Подготовка экспедиции магеллана, корабли, снаряжение и личный состав. Экспедиция Фернана Магеллана. Первое кругосветное плавание Кто принял командование после гибели магеллана

Подготовка экспедиции Магеллана, корабли, снаряжение и личный состав

Итак, попавший в 1514 году в немилость к португальскому королю Мануэлу I Фернан Магеллан оставляет госслужбу, через какое-то время покидает родину с намерением найти себе применение в Испании. В 1517 году он прибывает в Севилью. Севилья , расположенная на реке Гвадалкивир, была главным городом Андалузии и самым значительным портом Испании по организации океанских плаваний. В этом городе концентрировались главные технические, финансовые и людские ресурсы. Здесь было много богатых и влиятельных людей.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Чтобы проявить себя тут, нужно было предложить этим самым людям что-то стоящее, что-то такое, от чего они были бы не в силах отказаться. Это «что-то» было осуществить давнюю мечту испанской короны - найти проход к Молуккским островам (Островам Пряностей) с запада, в обход уже открытых земель в Америке. Для осуществления такого мероприятия нужно было не только желание, не только корабли и средства. Требовался опытный, решительный и надежный человек, который смог бы возглавить экспедицию.

Магеллан идеально подходил для организации подобного мероприятия. Дело в том, что он уже бывал лично на этих островах. Он зарекомендовал себя опытным моряком, отважным воином и хорошим организатором. И сам Магеллан давно вынашивал планы подобного путешествия. Лучшей кандидатуры для руководителя экспедиции было не найти.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Молуккские острова и весь путь к ним и от них в Европу на тот момент находились под контролем португальцев. Но законность владения Островами П ряностей могла бы быть легко оспоренной испанцами согласно пресловутому Тордесильясскому договору . Ведь линия разграничения сфер влияния проходила по 49 градусу западной долготы (в современных координатах). Восточнее этой линии – владения Португалии. Но западнее – Испании. И если приплыть к Островам Пряностей двигаясь на запад, то можно было апеллировать к верховному арбитру – римскому святому престолу - и потребовать острова себе.

Итак, интересы Магеллана и интересы испанской короны совпадали. Нужно было действовать. Магеллан и (его товарищ и компаньон Руи Фалейро) первым делом получают испанское подданство. С помощью Хуана де Аранда, одного из влиятельных людей Севильи и Диогу Барбоза, также бывшего португальца (и ставшего потом свекром Ф.Магеллану) им это удается. Отныне он не Фернан Магеллан, а «Fernando de Magallanes» - Фернандо-де-Магальянес, или Фернандо Магеллан, как мы привыкли называть его на русский манер.

Один в поле не воин

Следующим важным шагом было заинтересовать владельцев капиталов – банкиров, торговцев, плюс влиятельных чиновников и, разумеется, короля Карлоса I в организации такой экспедиции.

С помощью друзей Магеллан попадает к королю и излагает ему свой план.

Известно, что еще со времен Колумба все заморские экспедиции были «совместным предприятием» короны и «частных инвесторов». Составлялся договор, где оговаривалась ответственность, вклады и доля каждого участника в будущей добыче. Корона, как правило, выполняла роль «крыши» Она имела «контрольный пакет» и ставила своего «смотрящего». Руководитель экспедиции был обязан во всем отчитываться о своих действиях перед королем и «пайщиками-акционерами».

Одним из убедительных аргументов Магеллана стала попавшая к нему в руки карта, основанная на результатах предыдущих плаваний испанцев и португальцев. Их экспедиции уже доходили до устья реки Ла-Плата, который они принимали за пролив в «Южное море», но пройти по нему не пробовали. Заручившись поддержкой финансистов, Магеллан сумел заинтересовать своим предложением испанского короля и получил его одобрение. Король подписал договор и дал отмашку на подготовку плавания.

Препятствия

Несмотря на высочайшее одобрение, Мегеллан с самого начала столкнулся с многочисленными препятствиями на этапе подготовки и организации экспедиции. Эти препятствия чинили как потенциальные конкуренты на лидерство в экспедиции, так и португальский посол Алвару да Кошта . Этот рыцарь плаща и кинжала работал по всем направлениям, чтобы сорвать планы Магеллана и Испании. Сначала он убеждал самого Магеллана в том, что его проект – утопия. Потом пытался его запугать. Потом задобрить, предлагая вернуться в Португалию, чей король был готов сменить гнев на милость. Угрозы не подействовали. Пряники тоже. Тогда посол подослал к Магеллану наемных убийц. Покушение сорвалось.

Но посол продолжал вредить: срывал поставки снаряжения, натравливал испанских командиров на «португальца» Магеллана, короче, вел себя как тот «генерал» из «Сказки про Федота-стрельца». Но Магеллан сумел переиграть всех врагов, показав свою волю и решительность уже на начальном этапе, чем вызвал расположение команды и самого короля.

22 марта 1518 Карлос I утверждает план Магеллана. В соответствии с договоренностями, Фернандо Магеллану и Руи Фалейру, как Генеральные капитаны (что соответствовало званию адмирала) получат двадцатую часть (5%) прибыли. Кроме того, они и их наследники получат право на управление открытыми землями плюс всевозможные титулы.

Довольно скоро имя Руи Фалейру исчезнет из всех договоров. По какой причине компаньон Магеллана впал в немилость, историки только лишь предполагают . Известно лишь, что он принял свою «отставку» очень близки к сердцу «и подвинулся рассудком».

Конфликты с испанскими капитанами судов начались сразу по их назначению и продолжались все время подготовки. Дошло до того, что король даже «топнул ногой и погрозил пальцем» недоброжелателям Магеллана, усмирив их ретивость. Правда и Магеллану было предписано ограничить число португальцев среди членов экипажа. И, тем не менее, число опытных в морском деле «гастарбайтеров» из соседней страны получилось достаточно большим. Очевидно, что Магеллан стремился собрать как можно больше преданных лично ему людей.

На собранные для организации экспедиции средства Фернандо Магеллан & Co подготовили пять кораблей. Это были полноценные нао (или карраки ) которых по традиции некоторые называют каравеллами. Хотя грань между каравеллами и карраками достаточно условная - многие карраки несли на корме косые латинские паруса для удобства маневрирования и наоборот, многие каравеллы имели на фок-мачте прямые паруса.

Корабли и снаряжение

экспедиции Магеллана

Итак, парусники «Тринидад», «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Виктория» и «Сантьяго» взяли на борт более 250 членов экипажа плюс запас провизии и всего необходимого в расчете на 2 года автономного плавания.

Провизия была обыкновенна для тогдашних морских плаваний: мука, различные крупы, фасоль, сухари, вино, растительное масло, копчености и солености, мед, сухофрукты.

Вооружение флотилии состояло из 70 пушек разной мощности, были аркебузы, арбалеты, холодное оружие и доспехи.

Товары для предполагаемой обменной торговли: металлические изделия, разную материю, украшения, бусы, зеркала, всякие побрякушки.

Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой снаряжения, продуктов и товаров для предполагаемой торговли.

Полная смета экспедиция превосходила сумму в 8 миллионов мараведи (*) . (Для сравнения: первая экспедиция Колумба обошлась в сумму примерно 4 миллиона мараведи.)

