Способы познания окружающего мира. Способы познания окружающего мира Закрепление нового материала

Технологическая карта урока информатика 6 урок№

Тема урока: Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Тип урока - урок актуализации знаний и умений
Цели урока:
предметные – понятие о суждении и умозаключении как форме мышления; чувственное познание окружающего мира;
метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе);
личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

Решаемые учебные задачи:
дать представление школьникам о суждении и умозаключении как форме мышления;
дать представление о чувственном восприятии окружающего нас мира;
освоить приемы создания компьютерных документов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Знания,
Чувственное познание:
Ощущение
Восприятие
Представление
Мышление
Понятие
Суждение
умозаключение
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

Презентация «Как мы познаем окружающий мир»;

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Мотивация
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, приготовились ли вы к уроку. Все ли принадлежности к уроку у вас на рабочих столах? Сегодня у нас не только теоретический материал, Но и очень интересная практическая работа.
Ребята проверяют свою готовность к уроку. Самоконтроль.

Актуализация
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с большим количеством понятий по теме «Персональный компьютер как система». Какими?

Проверка Д/з. РТ № 69, 70, 71 (стр.67), дополнительное творческое задание в графическом редакторе.
Самостоятельная работа 10 минут (по индивидуальным распечаткам)

Выясняем тему урока.
Формулирую тему урока «Способы познания окружающего мира»

Какие мы ставим цели урока?
Ребята называют основные понятия, которые они изучили:
объект;
система;
системный подход;
системный эффект;
аппаратное обеспечение;
программное обеспечение;
информационные ресурсы;
интерфейс.

Ребята дают определения.
Учащиеся приводят примеры.

№71. Интерфейс:
аппаратный,
программный,
аппаратно-программный,
пользовательский
меню (список команд),
графический (значки),
трехмерный

Учащиеся делают свои предположения.

Учащиеся формулируют цели урока.

Этап первичного закрепления
Изложение материала проводится на основании §7 и презентации «Как мы познаем окружающий мир»

Закрепление происходит при выполнении задания №77 стр. 72 РТ
А)ощущение
Б)восприятие
В)представление

№78.
А)предложение
Б)суффикс
В)местоимение
Г)скорость
Д)отрезок
Е)треугольник
Ж)пирамида
З)единица
И)простое
К)взаимно обратные
Ребята высказываются. Совместное обсуждение.

Совместное решение. Оформление в рабочих тетрадях.

Ответы учащихся, обсуждение

Учащиеся высказываются

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Выполнение практической работы № 6 задание 1,2.
Совместно обсуждаем план выполнения заданий

Учащиеся самостоятельно выполняют задание 1 и 2 практической работы № 6.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Запишем домашнее задание, поясняю
§7 (читать, вопросы 1-8), РТ № 75, 76, 79 (стр.71), дополнительное творческое задание в графическом редакторе.
Записывают домашнее задание, обсуждаем выполнение

Рефлексия
Ребята, вы сегодня поработали хорошо. И каждый из вас в начале урока для себя ставил цели и задачи. Выскажитесь, достигли ли вы планируемых результатов?
Выставление оценок за практическую работу
Ребята высказываются. Слушают оценки


Приложенные файлы

Тема урока : Абстрактное мышление. Практическая работа № 5. Создаем компьютерные документы

Цели урока:

Обучающая: сформировать понятие о суждении и умозаключении как форме мышления; сформировать представления об основных категориях логического мышления.

Развивающая: обогащать словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать понятия; развивать память.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные термины и понятия: знания, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, логическое мышление, понятие, суждение, умозаключение.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Продол

житель

ность эпапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация начала урока

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

Присаживайтесь, пожалуйста. Начнем урок!

Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои места

2.Проверка домашнего задания

§7 РТ: №75, 80 (а-е)

Проверяют в РТ ответы к заданиям №75, 80 (а-е)

№ 75. Продолжите предложения.

№ 80 (а-е). Подставьте в каждое суждение вместо многоточия подходящую по смыслу логическую связку.

3.Актуализа

ция знаний, формулирование темы урока

Давайте, ребята вместе с Вами вспомним, что мы изучали на прошлом занятии.

Какие новые понятия на предыдущем уроке Вы узнали?

