие страны, читая лекции и работая в научных центрах. В 1928 в Париже встречался с Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом . Начиная с 1930 выезды за границу требовали преодоления все больших препятствий, однако были необходимы, поскольку именно «кочевой» образ жизни помогал выжить. Последний раз Вернадский выехал за границу в 1936. Надежды на крах большевиков постепенно угасали, Академия подверглась чистке и советизации. Шаг за шагом «старая русская культура» замещалась новым варварством.

Однако Вернадский не пытался уехать за рубеж и продолжал научную работу, которая, согласно его взглядам, одна могла спасти Россию. В 1931 вышла брошюра Вернадского Проблема времени в современной науке . В 1934 Вернадский переехал в Москву в связи с переездом Академии наук из Ленинграда в столицу, в том же году из печати вышел его труд История природных вод . В 1936 Вернадский принял идею Э.Леруа о ноосфере как продолжении, новом состоянии биосферы, новой эпохе, которая должна наступить в истории Земли и всего космоса. «Человечество, взятое в целом, – писал Вернадский в 1944, – становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера… [Человек] может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».

В 1940 вышли в свет Биогеохимические очерки (работа Научная мысль как планетное явление была положена в стол и вышла в свет с купюрами только в 1977). В конце 1930-х годов Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне 1940 инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР. После начала войны уже в июле 1941 началась эвакуация Академии наук, Вернадский с семьей и своими коллегами-академиками выехал в Казахстан в Боровое Акмолинской области и вернулся в Москву только в конце августа 1943. В 1944 вышло в свет последнее произведение ученого Несколько слов о ноосфере .

Начиная с 1920-х годов научная деятельность Вернадского порой встречала непонимание и недоумение среди коллег, в том числе и за рубежом, а его идею живого вещества многие считали не относящейся к науке фантазией. Этому способствовали и трудности, с которыми он встречался при публикации своих трудов в СССР. Сам Вернадский считал, что виной всему философские установки, выработанные европейской культурой, в Индии же, говорил он, его идеи расценили бы как само собой разумеющиеся. В полном объеме работы ученого не публиковались вплоть до 1990-х годов.

(12.03.1863-1945)

Владимир Иванович Вернадский - известный советский биолог, геолог, химик, мыслитель.

Одной из главных заслуг Вернадского является то, что он создал учение о биосфере, в котором показал, что живые организмы влияют на осадочные горные породы. В развитие этого учения Вернадский рассматривал и ноосферу - биосферу, в которой обитает человек.

Подробная биография

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге. Его отец, Иван Васильевич Вернадский, работал профессором экономики в Петербургском университете.

Через пять лет после рождения Владимира Ивановича его семья переехала в Харьков.

В этом городе Иван Васильевич Вернадский стал работать управляющим конторой Государственного банка.

В Харькове Владимир Иванович поступил в Первую классическую гимназию.

В 1876 году семья Вернадских вернулась в Петербург. Владимир Иванович продолжил учебу в одной из лучших в России Первой петербургской гимназии.

В 1881 году Владимир Вернадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В то время там преподавали Менделеев, Бутлеров, Сеченов, Докучаев.

Здесь Вернадский провел свое первое исследование (под руководством В. В. Докучаева). Оно было посвящено сусликам. Владимир Иванович выяснил, что перемещение земли, осуществляемое этими животными, достаточно велико.

В 1886 году Владимир Иванович Вернадский окончил университет и остался в нем для продолжения научной работы, причем заинтересовала его уже минералогия.

В 1898 году Владимир Вернадский возглавил кафедру минералогии и кристаллографии в Московском университете.

В то время минералогия занималась, в основном, описанием и систематизацией минералов. Владимир Иванович Вернадский выдвинул идею эволюции минералов (связь с окружающей средой, изменение минералов во времени). Результаты своих опытов и размышлений Вернадский изложил в работе «История минералов земной коры».

С 1905 года Вернадский стал членом Конституционно-демократической партии, выступавшей за демократические реформы в России.

В 1911 году Владимир Иванович Вернадский ушел (вместе с другими профессорами) из Московского университета (в знак протеста против действий министра просвещения Кассо).

