Общая характеристика и методы технического творчества. Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования по саратовской области методическая разработка на тему Научные проблемы и техническое творчество

Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать…"

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании учащихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека. Это приобщение молодежи к управлению делами производства, и прежде всего к ускорению научно-технического прогресса.

Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста - творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста

Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима. Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную организацию труда, внедрение передового опыта важнейшее дело студенчества.

Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека-техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Поэтому было бы большим упрощением видеть в проектировании простую материализацию научных открытий. Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники, систем САПР. Чтобы наука действительно стала непосредственной производительной силой, необходимо добиться более тесной координации научного исследования и инженерного проектирования, ориентации науки на практически значимые исследования и ориентации инженерии на оперативную реализацию научных открытий.

Хорошо сказал руководитель ВВЦ Магомед Мусаев: “НТТМ – это блестящая возможность для молодых людей показать себя, выразить свой замысел, свою уникальную идею”.

Если обобщить различные определения, то творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому НТТМ является важнейшей составляющей образования.

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка “поискового навыка”, вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Студент должен твердо усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать более совершенным.

Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду, должны сформировать у студентов качественно новое представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессионального роста. Осознание творческого труда как нормальной, естественной личностной позиции должно создать у студентов устойчивое творческое отношение к избранной профессии.

Таким образом, усвоение основ творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному повышению производительности, качества труда, ускорению научно – технического прогресса. Преподаватели должны дать студентам объем знаний, позволяющий им стать рационализаторами в стенах техникума, а потом творчески работать на предприятии.

Еще 20 -30 лет назад на всех предприятиях, в образовательных учреждениях существовали организации НТО, назначались руководители кружков научно-технического творчества. Была также моральная и материальная заинтересованность в виде благодарностей, грамот, премий и т.д. Выпускались журналы “Техника молодежи”, “Изобретатель и рационализатор” и другие.

В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а идейные работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. вся система образования в технических учебных заведениях стандартизирована. Образовательные учреждения среднего профессионального образования поставлены в такие условия, что организация НТО стало жизненной необходимостью. Связано это и с тем, что многие образовательные учреждения открывают наукоемкие специальности, которые требуют больших материальных вложений, реализуемые проф. образовательные программы требуют постоянного обновления лабораторного оборудования, ТСО и наглядных пособий.

В нашем учебном заведении организация технического творчества – это большой труд преподавателей, всего коллектива; им занимаются не отдельные преподаватели, а все предметные комиссии в целом.

Основной целью НСО является выявление и поддержка одаренных студентов, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.

Организационно общество построено, как массовое добровольное многопрофильное объединение студентов, которое является составной частью общей системы работы с учащимися по формированию их познавательной и общественной активности. НСО обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности, способствует раннему выявлению и развитию дарования. Каждый студент может найти себе дело по душе.

Выполняются, в основном, модели, которые могут быть использоваться в образовательном процессе. Профессиональную подготовку к работе над созданием сложных макетов и действующих моделей многие студенты получают в кружках по общеобразовательным предметам: математике, физике, инженерной графике и др. Из общеобразовательных кружков студенты - первокурсники переходят в научно-студенческое общество, одним из направлений работы которого является техническое творчество студентов. В деятельности НСО, как правило, сочетается изучение теоретических вопросов (доклады, диспуты, конференции, олимпиады) с практической работой по моделированию, оформлению кабинетов и лабораторий. Содержание технического творчества на старших курсах зависит от специальности, направления творческих поисков той или другой предметной комиссии.

Во многих случаях изготовление действующей установки требует работы целой группы студентов. Коллективное творчество дает очень хорошие результаты. Модели и приборы, выполненные группой студентов, отличаются высоким качеством исполнения и интересны по содержанию. Техническим творчеством студенты техникума занимаются во время прохождения практики, при курсовом проектировании и при подготовке и обсуждении рефератов по различным учебным вопросам. Все это способствует созданию у студентов творческой инициативы, формирует необходимые будущему специалисту навыки в работе. В результате длительной кропотливой работы удалось объединить усилия многих преподавателей по привлечению студентов к созданию учебно-методических макетов, полностью оборудованы кабинеты автомобильных и пожарных дисциплин, восстановлены кабинеты электротехники и технической механики. В результате хорошо поставленной работы в НСО, работы студентов техникума занимали призовые места в различных городских, областных и региональных смотрах-конкурсах.

Эффективность научно-технического творчества и мера отдачи от него ставятся в прямую зависимость от уровня знания специалистами основ изобретательства и рационализации. Эти знания являются обязательным компонентом современных методов научного исследования, проектирования и конструирования. Поэтому большое значение в привлечении студентов к научно-техническому творчеству имеет обучение из основам изобретательства и рационализации. С этой целью в нашем техникуме введены в учебный план факультативные курсы “Введение в специальность” и “Основы научно – технического творчества, изобретательства и рационализации”.

