Организованное политическое поведение. Формы и виды политического поведения. Формы участия в политической жизни сраны

Политическое поведение - это особенности политической деятельности и политического участия, то, как человек ведет себя в том или ином политическом событии, это способ проявления политического участия и политической деятельности.

Факторы, влияющие на политическое поведение:

  • индивидуальные эмоционально-психологические качества участника политического процесса (например, эмоциональность, непредсказуемость, взвешенность, рассудительность и др.);
  • личная (групповая) заинтересованност ь субъекта или участника в политических действиях;
  • моральные принципы и ценности;
  • компетентность про оценке того или иного политического события, проявляющаяся в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего;
  • мотивация и степень вовлеченности субъекта в политическую жизнь . Для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих - призванием и смыслом жизни, для четвертых - способом зарабатывать себе на жизнь.
  • Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы

Виды политического поведения:

  • «открытое », т.е. политическое действие; под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации
  • «закрытое», характеризующееся стремлением уйти от участия в политической жизни.
  • адаптивное поведение - поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни;
  • ситуативное поведение - это поведение, обусловленное конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;
  • поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);
  • Вынужденное поведение , вызванное насильственным принуждением к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Формы политического поведения с точки зрения соответствия существующим нормам:

  • правомерное поведение – связано с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом;
  • отклоняющееся поведение – совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме
  • экстремистское поведение – несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Формы политического поведения с точки зрения преемственности:

  • традиционное , соответствующее устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичное для данной политической культуры;
  • инновационное , создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений.

Формы политического поведения по целевой направленности:

  • ко нструктивное , способствующее нормальному функционированию политической системы;
  • деструктивное, подрывающее политический порядок.

Формы политического поведения по количеству участников:

  • индивидуальное - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение;
  • групповое – связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов;
  • массовое – выборы, референдумы, митинги, демонстрации.

Формы участия в политической жизни сраны:

  • принадлежность к партиям и политическим организациям,
  • деятельность в выборных органах государственной власти,
  • чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения,
  • обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения;
  • протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме.

Методы регулирования политического поведения .

  • Правовое регулирования . Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия.
  • Утверждение в обществе демократических ценностей , определяющих цивилизованные правила поведения.
  • Организованность субъектов политики . Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным
  • Политическое образование и распространение правдивой политической информации.
  • Важна роль политических лидеров , их норм, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Тест по обществознанию Политическое поведение для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстративной форме - это

1) экстремизм
2) политический протест
3) электоральное поведение
4) групповое политическое поведение

2. Поведение, соответствующее законам, требованиям политической морали, называется

1) нормативным
2) патологическим
3) отклоняющимся
4) экстремальным

3. К открытым формам политического поведения относится(-ятся)

1) митинг
2) демонстрации
3) референдум
4) все перечисленные

4. Определение: «Поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическим и силами» относится к понятию

1) аффективное политическое поведение
2) экстремальное политическое поведение
3) политическое поведение
4) отклоняющееся политическое поведение

5. Верны ли следующие суждения о политическом поведении?

А. Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов личности.
Б. Решающее значение в политическом поведении имеет наличие ценностей личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об индивидуальном политическом поведении?

А. Политическое поведение отдельного человека имеет смысл только потому, что множество других людей одновременно с ним готовы делать и делают то же самое.
Б. Политическое поведение отдельного человека способно повлиять на положение дел в обществе в условиях отсутствия организационного и даже идейного сотрудничества.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о мотивах политического действия людей?

А. Мотивы политического действия людей определяются социальными факторами.
Б. Мотивы политического действия людей определяются индивидуальным психологическим складом личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Выступая на стихийном митинге, лидер оппозиции призывал своих сторонников к захвату жизненно важных центров государственной власти и управления. Это пример

1) традиционных форм политического поведения
2) деструктивного политического поведения
3) конструктивного политического поведения
4) электорального поведения

9. Гражданин Д. утверждал: «Я не знаю всех обстоятельств, которые привели наше правительство к решению заключить этот международный договор, но меня тревожит, что соблюдение всех его пунктов может привести к ущемлению наших национальных интересов». Этот пример иллюстрирует такой компонент политического поведения, как

1) мнения
2) ценности
3) убеждения
4) отношения

10. Гражданин Л. не разделяет политические ценности большинства своих соотечественников. Он относится с высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам и считает, что не может оказать влияние на политику. Поэтому гражданин Л. не участвует в политической жизни. Этот пример иллюстрирует позицию

1) активиста
2) компетентного наблюдателя
3) абсентеиста
4) компетентного критика

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «экстремистское политическое поведение».

Правовой нигилизм, правовая норма, массовые беспорядки, захват заложников, нетерпимость.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Найдите в приведённом списке формы регулирования политического поведения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) распространение правдивой политической информации
2) отказ лидера партии от взаимодействия с другими политическим и партиями, близкими по идеологической направленности
3) стремление к организованности со стороны субъектов политики
4) стимулирование стихийных деструктивных проявлений в политической жизни
5) политическое образование
6) игнорирование общественного мнения

Ответы на тест по обществознанию Политическое поведение для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-1
3-4
4-3
5-3
6-3
7-3
8-2
9-1
10-3
Задания с кратким ответом
1. Отклоняющиеся
2. Правовая норма
3. 135

Выделение типов политического поведения и участия помогает нам понять, каким образом может реализовываться политическое поведение личности. Основываясь на анализе существующих образцов политического поведения людей, мы можем предсказывать будущие реакции общества на шаги, которые планирует осуществить власть.