Капитаны кораблей на старте плавания:

«Тринидад» - Фернандо Магеллан

«Сан-Антонио» -Хуан Картахена (испанец)

«Консепсьон» - Гаспар Кассада (испанец)

«Виктория» - Луис Мендоса (испанец)

«Сантьяго» - Жуан Серран (португалец)

Указание национальности капитанов, к сожалению, имеет значение, ибо все три испанских капитана стояли в оппозиции к Магеллану - им не нравилось, что ими командует иноземец, хотя Магеллан на тот момент уже имел испанское подданство. Это противостояние еще не раз приведет к серьезным конфликтам и неприятностям во время плавания. Воистину «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет».

Но, несмотря на все препятствия, к середине сентября 1519 года корабли экспедиции были полностью укомплектованы и готовы к старту. И .

(*) Чему равнялся 1 мараведи

Название денежной единицы мараведи осталось на Пиренейском полуострове со времен господства мавров. В смысле покупательной способности мараведи или его эквивалента к золоту я не нашел. Известно, что пенсия, выделенная Магеллану после его возвращения из Индии равнялась 1000 реалов в месяц и считалась оскорбительно маленькой. Нашел только в одном месте, что 1 реал = 34 мараведи.

Португалец Фернан Магеллан уже не первое столетие пользуется славой человека, совершившего первое в истории кругосветное путешествие. Тут нужно учитывать два фактора. Во-первых, Магеллан огибать Земной шар не планировал, во-вторых, он его и не обогнул. Больше того, останься Магеллан жив, и его путешествие имело бы совершенно иной маршрут. Объясняем парадокс Магеллана.

Что должно было бы быть


Повторимся еще раз, Магеллан Землю не огибал. Он об это даже не думал. Кругосветка получилась вынужденной, решение принимал другой человек, и, наверное, именно его мы должны были бы помнить лучше, чем помним Магеллана. Звали его Хуан Себастьян Элькано. Этот испанский мореплаватель возглавил экспедицию после того, как погиб Магеллан. И именно он принял то решение, которое, в итоге, привело к тому, что каракка «Виктория» совершила кругосветное плаванье. Этим, как ни странно, Элькано увековечил не себя, а Магеллана. Все лавры, однако, достались Магеллану. Потому что сама экспедиция была задумана им, а Элькано не оказался бы перед сложным выбором, если бы уже погибший командир эскадры не привел его в Азию. Тем не менее, технически Магеллан никакого отношения к путешествию вокруг света не имел. Больше того, если бы его изначальный план осуществился, то это было бы самое обыкновенное плаванье из Европы в Азию и обратно.

Могло ли быть иначе?

Повторимся еще раз, Магеллан Землю не огибал. Он об это даже не думал. Кругосветка получилась вынужденной, решение принимал другой человек, и, наверное, именно его мы должны были бы помнить лучше, чем помним Магеллана. Звали его Хуан Себастьян Элькано. Этот испанский мореплаватель возглавил экспедицию после того, как погиб Магеллан. И именно он принял то решение, которое, в итоге, привело к тому, что каракка «Виктория» совершила кругосветное плаванье. Этим, как ни странно, Элькано увековечил не себя, а Магеллана. Все лавры, однако, достались Магеллану. Потому что сама экспедиция была задумана им, а Элькано не оказался бы перед сложным выбором, если бы уже погибший командир эскадры не привел его в Азию. Тем не менее, технически Магеллан никакого отношения к путешествию вокруг света не имел. Больше того, если бы его изначальный план осуществился, то это было бы самое обыкновенное плаванье из Европы в Азию и обратно.

Могло ли быть иначе?


Конечно. То самое решение, о котором пойдет речь, Элькано принял на Молуккских островах. В тот момент он и его уцелевшие спутники находились в крайне трудном положении. Неудачное вмешательство в войну на Филиппинах, которое привело к гибели Магеллана и еще нескольких десятков человек, по сути, обескровило экспедицию. И дело было даже не в той злополучной стычке, в которой погиб сам глава всего этого предприятия, а в событиях, которые произошли потом. Правитель Себу (одного из филиппинских островов) пригласил европейцев на ужин, который оказался западней. В жуткой резне, устроенной туземцами, погибли почти все офицеры трех добравшихся до Филиппин кораблей: «Виктории», «Тринидада» и «Консепьсона». Среди жертв оказались Жуан Серран и Дуарте Барбоза – опытные мореплаватели, которые возглавили экспедицию после гибели Магеллана. Элькано же, судя по всему, в тот момент вообще находился на птичьих правах. Несколько ранее, когда экспедиция еще только пересекала Атлантику, он поучаствовал в бунте против Магеллана, но позже был прощен. После резни на Себу он остался чуть ли не единственным участником экспедиции, имевшим хоть какой-то опыт командования судном. В распоряжении Элькано оказалось три корабля и примерно шестьдесят человек (по другим данным восемьдесят). Сколько бы их ни было 60 или 80, а для трех больших кораблей маловато. Не говоря уже о том, что те сильно обветшали, а Элькано, судя по всему, не знал, как нужно проводить кренгование. «Консепсьон» пришлось бросить. Молуккских островов, которые и были целью путешествия, достигли лишь «Виктория» и «Тринидад». Здесь участники экспедиции сделали то, ради чего и вытерпели все те страдания, что выпали на их долю с того момента, как они покинули Европу. Они закупили пряности, набив ими трюмы двух своих кораблей. Теперь с этим грузом нужно было вернуться назад. Ситуация осложнялась тем, что власти Португалии объявили Магеллана дезертиром и врагом короны. Все корабли его экспедиции подлежали аресту с конфискацией груза. А между тем Элькано с «Викторией» и «Тринидадом» находился в португальских владениях. Точнее на территории, которая отошла к этой стране по договору с Испанией. Чтобы увеличить шансы на успешное возвращение, Элькано принял решение разделить корабли. «Тринидад» пошел в Европу обратным путем, «Виктория» - через Африку. Решение оказалось удачным. «Тринидад» все-таки был перехвачен португальцами, а большинство членов его команды умерли в плену. А вот «Виктория», а с ней 18 выживших человек команды, доскреблась-таки до Испании. Ей при этом предстояло трижды уходить от погони. При любом ином исходе экспедиция так и не была бы завершена.

Если бы Магеллан выжил.