Первым шагом возрождения научно-технического творчества молодежи СПТ стало участие в выставках. Выставки НТТ, как мне кажется, дают возможность реализовать творческий потенциал молодежи, воплощение смелых идей в области науки, техники и технологий, это - “путевка в жизнь” для перспективных разработок и неординарных проектов.

В техникуме действует постоянная выставка технического творчества. При проведении “Дня открытых дверей” абитуриенты знакомятся с этой выставкой.

В 2006-2007 учебном году на базе техникума прошел городской смотр-конкурс научно-технического творчества молодежи, в котором приняли участие учебные заведения и предприятия города. Проведению этого мероприятия предшествовала работа Круглого стола, на котором обсуждалось состояние научно-технического творчества в городе. Инициаторами проведения этих мероприятий выступил наш техникум. Участникам круглого стола была предложена анкета с целью изучения их отношения к обсуждаемым вопросам. Респонденты оценили важность обсуждаемых вопросов и высказались об актуальности возрождения НТТ. Все участники круглого стола единогласно отметили, что научно-техническая деятельность способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, заявили о необходимости создания единой информационной среды в области НТТ. Среди основных проблем, возникающих при организации НТТ были названы: слабая материальная база образовательных учреждений, низкая мотивация преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.

Для активизации НТТ были внесены следующие предложения:

  • продолжить обмен опытом по данной теме,
  • активизировать связь образовательных учреждений с производством,
  • привлекать к данной проблеме СМИ,
  • разработать городскую программу поддержки талантливой молодежи и наставников,
  • продолжить работу по организации подобных круглых столов и выставок.

С целью поощрения и дальнейшей активизации научно-технической студенческой работы существует система поощрения, в настоящее время вводится “Билет отличника”.

Особое место занимает работа студенческой видеостудии, которая занимается созданием и восстановлением учебных видеофильмов.

Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства. Поэтому приглашаю к диалогу всех, кого волнует данная тема, кто хотел бы не на словах, а на деле реанимировать творческую научно-техническую деятельность, как в нашем регионе, так и в стране.

