Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию боясь какой-нибудь знакомой встречи, она. За

Проверочная работа

по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».

I вариант

1.

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой. (К. Паустовский.)

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский.)

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и со всем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский.)

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (А. Чехов.)

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М. Лермонтов.)

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем. (В. Песков.)

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин.)

д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин.)

3.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А. Первенцев.)

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон.)

5.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. (К. Паустовский.)

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево. (В. Катаев.)

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов.)

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев.)

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясни те письменно постановку тире.

а) Еще взмах весла - и …

б) Мы вбегаем в комнату - и …

в) Орел камнем бросается с высоты - и …

7.

а) [ ], и [ ].

б) [ , и ].

в) [ и ] - и .

8.

II вариант

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М. Лермонтов.)

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица.)

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин.)

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет.)

б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов.)

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи. (А. Чехов.)

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов.)

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов.)

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов.)

г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов.)

д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев.)

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А. Куприн.)

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов.)

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно. (А. Журавлев.)

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А. Пушкин.)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмора и звезды усеивали небо. (И. Бунин.)

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов.)

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин.)

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.

а) Раздался шорох - и …

б) Четкий удар мячом - и …

в) Сучок хрустнул - и …

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

а) То [ ], то [ ].

б) [ ], и [ ].

в) [ ], и [ ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)

Ключи к I варианту:

1. а) - простое, б) - СПП, в) - БСП, г) - ССП;

2. а), г), д);

3. а), г), д);

4. а), в);

5. а), г).

8. Ключ к тексту:

Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде - она вышла в сад на минутку - видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой.

В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.

Ключи ко II варианту:

1.а) - ССП, б), в) - СПП, г) - БСП;

2. в), г);

3. а), б), г);

4. а), г);

5. а), б).

449. Прочитайте. Укажите средства связи частей в сложных предложениях (сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзные слова, интонация). Объясните расстановку знаков препинания.

1) Читатель догадается, что на другой день Лиза не замедлила явиться в роще. 2) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. 3) Лиза вышла из лесу, перебралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала её. 4) Одно затрудняло её: она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги... 5) Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом.

(А. Пушкин)

Сложносочинённое предложение

§ 83. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятой, например: 1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (Л.); 2) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

2. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, например: 1) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Г.); 2) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском . (Т.)

3. Когда второе предложение неожиданно присоединяется к первому или резко противопоставляется ему, то между предложениями ставится тире, например: 1) Он знак подаст - и все хохочут. (П.); 2) Стрела выходит из колчана, взвилась - и падает казак с окровавлённого кургана. (П.)

4. Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каждый вечер, попозже, они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.); 2) Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.)

450. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и где - предложения с однородными сказуемыми. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (Л.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. (Арс.) 5) Разговор показался ему [Пьеру] интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Т.) 6) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Т.) 7) Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажигались звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжался ещё около часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмотреть на людей. (Пришв.) 14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю. (М.-Мак.)

451. Спишите, расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении укажите грамматическую основу.

I.1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья... молча смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь и грусть. (Л. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог выбрать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попустословил бы с поваром но снова послышался приближающийся гул самолётов и он поспешно направился к своему окопу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)

II. 1) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться. (П.) 3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 4) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 5) Остап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт собаки да он видно не в духе был. (Т.)

452. Прочитайте и укажите предложения, где имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное предложение. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) 2) В это время послышался звонок и она встала. (Ч.) 3) Печорин не сводил с неё [Бэлы] глаз и она частенько исподлобья на него посматривала. (Л.) 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 5) Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (Ч.) 6) Душно стало в сакле и я вышел на воздух освежиться. (Л.) 7) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (Л.) 8) Справа беспрерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. (Степ.) 9) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют каменные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря. (Нов.-Пр.) 10) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Пауст.) 11) Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков. (Л.) 12) Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

453. Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое предложение.

Образец. Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

454. Составьте сложносочинённые предложения, употребив в них союзы и, да, не то... не то, а, но, или .

455. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

I. 1) Направляясь вперёд мы скоро пересекли Певчую д..лину в северо-зап..дном направлении вдруг перед нами открылась древняя речная терраса нисходящая в другую д. .лину покрытую другой растительностью. (Пришв.) 2) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а горный камыш в белых кружевах от мороза на голубом всё хорошел и хорошел. (Пришв.) 3) Гремел гром и шёл дождь сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. (Пришв.) 4) Заря разгоралась за окнами и в свете её стоял сад засыпанный цветами мокрого снега. (Пауст.) 5) Грачи закричали за рекой в ветвях и повсюду в кустах и траве запели зачирикали птицы. (А. Н. Т.) 6) Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитый сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. (Нов.-Пр.) 7) За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть-чуть пр..ломился и темнота становилась молочной. (Кор.)

II. 1) Со скамейки (н..)было видно берега и (от)того ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше увеличивалось. (Купр.) 2) На небе (н..)облачка и звёзды (не)обычайно ярко шевелят(?)ся и др..жат в своей бездонной высоте. (Купр.) 3) (Кое)где белел парус да чайки плавно махая крыльями опускаясь на воду едва к..сались её и кругами поднимались опять (в)верх а над садами высоко и медленно плавал коршун. (Гонч.) 4) На дворе темнеет и в горнице заж..гают сальную свечу. (Ч.) 5) В воздухе душно и пахнет травами. (Ч.) 6) Погода отличная и к сожалению нет дождей. (Ч.) 7) Было тепло и озимая рожь плавно волновалась от полуденного ветерка. (Гонч.) 8) Трава сыра и туго п..даётся огню и (по)тому огненные змеи ползут медленно то разрываясь на части то потухая то опять вспыхивая. (Ч.) 9) Дурная погода продолжалась и (по)вид..мому нескоро кончит(?)ся и мне (по)неволе прихо-дит(?)ся торопит(?)ся с от(?)ездом в Крым где я пробуду всю осень и вероятно всю зиму. (Ч.) 10) Стало уже совсем тепло и гром рокотал ещё д..леко но уже (н..)зат..хал (н..) на мгновенье. (Купр.)

456. Объясните постановку знаков препинания перед повторяющимся союзом и , определите роль многосоюзия.

1) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык. 2) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. 3) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.

(А. Пушкин)

457. Спишите текст, составленный на основе воспоминаний современника А. С. Грибоедова - впоследствии известного актёра П. Каратыгина. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подготовьтесь к пересказу текста. Найдите в тексте фразеологический оборот, подберите к нему синонимы, в том числе фразеологические. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке возрастания признака. Как называется такое средство выразительности языка?

В 1824 году по..вилась в рукопис.. бе..мертная комедия Грибоедова. Мы предложили Александру Сергеевичу раз..грать «Горе от ума» на нашем школьном театре и он был в восх„щени„ от этого предложения. В несколько дней расписали роли в неделю их выучили и дело пошло на лад.

Сам Грибоедов пр..езжал к нам на репетици.. и очень усердно учил нас. Надо было видеть с каким простодушным удовольствием он пот..рал себе руки видя своё «Горе от ума» на нашем ребяческом театре. Он был очень доволен нами и мы были в восторге что могли угодить ему. На одну из репетиций он пр..вёл с собой Александра Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера и те также нас похв..лили...

Наконец комедия была уже совсем пр..готовлена и на следующий день назначен был спектакль, но увы все наши хлопоты и надежды лопнули как мыльный пузырь. Накануне самого представления (во)время последней репетиции..вляет(?)ся к нам инспектор Бок и об..вляет что пьесу (не)одобре..ую цензурой нельзя играть в театральном училище. Мы отправились сейчас же к Грибоедову и этим роковым известием сильно его ог..рчили.

Итак поэту (не)сужде..о было увидеть на сцене (даже и в таком горемычном исполнени.., как наше) своей бе..мертной комедии.

Наконец стало светать. Вспыхнувшую было на востоке зарю тотчас опять заволокло тучами. Теперь уже все было видно: тропу, кусты, камни, берег залива, чью-то опрокинутую вверх дном лодку. Под нею спал китаец. Я разбудил его и попросил подвезти нас к миноносцу. На судах еще кое-где горели огни. У трапа меня встретил вахтенный начальник. Я извинился за беспокойство, затем пошел к себе в каюту, разделся и лег в постель.

