«Поэту (Поэт! не дорожи любовию народной…)» А. Пушкин. Поэт, не дорожи любовию народной Услышишь суд глупца и смех толпы холодной

«Поэту» Александр Пушкин

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Анализ стихотворения Пушкина «Поэту»

Сонет «Поэту (Поэт! Не дорожи любовию народной…)» был написан А. С. Пушкиным 7 июля 1830 года. Известно, что причиной создания послужили придирки, опубликованные в журналах «Московский телеграф» и «Северная пчела». Прежде на страницах этих изданий печатали доброжелательные рецензии на произведения Пушкина. Теперь же поэт очень остро ощутил, сколь переменчивы взгляды критиков и как капризна публика.

Сонет имеет классическую форму, которую можно представить в виде схемы abab abba ccd eed. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Автор выступает от первого лица, обращаясь к коллеге по литературному цеху. Первое же предложение настойчиво требует внимания собеседника: «Поэт! не дорожи любовию народной.»

Такое громкое заявление кажется абсурдным при поверхностном взгляде. Мы привыкли, что именно признание – это то, ради чего трудится любой творческий человек. Для этого он делится своими достижениями с обществом – публикует произведения, устраивает выставки работ и т. д. Но А. С. Пушкин призывает не попадаться на удочку народной похвалы. Он предостерегает, что симпатия публики временна. Кроме того, среди толпы поклонников могут затесаться недалёкие люди, а их оценка не может быть приятной. Это явление поэт наделяет эпитетом «суд глупца» и советует собеседнику оставаться спокойным и твёрдым перед его лицом.

Как и в некоторых других произведениях («Поэт и толпа», «Толпа глухая») центральное место в сонете занимают отношения творца и общества. Здесь для толпы поэт использует различные эпитеты, показывающие, что его мнение о ней остаётся неизменным. С помощью выражений «смех толпы холодной», «толпа … в детской резвости» автор показывает, что общество безрассудно и бесчувственно; вместо каких-либо разумных действий и мыслей оно предпочитает разрушать всё, что кажется ему неправильным.

Толпе противопоставлен творец. Он выше всего, поэтому Александр Сергеевич произносит воодушевляющую фразу: «Ты царь: живи один.»

Рисуя образ поэта, автор прибегает к возвышенным эпитетам: «свободный ум», «взыскательный художник». Описывая работу творца, он использует такие выражения, как «плод любимых дум», «подвиг благородный». Поэт в изображении Пушкина – это светоч разума. Недаром автор применяет метафору «алтарь, где твой огонь горит». Она указывает на божественный источник поэтического вдохновения, которое так важно сохранить. Александр Сергеевич призывает поэта сосредоточиться на этом дивном даре и не обращать на происки хулителей.

Это стихотворение можно считать манифестом самодостаточности творческого человека. Оно представляет собой наставление для других литераторов. Но думается, что это произведение обращено, скорее, к самому Александру Сергеевичу. Его строки – попытка поддержать самого себя, помочь пережить нападки недовольных критиков.

Стихотворение «Поэту» было написано 7 июля 1830 года. Напечатано в «Северных цветах» в 1831 году. Написание его вызвано нападками на Пушкина на страницах «Московского телеграфа» и «Северной пчелы», где до того времени печатались восторженные рецензии на его сочинения. По сути дела, это была травля со стороны Ф.В. Булгарина, обвинявшего поэта в приверженности либеральным идеям его молодости.
А С Пушкин. ИСТория Петра 1
7 июля 1711
http://hronos.km.ru/libris/lib_p/push_petr1_17.html
Обоз с хлебом (?) отбит был татарами. В Буджаке тайно купленный скот был остановлен Бранкованом. Наконец измена его открыта уже 7 июля через перехваченное письмо его к Кастриоту.
Петр меж тем писал в сенат о получении соболей, о справке, чего стоит пуд соли на соляных заводах, о частных просьбах etc., etc.
Армия шла, но вечером 7-го июля от Януса, бывшего с конницей в двух милях впереди, вдруг доносят, что неприятель через Прут уже перешел. Петр повелел ему отступить, но известие было ложное, турки еще тогда не переправились. Янус мог их предупредить. Малодушие его доставило туркам безопасную переправу. Они атаковали Януса; Петр сам подоспел и неприятеля отогнал.
Таким образом турки не допустили нас занять Фальцы и отрезали Рена от русской армии: вся их армия перешла Прут. Петр хотел идти вправо от Сырети; но великие безводные горы и бескормица, от которой падали лошади, трава, съеденная саранчою, и отставшие дивизии Репнина и Вейде воспрепятствовали сему плану.
В совете положено отступать для соединения всей армии, а потом дать сражение. Вечером выступил обоз, потом и полки и в ту же ночь соединились с помянутыми дивизиями (8-го июля).

