Правильное чтение произведения в маяковского надоело. «Надоело», анализ стихотворения Маяковского. Анализ стихотворения «Надоело» Маяковского

Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.

За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щеки сожгу огнями губ ему.

Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
«Назад,
наз-зад,
назад!»
Страх орет из сердца.
Мечется по лицу, безнадежен и скучен.

Не слушаюсь.
Вижу,
вправо немножко,
неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста!
хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щек.
Сердце в исступлении,
рвет и мечет.
«Назад же!
Чего еще?»

Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый —
воскресший Леонардо да Винчи.

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?

Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.

В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь —
тебе
рябое
прочту «Простое как мычание»?

Для истории

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет —
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

Анализ стихотворения «Надоело» Маяковского

Практически все дореволюционные стихотворения В. Маяковского несли в себе яростный антиобщественный вызов. Даже вступив в партию большевиков, поэт долгое время продолжал оставаться своеобразным творческим анархистом. Выступая с публичным чтением своих стихов, он старался шокировать слушателей, уничтожить их привычные представления о стихосложении и нормах русского языка. В 1916 г. Маяковский написал произведение «Надоело», в котором подверг жесткой критике все петроградское общество.

Лирический герой устал от одиночества, скрашиваемого лишь чтением давно надоевших стихов. Стараясь развеяться, он идет в наиболее многолюдные общественные места («в кинематографы, в трактиры, в кафе»). Лирический герой усаживается за столик и в надежде обегает взглядом окружающих людей («роюсь в пиджачной куче»). Сердце отчаянно подсказывает ему бежать от этой серой массы («наз-зад, назад!»), но он игнорирует эти вопли.

Наконец, его взор останавливается на каком-то «загадочнейшем существе». Используя гротеск, Маяковский описывает его как «два аршина безлицого розоватого теста». Этот непонятный организм вроде бы занят поглощением пищи, но невозможно с уверенностью утверждать, дышит он или нет.

Сердце лирического героя буквально вырывается из груди от страха, но он делает еще одну попытку. Посмотрев влево, он увидел такую «образину», по сравнению с которой первое существо может считаться образцом красоты.

В отчаянии автор делает неутешительный вывод: «нет людей». От безысходности он готов целовать «морду трамвая», «прилипнуть к обоям». Острое чувство одиночества заставляет его очеловечивать любой неодушевленный предмет.

Маяковский завершает стихотворение коротким, но емким заключением «Для истории». После Страшного суда и подведения последних итогов поэт призывает помнить: «В 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди».

В стихотворении «Надоело» Маяковский говорит вовсе не о физической красоте. Поэта гораздо больше волнует исчезновение красоты духовной. Он непосредственно связывает этот факт с торжеством обывательской жизни. Поэтому Маяковский своим творчеством хотел «взорвать» мещанское благополучие, заставить людей подумать не о желудке, а о своей бессмертной душе. Но даже эпатажные выступления поэта скоро «приелись» публике, и на них смотрели как на очередное развлечение. Избавить Маяковского от «надоело» смогла только Октябрьская революция, да и то ненадолго.

В 1916 году, когда Россия находилась в состоянии незаконченной войны, Владимир Владимирович Маяковский пишет стихотворение "Надоело". По названию трудно догадаться, о чем идет речь. Что надоело лирическому герою, которым в данном случае является сам автор, во время войны?

Но уже после прочтения первой строфы понятно, что ему надоело одиночество - эту тему Маяковский часто поднимает в своих произведениях, потому что считал себя гением, чьё творчество недоступно для понимания окружающих, поэтому ему было трудно найти в людях поддержку и понимание, что так необходимо каждому в тяжелые для всей страны дни.

Далее автор описывает попытки найти тех самых "красивых" людей. Однако вместо них везде видит только образин из "безлицого розоватого теста" и в конце своего произведения заявляет: "нет людей", "из Петрограда исчезли красивые люди", что, я думаю, является главной идеей стихотворения.

Конечно, эта мысль шокирует главного героя. Чтобы более точно передать свои эмоции по этому поводу, Маяковский использует повторы ("назад, назад же!"), метафоры ("умная морда трамвая", "воскресший Леонардо да Винчи", "два аршина безлицого розоватого теста"), олицетворения (страх "орёт, мечется по лицу", сердце "в исступлении, рвёт и мечет", душа "не хочет немая идти") и риторические вопросы ("понимаете крик тысячедневных мук?", "...а сказать кому?", "где роза есть нежнее и чайнее?", "хочешь, тебе рябой прочу "Простое как мычание"?")

