Современные методы и технологии дистанционного обучения. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Типы дистанционного образования

Понятие дистанционных образовательных технологий

Определение 1

Дистанционные образовательные технологии – это ряд образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и учащимся осуществляет опосредовано (на расстоянии).

Основа образовательного процесса с использованием дистанционных технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе учащегося. Процесс получения знания может осуществляться в любое удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места его нахождения.

Замечание 1

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев населения.

В настоящее время дистанционные технологии активно применяются в различных направлениях профессионального образования, а также в старших классах школы. Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании позволяет получать необходимое образование вне зависимости от возраста, семейного положения, без отрыва от работы и т.д. Также возможно получить дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации и переквалификации. В старших классах школы применение дистанционных образовательных технологий дает учащимся возможность значительно повысить уровень своих знаний, получить дополнительные знания сверх тех, что преподают в школе по определенным предметам. Все это позволяет детям достичь необходимых высот в обучении и повышает шанс на поступление в престижные ВУЗы.

Замечание 2

Таким образом, дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению.

Положительные и отрицательные стороны дистанционных образовательных технологий

Дистанционные образовательные технологии имеют как положительные, так и отрицательные стороны их применения.

Положительные стороны применения дистанционных образовательных технологий:

  1. Возможность обучения в индивидуальном темпе, самостоятельно определяя время и скорость изучения дисциплин.
  2. Гибкость и свобода, предоставляемая технологий, позволяет учащимся сформировать индивидуальную программу, наполненную теми дисциплинами, которые, по мнению учащегося, наиболее важны для изучения.
  3. Доступность. Возможность обучаться вне зависимости от времени и места нахождения.
  4. Мобильность. Процесс взаимодействия с педагогом осуществляется при необходимости и по конкретному вопросу.
  5. Технологичность. Использование в образовательном процессе современных и актуальных технологий.
  6. Социальное равноправие. Предоставление равных возможностей получения образования вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания, состояния здоровья и т.д.
  7. Творчество. Комфортные условия для творческого самовыражения каждого учащегося.
  8. Объективность. Разнообразные формы контроля позволяют оценить знания учащегося с разных сторон, а их количество позволяет осуществлять промежуточную аттестацию в автоматическом режиме, без участия преподавателя.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных сторон:

  1. Основа обучения – самостоятельное усвоение знаний. Не все учащиеся владеют навыками самообразования, что требует дополнительного контроля со стороны образовательного учреждения.
  2. Неумения правильно организовать свою учебную работу, распределит учебное время и изучаемый материал.
  3. Необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме.
  4. Для учащихся, имеющихся проблемы со здоровьем исключение «живого» контакта с преподавателями является отрицательным моментом, так как довольно часто это единственная связь с внешним миром.
  5. Дорогостоящее оборудование, для организации дистанционного обучения (ПК, ноутбук, выход в интернет и т.д.), которое не все себе могут позволить приобрести.

Виды дистанционных образовательных технологий

В зависимости от цели образовательного процесса и условий образовательного учреждения, выделяют следующие виды дистанционных образовательных технологий.

Комплексные кейс-технологии.

Данная группа дистанционных образовательных технологий основана на самостоятельном изучении мультимедийных и печатных учебно-методических материалов, представленных в форме кейса и включающих в себя лекции, семинары, тренинги и т.д. Каждый кейс представляет собой завершенный программно-методический комплекс, где все материалы взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.

Компьютерные сетевые технологии.

Эта группа дистанционных образовательных технологий характеризуется использование разнообразных компьютерных обучающих программ, электронных учебников и электронной методической литературы, которые учащиеся могут пользоваться в процессе обучения. Представленные материалы находятся в открытом доступе в сети Интернет или локальной сети учебного заведения.

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных.

В основу данной технологии положен принцип деления дисциплины на модули (зет), каждый из которых представляет собой законченный блок, по итогу изучения которого учащийся проходит промежуточный контроль качества своих знаний и усвоения модуля. Для того, чтобы сдать предмет и получить по нему зачет, необходимо закончить положительно все модули дисциплины. В заключении по дисциплине проводится итоговый электронный тест.

Дистанционные образовательные технологии предусматривают осуществление следующих видов мониторинга усвоенных знаний:

  • лекционное тестирование (по итогам прослушанных лекций в конкретном модуле);
  • индивидуальный компьютерный тренинг (ИКТ), представляет собой комплекс тестовых заданий из разных модулей дисциплины, а также небольшие практические задания (задачи);
  • модульное тестирование, предусматривает прохождение электронного теста по итогам пройденного модуля;
  • письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Основные принципы и аспекты дистанционного образования

Под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации и других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.

С точки зрения организации и поддержки учебного процесса, в рамках ДО можно выделить несколько групп проблем.

Во-первых, это проблемы создания СДО различных уровней:

Глобальные (международные и федеральные) СДО и их обеспечение;

Региональные СДО и их обеспечение;

Локальные СДО и их обеспечение.

Во-вторых, это проблемы организации ДО как такового:

Концептуальные модели и дидактические аспекты ДО;

Система преподавателей-консультантов и способы их взаимодействия с обучаемыми;

Тестирование в системе ДО;

Технологии и информационные образовательные среды;

Способы передачи образовательной информации и коммуникации.

Глобальные системы ДО призваны обеспечить возможность реализовывать просвещение и образование самых широких масс населения России за счет использования таких средств массовой информации, как телевидение и радио.

Трансляция учебных программ широко используется во всем мире для дистанционного обучения. При этом возможен как показ лекций, познавательных программ для широкой аудитории без последующих зачетов, так и передача лекций с последующей сдачей зачетов. В первую очередь содержанием такого "фонового образования" могут быть экономические, юридические, экологические, научные, культурные и прочие области знаний.

К числу глобальных систем ДО можно отнести уже созданные в мировом сообществе "Глобальный лекционный зал", "Университет мира", "Международный электронный университет" и др. Эти электронные структуры обеспечивают возможность общения, дискуссий, обмена информацией, решения проблем в различных сферах человеческой жизни между участниками, находящимися в различных уголках Земли. Россия уже в ближайшее время должна быть интегрирована в эти системы.

