В этой статье:
«Вишневый сад» — произведение, которое изучается по школьной программе на уроках литературы. Последние годы ученикам стали задавать составление Читательского дневника по прочитанным произведениям.
Данный текст подойдет для образца по характеристике главных героев и описанию содержания произведения.
Как все начиналось: коротко об истории создания пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» окончена в 1903г. Написание произведение из-за плохого самочувствия писателя длилось 2 года.
В основу произведения легли отмена крепостного права в 1861 году и последующие за ним изменения общественной жизни в России. В каждом герое «Вишневого сада» можно увидеть яркий образ представителя определенного сословия.
После освобождения крестьян не только дворяне не понимали, что будет дальше. Многие крепостные (образ Фирса) также не знали, что делать со свободой, свалившейся так внезапно на их голову.
Происходило постепенное разорение дворянских гнезд: представители вольготного сословия привыкли жить за счет бесплатной рабочей силы крестьян, ничего при этом не делая. Выигрывать в данной ситуации начинают более подвижные, привыкшие крутиться для заработка, представители купечества.Материалы для «Вишневого сада» и действующих лиц Антон Павлович берет из реальной жизни своих знакомых. Помогали в написании произведения следующие события:
- знакомство писателя с семьей Киселевых в 1885-1887гг., разорившихся и продавших свое имение;
- отдых Чехова в 1888-1889гг в имении Линтваревых, недалеко от Сум Харьковской губернии, где было много одиноких дворянских гнезд;
- жизнь в Мелихове в 1892-1898гг.;
- пребывания автора пьесы в 1902г. в п. Любимовке – имении Станиславского
Так плавно и складывается сюжетная линия пьесы. Благодаря наблюдениям за жизнью людей в разные периоды своего творчества, А.П. Чехов создал уникальное комедийное произведение, которое отличается тонким юмором и отражает коренные проблемы общества конца XIX-начала XX вв.
Главные действующие лица пьесы «Вишнёвый сад»
- Раневская Любовь Андреевна – помещица, вдова, оплакивающая утонувшего сына Гришу. Особа эмоциональная, мечтательная, не желающая признавать правду жизни и привыкшая жить на всем готовом.
- Гаев Леонид Андреевич – ее брат, полностью поддерживающий взгляды сестры.
- Аня – 17-летняя дочь Раневской. Героиня свыклась с мыслью о потере сада, готова изменить жизнь.
- Варя – приемная дочь, оставалась в имении за хозяйку в отсутствие матери.
- Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, зажиточный, практичный, малограмотный. Его родители были крепостными в имении Раневских. Пытается доказать всем и себе, что он чего-то стоит.
- Петя Трофимов – «вечный студент», бывший учитель утонувшего сына Раневской. Любит философствовать и поучать всех, однако добиться чего-то стоящего в жизни так и не смог.
Основная информация о второстепенных действующих лицах
- Дуняша – горничная, чувственная, ранимая девушка.
- Яша — нагловатый молодой лакей, стремится к роскоши и безбедной интеллигентной жизни.
- Шарлотта Ивановна – гувернантка.
- Фирс – 87-летний лакей, верный слуга, рад бы быть по-прежнему крепостным.
- Симеонов-Пищик Борис Борисович — помещик, всю жизнь живет в долг.
- Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик, с которым все время что-то случается.
У Раневских не хватает средств, чтобы содержать свое имение. Из-за нажитых долгов его выставляют на аукционе. Члены семьи, а также их знакомые ищут способы сохранить любимый вишневый сад. Но едва ли кто-то из них действительно пытается решить возникшую проблему.
Первое действие
В имении Раневской все ожидают приезда хозяйки и ее дочери Ани из Парижа: Лопахин, Дуняша, Фирс, Симеонов-Пищик. Брат и приемная дочь Любови Андреевны встречают их на вокзале.
Лопахин рассказывает Дуняше о том, как он, несмотря на бедное происхождение своих родителей и их подчинение Раневским, стал богатым и независимым купцом. Хотя тут же признается, что остался необразованным, не может даже понять прочитанную книгу. А читая, засыпает.
