Оборудование в фотостудию. Оборудование для фотостудии. Ракурс как способ выгодной подачи

Всеобщая любимая часть изучения искусства фотографии - фотооборудование. Конечно, это шутка, но никто не может отрицать, что для любой съемки необходимо какое-то снаряжение. По крайней мере, вам нужна камера и объектив, а также другие аксессуары. Эта статья поможет определиться в подборе самого необходимого и важного фотооборудования, которое в первую очередь может понадобиться для съемки тем, кто делает первые шаги в изучении фотографии.

Камера

Хорошая камера должна быть похожа на продолжение руки снимающего. Ее следует использовать без усилий, чтобы сделать съемку как можно проще. Итак, какую камеру вы должны выбрать?

Лучший выбор для начала многих фотографов - это DSLR начального уровня (зеркальная камера) или беззеркальный цифровой фотоаппарат. Разница между этими двумя типами камер заключается в том, что у зеркальных камер видоискатель основан на зеркале, расположенном за объективом под углом 45 градусов к его оптической оси. Это позволяет осуществлять визирование непосредственно через съемочный или вспомогательный объектив. У беззеркальных камер нет зеркала, это позволяет им быть меньше и легче.

Зеркальная камера Canon и беззеркальная камера Fujifilm бок о бок для сравнения

Нет ничего плохого в использовании камеры, которая у вас уже есть, даже если это камера на смартфоне. Вы можете снимать отличные фотографии на любое оборудование, если вы четко знаете его пределы и возможности.

Объектив

Вторая важная часть оборудования - объектив. В некоторых случаях линзы являются даже более значимыми для съемки, чем сама камера, потому что с помощью объектива фактически передается свет на светочувствительный элемент камеры.

Некоторые фотоаппараты позволяют вам менять линзы. Такие объективы называют сменными. Можно поменять "простой" портретный объектив на огромный дорогой "спортивный объектив", но использовать при этом ту же камеру. Это большое преимущество, которое делает вашу систему более гибкой для разных типов фотографии.

Какой объектив следует выбрать?

Некоторые фотографы используют линзы, которые поставляются в комплекте с камерами. Другие же покупают свои камеры и отдельно к ним выбирают объективы. Но в любом случае объектив необходим. Есть два (и, возможно, три), которые мы рекомендуем для начинающих. Вам следует рассмотреть варианты и расставить для себя приоритеты: от наиболее до наименее важных.

  • Объективы, которые масштабируются, например, объектив 14-42 мм, 16-50 мм, 18-50 мм, 18-55 мм или 18-105 мм. Это достаточно универсальные объективы, их использование даст четкое представление о том, какие специальные линзы покупать в будущем.
  • Основной объектив, который не масштабируется, например, 25 мм f/1.8, 35 мм f/1.8 или 50 мм f/1.8. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием особенно хороши для портретов и фотографий с эффектом "мелкой фокусировки".
  • Телеобъектив, например, 55-200 мм. Подобный тип объектива позволяет фотографировать удаленные объекты, что может понадобиться при фотографировании дикой природы или спорта, хотя не всем фотографам необходима эта возможность в первую очередь.

Каждый объектив имеет определенную характеристику - числовое значение в миллиметрах, например, 50 мм. Она называется фокусным расстоянием и показывает, насколько сильно объектив увеличивает картинку, какой угол он захватывает. Линзы с большим номером (более 85) можно назвать телеобъективами. По сути похожи на телескопы - увеличивают (приближают) предметы на расстоянии. Линзы с меньшим номером (28 или менее) считаются широкоугольными объективами, которые предоставляют гораздо более широкий обзор.

Все те, которые находятся между ними, подобно объективу размером 50 мм, являются обычными системами линз. Имейте в виду, что важны не цифры, а то, какую картинку вы получите, снимая с объективом с тем или иным фокусным расстоянием. Взгляните на изображение ниже.


Фотографии, сделанные с одной точки, объективами с различным фокусным расстоянием

Существует также важное различие между зум-объективами и объективами с фиксированным фокусным расстоянием.

  • Зум-объективы охватывают несколько фокусных расстояний. Вы можете увеличивать и уменьшать масштаб снимаемой картинки.
  • Объективы с фиксированным фокусным расстоянием не могут масштабироваться вообще.

Масштабирование - отличная функция, но объективы с фиксированным фокусным расстоянием также являются очень хорошим выбором. Они обычно имеют несколько преимуществ, включая вес, цену, резкость, светосилу и другое.

Примером зум-объектива является объектив Nikon 24-120mm f / 4. Примером фикс-объектива является объектив Nikon 50 мм f / 1.8. Легко сказать, что зум - это зум, так как он имеет диапазон миллиметровых номеров от своего имени. Это самый широкий угол и самый увеличенный телеобъектив, который может предложить один объектив. Например, объектив Nikon 24-120mm f / 4 имеет 5-кратный зум.

У всех фотографов разные требования к объективу. Не существует единственного размера, который подходил бы всем, именно поэтому .

Сумка для фотокамеры

В отличие от камер или объективов сумки для фотоаппаратов просты. Выбор делается, в основном, с помощью здравого смысла - если сумка удобная, и она хорошо подходит вашему оборудованию, берите. Тем не менее, вы должны выбрать подходящую с самого начала. Не удивляйтесь, но зависит от типа фотографий, которые вы планируете снимать.

  • Пейзажным фотографам, в первую очередь, нужен походный рюкзак, поскольку они в конечном итоге путешествуют на большие расстояния и несут, помимо личных вещей, еще и фотооборудование.
  • Уличным фотографам, вероятно, больше подойдет сумка на плече, так как фотокамеру из нее просто и быстро достать, а также хорошо служит для небольших комплектов камер.
  • Свадебные фотографы отличаются друг от друга, но большинству понадобится рюкзак для камеры или чемодан для перевозки большого количества снаряжения для съемки свадьбы.
  • Студийные фотографы могут даже не нуждаться в сумке, если они не покидают свою студию, хотя некоторые из них покупают прокатные чемоданы для перевозки своего оборудования на автомобиле или самолете.