Для более точного и достоверного прогноза нам необходимо определить критерии, по которым мы и будем выделять типологию политического поведения и участия.

Для начала рассмотрим отказ граждан принимать участие в политической жизни общества. Это тоже форма участия человека в политике и определяется она как пассивное политическое поведение. Иногда его еще характеризуют словом «апатия», но это не совсем точно, так как в понятии «апатия» присутствует элемент разочарования, который всегда эмоционально окрашен и приводит к полному безразличию человека ко всему, что происходит вокруг. Таким образом, апатия является результатом происходившего процесса, а пассивное политическое поведение характеризуется как сам процесс. Кроме того, понятие пассивности семантически нейтрально, в то время как апатия – это результат пережитых отрицательных эмоций.

Причины пассивного политического поведения могут быть различны: а) низкий уровень культурного или социального развития; б) авторитарная политическая система, которая не заинтересована в ином политическом поведении; в) разочарование (или несогласие) в политических институтах и целях, которые они перед собой ставят; г) неприятие конкретного политического режима; д) политический бойкот как вариант активной политической позиции.

Более распространенным является вербальное политическое поведение, суть которого заключается в обсуждении политики, политических ситуаций, поступков политических лидеров на уровне бытового общения (в транспорте, в очереди, на кухне с друзьями и т.д.). Это интерес к политике на уровне разговора, который вовсе не предполагает, что человек, высказывающий мнение (даже самое радикальное), согласится реализовать его действием.

Следующий уровень – электоральное поведение, которое характеризуется делегированием полномочий. Избирая кого-либо, человек делегирует ему свои полномочия. Тем самым он оказывает влияние на ход политического процесса. Поэтому участие или игнорирование выборов, голосование «за» или «против» трактуются как формы политического поведения.

Еще один уровень – активное политическое поведение, предполагающее участие человека в деятельности политических партий, организаций, групп поддержки кандидатов на выборах различного уровня, лоббировании своих или чьих-то интересов.

На этом же уровне находится так называемое институциональное поведение. К этому уровню прежде всего относятся администраторы-политики, которые не занимаются публичной политикой, но оказывают непосредственное влияние на процесс принятия политических решений (например, менеджеры, министры и другие чиновники в правительстве).

Последний уровень – прямое действие или неортодоксальное политическое поведение. Все остальные уровни, таким образом, попадают под определение «ортодоксальное политическое поведение», т.е. включенное в политическую систему, разрешенное ею. Прямое действие при этом включает в себя все виды политического поведения, которые выходят за рамки разрешенного в данной политической системе (забастовки, демонстрации, революции и т.д.).

Кроме типологии политического поведения, выделяют и его формы, которые помогают понять, что и как движет человеком в его поступках в политике. Поняв, почему тот или иной человек участвует в политике, мы задаемся вопросом, как, в каких формах он это делает.

Политический опыт свидетельствует об огромном разнообразии форм политического поведения – от привычных и традиционных (повсеместно распространенных) до необычных и даже шокирующих. Каждый человек как бы сам подбирает себе роль в гигантской «политической пьесе». Какие же политические роли (обычно выражающие формы политического поведения) чаще всего встречаются в политической жизни общества? Их всегда несколько.

1. Пассивный потребитель политической информации. Его роль в политике сводится к простейшей реакции (позитивной, негативной, равнодушной) на происходящие политические события, явления, процессы. Эта роль не предполагает заметной политической активности, особых ритуалов и усилий. Так, пассивный потребитель может получать политическую информацию произвольно (через постоянно работающее радио, случайные разговоры в общественном транспорте и т.д.). В целом достаточно трудно представить себе современного человека, который бы был абсолютно закрыт для проникновения какой-либо политической информации.

2. Избиратель. Эта политическая роль исполняется не только в дни выборов или референдумов. Она предполагает некоторую политическую активность как до выборов (поиском ответа на вопрос, за кого или за что голосовать), так во время и после них (анализируя то, кто же все‑таки победил). Исполняя политическую роль избирателя, человек, как правило, ходит на выборы и для того, чтобы сделать свой политический выбор, интересуется политической информацией. В странах так называемых стабильных демократий большинство населения играет именно такую политическую роль. Так, по некоторым сведениям, в Великобритании до 62% населения ограничивает свое участие в политике походами на избирательные участки.

3. Групповой активист. Эта роль сводится к активному отстаиванию интересов какой-либо группы. Групповой активист лучше других членов группы понимает, осознает и формулирует ее интересы. Такие люди могут выступать «заводилами» забастовок, различного рода пикетов, стихийных митингов и демонстраций. Они не заняты политикой профессионально, но она играет в их жизни заметную роль. Групповые активисты часто стоят у истоков различного рода общественных движений, но позже, на этапе, когда нужна систематическая организационная работа, они обычно отходят в сторону.

