Пруд и озеро как природное сообщество. Тема: Природное сообщество пресного водоёма. Разнообразие обитателей водоёма. V. Закрепление изученного

Водоемы - это природные или искусственные скопления воды, которые могут иметь постоянную либо временную природу, декоративное предназначение и обустраиваться в парках и садах. Сток водоемов замедленный или отсутствует.

Реки относят к водотокам, поскольку они имеют постоянное, иногда сильное, течение.

Природные водоемы: озера

Пруды - пресные водоемы. Для упрощения оттока лишней воды формируют искусственные стоки. Пруды часто встречаются в сельской местности. Здесь у них определенная хозяйственная роль - разведение рыбы, хранение воды для полива, иногда - стирка.

Различают два типа прудов: копанные и плотинные. Обитатели водоемов - простейшие, водоросли, рыба. Создают специальные пруды для разведения ценных видов рыбы - форели, осетров, севрюги. Водоемы специально очищают, формируют в них собственную экосистему.

Значение водохранилищ

Водохранилища - это искусственные водоемы, образованные для хранения воды в промышленных масштабах. Выделяют русловые и озерные водохранилища, в зависимости от происхождения. Также они могут быть крытыми, открытыми и плотинными.

Крупнейшие в мире Рыбинское - в России, Смоллвуд - в Канаде, Насер - на территории Египта и Судана. Создание таких водоемов имеет огромные последствия, но не всегда положительные. Главное из них - коренное изменение ландшафта. Это касается и фауны, и флоры. Негативное влияние они оказывают на условия нереста рыбы.

Не самым лучшим следствием создания таких водоемов является заиление водохранилищ. Процесс представляет собой формирование крупных наносов, осадка на дне. при этом уменьшается. Этот процесс детально изучали, поскольку он вредит экосистеме. Обитатели водоемов при этом могут меняться.

Откуда берутся старицы?

Старицы как природные водоемы - это часть русла, где ранее протекала река. Другое название - староречье. Такие водоемы часто имеют причудливую форму - серпа или полумесяца, петли, завитка. Как образуются старицы? Процесс формирования происходит, когда вследствие каких-либо причин русло выпрямляется, а прежний завиток или искривление остается отрезанным от основного водоема. Главная причина - половодье, когда река находит более удобный путь.

Иногда излучины одной реки объединяются - так тоже могут образовываться старицы. Такой процесс имеет место при наличии большого количества рукавов. Входы в старицу постепенно заносятся илом, а сам водоем превращается в озеро или болото. При наличии питания он может функционировать, при отсутствии - пересыхать. Самые крупные старицы могут иметь длину более 500 метров.

Чем питаются водоемы?

Тип питания - одна из главных характеристик водоема. Он может характеризовать его строение и функции.

Как могут питаться водоемы? Во-первых, внешним поверхностным стоком - дождями, другими гидрообъектами. Во-вторых, которые могут подходить близко к поверхности. В-третьих, искусственно - котловина водоема наполняется принудительно. В-четвертых, пополнением водами комбинированного типа.

Питание грунтовыми водами наиболее экологично, поскольку они чистые. Если озеро имеет такое питание, то в нем будут реже образовываться ряска и тина. Наиболее часто встречается комбинированный тип питания.

Гарантией постоянного наполнения водой является принудительное осуществление этого процесса. Заполняют водоем или водопроводной, или поливочной водой. Наиболее частое питание - комбинированное. Источниками его могут быть дождь, талый снег, грунтовые воды и многое другое.

Водоемы и их расположение на местности

Водоемы - это гидрообъекты, расположенные на определенной местности. Где они могут формироваться? Местами образования, например, озера, может быть Водоем может быть плотинным или копанным. Подача питания ведется, как правило, из реки. На рельефе образуются склоновые, водораздельные, пойменные водоемы. В таких случаях четко просматривается рельефность озера или пруда.

В пойме формируются водоемы с подземным питанием, комбинированным, русловым. Образовываться они могут в старице, где ставят шлюзы. Здесь могут располагать и плотину, насосы, чтобы использовать такой водоем в промышленности.

Склоновые водоемы формируются на территории террас долин рек. Отличаются они от других только некоторыми конструктивными особенностями.

На участках водораздела устраивают водораздельные водоемы. Питаться они могут подземными водами или искусственно. Принудительно вода может подаваться из реки, скважины.

Существуют также водоемы в насыпях или выемках. Они достаточно широко распространены, их легко сформировать и организовать их питание. Они могут иметь любую площадь. Строить их достаточно дорого.

В насыпях водоемы служат в основном для хранения воды. Такой объект может стать основой для гидроэлектростанции.

Создание декоративного водоема

Декоративный водоем - что это такое? Это искусственный водный объект, который выполняет функцию украшения участка, формируя его завершенный облик. Чаще всего к идее создания декоративного водоема приходят владельцы частных домов и дач.

Искусственные водоемы - это красиво и стильно. Что нужно знать для успешного создания такого украшения участка?

Создать водоем своими руками - посильная задача для каждого. Форма, оформление такого уютного уголка сада можут быть самыми разнообразными. Искусственный водоем прекрасно впишется в любой ландшафт, может стать его конструктивной доминантой.

Для начала выберите место не очень близко к дому (лучше посоветоваться со специалистами ландшафтного дизайна). Непосредственная близость к дому может вредить фундаменту.