Магеллан задумывал коммерческую экспедицию. Именно обещаниями больших барышей он и убедил, в конце концов, испанскую корону проспонсировать его предприятие. Идея его сводилась к следующему: добраться до Молуккских островов, именуемых также Островами Пряностей, закупить там пряности и вернуться с ними в Европу. Продать груз в Испании можно было за баснословные деньги. Хватило бы не только на покрытие всех расходов, но и на безбедную жизнь всем участникам. В первую очередь, конечно, тем, кто дал денег, но даже простые матросы не остались бы голодными. Предприятие сулило колоссальную прибыль, что и было доказано Элькано по возвращении. Продажа груза из трюма одной только «Виктории» полностью покрыла все траты на снаряжение экспедиции из пяти кораблей и буквально озолотила вернувшихся мореплавателей. Тем не менее, Магеллан испытал серьезные трудности с поиском спонсоров. Путешествие, конечно, сулило выгоду, но запросто могло обернуться провалом. Во-первых, Магеллан, хоть и знал о существовании Молуккских островов, но сам на них никогда не был. Во-вторых, никто не мог с уверенностью сказать, что существует путь из Атлантики в Тихий океан. Сам океан уже был известен европейцам, благодаря конкистадору Нуньесу Бальбоа, который пересек Панаму и вышел на его берег, однако ни одно судно еще не входило в его воды. Европейцы активно искали морской путь в новый океан из Атлантики, но поиски эти к 1519-м году (началу экспедиции Магеллана) так и не дали результатов. В-третьих, никто, включая самого Магеллана, даже приблизительно не представлял себе размеров Тихого океана. Он оказался сильно больше всех представлений о нем, что убедительно доказывают дневники Антонио Пигафетты – летописца экспедиции Магеллана. Из его записей следует, что с расчетом времени, заложенного на переход от Америки к Молуккским островам, мореплаватель ошибся в два-три раза. Все эти обстоятельства ставили под сомнение возможный успех предприятия. Магеллан, в конце концов, убедил испанское правительство геополитическим доводом. Все неосвоенные колониальные Земли были поделены между Испанией и Португалией по Тордесильясскому договору еще в начале XVI-го века. Меридиан 49’32’56 западной долготы (он же папский меридиан) стал границей. Все, что лежало к западу от него, отходило Испании, к востоку – Португалии. Магеллан обещал привезти доказательства того, что Молуккские острова лежат на испанской стороне, грубо говоря – находятся ближе к Америке, а не к Индии.

Так или иначе вся суть путешествия сводилась к тому, чтобы достичь Молуккских островов, закупить ценного груза и вернуться в Европу как можно скорее. Никакого резона идти назад через Индийский океан, Африку и Атлантику не было. Магеллан планировал вернуться тем же путем, каким и пришел – через Тихий океан и Америку. Так что если бы он не погиб на Филиппинах и сам завершил бы свое дело, то никакого кругосветного путешествия не состоялось бы. По тем временам оно было и не нужен. Куда главнее было само возвращение. Но вот по прошествии нескольких веков - факт совершения кругосветного плаванья приобрел очень большое значение. Потому что одно дело – первый случай путешествия вокруг Земли, а другой – обыкновенная коммерческая экспедиция до Молуккских островов и обратно.

Если бы «Тринидад» вернулся, а «Виктория» нет.



Случай аналогичный предыдущему. «Тринидад» возвращался через Америку, как было задумано Магелланом. Элькано на «Виктории» шел через Индийских океан, кишащий португальскими кораблями. Удивительно, что «Виктория» вернулась, а «Тринидад» был захвачен. Случись оно наоборот, и кругосветное путешествие не состоялось бы. Ибо совершить его могла лишь «Виктория». Даже если бы выживший Магеллан вернулся бы в Европу по уже пройденному пути, а кругосветное плавание не состоялось бы, его экспедиция все равно оказала бы большое влияние на судьбы человечества. Большое на тот момент. Потому что, удивительным образом, Элькано и Магеллану удалось доказать, что Молуккские острова находятся в испанских владениях. Португальской короне пришлось с этим смириться. Чуть позднее она выкупила Молуккские острова у Испании за 350 тысяч золотых дукатов. Главным же итогом путешествия Магеллана и Элькано стало заключение нового договора между Испанией и Португалией. Стороны поняли, что им нужен еще один разделительный меридиан. В 1529-м году было подписано сарагосское соглашение, по итогам которого в восточном полушарии появилась своя демаркационная линия. Пролегала она в 300 лигах восточнее Молуккских островов. Все это имело огромное значение в XVI-м веке, но не в наши дни. Иными словами, Магеллан стал бы очень важной фигурой для своего времени, но не для истории в целом. Сейчас его имя было бы известно лишь специалистам по Эпохе Географических открытий и стояло бы в одном ряду с Уильямом Дампиром, Петером Стейвесантом или Мартином Фробишером.

А вот лавры командира первой в истории экспедиции, участники которой обогнули земной шар, достались бы Фрэнсису Дрейку. Впрочем, тут бы мог вмешаться еще баск Андрес Урданета, открывший безопасный путь и Мексики на Филиппины, но его путешествие на было цельным и проходило с большими перерывами. Кругосветка образовалась по принципу челночного бега. Урданета сначала отправился из Европы в Америку, потому, прожив там какое-то время, совершил экспедицию на Филиппины, оттуда вернулся в Новую Испанию через Индийский океан, а под конец жизни прибыл в Мадрид. Он стал, таким образом, человеком, который обогнул землю, но его путешествия не были единой экспедицией. А вот Фрэнсис Дрейк полноценно сходил из Англии в Америку с возвращением через Индию и Африку. Делал он это в конце XVI-го века исключительно с военными целями. Однако, если бы Магеллан выжил, первым настоящим кругосветчиком был бы не он, а Дрейк.

Эпоха великих географических открытий – один из самых удивительных периодов в нашей истории. Постепенно раздвигались границы мира и на карту наносились новые острова, страны и целые континенты. Первое кругосветное путешествия буквально открыло людям глаза на нашу планету, и карта мира вдруг стала почти в два раза больше! Однако за все эти открытия пришлось поплатиться тысячью жизней. Кто же были эти смельчаки, впервые прошедшие кругом света, и что с ними случилось в пути?


История первого кругосветного путешествия

Самое первое кругосветное путешествие случилось в 1519-1522 годах. Кругосветным оно стало совершенно случайно и изначально задумывалось, как обычная коммерческая экспедиция. Однако это путешествие принесло крайне значимые для человечества открытия:

    Только после первой кругосветной экспедиции люди окончательно убедились, что Земля круглая;

    Во время плавания был впервые пройден Тихий океан и, наконец, стали ясны реальные размеры мира;

    Впервые был отмечен феномен смены часовых поясов;

    В результате этого плавания свои названия получили Тихий океан, Патагония и архипелаг Огненная земля.

Карта мира до открытия Тихого океана и Австралии

Подготовка первой кругосветной экспедиции началась задолго до самого плавания. В то время в мире господствовали две великие державы - Испания и Португалия. Между ними был поделен весь мир. Испании достались западные просторы до Америки, а Португалия контролировала путь на восток в Индию. Однако американский континент не приносил Испании такой же выгоды, как португальцам восточные страны. К тому же спорными оставались далекие и богатые Острова специй (Молуккские острова в современной Индонезии).

В 1517 году португальский мореплаватель Фернан Магеллан, уже несколько лет собиравший сведения о таинственном пути из Америки в Индию, прибывает в Испанию и пытается найти финансирование на свою экспедицию. Магеллан, заручившись расчетами своего друга-астронома Руи Фалейру, пытается убедить севильскую «Палату Контрактров», отвечающую за морские экспедиции, что найдет путь к заветным Островам специй, пройдя через Америку. К тому же он убежден, что острова находятся в испанской части земного шара. Ведь его друг и мореплаватель Франсишку Серран писал, что Острова специй расположены очень далеко от Индии. А значит, они должны быть совсем близко к испанской Америке!

Однако представители «Палаты» португальцу не поверили. Помог Магеллану один из испанских чиновников Хуан де Аранда. С помощью своих связей он устроил аудиенцию в королевском дворе, которая и принесла Магеллану необходимые финансы. За это чиновник потребовал 1/8 от прибыли, полученной по возвращению из экспедиции.