Я считаю, что стихотворение В.В. Маяковского позволяет нам задуматься о том, что в людях действительно важно, и "красивые" ли люди окружают нас.

ХХ век в России стал временем двух мировых войн, трех революций, Гражданской войны, целого ряда побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшего количества трагедий, принесших народу неисчислимые страдания. Однако наша страна вынесла все эти испытания, во многом благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла свое воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Золотой век русской литературы оказался в далеком прошлом, а в начале ХХ века на смену ему пришел уже Серебряный век. Спецификой данного периода можно считать активное взаимодействие разных искусств, однако футуризм , к которому относится творчество Владимира Маяковского , претендовал на рождение сверхискусства, способного преобразить мир. Новое искусство требовало новых способов выражения. Основным способом стало эпатирование. Это и хлесткие названия, и резкие оценки, и побуждения к действию.

Но главное – футуризм делал установку на изменение языка. Футуристы не церемонились со словом: оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Некоторые футуристы ушли в этот эксперимент «с головой», но только не Владимир Маяковский. Создав принципиально новый тонический стих, он не отказался от истинного смысла слова. Поэтому его стихотворения полны ярких образов, необычных средств, но больше всего - идей.

В 1916 году, когда Россия находилась в состоянии неоконченной войны, Маяковский пишет стихотворение «Надоело» . Судя по названию и дате написания, произведение явно должно быть связано с войной. Что может надоесть во время войны? Гибель людей, ранения, голод, разруха… Однако первые строки стихотворения неожиданно обращают читателя к именам великих классиков: «Анненский, Тютчев , Фет » . Очевидно, начитавшись нетленных произведений этих поэтов, герой, «тоскою к людям ведомый» , идет в кинематографы, трактиры, кафе. Но разве можно найти в этих местах человека? В надежде все-таки увидеть его, лирический герой смотрит по сторонам, хотя «страх орет из сердца» и «мечется по лицу, безнадежен и скучен» .

… неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

В процессе бесконечного поглощения еды (это в то время, когда миллионы солдат на фронте голодали) это существо превращается в «два аршина безлицого розового теста» . Самое страшное, что все вокруг просто кишит подобными экземплярами, и это приводит героя к неутешительному выводу: «Нет людей» . Наверное, эта фраза и может считаться главной идеей стихотворения. Но герой идет дальше в своих рассуждениях. В отчаянье от чувства одиночества, в тоске по человечности и красоте герой обращается ко всему городу. Он готов не просто броситься на землю, истирая в кровь лицо «корою камня», «слезами асфальт омывая» . Герою хочется сбежать из этой толпы, где не понимают «крика тысячедневных мук» .

Увиденную за столиком в кафе «образину» трудно назвать человеком, который должен быть наделен разумом, а не вечным желанием набить свою утробу. И вот тогда в стремлении найти хоть какую-то живую душу «истомившимися по ласке губами» герой готов «тысячью поцелуев» покрыть «умную морду трамвая» .

Спасение он находит в доме, ведь, как известно, мой дом – моя крепость:

В дом уйду.
Прилипну к обоям.

Там даже чайная роза на обоях комнаты кажется более подходящим слушателем и собеседником, чем увиденные им человекообразные существа, и ей, а не им, он готов читать свои стихи.

В качестве некоего вывода он публикует заключительные строки, что называется, «для истории» :

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет -
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

Печально сознавать, что в самые тяжелые годы суровых испытаний поэт Владимир Маяковский не нашел вокруг красивых, прежде всего, душою людей. И тогда становится до конца понятным название стихотворения: «надоело» призывать к совести, надоело стучаться в открытую дверь, надоело искать настоящих людей!

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

В. В. Маяковский. Стихотворение «Надоело!» (1916 год).

Ответы на вопросы.

1. Лирический героя стихотворения В. В. Маяковского «Надоело!» не высидел дома, потому что после чтения стихотворений Анненского, Тютчева и Фета он почувствовал тоску и одиночество, страстную тягу к людям и захотел найти человека, который помог бы преодолеть тоску и одиночество.