http://www.znanie-sila.ru/people/issue_58.html
За это время происходят события, очень важные для будущих "Записок о Пушкине": многое напоминают одноклассники "пушкинского выпуска" - Данзас, Матюшкин, Яковлев, Комовский, Горчаков, Корф; Егор Антонович Энгельгардт, поездки в Лицей, Царское Село. Между делом Пущин здесь скопировал несколько документов лицейских, пушкинских, декабристских, из тех, что ходили в копиях. Так, на квартире старого директора, видно, был переписан сводный отчет о поведении лицеистов от 7 июля 1812 года, стихи Дельвига и кое-какие другие лицейские реликвии; Пущин пробует получить у прежнего приятеля, ныне-важного государственного человека, товарища министра Вяземского заветный "лицейский" портфель; Вяземский долго не может найти - несколько месяцев брат декабриста Николай Пущин ведет "осаду" и сообщает между прочим:
"Задерживает Вяземский портфель. Уже как крепко я его убеждал, и он еще записал что-то у себя в портфель, взял у меня для этого карандаш, потому что человек его долго не мог найти министерского карандаша".
Наконец портфель с лицейскими стихами, конституцией Никиты Муравьева и другими документами доставлен владельцу после тридцатидвухлетнего перерыва.
Пущин: "В Петербурге навещал меня, больного, Константин Данзас. Много говорил я о Пушкине с его секундантом. Он, между прочим, рассказал мне, что раз как-то во время последней его болезни, приехала У. К. Глинка, сестра Кюхельбекера; но тогда ставили ему пиявки. Пушкин просил поблагодарить ее за участие, извинился, что не может принять. Вскоре потом со вздохом проговорил: "Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского!"
Вот последний вздох Пушкина обо мне. Этот предсмертный голос друга дошел до меня с лишком через 20 лет!.."
Петербургско-лицейский фундамент записок заложен. "Минувшее меня объемлет живо..." - к тому же предания старины, устная традиция поддерживаются встречами с исследователями пушкинского наследия.
Павел Васильевич Анненков, выпустивший в 1855 году шесть томов первого научного издания сочинений и биографию Пушкина, как раз во время пребывания Пущина в столице подготовил к выходу дополнительную, седьмую книгу, куда вошли многие тексты, прежде неизвестные, или "невозможные" в печати еще два года назад, но уже разрешенные в 1857-м.
Очевидно, Е. Якушкин сводит "первого друга" Пушкина и "первого пушкиниста".
Седьмой том Анненкова Пущин, очевидно, прочитал еще в корректуре. ..
Пущин не был религиозен, но полагал, что существенные земные связи не уничтожаются с уходом одного из близких - своеобразное философское ощущение дружбы, которое мы находим хотя бы в двух следующих записях:

http://www.ronl.ru/sochineniya/pushkin/raznoe_125/
Стихотворение «Поэту» было написано 7 июля 1830 года. Напечатано в «Северных цветах» в 1831 году. Написание его вызвано нападками на Пушкина на страницах «Московского телеграфа» и «Северной пчелы», где до того времени печатались восторженные рецензии на его сочинения. По сути дела, это была травля со стороны Ф.В. Булгарина, обвинявшего поэта в приверженности либеральным идеям его молодости. К тому же, это была боязнь журнальной монополии. Пушкин активно участвовал в создании «Литературной газеты». Булгарин обвинял Пушкина и его круг писателей в оппозиционном правительственному курсу аристократизме.
Тема стихотворения (сонета) «Поэту» – поэт и общество. Я думаю, что это обращение, прежде всего, автора к самому себе. Пушкин рассуждает о нелегкой судьбе поэта, о его сложном, тернистом жизненном пути. Судьба непредсказуема: то возвысит, то отвергнет, предстанет в лице родной матери и вдруг обернется злой мачехой.
Обращаясь к самому себе, Пушкин, несомненно, имеет в виду и обобщенный образ поэта. Сколько их, «служителей музы», прошли испытание славой, клеветой, «любовью народной», «судом глупца» всякий ли выдержит, не согнется перед такими перипетиями судьбы? Пушкин, умудренный жизненный опытом, имеет право дать совет:

