Страшный мир в поэзии блока презентация. Цикл «Страшный мир» А. Блока. II. Изучение нового материала

Слайд 2

Цель:показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов.Анализировать стихотворение «Незнакомка»

Слайд 3

Как жить без Нее, без высокого идеала Истины, Добра и Красоты?

  • Слайд 4

    Ты в поля отошла без возврата. Да святится Имя Твое! Снова красные копья заката Протянули ко мне острие. Лишь к Твоей золотой свирели В черный день устами прильну. Если все мольбы отзвенели, Угнетенный, в поле усну. Ты пройдешь в золотой порфире - Уж не мне глаза разомкнуть. Дай вздохнуть в этом сонном мире, Целовать излучённый путь... О, исторгни ржавую душу! Со святыми меня упокой, Ты, Держащая море и сушу Неподвижно тонкой Рукой! 16 апреля 1905

    Слайд 5

    Цикл «Город»

  • Слайд 6

    Облик города

  • Слайд 7

    Окна во двор

    Одна мне осталась надежда:Смотреться в колодезь двора.Светает. Белеет одеждаВ рассеянном свете утра.Я слышу - старинные речиПроснулись глубоко на дне.Вон теплятся желтые свечи,Забытые в чьем-то окне.Голодная кошка прижаласьУ жолоба утренних крыш.Заплакать - одно мне осталось,И слушать, как мирно ты спишь. Ты спишь, а на улице тихо,И я умираю с тоски,И злое, голодное ЛихоУпорно стучится в виски... Эй, малый, взгляни мне в оконце!..Да нет, не заглянешь - пройдешь...Совсем я на зимнее солнце,На глупое солнце похож.

    Слайд 8

    Физкультминутка

  • Слайд 9

    «Незнакомка»

  • Слайд 10

    Новый идеал?

  • Слайд 11

    Домашнее задание

    Письменно проанализировать стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (в чем своеобразие композиции стихотворения? Какое представление поэта о жизни она символизирует? Являются ли детали городского пейзажа символическими? Каково понимание жизни и смерти в стихотворении?)или «О доблестях, о подвигах, о славе…» (О каком лирическом событии говорится в стихотворении? Какими предстают лирические герой и героиня? Сравните это стихотворение с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». В чем сходство и различие раскрытия темы любви в произведениях Блока и Пушкина?)(на выбор). Прочитать цикл «На поле Куликовом»

    Посмотреть все слайды

    Тема «страшного мира» является основной в третьем томе
    стихотворений А.Блока, выраженной в одноименном цикле. Но эту тему
    можно назвать сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует
    и в первом, и во втором томе его стихотворений. Часто мотивы
    «страшного мира» трактуют как обличение буржуазного общества, но
    это не совсем верно. По Блоку, это лишь внешняя, видимая сторона
    «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта:
    человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное
    влияние.

    «К Музе»
    Есть в напевах твоих сокровенных
    Роковая о гибели весть.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.
    Тема «страшного мира» тесно
    связана у Блока с проблемой
    города, его бездуховности, с
    проблемой социальных
    противоречий. Поэт показывает,
    что в городе человеком
    овладевают стихия, губительные
    страсти. Внутреннее
    столкновение чистоты и красоты
    с последующим «поруганием»
    всех заветов доведено в цикле
    «Страшный мир» до предела.
    Поэтому он открывается
    огненными строками «К Музе»,
    совмещающими в себе
    несовместимое: чудо и ад,
    «проклятье красоты» и
    «страшные ласки».
    И такая влекущая сила,
    Что готов я твердить за молвой,
    Будто ангелов ты низводила,
    Соблазняя своей красотой…
    И когда ты смеешься над верой,
    Над тобой загорается вдруг
    Тот неяркий, пурпурово-серый
    И когда-то мной виденный круг.
    Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.
    Мудрено про тебя говорят:
    Для иных ты - и Муза, и чудо.
    Для меня ты - мученье и ад.
    Я не знаю, зачем на рассвете,
    В час, когда уже не было сил,
    Не погиб я, но лик твой заметил
    И твоих утешений просил?
    Я хотел, чтоб мы были врагами,
    Так за что ж подарила мне ты
    Луг с цветами и твердь со звездами -
    Всё проклятье своей красоты?
    И коварнее северной ночи,
    И хмельней золотого аи,
    И любови цыганской короче
    Были страшные ласки твои…
    И была роковая отрада
    В попираньи заветных святынь,
    И безумная сердцу услада -
    Эта горькая страсть, как полынь!