Стихотворение написано в 1916 году, в разгар неоконченной первой мировой войны, противником которой был Маяковский, и это обостряло его тоску по человеку.

2. Лирический герой идёт в многолюдные места (кинематографы, трактиры, кафе), чтобы найти настоящего человека. Он напоминает древнегреческого философа Диогена, который днём ходил с фонарём и с надписью: «Ищу человека!» Лирическому герою показалось, что он увидел сияние. «Сияние» - это нимб, свечение вокруг головы святых, как изображали их на русских иконах. Лирический герой ошибся: «Надежда сияет глупому сердцу». Он надеялся, что за неделю его затворничества россиянин изменился в лучшую сторону, и готов был расцеловать его за это: «Щёки сожгу огнями губ ему» (гипербола).

3. Лирический герой не может поверить в чудо преображения человека, боится разочароваться, поэтому «осторожно поднимает глаза». Предчувствия его не обманули: перед ним всего лишь «пиджака куча» (метонимия подчёркивает обезличенность, бездушие первого человека, которого увидел лирический герой).

4. Сатирический портрет второго человека, на которого обратил внимание лирический герой, сделан с помощью иронии, доведённой до сарказма:

Неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,

Старательно работает над телячьей ножкой

Загадочнейшее существо.

Здесь звучит реминисценция, связанная со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверюшку.

А в описании того, как это «загадочнейшее существо» «работает над телячьей ножкой», чувствуется злая ирония – сарказм. В этом описании подчёркивается пошлость, мещанство, отсутствие высоких духовных запросов, низменные интересы. В портрете используется гипербола:

Два аршина безлицого розоватого теста!

Хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи

Мягкие складочки лоснящихся щёк.

Взгляд лирического героя обратился снова на первого человека – «пиджачную кучу» - и в сравнении со «второй образиной» «пиджачная куча» показалась ему «воскресшим Леонардо да Винчи». В этом сравнении злая насмешка, сарказм.

5. Смысл эпилога в том, что в 1916 году в Петрограде лирический герой не нашёл красивого человека, красивые люди исчезли. Здесь имеется в виду не внешняя красота, а внутренняя. Герой увидел самодовольных, бездушных людей, которые думают только о еде, о том, как наесться, в них нет ничего человеческого: доброты, благородства, бескорыстия. Их внешнее безобразие – это отражение внутренней пустоты и бездушия.

Читать стих «Надоело» Маяковского Владимира Владимировича сродни погружению в мир одиночества и безысходности. Работа пронизана печальными нотками и ощущением ненужности, которое охватило автора.Тема одиночества часто появляется в творчестве поэта. Исключением не стало и это произведение, написанное в 1916 году. На тот момент в обществе витал революционный дух. Были стерты грани между различными классами, поэтому отличить крестьянина от спившегося аристократа было не так уж и просто. Отсутствие поддержки побудило автора отправиться в город на поиски людей, близких по духу. Разочарование Маяковского нашло свое отображение в его стихотворении.

Поэт впадает в глубокую тоску, видя маски безразличия вокруг. Он не может найти людей под этими «двумя аршинами безлицего розоватого теста». Маяковский не просто разочарован в окружающих. Он готов даже искать поддержки у трамвая, который может похвастаться «умной мордой», в отличии от этой серой массы. Поэт утверждает, что красивые люди просто исчезли. И речь не о внешней привлекательности, а о красоте душевной.

Такая горечь и печаль в тексте стихотворения Маяковского «Надоело» не может оставить равнодушной. Читатель поневоле проникается ощущениями автора, полностью перенимая на себя его тоску. И вот, перед глазами предстает толпа, в которой невозможно найти родственную душу. Глубина произведения не может не зацепить, поэтому его учат на уроках литературы. Скачать стихотворение или прочесть его онлайн можно на нашем сайте.

Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.

За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щеки сожгу огнями губ ему.

Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
“Назад,
наз-зад,
назад!”
Страх орет из сердца.
Мечется по лицу, безнадежен и скучен.

Не слушаюсь.
Вижу,
вправо немножко,
неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста!
хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щек.
Сердце в исступлении,
рвет и мечет.
“Назад же!
Чего еще?”

Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый –
воскресший Леонардо да Винчи.

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?

Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.

В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь –
тебе
рябое
прочту “Простое как мычание”?

Для истории

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет –
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

Загрузка...
Top