Донбасский Государственный Технический Университет Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество имеет место в научной, технической, художественной, политической и других сферах деятельности человека. Научное творчество связано с познанием окружающего мира. Техническое творчество имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Мотивацией творчества служат биологические, социальные и идеальные потребности. Биологические потребности (например, принцип экономии сил) лежат в основе житейской изобретательности и совершенствовании навыков, но могут приобрести и самодовлеющее значение, превратившись в лень. Социальные потребности – стремление к материальному вознаграждению, к почёту и уважению в обществе. Идеальные потребности – потребность познания в широком смысле. Они ведут своё происхождение от потребности в информации, изначально присущей всему живому. Существует потребность в информации как стремление к новому, ранее не известному. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Источники и механизм творчества: Творческое мышление начинается там, где создаётся проблемная ситуация, которая предполагает поиск решения в условиях неопределённости, дефицита информации. Определяющим механизмом творчества является не логика, а интуиция. Интуиция (лат. intuitio - созерцание) - способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Интуиция. Логике просьба не вмешиваться… Своими открытиями во многом обязаны интуиции Эйнштейн, Эдисон, Маркони и Генри Форд. Вид извивающейся змеи подсказал химику Фридриху Кекуле классическую формулу бензола, обыкновенная паутина навела инженера Брауна на мысль о висячем мосте. Знаменитый Джордж Сорос по приступам боли в спине узнавал, что сейчас ситуация сложится не в его пользу. Правило № 1. «Удаче предшествует радость» Правило № 2. «Оговорки по Фрейду» - не случайны Правило № 3. «Я знаю точно наперед…» Правило № 4. «Имеющий глаза да увидит» Правило № 5. «Что-то заставило» Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Эффективность интуиции зависит от природных данных индивидуума, которые исследователь должен развивать путём самосовершенствования, усиливая в себе шесть главных интеллектуальных свойств: 1) эрудицию – исходный объём знаний, интеллектуальный потенциал; 2) память – накопление полученной информации, ассоциирование прошлых наблюдений; 3) здравый смысл (фронезис) – способность оценивать без предвзятости, жертвовать чем-то ради достойной цели, понимать другие точки зрения; 4) воображение – способность видеть ещё не существующий образ; 5) ясность изложения мысли – умение формулировать умозаключения понятно для других; 6) увлечённость – умение радоваться удачам, переносить неудачи и преодолевать трудности. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Интеллект (Intellectus – понимание, разум, рассудок, ум) - способность к мышлению, рациональному познанию. Различают: - интеллект личности; - коллективный интеллект - искусственный интеллект. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Исследователь Компьютер Воля, настойчивость Управление Микро- процессор Оперативная память Система программ Препятствия внешние, внутренние (температура) Интеллект Система специального образования (профессия), культуры, воспитания Препятствия внешние (условия работы, противники) Внутренние (болезни, лень) Оперативная память Система обучения Работоспособность Надежность Долговременная память Здоровье Схема работы компьютера и исследователя в режиме решения сложных задач Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Основные проявления интеллекта: 1) любознательность (пассивная – эрудиты, активная – исследователи); 2) неудовлетворённость к собственным результатам, 3) оптимизм (как способность к риску – не путать с самоуверенностью), 4) умение сформулировать вопрос (поставить задачу). Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет К дополнительным признакам интеллекта часто относят: § особенности письменной и устной речи человека; § чувство юмора; § остроумие; § простота принимаемых решений. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие творческого мышления относятся: § отсутствие гибкости мышления; § сила привычки; § узкопрактический подход; § чрезмерная специализация; § влияние авторитетов; § боязнь критики; § страх перед неудачей; § чересчур высокая самокритичность; § лень. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Классификация учёных-исследователей (Х. Гоу и Д. Вудворт): 1. Фанатик – увлечён наукой до самозабвения, считает её содержанием жизни, любознательный, неутомимый, требовательный, часто плохо уживается с коллективом. 2. Пионер – инициативный, работоспособный, честолюбивый, хороший организатор и учитель, открыватель новых путей, кладезь творческих идей. 3. Диагност – умный критик, способный сразу обнаружить сильные и слабые стороны работы. 4. Эрудит – обладает хорошей памятью, легко ориентируется в различных областях знания, но натура не творческая, легко поддающаяся авторитету других. 5. Техник – логик и стилист, умеет придать законченность чужой работе, сознаёт ограниченность своих возможностей, отлично уживается в коллективе. 6. Эстет – увлекается изящными решениями, несколько пренебрежительно смотрит на работающих не так «тонко» , не очень терпелив и работоспособен. 7. Методолог – хорошо владеет методологией и математическим аппаратом, любит обсудить с другими свои научные планы, терпимо относится к чужим взглядам. 8. Индивидуалист – избегает работы в коллективе и административных функций, умён, наблюдателен, упрям, увлечён своими идеями, но не проявляет особой энергии для внедрения их в жизнь. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Коллективный интеллект - общий интеллект научных работников, совместно разрабатывающих проблему под руководством наиболее авторитетного учёного. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет При формировании научного коллектива необходимо применение следующих принципов: § привлечение специалистов из различных областей знания; § умелое сочетание учёных различных возрастов; § способность людей к совместному труду; § соответствие структуры коллектива фактическому соподчинению в зависимости от личных способностей; § непрерывность формирования состава; § свободное высказывание идей всеми членами коллектива; § поощрение публикацией, упоминанием заслуг, ссылками на труды, официальными поздравлениями и т. п. ; § сквозное планирование от научного поиска до внедрения; § разумная проверка результатов. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Успех коллективного научного исследования зависит от того, создана ли руководителем научная школа. Научной школой называют возглавляемый крупным учёным коллектив научных работников, имеющих единую идею, единое мировоззрение, непрерывно выражающееся в исследовательской деятельности. Пример научных школ: - научная школа академика Йоффе, - научная школа академика Алферова. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Иоффе Абрам Фёдорович Абра м Фёдорович Ио ффе (29. 10. 1880, Ромны - 14. 10. 1960, Ленинград) - российский и советский физик, обыкновенно именуемый «отцом советской физики» , академик (1920), вицепрезидент АН СССР (1942 -1945), создатель научной школы, давшей многих выдающихся советских физиков, таких как А. Александров, Я. Дорфман, П. Капица, И. Кикоин, И. Курчатов, Н. Семенов, Я. Френкель и другие. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Иоффе Абрам Фёдорович Первая работа Иоффе (магистерская диссертация), была посвящена элементарному фотоэлектрическому эффекту и кругу классических исследований по определению заряда электрона. Он доказал реальность существования электрона независимо от остальной материи, определил абсолютную величину его заряда, исследовал магнитное действие катодных лучей, представляющих собой поток электронов, доказал статистический характер вылета электронов при внешнем фотоэффекте. Следующим обширным исследованием Иоффе было изучение упругих и электрических свойств кварца, что легло в основу его докторской диссертации. Иоффе были получены важные результаты в области физики кристаллов, которые обобщены в известной книге «Физика кристаллов» , написанной по материалам лекций, прочитанных им в 1927 во время длительной командировки в США. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Иоффе Абрам Фёдорович В начале 1930 -х годов по инициативе Иоффе начались системати -ческие исследования новых в то время материалов – полупроводников. Получило объяснение выпрямляющее свойство такого контакта «металл-полупроводник» в рамках теории туннельного эффекта, получившей развитие 40 лет спустя при описании туннельных эффектов в диодах. Показано, что полупроводники способны обеспечить эффективное преобразование энергии излучения в электрическую энергию, что послужило предпосылкой к развитию новых областей полупроводниковой техники – созданию фотоэлектрических генераторов (в частности, кремниевых преобразователей солнечной энергии – «солнечных батарей»). Создана методика определения основных свойств полупроводниковых материалов. Изучение термоэлектрических свойств полупроводников послужило началом развития новой области техники – термоэлектрического охлаждения, которая нашла широкое применение во всем мире для решения ряда задач в радиоэлектронике, приборостроении, космической биологии и т. д. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Алфёров Жорес Иванович Родился 15 марта 1930 года в Витебске. В 1952 году с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт имени В. И. Ульянова (Ленина) по специальности "электровакуумная техника". Действительный член (академик) Российской Академии наук, вице-президент РАН, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, директор Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН. Депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по образованию и науке. Работал в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе АН СССР инженером, младшим, старшим научным сотрудником, заведующим сектором, заведующим отделом. С 1987 года - директор института. Главный редактор журнала "Физика и техника полупроводников". В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию по исследованию мощных германиевых и кремниевых выпрямителей. В 1970 году защитил по результатам исследований гетеропереходов в полупроводниках диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. В 1972 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Алфёров Жорес Иванович Крупнейший ученый, автор фундаментальных работ в области физики полупроводников, полупроводниковых приборов, полупроводниковой и квантовой электроники. При его активном участии были созданы первые отечественные транзисторы и мощные германиевые выпрямители. Основоположник нового направления в физике полупроводников и полупроводниковой электронике - полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе. Автор 50 изобретений, трех монографий, более 350 научных статей в отечественных и международных журналах. Лауреат Ленинской (1972) и Государственной (1984) премий СССР. С 1989 года - председатель президиума Ленинградского - Санкт. Петербургского научного центра РАН. С 1990 года - вице-президент Академии наук СССР (РАН). Лауреат Нобелевской премии 2000 года. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Королев Сергей Павлович Серге й Па влович Королёв (12. 01. 1907, Житомир – 14. 01. 1966, Москва) - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, отец советской космонавтики. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года. В школьные годы Сергей Королев отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1921 познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке. Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ). Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Королев Сергей Павлович За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. В сентябре 1931 С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осовиахима общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты. В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную - с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную – с жидкостным ракетным двигателем. В 1938 С. П. Королёв был арестован по обвинению в участии в троцкистской организации и во вредительстве (нецелевое расходование средств) и приговорён НКВД к 10 годам в ИТЛ. В 1939 попал на Колыму, где был занят на т. н. «общих работах» . Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Королев Сергей Павлович Осенью 1940 он был переведён в новое место заключения - московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 в другое КБ тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя. В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная Стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения. Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый истории человечества ИСЗ. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Королев Сергей Павлович В 1959 году создаются и запускаются три автоматических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы. 12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1» , он реализует первый в мире полёт человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» , пилотируемых космонавтами А. Г. Николаев и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» . За ними - с 12 по 13 октября 1964 года - в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход» . 18 марта 1965 г. во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Объект, обладающий искусственным интеллектом, должен выполнять следующие функции: - запоминать сообщенную ему информацию; - осуществлять логический анализ; - быть способным образовывать новые понятия и т. д. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Приемы интенсификации интеллектуального поиска: § аналогия; § инверсия; § эмпатия; § мозговой штурм. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Прием аналогии используют как для преодоления, так и для увеличения инерции мышления. Инерция мышления полезна, если стоит задача с наибольшей точностью повторить решение, найденное ранее в прототипе, внося изменения чисто количественно. Для разрушения инерции мышления аналогию необходимо искать между далёкими по характеру задачами, выбирая в целях конструктивного решения аналогию из какой-либо далёкой области (например, идея вскрытия герметичного корпуса модуля путём надрыва шва заложенной в шов проволокой взята из конструкций консервной банки). Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Приём инверсии основан на взгляде на явление с иной, часто противоположной стороны. Например, обращение вреда в пользу при устранении самоотвинчивания резьбовых соединений: попадание краски в резьбу затрудняет разборку резьбового соединения, но именно поэтому может быть использовано для законтривания. Приём эмпатии (вживание в образ) позволяет конструктору ощутить мельчайшие подробности работы узла или протекающих в нём процес-сов, для того, чтобы обнаружить недочёты, неразличимые со стороны. Например, ощущение себя тепловым потоком, текущим от мощного, закрепленного на печатной плате транзистора, позволяет образно пред-ставить, ощутить преграды на его пути: неплотности и переходные слои в зоне контакта транзистора и платы, тепловое сопротивление самой платы при растекании теплового потока, неплотности в зоне прижима платы к массивному теплостоку. Одновременно с этим конструктор мо-жет «ощутить» конвективное рассеяние тепла и такие важные физичес-кие явления, как взаимное перемещение сопрягаемых деталей из-за различия коэффициентов расширения или накапливания внутренних напряжений при нагреве и Кафедра ЭС охлаждении.