4. Члены партий. Эта политическая роль фиксирует в высшей степени осознанное и разумное отношение к политике. Вступая в политическую партию, человек избирает не только способ проведения своего досуга, но и заявляет о своей политической позиции. Выбор этот не так-то прост, поскольку политическая партия создается на базе определенной системы ценностей, предъявляет свое видение мира в целом и проблем данного общества в частности. Следовательно, выбор политической партии требует от человека и определенных знаний, и осознания своих политических интересов, активности, убежденности.

5. Партийный функционер. Эта роль может быть не только политической, но даже и политизированной. Исполняющий ее человек так или иначе стремится сделать себе политическую карьеру. Он большую часть своего времени посвящает делам своей партии. Он берет на себя те или иные специальные функции – написание программных документов или организационную работу, пропаганду идей партии или вербовку новых членов. Данная политическая роль может исполняться не только на общественных началах, но и профессионально. В условиях демократии партийные функционеры очень часто баллотируются на выборах в представительные органы власти и в случае победы совмещают свою роль с ролью депутата. Роль партийного функционера требует от человека постоянного интереса к политике, высокой степени информированности. О нем часто говорят, что он «варится в политике». И это справедливо: политика становится для него постоянным фоном его жизни.

6. Профессионал. Данная политическая роль предполагает профессиональное исполнение функций в различных политических институтах и прежде всего в государственных органах. Это может быть профессиональная деятельность в государственном аппарате, в выборных государственных органах, руководящих партийных структурах. Пользуясь терминологией М. Вебера, мы можем вести речь о политиках «по профессии». Они, кроме своей увлеченности участием в политике, имеют и материальное вознаграждение в виде заработной платы. В выборе такой политической роли почти нет места случайностям. В ее основе лежит, как правило, абсолютно рациональный выбор. Ведь речь идет о профессии, которую не назовешь массово популярной и легко доступной. Для ее обретения нужно немалое упорство, честолюбие, осознанное стремление, да к тому же и специальное образование.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд форм политического поведения. Мы здесь охарактеризовали лишь те, которые наиболее часто встречаются в политической жизни общества. Но не будем забывать и о том, что бывают формы, связанные с применением насилия, предполагающие вооруженную борьбу. Современный английский исследователь А. Марш предложил называть их политическими преступлениями. К ним он отнес саботаж, партизанские действия, захват заложников, убийства по политическим мотивам, войны, похищения, революции. Как видим, А. Марш трактует понятие «преступление» в широком смысле. Для него это не только то, что не укладывается в рамки юридических кодексов, но и то, что выходит за рамки нормальной политической жизни, нарушает, а иногда и разрушает ее. Современная политическая практика, к сожалению, еще полна подобных примеров. Не будем также забывать, что опасность совершения политических преступлений особенно возрастает в условиях политической нестабильности и социокультурного кризиса общества. На этом фоне люди склонны к радикальным «хирургическим» методам, стремясь сразу и навсегда решить все наболевшие проблемы. Но то, что хорошо в медицине, не всегда подходит к политике. Более того, такие действия могут обернуться большой бедой. Они не только не способствуют решению проблем, но и заводят общество в еще более глухой тупик. Вот почему так важно знать типологию и формы политического поведения и политического участия граждан в жизни общества.

Политическое поведение всегда имеет конкретного носителя. Им может быть отдельный индивид или какая-либо социальная группа, государство или блок государств, политическая партия или другая политическая организация. Каждый субъект и объект политических отношений, политического процесса характеризуется своим конкретным политическим поведением.

О политическом поведении личности можно говорить как в связи с ее индивидуальной политической деятельностью, так и с составом различных социальных групп и политических организаций. В каждом из этих случаев политическое поведение личности приобретает свои особенности, которые чаще всего зависят от преследуемых целей, политических установок, ориентации личности, применяемых методов и средств борьбы и т.д. Вместе с тем характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от внешних регуляторов (оснований). Индивиды, предпочитающие использование в политической борьбе определенных ее методов и средств, как правило, являются членами таких политических организаций (партий, движений, объединений и т.п.),которые считают и провозглашают приемлемыми для себя именно эти политические действия и акции.

Политическое поведение личности испытывает на себе влияние широкого круга социальных и политических факторов. К ним относятся такие, как политический режим общества, его правовая система, уровень культуры, социально-классовая, национальная, идеологическая,социально-демографическая, профессиональная принадлежность личности, ее место жительства (город или село). На политическом поведении личности, его особенностях непосредственно сказываются и социально-психологические факторы:интересы, установки, ценности, убеждения, настроения, эмоции личности и др.Огромной силой воздействия на выбор той или иной формы политического поведения обладает семья, ближайшее окружение индивида. Влияние названных факторов на политическое поведение личности далеко не одинаково. Одни из них воздействуют постоянно, с большой силой и непосредственно, другие обладают меньшей силой и непосредственностью влияния .

Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое, т.е. политическое действие, и «закрытое, или так называемую политическую иммобильность.

