Описание монастыря в поэме мцыри. Образ мцыри в одноименной поэме лермонтова. Сочинение по литературе на тему: Образ и характер Мцыри в поэме “Мцыри”

Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда

Проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом раскрывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью только для чужих, посторонних людей. Этот побег был подготовлен годами. Монахи думали, что Мцыри готов отказаться от жизни, а он только и мечтал о жизни. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных:

Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней и героика борьбы, «упоение в бою», в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ, почему-то вынужденных проливать кровь друг друга. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике:

Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..

Но сцена битвы и вполне конкретна, как картина битвы горца, в котором заговорила кровь его отцов. Ведь Мцыри сын своего отважного народа. Он в детстве никогда не плакал. И такие рукопашные схватки были приняты среди хевсуров. Они носили на большом пальце железные кольца с зубцами, нанося в драке удары, не уступающие кинжальным. А рогатый сук, который схватил Мцыри, так же был, вероятно, орудием драк горских подростков. И Мцыри бился с барсом, как было принято драться в его ауле. Он был достоин своих сородичей-храбрецов.

Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов, - слова, которые могут быть восприняты в прямом смысле, могут и переосмысливаться в плане высокой романтики. Они могут быть поняты как оправдание поколению, выросшему в николаевской империи, поколению, о котором размышлял Лермонтов в «Думе» и которому бросал устами участника сражения упрёк в «Бородине»:

– Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! На этот упрёк современник Лермонтова отвечал словами Мцыри: На мне печать свою тюрьма Оставила…

В других исторических условиях и он бы мог стать героем. Но вот барсов в Грузии не было. На Кавказе эти сильные звери водились редко и встречались только в Абхазии. Барс был нужен Лермонтову для развития действия поэмы, для того, чтобы раскрыть до конца образ его героя. Для поэтического мира Лермонтова барс был необходим как достойный противник юноше, наделенному «могучим духом», чтобы показать отвагу Мцыри.

В поэме «Мцыри» поэт продолжает свою «гордую вражду с небом». Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю:

… за несколько минут Между крутых и тёмных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…

Старик, качая головой, Ему внимал: понять не мог Он этих жалоб и тревог, И речью хладною не раз Он прерывал его рассказ.

суждающе кивая головой, и даже умирающего прерывал холодными словами:

Старик, качая головой, Ему внимал: понять не мог Он этих жалоб и тревог, И речью хладною не раз Он прерывал его рассказ.

Тут и ночная свежесть леса, и золотистый рассвет, и радужные краски утра, и зелень пронизанной солнцем листвы, и все волшебные голоса природы. Тут и благоухание земли, освеженной грозой, и темнота ночи в горах:

Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста. Но больше всего в поэме воспета гроза, так как именно гроза ближе всего по духу Мцыри: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой?.. Первую ночь на воле Мцыри проводит над бездной, близ потока: Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился.

В звуковых повторах воспроизведен и самый шум потока, и дано музыкальное разрешение – его затихание вдали. Так и представляется, как этот «усиленный грозой» поток сдвигает и ворочает камни на своём пути:

Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней.

Музыкальную картину бурного звучания сменяет сделанная в мягких тонах акварели картина рассвета:

… в туманной вышине Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы; Дохнули сонные цветы…

И кажется, будто в предрассветном тумане навстречу дню вместе с пробуждающимися цветами поднимает голову Мцыри.

Поэма «Мцыри» была опубликована самим поэтом в его книге «Стихотворения М. Лермонтова» с датой 1840 год. Однако сохранилась и рукопись – частично авторизованная копия, частично автограф, - где есть другая, по-видимому более точная, дата, написанная рукой Лермонтова: «1839 года Августа 5». В рукописи имеется зачёркнутый поэтом французский эпиграф: «Родина бывает только одна».

В Грузии существует старинная песня о битве юноши с тигром, нашедшая отражение в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Лермонтов, прекрасно знакомый с фольклором Грузии, вероятно, знал и эту песню. Мцыри ещё имеет и другой смысл: «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий вокруг себя родных, близких.

Разделы: Литература

Цели:

  • развивать навыки анализа текста, характеристики героев
  • выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
  • воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Проверка домашнего здания.

Дома вам было предложено составить краткий рассказ о жизни Мцыри в монастыре, о характере и мечтах главного героя поэмы. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Рассказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника”.

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полны отказ от собственной личности, “служение богу”, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к мирской жизни запрещалось.

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

А теперь перейдем к теме нашего сегодняшнего урока и начнем с характеристики образа Мцыри в поэме.

Образ главного героя поэмы.

2-1. Беседа по вопросам.

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.

Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного “чудного мира тревог и битв”.

2-2. Задание по группам.

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) встреча с грузинкой

в) бой с барсом

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство природы, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал,что он смел и бесстрашен.

Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом –жизнь!.

(Что делала я на воле - Жил…)

Что значит для героя жить?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущность.

Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав “цветком темничным”, и обусловили гибель героя.

Гибель Мцыри нельзя назвать примирением с судьбой и поражением. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

3. Тест.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили содержание нашего сегодняшнего урока. Я предлагаю вам пройти к компьютерам и ответить на вопросы теста.

4. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.

Мне бы хотелось отметить отличную работу…

Хорошую работу…

Не в полную силу своих способностей работали…, и я надеюсь, что на следующих уроках вы будете работать активнее.

5. Домашнее задание.