Нужно создать проект. Для этого определите форму водоема: овал, прямоугольник или замысловатая фигура. Проект позволит определиться с затратами, материалами, расположением систем фильтрации. Далее стоит выбрать качественные материалы - от них зависит долговечность и красота пруда.

Когда все выбрано и закуплено, приступайте. Желательно, не сами, а с помощью квалифицированных специалистов. Финальный этап - оформление растениями. Это завершит образ идеального пруда. Вы получите шикарный водоем - фото ниже представляет один из возможных вариантов для вашего сада.

Заключение

Водоемы, природные или искусственные, функциональны, но могут быть и совершенным, красивейшим дополнением дизайна вашего сада.

Эстетичный пруд возле вашего дома позволит выразить индивидуальность и подчеркнуть стиль сада. Особенно популярно создание таких элементов в японском, классическом, деревенском стиле. Главное - грамотно оформить пруд. Иногда в таких водоемах живет рыба. Наличие обитателей таких миниатюрных озер - дело вкуса хозяев сада.

Среди известных природных сообществ рассмотрим пруд. В нем, так же как и в любом другом природном сообществе, растения, животные и микроорганизмы распространены неравномерно. Наиболее заселенная его часть - это прибрежная (мелководье), где произрастают разнообразные травянистые растения, так как здесь наиболее благоприятны условия жизни: лучше прогревается вода солнечными лучами, больше кислорода и др. Многие животные обитают в этой части пруда, например серая цапля. Эта птица обычно подолгу выстаивает в мелкой воде на длинных ногах, терпеливо выжидая добычу - лягушек, водных насекомых, которых она схватывает своим длинным клювом. Над прибрежной частью пруда летают стрекозы - хищники с крупными глазами, которыми они обнаруживают мелких насекомых, и схватывают их на лету. Личинки стрекоз малоподвижны, они живут среди водных растений и тоже хищники.

Рисунок: Природные сообщества - биоценоз водоема

Разнообразно население толщи воды. В этой части пруда обитают разные микроорганизмы: одноклеточные водоросли, простейшие. Этими микроорганизмами кормятся мелкие ракообразные (дафнии, циклопы), а ими, в свою очередь, питаются мальки рыб, личинки земноводных, например головастики. Последние являются кормом многих хищных рыб (окуня, щуки и др.).

На дне водоема жизнь беднее по сравнению с прибрежной его частью и толщей воды, так как сюда слабо проникают солнечные лучи, вода прохладная, в ней мало кислорода. В этой части живут одноклеточные растения и животные. Вспомните, что на илистом дне живет обыкновенная амеба, а под корягами и камнями обитает белая планария, по стеблям водных растений ползают улитки, например обыкновенный прудовик. Он периодически поднимается на поверхность пруда, чтобы запастись свежим воздухом, а питается прудовик водными растениями. На дне обитают водные жуки: плавунец, водолюб и др. Первый из них - хищник, он уничтожает личинок насекомых, червей, головастиков, мальков рыб. Жук-водолюб питается водными растениями и не отказывается от животной пищи.

Цепь питания здесь может быть такой. Одноклеточными водорослями питаются дафнии, личинки комаров. Они служат пищей клопам и жукам, которых поедают рыбы и лягушки. Их же может схватить та самая цапля, которая кормится на мелководье.

Лес - природное сообщество


Мы все не раз были в лесу. Вот на опушке метнулась и пропала среди травы ящерица. Свежие кучки земли указывают, что в почве здесь живет крот. В лесу полумрак, не жарко, почти не чувствуется ветра. Идя по тропинке, мы натыкаемся на паутину паука-крестовика. Вот высокий муравейник с копошащимися на поверхности муравьями. На освещенных солнцем полянах много цветущих растений. На них, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и пыльцу пчелы и шмели. Приглядевшись, кое-где на листьях мы заметим гусениц бабочек, а среди скопления тлей снуют пожирающие их божьи коровки. Какая-то птичка вспорхнула, держа в клюве пойманного кузнечика.

Таким образом, сразу заметны различия разных природных сообществ. Жара, яркое солнце и ветер на берегу пруда сменяются прохладой, сумраком и тишиной леса. И даже не зная точных названий увиденных нами растений и животных, мы замечаем различия в составе их.

Влияние деятельности человека на природные сообщества


В природных сообществах до появления человека численность различных организмов в отдельные годы могла сильно меняться. Но если не происходило каких-то катастроф (обширных пожаров, наводнений) или существенных изменений климата, сформировавшиеся природные сообщества продолжали существовать в течение сотен и тысяч лет. Однако с появлением человека на Земле ситуация изменилась. Деятельность человека стала фактором, влияющим на природные сообщества.

В первобытном обществе, когда люди были малочисленны, они не оказывали существенного влияния на природу. Но чем больше становилось на Земле людей, а главное, чем чаще они прибегали к коллективным действиям, тем более возрастало их влияние. Особенно сильное воздействие оказало появление земледелия. Даже при распашке целинного участка степи на нем меняется состав растений и животных. А для получения новых пригодных для обработки участков земли люди стали вырубать, выжигать и выкорчевывать лес. Здесь смена растений и животных стала еще более резкой. Но даже если лес не сводится полностью, то и обычные рубки в нем сильно изменяют лесные природные сообщества. На вырубках состав растений и животных всегда другой, чем под пологом леса.