Не забудьте про хороший ремешок для камеры. Если вы в конечном итоге носите камеру на себе в течение длительных промежутков времени, стандартный ремешок, который идет в комплекте вместе с вашей камерой, вероятно, будет не очень удобным.

Карта памяти

Следующий элемент - карта памяти. Карты памяти хранят фотографии и позволяют переносить их с камеры на компьютер. Они важны для любого фотографа.

Первой характеристикой, которая влияет на выбор хорошей карты памяти, является ее объем. Вам понадобится карта, в которой можно хранить много фотографий - в идеале более 1000 и больше. Выбирайте карту, объем которой составляет не менее 16 гигабайт, (в идеале 32 ГБ, 64 ГБ и т.д.). Это особенно важно для фотографов дикой природы, спорта и фотографов в путешествиях.

Не менее важной характеристикой является скорость считывания карты. Быстрые карты памяти имеют несколько преимуществ, и одним из самых больших является то, что они минимизируют время, в течение которого ваша камера проводит буферизацию (блокировка для обработки серий фотографий, которые вы только что сделали). Выбор карты с высокой скоростью особенно важен для фотографов живой природы и спорта, а также для использования видео.


Быстрая карта памяти имеет решающее значение для съемки дикой природы, особенно когда вы снимаете длинные серии фотографий, чтобы захватить идеальный момент

На многих камерах есть всплывающие вспышки, но можно также на камеру. Как правило, модели более мощные и с их помощью проще управлять светом.

Некоторым фотографам (например, пейзажным или архитектурным) вспышка может вообще не понадобиться, в отличие от фотографов-портретистов.

Дополнительные батареи

Каждый раз, когда вы покупаете камеру, она будет продаваться с аккумуляторной батареей и зарядным устройством. Тем не менее, одного зарядника может быть недостаточно. Никогда не стоит упускать хороший снимок, потому что ваша батарея мертва, независимо от причины. Возьмите себе хотя бы одну (и даже больше, если вы обнаружите, что двух недостаточно).

Это было прекрасное утро для фотографии, но было так холодно, что батарея умерла менее чем за час. К счастью, было несколько запасных частей

Другие аксессуары

Наряду со всем этим необходимым оборудованием для камеры есть несколько дополнительных аксессуаров, которые нужно также рассмотреть.

Во-первых, чтобы сохранить камеру, линзы, фильтры и другую экипировку, вам понадобится комплект для чистки. Он включает в себя ткань из микрофибры и очищающий спрей для линз. Чистку матрицы все же нужно доверить профессионалам, хотя бы на первых порах.

Наряду с вам также могут понадобиться различные другие аксессуары, например, пульты дистанционного управления спуском затвора, устройства GPS, триггеры движения, принтеры и т.д. Рынок аксессуаров для фотосъемки огромен.

Рекомендуется удержаться от покупки специализированного оборудования до того момента, пока вы не поймете, какой жанр фотографии вам интересен. Например, не стоит покупать набор высококачественных студийных осветителей только для того, чтобы понять, что вы предпочитаете пейзажную фотографию, а не работу в студии.

Не увязните с аксессуарами в самом начале. Лучше начните с основного набора, состоящего из камеры и объектива, и посмотрите, в каком направлении пойдет ваша фотография. По мере необходимости можно будет приобрести дополнительные аксессуары.


Эскспозиция имеет более двух минут выдержки, поэтому звезды в небе выглядят как полосы. Чрезвычайно длительные экспозиции, как в этом случае, легче всего захватывать с помощью дистанционного пульта управления спуска затвора

Выбор подходящего фотооборудования не так прост, в отличии от обычной покупки хорошей камеры. Вам нужно подумать о штативе, фильтрах, аккумуляторах, картах памяти, аксессуарах и т.д. Начинайте с DSLR или системной цифровой камеры, подумайте про объективы, постепенно расширяя свой арсенал, исходя из задач, которые будете ставить во время съемки.

И помните о том, что фотооборудование, безусловно, имеет значение. Но, тем не менее, независимо от того, какое снаряжение у вас есть, не оно является движущей силой для съемки хороших фотографий. Главным будет ваше желание учиться технической и творческой составляющей фотографии.

Первое и самое важное, что потребуется при предметной фотосъемке, это, конечно же, фотокамера. Для съемки на первоначальном этапе подойдет любая фотокамера, даже любительская. Да что там фотокамера, уровень технологического прогресса достиг такого уровня, что можно и на телефон получать отличные снимки. Однако если вы планируете серьезно заниматься предметной фотосъемкой, все же стоит остановить свой выбор на классической фотокамере.

При фотосъемке для интернет-магазина и размещении снимков в небольшом размере (порядка 600-900 пикселей по длинной стороне) можно обойтись зеркальной камерой начального уровня и даже беззеркальной камерой. Главное, чтобы в камере был ручной режим фотосъемки. Про бренд говорить не будем, выбирайте на свой вкус, но помните: сделав выбор в пользу того или иного бренда, вы привязываете себя к нему на долгое время.

Если же вы работаете над серьезным проектом, и фотографируете дорогостоящие эксклюзивные изделия для последующей широкоформатной печати, то в этом случае, конечно, нужна техника посерьезнее. Обычно для таких съемок используются профессиональные полнокадровые фотокамеры.

Очень хорошо зарекомендовали себя камеры Nikon D800E и D810. Они не имеют сглаживающего низкочастотного фильтра перед матрицей, поэтому обладают высочайшей детализацией, что особенно важно в предметной съемке. Но также неплохо подойдут и представители других брендов Canon 5DMKIII или Sony A7. Отметим, что приведенные модели фотокамер актуальны на дату написания данной статьи. В условиях стремительно развивающегося рынка фототехники информация быстро устаревает.

Объективы

Как и при выборе фотокамеры, объектив выбирается под конкретную задачу. В большинстве случаев используются макро объективы с фокусным расстоянием 60-180 мм (лучше всего 100 мм), хотя бывают и исключения. Они используются в каталожной съемке, когда важно правильно передать пропорции фотографируемого объекта. Рекомендую брать объектив с фокусным расстоянием 50-60 мм для кропнутой камеры и 100 мм для полнокадровой камеры.

В отдельных случаях для придания художественного эффекта используют широкоугольные объективы, которые дают искажения перспективы.