Епиходов встревает в разговор, жалуется на случившееся с ним очередное несчастье: скрипящие сапоги — его жалобы всем надоедают. Из-за постоянных неприятностей этого героя называют «22 несчастья». После его ухода Дуняша признается Лопахину в том, что конторщик сделал ей предложение. Но Ермолаю Алексеевичу, как и другим господам, нет дела до внутреннего мира и проблем прислуги.
Экипаж с хозяевами подъезжает. Дуняша и Фирс радушно встречают Раневских, переживают и хлопочут по хозяйству. С Любовью Андреевной и Аней прибыли лакей Яша и гувернантка Шарлотта.
Варя радуется приезду родных. В общении с сестрой Аня признает плачевность сложившейся ситуации: все средства семьи растрачены, продан участок у Ментоны, вишневый сад вот-вот выставят на продажу, аукцион назначен на 22 августа. Но мать не видит этого, продолжает бездумно тратить деньги. Варя признается, что Лопахин не торопится делать ей предложение, хотя все уже считают ее женой купца.
Аня жалуется на усталость и уходит спать, игнорируя комплименты дяди и вопросы матери. Любовь Андреевна находит ей оправдание: утомилась очень.
Гаев пересказывает сестре произошедшие изменения (кто умер, кто перешел в другое имение), посасывая леденцы. Лопахин находит удобный момент, чтобы предложить Раневской разделить имение на участки и сдавать в аренду дачникам. Таким образом можно покрыть долги. Хозяева воспринимают предложение в штыки: они против того, чтобы рубили их любимые вишни.
Однако вместо поиска других способов решения проблемы, все плавно переходят на обсуждение обыденных мелочей: мебели, лекарств, природы. По приезде Любовь Андреевна постоянно восхищается всеми и всем, что видит в доме. Эмоции переполняют хозяйку. Она будто не замечает угрозы, нависшей над имением.
Лопахин уходит, давая Раневской 3 недели на размышление. Приходит Петр Трофимов – бывший учитель сына Любови Андреевны. Хозяйка вспоминает Гришу со слезами на глазах, однако быстро переходит на другую тему. Пищик выпрашивает в долг двести сорок рублей. Отсутствие лишних денег не мешает хозяйке выдать помещику требуемую сумму.
Для спасения вишневого сада Гаев предлагает обратиться за помощью к тетушке-графине из Ярославля. Отмечает, что дальняя родственница их недолюбливает из-за неблагородного происхождения мужа Любови Андреевны и ее неправедного образа жизни. Но все же должна помочь. Также Леонид Андреевич считает нужным попросить в долг у Лопахина и взять заем под векселя.
Несмотря на наивность и безнадежность предложения Гаева, оно приходится Раневским по вкусу, и все быстро успокаиваются. Пришедшая Аня лишь упрекает дядю в сказанном по отношению к матери. Племянницы обвиняют Леонида Андреевича в частом пустословии, призывают его к молчанию. Герои отходят ко сну.
Второе действие
Действие разворачивается в поле, недалеко от заброшенной часовни. На скамье разговаривают Яша, Дуняша, Шарлотта и Епиходов. Шарлотта рассказывает о своем прошлом: родители устраивали представления на ярмарках, потом умерли, — девушка воспитывалась немецкой госпожой. Гувернантка возмущается, что ей не с кем поговорить.
Конторщик играет на гитаре, он признается Дуняше в любви. Однако девушка влюблена в Яшу, который заигрывает с ней без серьезных намерений. Лакей стесняется отношений с Дуняшей.
Все, кроме Яши, уходят. Слышны голоса хозяев: Гаева, Раневской и Лопахина. Лопахин пытается уговорить Любовь Андреевну согласиться на сдачу сада в аренду. Но разговор опять ни к чему не приводит: все продолжают общаться на посторонние темы.