Применение различных химических средств для борьбы с вредителями также оказывает сильное влияние на живую природу, так как при этом погибают не только вредители, но и многие другие животные, зачастую весьма полезные и играющие большую роль в сообществе.

Прокладка дорог и промышленное строительство, иные сооружения также оказывают влияние не только на непосредственно занятую ими площадь, но и на окружающую местность. Например, при возведении гидросооружений, в первую очередь плотин на реках, полностью меняется водный режим, а соответственно и природные водные сообщества. Также сильное воздействие наблюдается при мелиорации - осушении болот и заболоченных почв: ввиду понижения уровня грунтовых вод меняется состав растений, а вместе с ним и состав животных.

В результате деятельности человека на Земле почти не осталось нетронутых природных сообществ. В настоящее время во всех странах принимаются разнообразные меры, направленные на сохранение всей окружающей нас природы.

Охрана природных сообществ

Охране природных сообществ придается важное государственное значение. Животный мир страны считается государственной собственностью, то есть достоянием всего парода. Закон требует разумного и гуманного отношения к животным. Он обязывает всех граждан в своей личной жизни и в служебной деятельности строго соблюдать требования и правила, способствующие сохранению природных комплексов и отдельных видов животных.

Для сохранения природных сообществ создана широкая сеть заповедников, заказников и других охраняемых территорий, в которых полностью или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества и где дикие животные и растения находятся в наиболее благоприятных условиях.

Семейный конкурс «Живая вода» Теоретический тур.

Выполнила: Ларина Т.И

Лазовский природный заповедник имени Л.Г. Капланова

Владивосток

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В природном сообществе осуществляется и поддерживается круговорот веществ. Число видов в сообществе зависит от климатических условий и типа растительного сообщества. По своему происхождению сообщества бывают естественными или могут быть созданы человеком (искусственные). Обычно природное сообщество называют биогеоценозом. Понятие о биогеоценозе, введённое В. Н. Сукачёвым (1940), получило распространение главным образом в отечественной литературе. За рубежом, особенно в англоязычных странах, в аналогичном значении чаще используют термин «экосистема», хотя последний более многозначен и употребляется также по отношению к искусственным комплексам организмов и абиотических компонентов (аквариум, космический корабль) и к отдельным частям биогеоценоза (напр., гниющий пень в лесу со всеми населяющими его организмами). Экосистемы могут иметь произвольные границы (от капли воды до биосферы в целом), в то время как биогеоценоз всегда занимают определённую территорию. Далее в своей работе мы будем использовать оба эти понятия как равнозначные

Итак, биогеоценоз - это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. В это сообщество поступают энергия Солнца, минеральные вещества почвы и газы атмосферы, вода, а выделяются из него теплота, кислород, диоксид углерода, продукты жизнедеятельности организмов. Основные функции биогеоценоза - аккумуляция и перераспределение энергии и круговорот веществ.

Биогеоценоз - целостная саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся система. Он включает следующие обязательные компоненты: неорганические (угле род, азот, диоксид углерода, вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, углеводы, липиды и др.);

автотрофные организмы - продуценты органических веществ;

гетеротрофные организмы - потребители готовых органических веществ растительного - консументы (потребители первого порядка) и животного (потребители второго и следующих порядков) происхождения.

К гетеротрофным организмам относятся разрушители - редуценты, или деструкторы, которые разлагают остатки мертвых растений и животных, превращая их в простые минеральные соединения.

Говоря о биоценозах, рассматривают только взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности. Биоценозы характеризуются видовым разнообразием, т.е. числом видов живых организмов, образующих его;

плотностью популяций, т.е. числом особей данного вида, отнесенного к единице площади или к единице объема (для водных и почвенных организмов);

биомассой – общим количеством животного органического вещества, выраженного в единицах массы. Биомасса образуется в результате связывания солнечной энергии. Эффективность, с которой растения ассимилируют солнечную энергию, в разных биоценозах неодинакова. Суммарная продукция фотосинтеза называется первичной продукцией.

Растительная биомасса используется потребителями первого порядка - растительноядными животными - в качестве источника энергии и материала для создания биомассы; причем используется чрезвычайно избирательно, что понижает интенсивность межвидовой борьбы за существование и способствует сохранению природных ресурсов. Растительноядные животные в свою очередь служат источником энергии и материала для потребителей второго порядка - хищников и т.д.

Наибольшее количество биомассы образуется в тропиках и в умеренной зоне, очень мало - в тундре и океане.

Организмы, входящие в состав биогеоценозов, испытывают влияние неживой

природы - абиотических факторов, а также со стороны живой природы - биотических воздействий.

Биоценозы представляют собой - целостные, саморегулирующиеся биологические системы, в состав которых входят живые организмы, обитающие на одной территории.

Энергия солнечного света ассимилируется растениями, которые впоследствии используются животными в качестве пищи.

Пищевые связи.

Биогеоценозы очень сложны. В них всегда имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания, а общее число видов часто измеряется сотнями и даже тысячами. Почти всегда разные виды питаются несколькими разными объектами и сами служат пищей нескольким членам экосистемы. В результате получается сложная сеть пищевых связей.