Региональные системы ДО предназначены для решения образовательных задач в рамках каждого отдельно взятого региона России с учетом его особенностей. Они должны органично входить в СДО федерального уровня. Поэтому при их создании принципиальное значение приобретает соблюдение требований государственного образовательного стандарта.

Локальные системы ДО могут действовать на уровне отдельной профессиональной области знаний или в рамках одного города или университета.

Центральным звеном СДО являются средства телекоммуникаций, позволяющие обеспечить образовательный поцесс:

Необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

Обратной связью между учителем и учеником;

Педагогическое проектирование и педагогические технологии 253

Обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

Выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.

Для создания отечественной СДО необходимо:

Создать общероссийскую сеть интерактивного спутникового телевидения, состоящую из центральной и региональных учебных телестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;

Осуществить интеграцию и развитие прежде всего в регио- нах систем компьютерных телекоммуникаций высшей школы: RUNNET, UNICOR, RELARN;

Обеспечить взаимодействие отраслевых и других существующих в России сетей с СДО;

Создать распределенную систему информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям;

Осуществить развитие системы электронных библиотек. Дистанционное образование в развитых странах Запада имеет свои отличия. В первую очередь можно выделить две концепции организаций СДО: североамериканскую и европейскую.

По программам дистанционного образования в США обучаются более миллиона студентов, принимающих с 1989 г. учебные курсы через систему публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS-TV). Программа обучения взрослых (PBS Adult Learning Service) с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями (Brock 1990). Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны всем обучающимся по всей стране, а через спутник связи и в других странах.

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием радио и телевидения. В последнее время наиболее широко используются компьютерные технологии. Программы электронного высшего образования разрабатываются в 30 странах.

Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п.

В Великобритании более 50% программ обучения на степень магистра в области управления проводится с использованием методов ДО. Лидирующей европейской организацией этой области является Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.

В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятой, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитные дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе с использованием компьютерных сетей, непосредственно в учебные заведения, где используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным центром дистанционного обучения CENTRE NATIONAL DENSEIGNEMENT A DISTANCE (CEND, Франция), основанным в 1939 г., который обеспечивает дистанционное обучение более 350 тыс. пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5 тыс. преподавателей.

Наряду с программами, рассчитанными на достаточно массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса, сдав экзамены, получить соответствующий диплом, сертификат и т.п.

ДО имеет огромное значение для России, обладающей колоссальным интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией. Поскольку его российский вариант находится только в стадии становления, необходимо отобрать именно те технологии, которые будут для российских условий наиболее приемлемыми.

Технологии ДО - совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

В мировой практике ДО для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

Предоставление учебников и другого печатного материала;

Пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

Дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

Видеопленки;

Трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;

Кабельное телевидение;

Двусторонние видеоконференции;

Односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону.

При этом также используются компьютерные электронные учебники или электронные учебники на лазерных дисках.

Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в ДО, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью ДО. В России это особенно важно, так как российские студенты в отличие от их западных коллег привыкли к книгам больше, чем к видеокассетам. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на ДО, но должны содержать основную информацию, давать основные знания.

Необходимо в дополнение к базовым универсальным учебникам иметь печатные пособия, содержащие информацию, отражающую специализацию данного учебного заведения. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.

Доставку основного материала в виде текста или графики можно осуществлять через компьютерные сети. В наиболее простом виде эти технологии применяются в национальных и мировых компьютерных сетях типа Internet, Batnet, EUNet. Одна из возможностей - использование протокола передачи файлов (FTP протокола). Материалы для изучения и справочные материалы хранятся в архивах на серверах глобальных компьютерных сетей и могут быть запрошены обучаемыми, подключенными к данной сети в операционном режиме или через асинхронную электронную почту.

Наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации.

Видео - очень полезная технология применительно к ДО. Видеопленки позволяют прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. В американских и европейских курсах основной материал излагается в печатных изданиях и на видеокассетах.

Если в курсе необходима визуальная информация и ее невозможно дать в печатном виде, тогда необходимость видеоматериалов очевидна.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники, как обычные, так и записанные на лазерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют при соответствующей доработке приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от книги эта технология позволяет подавать материал в динамичной графической форме.

Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса ДО. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовать обучение на основе индивидуального подхода.

Асинхронная система общения между преподавателем и студентом, необходимая для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), позволяет анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.

Одним из видов асинхронного общения является голосовая почта, когда студент звонит по какому-то определенному номеру телефона и его вопросы записываются на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ на другую пленку, которую студенты в свою очередь могут прослушать в асинхронном режиме. Голосовая почта широко используется в ДО США.

На данный момент наиболее популярным видом асинхронных коммуникаций являются глобальные телекоммуникационные сети. Вполне очевидна выгода использования международных и национальных сетей типа Internet.

Internet является мировой компьютерной сетью, которая объединяет огромное число различных исследовательских и образовательных компьютерных сетей. Практически все учебные заведения во всех индустриальных и во многих развивающихся странах имеют доступ к этой сети.

Для того, чтобы присоединиться к этой сети, достаточно иметь любой компьютер и модем. Региональные центры Internet подключены к обычным телефонным линиям. Internet позволяет асинхронно передавать электронную почту от одного пользователя к другому, доступ к огромному числу телеконференций разного рода, организовывать свои телеконференции для обсуждения проектов преподавателями и студентами, иметь доступ к архивам, в том числе и к обучающим материалам как в асинхронном, так и в оперативном режимах, к разным базам знаний и базам данных, а также к электронным библиотекам.

В процессе становления ДО появляются новые модели обучения, например: объектно ориентированные или проектно-ин-формационные модели обучения. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться:

Телеконференции, позволяющие уяснить задачу и проблему осваиваемой области жизни;

Информационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информационными полями из различных банков знаний и баз данных;

Проектные работы, позволяющие, используя полученную информацию, создавать фрагменты виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, проводить анализ случая, деловые и имитационные игры; тренинги, проблематизацию теорий и др.;

Дискуссии, "полевые занятия" (воскресные школы), которые позволят реализовать социализацию и экологизацию получаемого знания.