Донбасский Государственный Технический Университет Приём мозгового штурма направлен на возбуждение коллективного генерирования новых идей по преодолению тупика в процессе выработки решения при создании конструкций. 1. Назначается временная (на 2 -3 часа) группа специалистов (5 -8 чел.), зарекомендовавших себя творчески способными, работающими в различ-ных подразделениях предприятия. 2. Перед группой, собранной в специальной комнате, ставится конкретная задача: как преодолеть возникшее техническое противоречие. 3. Члены группы по очереди кратко (1 -2 минуты) высказывают любые идеи. Разрешается развивать высказанные другими предложения, но без слов критики или одобрения. На этом работа группы заканчивается. 4. Запись выступлений передают для тщательного анализа в подразделение, которое сделало заявку на мозговой штурм. В результате мо -гут быть найдены удачные идеи, подлежащие более детальной проработке. Но даже если все выдвинутые идеи будут в конечном счёте отвергнуты, моз-говой штурм будет содействовать преодолению инерции мышления и выд-вижению в последующем продуктивных идей самими конструкторами данного подразделения. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Пример. Для мозгового штурма была выдвинута задача: предложить улучшение конструкции электрического контакта в зоне герметичного разъемного шва между крышкой и корпусом СВЧ-модуля, т. к. применяемая уплотняющая резино-вая прокладка из электропроводящей резины (резина с порошкообразным прово-дящим наполнителем) имеет повышенное электрическое сопротивление, осо-бенно в диапазоне сверхвысоких частот, когда под действием поверхностного эф-фекта электрический ток протекает в тонком поверхностном слое толщи-ной примерно десять микрометров. Из-за повышенного сопротивления в зоне шва между крышкой и корпусом недопустимо ухудшается экранирование модуля. Во время мозгового штурма было предложено обернуть резиновую проклад-ку тонкой металлической фольгой. Фольга должна быть настолько тонкой, чтобы не повлиять на эластичную деформацию резиновой прокладки, но обеспе-чить хороший металлический контакт между крышкой и корпусом. Анализ предложения навел на мысль заменить прокладку из электропроводя-щей резины прокладкой из изоляционной резины, покрытой тонким слоем металлизации (химическим или вакуумным способом). В результате обеспечивается герметичность уплотнения, что нарушалось в «штурмовом» предложении с фольгой. Кафедра ЭС