Пусть это спокойствие и твердость даются нелегко, но нужно знать, ради чего, ради какой цели приходится бороться с собой, с обидами, душевным волнением, когда, казалось бы, растоптаны лучшие чувства и помыслы. И эта благородная цель – свободное творчество. Автор призывает поэта:
Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум…
Для него самое важное и благородное дело в жизни – «усовершенствовать плоды любимых дум…». В этих строчках заложен огромный смысл. Развивая мысль, автор подводит читателя к тому, что только сам поэт вправе судить о том, что он пишет:
Ты сам свой высший суд;

Стихотворение «Поэту» написано не в самое лучшее время для Пушкина: он в полной мере испытал «суд глупца и смех толпы холодной».
Отсюда такой осадок горечи: «… не дорожи любовию народной».
Позже, в 1836 году, о «нерукотворном памятнике», именуемом поэзией, он напишет: «К нему не зарастет народная тропа». Уйдет обида, растает, как легкое облачко на небе. Я думаю, что сомнения в «любви народной» у поэта и не было, а его сонет – лишь ответ на выпады политических противников, преследующих корыстные цели.
Пушкин дает поэту совет: «Живи один». Я думаю, такое пожелание никак не приемлемо для самого автора. Да, возможно, минуты одиночества хороши для поэтического вдохновения, но как не вяжется образ поэта без «тесного круга друзей», в обществе которых он видел поддержку и опору.
Как бы подводя итого всему сказанному, Пушкин еще раз обращается к «взыскательному художнику», призывает к строгому суждению своего труда, отвергая мнение «толпы», «плюющей на алтарь» святого огня поэзии.
Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета. Слово «сонет» в переводе с итальянского sonare означает «звучать». Как правило, состоит из четырнадцати стихов, построенных по строгой строфической схеме: два четверостишия и трехстишия. Сонет написан ямбом, построен на перекрестной и охватной рифме.
Пушкин очень удачно ввел в свое произведение прием контраста. Он рассуждает о высших материях («восторженные похвалы») и тут же дает низменные образы: «суд глупца», «смех толпы холодной».
Этот же прием прослеживается и в лексическом составе стихотворения. Здесь возвышенная лексика контрастирует с просторечными выражениями: «царь, свободный ум», «усовершенствуя плоды» - «плюет», «толпа» и т.д.
Сонет начинается с обращения: «Поэт!» Выделенное восклицательным знаком, оно сразу особо бросается в глаза на фоне всего стихотворения.
Здесь мы не найдем ярких эпитетов, пример олицетворения единичен: «толпа холодная».
Такова особенность таланта Пушкина, что, не применяя особо ярких образов, он умеет очень точно и выразительно передать глубину чувств, мыслей и переживаний.
Сонет А.С. Пушкина называется «Поэту», но я считаю, то житейскую мудрость из этого стихотворения может извлечь не только поэт. Сила произведения «Поэту» в том, что оно учит четко придерживаться своих позиций, а это важно каждому человеку. Уметь самому критически оценить свой труд, невзирая на чье-либо мнение, отстаивать свои принципы – это лучшие качества настоящей личности.