Раневская признается, что ничего не может поделать со своей расточительностью, и дает проходящему мимо алкоголику золотой. Госпожа рассказывает о неудавшихся отношениях с человеком, который уехал с ней за границу и разорил ее. Письма из Парижа от него – просит Раневскую простить и вернуться.
Лопахину Любовь Андреевна сватает Варю, купец согласен жениться. Гаева вновь ругают за лишнюю, пустую болтовню. Фирс плохо слышит – все над ним посмеиваются, однако не замечают, что сами разговаривают между собой подобно глухому лакею: каждый говорит о своем, не слушая других.
К господам присоединяются Трофимов и сестры Раневские. Лопахин называет Трофимова «вечным студентом». Петя говорит много красивых слов, но действий от него не дождешься.
Аня с Петей рады остаться наедине. Бывший учитель говорит о сложившихся реалиях, призывает самого себя, Аню и ее родственников посмотреть правде в глаза. 17-летняя Раневская готова оставить семейные владения и начать новую жизнь.
Третье действие
22 августа – день аукциона. В гостиной Раневских устроен бал. Все ждут Леонида Гаева. Пищик снова просит у всех денег, чтобы погасить свои долги.
Петя дразнит Варю Лопахиной. Та в ответ величает обидчика «вечным студентом» и «облезлым барином». На самом деле Варя расстроена из-за того, что Лопахин до сих пор не сделал ей предложение.
Никто не понимает, зачем организован бал, кто будет платить музыкантам. Но все, как всегда, плывут по течению. Шарлотта демонстрирует свое мастерство, показывая фокусы: все аплодируют, особенно Пищик.
Приходит очередное письмо из Парижа. Любовь Андреевна решается ехать в Париж, потому что ее возлюбленный заболел и нуждается в помощи. Трофимов осуждает такой порыв, называя ее любовника «негодяем».
В ответ Раневская упрекает Петю в пустой болтовне о высокой любви, неспособности любить реально и прощать. Петя обижается, уходит и падает с лестницы, хозяйка извиняется за сказанное.
Фирсу нездоровится. Но ему не уйти отдыхать: без старого лакея некому будет обслуживать господ. Епиходов продолжает жаловаться на жизнь, но сам о себе говорит, что всегда улыбается и смеется. Варя гонит его из дома палкой и попадает по Лопахину.
Ермолай Алексеевич объявляет, что сад купил он. Теперь он может делать, что захочет, с имением, в котором его отец и дед были крепостными. Любовь Андреевна в отчаянии. Аня успокаивает ее, обещает вырастить новый сад.
Четвертое действие
В детской комнате сложены чемоданы. Мебели практически нет, комната опустела. Все готовятся к отъезду. Лопахин приготовил поднос с шампанским. Никто, кроме Яши, его не пьет.
Раневская с братом пребывают в растерянном состоянии, Аня и Петя предвкушают новую интересную жизнь – они будто выбрались из плена. Все отмечают, что после продажи имения жить стало легче: ничто не тяготит. Лопахин ждет отъезда бывших хозяев, чтобы воплотить в жизнь свой проект – вырубку сада под дачные участки.
Трофимов с Лопахиным затевают разговор. Петя советует Ермолаю Алексеевичу не размахивать руками без надобности. Купец предлагает студенту деньги в долг, но Трофимов, демонстрируя свою гордость и свободолюбие, отказывается.
Все разъезжаются по разным сторонам: Любовь Андреевна – в Париж, Петя – в Москву, Аня – на учебу, Гаева берут в банк, а Варя идет экономкой в другое имение. Ермолай Алексеевич на зиму едет работать в Харьков.
Дуняша расстроена отъездом Яши, а молодой лакей ждет — не дождется отправления в Париж. Епиходов и Шарлотта остаются работать на Лопахина.
Прибегает Пищик и отдает Раневской часть долга. Все удивлены, но помещик объясняет, что англичане нашли у него залежи ценной белой глины и арендовали его участок за большие деньги.