Все перечисленные формы предполагают высокий уровень индивидуализации обучения, не исключающий делового общения с ведущими специалистами в данной области знания.

Эти формы выступают как организационные формы обучения. Однако в них принципиально изменяются способ представления и усвоения знаний, а также форма взаимодействия между студентом и преподавателем, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Источником информации в такой модели являются базы данных, банки данных и книги; координатором учебного процесса - преподаватель, а интерпретатором знания - сам студент.

Учебный процесс с СДО обладает следующими основными свойствами:

Гибкость

Студенты СДО в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни.

Модульность

В основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс программ создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

Экономическая эффективность

Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей, технических средств, например в выходные дни.

В системе ДО изменяется роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении учебного плана, руководство учебным процессом и др. Асинхронное взаимодействие обучаемых преподавателя в СДО, как правило, предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

Тестирование в системе ДО

Решение проблемы контроля ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей СДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционным учебными заведениями. Для осуществления контроля в системе ДО должна быть создана единая система государственного тестирования. В качестве форм контроля могут быть использованы дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат. Для контроля в локальных системах могут быть использованы интеллектуальные тестирующие системы. Тестирующие системы должны не просто контролировать процесс усвоения знаний. Накапливая информацию об обучаемом (скорость усвоения, скорость забывания, глубина освоения др.), они должны подсказывать ему наиболее рациональный для него путь познания.

Дидактические принципы ДО

Можно выделить следующий перечень дидактических особенностей дистанционного образования:

Соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

Ведущая роль теоретических знаний;

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

Стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

Соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

Сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

Сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

Системность и последовательность в обучении;

Доступность;

Прочность овладения содержанием обучения.

Из дополнительных принципов применительно к ДО наиболее значимым является:

Гуманистический принцип ДО: направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств.

Принцип целесообразности применения новых информационных технологий. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

Принцип опережающего образования, заключающийся не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Дидактическая специфика дистанционного обучения в значительной степени направлена на особые познавательные стратегии (ПС) и стратегии обучения, мобилизующие познавательные ресурсы (например, долговременную память и внимание) для достижения цели обучения. Характеристики познавательных стратегий в КДО таковы: целенаправлены; сформированы; предполагают усилие; привязаны к ситуации.

Важнейшими в дистанционном обучении являются стратегии: ориентации; отбора; повторения; проработки; организации; метапознавательные.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести принципы: активности; самостоятельности; сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; мотивации; связи теории с практикой; эффективности.

В качестве основных преимуществ дистанционного обучения на основе компьютерных сетей (по сравнению с обычным заочным образованием) зарубежные специалисты-практики указывают:

Обеспечение удобными средствами для обучения или общения;

Широкие возможности для групповой работы;

Более успешное общение с преподавателем (методистом);

Сокращение времени для ответа преподавателя (методиста);

Свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

Удобство при ведении личных дел учащихся;

Возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;

Возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

Зарубежные исследователи отмечают, что потенциал компьютерного дистанционного обучения (КДО) может быть наиболее удачно использован при изучении курсов, включающих обсуждение, интенсивную умственную активность, решение задач, а также предполагающих коллективную деятельность.

Психология дистанционного обучения

В КДО могут найти применение различные типы общения с использованием технологических возможностей компьютерных сетей:

1. Общение типа "сам с собой" предполагают:

Базы данных прямого доступа;

Научные журналы прямого доступа;

Программные приложения прямого доступа;

Библиотеки программного обеспечения прямого доступа;

Группы по интересам прямого доступа.

2. Общение типа "один с одним" предполагается при:

Контрактном обучении;

Практикумах;

Заочном обучении.

3. Общение типа "один со многими" предполагается на:

Лекциях;

Симпозиумах;

Заседаниях комиссий.

4. Общение типа "многие со многими" предполагается на:

Дебатах, дискуссиях;

Деловых играх;

Ролевых играх;

Изучении конкретных случаев (метод ситуаций);

"мозговом штурме";

Применении метода Дельфи;

Форумах;

Групповых проектах;

Заседаниях комиссий.

Интересным является исследование, проведенное канадскими специалистами в области КДО. Ключевым понятием, исследуемым в данной работе, служит стратегия обучения. Под стратегией обучения понимается совокупность действий, предпринимаемых обучаемым для того, чтобы собрать, осмыслить и возвратить полученную информацию таким образом, что она становится значимым для него знанием. В качестве методики исследования технологий обучения применялось анкетирование учащихся и преподавателей. Возраст обучаемых варьировался в пределах от 35 до 55 лет. Почти все они были учителями, повышающими свою квалификацию. Анкетирование было сфокусировано на обучении в целом, а именно:

Аспекты обучения с помощью сетевых технологий (цели планирования, стратегии и навыки, понимание информации);

Внешние аспекты обучения (требуемое поведение обучаемого и методиста);

Негативные факторы, влияющие на обучение;

Основные черты КДО, его преимущества и недостатки;

Образное представление полученного опыта. Помимо анкет, для получения информации использовались протоколы обучения. Полученные результаты образовали четыре группы:

Требования к процессу обучения;

Особенности КДО;

Преимущества КДО;

Недостатки КДО.

Среди требований к процессу обучения можно выделить требования к навыкам обучения, поведению обучаемых и методиста. Навыки обучения делятся на три группы:

Операционные навыки, т.е. умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отфильтровывать нужную информацию, вырабатывать идеи, взаимодействовать с товарищами по группе;

Навыки обработки информации - умение при создании сообщения сфокусировать внимание на главном, справляться с параллельной структурой дискуссии (одновременное обсуждение нескольких тем);

Навыки управления нагрузкой - умение создать персональную методику для просмотра всех сообщений и быстро обрабатывать информацию для того, чтобы не отставать от потока приходящих сообщений.

Выделены основные требования к поведению обучаемых:

Активное участие;

Ответственность;

Поддержка остальных участников;

Краткость и точность при создании сообщений.