Покинув Московский университет, Вернадский вернулся в Петербург и занялся научной работой. Он занимался, в основном, теми областями, которые находились между общепринятыми научными дисциплинами (химией, геологией и биологией), в результате чего появились новые науки - геохимия и биогеохимия.

Биогеохимия Владимира Ивановича Вернадского занималась геохимическими процессами на поверхности Земли, в которых очень важную роль играют живые существа - представители биосферы. Он показал, что биосфера - это закономерный результат развития Земли.

Вернадский расширил понятие «биосфера» (введенное в XIX веке), назвав этим термином оболочку Земли, включающую нижнюю часть атмосферы, почти всю гидросферу и верхнюю часть литосферы, в существование которой живые организмы вносят существенный вклад. Такая трактовка была не нова, но Вернадский смог показать, что большинство осадочных горных пород - результат жизнедейтельности живых организмов.

Вернадский разделял биосферу на две части - современную или активную (где сейчас живут всякие организмы) и пассивную, включающую область жизнедеятельности давно погибших организмов.

Владимир Иванович показал на изученных им элементах, каким образом живые организмы участвовали в их образовании и миграции. При этом Вернадский выяснил, что живые организмы, являются концентраторами и накопителями рассеянных редких веществ и химических элементов».

Свое учение о закономерностях связей химических элементов Владимир Иванович Вернадский изложил в работе «Парагенезис химических элементов земной коры».

В последние годы жизни Вернадский пришел к выводу, что биосфера переходит в ноосферу (термин «ноосфера» придумал французский геолог Э. Леруа).

Владимир Иванович Вернадский определил ноосферу как оболочку Земли, в которой деятельность человеческого разума приобретает характер геологического процесса. Он считал ноосферу одним из состояний биосферы, биосферой людей.

Владимира Иванович был одним из организаторов партии кадетов, входил в 1917 году во Временное правительство в качестве товарища министра народного просвещения.

После октябрьского переворота, когда Ленин объявил кадетов «партией врагов народа», Вернадский уехал в Украину. Там, в 1918 году, до того как в Киев пришли красные, основал Украинскую академию наук.

В 1920 году Владимир Иванович Вернадский организовал Таврический университет в Крыму.

В 1921 году Владимир Иванович Вернадский вернулся в Россию. В Советской России у него не возникло проблем (возможно - по указанию Ленина). Одной из причин этого могло быть то, что Владимир Иванович Вернадский посещал тот же студенческий народовольческий кружок, что и Александр Ульянов (брат Ленина).

Сын Владимра Ивановича Георгий, был приват-доцентом Петербургского, затем Таврического университета, заведующим отделом печати во врангелевском правительстве Юга России, а с 1927 года стал работать США. Он даже был профессором Йельского университета, заведуя кафедрой русской истории.

Дочь академика, Нина, вышла замуж за барона Толля, сына известного путешественника, и уехала с ним в Прагу, потом - в Америку.

В тридцатые годы Владимира Ивановича Вернадского «разрабатывало НКВД» (в связи с «делом Российской Национальной партии»), но до ареста так и не дошло.

Летом 1940 года Владимир Иванович Вернадский получил от сына письмо, к которому была приложена газетная вырезка. В ней сообщалось, что знакомые ему Отто Ган и Фриц Штрассман в берлинском Институте кайзера Вильгельма расщепили ядро атома урана, бомбардируя его нейтронами.

Вернадский оценил потенциальные возможности этого эксперимента. Поэтому по его инициативе была создана комиссия Академии Наук СССР, куда вошли И. В. Курчатов и Ю. Б. Харитон - будущие создатели советской атомной бомбы.

Умер Владимир Иванович Вернадский в 1945 году, за полгода до бомбардировок японских городов.

Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе, которое В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество.

Это воздействие сказывается прежде всего в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.

Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Неслучайно поэтому В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей.

Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней биогеохимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон земной оси к эклиптике, или к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение Земли определяет в основном климат на планете, а последний в свою очередь - жизненные циклы всех существующих на ней организмов. Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов на нашей планете. Эту ее роль образно выразил один из авторов закона сохранения и превращения энергии Юлиус Майер (1814 - 1878), отметивший, что жизнь есть создание солнечного луча.