Корабли Фернана Магеллана

Испанское правительство снарядило в плавание 5 кораблей с двухгодичным запасом провианта и товаром для торговли по пути. Магеллан командовал «Тринидадом», Жуан Серран, брат Франсишку Серрана, встал за штурвал «Сантьяго», ну а во главу оставшихся трех кораблей поставили испанцев. По документам суммарно на всех судах находилось 230 моряков. Однако общая численность экипажей могла доходить до 280 человек. К команде Магеллана присоединялись сверхштатные участники, к примеру, итальянский летописец Антонио Пигафетта, да и рабов, отправившихся в плавание в качестве слуг, никто не считал. Всего на подготовку к экспедиции было потрачено 8 миллионов испанских мараведи (монета в 3,46 граммов золота).


Сколько длилось первое кругосветное путешествие?

Первое кругосветное путешествие началось 20 сентября 1519 года, а единственный уцелевший в плавании корабль «Виктория» с 18 участниками экспедиции на борту вернулся в порт Севильи 6 сентября 1522 года. Итого первое в истории человечества кругосветное плавание продлилось 1082 дня. Правда, не все это время экспедиция находилась в море, на ее пути предстояла длительная зимовка в Патагонии, войны за господство на Филиппинах и даже мятежи на борту!

Карта кругосветного путешествия Фернана Магеллана


Переход из Атлантики в Тихий океан

29 ноября 1519 года флотилия Магеллана достигла берегов Южной Америки в районе устья реки Ла-Плата. Сейчас здесь находятся две столицы - аргентинский Буэнос-Айрес и уругвайский Монтевидео. По информации от плавающих у берегов Южной Америки кораблей, именно здесь находился заветный пролив, по которому можно было добраться в Азию. Однако отправленное на разведку судно принесло неутешительные новости - это всего лишь широкое устье большой реки.

Магеллан принял решение двигаться на юг вдоль береговой линии вплоть до 75 параллели южной широты. И если на пути не встретится пролив, то повернуть в обратную сторону и дойти до Островов специй через мыс Доброй Надежды. Забегая вперед, скажем, что нужный путь экспедиция нашла значительно выше на 52 параллели! Сейчас он называется Магеллановым проливом и отделяет архипелаг Огненная земля от континентальной Аргентины.

А пока на пути к заветному проливу экспедиции встречались лишь бури, которые напрочь измотали моряков. К тому же приближалась зима. Поэтому, не доплыв до желанного пролива, корабли встали на зимовку в бухте Санта-Крус. Стоянка продлилась до 24 августа 1520 года и далась экспедиции крайне тяжело. Еще в мае разбился корабль «Сантьяго», попавший в шторм недалеко от бухты. Кроме того, в результате мятежа, устроенного испанцами, экспедиция лишилась одного моряка и оставила на суше капитана Хуана де Картахена и бортового священника - зачинщиков мятежа. Больше о них ничего не слышали.

И казалось бы, 21 октября 1520 года вышедшая в путь экспедиция достигла нужного пролива, но здесь ей пришлось расстаться с еще одним кораблем «Сан-Антонио». Уставшие от постоянных бурь, измученные и напуганные недостатком провизии и полной неопределенностью впереди, моряки просто повернули корабль назад и сбежали в Испанию. Оставшиеся три корабля «Тринидад», «Консепсьон» и «Виктория» почти 40 дней плутали по лабиринтам пролива вдоль островов Огненной земли.

Мятеж во время экспедиции Фернана Магеллана


Через Тихий океан к заветным островам

28 ноября 1520 года экспедиция выходит в Тихий океан! Размеры его стали настоящей неожиданностью для моряков. Они-то предполагали что до заветных Островов специй осталось всего ничего, а впереди их ждали 17 тысяч километров водной глади и почти 4 месяца плавания. Хорошо еще, что в океане установилась спокойная погода и корабли прошли его без особых потерь. За это Магеллан назвал океан «тихим».

6 марта 1521 года экспедиция достигает первого обитаемого острова Гуам. Однако общение с местными жителями не складывается. Аборигены с удовольствием начинают торговлю, но под шумок тащат с корабля все, что плохо лежит. В результате рассердившиеся моряки забирают провизию, сжигают местную деревню и уплывают с этого прозванного «воровским» острова. Через несколько дней они достигают Филиппин - первые из европейцев.

7 апреля 1521 года Магеллан высаживается в богатом порту на острове Себу. Местный правитель Хуманбон, впечатленный силой европейского оружия, переходит под покровительство испанского монарха. Ну а Магеллан в погоне за прибылью и новыми землями начинает завоевывать соседние острова. Во время одного из сражений на острове Мактан он и погибает. После поражения раджа Хуманбон решает прогнать испанцев со своей земли и убивает несколько десятков участников экспедиции. Остальные вынуждены бежать к Островам специй.

Гибель Фернана Магеллана


Конец первого кругосветного путешествия

Еще несколько месяцев понадобилось морякам, чтобы достичь Молуккских островов. Правда, вернуться домой с богатой добычей специй посчастливилось не всем. Корабль «Консепсьон» пришел в такую негодность, что команда его затопила. «Тринидад» удалось починить, и судно отплыло на восток - назад в испанские владения в Америке. Однако в пути было захвачено португальцами, а команда взята в плен. «Виктория» отправилась на запад, где, с трудом обогнув Африку, несколько месяцев без остановки шла на север, мечтая добраться до испанских берегов.

Правда, 9 июля 1522 года пришлось-таки сделать одну отчаянную остановку на португальских островах Зеленого мыса. Новоиспеченный капитан экспедиции Хуан Себастьян Элькано решил пополнить закончившиеся запасы провизии, обманув местный гарнизон и утаив историю своей экспедиции. Однако высадившиеся на берег 13 моряков были взяты в плен. «Виктории» опять пришлось наспех уплывать. И только 6 сентября 1522 года ее злоключения, а с ними и самое первое кругосветное путешествие, были закончены - корабль вошел в порт испанской Севильи.

Несмотря на то, что в процессе плавания погибли, пропали или были взяты в плен большинство членов экипажа, да и целыми вернулись только два из снаряженных кораблей, экспедицию признали успешной. Доходы от продажи привезенного товара позволили покрыть все затраты на путешествие и сверх того принесли значительную прибыль. Да и португальский монарх поверил в принадлежность Островов специй Испании и выкупил их за 350 тысяч дукатов (по 3,5 грамма золота в каждой монете).

Памятник Фернану Магеллану в Чили


Кто командовал экспедицией, совершившей первое кругосветное путешествие?

Командующим первой кругосветной экспедицией был португалец Фернан Магеллан. Это была его собственная идея - найти путь на запад из Европы в Азию. С ней-то он и обратился к португальскому монарху, но поддержку не нашел и был вынужден отправиться за поиском финансирования в Испанию.

К тому времени 37-летний Магеллан уже был опытным мореплавателем и солдатом. В 1505 году он отправился в Индию в качестве сверхштатного воина. Во время плавания участвовал в захвате кенийской Момбасы. Позже из Индии он вновь вернулся в Африку, где присоединился к подавлению местного восстания и участвовал в строительстве Мозамбика.