Частенько приходится снимать мелкие предметы с близкого расстояния. Это приводит к тому, что снимаемый предмет невозможно уложить в ГРИП целиком. Чтобы решить эту проблему, используют тилт-шифт объектив. Если же тилт-шифта под рукой не оказалось, можно обойтись и тем, что есть, а съемку вести по технологии стекинга с последующей сшифкой в графическом редакторе. Но об этом я расскажу в другой раз.

Для начала стоит обратить свое внимание на следующие объективы, с одной оговоркой — они для полноформатных камер:

  • Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM
  • Tokina AT-X 100mm f/2.8 PRO D
  • Tamron AF 90mm f/2.8 Di SP AF/MF 1:1

Для тех, кто решил подойти к вопросу более серьезно, стоит посмотреть еще несколько моделей:

  • Sony SEL90M28G FE 90mm f/2.8-22 Macro G OSS
  • Canon EF 100mm f/2.8L IS USM Macro
  • Canon EF 180mm f3.5L Macro USM AutoFocus

Штативы

Предметная съемка практически всегда выполняется со штатива. Желательно использовать качественный тяжелый штатив, чтобы свести к минимуму возможность сдвига и сотрясения камеры. Это особенно важно при съемке на длинных выдержках или при использовании стекинга. Также штатив поможет сохранить неизменным угол и масштаб съемки, если вы снимаете серию предметов. При выборе штатива лучше всего остановиться на модели с горизонтальной установкой центральной колонны, это позволяет проводить фотосъемку сверху — очень модное направление особенно среди адептов  . Не покупайте облегченные карбоновые штативы, они хороши для уличной съемки (так как легки в переноске). Возьмите тяжелый металлический штатив, он более устойчив. Кроме этого, такой штатив еще и дешевле карбонового аналога. Берите штатив с 3d-головой, она удобнее: можно менять положение камеры независимо по любой из осей.

Осветительное оборудование

Для съемки подходит как постоянный, так и импульсный свет. Для каталожной фотосъемки можно обойтись комплектом из 2-3 недорогих источников импульсного света.

Отдельные граждане предпочитают использовать накамерные вспышки за их миниатюрность и мобильность, однако при этом их полезность сильно ограничена. К основным минусам накамерных вспышек относятся: их слабая мощность, отсутствие пилотного света, непродолжительное время работы без подзарядки аккумулятора. Кроме этого, для работы потребуются модификаторы света, которые еще надо поискать.

Студийное осветительное оборудование включает в себя источники света (импульсного или постоянного), светоформирующие насадки, а также различные отражатели. В фотостудиях обычно используются именно импульсные источники света. Источники постоянного света используют намного реже. Это связано с тем, что они потребляют очень много энергии и при этом сильно греются.

Импульсные источники света, как следует из названия, предназначены для создания коротких световых импульсов. Студийные источники содержат две лампы: лампу-вспышку и обычную лампу пилотного света (постоянный источник света, позволяющий увидеть, как ляжет свет от вспышки). Если мы говорим про обычные накамерные вспышки, то в них пилотный свет отсутствует.

Импульсные источники бывают двух типов: моноблоки и генераторы. Моноблоки представляют собой единую систему, где все элементы: система управления, лампа-вспышка и лампа пилотного света размещены в одном корпусе. Генераторы же отличаются тем, что сами лампы у них размещены не в корпусе, а подключаются к нему с помощью проводов (крепятся отдельно на штативах). Благодаря этому генераторы имеют лучшие характеристики по мощности, длительности импульса и скорости перезаряда, что и определяет их более высокую стоимость по сравнению с моноблоками. Мощность импульсных студийных источников света указывают в Джоулях (Дж.).

Студийные вспышки могут быть как нерегулируемыми (используются для подсветки фона, где нет необходимости точного дозирования света), так и регулируемыми.

Для изменения характеристик светового потока применяются так называемые светоформирующие насадки. Они подразделяются на две основных группы — насадки направленного света и насадки рассеянного света. Первые (рефлекторы, тубусы) предназначены для формирования пучка жесткого света, вторые (софтбоксы, стрипбоксы, октобоксы, зонты) — для рассеивания светового потока.

Чаще всего в предметной фотосъемке используются софтбоксы, стрипбоксы и рефлекторы. Активно применяются соты и конверсионные фильтры.

Очень важную роль в предметной фотосъемке занимают отражатели. Их удобно использовать для высветления теней фотографируемого предмета или отсекания части светового потока. Кроме этого, изменяя тип используемого отражателя (к примеру, с серебристого на золотистый) можно менять цветовую температуру отраженного света. Но и это еще не всё. Так как отражатели изготавливаются из ткани, их удобно использовать для дополнительного смягчения светового потока, на подобии софтбоксов. Однако, в отличии от софтбокса, у которого рассеивающая поверхность жестко закреплена на каркасе, отражатель можно свободно перемещать между фотографируемым предметом и источником света, тем самым управляя степенью жесткости светового потока.

При проведении художественной фотосъемки фотографы используют конверсионные фильтры, с помощью которых можно легко изменить цветовую температуру источников света, а также скорректировать оттенки

Работа со студийными источниками импульсного света невозможна без их синхронизации с камерой. Синхронизация возможна через радиосинхронизатор, ИК-пускатель, синхрокабель, накамерную вспышка фотоаппарата. ИК-пускатель представляет собой устройство, прикрепленное на место внешней вспышки камеры, которое осуществляет синхронизацию через инфракрасный импульс. Благодаря использованию синхрокабеля синхронизация происходит через провод, который подсоединяется одновременно к источнику света и к камере. При срабатывании вспышки фотоаппарата сработают и студийные вспышки (для этого в них установлены специальные «ловушки», ловящие импульс от вспышки). Здесь нужно заранее прикрыть саму вспышку на фотоаппарате (например, белым листом), чтобы исключить вмешательство света от вспышки в световую картину. Существует еще радиосинхронизация, представляющая собой комплект приемника и передатчика (приемник подключается к источнику света, а передатчик крепится на камеру).