3. П. Я. Чаадаев - Пушкину.
7 июля 1831 г. Москва.
Mon cher ami, je Vous ai écrit pour vous redemander mon manuscrit; j"attends réponse. Je vous avoue que j"ai hâte de le ravoir; renvoyez-le moi, je vous prie, au premier jour. J"ai lieu de croire que je puis incessament en tirer parti et lui faire voir le jour avec le reste de mes écritures.
N"auriez-Vous pas reçu ma lettre? Vu la grande calamité qui nous afflige, cela ne serait pas impossible. On me dit que Sarskoe-sélo est intact. Je n"ai pas besoin de vous dire combien j"ai été heureux de l"apprendre. Pardonnez-moi, mon ami, de vous occuper de moi, au moment où l"ange de la mort plane si effroyablement sur la contrée que vous habitez. Je ne l"aurais pas fait si vous habitiez Pétersbourg même ; mais c"est l"assurance de la sécurité dont vous jouissez encore où vous êtes, qui m"a donné le cœur de vous écrire.
Combien il me serait doux, mon ami, si à l"occasion de cette lettre vous me donniez de bien amples nouvelles de vous, et si vous continuiez de m"en donner [<нрзб.>] tant que l"épidémie durerait chez vous. Puis-je y compter? Bonjour. Je fais des vœux infinis pour votre salut, et vous embrasse bien tendrement. Ecrivez-moi. je vous prie. Votre fidèle Chadayeff.
7 juillet 1831.
Перевод:
Милый друг, я просил вас вернуть мою рукопись; жду ответа. Признаюсь, мне не терпится получить ее обратно; пришлите мне ее, пожалуйста, как можно скорее. У меня есть основание полагать, что я могу немедленно использовать ее и выпустить в свет вместе с остальными моими писаниями.
Неужели вы не получили моего письма? Это вполне возможно, вследствие великого бедствия, которое на нас обрушилось. Я слышал, что оно не коснулось Царского Села. Излишне говорить вам о том, как я был счастлив это узнать. Простите, друг мой, что я занимаю вас своей особой в то время, как ангел смерти так грозно витает над местами, где вы живете. Я не сделал бы этого, живи вы в самом Петербурге, но уверенность, что вы не подвергаетесь опасности там, где находитесь, придала мне смелость написать вам.
Как мне было бы радостно, друг мой, если бы в ответ на это письмо вы сообщили [много] побольше о себе и продолжали сообщать всё время, пока длится эпидемия. Могу ли я на это рассчитывать? Будьте здоровы. Без конца желаю вам благополучия и нежно обнимаю вас. Пишите мне, пожалуйста. Преданный вам Чаадаев.
7 июля 1831

7 июля 1832>.
http://bookz.ru/authors/pu6kin-aleksandr/pushkins5/page-30-pushkins5.html
Н. А. МУХАНОВ
ИЗ "ДНЕВНИКА"
7. <...> Оживленный спор с Уваровым по поводу журнала Пушкина. Он уязвлен, что разрешение было дано ему министерством внутренних дел, а не его министерством. Он утверждает, что Пушкин не сможет издавать хорошего журнала, не имея ни характера, ни постоянства, ни практических приготовлений, каких требует журнал. Он по-своему прав.

http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/koroleva.html
7 (19) июля 1836 года Тютчев радостно откликается на сообщение Гагарина о впечатлении лучших русских поэтов от его стихов: «Ваше последнее письмо доставило мне особое удовольствие, – не удовольствие тщеславия и самолюбия (такого рода радости отжили для меня свой век), но удовольствие, которое испытываешь, находя подтверждение своим мыслям в сочувствии ближнего... И тем не менее, любезный друг, я сильно сомневаюсь, чтобы бумагомаранье, которое я вам послал, заслуживало чести быть напечатанным, в особенности отдельной книжкой». Далее Тютчев заявляет, что в России теперь «каждое полугодие печатаются бесконечно лучшие произведения», в которых обнаруживается «совершеннолетие русской мысли», при решении «роковых общественных вопросов» не утрачивающей «художественного беспристрастия», и обращается мыслью к Пушкину: «Мне приятно воздать честь русскому уму, по самой сущности своей чуждающемуся риторики, которая составляет язву или, скорее, первородный грех французского ума. Вот отчего Пушкин так высоко стоит над всеми современными французскими поэтами».

«Стихотворение под № XVI: Два демона и пр. предложено было князем Михаилом Александровичем снова в сегодняшнем заседании, и Комитет признал справедливее не допустить сего стихотворения за неясностию мысли автора, которая может вести к толкам весьма неопределенным. …».
Итак, в этом письме цензора Крылова содержится процитированное им высказывание Пушкина в защиту тютчевских стихов; очевидно, это строка из записки Пушкина, где он требует, по-видимому, обозначения точками выпущенных восьми строк в стихотворении Тютчева «Не то, что мните вы, природа».
…..Все приведенные выше факты показывают, что должны быть признаны несостоятельными некоторые доказательства, используемые Ю.Н. Тыняновым для подтверждения положения о враждебном отношении Пушкина к тютчевским стихам, – прежде всего положение Тынянова, что не сам Пушкин, а его друзья, Вяземский и Жуковский, «приняли» стихи Тютчева в журнал «Современник». Как мы видели, Пушкин не только отвел «Стихотворениям, присланным из Германии» первое место в своем журнале, но и отстаивал их перед цензурой.