Решающее отличие живого вещества от косного заключается в следующем:

  • 1. изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в косных телах. Поэтому для характеристики изменений в живом веществе используется понятие исторического, а в косных телах - геологического времени. Для сравнения отметим, что секунда геологического времени соответствует примерно ста тысячам лет исторического;
  • 2. в ходе геологического времени возрастают мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие, указывает В.И. Вернадский, проявляется прежде всего "в непрерывном биогенном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно";
  • 3. только в живом веществе происходят качественные изменения организмов в ходе геологического времени. Процесс и механизмы этих изменений впервые нашли объяснение в теории происхождения видов путем естественного отбора Ч. Дарвина (1859 г.);
  • 4. живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции.

В.И. Вернадский высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды.

Для подтверждения своей мысли он ссылается на непрерывный рост центральной нервной системы животных и ее значение в биосфере, а также на особую организованность самой биосферы. По его мнению, в упрощенной модели эту организованность можно выразить так, что ни одна из точек биосферы "не попадает в то же место, в ту же точку биосферы, в какой когда-нибудь была раньше”. В современных терминах это явление можно описать как необратимость изменений, которые присущи любому процессу эволюции и развития.

Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокосные тела, например, почвы, наземные и подземные воды и т. д. Это подтверждается тем, что почвы и реки девона совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом, эволюция видов постепенно распространяется и переходит на всю биосферу.

Поскольку эволюция и возникновение новых видов предполагают существование своего начала, постольку закономерно возникает вопрос: а есть ли такое начало у жизни? Если есть, то где его искать - на Земле или в Космосе? Может ли возникнуть живое из неживого?

Над этими вопросами на протяжении столетий задумывались многие религиозные деятели, представители искусства, философы и ученые. В.И. Вернадский подробно рассматривает наиболее интересные точки зрения, которые выдвигались выдающимися мыслителями разных эпох, и приходит к выводу, что никакого убедительного ответа на эти вопросы пока не существует. Сам он как ученый вначале придерживался эмпирического подхода к решению указанных вопросов, когда утверждал, что многочисленные попытки обнаружить в древних геологических слоях Земли следы присутствия каких-либо переходных форм жизни не увенчались успехом. Во всяком случае некоторые останки жизни были обнаружены даже в докембрийских слоях, насчитывающих 600 миллионов лет. Эти отрицательные результаты, по мнению В.И. Вернадского, дают возможность высказать предположение, что жизнь как материя и энергия существует во Вселенной вечно и поэтому не имеет своего начала. Но такое предположение есть не больше, чем эмпирическое обобщение, основанное на том, что следы живого вещества до сих пор не обнаружены в земных слоях. Чтобы стать научной гипотезой, оно должно быть согласовано с другими результатами научного познания, в том числе и с более широкими концепциями естествознания и философии. Во всяком случае нельзя не считаться со взглядами тех натуралистов и философов, которые защищали тезис о возникновении живой материи из неживой, а в настоящее время даже выдвигают достаточно обоснованные гипотезы и модели происхождения жизни.

Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - это знаменитый на весь мир российский мыслитель и естествоиспытатель. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Является главным основоположником комплексов основных наук о Земле. В сферу его изучения входили такие отрасли, как:

  • биогеохимия;
  • геохимия;
  • радиогеология;
  • гидрогеология.

Является создателем большинства научных школ. С 1917 года является академиком российской АН, а с 1925 - академиком АН СССР.

В 1919 году стал первым резидентом АН Украины, затем - профессором Московского института. Однако ушел в отставку. Этот жест являлся знаком протеста против плохого отношения к студентам.

Изложенные мысли Владимира Ивановича Вернадского стали отправной точкой развития Основной идеей ученого была целостная научная разработка такого понятия, как биосфера. По его словам, данный термин определяет живую земную оболочку Земли. Вернадский Владимир Иванович ("ноосфера" также является введенным термином ученого) изучил целостный комплекс, в котором основную роль играет не только живая оболочка, но и человеческий фактор. Учения столь умного и рассудительного профессора о взаимоотношениях людей и окружающей среды не могли не оказывать значительного влияния на научное формирование естественного сознания каждого здравомыслящего человека.