    В «страшном мире» гаснут все
    человеческие проявления, а поэт
    всем сердцем жаждет возрождения
    личности. Душа лирического героя
    трагически переживает состояние
    собственной греховности,
    безверия, опустошенности,
    смертельной усталости. В
    «страшном мире» отсутствуют
    естественность, здоровые
    человеческие чувства. Любви в
    этом мире нет, есть лишь «горькая
    страсть, как полынь», «низкая
    страсть» («Унижение», «На
    островах», «В ресторане», «Черная
    кровь»).

    Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («

    Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей
    души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим
    («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Мотивы
    безысходности, рокового круговорота жизни звучат в стихотворениях
    «Миры летят. Года летят, Пустая…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
    Миры летят. Года летят. Пустая
    Вселенная глядит в нас мраком глаз.
    А ты, душа, усталая, глухая,
    О счастии твердишь, - который раз?
    Что счастие? Вечерние прохлады
    В темнеющем саду, в лесной глуши?
    Иль мрачные, порочные услады
    Вина, страстей, погибели души?
    Что счастие? Короткий миг и тесный,
    Забвенье, сон и отдых от забот...
    Очнешься - вновь безумный, неизвестный
    И за сердце хватающий полет...
    Вздохнул, глядишь - опасность миновала...
    Но в этот самый миг - опять толчок!
    Запущенный куда-то, как попало,
    Летит, жужжит, торопится волчок!
    И уцепясь за край скользящий, острый,
    И слушая всегда жужжащий звон, -
    Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
    Придуманных причин, пространств, времен...
    Когда ж конец? Назойливому звуку
    Не станет сил без отдыха внимать...
    Как страшно всё! Как дико! - Дай мне руку,
    Товарищ, друг! Забудемся опять.
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века Все будет так. Исхода нет.
    Умрешь - начнешь опять сначала
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.

    Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в

    Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской
    цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации
    предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь
    символизирует однообразие и безумство мира.
    В соседнем доме окна жолты.
    По вечерам - по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене - а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    Я слышу всё с моей вершины:
    Он медным голосом зовет
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спины кули.
    И в жолтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.

    Даже поиски личного счастья
    лирический герой осознает как
    греховные. Ведь счастье в
    «страшном мире» чревато
    душевной черствостью, моральной
    глухотой.
    Одно из наиболее показательных
    стихотворений в этом плане –
    «Незнакомка»(1904-1908). Жанр
    этого произведения – рассказ в
    стихах. Сюжет – встреча в
    загородном ресторане. При этом
    все зримые образы материального
    мира у Блока обретают
    символический подтекст.

    Тему «страшного мира» в лирике Блока продолжают циклы
    «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают
    конкретные события и душевные потрясения самого поэта («О
    доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).
    Говоря «нет» темному настоящему, А.Блок убежден в том, что
    крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества
    «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не
    случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет
    ясный день».

    Таким образом, тема «страшного мира» является важным
    этапом творческого пути А.Блока. Эта тема отразила острые
    социальные противоречия того времени, глубокие философские
    противоречия эпохи.

    Сочинение

    Миры летят. Года летят. Пустая

    Вселенная глядит в нас мраком глаз.

    А ты, душа, усталая, глухая,

    О счастии твердишь, - который раз?