Раневская предпринимает еще одну попытку свести приемную дочь с Лопахиным. Ермолай Алексеевич соглашается взять ее в жены, но при личном разговоре с девушкой о предложении не заикается.
В доме остается забытый всеми больной Фирс. Столько разговоров у господ было о том, чтобы отправить его в больницу, но никто этого так и не сделал. Фирс умирает в закрытом пустом доме, думая о том, как бы не замерз его бывший хозяин.
Произведение «Вишневый сад» было создано Чеховым в 1903 году. Это пьеса о закате дворянской жизни в поместьях, о мнимых и настоящих хозяевах земли русской, о неминуемом обновлении России. Чехов представил отжившее прошлое России пьесой «Вишневый сад». Краткое содержание последует ниже.
Вначале представим основных действующих лиц:
Помещица Любовь Андреевна Раневская. Ее родная дочь Аня 17-ти лет. Приемная дочь Варя 24-х лет. Брат Раневской - Гаев Леонид Андреевич. Студент Трофимов Петр Сергеевич. Гувернантка Шарлотта Ивановна. Купец Лопахин Ермолай Алексеевич. Помещик Семионов-Пищик Борис Борисович. Горничная Дуняша. Молодой лакей Яша. Старый лакей Фирс. Конторщик Семен Пантелеевич Епиходов.
«Вишневый сад»: краткое содержание первого действия
Рассвет. За окном весна, виднеются цветущие вишневые деревья. Только в саду еще холодно, поэтому все окна закрыты. В комнату входят Лопахин с Дуняшей. Они беседуют о поезде, который опоздал. И Лопахин огорчен тем, что не смог встретить Любовь Андреевну, которая в последнее время жила за границей, на станции.
Затем входит Епиходов, он недавно сделал предложение Дуняше. Все слышат, как подъехали два экипажа. Начинается суматоха. Входит лакей Фирс, одетый в старинную ливрею. А за ним идет Раневская, Гаев, Аня, Симионов-Пищик и Шарлотта Ивановна. Аня и Раневская вспоминают прошлое.
Затем Аня беседует с Варей. Она рассказывает о своей О том, что нашла там свою мать без денег, среди чужих людей. Но Раневская словно не понимала своего положения. Она дает лакеям по рублю на чай, заказывают самые изысканные и дорогие блюда. А на самом деле денег едва хватило доехать домой. И теперь имение должны продавать, торги назначены на август.
«Вишневый сад»: краткое содержание второго действия
Вечер. Закат. Действие происходит у заброшенной часовни. Лопахин интересуется об участках для дач. Он считает, что землю нужно разбить на участки и отдать в аренду. Только для этого придется вырубить вишневый сад. Но Раневская и Гаев против этого, они называют это пошлостью. Гаев мечтает о каком-нибудь наследстве, о ярославской тетушке, которая обещала дать денег, но сколько это будет и когда - неизвестно. Купец Лопахин в очередной раз напоминает о торгах.
«Вишневый сад»: краткое содержание третьего и четвертого действия
Играет еврейский оркестр. Вокруг танцующие пары. Варя переживает, что музыкантов пригласили, а заплатить им нечем. Раневская не может дождаться приезда брата с торгов. Все надеются, что тот выкупил имение за деньги, которые прислала ярославская тетка. Только она прислала всего пятнадцать тысяч, а их даже на проценты не хватит. Возвращаются с торгов Гаев и Лопахин. Гаев плачет. Раневская узнает, что сад продали, его новый хозяин - Лопахин. Она едва не падает в обморок.
В комнатах мало мебели, нет занавесок и картин. Стоит багаж. Лопахин предупреждает, что через несколько минут нужно ехать. Гаев поступил работать в банк. Раневская едет в Париж на тетушкины деньги, присланные из Ярославля. Вместе с ней едет Яша. Гаев с Раневской подавлены, они прощаются с домом. Аня думает, что мать вернется к ней скоро. А она будет учиться в гимназии, пойдет работать и станет помогать матери. Все с шумом выходят и уезжают на станцию. И только забытый Фирс остался в закрытом доме. Тишина. Становится слышен стук топора.