От методиста требуются:

Управление дискуссией путем выработки ее структуры, направление дискуссии в нужное русло и в то же время обеспечения определенной ее свободы, снижения отрицательного воздействия нетактичных и не относящихся к делу замечаний участников, и т.п.;

Содействие дискуссии в тех случаях, когда требуется быстрая техническая помощь, чтобы обобщить результаты дискуссии, представить, поприветствовать или поощрить обучаемых.

Можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования:

1) курсы СДО должны строиться по модульному принципу;

2) разработка модулей СДО должна выполняться на основе единой формальной модели;

3) информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;

5) в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;

6) процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т.е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;

7) элементы, на базе которых строится обучающий модуль, должны также содержать процедуры входного и выходного контроля знаний;

8) процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стандарт уровня знаний;

9) в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста.

Для выполняемых работ по созданию элементов СДО можно выделить перечень характерных этапов методических и технических мероприятий (рис. 6.9).

Работы, связанные с выполнением каждого из этапов, можно кратко сформулировать следующим образом:

Этап 1. Определение мотивационных признаков по созданию программ подготовки или переподготовки специалистов на основе технологии ДО.

Этап 2. Создание содержательного наполнения программы подготовки (переподготовки), формулировка целей и требований к результату (внутренний стандарт).

Этап 3. Разработка структурно-логической схемы подготовки с выделением основных модулей и их взаимосвязей.

Этап 4. Детальная разработка модулей подготовки с определением внутренней структуры и содержания; методов изучения (преподавания), характерных для ДО; разработка системы оценивания на уровне элементов и модулей; разработка механизмов адаптации к уровням обучаемых.

Этап 5. Формирование на основе модулей взаимосвязанных или локальных курсов подготовки (переподготовки) с формулировкой требований и методов оценки готовности.

Этап 6. Реализация модулей курса с учетом выбранного варианта ДО (технологические решения и варианты реализации) от "бумажной" технологии до полной автоматизации.

Этап 7. Сборка курса и его апробация на уровне (базе) очного процесса подготовки.

Этап 8. Создание механизма и процедур ведения курса ДО (т.е. модификации и адаптации в соответствии с потребностями подготовки и целями).

Этап 9. Внедрение курса (программы) подготовки ДО в систему подготовки специалистов на заданном уровне.

Особенностью предлагаемого подхода к порядку создания курса ДО является включение этапа апробации курса на базе очного образования. Это всегда возможно в случае существования модульных элементов обучения в учебном заведении и существования локальной автоматизированной системы подготовки. Используя этот этап, можно наиболее эффективно выявить ошибки методического и технологического характера.

Построение программ дистанционного обучения, включающих в свой состав комплексы взаимосвязанных курсов ДО и ориентированных на достижение заданного качества подготовки в рамках образовательных стандартов или специальных требований, предполагает реализацию определенного набора организационных и методических мероприятий.

| следующая лекция ==>

План лекции

6.1. Дистанционные образовательные технологии: основные понятия и особенности ДОТ

6.2. Модели реализации дистанционных образовательных технологий

6.3. Классификация дистанционных образовательных технологий

- Комплексные кейс-технологии

-

-

6.4. Опыт зарубежных организаций в использовании дистанционных образовательных технологий

6.1. Дистанционные образовательные технологии: основные понятия и особенности ДОТ

В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии (ДОТ). В рассматриваемой области педагогического знания используется разнообразная терминология, ключевым понятием является термин «технология». Первоначально понятие технологии было связано в большей степени с производством материальных ценностей. Со временем термин «технология» стал широко применяться и в других сферах человеческой деятельности, т. е. приобрел широкое философское толкование. По образному выражению Э. Де Боно, технология – это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний, а основная функция технологии – внедрение теории в практику.

В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии, в литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет-обучение, дистанционные образовательные технологии. Их используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.

Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования предлагают следующую терминологию.

Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Интересна трактовка дистанционного обучения, данная Ассоциацией дистанционного обучения США: дистанционное обучение – это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения.

Андреев А.А., критикуя множество существующих толкований понятия «дистанционное обучение», предлагает определять дистанционное обучение как «...синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению».

В российском законодательстве в данный момент используется понятие «дистанционные образовательные технологии». Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Под словами «опосредованное взаимодействие» в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.

Образовательный процесс, основывающийся на применении дистанционных образовательных технологий, всегда должен рассматриваться с точки зрения традиционной педагогики и базироваться на терминологии, принятой в педагогической области знания.

Говоря о дистанционном образовании, важно подчеркнуть различие между понятиями «открытое образование» и «дистанционное образование»: открытое образование может быть реализовано очно, заочно, дистанционно, в форме экстерната, в то время как дистанционное образование ориентируется на разработанные для конкретной области образования стандарты, программы.

Также необходимо упомянуть о некоторых терминах, активно использующихся в зарубежной литературе:

Computer-based Training (CBT) – использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании;

Electronic Learning (E-learning) – электронное обучение или интернет-обучение, т. е. предоставление доступа к компьютерным обучающим программам через глобальную сеть;

Distance Communication (дистанционная коммуникация) – применение коммуникационных технологий для реализации таких функций, как организация встреч, дискуссионных групп и т.д., в условиях удаленного нахождения собеседников;

Interaction (интерактивность) – взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между студентами и преподавателями, обычно происходящий с целью поддержки обучения;

Multimedia (мультимедиа) – системы, поддерживающие интерактивное использование текста, аудио, видео и графики, преобразованных в цифровой формат.

В дальнейшем мы будем также использовать термины: LMS (Learning Management System), обозначающий системы управления обучением, и СДО (Система Дистанционного Обучения) - русскоязычный аналог LMS.

Основные особенности дистанционного обучения

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования (наряду с очной и заочной), при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

ДО представляет собой целенаправленный, интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, идентификационно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение в XXI веке будет использоваться как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Отличия состоят:

В более высокой динамичности, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;

В большем объеме самостоятельной деятельности обучающихся;

В использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения;

В приближении потребителей образовательных услуг к среде обучения;

В более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг;

В создании комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;

В наличии интерактивной коммуникации.

Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты:

· гибкость (предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины);

· модульность (обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию);

· параллельность (означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства);

· охват (обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации – электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д. – большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями);

· экономичность (предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов);

· технологичность (означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий);

· социальное равноправие (обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося);

· интернациональность (предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы);

· новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного обучения, позволяют следующее.