7 июля 2003
http://www.mramor-design.ru/news/n21.html
…согласно решению инвестиционно-тендерной комиссии от 7 июля 2003 года, в сквере у железнодорожной станции "Новая деревня" (парк "Место дуэли Пушкина") было выделено место для строительства автозаправки "Балт-трейд". 26 июля это решение было закреплено распоряжением администрации N1268-ра, а также было согласовано со всеми комитетами и управлениями, и, по мнению комитета по градостроительству и архитектуре городской администрации, абсолютно законно. Однако после активного вмешательства общественности это решение было отменено. А губернатор Петербурга Валентина Матвиенко пообещала, что "рядом с местом дуэли Пушкина никакого АЗС не будет".
При этом отметим, что после инцидента глава района Юрий Осипов пообещал, что место дуэли Пушкина обнесут кованой оградой на гранитном фундаменте согласно "старинному петербургскому стилю".
http://www.knm.ru/news/54752/
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко уверен, что губернатор города Валентина Матвиенко удивится, узнав о строительстве мойки для автомашин рядом с мемориалом "Место дуэли Пушкина". Об этом парламентарий заявил в эфире радио "Петербург".Сухенко пообещал направить обращения по этому факту во все городские инстанции, а также депутатский запрос на имя губернатора. Он надеется, что Матвиенко, узнав об этой истории, сможет остановить строительство. В то же время, парламентарий опасается, что любое промедление может привести к возведению автомойки. "Строительство павильона уже продолжается несколько дней, и уже на следующей неделе в сквере может появиться автомойка", - выразил тревогу депутат.Напомним, что вчера Сухенко сообщил "Росбалту" о начале строительных работ в сквере недалеко от парка "Место дуэли Пушкина" на Черной речке. Он сам видел работу экскаватора, а также две вырытые траншеи и гору щебня. В районной администрации депутату не смогли прокомментировать ситуацию, только в муниципальном совете он узнал, что идет строительство автомойки.Добавим, что это уже не первая попытка строительства на данной территории. Согласно решению инвестиционно-тендерной комиссии от 7 июля 2003 года, в сквере у железнодорожной станции "Новая деревня" (парк "Место дуэли Пушкина") было выделено место для строительства автозаправки "Балт-трейд". 26 июля данное решение было закреплено распоряжением администрации N1268-ра, а также согласовано со всеми комитетами и управлениями, и, по мнению представителей комитета по градостроительству и архитектуре городской администрации, было абсолютно законно. Однако после активного вмешательства общественности, это решение было отменено. В свою очередь, губернатор Петербурга пообещала, что "рядом с местом дуэли Пушкина никакой АЗС не будет"

http://www.vluki.ru/news/1215445587.html
С первого слёта нянь и бабушек в Пушкинских горах все участники уехали с титулами и подарками