«Вишневый сад»: анализ. Основные моменты
О том, что Гаев и Раневская - это отжившее прошлое, говорит нам краткое содержание. Вишневый сад им дорог как воспоминание о детских днях, о благополучии, о молодости, о легкой и изящной жизни. И Лопахин понимает это. Он старается помочь Раневской, предлагая сдавать участки в аренду. Другого выхода просто нет. Только госпожа как всегда беспечна, она думает, что все как-нибудь само разрешится. Да и когда сад был продан, она недолго горевала. Героиня не способна на серьезные переживания, легко переходит от беспокойства к веселому оживлению. А Лопахин гордится покупкой и мечтает о своей новой жизни. Да, он купил имение, но все равно остался мужиком. А хозяева вишневого сада хоть и разорились, но они, как и прежде, господа.
«Вишневый сад» — последняя пьеса А. П. Чехова. Он написал её за год до своей смерти. За историей дворянской семьи, которая потеряла свой сад, писатель скрыл историю своей Родины, которую, по мнению автора, в будущем ждало то же жалкое существование, что и дворянство без усадьбы. Подробнее о его замысле мы написали в , а сейчас мы можете узнать сюжет и основные события книги, прочитав краткий пересказ по действиям от «Литерагуру».
Жила во Франции пять лет. Несколько месяцев с ней провела младшая дочь Аня. В мае им обеим пришлось вернутся на Родину. На станцию отправляются лакей Фирс, брат Раневской Гаев и старшая дочь Варя (вот их ). А дома их ожидают купец Лопахин и горничная Дуняша. Они сидят в комнате, которую до сих пор по старой привычке называют «детской». рассуждает о том, как может повернуться жизнь, что он, сын крепостного, теперь свободный и зажиточный купец.
Прибывают экипажи со станции. Раневская и Аня радуются возвращению. Усадьба не изменилась с момента их отъезда. Вскоре для читателя становится очевидно, что Любовь Андреевна попала в сложное финансовое положение. Ей пришлось продать все свое заграничное имущество и вернутся в Россию. Лопахин ей напоминает, что и усадьбу с садом в августе придется продать с молотка, если они с братом срочно не придумают решения. Купец тут же предлагает им вариант, который кажется ему весьма удачным. Вырубить сад, поделить землю на участки и сдавать дачникам. Но Любовь Андреевна и Гаев только отмахиваются, говоря, что сад – самое ценное на территории всей губернии. Они надеются на помощь богатой тети из Ярославля, хотя отношения с ней натянутые.
Действие 2
С приезда Раневской прошло несколько недель. Но ни она, ни Гаев не торопятся решать свои проблемы. Более того, они продолжают сорить деньгами. Возвращаясь из города, куда ездили в компании Лопахина позавтракать, они останавливаются у старой церквушки. Незадолго до их появления, на этой скамейке конторщик Епиходов объяснялся в любви Дуняше. Но легкомысленная девушка предпочла ему лакея Яшу.
Лопахин вновь напоминает о торгах. Он в очередной раз предлагает им вырубить сад. Но брат с сестрой только отмахиваются от его слов, говоря, что тетушка обязательно вышлет денег. Да и времени еще достаточно. Купец не понимает их, называет странными и легкомысленными.
К лавочке подходят дочери Раневской и Петя Трофимов (вот их ). Раневская заводит разговор о гордом человеке. Но беседы не выходит, и вскоре все один за другим покидают скамейку у церкви. Аня и Петя остаются наедине. Влюбленный Трофимов пытается очаровать девушку своими речами. Он говорит, что нужно, отринув все материальное, стремится к идеалу. Аня, которая, как и мать, легко поддаётся красивым словам, увлекается Петей, не замечая его никчемности.