Фоны

Как правило, съемка для интернет-каталогов проводится на однотонном белом фоне . Часто в качестве фона используется матовый пластик. О его достоинствах я писал в статье . Если такого не нашлось, можно воспользоваться ватманом, который продается в любом магазине канцтоваров.

Серийно выпускаемые предметные столы многие фотографы недолюбливают: дешевые столы весьма ненадежны, а дорогие — невыгодно. Наиболее популярна конструкция из двух козлов (ikea) и постеленного на них листа пластика. Такая конструкция более универсальна и в силу отсутствия механических соединений достаточно надежна.

Карта установки баланса белого

Еще один незаменимый атрибут любого студийного фотографа — серая карта. Называется она так, потому что отражает 18% падающего света. Поверьте, эта незатейливая вещь здорово облегчает жизнь! Долгое время я снимал без неё и периодически сталкивался с проблемой установки баланса белого, не зная, что принять за средне-серый в кадре. После того, как обзавелся картой, проблема исчезла. Всё, что от вас требуется, это сделать снимок с картой и по ней выставить баланс белого на этапе обработки в графическом редакторе. В продаже встречаются карты самые разные как по форме, так и цене. Тот вариант, что представлен на картинке, предлагается в фотомагазинах на дату написания статьи за 400-900 рублей.

Важные мелочи

Об основном поговорили, а теперь поговорим о самом важном. Да-да, я не оговорился, именно о важном. Это зажимы. Если бы вы знали, насколько эти штуки облегчают жизнь фотографа, вы бы меня поняли. С их помощью легко закрепить фон, фотографируемое изделие, установить отражатели / затемнители, да и еще много чего можно зафиксировать. Скажу так: хотите освободить себе руки — пользуйтесь зажимами. Всем рекомендую! И чем больше их у вас будет, тем легче вам будет работать. Купить их можно в строительном магазине. Берите разных размеров — пригодятся.

Кроме этого сюда также можно добавить всякие мелочи: скотч, фольгу, леску, картон, кальку, скрепки и т.д. и т.п. Этот список можно продолжать бесконечно, в хозяйстве предметного фотографа сгодится очень многое.

Минимальный набор необходимого оборудования

На начальном этапе для комфортной работы рекомендуем приобрести следующий набор оборудования:
1 фотокамера;
1 штатив;
1 большой софтбокс;
2 стрипбокса;
3 моноблока;
2 набора сот;
3 фона (белый, серый, черный);
отражатели (затемнители).

На сегодня у меня всё, но это не значит, что тема полностью раскрыта. Отнюдь. Тема оборудования в предметной фотосъемке настолько обширна, что о ней можно говорить часами. Сегодня мы рассмотрели лишь самые общие вопросы. Дальше, если вы проявите интерес, мы можем продолжить рассмотрение темы оборудования в предметной фотосъемке.

?» даже самому опытному фотографу, наверняка, подобное поставит его в тупик. Начнутся рассуждения, непонятные новичку: что, мол, нужны , штуки четыре, а там дальше необходимо смотреть, что фотографировать - от этого зависит, что покупать для использования. И вершиной рассуждений даже может стать то, что начинать, дескать, вообще лучше с одного осветителя. Имея в своем арсенале только один осветитель, начинающий быстро разберется, поймет и определится какое оборудование для фотостудии и какой ему свет нужно купить, и как вообще профессионалы обращаются со студийным светом.

А вот многолетний опыт продаж подсказывает, что требования новичков, желающих приобщиться к , более просты:

  • небольшая, но достаточная мощность приборов;
  • универсальность;
  • невысокая цена.

Редко кто сразу скажет: «Я буду заниматься только предметной съемкой, а портреты мне не интересны». Неофит хочет попробовать все виды студийной съемки. Какой тогда выбирать ? Что предпочесть - комплект импульсного света или постоянного? Главное - задать правильные вопросы. Так вот, главные вопросы, на которые необходимо себе ответить, звучат следующим образом:

  • размер бюджета;
  • какой у вас фотоаппарат;
  • насколько вы умелый пользователь.

Имеющийся бюджет подскажет, какой нужно выбрать класс приборов, качество и количество аксессуаров. Фотоаппарат, и умение им пользоваться, помогает определить какой выбрать - или . Если владение фотографическими навыками можно достаточно быстро улучшить, то сменить фотокамеру при небольшом бюджете - чаще всего критично.

Давайте рассмотрим вопрос подробнее.

Если у вас компактный фотоаппарат, который «не умеет» снимать в ручном режиме и не имеет горячего башмака, то для съемки в студии вам подойдет только постоянный свет. Либо, прежде чем , вам придется поменять фотоаппарат на зеркальный. Не ищите обходных путей, вы не согласуете импульсный свет со своей мыльницей. Это будет мучение!

Если вы пока не знаете что такое выдержка, диафрагма и ручной режим, вас вполне устраивает, что на фотоаппарате все можно сделать с помощью одной кнопки - вашим выбором, опять же, должен стать только постоянный свет.

Если энтузиазма фотографа хватает на изучение инструкции к зеркалке, то уже можно задуматься - а не приобрести ли комплект студийного света для фотостудии с импульсным источником?

И, безусловно, если вы опытный пользователь своего зеркального фотоаппарата, знаете, что такое экспозиция и слово «стоп» у вас вызывает не желание остановиться, а лишь вопрос «сколько стопов?», то для вас открыты все пути студийного дао!

Если вы не можете определиться с выбором, стоит связаться со специалистами магазина Фотогора, здесь вам дадут квалифицированную консультацию по телефону. А мы, команда блога Фотогора, обязательно продолжим делать обзоры, в которых вы сможете прочитать о разных студийных осветителях; сравнивать бренды, комплекты студийного света, чтобы фотографам было проще сделать правильный выбор. Следите за нашими обзорами здесь на сайте. А если вы зарегистрированы в социальных сетях, то подпишитесь на наши группы, чтобы оперативно получать самую свежую информацию.

Давайте рассмотрим основные свойства импульсного и постоянного света.


Как сделать выбор?

На сегодняшний день выбор заключается в двух вещах.

Во-первых, цена/качество студийных осветителей. В принципе, как в любом производстве, и среди производителей студийного оборудования есть: оправданно известные бренды; популярные бренды; есть новые, малоизвестные, но качественные.