Академик Вернадский был активным сторонником который базируется на идее единства космоса и всего человечества. Также Владимир Иванович являлся лидером партии конституционалистов-демократов и движения земских либералов. Получил государственную премию СССР в 1943 году.

Детские годы и юность будущего академика

Вернадский Владимир Иванович (биография это подтверждает) родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года. Жил в дворянской семье. Его отец был экономистом, а мать - первой российской женщиной-политэкономом. Родители малыша были довольно известными публицистами и экономистами и никогда не забывали о своем происхождении.

Согласно семейному преданию, род Вернадских берет начало с литовского шляхтича Верны, который перешел на сторону казаков и был казнен поляками за поддержку Богдана Хмельницкого.

В 1873 году герой нашего повествования начал учебу в Харьковской гимназии. А в 1877-м его семья вынуждена была переехать в Петербург. В это время Владимир поступил в лицей и впоследствии успешно его окончил. В городе на Неве отец Вернадского - Иван Васильевич - открыл свою издательскую фирму, которая называлась «Славянская печатня», а также заведовал книжным магазином на Невском проспекте.

В тринадцатилетнем возрасте у будущего академика начинают проявляться интересы к природоведению, славянству, а также к активной общественной жизни.

1881 год был богатым на события. Цензура закрыла журнал его отца, которого в то же время еще и парализовало. И был убит Александр Второй. Сам же Вернадский успешно сдал вступительные экзамены и начал свою студенческую жизнь в Петербургском университете.

Желание стать ученым

Вернадский, биография которого столь же популярна, как и его научные достижения, начал свою учебу в Петербургском университете в 1881 году. Ему повезло попасть на лекции Менделеева, который подбадривал студентов, а также укреплял их веру в себя и учил достойно преодолевать трудности.

В 1882 году в университете было создано научно-литературное общество, в котором Вернадский имел честь вести минералогию. Профессор Докучаев обратил внимание на то, что молодой студент учится наблюдать за природными процессами. Большим опытом для Владимира стала организованная профессором экспедиция, которая позволила студенту уже через несколько лет самому пройти первый геологический маршрут.

В 1884 году Вернадский становится сотрудником минералогического кабинета Петербургского университета, воспользовавшись предложением все того же Докучаева. В этом же году вступает во владение имением. А еще через два года женится на прекрасной девушке Наталии Старицкой. Вскоре у них появляется сыночек Георгий, который в будущем станет профессором Йельского университета.

В марте 1888 года Вернадский (биография описывает его жизненный путь) отправляется в командировку и посещает Вену, Неаполь и Мюнхен. Так начинается его работа в лаборатории кристаллографии за границей.

И вот после успешного окончания учебного года в университете Вернадский решает оправиться в путешествие по Европе с целью посещения минералогических музеев. Во время поездки он принял участие в пятой конференции Международного геологического собрания, которое проходило в Англии. Здесь же был принят в Британскую ассоциацию наук.

Московский университет

Владимир Вернадский, приехав в Москву, стал преподавателем в Московском университете, заняв место своего отца. В его распоряжении были отличная химическая лаборатория, а также минералогический кабинет. Вскоре Вернадский Владимир Иванович (биология тогда еще не столь сильно итересовала молодого ученого) стал читать лекции на медицинском и физико-математическом факультетах. Слушатели позитивно отзывались о важных и полезных знаниях, которые давал преподаватель.

Вернадский описывал минералогию как научную дисциплину, позволяющую изучать минералы как природные соединения земной коры.

В 1902 году герой нашего рассказа защитил докторскую диссертацию по кристаллографии и стал ординарным профессором. В это же время принял участие в съезде геологов со всего мира, который состоялся в Москве.

В 1892 году в семье Вернадских появился второй ребенок - дочь Нина. В это время старшему сыну уже было девять лет.

Вскоре профессор замечает, что "вырастил" целую новую науку, отделяющуюся от минералогии. О ее принципах он рассказал на очередном съезде врачей и естествоиспытателей. С тех пор появилась новая отрасль - геохимия.