Развитие и смена сообществ

Смена природных сообществ может проходить под влиянием биотических, абиотических факторов и человека. Смена сообществ под влиянием жизнедеятельности организмов длится сотни и тысячи лет. Главную роль в этих процессах играют растения. Примером смены сообщества под влиянием жизнедеятельности организмов может служить процесс зарастания водоемов. Большинство озер постепенно мелеет и уменьшается в размерах. На дне водоема со временем накапливаются остатки водных и прибрежных растений и животных, частички почвы, смываемые со склонов. Постепенно на дне образуется толстый слой ила. По мере того, как озеро мелеет, его берега зарастают камышом и тростником, затем осоками. Органические остатки накапливаются еще быстрее, образуют торфянистые отложения. Многие растения и животные замещаются видами, чьи представители более приспособлены для жизни в новых условиях. Со временем на месте озера образуется иное сообщество - болото. Но на этом смена сообществ не прекращается. На болоте могут появляться неприхотливые к почве кустарники и деревья, а в конечном итоге болото может смениться лесом.

Таким образом, смена сообществ происходит потому, что в результате изменения видового состава сообществ растений, животных, грибов, микроорганизмов постепенно изменяется среда обитания и создаются условия, благоприятные для обитания других видов.

Смена сообществ под влиянием деятельности человека. Если смена сообществ под влиянием жизнедеятельности самих организмов - постепенный и длительный процесс, охватывающий период в десятки, сотни и даже тысячи лет, то смена сообществ, вызванная деятельностью человека, происходит быстро, в течение нескольких лет.

Так если в водоемы попадают сточные воды, удобрения с полей, бытовые отходы, то кислород, растворенный в воде, тратится на их окисление. В результате снижается видовое разнообразие, различные водные растения (сальвиния плавающая, горец земноводный) заменяются ряской, водоросли - синезелеными, возникает "цветение воды". Ценные промысловые рыбы сменяются малоценными, исчезают моллюски, многие виды насекомых. Богатая водная экосистема превращается в экосистему загнивающего водоема.

Если воздействие человека, вызвавшее смену сообществ, прекращается, то, как правило, начинается естественный процесс самовосстановления. Ведущую роль в нём продолжают играть растения. Так, на пастбищах после прекращения выпаса появляются высокорослые травы, в лесу - типичные лесные растения, озеро очищается от засилия одноклеточных водорослей и синезеленых, в нем вновь появляются рыбы, моллюски, ракообразные.

Если же видовая и трофическая структуры упрощены настолько, что процесс самовосстановления уже не может происходить, то человек вновь вынужден вмешиваться в это природное сообщество, но теперь с благими целями: на пастбищах высевают травы, в лесу сажают новые деревья, водоемы очищают и запускают туда молодь рыб.

Сообщество способно к самовосстановлению лишь при частичных нарушениях. Поэтому влияние хозяйственной деятельности человека не должно превышать того порога, после которого не может осуществляться процессы саморегуляции.

Смена сообществ под влиянием абиотических факторов. На развитие и смену сообществ большое влияние оказывали и оказывают резкие изменения климата, колебания солнечной активности, горообразовательные процессы, извержения вулканов. Эти факторы называют абиотическими - факторами неживой природы. Они нарушают стабильность среды обитания живых организмов.

Итак рассмотрев понятие общее понятие биогеоценоза (природного сообщества) и существующие внутри них пищевые связи рассмотрим в качестве природного сообщества пресный водоем, которые в избытке существуют на территории нашего края.

Любой природный водоем, например озеро или пруд, с его растительным и животным населением представляет собой отдельный биогеоценоз. Эта природная система, как и другие биогеоценозы, обладает способностью к саморегуляции и непрерывному самовозобновлению. Растения и животные, населяющие водоем, распределяются в нем неравномерно. Каждый вид обитает в тех условиях, к которым приспособлен. Наиболее разнообразные и благоприятные для жизни условия создаются в прибрежной зоне.

Здесь вода теплее, так как прогревается солнечными лучами. Она достаточно насыщена кислородом. Обилие света, проникающего до дна, обеспечивает развитие многих высших растений. Многочисленны и мелкие водоросли. В прибрежной зоне живут и большинство животных. Одни приспособлены к жизни на водных растениях, другие активно плавают в толще воды (рыбы, хищные жуки-плавунцы и водяные клопы). Многие водятся на дне (перловицы, беззубки, личинки некоторых насекомых - ручейников, стрекоз, поденок, ряд червей и т. п.). Даже поверхностная пленка воды служит местом обитания специально приспособленных к ней видов. В тихих заводях можно видеть бегающих по поверхности воды хищных клопов-водомерок и быстро плавающих кругами жуков-вертячек. Обилие пищи, и другие благоприятные условия привлекают в прибрежную зону рыб.

В глубоких придонных участках водоема, куда слабо проникает солнечный свет, жизнь беднее и однообразнее. Фотосинте-зирующие растения здесь не могут существовать. Нижние слои воды вследствие слабого перемешивания остаются холодными. Здесь вода содержит мало кислорода.

Особые условия создаются и в толще, воды открытых участков водоема. Она заселена массой мельчайших растительных и животных организмов, которые сосредоточены в верхних, более прогреваемых и хорошо освещаемых слоях воды. Здесь развиваются различные микроскопические водоросли; водорослями и бактериями питаются многочисленные простейшие - инфузории, а также коловратки и ракообразные. Весь этот комплекс мелких взвешенных в воде организмов называют планктоном. В круговороте веществ и в жизни водоема планктону принадлежит очень важная роль.