Ø Сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания.

Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане могут получать образование в ведущих учебных центрах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.

Ø Получать образование представителям различных слоев и групп населения, независимо от их социального положения и состояния здоровья.

Говоря об актуальности открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности.

Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами, людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблему помогает решить использование дистанционных образовательных технологий как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях. Здесь система дистанционного обучения будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.

Ø Комбинировать различные специальности.

Существенным недостатком действующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придают процессу обучения целостность и личностную направленность.

Ø Комбинировать различные формы образования.

Законом РФ «Об образовании» допускается совмещение различных форм получения образования, что в сочетании с использованием дистанционных технологий позволяет:

Сделать процесс получения образования максимально гибким и ориентированным на личностные факторы;

Разработать индивидуальный план занятий, сроки обучения и т.д.

Ø Придать учебным курсам и программам гибкость.

Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов, исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.

Ø Улучшить восприятие учебного материала.

Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования:

Наглядных материалов, таких как цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видеофрагменты;

Ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике;

Программных средств, позволяющих моделировать различные схемы, механизмы и процессы;

Модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Ø Повысить качество образования.

Повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. Процесс создания электронных и ТВ-курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и т. д. Такой подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками с внешними интернет-ресурсами и поисковыми системами.

Ø Совмещать работу и обучение.

Многие потенциальные потребители образовательных услуг вынуждены работать, что зачастую лишает их возможности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получение образования, и дает возможность обучения, переобучения или повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно в современном стремительно развивающемся обществе. Современный работник в среднем вынужден 4-6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию. Дистанционные технологии получения образования оптимально подходят для решения этой проблемы.

Ø Сделать образование непрерывным.

Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания, умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий.

6.2. Модели реализации дистанционных образовательных технологий

В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.

Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:

Унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;

Унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.

Разнообразие моделей объясняется, прежде всего, различными условиями, при которых происходило формирование системы дистанционного обучения:

Географическими условиями (например, размер территории страны, наличие географически удаленных или изолированных от центра регионов, климат и пр.);

Общим уровнем компьютеризации и информатизации страны;

Уровнем развития средств транспорта и коммуникации в стране;

Уровнем использования средств информационных и коммуникационных технологий в сфере высшей школы;

Существующими традициями в сфере образования;

Наличием научно-педагогических кадров для системы ДО и пр.

Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные информационные технологии. Активно внедрены теле- и радиовещание, видеозаписи, компьютерные телекоммуникации.

Рассмотрим каждую из моделей более подробно.

ü Первая модель – обучение по типу экстерната.

Обучение направлено на обеспечение нужд обучающихся, по каким-либо причинам не имеющих возможности посещать очные занятия. Обучающиеся самостоятельно изучают необходимый материал, затем сдают экзамены по пройденному материалу.

Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.

ü Вторая модель – обучение на базе университета.

В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Это целая система обучения для студентов, получающих образование заочно или дистанционно.

Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Имея очень сильный профессорско-преподавательский состав, традиционные университеты обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов дистанционного обучения.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии. Обучающиеся получают:

Печатные программы, учебные и методические пособия;

Аудио- и видеокассеты;

Компакт-диски с электронными учебниками.

Следует отметить, что иногда внедрение новых технологий дистанционного обучения сопровождается сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку требуется радикальное изменение места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а следовательно, необходима существенная переподготовка преподавателей.

ü Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.

Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам.

Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным.

Содружество учебных заведений - наиболее перспективный вариант для развития высшего образования, привлекательность которого видится в возможности получить любое образование, не покидая своей страны, региона.

Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

ü Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности.

В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения.

Учреждения, работающие в рамках данной модели, были созданы специально для целей дистанционного или открытого обучения. Важной особенностью здесь является создание мультимедийных курсов.

ü Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.

Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).

ü Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.

Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте. Всем участникам учебного процесса в данной модели нужно быть уверенными и активными пользователями компьютера, периферийного оборудования, Интернета.

Практически в каждой из представленных моделей обязательно учитывается возможность очных консультаций с преподавателями на базе учебного заведения либо online.

Каждая из перечисленных выше моделей имеет свою специфику и направлена на решение определенных задач.

Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:

Единичная модель;

Двойная модель;

Смешанная модель;

Консорциум;

Франчайзинг;

Модель удаленных аудиторий.

Единичная модель строится с точки зрения организационной структуры только на дистанционном обучении и работе с «дистанционными» студентами. Обучение осуществляется таким образом, что очные занятия не являются необходимыми, все обучение может происходить на расстоянии. Студенты имеют постоянную поддержку в лице преподавателя, к которому они прикреплены. Существует система региональных представительств, при которых студенты могут получить консультационную помощь или сдать итоговый экзамен.

При такой модели обучающим и обучающимся дается большая свобода в выборе форм и методов учебной деятельности, не существует жестких временных ограничений и расписаний учебных занятий.

По такому принципу построено обучение в системе открытых университетов, например, в Открытом университете Великобритании (United Kingdom Open University) - http://www.ou.uk .

Работая по двойной модели, образовательное учреждение обучает и очных студентов, и студентов, обучающихся частично очно, частично по дистанционным программам. И у тех, и у других похожее расписание, программы обучения, одинаковые экзамены, и оцениваются они также по одним и тем же критериям. Как правило, образовательное учреждение, развивающее двойную модель ДО, - это сложившаяся организация, в которой количество «очных» учащихся значительно превышает количество «дистанционных» учащихся. Очных курсов значительно больше, чем дистанционных, поэтому от соседства двух форм обучения внутри одной организации выигрывают больше обучающиеся-очники, имеющие в своем пользовании большее количество учебных материалов. Дистанционные курсы в таких вузах не всегда являются прибыльными и зачастую финансируются за счет обучения «очных» учащихся, при этом ставка делается на эксперимент, исследование инноваций в педагогике и методике и пр.

Примером такой модели может быть дистанционное обучение в Университете Новой Англии в Австралии (University of New England, Australia) http:// www.une.edu.au.