ВВЕДЕНИЕ

В поисках различных средств повышения готовности учащихся школ и ПТУЗ к производительному труду, нам ни в коем случае нельзя обойтись без творчества. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, да и вообще одно из мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности – личности, без которой невозможно себе представить наши завтрашние успехи. Но эта проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, казалось бы, чего проще; бери и учи учащихся творчеству – техническому, научному, художественному. Но обучение творчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманного подхода.

Значение технического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлении молодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество – это прежде всего средство воспитания. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремлённость, воля к победе.

В техническом творчестве взрослых сегодня видят своеобразный «мост» от науки к производству.

Цель данной курсовой работы – изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме и разобрать рекомендации мастеру производственного обучения по техническому творчеству.

Если мы посмотрим в словарь Даля слово изобретение означает - новое, техническое решение задачи, обладающее существенным отличием, дающее экономический эффект. Изобретательская деятельность позволяет быстрыми темпами модернизировать старую и создать новую технику и технологию, обеспечить снижение себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции. В 1989 г. число изобретателей, получивших авторские свидетельства (АС) по стране составило 97 тысяч, а экономический эффект от внедрения изобретений дало 3,9 млд. руб. (по курсу денежных банкнот 1989г.). За период независимости страны эти показатели существенно снизились.

Успехи ведущих зарубежных предприятий, фирм обусловлены наличием у них высококачественной машинной техники и оборудования и являются результат создания совершенных условий, истинно творческой массовой деятельности в области технического изобретательства, оперативного внедрения результатов в практику. Неудачи страны в развитии экономики связаны в основном с отсутствием, наряду с другими причинами: системного подхода к обучению, воспитанию и развитию изобретательских начал личности; условий для массовой творческой деятельности и др.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

технический творчество учащийся кружок

1.1 Общая характеристика технического творчества

В системе творчества можно выделить определенный круг объектов психологического изучения. Это проблема сущности творческой деятельности, ее специфики и особенностей проявления; проблема творческого процесса, его структуры, особенностей протекания; проблема творческой личности, особенностей ее формирования, проявления у нее творческих способностей; проблема коллективного творчества; проблема продукта творческой деятельности: проблема обучения творчеству, активизации и стимуляции творческой деятельности и некоторые другие. Остановимся достаточно подробно на каждой из этих проблем, но постараемся хотя бы в общих чертах коснуться некоторых наиболее естественных аспектов творческой деятельности.