Идейное содержание поэмы выражено в ее центральном и по существу единственном образе – Мцыри. Его исповедь – главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Мцыри в поэме Мцыри. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только дается краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри.
Еще ребенком Мцыри проявил “могучий дух его отцов”, стойкость и выносливость, гордость. “Пугливый и дикий”, он “без жалоб” переносил болезнь:
…даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
С детских лет попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. “Он знал одной лишь думы власть” – вернуться в родной аул,
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре.
Только на воле, в те дни, которые Мцыри провел вне монастыря, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи.
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели – вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:
…Я цель одну – Пройти в родимую страну, Имел в душе – и превозмог Страданье голода, как мог. .
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна.
Мцыри любит природу, чувствует ее красоту, понимает ее. Он ощущает свое родство со свободной и мощной стихией. Истомившийся от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить гнетущее чувство тоски по родине. Его душевное состояние, его жажду найти родных людей выразительно раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят “свежею толпой, как братья в пляске круговой”; сам он, “как брат, обняться с бурей был бы рад”; “обнявшись крепче двух друзей”. В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поет о своей любви к нему.
Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ. “На мне печать свою тюрьма оставила”,- так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его. Но он умирает непреклонным; дух его не сломлен. Для него понятия “жизнь” и “воля” неразрывно связаны.
…За несколько минут Между крутых и темных скал; Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял…
Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ.
В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за нее. Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: “Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!” Так же понял образ Мцыри и поэт Огарев, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри – “его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал”.

Сочинение по литературе на тему: Образ и характер Мцыри в поэме “Мцыри”

Другие сочинения:

  1. В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри” рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Read More ......
  2. В романтической поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник. Выращенный и Read More ......
  3. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это тревожный мир испытаний, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это мир высоких, прекрасных Read More ......
  4. Велико, беспредельно наследие великого поэта М. Ю. Лермонтова. Он вошел в русскую литературу как поэт силы и действия, в творчестве которого прослеживается активное устремление в будущее, постоянный поиск героического. Героика народной жизни, героическая действительность, героический характер, открытые Лермонтовым, не раз Read More ......
  5. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые тайны, где Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры Read More ......
  6. Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда Проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом раскрывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью Read More ......
  7. Он прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким Read More ......
  8. Романтическая поэма “Мцыри” была создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Поэме предшествует эпиграф из Библии: “Вкушая, вкусих мало Read More ......
Образ и характер Мцыри в поэме “Мцыри”

«Мцыри» (1838–1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возвращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. Бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он вправе был сказать: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил...Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нем лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный поиск пути. В нем – лермонтовская обреченностьПрирода, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картин кавказской природы объясняется тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором разворачиваются действия, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, т. е. оказывается одним из способов создания романтического образа.

(Г.Ломовцева - М.Лермонтов "Мцыри", конкурс 2013 )

Поэма написана как романтическое произведение, а его главным героем является кавказский парень, львиная доля жизни которого прошла в пределах унылых монастырских стен. Он был пленен русскими, и все время вспоминал родных людей и свой родной край. Когда юноша сбегает, его жизнь взрывается калейдоскопом ярких красок, и наполняется смыслом. Три дня показались Мцыри целой жизнью, ведь в стенах монастыря он был далек от природы, а на воле смог ощутить себя хозяином своей судьбы, насладиться свободой. Символично, что вернувшись после воли в монастырь, Мцыри умирает.

На воле Мцыри удалось почувствовать Бога, объединение с миром, также важную роль играет гроза во время побега, природа бунтуется, как и он, но не пугает, а зачаровывает. В природе он находит то, что не смог найти в людях, он воспринимает окружающий мир как одухотворенный. Персонаж видит стройную девушку, хочет подойти к ней, но ощущает себя чужим и сторонится ее. Важнейшим моментом для Мцыри является победа над диким зверем, она символизирует также победу над рабством, которое он вынужден был переносить в монастыре. Однако юноша понимает, что не может жить сам, за годы в монастыре его силы недостаточно, и хотя он хочет домой, не может осуществить задумку. Мцыри опять возвращается в монастырь, чтобы умереть, вспоминая родных людей и счастливые дни на воле.

В поэме образ монастыря очень важен, и числиться среди ключевых образов. С помощью монастыря и его условий Лермонтов позволяет показать сущность Мцыри как можно глубже. Для Мцыри стены монастыря являются краем мира, его границей. Поскольку герой вынужден проводить в монастыре большую часть жизни, для него монастырь - весь мир. Он не видит жизни, которая кипит вокруг, не видит яркой природы, и не может ощутить свободу.

Монастырский образ позволяет полноценно создать контраст, который невозможно не заметить: в безликом монастыре единственным доступным звуком является заунывный звон колокола. Он зовет всех проживающих в монастыре на молитву. Этой пустоте и безразличию противопоставляется природа. Из описания становится понятны ее разнообразие, яркость, живость, красочность, они присущи природе Кавказа.

("Военно-Грузинская дорога близ Мцхета". Художник М.Ю. Лермонтов, 1837 )

Полноценно оценить внешний вид монастыря невозможно, поскольку Лермонтов не дал описания строения во время проживания в нем Мцыри. Нам доступно только его расположение, и о деталях можно только строить догадки. Однако для создания большего контраста Лермонтов все же дает некое описание, но оно касается здания после многих лет, за которые строения превратились в руины. Здесь автор также воспользовался возможностью добавить символичности. И нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот, в этих словах можно найти не только то, что монастырь по каким-то причинам был разрушен или заброшен и пришел в упадок. Можно сделать вывод, что монастырь, как объект, лишающий людей свободы, также должен быть разрушен. Хотя Мцыри не попал на родину и погиб, его победа и правота подчеркнута этим разрушением.

Загрузка...
Top