    Поэзию А. Блока дооктябрьского периода характеризу­ет жажда обновления жизни, поскольку окружающая дей­ствительность его пугает и тревожит, представляясь «страш­ным миром», губящим и уродующим человека. Но поэт еще не знает, как можно побороть социальное зло, и это неведение определяет преобладание трагических интона­ций в его лирике.

    Разрабатывая тему «страшного мира», А. Блок стре­мился не только выступить против «буржуазной действи­тельности», но и чувствовал, что человек, живущий в этом мире, теряет нравственные ценности, переживает ощуще­ние безверия, собственной греховности, опустошенности, поскольку замены утраченному нет.
    Я обрываю нить сознанья
    И забываю, что и как...
    Кругом - снега, трамваи, зданья,
    А впереди - огни и мрак.

    Все прекрасное и естественное в «страшном мире», даже человеческие чувства, подменяется губительным, искусственным, приводящим в отчаяние. Здесь не знают простой и красивой любви, зато в полном расцвете «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» («Уни­жение», «В ресторане», «Черная кровь», «На островах»):
    Только губы с запекшейся кровью
    На иконе твоей золотой
    (Разве это мы звали любовью?)
    Преломились безумной чертой...

    Обладая проницательным умом, развитыми чувствами, богатой душой, лирический герой цикла бессмысленно рас­трачивает эти сокровища и, понимая происходящее, ощу­щает безысходность своего положения. Он предстает пе­ред нами то «стареющим юношей» («Двойник»), то демо­ном, несущим гибель себе и окружающим («Демон»).
    Я коротаю жизнь мою,
    Мою безумную, глухую:
    Сегодня - трезво торжествую,
    А завтра - плачу и пою.

    Человек истратил себя в бесконечных лабиринтах «страшного мира», от него осталась одна оболочка, которая и создает обманчивую видимость жизни:

    Как тяжко мертвецу среди людей
    Живым и страстным притворяться!
    Но надо, надо в общество втираться,
    Скрывая для карьеры лязг костей...

    В годы реакции после революции поэту становится ясно, что в реальности мало что изменилось. Говорит ли это о том, что зря были принесены все жертвы, впустую потраченные усилия? Тяжелая депрессия развивается в душе поэта, видящего безысходность переворота, склоняющегося к мысли о роковом круговороте жизни, неизбежности стра­даний.
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века -
    Все будет так. Исхода нет.

    Умрешь - начнешь опять сначала,
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.

    Лирический герой цикла бесконечно одинок среди окружающего его зла. У него нет родных, друзей, люби­мых. Все, что у него было дорогого, он растерял и растра­тил в своей бестолковой жизни. Страх, отчаяние, мука по­селились в его сердце, заставляя предчувствовать торже­ство зла во всей Вселенной.
    Дневное солнце - прочь, раскаяние - прочь.
    Кто смеет мне помочь?
    В опустошенный мозг ворвется только ночь,
    Ворвется только ночь!

    Свое логическое продолжение тема «страшного мира» нашла в циклах «Возмездие» и «Ямбы». В цикле «Возмез­дие» лирический герой испытывает страдания и муки со­вести от того, что изменил высокой любви и данным когда-то священным обетам. Поэт развивает тему возмездия за отступничество, и в «Ямбах» он уже готов нанести от­ветный удар всему «страшному миру» - жестокому и бес­человечному. В этом цикле возникают мотивы веры в доб­ро и свет, в будущее, готовность с новыми силами вступить в борьбу со злом и победить его:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее - увековечить,
    Безличное - вочеловечитъ,
    Несбывшееся - воплотить!

    А такие слова могут вселить веру в сердце человека, поддержать его угасающую надежду и вдохновить на под­виги ради достижения мечты!

    Подобные документы

      Идейные искания А. Блока. Блок и французская литература Средних веков. Рецепция средневековой французской литературы в драматургии А. Блока. Классификация символики в лирике А. Блока. Сюжетные связи лирики со средневековой французской литературой.