07.07.2008 19:46:27
6 июля в Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина "Михайловское" (посёлок Пушкинские Горы, Псковская область) прошёл первый слёт бабушек и нянюшек, посвящённый 250-летию со дня рождения няни А. С. Пушкина Арины Родионовны Яковлевой. Как сообщила корреспонденту ПАИ начальник службы творческих проектов и массовых музейных мероприятий заповедника Татьяна Ешина, все участники слёта получили различные титулы, дипломы музея-заповедника, грамоты от главы Пушкиногорского района и подарки. Всего в мероприятии участвовали 7 нянь и бабушек из посёлка Пушкинские Горы, Новоржевского района, посёлка Изборск (Печорский район). Они рассказывали сказки, пели колыбельные песни, демонстрировали бабушкино рукоделье, готовили пироги и кашу. В жюри конкурсной программы были дети из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Перми. В итоге лучшим нянем слёта стал 20-летний доброхот из Украины Александр Мартынец. Приз зрительских симпатий получила Валентина Веселова, работающая смотрителем в музейном комплексе "Бугрово". Самой рукодельной бабушкой признали сотрудницу музея-заповедника "Изборск" Марину Жарикову. Звание "Самая весёлая няня" получила смотрительница музейного комплекса "Бугрово" Ирина Богданова. Награду "За сохранение семейных традиций в рукоделии" вручили Нине Семеновской, которая представила фартук, созданный около 100 лет назад и передающийся в её семье из поколения в поколение. Её же признали и лучшей сказительницей. Награды как самым оригинальным, инициативным няням вручили Марине Демидовой и Ангелине Ильиной. Титула самой талантливой бабушки была удостоена великолучанка Нелли Грызунова, которая дала мастер-класс для остальных участниц слёта. Кроме того, Татьяна Ешина рассказала, что по итогам мероприятия подписали "Обращение-наказ" бабушкам и няням всей России. В документе говорится об объявлении конкурса на название слёта, об открытии в музее-заповеднике почты Арины Родионовны, с помощью которой бабушки и няни могли бы обмениваться опытом и о проведении следующего, второго, слёта, вероятнее всего он состоится в апреле следующего года.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.


07.07.2008 С первого слёта нянь и бабушек в Пушкинских горах все участники уехали с титулами и подарками

Ты сам свой высший суд

Ты сам свой высший суд
Из стихотворения «Поэту» (1830) А С. Пушкина (1799-1837).
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых Дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Ты сам свой высший суд" в других словарях:

    - (Втор.16:18 , 1Цар.7:16 , 1Цар.8:1 и др.). Как в начале, во времена патриархальные, отец как глава семейства имел вместе право и власть судии над всеми своими домашними, даже над их жизнью и смертью (Быт.38:24), так, с размножением семейств,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Высший cовет Вооружённых cил (ВСВС) لمجلس الأعلى للقوات المسلحة … Википедия

    Высший пилотаж сериал, премьера которого состоялась на телеканале «Россия 1» в 2009 году. Высший пилотаж Высший пилотаж Режиссёр(ы) Александр Щурихин Сценарист(ы) Дмитрий Каморин В главных ролях Борис Щерб … Википедия

    Федеральный суд США - (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… … Энциклопедия инвестора

    Верховный суд Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии Supreme Court of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland … Википедия

    - (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Феликс Берман Феликс Берман перед репетицией Дата рождения … Википедия

    Ая, ое; лен, льна, льно. 1. Испытывающий довольство (в 1 знач.). Мне у вас всегда хорошо; я доволен, сказал Алексеев. И. Гончаров, Обломов. Под вечер Николай Кораблев, усталый и довольный, шел к себе на квартиру. Панферов, Борьба за мир. || кем… … Малый академический словарь

    художник - а, м. 1) Тот, кто творчески работает в какой л. области искусства. Художник может выразить свои мысли и чувства в слове, музыке, в игре красок, в камне, в архитектурном сооружении. Поэт! не дорожи любовию народной... Ты сам свой высший суд; всех… … Популярный словарь русского языка

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Поэт, не дорожи любовию народной

Поэт, не дорожи любовию народной

Из сонета «Поэту» (1830) А. С. Пушкина (1799-1837):

Поэт, не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум,

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.

Смысл выражения: художник сам обязан (и на это имеет право) судить о художественном достоинстве своих произведений, мнение же публики (тем более профанов) не должно иметь для него решающего значения.

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поэт в России - больше, чем поэт Из поэмы «Братская ГЭС» (1965) поэта Евгения Александровича Евтушенко (р. 1933): Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства. Кому уюта нет, покоя нет. Позже поэт возьмет эту

Из книги Домашняя медицинская энциклопедия. Симптомы и лечение самых распространенных заболеваний автора Коллектив авторов

Рецепты народной медицины Сварить без сахара плоды черной бузины до консистенции конфитюра. Принимать каждый день по столовой ложке перед едой. Плоды зрелой рябины промыть и отжать сок. Принимать по 1/4 стакана три раза в день. Сок слегка подсластить и запивать