Действие 3
Наступает август. Раневская, кажется, совсем не думает о судьбе усадьбы. В день торгов она устраивает пышную вечеринку. Любовь Андреевна даже приглашает оркестр. Все танцуют, общаются и радуются. Однако ощущается веселье напускное. Мысли каждого в комнате обращены к Гаеву и Лопахину, отправившимся на торги.
В ходе разговора Петя начинает критиковать Раневскую и её интрижку с аферистом из Франции, который обокрал ее. Он смеется над её нежеланием признавать очевидной правды. Но она тут же обвиняет его в двуличности. Ведь он «вечный студент», который даже не может окончить курса, проповедует всем тяжкий труд и стремление к идеалу. Петя убегает из комнаты в истерике.
С торгов возвращаются Гаев и Лопахин. Купец торжествует, хотя и пытается скрыть это в первые минуты. А Гаев рядом с ним даже не пробовал скрывать слез и разочарования. Они рассказывают, что и усадьба, и сад проданы. Теперь купец — владелец той самой усадьбы, где его отец был крепостным. Оркестр стихает, Раневская, тяжело опустившись на стул, рыдает. Аня, чей мозг одурманен словами Пети, успокаивает мать тем, что теперь у них начинается новая жизнь, не обремененная ничем материальным.
Действие 4
Последнее действие разворачивается в октябре. Лопахин, не дожидаясь отъезда прежних хозяев, начинает вырубать сад. Тетя из Ярославля все же дала денег Гаеву и Раневской. Но Любовь Андреевна забрала их у брата и вернулась во Францию к своему любовнику. Варе, ее дочери, пришлось пойти работать экономкой в соседнюю усадьбу, ведь новый хозяин сада так и не сделал ей предложения, все еще чувствуя себя ниже господ. Аня готовится сдавать гимназический экзамен и ищет подработку. Петя уезжает в Москву, чтобы продолжить обучение. Его беспокоит только пара потерянных галош. Гаеву предлагают место в банке. Однако вся семья уверена, что из-за своей лени он не задержится там надолго. Лопахин, так и не сумев признаться Варе в своих чувствах, уезжает по работе в Харьков. Все прощаются, поместье запирают на ключ.
На сцене появляется Фирс, о котором позабыли даже хозяева. Он ходит по усадьбе, бормоча себе под нос об ушедшей жизни. Добравшись до дивана, старик опускается на него и, наконец, затихает. Тишину нарушает только стук топоров.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!В классической литературе есть немало интересных произведений, истории которых актуальны и по сей день.
Произведения, написанные Антоном Павловичем Чеховым, как раз подходят под данную характеристику. В этой статье можно ознакомиться с его пьесой «Вишнёвый сад» в кратком содержании.
История создания пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
Дата начала пьесы была положена в 1901 году, первый спектакль показали через 3 года. В произведении отображены неприятные впечатления самого автора, которые возникли под действием наблюдения за упадком множества усадеб своих друзей, а также своего собственного.
Главные действующие лица
Ниже приведен список главных героев:
- Раневская Любовь Андреевна – владелица поместья;
- Аня – родная дочь;
- Гаев Леонид Андреевич – брат;
- Трофимов Пётр Сергеевич – «вечный студент»;
- Лопахин Ермолай Алексеевич – покупатель.
Второстепенные персонажи
Список второстепенных героев:
- Варя – сводная сестра Ани;
- Симеонов-Пищик – владелец поместья;
- Шарлотта – воспитательница;
- Дуняша – служанка;
- Епиходов Семен Пантелеевич – клерк;
- Фирс – прислуга, старик;
- Яша – прислужник, молодой парень.
«Вишневый сад» — краткое содержание по действиям
1 действие
События происходят в ожидании Раневской. Лопахин и Дуня беседуют, в ходе чего возникает спор. В комнату заходит Епиходов. Он роняет букет, жалуясь остальным, что считает себя неудачником, после чего он уходит. Горничная рассказывает купцу, что Епиходов хочет на ней жениться.