2.Пищевые связи и устойчивость биогеоценоза пруда.

Рассмотрим, за счет чего существует и как поддерживается система обитателей водоема. Цепи питания состоят из нескольких последовательных звеньев. Например, растительными остатками и развивающимися на них бактериями питаются простейшие, которых поедают мелкие рачки. Рачки, в свою очередь, служат пищей рыбам, а последних могут поедать хищные рыбы. Почти все виды питаются не одним типом пищи, а используют разные пищевые объекты. Пищевые цепи сложно переплетены. Отсюда следует важный общий вывод: если какой-нибудь член биогеоценоза выпадает, то система не нарушается, так как используются другие источники пищи. Чем больше видовое разнообразие, тем система устойчивее.

Список литературы

Вопросы географии Приамурья: Нижнее Приамурье, Природа. - Хабаровск, 1970.

Изменение природной среды Амурско-Комсомольского ТПК под влиянием хозяйственной деятельности. - Владивосток, 2004.

Использование и охрана природных ресурсов в Хабаровском крае. - Владивосток, 2004.

Охрана окружающей среды и рациональное природопользование: Амурско-Комсомольский ТПК. - Владивосток, 2006.

Природопользование Российского Дальнего Востока и Северо-восточная Азия. - Хабаровск, 2007.

Ресурсно-экологические исследования в Приамурье. - Владивосток, 2003.

Сохина Н.Н., Шлотгауер С.Д., Селедец В.П. Охраняемые природные территории Дальнего Востока. - Владивосток, 2005.

Эколого-экономические аспекты освоения новых районов. - Владивосток, 2000.

Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. «Экология».

Жуков А. И., Монгайт И. Л., Родзиллер И. Д. Методы очистки производственных сточных вод М.: Стройиздат.

Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения / Под ред. И.К. Гавич. - М.: Агропромиздат, 1985.

«Экология, здоровье и природопользование в России» / Под. ред. Протасова В.Ф. - М. 1995

Ващенко М.А., Жадан П.М. Влияние загрязнения морской среды на воспроизводство

морских донных беспозвоночных//Биол. моря. 1995. Т. 21, № 6. С. 369-377.

Огородникова А.А., Вейдеман Е.Л., Силина Э.И., Нигматулина Л.В. Воздействие

береговых источников загрязнения на биоресурсы залива Петра Великого

(Японское море)//Экология нектона и планктона дальневосточных морей и

динамика климато-океанологических условий: Изд. ТИНРО. 1997. Т. 122. С. 430-

Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 г. Экологическая программа. Часть 2. Владивосток: Дальнаука. 1992. 276с.

Экологическая безопасность: отечественный и зарубежный опыт в деятельности парламентов и регионов (к «правительственному часу» 256 заседания Совета Федерации) Серия: Развитие России - №17(384), 2009

Экологические риски российско-китайского трансграничного сотрудничества: от «коричневых» планов к «зеленой» стратегии. Исследование Программы по экологизации рынков и инвестиций WWF/ Под ред. Евгения Симонова, Евгения Шварца и Лады Прогуновой.

Москва-Владивосток-Харбин: WWF, 2010

Куда течет Амур?. Под редакцией к.г.н. С. А. Подольского. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF) – Россия, 2006 – 72 с.

В.В. Богатов Комбинированная концепция функционирования речных экосистем// Вестник ДВО РАН 1995 №3 ст. 51-61

Примечание.

При составлении списка литературы хочется отметить, что он не содержит ссылок на ресурсы интернета Этим мы не претендуем на то, что его возможности нами не использовались и что работа написана нами исключительно на обработке печатного материала. Нет, просто большинство указанных в списке литературы статей, а также книг были действительно найдены нами в интернете и при написании этой работы мы пользовались просто их электронными,(зачастую отсканированными, копиями), которые имели все реквизиты печатного издания. Наиболее активно в данном плане нами использовался сайт Всемирного фонда дикой природы – WWW.WWF.RU.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРР, 4 КЛАСС

Тема: ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРЕСНОГО ВОДОЁМА.

РАЗНООБРАЗИЕ ОБИТАТЕЛЕЙ ВОДОЁМА.

Цели: - продолжить формирование представлений о природных сообществах на примере водоёма ; познакомить с разнообразием его обитателей, их связями и отношениями, обеспечивающие природное равновесие; показать приспособленность водных растений и животных к жизни в различных местах водоёма;

Развивать у детей наблюдательность и любознательность; умение работать с дополнительными источниками информации; умение делать выводы и обобщения, развитие речи, мышления, внимания и логики; умение работать в коллективе;

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, кинофрагмент «Жизнь пресного водоёма», магнитофонная запись с шумом водоёма, плоскостная модель водоёма, коллекции обитателей водоёма, карточки с групповыми и индивидуальными заданиями, занимательный материал для урока.

ХОД УРОКА:

ОРГ. МОМЕНТ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке природоведения и предоставляю слово синоптикам. Сделайте прогноз погоды на сегодняшний день, 5 марта .

Погода замечательная! Мы можем продолжать наше путешествие по родному краю. Но прежде, чем отправиться в путь, проверим багаж – наш багаж знаний по теме « Луг и человек».