Во-вторых, немаловажным фактором является функциональность осветителей. С этой точки зрения есть также масса параметров, которые влияют на функциональность. Достаточно привести простейший пример. Самый известный параметр любого осветителя - регулировка мощности. Так вот даже она бывает не у всех приборов, а ведь это один из основных параметров, который помогает фотографу управлять светом. Будь то импульсный свет или постоянный. Наличие регулировки - несомненный плюс, но также необходимо обращать внимание на глубину регулировки. На простейших, любительских приборах, нередко можно увидеть значение 1/8 от полной мощности, современные профессиональные осветители имеют уже 1/128. И если 1/8 позволит управлять светом в пределах 4 диафрагм, то 1/128 до 8 диафрагм.

Вот поэтому, даже вроде бы мощный, но не имеющий регулировки источник света от известного производителя, может быть для работы в студии не намного интереснее строительного прожектора.

Григорий Васильев , фотограф, специалист направления «Студийное оборудование»

1. Студийное оборудование. Виды источников света.

Студийное оборудование можно разделить на два вида: импульсные и постоянные источники света.
Импульсные и постоянные источники света равносильно используются в фотографии, студийной и выездной съемках. Также, в практике съемок, фотографы пользуются комбинированным светом (импульсный и постоянный одновременно).
На световых приборах импульсного света дополнительно устанавливают лампы постоянного света (пилотный свет). Лампы постоянного (пилотного) света используют для подсветки объекта, улучшения фокусировки, предварительной визуальной оценки освещения объекта съемки, анализа светотеневого рисунка.

Одним из наибольших преимуществ использования постоянного света является визуальное представление картинки до съемки. Преимуществом импульсного света являются: большая энергия светового пучка, низкая энергопотребляемость.

1.2. Световые приборы

Выделим два вида световых импульсных приборов:

Моноблок - вид импульсных вспышек, в котором осветительный прибор и управляющее отделение находится в одном блоке. Моноблоки удобные в транспортировке, имеют небольшие габариты, работают от сети или аккумулятора.

Генератор – состоит из двух составляющих: генератора (управляющего блока) и лапового блока. Генератор может устанавливаться на полу или крепиться к штативу. Генератор обладает рядом преимуществ над моноблочной системой, но имеет увеличенные габариты и вес.

1.2.1 Характеристики световых импульсных приборов. Настройка фотокамеры перед съемкой исходя из характеристик световых приборов.

Световые приборы, которые используются в студии, имеют ряд характеристик, которые следует учитывать при организации съемочного процесса и настройки камеры. Выделим некоторые из них:

Цветовая температура. Измеряется в градусах по Кельвину (̊ К) и обычно изменяется в пределах 5500 – 5600 ̊ К. Цветовая температура напрямую связана с понятием Баланса белого (WB). При настройках параметра камеры следует выставить на выбор один из режимов баланса белого:
- по вспышке
- по белому листу
- солнечный свет
- 5600 ̊ К
Следует учитывать, что наличие мощного постоянного света (пилотного) для подсветки объекта может давать дополнительные цветовые наложения из-за разности цветовой температуры постоянного (3200 ̊ К) и импульсного (5600 ̊ К) света. Потому, в некоторых импульсных приборах во время срабатывания импульсного света происходит автоматическое отключение постоянного (пилотного) света.

Энергия импульса. Измеряется в Джоулях (Дж) и обычно в небольших студиях имеет значение от 100 до 1000 Дж. Мощность энергии импульса возможно узнать из маркировки светового прибора. К примеру, Hensel Expert D 1000 имеет энергию импульса в 1000 Дж.

Наличие постоянного света (пилотного) от 60 – 1000 Вт в зависимости от мощности светового прибора.
- Длительность импульса. Время свечения лампы вспышки. Заявлена в технических характеристиках вспышки. Обычно длительность импульса студийных вспышек равна 1/800 секунды. Для «замораживания» объектов используют вспышки с коротким импульсом (от 1/2500 сек). Чем выше энергия импульса вспышки, тем длиннее импульс вспышки.
- Время перезарядки. Учитывается при съемке динамических объектов.
- Байонет – место крепление световых насадок на вспышку. Есть стандартизированные крепления (Bowens, Hensel и др). Под определенные марки световых приборов подходят определенные насадки.

1.3. Насадки на световые приборы

Наличие дополнительных насадок на световые приборы расширяет возможности использования источников импульсного и постоянного света. В зависимости от используемой насадки можно получить мягкий по свойствам или жесткий световой пучок, рассеянный (заполняющий) или направленный. Правильный подбор световых насадок позволит получить желаемый результат в съемке.
Перечень наиболее распространенных световых насадок с мягким световым пучком направленного и рассеянного действия:

Софтбокс – наиболее распространенная световая насадка квадратной или прямоугольной формы. Включает в себя каркас из прутьев, на который натягивается специальный материал. Передняя часть закрыта тканью, выполняющей роль экрана, рассеивающего световой поток. Внутренняя поверхность софтбокса имеет отражающий слой. Как правило, на внутреннюю поверхность наносят серебреное металлизированное или просто белое покрытие, при этом внешняя часть обычно черного цвета.

Октобокс – восьмиугольная круговая насадка. Изготавливается по принципу софтбокса. Создает мягкий рассеянный свет заполняющего действия. Часто используется при Beauty съемках для получения равномерного освещения, со слабо выраженным свето-теневым рисунком.

Стрип-бокс – источник мягкого света направленного действия. По конструкции напоминает софтбокс, но по размерам имеет вытянутую форму с шириной до 30-40 см. Стрип-боксы в основном используют для изготовления ростовых портретов.

Зонты – используют для мягкого распределения света. Очень слабые тени. Зонты бывают двух типов, работающие на просвет и на отражение. Зонты на просвет имеют маленькую отражающую способность из-за полупрозрачности ткани и применимы, когда необходимо одновременно уменьшить влияние импульсного света и создать заполняющую подсветку. Зонты на отражение имеют плотную поверхность с большими отражающими способностями. Они удобны в эксплуатации и являются самой простой и удобной световой насадкой. К недостатку можно отнести – невозможность образования узконаправленного пучка света.