Ответы учащихся:

Мы изучали тему «Как мы познаем окружающий мир»

Чувственное познание и его виды (ощущение, восприятие, представление)

4.Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием «Абстрактное мышление»

Презентация «Как мы познаем окружающий мир» (автор УМК - Л.Л.Босова) слайды 13 – 20.

Учащиеся воспринимают презентацию, делают краткий конспект основных понятий

5.Физкультминутка

А сейчас, ребята, мы с Вами немного отдохнем и дадим отдых нашим глазам. Выполним гимнастику для глаз.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений для снятия напряжения с глаз.

6.Закрепле-

ние нового материала

    Работа в парах с последующей взаимопроверкой.

Установить соответствия понятий и их определений:

Практическая работа № 5. Создаем компьютерные документы (Учебник Л.Л.Босова стр. 158)

Учащиеся находят соответствие понятий и их определений.

7.Домашнее задание

§7 РТ: № 84.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

8. Рефлексия

Давайте каждый ответит на вопросы:

    Что в материале урока было непонятным?

    Какие понятия нужно еще детально изучить дома?

    Какой материал не вызвал никаких затруднений при восприятии?

Отвечают на вопросы учителя.

9.Подведение итогов урока. Оценивание учащихся

Подведение итогов урока, выставление оценок

Выставление оценок

Тема урока: «Способы познания окружающего мира».

Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств.

Задачи урока:

Образовательная: расширить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира;усвоить, что ощущение и восприятие – основа получения знаний;закрепить навыки создания таблиц в текстовом редакторе Word.

Воспитательная : развитие познавательного интереса, логического мышления.

Развивающая : развитие алгоритмического мышления, речи, памяти и внимания учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением.

План урока:

    Организационный момент (2 мин).

    Актуализация знаний (4 мин).

    Объяснение нового материала (10 мин).

    Закрепление нового материала (3 мин).

    Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере. (20 мин).

    Домашнее задание (2 мин)

    Итог урока (4 мин).


Ход урока:

1. Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление плана урока.

2. Актуализация знаний:

Чем является информация для человека? (Знания, получаемые из разных источников)

На какие группы делятся знания? (Факты и правила)

Как называется процесс получения знаний? (Познание)

Что делает человек с полученными знаниями? (Запоминает, обрабатывает, применяет их на практике).

Правильно, полученные знания или познание реальной действительности отражается в сознании человека. Существует две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое называют абстрактным мышлением. Сегодня на уроке мы познакомимся с чувственным познанием окружающего мира. Одной из задач урока познакомиться с понятиями: ощущение, восприятие, представление. Запишем в тетради тему урока: "Способы познание окружающего мира".

3. Объяснение нового материала:

С первых минут жизни человек воспринимает окружающую его действительность с помощью органов чувств: видит, слышит, осязает и т.д. таким образом - органы чувств человека – это его основной инструмент - средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.

Вряд ли пополнит ваши знания, к примеру, такой вот текст на родном языке, взятый из математической энциклопедии: «Резонанс – явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы».

Чтобы понять смысл простого, на первый взгляд, сообщения 55 288 1 498, рекомендуем вам познакомиться со славянским цифровым алфавитом. Информация о нём размещена в электронном приложении к учебнику.

Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник – геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны» не расширит ваши знания, так как не является новым для учеников 6 класса. Оно для вас неинформативно, хотя это же сообщение будет нести информацию для учеников 1 класса.

Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.

Получение знаний, или познание реальной действительности – это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое ещё называют абстрактным мышлением.

С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг (рис. 21).

Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.

Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.

Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности.

Примеры:
- жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный – это лимон;
- зелёная, колючая, пахнет смолой – ёлка.

Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.

Предположим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.

Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, взглянув на зелёный луг, художник, скорее всего, восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.

Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.

Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации», «столица Российской Федерации».

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.

Пример умозаключения:

Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн.

Масса африканского слона достигает 7,5 тонн.

Таким образом: вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов.

4. Закрепление нового материала:

1. Чем является информация для человека?

2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?

3. Информативны ли для вас следующие сообщения: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» и «Термин "мультимедиа" означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе»? Ответ обоснуйте.

4. Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?

5. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке?

6. Из чего складываются восприятия? Приведите пример.