4 мая 1906 года Владимир Иванович становится адъюнктом по минералогии в Петербургской академии наук. Здесь же избирается заведующим минералогическим отделением Геологического музея. А в 1912-м Вернадский (биография его - прямое тому подтверждение) становится академиком.

Путешествуя по миру, ученый собирает и привозит домой самые разнообразные коллекции камней. А в 1910 году итальянский натуралист назовет открытый Владимиров Ивановичем минерал "вернадскитом".

Свою преподавательскую деятельность в Московском университете профессор закончил в 1911 году. Именно в этот период правительство разгромило кадетское гнездо. В знак протеста из высшего заведения ушла треть преподавателей.

Жизнь в Петербурге

В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов - 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.

Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.

С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки - биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.

Роль Вернадского в становлении украинской науки

В 1918 году дом Вернадского, построенный в Полтаве, был разгромлен большевиками. Даже несмотря на то, что в Украину пришли немцы, ученый смог организовать несколько геологических экскурсий, а также выступить с докладом на тему «Живое вещество».

После того как власть сменилась, и править начал гетман Скоропадский, было решено организовать Украинскую академию наук. Это важное задание поручили Вернадскому. Ученый считал, что самым хорошим решением будет взять за пример Российскую АН. Такое заведение должно было способствовать развитию материальной и духовной культуры народа, а также увеличению производительных сил. Вернадский, биография которого является подтверждением многих событий, происходивших тогда в Украине, согласился заняться столь важным делом, но при условии, что он не будет становиться гражданином Украины.

В 1919 году открылась УАН, а также научная библиотека. В это же время ученый работал над открытием в Украине нескольких университетов. Однако даже этого Вернадскому оказалось мало. Он принимает решение проводить эксперименты с живым веществом. И один из таких опытов дал очень интересный и важный результат. Но с приходом большевиков находиться в Киеве становится опасно, поэтому Владимир Иванович переезжает на биологическую станцию в Староселье. Непредвиденная опасность вынуждает его отправиться в Крым, где его ожидали дочь и жена.

Наука и философия

Владимир Вернадский считал, что философия и наука - это два совершенно разных способа познать человеком мир. Они разнятся объектом исследования. Философия же не имеет границ и размышляет обо всем. А наука, наоборот, имеет предел - реальный мир. Но в то же время оба понятия являются неразделимыми. Философия - это своеобразная «питательная» среда для науки. Ученым была высказана мысль, что жизнь - это точно такая же вечная часть вселенной, как энергия или материя.

В последние годы своей жизни Владимир Иванович высказал философскую идею перерастания области жизни в область разума, то есть биосферы в ноосферу. Он считал, что человеческий ум - это направляющая сила эволюции, поэтому стихийные процессы сменяются сознательными.

Геохимия и биосфера

В данном труде ученый обобщает практическую и теоретическую информацию, которая касается атомов земной коры, а также изучает природный состав геосферы. В этом же сочинении было дано понятие «живое вещество» - совокупность организмов, которые можно изучать точно так же, как и любые другие вещества: описывать их вес, химический состав и энергию. Определил геохимию как науку, изучающую химический состав и законы распространения химических элементов на Земле. Геохимические процессы способны охватить все оболочки. Самым грандиозным процессом считается разделение веществ в процессе затвердения или остывания. А вот источником всех геохимических процессов считается энергия Солнца, гравитации и тепла.

Используя законы распределения химических элементов, русские ученые разрабатывают геохимические прогнозы, а также способы поиска полезных ископаемых.

Вернадский сделал умозаключение о том, что любое проявление жизни может существовать только в виде биосферы - огромной системы «области живого». В 1926 году профессор выпустил книгу «Биосфера», в которой изложил все основы своего учения. Издание получилось небольшое, написанное простым творческим языком. Привело в восторг очень многих читателей.

Вернадский сформулировал биогеохимическую концепцию биосферы. В ней данное понятие рассматривалось как живое вещество, состоящее из множества химических элементов, находящихся во всех живых организмах в совокупности.

Биогеохимия

Биогеохимия является наукой, которая изучает состав, строение, суть живого вещества. Ученый определил несколько важных принципов, показывающих модель мира.

О чем же говорил Владимир Вернадский?