Приезжают Раневская с дочерьми, Гаев, Шарлотта и помещик. Аня рассказывает о поездке во Францию, выражает свое недовольство. Также она интересуется, собирается ли Лопахин жениться на Варе. На что ее сводная сестра отвечает, что ничего не получится, а в ближайшее время выставят на продажу имение. Параллельно Дуня флиртует с молодым лакеем.
Лопахин объявляет о том, что их поместье продается за задолженность. Он выступает за следующее решение проблемы: поделить территорию на части и сдавать их за арендную плату. Но для этого нужно вырубить вишневый сад. Помещица с братом отказываются, ссылаясь на упоминание сада в энциклопедии. Приемная дочь приносит матери телеграммы из Франции, но та, не прочитав их, разрывает.
Появляется Петя Трофимов – наставник погибшего сына Раневской. Гаев продолжает искать варианты для получения прибыли, которая помогла бы покрыть задолженности. Доходит речь до того, чтобы выдать Аню за богатого человека. В то время Варя рассказывает сестре о своих проблемах, но младшая сестра засыпает, устав с дороги.
2 действие
События происходят в поле возле старой часовни. Шарлотта дает описание своей жизни.
Епиходов поет песни, играя на гитаре, пытается показать себя романтиком перед Дуней. Она же, в свою очередь, желает произвести впечатление на молодого лакея.
Появляются помещики и купец. Он также продолжает уверять владелицу в сдаче земли в аренду. Но Раневская с братом пытаются сводить тему на «нет». Помещица с жалостью начинает рассуждать о ненужных затратах.
Яков высмеивает песнопение Гаева. Раневская вспоминает о своих мужчинах. Последний из них разорил ее и променял на другую. После чего помещица решила вернуться на родину к своей дочери. Меняя тему Лопахина, она заговаривает о свадьбе Вари.
Входит старый лакей с верхней одеждой Гаева. Он рассуждает о крепостном праве, преподнося это как несчастье. Появляется Трофимов, который вдается в глубокую философию и рассуждения о будущем страны. Помещица сообщает приемной дочери, что посватала ее за купца.
В то время Аня уединяется с Трофимовым. Тот, в свою очередь, романтично описывает ситуацию вокруг. Аня переводит разговор на тему крепостничества и говорит о том, что люди только говорят и ничего не делают. После чего «вечный студент» говорит Ане бросить все и стать свободным человеком.
3 действие
В доме помещицы устроен бал, который Раневская считает лишним. Пищик пытается найти того, кто даст ему в долг деньги. Брат Раневской отправился выкупать поместье на имя тетки. Раневская, видя, что Лопахин все больше богатеет, начинает критику из-за того, Варя еще не вышла за него замуж. Дочь жалуется, что он только отшучивается.
Помещица делится с бывшим учителем сына о том, что любовник просит ее вернуться во Францию. Сейчас хозяйка уже не думает о том, что он ее разорил. Трофимов пытается ее переубедить, и она советует ему тоже завести женщину на стороне. Возвращается расстроенный брат и начинает монолог о том, что имение куплено Лопахиным.
Купец хвастливо рассказывает всем, что купил поместье и готов срубить вишневый сад для того, чтобы его род продолжил жить на месте, где трудились его крепостные отец и дед. Родная дочь утешает плачущую мать, убеждая, что впереди вся жизнь.
4 действие
Бывшие жители покидают дом. Лопахин, устав от безделья, собирается уехать в Харьков.
Он предлагает Трофимову деньги, но тот не принимает их, рассуждая о том, что вскоре люди достигнут понимания правды. Гаев стал банковским служащим.
Раневская переживает за старого лакея, боясь, что его не отправят на лечение.
Лопахин и Варя остаются вдвоем. Героиня говорит, что стала экономкой. Купец все-таки не предложил ей выйти за него замуж. Аня прощается с матерью. Раневская планирует вернуться во Францию. Аня собирается попасть в гимназию, а в будущем помогать матери. Гаев чувствует себя покинутым.