В 1509 году Магеллан в составе эскадры Сикейра совершил первое плавание в Малакку. Несколько недель в Малакке прошли мирно и большинство из моряков много времени проводили на берегу. Однако местные жители спланировали захват португальских кораблей и неожиданно напали на них. Находившийся в то время на одном из суден, Магеллан отправляется на шлюпке на флагманский корабль, чтобы предупредить адмирала Сикейру. Благодаря ему португальцам удается отстоять флотилию. Однако почти весь экипаж на суше убит малайцами. Спастись с берега получилось только у небольшой группы моряков - за ними на шлюпке приплыл опять же Магеллан. Среди уцелевших был Франсишку Серран. После этого случая молодые люди стали лучшими друзьями. И именно Серран подтолкнул Магеллана к первому кругосветному плаванию.

Портрет Фернана Магеллана

Однако Магеллану не удалось закончить экспедицию. После его гибели командование берет на себя Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). До плавания с Магелланом этот испанец баскского происхождения служил наемным солдатом в Италии, затем приобрел себе торговый корабль, с которым участвовал в осаде Триполи. Но влез в долги, был вынужден продать судно и вернулся в Севилью, где и присоединился к экспедиции Магеллана. После завершения мореплавания Элькано был удостоен собственного герба, на котором испанский император Карл V распорядился изобразить земной шар с надписью на латыни «Ты первый обогнул меня» (Primus circumdedisti me).

Ну а если уж быть совсем честными, то первым человеком, обогнувший земной шар, стал раб Магеллана - Энрике де Малакка. Родился он на острове Суматра и жил в Малакке. После захвата города португальцами, там его и купил Фернан Магеллан, а после взял с собой в экспедицию в качестве слуги и переводчика. Когда экспедиция прошла Тихий океан и высадилась на филиппинских островах, Энрике завершил свое кругосветное путешествие - первым из всех людей на земле. После гибели Магеллана он покинул корабль и больше об Энрике де Малакка ничего не слышали.

А я бы с радостью писал вам письма,

«Виктория» – первый корабль, обошедший вокруг света в составе экспедиции Фернана Магеллана.

20 сентября 1519 года из испанского порта Санлукар-де-Беррамеда вышло пять парусников: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория» . В литературе их чаще всего называют каравеллами , но «Виктория» вероятнее всего была караккой - самый распространенный тип парусного судна XV-XVI века. Вероятнее всего «Виктория» имела три мачты. Фок и грот-мачты несли два яруса прямых парусов, бизань – один косой парус, под бушпритом (который в те времена тоже считали за мачту) поднимали блинд. Парусник был вооружен примерно сорока пушками разного калибра.

Точных данных о размерах судна нет из-за разницы мер. Одни исследователи полагают, что магеллановская тонна примерно соответствовала тонне современной, другие - что она превышала современную тонну в 2,43 раза. Поэтому тоннаж «Виктории» разных источниках колеблется от 85 до 206 тонн.

Командовал эскадрой португалец Фернан Магеллан . Целью путешествия было достичь Молуккских островов , богатых столь ценимыми в Европе пряностями, западным путем - обогнув Южную Америку. До Магеллана никому из мореплавателей еще не удавалось найти пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, но Фернан Магеллан не сомневался в его существовании.

Снаряжал экспедицию испанский король Карл V. Изначально Магеллан обращался с идеей совершить подобное путешествие к португальскому монарху Мануилу I, но тот не поддержал идею путешественника.

Плавание изначально было рассчитано на 2 года, но продлилось значительно дольше.

Парусник «Виктория» был назван Магелланом в честь церкви, где знаменитый капитан давал присягу испанскому королю. «Виктория» не была флагмансикм судном. Капитан Магеллан командовал «Тринидадом» . Капитаном «Виктории» назначили Луиса де Мендоса.

Всего на пяти кораблях по разным данным находилось от 265 до 280 человек.

В ноябре 1520 года через наконец-то обнаруженный пролив экспедиция вышла в неведомый океан, названный Магелланом Тихим. За первый год плавания флотилия потеряла 2 корабля: каравелла «Сантьяго» затонула, а на «Сан-Антонио» произошел бунт, в результате чего команда парусника отказалась от дальнейшего путешествия и повернула обратно в Испанию.

Более ста дней моряки провели в Тихом океане, попав в полосу штиля. За это время на кораблях кончилось продовольствие. Экипажам приходилось питаться древесными опилками и варить кожаные ремни и предметы одежды. От голода и цинги погибли 19 членов экспедиции. Остальные были крайне истощены.

Весной 1521 года три парусника достигли острова Гуам. На островах морякам удалось отдохнуть и пополнить свои запасы. Но между путешественниками и местными жителями постоянно возникали конфликты и вооруженные стычки. В одном из таких столкновений на островах, впоследствии названных Филиппинскими , 27 апреля 1522 года погиб командир экспедиции капитан Фернан Магеллан .

Руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян де Элькано - капитан судна «Консепсьон» . Его первым решением было возвращаться домой в Испанию. Но прежде моряки все-таки побывали на Молуккских островах - куда и держал путь Магеллан. Там путешественники закупили большое количество различных пряностей. На этих же островах остались два из трех кораблей экспедиции – «Консептсьон» был сожжен по причине крайней ветхости, а «Тринидад» поставлен на ремонт.

И вот 7 сентября 1522 года последний из пяти парусников Магеллана «Виктория» вернулся в родную гавань Санлукар-де-Баррамед. Восемнадцать моряков из почти трех сотен отправившихся в путешествие сошли на берег. Внешне «Виктория» напоминала корабль-призрак, настолько плохо было ее состояние. А моряки были похожи на живые скелеты. Прямо от трапа корабля они отправились в церковь - ставить свечи в благодарность за свое возвращение. Среди выживших был и Антонио Пигафетта - летописец экспедиции.

Тем не менее, экспедиция считалась крайне успешной. Была не только подтверждена гипотеза о том, что Земля – шар, открыт новый путь в Индию через Тихий океан, но и введено понятие «линии перемены дат» – за время плавания путешественники обнаружили, что прибыли в Испанию на сутки позже, чем было рассчитано в календаре, который велся в путешествии. Впоследствии это открытие привело к введению часовых поясов. Кроме того, денег вырученных от продажи пряностей хватило, чтобы покрыть все расходы экспедиции.

Все почести, связанные с завершением кругосветного путешествия, достались де Элькано - король Испании утвердил личный герб де Элькано, на котором были изображены восточные пряности, Земной шар и надпись «Ты первый обогнул меня» на латыни – Primus circumdedisti me .

В XX веке появилось несколько реплик легендарного парусника, впервые обошедшего вокруг света. В 1992 году была построена испанская реплика «Виктории» . Ее строительство было приурочено к выставке в городе Севилья. В 2004-2005 годах «Виктория» совершила кругосветное путешествие по маршруту Магеллана. Сейчас парусник служит кораблем-музеем.

В 1999 году в кругосветное путешествие отправилась чешская реплика «Виктории» , построенная Рудольфом Крауснайдером. Условия на паруснике были максимально приближены к XVI веку: на судне отсутствовал не только двигатель, но и даже гальюн! Тяжелое путешествие вынесли не все, и экипаж за время плавания несколько раз менялся. Чешская «Виктория» обогнула Землю за 5 лет, что на 2 года дольше экспедиции Магеллана.

В 2011 году была построена еще одна реплика знаменитого парусника - в Чили. Строительство было приурочено к двухсотлетнему юбилею появления европейцев на континенте. Сейчас чилийская «Виктория» стоит в городе Пунта-Аренас и открыта для посещения.