Смешанная модель предполагает различные формы дистанционного обучения обучающихся, а точнее – интеграцию различных форм, например: обучающиеся очного отделения изучают часть предлагаемых по программе курсов в дистанционной форме последовательно или параллельно с этими же очными курсами. Также в этой модели возможна интеграция отдельных форм занятий в рамках традиционных курсов в виде виртуальных уроков, семинаров, презентаций, лекций. Чем лучше оснащено учреждение средствами информационных и коммуникационных технологий, тем разнообразнее формы обучения.

Пример подобных курсов – интегрированные курсы в Университете Массей в Новой Зеландии (Massey University, New Zealand) - http://www.massey.ac.nz .

Модель консорциума представляет собой объединение двух организаций, при котором они обмениваются учебными материалами или распределяют между собой некоторые функции, например, одна организация занимается разработкой учебных материалов для ДО, другая обеспечивает виртуальные учебные группы преподавателями или проводит официальную аккредитацию программ ДО. При этом партнерами могут быть университеты, их отдельные центры, факультеты, коммерческие или государственные предприятия, работающие на рынке образовательных услуг.

Модель консорциума имеет много разновидностей, примером может быть, например, Открытое учебное агентство в Канаде (Open Learning Agency, Canada) - http://www.ola.bc.ca .

В модели дистанционного обучения, организованной по принципу франчайзинга, партнерские организации передают друг другу свои дистанционные курсы. Иногда такие курсы могут быть адаптированы в соответствии с новыми требованиями. Регистрация и аккредитация студентов осуществляются учреждениями- партнерами совместно. Примером модели франчайзинга может быть Бизнес-школа Открытого университета (Open University Business School, Great Britain) и ее взаимодействие с университетами в Восточной Европе.

В модели удаленных аудиторий особенно активно используются современные средства информационных и коммуникационных технологий. Уроки, учебные курсы, лекции или семинары, которые проводятся в стенах какого-либо вуза, транслируются по телекоммуникационным каналам в виде синхронной телепередачи, видеоконференции, радиотрансляции на удаленные учебные аудитории, где также собираются учащиеся. При этом один преподаватель работает одновременно с огромной студенческой аудиторией.

По этой модели строится дистанционное обучение в Висконсинском университете США (Wisconsin University, USA), а также в Университете центрального радио и телевидения в Китае (China Central Radio and TV University).

6.3. Классификация дистанционных образовательных технологий

Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.

Охарактеризуем перечисленные технологии более подробно.

Комплексные кейс-технологии

Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.

Любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все материалы связаны друг с другом в единое целое. Учебные материалы кейсов отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения. В целом, внедрение кейс-технологий в учебный процесс представляет собой менее радикальный переход к дистанционному обучению, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения.

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

Полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;

Существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;

Существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).

В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:

Программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

Печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

Специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

Обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;

Лабораторные практикумы;

Компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.

Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Здесь широко применяются игровые, тренинговые формы, моделирующие профессиональную деятельность обучаемого индивидуально или в составе группы.

Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.

Ключевую роль в руководстве обучаемыми играют тьюторы, главной задачей которых является обеспечение интеграции образовательного процесса и продолжающейся профессиональной деятельности обучаемых. Квалификация тьюторов дифференцирована от тьютора-стажера до тьютора-мастера, формируется и поддерживается с помощью многоступенчатой системы мониторинга, сертификации и повышения квалификации.

Большинство образовательных учреждений – участников данной формы ДО создало системы подготовки и повышения квалификации всех типов преподавателей (включая тьюторов). Тьюторы – штатные или привлекаемые по контракту преподаватели проходят обязательную подготовку, периодическую аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.

Учебно-методические материалы, используемые в данном подходе, отличаются принципиальной ориентацией на практическую деятельность обучаемых, деятельностно-развивающим характером заданий, высокой интерактивностью и постоянной актуализацией.

Компьютерные сетевые технологии

Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий. Это не означает отсутствия в рассматриваемых технологиях базовых элементов дистанционного обучения, например, индивидуальных комплектов учебно-методических материалов или разного рода информационных носителей (в том числе и бумажных). Элементом обучения здесь являются также очные формы занятий и аттестации обучаемых. Поэтому корректнее говорить о комплексных (гибридных) технологиях с существенным использованием электронных учебников и обучающих программ, предоставляемых обучаемым с помощью компьютерных сетей.

Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.

Общие характеристики индивидуального комплекта учебно-методических материалов, видов очных занятий, функциональных особенностей работы тьюторов и способов применения технологий в региональных центрах, отмеченные ранее в связи с группой комплексных кейсовых технологий, в основном, справедливы и для этой группы дистанционных технологий.

Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.

Учебно-методические материалы сформированы в единую систему обеспечения обучения по программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования (эти материалы можно назвать электронными учебно-методическими комплексами, ЭУМК). Электронные версии учебно-методических материалов размещаются в единой информационно-образовательной среде университета. По отдельным дисциплинам разрабатываются мультимедийные обучающие материалы, которые могут быть размещены на CD-ROM (DVD-ROM). На базе разработанных учебно-методических материалов с помощью информационнообразовательной оболочки создаются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на сервере университета.

Учебно-тренировочные комплексы предназначены для организации и проведения самостоятельной практической работы обучающихся с целью закрепления знаний.

Электронный учебник создается с помощью системы автоматизированного проектирования сетевых обучающих курсов. Кроме электронного учебника эта система содержит следующие инструменты:

Доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;

Чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;

Внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;

Инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.

Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:

Оперативное лекционное тестирование;

Индивидуальный компьютерный тренинг;

Модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;

Письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

6.4. Опыт зарубежных организаций в использовании дистанционных образовательных технологий

Дистанционная форма обучения в Западной Европе имеет более чем 40-летнюю историю развития. За это время западные дистанционные учебные заведения успешно отработали технологию данного обучения, а именно:

Модульный принцип разработки учебных материалов и методов обучения;

Систему подготовки тьюторов или учебных представительств в наиболее перспективных районах дистанционного обучения;

Принципы построения оперативной связи обучающихся с учебным заведением;

Гибкую систему оплаты обучения, удобную для обучающегося и учебного заведения;

Набор специальностей для обучения, ориентированный на популярные конкурентоспособные профессии;

Учебную программу, которая гарантировала бы возможность получения образования в соответствии с дипломом, имеющим соответствующую котировку на рынке труда.