Вдруг приезжает Пищик и отдает всем занятые деньги. Он недавно разбогател: на его земле, которую он теперь сдает в аренду, была найдена белая глина. Помещики прощаются с садом. Потом они запирают двери. Появляется болеющий Фирс. В тишине слышится звук топора.
Анализ произведения и заключение
Прежде всего, стиль этого жанра наблюдается в ярком контрасте образов двух героев: Лопахина и Раневской. Он – предприимчивый, ищет выгоду, она же – несерьезная и ветреная. Есть и смешные ситуации. Например, представления Шарлотты, общение Гаева со шкафом и т. п.
Читая эту книгу в оригинале, по главам и действиям, а не в сокращении, сразу возникает вопрос: что значит вишневый сад для героев пьесы? Для помещиков сад – это целая история прошлого, в то время как для Лопахина – это место, на котором будет строиться его будущее.
Проблематика контрастов отношений на стыке двух веков поднята в произведении. Также стоит вопрос наследия крепостного права и отношения к последствиям разных слоев общества. Затрагивается вопрос о том, как будет строиться будущее страны на примере локальной ситуации. Поднят вопрос о том, что многие готовы рассуждать и советовать, но только единицы способны действовать.
Антон Павлович Чехов очень много подметил из того, что было актуально на тот период и осталось важным сейчас, поэтому эту лирическую пьесу стоит прочитать каждому. Данное произведение стало последним в творчестве писателя.
7 372 views
17 января 1904 года в Московском художественном театре была впервые поставлена пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Именно этой пьесе суждено было стать символом русской драматургии ХХ века.
«Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова и вершина его драматургического творчества. Ко времени написания этой пьесы в 1903 году Чехов был уже признанным властителем дум и автором четырех пьес, каждая из которых стала событием, — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».
Основная драматургическая особенность «Вишневого сада» – символизм. Главным героем-символом пьесы является не тот или иной персонаж, а сам вишневый сад. Этот сад выращен не ради выгоды, а для услаждения взгляда его владельцев-дворян. Но экономические реалии начинающегося ХХ века неумолимо диктуют свои законы, и сад будет вырублен, как распадутся и дворянские гнезда, а вместе с ними уйдет в историю и дворянская Россия XIX столетия, и на смену ей придет Россия ХХ века с ее революциями, первая из которых уже не за горами.
Чехов уже тесно сотрудничал с Московским художественным театром. Работая над пьесой, он часто обсуждал ее со Станиславским, а главная роль Раневской изначально предназначалась для актрисы Ольги Книппер-Чеховой, ставшей в 1901 году женой писателя.
Премьера «Вишневого сада» прошла с большим успехом и стала главным событием в Москве в начале 1904 года, чему способствовали мастерство и слава Чехова, репутация МХТ, режиссерский талант Станиславского и блестящая игра актеров МХТ. Кроме Ольги Книппер-Чеховой, в премьерном спектакле играли сам Константин Станиславский (выступивший в роли Гаева), Леонид Леонидов (в роли Лопахина), Василий Качалов (сыгравший Трофимова), Владимир Грибунин (роль Симеонова-Пищика), Иван Москвин (сыграл Епиходова), а Александр Артем приводил в восторг публику в роли Фирса, которую Чехов написал специально для этого своего любимого актера.
В том же 1904 году Чехов, у которого обострился туберкулез, уехал на лечение в Германию, где и умер в июле.
А «Вишневый сад» начал триумфальное шествие по театральным сценам России и мира, которое продолжается и поныне. Только в 1904 году эта пьеса Чехова была поставлена в Харьковском театре Дюковой (одновременно с постановкой в МХТ, премьера – 17 января 1904 года), Товариществом новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Трофимова – Всеволод Мейерхольд), в Киевском театре Соловцова и в Виленском театре. А в 1905 году «Вишневый сад» увидели и зрители в Петербурге – на сцене Александринки пьесу Чехова поставил Юрий Озеровский, а в качестве театрального художника выступил Константин Коровин.
Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова»
Афиша постановки «Вишневого сада» в Киевском театре. 1904.