00:05 — REGNUM Почти 450 лет назад, 6 сентября 1522 года, в испанской гавани Сан-Лукар-де-Баррамеда пришвартовался потрёпанный корабль. На его борту находилось 18 измученных, голодных людей. Многих застали спящими, в горячке, слишком измученными, чтобы ликовать по поводу возвращения на родину. Так судно «Виктория» вернулось из небывалого кругосветного путешествия, ставшего историческим. После завершения последней экспедиции Фернана Магеллана мир стал таким, каким мы видим его сегодня. В этом путешествии был открыт Тихий океан и определены настоящие размеры нашей планеты. Событие это стало триумфом духа, сагой об отваге и мужестве, подвигах и поражениях. Магеллану же оно принесло лавры величайшего мореплавателя тех времен. Правда, мир об этом, может, и не узнал бы никогда, если бы не один молодой и честолюбивый испанец — капитан Хуан Себастьян Элькано.

Ян Мухаметьянов © ИА REGNUM

Путь в неизвестность

Мечта генерал-капитана Магеллана, к которой он стремился в течение пяти лет, осуществилась 21 сентября 1519 года. По сути, в этот день он оправился в неизвестность. Летописец экспедиции Антонио Пигафетта так описал это событие:

«Флот, снабжённый всем необходимым для морского путешествия и имея на борту разных людей числом всего 241, готовился покинуть Севильский порт. Дав залп из многих орудий, мы вышли в море».

Это была крупнейшая авантюра упрямого португальца. Однако в случае удачи он рассчитывал на богатство и славу. Цель Магеллана была чисто экономической: отыскать для Испании торговый путь к самому ценному товару — пряностям, которые в 16-м веке ценились дороже золота. Но путь к ним для испанцев был закрыт. В 1494 году папа римский поделил мир между двумя великими морскими державами. Испания получила западную половину, а Португалия — восточную, где пролегал единственный известный путь к Островам Пряностей — через Молуккские острова. Целью Магеллана было найти туда западный путь — через испанские воды. Это помогло бы доказать, что Острова Пряностей находятся ближе к Новому Свету, а не к Азии, а значит, источник пряного богатства располагается в сфере влияния Испании, а не Португалии.

Безумный, по сути, план. Но если такой путь все-таки найдется, Испания могла бы стать самой богатой державой, а Магеллан — получить свою долю от прибыли.

Экспедиция состояла из пяти торговых судов-каравелл, приспособленных для длительного плавания в открытом море. Мало кто верил в успех этого путешествия, ведь Магеллан шел в места, не нанесённые на карты (Колумб и его последователи ранее обозначили только берег Бразилии и некоторые острова Карибского моря, а дальше на картах того времени было большое белое пятно: что находится южнее мыса Доброй Надежды, картографам в то время было неизвестно).

Многие считали, что южноамериканский континент перекроет путь путешественникам. Однако из некоторых источников того времени известно, что Магеллан знал: на Острова Пряностей можно попасть, обогнув Америку с юга. Возможно, он действительно располагал некоторыми сведениями (такую информацию мореплаватели держали в тайне), но так и не раскрыл их источник.

«Решив совершить столь длительное плавание по океану, на котором повсеместно свирепствуют неистовые ветры и сильные бури, и не желая в то же время, чтобы кто-нибудь из его экипажа знал о его намерениях в этом предприятии, дабы их не могла смутить мысль о свершении столь великого и необыкновенного деяния, которое он готовился осуществить с помощью Господа Бога», — писал Антонио Пигафетта.

Решимость и «божественная» помощь

Решение держать экипаж в неведении было опасным, оно могло погубить все предприятие. Магеллан впервые командовал не только флотом, но и кораблем. Что же вынудило столь целеустремленного генерала пойти на такой риск? О личности Магеллана мало известно — человека затмили его дела. По некоторым данным, он принимал участие в захвате земель Восточной Африки, строил город в Мозамбике, воевал в Индии и дошел до Индонезии. Всё это время служил португальскому королю честно, воевал храбро и за достаточно короткое время приобрел авторитет, пользовался доверием вице-короля и командующих крупными эскадрами. Во время одной из операций, в результате которой большая группа португальских моряков осталась без корабля, а спасательных шлюпок хватило только на половину несчастных, он оказался единственным дворянином, который согласился ждать с простолюдинами второй рейс, чем предотвратил бунт моряков. Но дома его не встретили как героя. Когда он вернулся в Португалию, то оказался никому не нужен. Королевский казначей назначил Магеллану пенсию, самую маленькую, которую назначают дворянам за военные заслуги.

Вероятно, тогда он и решил доказать всем, что достоин большего, решил закончить дело, которое не довершили Колумб и Васко да Гама. И если первые обогнули Африку, то Магеллан замахнулся на Южную Америку. Эта цель стала его навязчивой идеей.

И первым его противником был Тихий океан, унесший немало жизней. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Моряки выдержали много яростных шквалов.

«Так как не было возможности двигаться вперед, то во избежание кораблекрушения паруса убирали, и таким-то образом нас носило то туда, то сюда все время, пока продолжалась буря, — так яростна была она. При дожде ветер стихал. С появлением солнца наступало затишье. Какие-то большие рыбы, называемые акулами, подплывали к кораблям. У них страшные зубы, и как только им попадается человек, они пожирают его. Мы выловили много рыб при помощи железных крюков, но они непригодны для еды; размерами поменьше лучше, но точно так же не годятся для этой цели», — писал Антонио Пигафетта.

Малегган шел через самые опасные воды в мире. Корабли получали повреждения, теряли прочность. При одном таком шторме ветер был такой силы, что разорвал паруса в клочья, несмотря на то, что они были свернуты и закреплены.

Магеллан был целеустремленным человеком, его вела идея, но силы его людей к тому времени были уже на грани истощения. К тому же их пугала неизвестность. Неудивительно, что они стали молиться о божественном заступничестве.

«Во время этих бурь нам не раз являлось светлое тело, т. е. св. Эльм, в пламени, а в одну очень темную ночь он показался на грот-мачте, пылая, точно ярко горящий факел, где и оставался в продолжении двух с лишним часов, принося нам отраду, так как все мы проливали слезы. Когда этот благословенный свет погас, столь яркой была его последняя вспышка, что она поразила наше зрение, и все мы больше чем одну восьмую часа не могли видеть ничего и молили, чтобы сжалились над нами. Но как раз тогда, когда мы считали себя на краю гибели, море внезапно успокоилось», — писал Антонио Пигафетта.

Просчет и бунт

Через четыре месяца после отбытия из Испании потрепанный флот подошел к берегам Южной Америки. Моряки встали на якорь в диком заливе, где впоследствии возникнет Рио-де-Жанейро. Оттуда они направились вдоль побережья на юг.

Антонио Пигафетта описывал удивительные открытия экспедиции: «Тут водится бесчисленное множество попугаев; нам давали в обмен на одно зеркало восемь штук. Водятся и маленькие обезьянки, похожие на львов, но желтого цвета и очень красивые < …> Мужчины и женщины такого же сложения, как и мы. Они едят мясо своих врагов, и не потому, чтобы оно было вкусное, а таков уж установившийся обычай».

Вскоре экспедиция достигла края известного мира — 35 градусов южной широты. Южнее еще никто из европейцев не бывал. Здесь Магеллан и рассчитывал найти проход, поскольку берег круто поворачивал на запад, а к югу, казалось, нет никакой земли.