Из книги автора

Рецепты народной медицины Средства от кишечной колики Кишечные колики в животе быстро устраняют свежие ягоды крыжовника, если их принимать с началом болей. При болях и спазмах в кишечнике в 1 стакан кипящего молока всыпать 1 чайную ложку мелко покрошенного корня

Из книги автора

Рецепты народной медицины Для профилактики и лечения желчнокаменной болезни в народной медицине применяют настой и отвар корневища аира. Для приготовления настоя необходимо 2 чайные ложки измельченного корневища аира залить стаканом кипяченой воды и настоять 6

Из книги автора

Рецепты народной медицины 1 столовую ложку кукурузных рылец залить 1 стаканом кипятка. Настоять 1 час, процедить. Пить по 1 столовой ложке через каждые 3 часа. 1 чайную ложку вероники поручейной залить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут. Пить по 1/4 стакана 3 раза в

Из книги автора

Рецепты народной медицины Прежде чем использовать лекарственные травы и сборы из них для лечения заболеваний печени, обязательно надо посоветоваться с

Из книги автора

Рецепты народной медицины Для облегчения боли при ревматоидных артритах следует взять поровну цветки бузины, лист крапивы двудомной, корень петрушки и кору ивы. Все измельчить, а затем 1 столовую ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, после чего кипятить в течение 5

Из книги автора

Рецепты народной медицины Измельчить 200 г чеснока, 300 г репчатого лука и соединить с 0,5 кг размятой клюквы. Все тщательно перемешать и настоять в сосуде с плотно закрытой крышкой, в темном месте, в течение 1 суток. Затем к этой смеси добавить 1 кг меда и еще раз все

Из книги автора

Рецепты народной медицины Употребление в пищу арбузов, ягод черники и киселей из черники, брусники и клюквы. Лимонный сок из половины или целого лимона с горячей водой по утрам за полчаса до приема пищи. Сок клюквы с липовым или гречишным медом. Настой плодов

Из книги автора

Рецепты народной медицины Измельчить 300 г белой части лука-порея, залить 0,6 л белого сухого виноградного вина, добавить туда 100 г меда и все тщательно размешать. Смесь настоять в темном, прохладном месте в течение 10 дней. Содержимое периодически встряхивать. По

Из книги автора

Рецепты народной медицины Регулярно есть овсяную, гречневую и кукурузную каши. Принимать по 1 чайной ложке 10 %-ного прополисного меда (держа во рту до полного растворения) 2–3 раза в день за 20–30 минут до еды. Курс лечения – 1 месяц, затем перерыв 2 недели и снова

Из книги автора

Рецепты народной медицины Смешать в равных частях траву зверобоя, корень девясила, почки березы, плоды рябины обыкновенной, плоды дурнушника. 2 столовых ложки измельченного сбора залить 1 л кипятка, довести до кипения, держать на медленном огне 10 минут в закрытой

Из книги автора

Рецепты народной медицины 1 столовую ложку травы лапчатки серебристой залить 200 мл кипятка, варить 2–3 минуты, перелить термос, настаивать 2 часа. Пить по 50 мл перед едой 4 раза в день. Курс – 45 дней. 1 столовую ложку травы дрока красильного залить 200 мл воды, довести до

Из книги автора

Рецепты народной медицины Сырую луковицу выдержать в столовом уксусе 2 часа, а затем привязать на ночь к бородавке. Повторить несколько дней подряд. Бородавка должна выйти с корнем. В течение 10 дней натирать бородавки свежим соком кислых яблок. Через 10 дней бородавки

Из книги автора

Рецепты народной медицины Накладывать на больные места многослойные (8–10 слоев) марлевые повязки, пропитанные картофельным соком. Сверху повязки нужно покрывать компрессной бумагой и забинтовывать. Повязки надо менять через 4–6 часов и оставлять на всю

Из книги автора

Рецепты народной медицины Мякоть тертого сырого картофеля, чуть отжав и завернув в хлопчатобумажную ткань, прикладывать к пораженному месту. Проводить эту процедуру по несколько раз в день и на ночь, сочетая примочки и компрессы с приемом сырого картофеля

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Мне всегда нравилось это суровое стихотворение нашего "первого" поэта. Оно и сегодня звучит и гражданственно, и героично. Поэт вызывающе смел в своих предпочтениях. Он отделяет церковь (поэзию) от государства (мнений толпы). Конечно, это "живи один" касается только моментов творчества. Поэт – не схимник. И, завершив стихотворение, он непременно появится на публике. Но для него важна возможность свободного священнодействия, не отягощённая никакими "союзами писателей", никакими указаниями извне. Симптоматично, что Пушкин заключил свои "еретические" мысли о поэте и поэзии в строгую, классическую форму правильного сонета.