Также, существуют световые насадки с жестким световым пучком направленного и рассеянного действия. Основное их преимущество состоит в том, что они могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими насадками (с зонтами, фильтрами и т.д.). Подобные насадки формируют направленный пучок света.

«Портретная тарелка» “Beauty Dish” . Благодаря конструктивной особенности “портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Это одна из самых популярных насадок при съемке в стиле Fashion.

Фоновые рефлекторы . Для освещения фона используют специальные по форме рефлекторы, которые не только равномерно распределяют свет, но и помогают исключить нежелательное его попадание в объектив фотокамеры.

Тубус – это насадка на рефлектор конической формы для создания плотного и узконаправленного пучка света. Тубусы применяют для выделения деталей на объекте или фоне. Тубусы могут использоваться параллельно с сотами (соты - дополнительная насадка на тубус), что дает на выходе почти параллельные лучи света.

Шторки - для регулировки светового потока и представляют насадку с 4-мя подвижными кулисами. Шторки используют для освещения фона и управления контровым светом.

Дополнительные элементы и аксессуары:

Цветные фильтры . Изменяют цвет светового луча. В отличие от фильтров для объективов, которые действуют на весь кадр, насадки устанавливаются на отдельные светильники и позволяют точечно менять цвет освещения.

Синхронизирующие устройства . Для связи фотокамеры и источника импульсного света используют синхронизирующие устройства. Они бывают нескольких типов: радио- и инфракрасные синхронизаторы, синхрокабель. Также в студии, при отсутствии синхронизатора, возможно синхронизироваться по внешней вспышке, которая установлена в M режиме.
Радиосинхронизаторы самые удобные в управлении и, поэтому, самые популярные в фотостудиях. Для передачи управляющего сигнала используют радиоканал.

Инфракрасные синхронизаторы осуществляют синхронизацию, используя инфракрасный канал связи. К недостаткам следует отнести малый радиус действия подобных устройств.
Синхрокабель – кабель, который соединяет камеру и источник света. Не во всех камерах есть гнездо для подключения синхрокабеля.

Ну вот. Поздравляем. Вы, наконец-то, купили себе свой первый настоящий «хороший» фотоаппарат. Именно тот, который вы давно так хотели приобрести! Теперь у вас наступает творческий порыв. Теперь вы горы можете свернуть! Теперь вы серьезно возьметесь за фототворчество.

Но мы немножко поумерим ваш запал. Не спешите. Не всё так просто. Покупка хорошей фотокамеры влечет за собой, к сожалению, и массу других покупок. Что именно нужно приобрести в первую очередь? Какой ассортимент оборудования для фотографии выпускается производителем сегодня на рынок? Уверяем вас, да и вы сами наверняка знаете, выбор это достаточно велик. Очень велик.

Что именно вам будет нужно для работы кроме собственно фотоаппарата? Вот об и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.

Начало творческого пути

Да, действительно, когда вы приняли для себя решение заняться творческой фотографией, то вам может даже сделаться страшно от того, сколько же всего можно увидеть на прилавках специализированных фотографических магазинов. Как принято говорить, глаза разбегаются. А если посмотреть в прайсы этих фотомагазинов на их сайтах, так вообще с ума можно сойти. В том числе и от стоимости всего предлагаемого вам этими магазинами.

Смеем заверить вас, что какие-то снимки без того или иного конкретного оборудования сделать практически невозможно. Увы, это действительно так. Но, если подумать, то становится вполне очевидным, что некоторое имеющееся у вас оборудование в создании того или иного снимка участия не принимает.

Сегодня мы постараемся рассказать вам о том, как из фотографического оборудования можно, что называется, «выжать» максимум. Думаем, что наши советы пригодятся многим. В основном, конечно, тем, кто не располагает возможностями приобретать дорогостоящую и многообразную фотоаппаратуру различных престижных производителей.

1.Отражатель «пять в одном»

Главное в фотографии - это свет. Не зря в переводе фотография - светопись. Но иногда именно его, света, для создания того или иного снимка фотографу как раз и не хватает. Не хватает там, в том конкретном месте, где именно он как раз и нужен. Хотите пример? Пожалуйста. Портрет на улице. На улице, как известно, главный источник света - это солнце. Стало быть, почти всегда основной поток света идет сверху. Ну, и, естественно, при таком освещении под глазами портретируемого и под его бровями появляются темные круги. Как выйти из положения? Совсем несложно. Нужно просто перенаправить солнечный свет в нужном вам направлении. Так сказать, повернуть реку вспять. И заставить солнышко светить на лицо модели не сверху, а снизу. Это легко сделать с помощью отражателя. Можно просто дать отражатель в руки модели и показать ей, как его правильно держать. А если вы снимаете человека, который сидит, например, на лавочке в сквере - положите отражатель прямо ему на колени. И тогда от неприятных и некрасивых теней, в том числе под носом и под глазами, вы гарантированно будете избавлены.

Отражатель типа «пять в одном» очень хороший помощник в деле перенаправления света. Плюс ко всему, он совсем недорог. В основе этого фотографического аксессуара - стальное складное кольцо, на которое натянут диффузионный материал. На поверхность этого кольца обычно бывает закреплено четыре иных варианта поверхности.

Сам основной диффузионный материал подобного отражателя прекрасно подходит для того, чтобы из солнца сделать яркую тень. Этот вариант работы с отражателем очень хорошо подойдет для фотографирования небольших по размеру объектов, а так же портретов с близкого расстояния. В некоторых случаях подобный отражатель можно использовать для рассеивания света импульсного источника, проще говоря, вспышки.

Обычно в комплект отражателя «пять в одном» входят три поверхности. Первая - белая. Она служит для мягкого заполнения объекта светом. Вторая - серебристая. Эта - для сильного, насыщенного заполнения. И, наконец, третья - золотая. Она необходима для того, чтобы световой поток сделать несколько теплее. Плюс к этим трем поверхностям в некоторых случаях в комплект входит и черная поверхность. Она служит для того, чтобы устранить лишний свет, чтобы вернуть тень в некую равномерность.