Попутно отметим, что в различное время в определениях сущности творчества и творческой деятельности отражались меняющиеся представления об этом важном феномене. В одном из наиболее авторитетных философских словарей начала двадцатого века составленном известным философом-идеалистом Э. Л. Радловым, отмечалось, что творчество связано с созданием чего-либо, что в наибольшей степени способность к творчеству присуща божеству, а человек может выполнять лишь относительно творческие действия. Наряду с такого рода утверждениям и обращалось внимание на наличие неосознаваемых процессов в структуре творческого процесса. Затем по мере научного изучения различных видов творчества менялись и отношение к нему в целом, и определения, даваемые творчеству. В последнее время больше всего внимания обращается на то, что с творчеством связано создание принципиально нового продукта, которого никогда ранее не было; творчество проявляется в различных сферах человеческой деятельности, когда создаются новые материальные и духовные ценности. «Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)».

В определениях творчества, речь идет о создании чего-то нового, отличающегося от уже существующего. Хотя с психологической точки зрения некоторые из имеющихся определений слишком категоричны (когда речь идет о создании «никогда ранее не бывшего»), тем не менее главное в определении творчества связано именно с созданием того или иного продукта (материального или духовного), который характеризуется оригинальностью, необычностью, чем-то существенно по форме и содержанию отличается от других продуктов такого же предназначения. В психологическом плане является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчества переживаются как новое субъективно . Если с философской, социально-экономической точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, что связано с созданием никогда ранее не бывшего продукта, то с психологической стороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового для данного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике, а особенно в практике усвоения ребенком-дошкольником, школьником, молодым рабочим новых понятий, решения задач, которые являются для него новыми, мы часто имеем дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей в виде понятия, знания, умения, решения задачи, создания детали и т.д. В этом смысле мы можем говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности.

Поэтому важно, чтобы в психологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного.

Другой момент имеет отношение к масштабам творческой деятельности. В общественной практике, как правило, творчество измеряется такими категориями новизны, как открытие, изобретение, рационализация. В последнее время много говорится об инновационной (нововведенческой) деятельности, сопряженной с внедрением в организационно-технологические процессы чего-то нового. Но такого рода деятельность можно подвести под рационализаторскую.

Если ориентироваться на такое рабочее определение творчества, то представляется целесообразным связывать его с решением новых задач или с нахождением новых способов решения ранее решавшихся задач, с решением различного рода проблем, ситуационных затруднений, которые возникают в производственной и обыденной жизни.

Прежде чем перейти к рассмотрению структуры творческогоc решения новой задачи остановимся обзоре видов технического творчества. К числу видов профессионального творчества можно отнести изобретательство, конструирование, рационализацию, дизайн.

Между всеми названными видами технического творчества существует тесная взаимосвязь. В первый период интенсивного развития техники такого разделения не наблюдалось, и в научной литературе речь шла в основном об изобретательской деятельности. Ныне существует научно-практическое разделение открытия, изобретения и рационализаторского предложения, которое к тому же реализуется не только по отношению к техническим объектам. Так, под открытием понимается установление ранее неизвестного объективно существующего свойства или явления. Изобретением называют существенно новое решение проблемы, задачи, имеющее положительное значение для производства, культуры и т.д. Изобретения разделяются на конструктивные (устройства), технологические (способы) и связанные с созданием новых веществ. Под рационализаторским предложением понимается локальное (в отличие от изобретения, которое имеет всеобщее значение) решение той или иной задачи по улучшению функционирования уже известной техники в новой конкретной обстановке (например, в каком-то цехе завода, но не в масштабах всего завода, а тем более всего производства). Понятно, что в определенных случаях рационализаторское предложение может быть изобретением.

Конструирование может «вплетаться» и в изобретательскую» и в рационализаторскую деятельность, если для их осуществления необходимо создание тех или иных конструкций. Практическое различие между изобретательством, конструированием и рационализацией нужно искать в характере целей, которые преследует каждый из видов деятельности. Изобретательство направлено на решение технической проблемы, задачи в целом; конструирование - на создание конструкции; рационализация - на улучшение использования существующей техники (мы берем только аспект, связанный с решением технических проблем). Таким образом, можно сказать так: изобретателя интересует в первую очередь конечный эффект, функция, конструктора - устройство, выполняющее функцию, а рационализатора - более рациональное использование готового устройства для каких-то частных целей.

Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое. Последняя включает в себя постановку или выбор задачи, поиск условий и способа ее решения и в результате – создание нового. Творчество представляет собой явление, относящееся прежде всœего к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда. Специфический акт творчества – внезапное озарение (инсайт) – состоит в осознании чего-то, всплывшего из глубин подсознания, в схватывании элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задач. Поиск решения творческой задачи у заинтересованного и квалифицированного ученого всœегда продолжается в подсознании, благодаря чему бывают решены самые сложные задачи, причем сам процесс обработки информации при этом не осознается. В сознании отражается лишь результат. По этой причине исследователю иногда кажется, что на него ниспослано озарение, что удачная мысль пришла неведомо откуда. Можно констатировать, что человек использует это явление каждый раз, когда он откладывает какое-нибудь дело, чтобы дать мыслям созреть, и, таким образом, рассчитывает на работу подсознания.

Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы: биологические, социальные и идеальные (познавательные). Биологические потребности (к примеру, принцип экономии сил) лежат в базе житейской изобретательности и совершенствовании навыков, но могут приобрести и самодавлеющее значение, превратившись в лень. Среди социальных потребностей мотивами к творчеству бывают стремление к материальному вознаграждению, к почету и уважению в обществе. Идеальные - составляют потребности познания в самом широком смысле. Οʜᴎ ведут свое происхождение от потребности в информации, изначально присущей всœему живому, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии.

Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческому воображению, фантазии принадлежит решающая роль в создании нового и развитии общества. Эта способность должна постоянно развиваться, стимулироваться и тренироваться. Различают три типа воображения: логическое (выводит будущее из настоящего путем логических преобразований); критическое (ищет, что именно в современной системе несовершенно, и нуждается в изменении); творческое (рождает принципиально новые идеи и представления, опирающиеся на элементы действительности, но не имеющие пока прообразов в реальном мире).

Противоположностью творческого воображения является психологическая инœерция мышления, связанная со стремлением действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов и т. д.,

Творческая личность обладает рядом особенностей и, прежде всœего, умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросœе или проблеме. Это одно из важнейших условий успеха в любом виде деятельности. Без упорства, настойчивости, целœенаправленности немыслимы творческие достижения.

Получение значимого результата самым непосредственным образом зависит от исходной мировоззренческой позиции автора, принципиального системного подхода к постановке проблемы и определœению общих путей движения исследовательской мысли. В научно-техническом творчестве материалистическая диалектика, как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и системный подход составляют единое направление в развитии современного научного познания.

Сами материальные объекты природы определяют существование множества отраслей знаний, объединœенных в три больших группы наук, которые различаются объектами и методами исследования: естественные науки (физика, химия, биология, география, астрономия и др.), предметом которых являются различные виды материи и формы их движения, взаимосвязь и закономерности развития; общественные науки (философия, филология, логика, психология, история, педагогика и др.), предметом которых является исследование социально-экономических, политических и идеологических закономерностей развития общественных отношений; технические науки (радиотехника, машиностроение, самолетостроение), предметом которых является исследование конкретных технических характеристик и их взаимосвязи. На границе между этими группами развиваются новые смежные отрасли наук такие как техническая кибернетика, эргономика, бионика, техническая эстетика и др.

Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Украины в согласовании с Министерством образования и науки Украины, Государственным комитетом по делам науки и техники Украины утвержден перечень наук. В соответствии с этой классификацией основными отраслями наук являются:

01. Физико-математические науки. 02. Химические науки. 03. Биологические науки. 04. Геологические науки. 05. Технические науки. 06. Сельскохозяйственные науки. 07. Исторические науки. 08. Экономические науки. 09. Философские науки. 10. Филологические науки. 11. Географические науки. 12. Юридические науки. 13. Педагогические науки. 14. Медицинские науки. 15. Фармацевтические науки. 16. Ветеринарные науки. 17. Искусствоведение. 18. Архитектура. 19. Психологические науки. 20. Военные науки. 21. Национальная безопасность. 22. Социологические науки. 23. Политические науки. 24. Физическое воспитание и спорт. 25. Государственное управление.