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Проварку домашнего задания выполняем группами. Сели удобно.


На прошлом уроке вами был составлен план-памятка по теме «Луг и человек». Каждая группа по карточке проверяет план, добавляет недостающий пункт и готовит по нему рассказ.

Идут выступления по группам. Выводы.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Звери резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Сформулируйте правила поведения на лугу, пользуясь знаками на карточках.


Закончите мысль:

ЛУГ – ЭТО…(природное сообщество). Докажите.

Вывешиваю карточки на доске.

Какой пример природного сообщества вы ещё можете привести?

Итак, багаж собран, проверен, можно отправляться в путь.

Включаю запись шума водоёма.

Вот мы и на месте. Внимательно послушайте и скажите, куда привела нас тропинка сегодня.

Где же мы оказались?

ТЕМА, ЦЕЛИ УРОКА.

Вы можете сформулировать тему урока? – «РАЗНООБРАЗИЕ ОБИТАТЕЛЕЙ ВОДОЁМА.»

Подбежала тропка к броду,

Задержаться не смогла,

Впопыхах вбежала в воду

И нырнула в чём была.

А мы остались стоять на берегу водоёма. Стоим, размышляем: что нового можем здесь узнать?

Ответы учащихся.

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием обитателей водоёма, их связями и отношениями, проследим приспособленность растений и животных к жизни в различных его местах, будем учиться наблюдательности, делать выводы и обобщать, работать группами, создадим свою модель водоёма.

И в конце урока мы должны ответить на вопрос: Является ли водоём природным сообществом? Вывешиваю карточку и знак «?»

А когда нам эти знания могут пригодиться в жизни?

4. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

    В нашем крае можно встретить разнообразные водоёмы – реки, ручьи, пруды. Какие водоёмы знаете вы?

Я приглашаю вас на Остречину, о которой наш бежецкий поэт сказал так:

Меж холмов, спокойно, чинно

Катит воды Остречина.

В берега волнами бьётся

И под солнышком смеётся…

Мы стоим на берегу небольшого водоёма, где живут самые разнообразные живые существа.

РАСТЕНИЯ ВОДОЁМА.

Большую роль в водоёме играют растения, которые удачно приспособились к водной среде. Посмотрите…

По самому берегу. У линии воды растут преимущественно растения болотного типа. Здесь мы встретим осоку с узкими, жёсткими, торчащими вверх листьями.

У берегов на мелководье поселились растения, нижняя часть которых

погружена в воду, а верхняя возвышается над ней. Таков, например, стрелолист. (рисунок) Как вы думаете, почему он получил такое название? – У него верхние листья похожи на стрелы.

(рисунок) Растение с листьями длиной до 3-х метров и тёмными бархатными початочками наверху стебля мы все знаем и называем….камыш. Но это рогоз. А камыш имеет крупную, часто отогнутую метёлку и выглядит так. Запомните. (рис)

А вот мы попали в необыкновенно прелестное тихое место. Нас окружают крупные белые, а чуть дальше - жёлтые цветки. Что это за растение?

Послушаем сообщение о белой кувшинке.

Ученик делает сообщение.

Среди других растений видны плавающие на поверхности мелкие пластинки. Послушайте рассказ об этом интересном растении.

Ученик делает сообщение о ряске.

    А если мы заглянем в глубь воды, то увидим различные зелёные водоросли (рисунок)

Жизнь всех этих растений тесно связана с водой. Предположите, что произойдёт с водным растением, если его вынести на берег.


Растений водоёма так много, а какую роль в жизни водоёма они играют?

(выделяют кислород, служат пищей и убежищем многим животным)

ЖИВОТНЫЕ ВОДОЁМА.

Без чего ещё мы не можем представить себе водоём?

Животных мы также встретим в водоёме везде: на поверхности и в толще воды, на дне и на водных растениях.

Сейчас мы совершим погружение в воду. Внимательно посмотрев кинофрагмент, скажите, кого из животных можно встретить в водоёме. Надели ласты, маски, набрали в лёгкие побольше воздуха, ныряем.

Добавления к тек тексту:

Водомерки – ножки покрыты жиром. Это хищники, охотятся на мелких насекомых.

Жук-плавунец – жук и его личинки - хищники. Они поедают всё, что ни попадётся: комаров, головастиков и даже своих собратьев.

Паук-серебрянка – строит несколько воздушных домиков: для охоты, обедов, линьки, зимовки.

    С какими животными вы познакомились из кинофрагмента?

Видели ли вы их в жизни?

    Многими этими насекомыми питаются разнообразные рыбы. Как хорошо вы знаете рыб водоёма, сейчас проверим. Приглашаю вас на рыбалку.

Физкультминутка (включаю музыку)

Взяли удочки.

Насадили червяка.

Ждём, когда клюнет.

Тихо сели, а командиры выбирают для своей группы задание. Посмотрите внимательно на задание, прочитайте зашифрованное слово и скажите, каких рыб можно поймать в наших водоёмах. Отвечают командиры.

Среди пойманных рыб есть мирные - карась, плотва. Они питаются растениями и личинками насекомых. А есть и хищники – щука, окунь.

А вот, что я нашла на берегу… Это раковины моллюсков. На дне водоёма мы можем увидеть двустворчатых моллюсков, мягкое тело которых спрятано в раковину из 2-х половинок, створок. А на водных растениях живут растительноядные улитки прудовик и катушка. Раковины у них закручены, не имеют створок.