Под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации. Форма и характер действия зависит от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами,которые действующее лицо ж может изменить, как и предотвратить их объективное изменение(если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации общества .



Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное, что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение - действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.

Разнообразной может быть и степень политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы

К правомерным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам,регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом.Можно сказать, что это нормальное поведение.

Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности,которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам)поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного,антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге,демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.);противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.



К экстремистским формам политического поведения относятся такие, как несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при решении политических проблем,достижении своих политических целей .

Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях,а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее - это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий,затрагивающих общественные интересы.

В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством,воспитания у граждан чувства сопричастности к общегосударственным делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема«политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социализации, т.е.комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни

14. Государство как основной институт политической системы.

Политическая система общества возникает на определенном этапе его развития, отражает политическую деятельность людей, обуславливает системный характер политической жизни.

В рамках политической системы вырабатывается политическая линия, экономическая, социальная, культурная и другие формы политики. Одновременно политическая система выполняет ряд функций. Это - определение целей, задач, программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение ценностей.

Таким образом, политическая система общества - это совокупность институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных объединений граждан) и норм (правовых и нравственных), в рамках которой осуществляется политическое руководство и государственное управление обществом.

Государство занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и стойкость, ориентацию на важные общественные дела. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.

Государственные институты развивались и совершенствовались на протяжении многих веков по мере того как менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства общества. Мыслители прошлого рассматривали возникновение государства как естественный процесс развития и усложнения форм человеческого общежития. Воззрения античных философов отражали реалии политической жизни государств - полисов. В средневековой Европе подучила распространение идея государства - вотчины, где государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества.

В дальнейшем главной причиной формирования государства стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности труда и появлению избыточного продукта, а вслед за этим и усложнение социальной структуры общества.

Процесс формирования государственных образований в основном завершился в прошлом веке. Однако и в ХХ веке на политической карте мира периодически появляются новые государства. В результате национально-освободительной борьбы на развалинах колониализма возникли новые государства в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии. В последнее время возник ряд государств на территории бывшей Югославии и СССР.

Термин "государство" в науке о политике обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. При этом синонимами термина "Государство" являются такие слова, как "страна", "народ", "общество", "Отчизна". В этом значении говорят, например, об американском, российском, немецком и т.д. государстве, имея в виду все представляемое им общество. В узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

В различные исторические эпохи государственные образования имели общие черты, называемые общими признаками государства. Эти признаки выделяют государство среди других организаций и объединений в обществе, делают его основой всей политической системы.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Суверенитет государства. Только государство выступает как универсальная, всеохватывающая организация, распространяющая свои действия на всю территорию страны и всех граждан. Только оно официально представляет общество внутри страны и за ее пределами, имеет право издавать законы и осуществлять правосудие.
2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, что определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения такого властного метода как принуждение у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, прокуратура, суд.
4. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Обычно, оно строится на основе территориальной и этнической общности людей.
5. Обязательность членства в государстве. В политической партии или в общественной организации человек может состоять по собственному желанию. Государственное гражданство обязательно и получает его человек с момента рождения.
6. Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания аппарата государственных служащих и для материального обеспечения так называемой бюджетной сферы: вооруженных сил, образования, науки, культуры, социального обеспечения граждан.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов, и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Раскрывая содержание понятия "государство", необходимо уяснить и функции, которые оно выполняет. Это организационно-хозяйственная, политического управления, защиты от внешней угрозы, культурно-идеологическая. Они материализуются в регулировании экономической жизни, защите прав человека, содействии развитию образования и научно-технического прогресса, обеспечении обороноспособности страны, сотрудничестве с другими народами.

Кроме того, в отдельные периоды государство действует как инструмент национальной интеграции, стимулируя процессы формирования наций или их консолидации, что особенно актуально сегодня для Украины. Поскольку разные регионы страны прошли свою историю, имеют различный уровень национального самосознания, свои, иногда противоположные друг другу,. приоритеты - функция консолидации национальных интересов, приведение их к общему знаменателю занимает важное место в деятельности украинского государства.

15. Важнейшие права и свободы личности. Роль в гуманизации политики.

ГУМАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ - придание политике направленности на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире

В наши дни для большинства стран права человека являются высшей цен­ностью, признанной мировым сооб­ществом. Сам термин «права челове­ка» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении - это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют не­зависимо от их конституционного закрепления и государствен­ных границ. К ним относятся равенство всех людей перед зако­ном, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незакон­ного ареста или задержания, свобода веры и совести, право роди­телей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обшир­нейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Современная типология прав человека достаточно разнооб­разна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отно­шению к личности, возможность действовать по своему усмотре­нию, в позитивном - как свобода выбора, а главное, как способ­ность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.

В соответствии с таким пониманием свободы негативные пра­ва определяют обязанности государства и других людей воздер­живаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются осно­вополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, -уровня социально-экономического разви­тия страны. Негативные права составляют фундамент индивиду­альной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.

Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (и либерального) подхода к правам чело­века является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавли­вающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с пети­циями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено на ог­раждение личности от всякого рода несправедливых и нежела­тельных посягательств со стороны правительства.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять граж­данину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образова­ние, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализо­вать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предостав­лять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав не­возможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и де­мократичности ее политической системы. В случае ограничен­ности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражда­нам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делени­ем на негативные и позитивные является их подразделение в со­ответствии со сферами реализации на гражданские (личные), по­литические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.

Гражданские (личные) права - это естественные, основопо­лагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать с правами граж­данина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечивае­мых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны га­рантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть са­мим собой в отношениях с другими людьми и государством. К граж­данским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграф­ных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, вклю­чая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.

В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основани­ем для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспе­чение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

Политические права определяют возможности активного учас­тия граждан в управлении государством и в общественной жиз­ни. К ним относятся право человека на гражданство, избиратель­ные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собра­ний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некото­рые другие.

В СССР и других коммунистических государствах длительное время господствовал разрешительный подход к политическим правам, который по существу сводил их на нет, требуя согласия властей на их реализацию. Для того же чтобы эти права можно было свободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т.е. условием их реализации должно быть не предварительное разрешение влас­тей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и обществен­ного порядка.

К гражданским и политическим пра­вам непосредственно примыкают пра­ва экономические. Они связаны с обеспечением свободного рас­поряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производст­ва и рабочей силой: Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматри­вались как основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют эконо­мическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.

Особое место среди экономических прав занимает право част­ной собственности. В странах Запада и в России до октября 1917 г. это право рассматривалось как одно из первейших для существования гражданского общества и обеспечения индивиду­альной свободы. В коммунистических же государствах оно вооб­ще отрицалось, сводилось к праву личной собственности на пред­меты индивидуального потребления. Однако опыт всех без ис­ключения стран показал, что запрет частной собственности про­тивоестествен для человека. Он подрывает мотивацию добросо­вестного инициативного труда, порождает массовую хозяйствен­ную безответственность и социальное иждивенчество, ведет к то­талитарной дегуманизации общества и к разрушению самой че­ловеческой личности. Индивид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средств производства, возможнос­тей проявить предприимчивость, попадает в тотальную зависи­мость от власти, лишается свободы и индивидуальности.

Кроме того, отсутствие права собственности обрекает боль­шинство граждан на бедность и нищету, поскольку без законода­тельного признания и фактического осуществления этого права невозможна эффективная рыночная экономика. Именно частная собственность является тем мельчайшим кирпичиком, из кото­рых складывается все сложное здание современного хозяйствен­ного механизма, в том числе и различные виды групповой собст­венности: кооперативной, акционерной и т.д.

В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, впрочем, как почти любого другого права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к сущест­венным изменениям самой трактовки частной собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собствен­ности. Отошел на задний план, хотя в целом и сохранился, прин­цип неприкосновенности собственности. В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и целого ряда других государств устанавлива­ются допустимые пределы частной собственности, говорится о ее использовании в интересах общества. Введение такого рода огра­ничений никак не означает отрицания фундаментального харак­тера права частной собственности. Для посткоммунистических стран, в том числе для России, нахождение оптимальных форм его практического осуществления в интересах личности и общества имеет поистине ключевое значение для успеха политики ре­формирования.

Гражданские, политические и эконо­мические права нередко называют правами либеральными или же пра­вами первого поколения. Все они носят характер преимуществен­но негативного права, ограждающего свободу личности от пося­гательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства.

К правам второго поколения относят социальные (в широком значении этого термина) права. Они призваны обеспечить мате­риальные условия свободы и достойную жизнь каждому челове­ку. Их специфика состоит прежде всего в том, что реализация этой группы прав большинством населения еще не полностью обеспечивается конституционным закреплением и государствен­ной охраной, а требует создания целого комплекса материальных благ.

К правам второго поколения относятся собственно социаль­ные, культурные и экологические. Все вместе они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достой­ные условия существования, минимум материальных благ и ус­луг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духов­ного развития, здоровую окружающую среду. При этом социаль­ные права связаны с обеспечением каждому человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Это права на соци­альное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образова­ние и т.п.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культур-" ным ценностям, свободу художественного и технического твор­чества, преподавания и некоторые другие. Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Права человека носят характер инди­видуального права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, сексу­альные или национальные меньшинства и т.д. В последнее десятилетие в связи с активизацией националистических движений особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с основополагающими правами че­ловека. Во многих новых государствах, образовавшихся после распада СССР, Югославии и некоторых других многонациональ­ных коммунистических стран, получение народами националь­но-государственной независимости стало использоваться правя­щими элитами для разжигания национальной ненависти, поли­тической дискриминации и массового нарушения прав граждан некоренной национальности. Такие действия несовместимы с принципами демократии и гуманизма и осуждаются международ­ным сообществом.

Права человека и права народов призваны взаимно допол­нять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимо­отношении основополагающими, имеют более высокий ценност­ный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть иму­щими в своих корыстных целях. Как отмечено в итоговом доку­менте Московского заседания Конференции по человеческому измерению ОВСЕ в 1991 г., обеспечение соблюдения прав чело­века выше принципа невмешательства во внутренние дела от­дельных государств.