Я думаю, Пушкину показалось бы смешным выдвигать свои стихи на соискание какого-нибудь "золотого пера России", чем не брезгуют современные виршеписцы. Царь – он ведь вне конкуренции! А соперничество с другими царями едва ли выявит сильнейшего и достойнейшего. Не забудем: поэзия – это прежде всего искусство, а не спорт!

Стихотворением "Поэту" Пушкин ещё тогда, в начале 19-го века, показал, что никакие прочтения глупцов или инакомыслящих ему не страшны. Никакие извращения в близком или отдалённом будущем. И даже это "неправильное" ударение в слове "плюёт", на первом слоге, как гвоздь, вбито в канву пушкинского сонета. И если вы попытаетесь "исправить" Пушкина, предложив взамен инверсию "и на алтарь плюёт, где твой алтарь горит", вы не сможете не почувствовать, насколько пушкинский вариант сильнее и органичнее.

Похвала непосвящённых так же мало трогает Пушкина, как и хула. "Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца". У меня создалось впечатление, что сонет "Поэту" и "Памятник" образуют у Пушкина некий тематический диптих. Скажу больше: истинным "памятником", на мой взгляд, является именно данный сонет. Какая твёрдость, какая бескомпромиссность! "Весёлое имя Пушкина". Да полноте, неужели это тот самый "весельчак" Пушкин? "Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм". Как мы видим, "близнец" Пушкин обладал всей широтой, свойственной двойным знакам Зодиака. Отношение поэта к народу многоёмко. Он любит свой народ, дорожит им ("И долго буду тем любезен я народу...", но, вместе с тем, и смотрит на него свысока ("Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей..."). Ничего не попишешь: народ действительно заслуживает и того, и другого. Даже пусть это не весь народ, а лишь худшая часть его, "чернь"...

Поэзия была для Пушкина священнодействием и делом чести. Поэтому он так серьёзен и сосредоточен. В момент творения он так же равнодушен к окружающему миру, как равнодушна к человеку воспетая им природа, которая будет после нашего ухода "красою вечною сиять".

Но похвалу Мастера Пушкин принимает! Хоть и с некоторой иронией: "Старик Державин нас заметил – и, в гроб сходя, благословил". Надо ли говорить о том, что Пушкин никогда не понял бы и не принял "союзы писателей", где личность поэта мельчает, а количество не переходит в качество – скорее, всё происходит с точностью до наоборот. "Великодержавный" образ поэта-жреца, созданный Пушкиным, оказался мне очень близким по духу. Я даже довёл "наказ" поэта до логического абсолюта – равнодушно приемлю не только лесть или отборную брань, но даже молчание, которое, пожалуй, будет похуже и хвалы, и хулы.

Да, да, в этом сонете Пушкин выступает как поэт-перфекционист! Трудно даже представить, что сделали бы наши современники со стихотворцем, осмелившимся написать что-нибудь подобное! "Снайперские" строчки Пушкина сейчас обозвали бы пафосными и дидактическими, а самого автора в лучшем случае объявили бы мизантропом, в худшем – сумасшедшим. И как хорошо, что такое стихотворение уже написано! Читая его и осознавая его всё возрастающую актуальность, понимаешь, что такое классика на века. Многое из пушкинской лирики уже не воспринимается сегодня так же свежо, как раньше. Например, его знаменитое "я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим". Изменилось положение женщины в обществе, и сейчас уже принято считать, что пылкая и неистовая чужая любовь без взаимности скорее удручает, чем дарит женщине счастье. И что сила чувства одного человека – фикция без взаимности. Но строки про "благородный подвиг" идущего впереди своего народа поэта до сих пор не утратили ни свежести, ни важности. И, когда мы читаем вот эти строки: "Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?", нам вспоминается счастье поэта, завершившего "Бориса Годунова", и его знаменитое восклицание: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Загрузка...
Top