Отражатели «пять в одном» очень доступный аксессуар для любого фотографа. Он недорог по своей стоимости и совсем невелик по своему размеру - может легко уместиться даже в маленьком кармане сумки вашего фотоаппарата. Настоятельно рекомендуем обзавестись таким отражателем. Для кого? Для тех, у кого ограничен бюджет. Для фотографов, которые любят работать при естественном освещении. Стоимость: 20-50 долларов. Цена зависит в основном от размера отражателя.

2. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм.

Самой важной частью вашего фотоаппарата является его оптическая система, то есть объектив. Именно объектив создает фотографическое изображение на матрице. Матрица его только фиксирует. Так уж получается, что выбор объектива для фотоаппарата - это своего рода компромисс между множеством его параметров. Это и светосила, и фокусное расстояние, и качество создаваемого изображения, и многое другое. Немаловажна в этом ряду также и стоимость объектива. К сожалению, объективы, как и любая другая высокоточная оптическая и механическая система, всегда были весьма дороги.

Сейчас у нас речь пойдет об объективе с фиксированным фокусным расстоянием около 50 мм. Это сейчас все привыкли к объективам с переменным фокусным расстоянием, а еще лет 15-20 назад подобные объективы были редкостью. Назывались они тогда трансфокаторы. Сейчас, наоборот, мало кто, кроме, пожалуй, специалистов и продвинутых любителей фотографии знает о существовании так называемых «фиксов» - объективов с фиксированным фокусным расстоянием.

«Фикс» можно смело назвать необходимой вещью в арсенале фотографа. Трудно назвать лучший из них. Но, тем не менее, один из самых популярных и распространенных среди фотографов назвать можно. Это Canon 50мм f/1.8. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 50 мм. Иногда такой объектив на жаргоне называют «пятидесятка» или еще проще - «полтинник». Подобные объективы производят несколько фирм. Но Canon 50мм f/1.8 можно назвать самым хорошим по нескольким причинам. Прежде всего, он довольно маленький по своим размерам, но благодаря широкой диафрагме (f/1.8) достаточно светосильный. Canon 50мм f/1. создает весьма резкую и хорошую по качеству картинку. Ну и, что для некоторых очень важно, совсем не дорог по своей цене. Так что, если вы поставили перед собой цель приобрести идеальный объектив для съемки портретов, то выбирайте именно эту модель. К тому же, он очень поможет вам делать достойные по качеству снимки при условии плохого освещения.

Конечно, как и у любой другой вещи, у «фикса» Canon 50мм f/1.8 есть и свои минусы. Без слабых сторон, особенно в технике, просто невозможно. Первый минус - дешевый корпус из пластика. Конечно, это понижает стоимость объектива и его вес, но ни коим образом не прибавляет механической надежности и долголетия службы. Защита от плохих условий погоды, пыли и влаги тоже слабая сторона Canon 50мм f/1.8. Еще один его минус - в условиях недостаточного освещения этот объектив довольно медленно фокусируется. Так же у этого «фикса» отсутствует функция стабилизации изображения. А еще очень маленькое и неудобное в работе кольцо фокусировки. Но, несмотря на все свои минусы, Canon 50мм f/1.8 привлекает, прежде всего, качеством создаваемого изображения и, конечно же, невысокой ценой.

Для кого? Для того, кто хочет приобрести недорогой, но светосильный объектив с отличным качеством создаваемого изображения.

Стоимость: 100-200 долларов. Цена зависит от фирмы-производителя.

3. Хороший надёжный штатив

Как мы уже писали сегодня, очень часто при работе фотографы бывают ограничены в количестве света. При недостаточном освещении приходится идти на всевозможные компромиссы. Это, в основном, касается настроек. Если у вас возникает необходимость фотографировать с продолжительной выдержкой, то при съемке с рук у всегда возрастает риск в итоге получить на фотографии размазанную картинку. Даже сверхопытный фотограф не рискнет снимать с рук на выдержке длиннее 1/15 секунды. Вибрация в руках неизбежна у любого человека.

Проблемы подобного рода без труда снимает применение в работе штатива. При съемке с устойчивой и неподвижной опоры вибрация практически исключена. Так что можно работать даже на самых длинных выдержках, вплоть до нескольких десятков минут и даже нескольких часов (если это необходимо). Решение проблем с вибрацией фотокамеры при съемке - далеко не единственная возможность, которую предоставляет фотографу штатив. Штатив заметно расширяет и творческие возможности автора. Например, без использования штатива невозможно создать некоторые интересные спецэффекты.

Короче, штатив - это самый, пожалуй, многоплановый и разносторонний аксессуар как фотографа-профессионала, так и фотолюбителя. Он позволяет делать то, что без него сделать просто невозможно. Штатив нельзя ничем заменить.

Но, тем не менее, при покупке штатива разрешите вас кое от чего предостеречь. Покупка штатива - это как прогулка по минному полю. Эту тему следовало бы изучить заранее и отдельно. Дело в том, что промышленностью разных стран мира выпускается огромный ассортимент штативов. От очень плохих моделей до очень дорогих. Для первого раза при работе с зеркальной фотокамерой мы рекомендуем приобрести модель из конца стандартной линейки одного из известных брендов.

Поищите эту информацию самостоятельно. Это расширит ваши познания и опыт в этой сфере. Но, тем не менее, один совет всё же дадим: не стоит покупать штатив в универсальных магазинах. Покупка, совершенная в специализированной торговой точке, намного надежнее. Для кого? Для того, кто хочет заняться макрофотографией, кто любит снимать пейзажи при слабом освещении, натюрморты и портреты, для любителей различных спецэффектов при съемке.

Стоимость: 100-200 долларов за впервые покупаемую модель.

4. Внешняя вспышка на горячий башмак или беспроводная вспышка

Этот аксессуар чаще всего становится первым из всего ряда покупок, совершаемых после покупки фотоаппарата. Но, к сожалению, неопытные и начинающие фотолюбители порой в своей спешке очень серьезно рискуют. Дело в том, что за вспышку очень легко можно заплатить намного больше, чем вам это нужно. Главным образом это происходит вот по какой причине. Раскрученные модели вспышек от компаний Canon и Nikon весьма дорогостоящи. В их цену заложено в том числе и огромное количество всевозможных функций, которые совсем не нужны начинающему фотографу. Да и, честно говоря, даже опытные мастера используют эти функции достаточно редко.