Право наций на самоопределение призвано создавать госу­дарственно-правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических этнических, лингвистических, ре­лигиозных и других коллективных интересов. При соблюде­нии прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на суверенитет и государственную независимость в со­временных условиях растущей интеграции и взаимозависимости народов во многом утрачивает смысл. Об этом свидетельству­ют, в частности, добровольная передача подавляющим боль­шинством европейских стран своих основных прав в области национально-государственного суверенитета Европейскому Союзу и их развитие в направлении создания единого федера­тивного государства.

Права человека чрезвычайно разнообразны. Выражая обще­человеческие ценности, они учитывают и специфику отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т.д. В последние десятилетия в рамках ОВСЕ активно разрабаты­вается каталог прав человека, который детализирует и сущест­венно дополняет рассмотренные выше права личности.

Права человека становятся реальнос­тью лишь в том случае, если они не­разрывно связаны с обязанностями людей. В конституциях западных го­сударств обязанности граждан почти не упоминались вплоть до второй мировой войны, хотя в целом они в той или иной форме включались в законодательство.

В обязанности граждан демократических государств обычно входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д. В не­которых странах к числу важнейших обязанностей граждан отно­сится участие в голосовании на выборах в органы государствен­ной власти и воинская повинность. В конституциях отдельных стран говорится и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай). Однако ответственность за невыполнение такого рода обязанностей обычно не предусматривается.

Вопрос об ответственности за нарушение прав и обязанностей личности имеет важнейшее значение для их практического осу­ществления. Без определения конкретной ответственности орга­нов власти, должностных лиц и отдельных граждан в этой облас­ти конституционная фиксация прав человека прейращается не более чем в красивую декларацию.

Для того чтобы они стали реальностью, необходим также це­лый комплекс общественных гарантий. К ним относятся матери­альные (финансовые средства и собственность), политические (разделение властей, наличие независимой оппозиции, суда, СМИ и т.д.), юридические (демократическое законодательство и судеб­ная система) и духовно-нравственные (необходимый образова­тельный уровень, доступ к информации, демократическое обще­ственное мнение и нравственная атмосфера) гарантии.

Практическая реализация всего ком­плекса прав человека - сложная, все­объемлющая задача, степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, про­грессивность и гуманизм как отдельных стран, так и всей челове­ческой цивилизации. В современном мире соблюдение и все более богатое конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием внутренней и международной политики, ее гуманного, человеческого измерения.

Через уважение прав человека утверждается верховная цен­ность личности в отдельных государствах и мире в целом. В рам­ках отдельных стран их соблюдение служит необходимым усло­вием здорового экономического и социального развития, торже­ства в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней политики. Еще в 1789 г. в преамбуле фран­цузской Декларации прав человека и гражданина было отмечено, что «незнание, забвение и неуважение прав человека являются единственной причиной общественных несчастий и коррумпированности правительств». И хотя современная наука не столь категорична, отмечает и другие причины социальных бедствий, она также считает уважение прав человека важнейшим условием благополучия общества.

Пока еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют лишь реальностям основанно­го на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллек­тивистские отношения между людьми и господствуют иные нрав­ственные ценности. С этим аргументом можно согласиться лишь отчасти. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое и социальное развитие стран влечет за собой и рост самосозна­ния и индивидуальности человека, его стремление к свободе и уважению человеческого достоинства, т.е. к соблюдению прав человека. Последнее, в свою очередь, способствуя раскрепоще­нию и самореализации личности, стимулирует общественный прогресс. Поэтому учитывающая национальные реальности все более полная реализация прав личности - общая задача челове­чества.

Универсальная применимость концепции прав человека не­редко ставится под сомнение с помощью ссылок на разруши­тельные последствия, которые может вызвать их признание госу­дарством в условиях массового распространения голода, нищеты, болезней и неграмотности или же в остроконфликтных ситуаци­ях. В таких случаях предоставление свободы действий всем обще­ственным группам якобы может иметь целый ряд негативных для большинства населения последствий: дестабилизировать общест­во и привести его в хаотическое состояние, препятствовать кон­центрации усилий на решении наиболее острых общественных проблем, способствовать установлению неограниченного господства наиболее сплоченных и влиятельных групп. Поэтому в слаборазвитых и остроконфликтных странах наиболее эффек­тивной и целесообразной для всего народа формой правления может быть лишь сильная авторитарная власть, предоставляю­щая права гражданам лишь в ограниченном виде и по своему усмотрению.

Конечно, не существует правил без исключений. В чрезвы­чайных ситуациях государство вправе ограничивать свободу граж­дан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормаль­ных условиях даже в слаборазвитых и остроконфликтных странах права человека выступают важнейшей гарантией против злоупот­реблений власти, условием нахождения общественного согласия, налаживания мирных отношений и сотрудничества с другими странами.