В связи с тем, что дистанционное обучение в последние годы приобретает все большую популярность, возникает необходимость в стандартизации подходов к созданию курсов дистанционного обучения. В связи с этим Министерство обороны США и Департамент политики в области науки и технологии Администрации Президента США в ноябре 1997 г. объявили о создании инициативы ADL (Advanced Distributed Learning).

Целью создания данной инициативы является развитие стратегии, проводимой Министерством обороны и правительством в области модернизации обучения и тренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения.

Создание стандарта SCORM является первым шагом на пути развития концепции ADL, т. к. данный стандарт определяет структуру учебных материалов и интерфейс среды выполнения. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования.

SCORM описывает эту структуру с помощью нескольких основных принципов, спецификаций и стандартов, основываясь при этом на других уже созданных спецификациях и стандартах электронного и дистанционного образования.

Модель учебного материала включает в себя: Asset – элемент, Sharable Content Object (SCO) – разделяемый объект учебного материала и Content Organization - организацию учебного материала.

SCO (Sharable Content objects) – разделяемые объекты контента. SCO – это коллекция из одного или более элемента. SCO представляет собой одиночный учебный объект, доступный для запуска системой обучения и использующий RTE (Run-Time Environment) для взаимодействия с обучающей системой (LMS – Learning Management System).

В процессе работы над SCORM было сформулировано несколько требований ко всем системам, которые будут разрабатываться в соответствии с данным стандартом. Они известны как «ilities» ADL («возможности» или «способности» ADL) и формируют основу для изменений и дополнений SCORM.

Требования:

· доступность – способность определять местонахождение и получить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставить их многим другим точкам удаленного доступа;

· адаптируемость – способность адаптировать учебную программу согласно индивидуальным потребностям и потребностям организаций;

· эффективность – способность увеличивать эффективность и производительность, сокращая время и затраты на доставку инструкции;

· долговечность – способность соответствовать новым технологиям без дополнительной и дорогостоящей доработки;

· интероперабельность – способность использовать учебные материалы вне зависимости от платформы, на которой они созданы;

· возможность многократного использования: способность использовать материалы в разных приложениях и контекстах.

Рассмотрим особенности построения курсов дистанционного обучения в западной интерпретации на примере дистанционного курса программы «Обучение для будущего» (www.iteach.ru), созданного американским институтом Компьютерных технологий.

Дистанционный курс реализован в оболочке Moodle, однако возможности оболочки и способы реализации курса были существенно дополнены его разработчиками.

На первой (домашней) странице дистанционного курса содержится список класса, основные объявления и расписание занятий, отображаются ссылки к основным ресурсам, а также предусмотрена возможность осуществить процесс общения (написать письмо) между участниками курса.

У фасилитаторов (фасилитатор – ведущий круглых столов, семинаров, тренингов и других форм обучения; его цель – поддерживать группу для выполнения задания) дистанционного курса есть дополнительная вкладка Управлять , которая позволяет осуществлять управление курсом: публикацию объявлений, закрытие и открытие модулей, формирование пар для обсуждения.

Страница с содержанием основного курса – это, безусловно, центральная страница курса. Она включает перечень всех модулей учебного курса, а также колонку старшего преподавателя (фасилитатора), где даются важнейшие пояснения к модулям.

Курс имеет модульную структуру, в его составе восемь модулей. Характерной особенностью модуля является то, что каждый модуль обязательно предусматривает какой-либо вид деятельности. Название модуля отражает суть выполняемой деятельности. Каждый модуль состоит из системы занятий.

В начале каждого модуля четко определяются его цели, они формулируются в категориях деятельности и четко определяют перечень тех умений, которые будут сформированы у обучающихся.

Ориентационная часть модуля включает комментарии старшего преподавателя, цели модуля и вопросы модуля. Эти компоненты ориентационной части играют важную роль в мотивации обучающегося, в формировании связи уже изученных модулей и текущего, в понимании ключевых задач программы. Каждое занятие в рамках модуля включает систему шагов, которые проходит обучающийся.

Очень важно обратить внимание именно на такое детальное содержательное построение программы: модуль – занятие – шаги.

Очень важную роль в дистанционном курсе играют рефлексивные анкеты.

Рефлексивная анкета содержится в конце каждого модуля, она дает возможность собрать важные статистические данные, которые позволяют вносить коррективы в процесс обучения.

Важным структурным элементом дистанционного курса является страница, на которой обучающийся может разместить работы, выполненные им в процессе обучения.

Как практически в любом курсе дистанционного обучения, большое внимание в дистанционном курсе программы «Обучение для будущего» уделяется обсуждению вопросов курса в форумах. Форумы двух типов: форумы, в которых участвует вся группа (в них обсуждаются общие вопросы курса), форумы - работа в парах, в которых участники курса попарно обсуждают важные содержательные вопросы. Обучающиеся имеют возможность разместить в форумах выполненные работы для того, чтобы они были обсуждены другими участниками обучения.

Для объединения участников курса в пары преподаватели имеют две возможности: автоматическое деление (его выполняет компьютер) или объединение по замыслу преподавателя.

Очень важным элементом курса являются ресурсы. Это дополнительные материалы к курсу, которыми обучающиеся могут воспользоваться в случае необходимости. Каждый участник курса может выбрать дополнительные ресурсы по своим интересам, обратив внимание на любопытные для него материалы.

Преподаватель имеет возможность управлять курсом: составлять и корректировать расписание, «вывешивать» объявления, открывать и закрывать модули, просматривать результаты работы обучающихся с курсом и направлять сообщения успешным и отстающим обучающимся, подводить итоги обучения и сертифицировать участников.

Опыт работы с преподавателями в дистанционном курсе показал, что он построен по оптимальной схеме и удобен для обучающихся.

Вопросы для самопроверки

1. Какие термины используются в области дистанционного обучения?

2. Каковы ключевые характеристики понятий дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии?