Организацией науки в Украинœе занимается Государственный комитет по делам науки и технологии Украины, который определяет вместе с научными учреждениями направление развития научных исследований и их применение в народном хозяйстве. Государственный комитет представляет план развития науки Правительству или Верховному Совету Украины для утверждения и обеспечения финансирования из государственного бюджета или других источников. Государственная система организации и управления научными исследованиями в Украинœе дает возможность концентрировать и ориентировать науку на выполнение самых важных задач. Управление научной деятельностью строится на территориально-отраслевом принципе. Сегодня научно-исследовательскую работу ведут: научно-исследовательские учреждения и центры Академии наук Украины (НАН); научно-производственные, научно-исследовательские, проектные учреждения, системы отраслевых академий; научно-исследовательские, проектные учреждения и центры министерств и ведомств; научно-исследовательские учреждения и кафедры высших учебных заведений; научно-производственные, проектные учреждения и центры при промышленных предприятиях и объединœениях; иерархическую вершину этой совокупности учреждений, центров и предприятий завершает Государственный комитет Украины по вопросам науки и технологий, который обеспечивает единую государственную политику в области науки и ее применения на практике. Высшим государственным научным центром является Национальная академия наук Украины (НАН). Она возглавляет и координирует вместе с Государственным комитетом по делам науки и технологии Украины фундаментальные и прикладные исследования в разных областях науки. НАН - это государственное научное учреждение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ объединяет всœе направления науки и поддерживает международные отношения с научными центрами других стран. При НАН Украины создан межведомственный совет по координации фундаментальных исследований. Возглавляет НАН Украины Президент, который избирается общим собранием ученых, они же выбирают трех вице-президентов и ученого секретаря, Президиум и ревизионную комиссию. НАН Украины имеет отделœения соответствующих отраслей науки, в частности математики, информатики, механики, физики и астрономии, наук о земле, химии, биологии, экономики, истории, философии, литературы, языка и искусства и т.п. В состав НАН входят научные институты соответствующих отраслей, территориальные отделœения (Донецкое, Западное, Южное и др.) и территориальные филиалы. Отделœения НАН объединяют научно-исследовательские институты (НИИ), которые возглавляют научные исследования во всœех областях науки. В них сосредоточены ведущие научные силы. Кроме НАН в Украинœе функционируют отраслевые академии, к примеру: Академия педагогических наук Украины, Украинская академия сельскохозяйственных наук, в составе которой НИИ экономики; Академия медицинских наук Украины; Академия искусств и др.
Размещено на реф.рф
В отраслевых НИИ отдельные подразделœения выполняют научные исследования по профильной тематике в основном прикладного характера, исходя из потребностей отрасли, в которую входят. Научно-исследовательскую деятельность прикладного характера на нижних уровнях осуществляют в НИИ отделы, лаборатории, секторы, а также высшие учебные заведения (университеты, академии, институты). Последние имеют специальные отделы, которые выполняют научно-исследовательскую работу за счёт госбюджетных и хозрасчетных средств. Проводят исследования научно-педагогические работники с привлечением студентов, а также молодых ученых, которые работают над кандидатскими и докторскими диссертациями по научной тематике высших учебных заведений.

Научно-педагогические работники в ВУЗах могут занимать должности: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, зав. кафедрой. Сотрудникам НИИ присваиваются звания МНС, НС, СНС, ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, зав. научным отделом, зав. лабораторией. Выдающиеся ученые избираются собраниями НАН отраслевых и общественных академий членами-корреспондентами и действительными членами - академиками.

Подготовка научных кадров в Украинœе осуществляется аспирантурой и докторантурой, а также самостоятельно пишутся диссертации без отрыва от производства (соискатели). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, субъектами научной деятельности являются: исследователи, ученые и научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации ВУЗы III – IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности. Тех, кто постоянно занимается научной деятельностью, называют исследователями, учеными, научными работниками. Научный работник - ϶ᴛᴏ ученый, который занимается научной, научно-технической, научно-организационной или научно-педагогической деятельностью профессионально на основном месте работы и по трудовому договору, имеет соответствующую квалификацию, независимо от наличия ученой степени или звания, подтвержденную аттестацией.

Главной особенностью развития науки является преемственность опыта и знаний, единство традиций и новаторства. Одной из форм ее воплощения выступают научные школы, функционирование которых предполагает борьбу идей, творческие дискуссии и конструктивную критику. Научной школой называют творческое содружество ученых, которые работают в одной стране или месте, одной отрасли науки и объединœены общим подходом к решению проблем, стилем работы, общим научным мышлением, идеями и методами их реализации. Основные признаки научной школы: наличие научного лидера – выдающегося ученого, который умеет подобрать творческую молодежь и научить, ее исследовательскому мастерству, создать в коллективе творческую, деловую, доброжелательную обстановку, поощрять самостоятельность и инициативу; высокая научная квалификация исследователœей объединившихся вокруг лидера; важность (значимость) полученных результатов, высокий научный авторитет в данной области науки и общественное признание; оригинальность методики исследования и единство взглядов. Широкое признание получили школы в области педагогических наук, связанные с именами известных украинских ученых – педагогов Сухомлинского В., Савченко О. и др.

Тематика исследований определяется профилем ВУЗа, его факультетов и кафедр на договорных основах с предприятиями, организациями или в виде государственного заказа. Результаты научных исследований используются в практической деятельности учреждений, организаций отрасли, по их материалам проводятся научно-практические конференции, научные семинары, защищаются кандидатские и докторские диссертации.

В практической деятельности большое значение имеют научные просветительские общества, призванные способствовать расширению научных знаний, достижений в отраслях науки, техники, производства и культуры среди населœения.

ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

И ЭТАПЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Элементы теории и методологии научно-технического творчества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Элементы теории и методологии научно-технического творчества" 2017, 2018.

Загрузка...
Top