Для начала рекомендуем приобрести недорогую вспышку от не очень раскрученного производителя, которая позволяла бы вам вручную настраивать мощность импульса. Автоматическая система экспозиции E-TTL, предусмотренная в дорогих моделях вспышек, конечно же, весьма удобна. Но и ручную настройку мощности освоить совсем не сложно. А разница в стоимости этих двух предполагаемых вариантов покупки позволит вам достаточно серьезно сэкономить. Вы не поверите - до такой степени, что вместо одной топовой вспышки вы сможете приобрести две или даже три, но не таких раскрученных брендов. К тому же, вспышки с ручными настройками вполне совместимы со многими доступными сегодня радиодатчиками, что даст вам прекрасную возможность работать с ними, не устанавливая их непосредственно на фотоаппарат. Подобный комплект предоставит вам массу новых творческих возможностей.

Хорошая вспышка делает фотографа достаточно гибким в своей работе. Особенно когда приходится фотографировать при недостаточном освещении. Но по настоящему вкус в работе со вспышкой вы почувствуете лишь тогда, когда снимите ее с фотоаппарата. Две-три вспышки, радиодатчик, а также всевозможные модификаторы света могут изменить ваш подход к работе коренным образом, изменят ваши снимки до неузнаваемости. Плюс ко всему, несколько беспроводных вспышек добавят вам массу творческих возможностей, вы сможете освоить нестандартные приемы съемки. А если еще и совместите все эти преимущества со съемкой со штатива - то цены не будет вашим творческим работам, не будет потолка для вашего творческого полета.

Резюме: если вы как следует изучите этот вопрос, осознанно и грамотно подойдете к покупке вспышки, то за одни и те же деньги вместо топовых Canon или Nikon сможете приобрести практически весь описанный нами выше комплект импульсных осветительных приборов.

Для кого? Для тех, у кого возникает необходимость фотографировать в сложных световых условиях, при недостаточном освещении. Для тех, кто любит экспериментировать при съемке и создавать необычные изображения.

Стоимость. 100 - 200 долларов. В зависимости от бренда и технических возможностей.

5. Основной объектив

Скорее всего, если вы приобретали свой первый зеркальный фотоаппарат в специализированном магазине, а не на рынке или из-под полы у сомнительного человека вблизи винного магазина. А это означает, что ваша покупка была укомплектована так называемым кит-объективом. То есть объективом, который для конкретно этой модели является базовым, основным. Обычно такие объективы бываю весьма пристойными. Нет никаких причин для того, чтобы пугаться мнений неспециалистов в этом вопросе, которые очень часто ругают кит-объективы. Тем более, если ваш аппарат вышел с завода известного производителя, который старается держать планку качества своей продукции на высоте. Но, тем не менее, не забывайте и о том, что эти же фирмы, к примеру Canon и Nikon, выпускают и другие, более качественные объективы.

Многие из базовых объективов не обладают достаточной светосилой. Второй их обычный минус - создают не очень резкую картинку. А еще они чаще всего бывают пластиковыми. И если вы всё же поставили перед собой такую серьезную цель, как добиться успехов в фотоискусстве, то наверняка вам захочется приобрести и еще несколько объективов.

Основным объективом фотографа можно назвать тот объектив, которым он работает чаще всего, который вставлен в его фотоаппарат практически постоянно. Тот объектив, который вы вынимаете из аппарата только в случае особой необходимости, когда нужно сфотографировать что-то нестандартное, необычное. Основным объективом вы будете делать подавляющее большинство своих фотографий. Чаще всего именно этот, основной объектив, по прошествии какого-то времени и начинает неудовлетворять фотографа. Он становится «мал» ему по своим возможностям, по качеству создаваемой картинки и по многим другим параметрам. Вот почему и меняют чаще всего основные объективы, а не дополнительные. Как только у вас появится опыт, как только вы начнете чувствовать фотоаппарат как продолжение самого себя, вам, скорее всего, захочется приобрести и другой объектив.

И вот представьте, что такой момент у вас наступил. И финансовые возможности складываются благоприятно. Вы пришли в специализированный магазин фототоваров с целью покупки нового основного объектива. Конечно же, выбор объективов, как и других фотографических принадлежностей, сегодня очень велик. Об этом мы уже говорили выше. Так что, прежде чем сделать такую ответственную и недешевую покупку, советуем немного подумать. Подумать о том, что именно нужно для вас, что вам особенно важно в этом объективе.

Итак, вам нужно оценить, прежде всего:

  • вес объектива.
  • как часто вы будете работать им в условиях недостаточного освещения.
  • что вас больше всего не устраивает в вашем нынешнем объективе.
  • имеете ли вы такое желание, чтобы в границы вашего кадра попадало как можно больше объектов и элементов, или вы, наоборот, хотите приблизить то, что расположено далеко от вас.

Все эти факторы и должны повлиять в первую очередь на ваше решение при выборе необходимого для вас основного объектива. Скажем сразу: такой объектив стоит очень недешево. Хороший объектив - весьма дорогое удовольствие. Если речь идет, конечно, об объективе высокого качества, с широкими техническими возможностями и выпущенного известным производителем.

При таком количестве параметров и технических характеристик, при таких возможностях современной техники, современной промышленности в этом случае очень сложно давать какие-то рекомендации. По крайней мере, в одну статью всё это точно не уместить.

Но всё же хоть какую-то рекомендацию мы вам все же дадим. Она краткая. Перед тем, как приобрести для себя основной объектив, будьте готовы перелопатить море информации. Узнайте, как можно больше про современные объективы. Почитайте специализированные книги и журналы, залезьте на фотографические сайты, попробуйте поприставать к знатокам и профессионалам высокого класса. Разберитесь во всем по максимуму. И лишь после этого остановитесь в своем выборе. Запомните, что если покупка будет удачной - то объектив будет радовать вас замечательными снимками долгие и долгие годы.

Для кого? Для тех, кто решил серьезно посвятить себя фотоискусству, а так же фотографам-професионалам. Стоимость (очень примерная): 300 - 1800 долларов.

Загрузка...
Top