7. Каково ваше представление о носителях информации? Опишите их.

8. Что такое понятие? Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики.

9. Приведите 2-3 примера суждений, в которых речь идет об объектах, изучаемых на уроках информатики.

5. Компьютерный практикум: Работа 6 «Создаём компьютерные документы»

Задание 1. Копирование и вставка фрагментов.

2. Откройте файл Дом.doc из папки Заготовки.

3. Используя только операции копирования и вставки, восстановите полный текст известного стихотворения.

4. Сохраните файл в личной папке под именем Дом1 и закройте программу.

Задание 2. Поиск и замена фрагментов.

1. Откройте текстовый процессор.

2. Откройте файл Мир.doc из папки Заготовки.

3. Придумайте свой «мир», заменив определение «сказочный» на другое. Постарайтесь сделать это за наименьшее число операций (можно и за одну!).
4. Придумайте и запишите 2-3 предложения, продолжающие ваш рассказ.
5. Сохраните файл в личной папке под именем Мир1 и закройте программу.

Задание 3. Ввод текста на английском языке

1. Откройте текстовый процессор.

2. Переключите клавиатуру на режим ввода латинских букв и наберите текст английской скороговорки:

3. Сохраните файл в личной папке под именем Скороговорка и закройте программу.

Задание 4. Вставка символов, отсутствующих на клавиатуре.

1. Откройте текстовый процессор.

2. Наберите следующий математический текст:

Для ввода отсутствующих на клавиатуре обозначений градусов, минут и секунд:

1) откройте диалоговое окно Выбор символа (команда Вставка - Специальные символы);

2) в раскрывающемся списке Шрифт выберите Open Symbol;

3) с помощью полосы прокрутки найдите и поочерёдно вставьте нужные символы.

1) перейдите на вкладку Вставка;

2) в группе Символы щёлкните на стрелке рядом с надписью Символ;

3) щёлкните на надписи Другие символы – откроется диалоговое окно Символ;

4) в раскрывающемся списке Шрифт выберите Symbol;

5) воспользовавшись полосой прокрутки, просмотрите символы и найдите нужный символ;

6) вставьте найденный символ (командная кнопка Вставить).

3. Сохраните файл в личной папке под именем Символы и закройте программу.

При выполнении практической работы вы научились:

Ускорять свою работу за счёт операций копирования, вставки, поиска и замены фрагментов;

Вводить тексты на английском языке;

Вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;

Работать с несколькими документами одновременно.

6. Домашнее задание: §7

7. Подведение итогов: Выставление оценок.

Компьютерный практикум

Работа 3. Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов

Головоломка

Задание 1

1. Запустите графический редактор Paint (KolourPaint ).

2. Откройте файл Головоломка.bmр из папки Заготовки . С попомощью инструмента Линия при нажатой клавише пытайтесь «без отрыва руки» соединить все точки так, как это показано на рисунке:


3. При необходимости используйте команду Отменить

4. Сохраните результат работы под тем же именем, но в личной папке.

Снеговики

Задание 2

1. В графическом редакторе создайте новое изображение Задайте рабочую область шириной 20 и высотой 15 см. Для этого:

2. Изобразите снеговика, состоящего из трёх разных по размеру кругов (инструмент Эллипс , с нажатой клавишей )

Внимание! Снеговик - достаточно сложный объект. Сложные объекты желательно изображать по частям. Нарисуйте каждый из кругов для снеговика отдельно. Поочередно выделите второй и третий круги (инструмент Выделить , Прозрачное выделение ) и перетащите их в нужные места.

3. Сделайте столько копий полученного рисунка, чтобы после заливки кругов голубым и синим цветами все рисунки были раскрашены по-разному.

4. С помощью инструмента Текст (Надпись ) в свободной части рабочей области укажите, сколько различных вариантов окрашивания снеговиков вам удалось придумать.

5. Сохраните рисунок в личной папке под именем Снеговики .

Задание 3

1. В графическом редакторе создайте новое изображение шири ной 20 и высотой 15 см.

2. Изобразите государственные флаги России, Франции и Нидер ландов и подпишите их.


Внимание! В флагах использованы одни и те же цвета.

3. Сохраните рисунок в личной папке в файле .

Загрузка...
Top