Биосфера - живая оболочка Земли - никогда не возвращается в свое прежнее состояние, поэтому все время изменяется. А вот живое вещество оказывает постоянное геохимическое влияние на окружающий мир.

Атмосфера Земли - это биогенное образование, так как борьба за кислород во всем мире намного важнее, чем поединки за пищу.

Самой мощной и разнообразной живой силой на Земле является бактериальная, открытая еще Левенгуком.

В 1943 году ученого наградили орденом и Первую половину денежного вознаграждения профессор отдал в Оборонительный фонд Родины, а вторую потратил на приобретение геологических коллекций для Российской академии наук.

и ноосфере

Ноосфера - целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.

Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня - так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.

А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.

Вклад в науку

Владимир Иванович сделал множество важнейших открытий. С 1888 по 1897 год ученый разработал концепцию силикатов, определил классификацию кремнеземистых соединений, а также ввел понятие каолинового ядра.

В 1890-1911 гг. стал основателем генетической минералогии, установив особые связи между способом кристаллизации минерала, а также его составом и генезисом образования.

Русские ученые помогли Вернадскому систематизировать и структурировать полученные знания в области геохимии. Ученый впервые провел целостные исследования не только атмосферы Земли, но также литосферы и гидросферы. В 1907 году положил начало радиогеологии.

В 1916-1940 годах определил основные принципы биогеохимии, а также стал автором учения о биосфере и ее эволюции. Вернадский Владимир Иванович, открытия которого поразили весь мир, смог изучить количественное содержание элементов живого тела, а также геохимические функции, которые они выполняют. Ввел понятие перехода биосферы в ноосферу.

Несколько слов о биосфере

По расчетам Владимира Ивановича, составляли семь основных видов вещества:

  1. Рассеянные атомы.
  2. Вещества, возникшие из живого.
  3. Элементы космического происхождения.
  4. Вещества, образованные вне жизни.
  5. Элементы радиоактивного распада.
  6. Биокостные.
  7. Живые вещества.

Что сделал Владимир Иванович Вернадский, знает каждый уважающий себя человек. Он считал, что любое живое вещество может развиваться только в реальном пространстве, для которого характерна определенная структура. Химический состав живого вещества соответствует определенному пространству, поэтому чем больше веществ, тем больше таких пространств.

А вот переходу биосферы в ноосферу сопутствовали несколько факторов:

  1. Заселение человеком разумным всей поверхности планеты Земля, а также его победа и преобладание над другими живыми существами.
  2. Создание единой информационной системы для всего человечества.
  3. Открытие новых источников энергии (особенно таких как атомная). После такого прогресса человечество получило очень важную и мощную геологическую силу.
  4. Умение человека управлять широкими народными массами.
  5. Рост численности людей, которые занимаются наукой. Этот фактор также дает человечеству новую геологическую силу.

Владимир Вернадский, вклад в биологию которого просто неоценим, был оптимистом и считал, что необратимое развитие научного знания - это единственное существенное доказательство существовавшего прогресса.

Заключение

Проспект Вернадского - самая протяженная улица Москвы, которая ведет на юго-запад столицы. Свое начало берет около института Геохимии, основателем которого и являлся ученый, и заканчивается Академией Генерального штаба. Таким образом, она символизирует вклад Вернадского в науку, который отображается в деле обороны страны. На этом проспекте, как и мечтал ученый, находятся несколько научно-исследовательских институтов и учебных университетов.

По широте научного кругозора и разнообразию научных открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других великих естествоиспытателей нашего времени. Во многом за свои достижения он благодарил своих учителей. Часто боролся за жизнь своих друзей и учеников, которые становились жертвами карательной системы. Благодаря светлому уму и выдающимся способностям, вместе с другими учеными смог создать сильные научные институты мирового значения.

Жизнь этого человека оборвалась внезапно.

25 декабря 1944 года Владимир Иванович попросил жену принести кофе. И пока та ходила на кухню, у ученого произошло кровоизлияние в мозг. Подобная беда постигла его отца, и сын очень боялся умереть такой же смертью. После случившегося ученый прожил еще тринадцать дней, так и не приходя в сознание. Умер Владимир Иванович Вернадский 6 января 1945 года.

Загрузка...
Top