«Мы называли этот мыс мысом Святой Марии и думали, что за ним лежит проход в южное, то есть полуденное море», — вспоминает летописец .

Ужасная правда открылась через 15 дней: это был не легендарный проход, а гигантский залив Ла-Плата. Это была катастрофа. Магеллан зашёл в тупик. Его уверенность в существовании прохода рушилась, но о возвращении не могло быть и речи. Тогда Магеллан принимает смелое решение — переступить за край известного мира плыть туда, где не бывал ни один европеец. Он вслепую пошел на юг, вдоль пустынных берегов, названных им Патагонией, в самые свирепые моря в мире на пороге зимы.

Там моряки увидели тысячи потенциальных проходов — тихие бухты широких рек, огромные заливы. Каждый нужно было проверить. Можно представить, каково это было — в ненастную погоду менять курс неповоротливых кораблей и маневрировать! Три месяца моряки шли на юг, но не могли найти никакого прохода. Припасы были на исходе, дни становились короче. 31 марта 1520 года они встали на зимовку в заливе Святого Хулиана. Голодные и усталые люди мерзли. Моральный дух упал по предела. Последней каплей в чаше терпения команды стало решение Магеллана сократить рацион. Офицеры потребовали, чтобы он повернул назад в Испанию. Человек, который поставил на карту все, чтобы найти путь в обход Южной Америки, на это пойти не мог.

Экспедиция оказалась под угрозой: холод, голод, утрата веры в капитан-генерала. И как итог — мятеж. Магеллана изолировали. Времени на раздумья не было. Он направил верного оружейника к одному из мятежных капитанов с особым поручением — убить его. Оставшийся экипаж сдался. Магеллану удалось также перехватить и другой мятежный корабль и таким образом подавить мятеж. Оставалось наглядно показать — в чьих руках власть. Капитан-генерал восстановил авторитет.

Потеря кораблей и легендарный пролив

После подавления мятежа нужно было думать о том, как прожить зиму. Продовольствия катастрофически не хватало. Чем дальше — тем хуже. Один из кораблей — «Сантьяго» — разбился о скалы. Но ничто не могло остановить Магеллана. После 7-месячной зимовки можно было продолжать поиск прохода. Четыре оставшихся корабля снова шли на юг, вдоль берегов Патагонии, исследуя каждую бухту. Наконец забрезжила надежда — кости китов. Хороший знак — возможно, здесь этим путем мигрируют киты, а значит, впереди океан. 25 октября 1520 года, в день «Одиннадцати тысяч дев» — Святой Урсулы — примерно на 52-й параллели южной широты моряки открыли мыс, который они и назвали в честь этого праздника.

Это произошло чуть ли не через год после начала плавания. Самое главное, что вода в длинной протоке была соленой, а значит, на другом конце находился выход в соленое море. В надежде, что наконец найден путь на восток, флот устремился вперед. На западе пролив открывался в бухту, а за ним начинался еще один пролив. Экспедиция очень долго шла в глубь континента. Перед моряками возникали все новые острова, проливы и бухты. Моряки уже решили, что ходят между горами по кругу. Многим из тех, кто был на кораблях, казалось, что из него нет выхода.

В этих проливах Магеллан лишился второго корабля. Но на сей раз — не из-за ненастья. Экипаж «Сан-Антонио» взбунтовался и повернул в Испанию. Это был тяжелый удар: на том корабле оставалась большая часть запасов продовольствия. Магеллан дал команду держать курс на запад — северо-запад. По коварному проливу протяженностью, как мы теперь знаем, 530 километров. Прошло еще 38 дней, пока Магеллан наконец не увидел долгожданное море. Он нашел легендарный проход.

«Капитан-генерал прослезился от радости и назвал этот мыс Желанным, так как мы долгое время его желали», — вспоминал Антонио Пигафетта.

В этот момент Магеллан должно быть понял, что сравнялся с героями своего детства — Колумбом и Васко да Гамой. Его мечта сбылась. Скорее всего, Магеллан не осознавал исторического значения открытия этого пролива. На 400 лет он стал основным путем в Тихий океан. Сократить его смог лишь Панамский канал, открытый лишь в 1914 году.

Выдающееся открытие. Но для Магеллана и его спутников оно было лишь прелюдией к открытию западного пути к богатствам Островов Пряностей.

Ошибка Птолемея

28 ноября 1520 года Магеллан повернул на север. Погода была хорошей, а океан таким спокойным, что он назвал его Тихим. Безоблачное небо над безбрежным простором. Даже ночью небо было необычным. Путешественники разглядывали Южный Крест и еще нечто непонятное.

«Скопление небольших звезд, напоминающих тучи пыли. Среди них находятся две крупные, но не яркие звезды, двигающиеся очень медленно», писал Антонио Пигафетта. И только через 400 лет ученые поняли, что эти звездные скопления — ближайшие к нам галактики: Магеллановы облака помогли астрономам определить размеры Вселенной и наблюдать за смертью звезд.

18 декабря 1520 года корабли повернули на северо-запад. Магеллан еще не знал, как глубоко заблуждается. Он думал, что до Островов Пряностей осталось всего три дня пути. Расчет этот основывался на картах, а они, в свою очередь, — на трудах Птолемея, который утверждал, что окружность Земли оставляет 29 тысяч километров. Скоро капитан-генерал «потом и кровью» осознал, что Птолемей ошибся боле чем на 11 тысяч километров: Тихий океан занимает 28 процентов площади поверхности Земли. Магеллан вел своих людей в безбрежный, пустынный океан. Сложно представить что чувствовали путешественники, пересекая самый большой водный бассейн на планете, не представляя, насколько он велик. Возможно, самые слабые моряки уже и не думали, что когда-либо увидят землю. Команду сразила цинга, снова начался голод. Дневник Пигафетты, описывающий события того времени, жутко читать:

«В течение трех месяцев и двадцати дней мы были предоставлены Тихому океану, нигде и ни разу нам не удалось существенно пополнить запасы провизии или взять на борт что-нибудь свежее. Мы ели только старые сухари, кишевшие червями и превратившиеся в крошево после их старательной и прожорливой деятельности. Пили тухлую желтую воду. Кроме того, мы ели воловью кожу, очень жесткую, так как солнце, дождь и ветер ее окончательно продубили. Поэтому мы клали ее на четыре-пять дней в соленую воду для размягчения, затем — на короткое время в раскаленную золу и уж потом делили между собой. Крысы считались исключительным лакомством. За полдуката их перекупали и перепродавали».

К концу января 1521 года Магеллан прошел на северо-восток 1000 километров в открытом море.

«Кроме двух пустынных островков, на которых мы нашли одних только птиц да деревья, мы никакой земли не видели. Мы не находим места, куда бы бросить якоря», — отмечал летописец .

Должно быть, и Магеллана стали обуревать немалые сомнения. Ведь лишь через пять месяцев, в 20 тысячах километров от пролива (10 градусов южнее экватора) члены экспедиции увидели землю. Это были нынешние Филиппины. Каким-то чудом Магеллану удалось сохранить оставшиеся корабли. А Острова Пряностей между тем были в нескольких днях пути. Игра стоила свеч.