А каких ещё обитателей водоёма вы знаете?

В водоёме можно встретить зелёную лягушку и её головастиков, раков. Среди млекопитающих – бобра, ондатру, выдру, а из птиц – уток, цапель, куликов, аистов.

А связаны ли между собой обитатели водоёма? Мы ответим на этот вопрос, построив цепи питания.

ЦЕПИ ПИТАНИЯ составляют парами. 1-2 ответа зачитывают вслух.

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ.

Когда растения и животные водоёма умирают, их остатки под действием

микробов перегнивают, разрушаются, превращаясь в соли. А соли, растворённые в воде используют для питания новые растения и животные. Так происходит круговорот веществ в водоёме.

Мы подробно познакомились с жизнью обитателей водоёма. А чтобы закрепить свои знания, выполним интересное задание.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1) «Исправь ошибки в тексте».

Работаем группами. Если будет сложно, можно воспользоваться текстом учебника (с.143-146)

Сколько ошибок в тексте?

Как их исправили?

2) Кроссворд, если группа быстро справится с №1.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Наше знакомство с обитателями водоёма подходит к концу. Что вы хотите сказать о жизни водоёма? (что узнали?)

Возвратимся к вопросу: Является ли водоём природным сообществом? Докажите.

Что произойдёт в водоёме, если убрать 1 из растений или животных?

    Будут ли у вас пожелания другим ребятам, которые ещё не знакомы с обитателями водоёма?
    А что можно сказать тем, кто пришёл на берег водоёма?

Ребята, попробуйте оценить нашу работу. Какие у вас впечатления от путешествия на водоём? Что понравилось? А что бы вы ещё хотели услышать об обитателях водоёма?

7. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1) Учебник – с.143-146, вопросы с.148 №1-3

Тетрадь - № 98, 99


Сообщения о растениях и животных водоёма.
Рассказ об обитателях аквариума.
Занимательный материал.

Рис. 2. Озеро Аракуль ()

Или искусственные: пруд, водохранилище, канал (рис. 4-6).

Рис. 5. Водохранилище ()

Каким бы ни был водоем, естественным, искусственным, он украшает нашу землю, радует нас своей красотой. В пресных водоемах мы берем воду, без которой не обойтись ни в быту, ни на производстве. В водоемах мы купаемся, рядом с ними загораем, по воде путешествуем на судах, перевозим грузы. Значение водоемов в природе велико. Пресная вода является важнейшим условием существования человека на Земле, а для животных, которые живут в воде, это еще и единственный дом. В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, воздух и растворенные минеральные вещества.

Какие же растения растут и какие животные обитают в пресных водоемах? Оказавшись у водоема в теплое время года, вы могли наблюдать только тех его обитателей, которые живут на поверхности. Но жизнь в водоеме есть везде: и у берегов, и на поверхности, и в толще воды, у самого дна и на дне. На берегах водоемов можно увидеть листья и стебли камыша, тростника, рогозы, стрелолиста. Небольшая глубина позволяет этим растениям прикрепиться ко дну водоема. На значительно большей глубине растут кувшинка белая, кубышка желтая (рис. 7, 8). На гладкой поверхности воды плавают их цветки и широкие листья.

Рис. 7. Кувшинка белая ()

Рис. 8. Кубышка желтая ()

Как этим растения удалось приспособиться к жизни в сильно увлажненной почве, где почти нет кислорода? Если рассмотреть срез стеблей тростника, камыша, рогоза, то можно увидеть воздушные каналы, которые проходят в стеблях этих растений (рис. 9, 10).

Рис. 9. Тростник ()

Воздухоносные каналы есть и в листьях, и в корнях водных растений. У кувшинки белой и кубышки желтой черешки листьев и цветоножки, на которых сидят цветки, тоже пронизаны воздухоносными каналами, по которым проникает кислород, необходимый для дыхания. Срывая цветок, человек наносит вред всему растению. В место разрыва в растение начинает проникать вода, это приводит к загниванию подводной части и, в конечном счете, гибели всего растения.

Трава ряска в виде мелких зеленых пластинок тоже плавает на поверхности водоема, но корнями ко дну не прикрепляется, а в толще воды - мельчайшие зеленые водоросли, рассмотреть их можно только под микроскопом. Но их присутствие выдает цвет воды. Когда их в водоеме очень много, цвет воды становится зеленым.

Какую роль играют растения в жизни многочисленных жителей водоемов? Во-первых, зеленые растения под воздействием солнечного света из воздуха берут углекислый газ, а выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания всех животных. Во-вторых, в зарослях водоема находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы. Животные в водоемах есть везде: на поверхности и в толще воды, на берегу, на дне, на водных растениях. Главные связи между животными и растениями - пищевые. Вот водомерки (рис. 11) стремительно бегут по поверхности воды и охотятся на комаров и других мелких животных.

Рис. 11. Водомерка ()

Их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их и держит. А на водных растениях обитают улитки: прудовик и катушка (рис. 12, 13).

Рис. 12. Прудовик ()

Без кого же река жить не может? Очень маленькие рачки водоемов, дафнии и циклопы, живут и зимуют в воде. Их величина немного больше запятой в книжке (рис. 14, 15).

