Работа с планом: анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени. «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени изобразительные средства

Анализ лирического произведения.

Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» создано в 1894 году (сборник «В безбрежности»). Произведение было внесено в начало сборника и выделено курсивом. Оно должно было стать прологом всей книги и, по словам Л. Е. Ляпиной, «мыслилось программным».(1, с.59) История создания стихотворения такова: поэт хотел написать произведение о человеческом пути к свету.

Произведение Бальмонта является элегией.

Тема стихотворения – повествование поэта о своих творческих достижениях.

В стихотворении можно выделить несколько смыслов: философский (поиск смысла жизни), поэтический (тема поэта и поэзии), общечеловеческий (мысль о гармонии с самим собой)

Преобладают личные интонации, о чем свидетельствует частое употребление местоимения «я».

Композиция стихотворения кольцевая. Такая композиция не придает завершенности. Поэтическая мысль автора не завершена: путь к вершине далёк. Это движение циклично, вечно.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен двигаться все время вперед, невзирая ни на какие препятствия на пути к достижению своей цели.

Особую торжественность тексту произведения придает использование книжной лексики (выси, взор, светило).

В тексте стихотворения часто используются глаголы (входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые создают ощущение постоянного движения. Личное местоимение «я» встречается 11 раз. Поэтическое «я» является основой стихотворения.

При помощи эпитетов («сияньем прощальным», «дремлющих гор», «огневое светило») и олицетворений («выси…нежно ласкали») К. Бальмонт одухотворяет природу, передает ее деятельную натуру. В тексте произведения четыре раза повторяется метафора «дрожали ступени». Дрожащие ступени - символ непрочной лестницы пути, которую избрал лирический герой. Можно предположить, что путь героя не изведан, зыбок и невероятно труден. При помощи метафоры «ловить мечтою» - автор передает желание лирического героя остановиться и вспомнить о чем-то приятном.

Развернутая метафора «уходящие тени потускневшего дня» символизирует подходящий к концу прожитый день.

Анализ синтаксического уровня стихотворения позволяет выделить такие приёмы: эпифора, анафора, инверсия. Эпифорой называется повторение слова или словосочетания в конце близлежащих стихотворных строк:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

Такой синтаксический прием, как анафора, позволяет поэту выделить лексемы, несущие важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Повторяются анафорические слова «и чем», которые не дают остановиться до самого конца чтения.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали...

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор...

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Особую выразительность и мелодичность художественной речи придает инверсия: «Тем ясней рисовались очертанья вдали», «И какие-то звуки вдали раздавались»

Ритмика стиха – силлабо – тоническая.Стихотворение написано цезурованным четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.

К. Бальмонт широко использует аллитерацию и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] (всего 32) заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие звуков р, [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и] (51), затем [а] (50) и [у] (50). (3, с. 64) Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.(2, с.207)

Лирическому герою открылась истина, он хочет донести главную мысль до других людей, только начинающих этот сложный путь.

В период расцвета творческой деятельности Константин Бальмонт часто экспериментировал в разных направлениях и стилистиках. В это время символизм поэта окрашивается в романтические тона, когда на философские темы автор может говорить с определенной долей изящества, восторга и красоты. Такая тенденция прослеживается в большом количестве стихотворений Бальмонта, и произведение под названием «Я мечтою ловил уходящие тени…», которое было написано в 1895 году, не является исключением. Главная тема стихотворения не несет в себе возвышенного или романтического оттенка, напротив - она достаточно прозаична. Бальмонт рассказывает о своем творческом пути, но столь виртуозно, что сразу понять мысль, которую он хочет донести, не так-то просто. Начало своей литературной деятельности автор описывает с некоторой долей иронии: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». В общем контексте произведения эти стихотворные строки говорят читателю о том, что Бальмонт упорно шел к достижению своей цели, мечтая добиться славы и признания у людей. Но не только честолюбивые помыслы волновали душу поэта, но и романтические, потому он говорит о том, что «мечтою ловил уходящие тени», пытаясь в своих творениях запечатлеть прекрасные мгновения стремительно идущего времени.

Бальмонт признается, что имел совершенно конкретные цели и желания, которых он пытался достичь своим творчеством: «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». От вершин, к которым так усердно стремился молодой поэт, у него захватывало дух. Чем выше он поднимался по ступенькам литературного успеха, тем меньше внимания и душевных сил тратил на тех, кто пытался помешать ему своими недоброжелательными нападками и критическими высказываниями. Бальмонт нелестно отзывается о подобных людях, что пытались помешать ему в осуществлении своей мечты из чувства мести или зависти: «И внизу подо мною уж ночь наступила». То время, когда сердце чувствительного автора могли задеть недобрые высказывания, осталось позади, ведь заветная цель была все ближе, горела все ярче: «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали». Но поэту пришлось пожинать плоды не только своих литературных трудов.