В масштабах всего мирового сообще­ства соблюдение прав человека - важнейшая гарантия построения меж­дународных отношений на подлинно гуманистических, нравст­венных началах, сохранения и упрочения мира. Существует пря­мая зависимость между уважением прав человека отдельным го­сударством и его внешней политикой. Развязывание войн, грубое нарушение международного права обычно связаны с попранием правительством прав своих собственных граждан. Так было и в нацистской Германии, и в СССР, и в Ираке, и в целом ряде других государств, развязывавших агрессивные войны или пред­принимавших грубые захватнические акции. Учитывая все это, страны-участницы ОБСЕ рассматривают соблюдение прав чело­века не как сугубо внутреннее дело каждой отдельной страны, а как предмет их общей озабоченности и коллективной ответст­венности.

Уважение прав личности способствует укреплению доверия между народами, создает благоприятную атмосферу для разно­сторонних человеческих контактов и сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гу­манистической ценностной и правовой базы, создаваемой уваже­нием прав человека, невозможно сближение народов, их интег­рация.

Обеспечение прав каждому человеку, независимо от госу­дарственных, национальных, расовых и других различий, - путь к космической разумности и нравственности человечест­ва. На протяжении всей человеческой истории разум и нрав­ственность характеризовали в большей степени отдельных людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свиде­тельствуют, например, многочисленные разрушительные вой­ны, бездумное, варварское обращение с природой и т.д. Уваже­ние прав каждого представителя человеческого рода может по­служить исходным принципом построения земной цивилизации на началах разума и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным и свободным творцом своей собственной частной и общественной жизни, безболезненно и конструктивно разре­шать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвра­щать злоупотребления властью и ставить ее на службу человеку и человечеству.

^ Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение подразделяется на политическое участие и абсентеизм

Основные особенности массового политического поведения:

· Статичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий).

· Стохастичность, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми).

· Ситуативность (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями).

· Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга).

· Отказ от личной ответственности.

Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Разновидности-действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистская деятельность по поддержке кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; партийная деятельность и т. д. Противоположностью политического участия является абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни, утрата интереса к политике и политическим нормам. Рост абсентеизма является индикатором утраты легитимности власти.

Существуют различные варианты классификации политического участия:

Английский ученый А. Марш по влиянию на политическую систему выделяет:

1. ортодоксальное - участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования к ней, выраженные в законных формах;

2. неортодоксальное – несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы; (бойкоты, забастовки)

3. политические преступления - политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (захват помещений, заложников, саботаж, убийства, войны)

По отношению к действующему закону У. Милбрайт (США) выделяет:

1. конвенциональное (легальное и регулируемое законом)- голосование, участие в работе политических партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами.

2. неконвенциональное (незаконное или отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям)- участие в демонстрациях, бунты, протесты против власти, отказ от повиновения и т. п.

А) ненасильственное – демонстрации, пикеты, митинги


В) насильственное– бунт, терроризм

По уровню активности можно подразделить политическое участие на:

· активное

· пассивное

По форме участия и степени активности выделяют такие виды политического участия как:

· активно- приемлемые - участие в выборных органах, партиях; лоббизм, демонстрации

· пассивно- приемлемые – повиновение закону, голосование

· активно-неприемлемые - насилие, дезорганизация, подкуп должностных лиц

· пассивно-неприемлемые – пренебрежение к закону

По мотивации и характеру участия:

Автономное (свободная и добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы)

· мобилизационное - носит принудительный характер, стимулами политической активности становятся страх, традиции, административное принуждение и т. п, то есть по сути – квазиучастие, присущее тоталитарным и авторитарным обществам

По степени интенсивности - политическое участие может быть -

· систематическим или

· эпизодическим

В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы поведения граждан (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) и закрытые (характеризующие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических обязанностей, например абсентеизм).

С точки зрения соответствия направленности гражданских поступков общепринятым в политической системе ценностям и нормам «политической игры» говорят о нормативных формах политического поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия граждан, принято выделять традиционные формы политического поведения и противостоящие им инновационные способы практического дости­жения политических целей (в которых преобладают творческие формы политической активности).

Как особый вид политического участия рассматривают политическое лидерство.

Особенности политического лидерства:

· политическое лидерство носит многофункциональный, многоролевой характер, оно ориентировано на более или менее последовательную реализую определенных программ, идеологических установок;

· политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений;

· между общенациональным политическим лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

· политическое лидерство является одновременно персонифицированным и корпоративным: политический лидер единолично олицетворяет существующий режим, саму государственную власть или характерные особенности возглавляемого им политического движения, но его лидерство корпоративно по сути - за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера.

Политическое участие следует отличать от политической деятельности. ^ Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Ее характерными чертами являются концентрация усилий на общих для данной группы проблемах, потребностях; восприятие государства, политических институтов в качестве основного средства решения этих проблем; использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей; постоянное, зачастую профессиональное участие в политическом процессе; принципиальная важность политической деятельности для всех остальных сторон личной жизни индивида. Формами политической деятельности являются профессиональная занятость в системе органов государственной власти, работа в органах местного самоуправления, работа в аппарате политических партий и общественных организаций.

Политическое участие характеризует действия индивидов и групп, предпринимаемые для оказания влияния на политический процесс, участие в политических собраниях, акциях, политических дискуссиях или иных формах выражения личного мнения. Политическое участие не может являться сферой профессиональной занятости человека.