Самое примечательное у дафнии - длинные усы. Взмахнут усами, резко опустят, оттолкнутся от воды и подпрыгнут. У циклопа есть непарный лобный глазок, из-за которого он и получил свое название.

Без рачков река жить не может, так как они очищают воду от невидимых глазу бактерий, зеленых водорослей и мельчайших животных, если бы не рачки, река быстро бы переполнилась ими. Дафнии и циклопы, как и другие обитатели речки, питаются этими организмами, тем самым очищая воду. Сами служат кормом малькам рыб, моллюскам, головастикам, личинкам насекомых.

Неужели в реке кто-то без головы живет? Это моллюски, беззубки и перловицы (рис. 16).

Рис. 16 Моллюски ()

Сначала раковина, состоящая из двух продольных пластинок, будет лежать неподвижно, потом створки ее приоткроются и из нее высунется нога, головы ни у беззубки, ни у перловицы нет. Выдвинет беззубка ногу и воткнет ее в песок, раковина сдвинется с места. Переместится беззубка на 2-3 сантиметра, отдохнет - и снова в путь. Так и путешествует по дну реки. Пищу и воздух беззубка добывает прямо из воды. Приоткроет створки раковины и начинает втягивать воду, потом выбрасывает. В воде полно мельчайших животных, попадают они в раковину, так беззубка их специальными приспособлениями и задерживает. Дышит беззубка и ест, а заодно и воду очищает. И перловица также работает. Каждая за сутки очищает примерно 40-50 литров воды. Моллюсков, личинки насекомых, головастиков поедают рыбы, аисты, кулики, утки. Жук-плавунец охотится на других насекомых, а также червей, улиток, головастиков. Лягушки кормятся в прибрежных частях водоемов, в основном летающими насекомыми, а сами являются кормом для тритонов и хищных рыб, окуня и щуки. За рыбой и тритонами охотятся цапли, чайки, зимородки.

Основная пища рака - растительная. Но он охотно поедает животных, а также останки мертвых животных. Поэтому часто раков называют санитарами водоемов (рис. 17).

Раки за свою жизнь меняют панцирь. Органы чувств у речного рака развиты прекрасно, глаза выдвинуты вперед на тонких стебельках и состоят из огромного количества, 3000, крохотных глазков. Короткая пара усиков - органы обоняния, а длинные - осязания. Если хищник хватает рака за клешню, то рак ее обламывает и скрывается в норе. Потерянная клешня отрастет снова. Раки очень чувствительны к загрязнению воды, поэтому в местах, где они водятся, говорят об экологической чистоте водоемов.

У реки можно увидеть разных стрекоз: красотку, стрелку, лютку, они живут у реки постоянно (рис. 18).

Рис. 18. Стрекоза ()

Всем стрекозам нужна вода, потому что только там могут жить их личинки. Личинки не похожи на взрослых стрекоз, только глаза у них одинаковые. Каждый глаз состоит из почти 30 000 крохотных глазков (рис. 19).

Рис. 19. Личинка стрекозы ()

Оба глаза выпуклые, благодаря чему стрекоза одновременно может смотреть во все стороны (рис. 20). Все стрекозы - хищники, они охотятся в воздухе, на лету хватают насекомых.

Рис. 20. Глаза стрекозы ()

Личинка стрекозы, подкараулив добычу, выбрасывает вперед сильно удлиненную нижнюю губу. Обычно губы сложена и прикрывает голову, как маска. Личинка в большой мускульный мешок внутри тела всасывает воду, а потом силой выбрасывает. Получается водяной выстрел. Через год, а некоторые через 3, личинки выбираются на поверхность, шкурка личинки лопается, и из нее появляется стрекоза. Посидит несколько часов, расправит крылышки и улетает.

Кто же живет в капле воды? Если посмотреть в микроскоп, то откроется удивительный мир необычных существ. Вот почти прозрачный комочек, который все время меняется, - это амеба (рис. 21).

Другие существа напоминают крохотные туфельки, так они и называются. Тело у туфельки покрыто ресничками, каждая умело управляет этими ресничками и быстро плывет (рис. 22).

Рис. 22. Туфелька ()

Трубачи - самые красивые обитатели капли, голубые, зеленые, похожи на цветки вьюнков (рис. 23).

Двигаются трубачи неторопливо и только вперед. Если их что-то напугает, то они съеживаются и напоминают шарики. Амебы, туфельки и трубачи - одноклеточные организмы, питаются бактериями.

В капле воды также обитают и хищники. Это дидиний (рис. 24).

Хоть он и меньше туфельки, он не только смело нападает на нее, но и целиком заглатывает, раздуваясь как шар.

В пресном водоеме совместно обитают растения, животные, бактерии, все они хорошо приспособлены к жизни в воде и связаны между собой пищевыми цепочками. Когда растения и животные погибают, то они скапливаются на дне водоемов, под действием бактерий разрушаются и превращаются в соли, которые растворяются в воде и используются другими животными. Водоем - это природное сообщество.

Сегодня на уроке вы получили новое представление о пресном водоеме как о пресном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Makuha.ru ().
  2. Youtube.com ().
  3. Sbio.info ().

Домашнее задание

  1. Какие пресные водоемы вы знаете?
  2. Каких животных можно встретить в водоемах?
  3. Почему говорят, что водоем - это природное сообщество?
Загрузка...
Top