Образный язык символизма позволяет иначе трактовать смысл стихотворения - как гимн вечному устремлению духа человеческого от тьмы к свету. Образная структура произведения основана на контрастах: между небесным и земным, светом и мглой. Сюжет заключается в движении лирического героя, что восходит на башню, уходящей в небеса, покидая земной мир. Герой мечтает остановить уходящее время, приблизиться к вечности, мечтою ловя уходящие тени. Когда под его ногами земной мир погружается в ночную тьму, перед ним сияет «огневое светило», что дарит духовное обновление, а очертания дремлющих гор, что виднеются вдалеке, становятся все более зримыми. Наверху лирического героя ожидает симфония неясных звучаний («и какие-то звуки вокруг раздавались»), которые возвещают о его полном слиянии с небесным миром. Картина восхождения к высшему миру корнями уходит в романтические сюжеты об одиноком герое, который бросает вызов земному и бренному. Он противостоит уже не косности общества, но космическим законам. Лирический герой является избранным, что типично для персонажей символистских произведений. Стихотворение отличается невероятной пластичностью, музыкальностью ритма, который создается благодаря волнообразным движениям интонационных подъемов и спадов, аллитерации шипящих и свистящих согласных, сонорных «р» и «л». Четырехстопный анапест создает особенный и завораживающий ритм.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».

Цели: 1) познавательные: - приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;

Формирование представления об особенностям стиля автора;

Подготовка к написанию мини-сочинения;

2) развивающие: -развитие образного мышления;

Приобщение к творчеству поэта;

3) воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову;

Привитие любви к русской поэзии.

Ход урока.

  1. Беседа учителя.

Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.

Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.

Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.

(Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).

Как можно охарактеризовать это время?

(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).

В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К.Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.

КАРТОЧКА.

Основные принципы символизма.

Основная поэтическая категория – символ.

Многозначность символа.

Особая музыкальность стиха.

- «Я» - в центре всего (эгоцентризм).

- «Двоемирие».

Поэзия символизма – выражение души поэта.

Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.

(Ученик делает сообщение для класса).

Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.

КАРТОЧКА.

Культ мгновения.

Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.

Ведущая тема – тема света, тема постоянного движения.

2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмо нта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.

Учитель читает стихотворение.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

(Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)

Какие картины возникли в вашем воображении?

(Закат солнца. Высокая башня….)

Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?

(Повторы).

Посчитайте, сколько раз они встречаются? (10 раз в двадцати строчках).

Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?

(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)

В тексте много глаголов(входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.

Ещё какие-то особенности вы заметили?

(Часто употребляется личное местоимение «я»).

Посчитайте, сколько раз. (11 раз в 20 строчках).

Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.

Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).

Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? (С переносным).

Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.

3. Лингвистический анализ текста.

С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).

А кто подразумевается под «Я»?

(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)

Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?

(Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).

Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?

(Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)

(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).

Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.

А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?

(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали…

В каком значении употребляют двойной союз?

(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).

Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.

И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Прокомментируйте эти строки.

(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)

Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.

Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?

4) Чтение стихотворения учащимся.

Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?

(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.

Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.

Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.

Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.

Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала – Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».

5) Написание мини-сочинений.

Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.

Темы сочинения.

    Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»

    Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.

    Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт относится к плеяде старших символистов Серебряного века. Примером лирики подобного направления служит стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».

Стихотворение написано в 1894 году. Его автору исполнилось 27 лет, он выпустил сборник стихов «Под северным небом», достаточно тепло принятый критикой, занялся переводческой деятельностью. Но еще несколько лет назад после разрыва с родителями он бедствовал и сомневался в своих литературных способностях.

По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Большинство рифм открытые, много глагольных. Лирический герой — сам поэт. Композиция единая, одночастная: герой поднимается по ступеням. Стихотворение не относится к лучшим образцам поэзии К. Бальмонта, оно типично для тогдашнего символизма.

Человек здесь поставлен в центр мироздания: в Библии лестница спускается с небес на землю, здесь — наоборот. Герой не раздумывая совершает подъем на некую грандиозную башню, возможно, ту самую, Вавилонскую. Впрочем, о том, что ждет его наверху, не сообщается. Есть сходство со стихотворением , персонаж которого также в мечтах покидает Землю. Невесомость и волшебное происхождение лестницы подчеркивает олицетворение «дрожали ступени». Много раз повторяются глаголы, создавая иллюзию восхождения: наступила, рисовались, дрожали.

Есть и другие повторы: уходящие тени, тем ясней, уж ночь. Лексика возвышенная. Сравнение: сияньем словно ласкали. Антитеза: ночь для Земли, для меня дневное светило. Эпитеты: дремлющих, огневое, отуманенный. Инверсия: сверкали выси. Синекдоха: ступени под ногой. Звукопись: шипящие и свистящие согласные.

Прописная буква в написании слов: Небес, Земли. Так поэт подчеркивает, что это аллегории, метафоры, что он идет не в открытый космос, а в мир мечты и фантазии. В переносном смысле поэт говорит о восхождении к вершинам мастерства: я узнал, как ловить. Но и останавливаться на достигнутом он не собирается: и все выше я шел. Последнее четверостишие возвращает читателя к первому.

Конец XIX века был переломным для становления К. Бальмонта как поэта. Получив поддержку В. Брюсова, поэт все смелее ищет себя в литературе, его слог становится музыкальнее, а темы — разнообразнее. Примером такого поиска является стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».

Загрузка...
Top