      дипломная работа, добавлен 30.07.2016

      Детство и юношеские годы Александра Блока. Атмосфера стародавних культурных традиций бекетовского дома как обстановка, в которой рос будущий литератор. Духовные интересы Блока в юности, становление как поэта. Отношение к революционным событиям в России.

      реферат, добавлен 30.07.2010

      Краткие биографические сведения из жизни А. Блока, семья поэта. Начало творческого пути Блока, описание его романтических отношений. Написание сборника "Стихи о Прекрасной Даме". Смерть поэта, творческий вклад А. Блока в развитие российской литературы.

      презентация, добавлен 28.09.2016

      Формирование взглядов А. Блока на сущность культуры. Символистское миропонимание и дуализм поэта. Народ и интеллигенция XIX века как ключевая тема творчества Блока. Тема эсхатологии России и основные проблемы русской культуры в блоковской концепции.

      реферат, добавлен 21.02.2011

      Краткий обзор биографии и творчества выдающегося русского поэта Александра Блока. Первая пора творчества. Период накопления опыта и поэтического самоопределения. Увлечение Блока Символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, идеями преображения мира.

      реферат, добавлен 29.09.2012

      Особенности историко-культурной эпохи, сформировавшей А. Блока поэта и человека. Сущность религиозно-мифологического восприятия и отражение его в поэзии символизма. Характеристика романтического двоемирия Блока, формирование творческой личности поэта.

      дипломная работа, добавлен 27.08.2016

      Характеристика творчества А. Блока, особенности раскрытия им темы любви к Родине и народу. Отражение русского характера, противоречивости эмоций и чувств в лирике поэта. Аспекты эволюции образа России, ее душа и историческая судьба в его стихотворениях.

      реферат, добавлен 24.04.2009

      Жизнь великого поэта Александра Блока. Детские и отроческие годы, первые литературные пробы. Этапы поэтического самоопределения и увлечение философией. Образ Прекрасной Дамы в ранней лирике поэта. Октябрьская революция и кризис веры, последняя пьеса.

      доклад, добавлен 05.12.2014

      Художественные приемы звукописи в поэтическом творчестве. Явление аллитерации в поэзии А. Блока. Эмоционально-экспрессивная функция согласных звуков, их роль в создании звукоподражания. Участие ассонанса и гласных звуков в смысловом наполнении лирики.

      дипломная работа, добавлен 01.08.2016

      Изучение цикла А. Блока "Осенняя любовь" в контексте обращения поэта к облику Иисуса Христа. Выявление глубин общекультурного знаменателя, связанного с православно-христианской антропологией, в постижении своеобразия творческой индивидуальности поэта.


    Задание по группам: 1гр.- «Фабрика», «С мирным счастьем покончены счеты…». 1гр.- «Фабрика», «С мирным счастьем покончены счеты…». 2 гр.- «Сытые», «Как тяжело ходить среди людей…». 2 гр.- «Сытые», «Как тяжело ходить среди людей…». 3 гр.- «Петр», « Город в красные пределы…». 3 гр.- «Петр», « Город в красные пределы…». 4 гр.- «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « Миры летят, года летят…». 4 гр.- «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « Миры летят, года летят…». Прочитай стихотворения, составь реестр цитат, сделай аналитический комментарий. Прочитай стихотворения, составь реестр цитат, сделай аналитический комментарий.









    « Великие художники русские - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянье, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». « Великие художники русские - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянье, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». А. Блок





    Домашнее задание: 1) Перечитать стихотворения Блока о «страшном мире», одно из них выучить наизусть. 1) Перечитать стихотворения Блока о «страшном мире», одно из них выучить наизусть. 2) Написать развернутый ответ на вопрос: «Как жить, чтобы 21 век не был страшным?» 2) Написать развернутый ответ на вопрос: «Как жить, чтобы 21 век не был страшным?» 3) Сделать устный обзор цикла «Родина». 3) Сделать устный обзор цикла «Родина».

  • Загрузка...
    Top