Самонадеянность и гибель Магеллана

Филиппины казались настоящим раем. Пресная вода, обилие тропических фруктов, дружелюбные туземцы. Чтобы заявить права на Острова Пряностей, нужно было присоединить территорию к Испании, обратить туземцев в христианство. Для этого требовалось доказать его выгоды. Самое стоящее, что мог предложить филиппинцам Магеллан, — это непобедимость, достигаемую за счет превосходства в оружии. Действительно, гром пушек наводил на туземцев ужас, они признали силу пришельцев. Магеллан позаботился о том, чтобы, принимая крещение, туземцы одновременно приносили присягу верности испанской короне как символу верховной власти в мире и религии. Он поставил жесткое условие жить по его законам и подчиняться европейцам: «покоритесь и вы будете непобедимы». По сути это было создание базы для колонизации (испанцам впоследствии потребовался не один десяток лет, чтобы превратить Филиппины в колонию Испании).

Однако же уверенность капитан-генерала в превосходстве своего оружия стала роковой ошибкой. Он решил наказать вождя Силапулапу с соседнего острова Мактан за то, что тот отказался принять христианство.

Накануне сражения, пока команда Магеллана веселилась на «Виктории», будучи уверенной в победе, на Мактане всерьез готовились дать отпор. Вождь отобрал лучших воинов и призвал на помощь богов войны. Это столкновение культур и религий стало для филиппинцев символом борьбы за независимость.

Сначала Магеллан направил через пролив парламентеров. Они пытались уговорить Силапулапу принять христианство и подчиниться Испании, но снова получили отказ. На рассвете 27 апреля 1521 года Магеллан с отрядом из 50 человек высадились на берег Мартана, чтобы сразиться с тысячей воинов Силапулапу. Несмотря на численное превосходство противника, Магеллан не сомневался в победе, поскольку, как уже было сказано, полагался на свое превосходство в оружии и доспехах. Причем он был настолько уверен в победе, что отдал приказ другим капитанам не ввязываться в сражение.

Board.postjung.com

И к тому же допустил роковую ошибку — начал операцию во время отлива. Корабль не смог подойти к берегу, и Магеллану с командой пришлось чуть ли не километр идти к берегу по мелководью. Пушечные ядра до берега не долетали. А когда в ходе боя у отряда Магеллана кончились боеприпасы, воины Силапулапу перешли в наступление.

Магеллан одним из первых был ранен стрелой выше колена. Он приказал организованно отступить, но только шесть человек, самых преданных, подчинились приказу и не бросили своего командира. Два раза ему сбивали с головы шлем, но «смелый капитан и рыцарь не сдался и вместе с оставшимися с ним людьми продолжал еще больше часа мужественно сражаться. Так как он был недалеко от берега, одному аборигену удалось ранить его в лицо. Капитан мгновенно проткнул противника его собственным копьем. Потом он схватился за свой меч, но смог его вытянуть только наполовину, так как брошенное бамбуковое копье разворотило ему руку. Как только враги это увидели, они ринулись на него, и один всадил ему большой дротик… глубоко в ногу. Тут генерал-капитан упал лицом вниз. Тотчас же они бросились на него с бамбуковыми копьями и дротиками и злодейски убили нашу отраду и надежду, утешение и светоч, нашего верного предводителя. Когда они его окружили, он еще успел обернуться, чтобы посмотреть, все ли достигли лодок», — так описывает события той трагедии летописец.

Остров Пряностей. Приобретения и потери

Сначала все в равной степени были объяты ужасом от случившегося. Но оставшиеся в живых знали, что Острова Пряностей совсем рядом. Туда направились два оставшиеся корабля. Командование «Викторией» взял на себя Хуан Себастьян Элькано. История явно недооценила его роль в экспедиции. Под его командованием моряки наконец нашли заветные пряности. Путешествие длиной в 28 тыс. километров унесло 100 жизней, в том числе капитан-генерала. Но остальные исполнили мечту Магеллана. Они достигли конечной цели путешествия. Именно там моряки убедились в том, что мешочек сушёной гвоздики, к примеру, надолго мог обеспечить его владельцу безбедное существование. Но чтобы разбогатеть, пряности еще нужно было довести до Испании. Перед оставшимися двумя кораблями встал выбор: возвращаться тем же путем или продолжить путь на запад — через воды, контролируемые противником. Одни выбрали путь на восток, другие — на запад.

Судно «Тринидат» пошло на восток, через Тихий океан, но было перехвачено португальцами. Они захватили драгоценный товар, экипаж взяли в плен, а корабль сожгли. Элькано на «Виктории» пошел на запад. До Испании было 20 тысяч километров, и весь путь проходил через сферу влияния той же Португалии. Чтобы не попасться, он шел через воды, не нанесенные на карту. Два месяца и почти 5 тысяч километров сквозь постоянные штормы. Некоторые были такими сильными, что значительно повредили корабль. Приходилось постоянно заниматься его починкой. К тому же вновь стали заканчиваться припасы, началась цинга.

«Однако хуже всех бед была вот какая. У некоторых из экипажа верхние и нижние десны распухли до такой степени, что они не могли есть», отмечал летописец.

Как известно, из 30 человек экипажа переболело 25. Многие погибли. Ужасная ирония: заболевание развивается от недостатка витамина С. А экипаж буквально сидел на гвоздике. Но люди не знали, что в ней содержится спасение. По дороге в Испанию больше половины экипажа умерло от цинги и голода. Элькано не погиб, потому что ел айвовое варенье. Он не знал, что от болезни его спас содержащийся в нем витамин С. Возможно, благодаря ему до нас и дошел дневник Пигафетты. Иначе мы бы никогда не узнали о подвиге Элькано. Он провел «Викторию» вокруг мыса Доброй Надежды, мимо Островов Зеленого Мыса в Испанию. Из 241 человека вернулась лишь горстка людей. Таков был итог первого кругосветного плавания. Из пяти кораблей, высланных в плавание, три пропало. Не поддаются счету аборигены, убитые во время плавания европейцами. Дорогая цена.

Как побочное стало главным

Итак, «Виктория» стала первым кораблем, обошедшим земной шар. А теория о том, что Земля круглая, стала неоспоримым фактом. Элькано был пожалован герб с изображением земного шара и надписью: «Ты первый обошёл вокруг меня». Само же кругосветное плаванье хоть и попало в историю, но не оправдало надежд экипажа. Эти люди не стали богачами. Пряности были проданы, и прибыль изъята в пользу королевской казны в компенсацию ущерба за потерю флота. Летописца оклеветали и по решению суда выслали в Италию. Через четыре года Элькано отправился во второе кругосветное плаванье, чтобы закрепить права Испании на Острова Пряностей, но умер в Тихом океане от цинги.

Практические, непосредственные результаты кругосветного плавания Магеллана, завершенного Элькано, тоже оказались незначительными. Путь к Островам Пряностей через Тихий океан был слишком долог и труден. Сопротивление португальцев заставило Карла V временно отказаться от проникновения в Юго-Восточную Азию.

Самое главное, после того как отошли в прошлое меркантильные, политические, военные аспекты плавания Магеллана, игравшие первенствующую роль в организации путешествия, осталось то, что было лишь средством, в лучшем случае побочной целью. Это — познание Земли, соотношения ее океанов, материков и островов. Знакомство же одних народов нашей планеты с другими оказалось долгим, трудным и кровавым. Но другой истории у нас нет.

Загрузка...
Top