3. Каковы основные преимущества дистанционного обучения?

4. Какие ограничения свойственны дистанционному обучению?

6. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий позволяет наиболее адекватно решать задачи обучения и воспитания?

7. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована при дистанционной подготовке выпускников школы к сдаче Единого государственного экзамена?

8. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована при подготовке будущих учителей в педагогических университетах и колледжах?

9. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована в процессе повышения квалификации действующих преподавателей школ?

10. В чем преимущества и ограничения разных видов дистанционных образовательных технологий?

11. В каких случаях целесообразно реализовывать разные виды дистанционных образовательных технологий?

12. Каковы ключевые положения стандарта SCORM?

13. В чем суть термина «разделяемый объект учебного материала»?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История становления и развития технологии дистанционного обучения, область его применения, преимущества и недостатки. Сущность и характерные черты технологии дистанционного обучения, её формы и средства. Применение системы руководящих критериев.

    лекция , добавлен 26.05.2014

    Неинтерактивные технологии дистанционного обучения. Преподаватель в системе дистанционного обучения. Доступность и открытость обучения. Основные преимущества и недостатки ДО. Развитие дистанционного обучения в РБ. Анализ технических возможностей ДО.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Научные концепции обучения с применением мультимедиа. Изучение сущности, содержания и видов мультимедиа в образовании. Принципы применения и требования к отбору мультимедийных материалов для обучения иностранному языку. Системы дистанционного обучения.

    дипломная работа , добавлен 05.11.2013

    Понятие мультимедийной технологии обучения. Классификация и области применения мультимедийных приложений. Формы предъявления мультимедиа-технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов, преимущества и недостатки их использования.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

    Понятие дистанционного образования и обучения. Информационные и педагогические технологии в системе дистанционного образования. Типы технологий в учебных заведениях нового типа. Система дистанционных образовательных технологии при изучении физики.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2013

    Понятие открытого образования и дистанционного обучения. Специфика и роль технологии дистанционного обучения. Сущность автоматизированных обучающих систем. Особенности электронного учебника и энциклопедии, их значение и использование. Роль википедии.

    доклад , добавлен 19.06.2011

    Формы, компоненты и принципы организации дистанционного обучения, его эффективность. Схема модели дистанционного обучения, его характеристики с точки зрения психологии и педагогики. Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.

    является современным видом образования, приобретающим все большую популярность.

    Суть дистанционного метода заключается в осуществлении учебного процесса на расстоянии в режиме реального времени. Ученик и учитель общаются посредством интернет-связи, учитель передаёт, а ученик получает знания и задания, сдает контрольные работы. При этом, преподаватель может быть удалён от ученика на любое расстояние, они могут проживать в и на разных континентах.

    Такое обучение стало возможным, благодаря развитию интернет-технологий, распространению электронных средств связи. Дистанционное обучение отличается от очного образовательного процесса методикой проведения занятий.

    И потому, требует методических изменений в осуществлении образования школьников и студентов. Какие технологии дистанционного образования используются в современном обучении на расстоянии? Какие же существуют для применение дистанционных технологий в образовании?

    Дистанционные технологии в обучении опираются на следующие методы передачи информации:

    1. Электронные учебники и справочники: содержат и хранят информацию.
    2. Интернет: осуществляет пересылку любых форм информации (текст, графика, видео, фото, звук), двухстороннее общение в виде семинаров, дискуссий.

    Для реализации дистанционного образования необходимо общение на расстоянии в реальном времени. Для обеспечения такого общения используется техническое обеспечение, включающее в себя следующие средства и устройства:

    • Сеть передачи информации (интернет). Данная сеть берет на себя функции по передаче изображения лиц педагога и ученика, предоставляемой видеоинформации (текстов, таблиц, картинок), словесной информации.
    • Устройства, обеспечивающие прием и отправление информации в реальном режиме. Такими устройствами являются , планшеты, иногда мобильные телефоны. Устройство должно обеспечивать визуальный и звуковой контакт между учителем и учеником (учениками).

    Работа современных средств передачи информации зависит от наличия электрических передающих устройств и коммуникаций связи.

    Методы дистанционного обучения

    Традиционное обучение школьников и студентов включает лекции, практические работы, самостоятельные исследования, письменные задания и устные опросы.

    Дистанционные технологии в образовании предполагают наличие некоторых изменений в применяемых методиках:

    1. Лекция или подача готовой информации: требует определенного уровня самодисциплины от ученика.
    2. Самостоятельное исследование (реферат): не изменяется, так как в обоих случаях (очное образование или дистанционное) ученик предоставляет учителю результат поиска или исследования, который он выполняет самостоятельно.
    3. Практические работы: значительно усложняются. Требуют от учителя разработки детальных пошаговых инструкций и углубленной консультации по выполнению работы. В ряде случае осуществление практических работ дистанционно становится невозможным.
    4. Выполнение заданий: изменения в форме отправки текста. Для удобства отправки и получения задания применяются тесты, в которых результат длительных вычислений может быть обозначен выбором одного числа.
    5. Устный опрос: требует от ученика самодисциплины, так как опрос на расстоянии дает возможность пользоваться подсказками, шпаргалками и другими средствами, не допускаемыми в очном школьном образовании.

    Традиционные методы обучения требуют изменений и дополнений для организации обучения по дистанционной технологии.

    Преимущества обучения на расстоянии

    Широкое распространение дистанционных видов образования объясняется весомыми преимуществами удаленного обучения:

    • Возможность организации уроков в труднодоступных районах, для инвалидов и часто болеющих детей, возможность обучения в иностранных ВУЗах.
    • Возможность полноценного заочного обучения в ВУЗах.
    • Возможность занятий во время эпидемий или при сложных погодных условиях.
    • Индивидуальный подход к обучению каждого ученика.
    • Лояльный подход ко времени обучения.
    • Возможность , приобретения второй специальности, дополнительных знаний.
    • Снижение затрат на обучение.
    • Самодисциплина и ответственность ученика.
    • Всеобщая доступность обучения (любому возрасту, уровню образования, профессиональной подготовки, в любом месте планеты, где есть коммуникативная связь).
Загрузка...
Top