Теории политического участия

Одной из наиболее распространенных является теория рационального выбора. Основное положение данной теории заключается в том, что политическое участие обусловлено стремлением свободного индивида к максимальной реализации своих интересов и целей. Таким образом, участие индивида в политике возможно тогда, когда возможные доходы от участия будут превышать его издержки. Основываясь на этом положении, американский исследователь Э. Даунс предложил следующую формулу рационального участия:

R=pB-C+D, где

R- чистая прибыль от участия в выборах;

B – политическая выгода от участия в выборах;

C – возможные затраты;

D – непосредственная выгода от участия в голосовании.

^ Мотивационные теории политического участия исходят из того, что в основе каждой из форм политического поведения (типичной или индивидуальной) лежит определенная мотивация.

Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив существует в виде специфических переживаний (положительных эмоций от ожидания достижения данного предмета или отрицательных, связанных с неполнотой достижения), рациональных, осознанных потребностей или иррациональных, сугубо психологических проявлений. Мотивация политической деятельности редко бывает связана только со сферой политики. Она имеет чрезвычайно глубокую социальную природу и обусловливается многочисленными, разнообразными факторами.

Глубинным уровнем образования политической мотивации можно считать биопсихологические особенности каждого индивида. К наиболее важным можно отнести следующие: волевые установки (воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий), степень эмоциональности, импульсивности поведения, соотношение рациональных и иррациональных факторов мотивации, темперамент (темперамент - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств), реактивные пороги (порог - это величина раздражителя, при достижении которой возникает реакция на него индивида), наличие или отсутствие агрессивности как особой формы самоутверждения, степень психологической самодостаточности, фобии или мании, имеющие глубинные, биопсихологические корни.

Наряду с проявлением глубоко личностных психологических особенностей, политическая активность характеризует и объективно существующие, устойчивые линии взаимодействия человека и различных компонентов общественной, в том числе политической системы. Эти взаимодействия создают внешние, социальные и институциональные факторы политической мотивации. В ряду подобных мотивов политического участия можно выделить

· Нормативные мотивы - обуславливают политическое поведение человека по правилам, установленным политической системой, вне соотнесения с личностными ценностями и установками. Индивид признает силу власти и рассматривает подчинение как единственно правильную ориентацию

· Ролевые мотивы - предопределяются социальной ролью индивида в существующей политической системе и зависят от его социального положения и самооценки

В зависимости от уровня образования и действия этих факторов их можно разделить на макросреду (государство, класс, страта, нация, культурная общность) и микросреду (институированные групповые общности, неформальные групповые общности, семья, образовательные учреждения, отдельные личности). Испытывая влияние этих факторов, реагируя на них, индивид не только корректирует внутренние мотивационные установки, но и приобретает особые, внеличностные характеристики. Среди них можно выделить:

статус - устойчивое положение индивида в социальной структуре, создающее определенные права и обязанности, возможности и запреты (и, как следствие, поведенческие стереотипы);

роль - особый способ поведения, отражающий обязательные, желательные или возможные нормы поведения, характерные для той или иной социальной общности, института, структуры, рода деятельности;

форма поведения - комплекс осознано избранных или навязанных извне поведенческих моделей.

Мотивы политического участия в интерпретации сторонников «гуманистической» психологии (А. Маслоу) определяются иерархией потребностей, присущих личности

· физиологические - потребность повышения жизненного уровня

· потребность в безопасности - стремление к социальному миру, порядку и законности

· потребность в любви – потребность в социальной идентичности, сопричастности

· потребность в самоутверждении – в повышение социального статуса и престижа

· потребность в самоактуализации – потребность выражения и реализации интересов в политике

По мере удовлетворения низших потребностей, действия человека начинают определять высшие потребности и наоборот - не реализованные первичные потребности определяют направленность политического поведения - т.е. люди выступают за повышение жизненного уровня, социальную защиту и безопасность.

Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта объясняет изменение политического поведения в стабильном, экономически развитом обществе сдвигом, который происходит в сторону постматериальных ценностей, когда на первый план выходят потребности в улучшении качества жизни, экологии, гармонизации социальных отношений и т.д.

Третью группу теорий составляют теории социальных факторов. Политическое поведение в контексте данных теорий выступает в качестве производной социальных факторов, таких, как институализация, уровень социально - экономического равенства, социальная мобильность и т. д.

С. Липсет выделяет 2 модели взаимосвязи политического участия с социальными факторами

· Либеральную - рост социально-экономического развития обеспечивает стабильность общества и определяет демократический характер политического участия

· Популистскую – политическое участие направлено на перераспределение имущественных благ и собственности, что препятствует экономической модернизации и ведет к подрыву стабильности.

Взаимосвязь политического участия и стабильности исследовал также С. Хантингтон- в своей работе «Политический порядок в меняющихся обществах» он выводит следующую формулу взаимодействия политического участия и стабильности:

· Политическое участие = политическая нестабильность

Политическая Институционализация

· Социальная фрустрация = политическое участие

Мобильность

· Социальная мобилизация = социальная фрустрация

Загрузка...
Top