Картина, которую я увидел, была необычайно красива. На востоке пылала заря . Освещенное лучами восходящего солнца море лежало неподвижно, словно расплавленный металл. От реки поднимался легкий туман. Испуганная моими шагами, стая уток с шумом снялась с воды и с криком полетела куда-то в сторону, за болото.

Заря сияла на востоке , и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела.

– Вижу, – сказал он, – вижу: из сумрака выступает дева, любимица небес; голова ее поникнута, взоры опущены долу, волосы падают небрежно по открытым плечам; рдянец стыдливости, играя по щекам ее, спорит с румянцем зари утренней, засветившей восток .

Наконец начало светать. Воздух наполнился неясными сумеречными тенями, звезды стали гаснуть, точно они уходили куда-то в глубь неба. Еще немного времени – и кроваво-красная заря показалась на востоке . Ветер стал быстро стихать, а мороз – усиливаться. Тогда Дерсу и Китенбу пошли к кустам. По следам они установили, что мимо нас прошло девять кабанов и что тигр был большой и старый. Он долго ходил около бивака и тогда только напал на собак, когда костер совсем угас.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.

Теперь перед нами расстилалась равнина, покрытая сухой буро-желтой травой и занесенная снегом. Ветер гулял по ней, трепал сухие былинки. За туманными горами на западе догорала вечерняя заря , а со стороны востока уже надвигалась холодная темная ночь. На станции зажглись белые, красные и зеленые огоньки.

Когда они вернулись в спальню, тонкая румяная полоска зари прорезывалась на востоке и, золотя легонько одетые цветом яблони, заглядывала сквозь зеленые палки садовой решетки в комнату Катерины Львовны.

После отшедшего века магнатерии они начинали век инженерии, и, должно признаться, начинали его со славою. Заря , облиставшая инженерную славу, поднималась в Варшаве и Новогеоргиевске и оттуда светила далее, против естества, – с запада на восток , через Киев, даже до Баку и Ленкорани, ибо ныне даже и там воспрославлено имя русского инженера.

Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, всё заиграло в радостном свете, - Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни.

Я видел горные хребты,
Причудливые как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!

Сотни свежих окровавленных тел людей, за 2 часа тому назад полных разнообразных, высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мертвых в Севастополе; сотни людей с проклятиями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и стонали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке , разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и всё так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило.

Но вот на востоке стала разгораться заря , и комета пропала. Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-синий свет утра. И вдруг яркие солнечные лучи вырвались из-под горизонта и разом осветили все море.

Между тем безгромный, тихий дождь пролил, воздух стал чист и свеж, небо очистилось, и на востоке седой сумрак начинает серебриться, приготовляя место заре дня иже во святых отца нашего Мефодия Песношского, дня, которому, как мы можем вспомнить, дьякон Ахилла придавал такое особенное и, можно сказать, великое значение, что даже велел кроткой протопопице записать у себя этот день на всегдашнюю память.

Но вот на востоке появилась розовая полоска – занималась заря . Звезды быстро начали меркнуть; волшебная картина ночи пропала, и в потемневшем серо-синем воздухе разлился неясный свет утра. Красные угли костра потускнели и покрылись золой; головешки дымились, казалось, огонь уходил внутрь их.

Начинался рассвет… Из темноты стали выступать сопки, покрытые лесом, Чертова скала и кусты, склонившиеся над рекой. Все предвещало пасмурную погоду… Но вдруг неожиданно на востоке , позади гор, появилась багровая заря , окрасившая в пурпур хмурое небо. В этом золотисто-розовом сиянии отчетливо стал виден каждый куст и каждый сучок на дереве. Я смотрел как очарованный на светлую игру лучей восходящего солнца.

Разделы: Русский язык

Цель: обобщить знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Задачи формирования умений:

  1. Находить придаточные определительные в составе сложноподчинённых предложений.
  2. Производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно.
  3. Правильно употреблять в речи данные предложения.
  4. Правильно расставлять знаки препинания.
  5. Составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Ход урока

1. Этап «включения» в урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Все в сборе? Все 28. Можно начинать урок. Готовы?

Ребята, а может, в поход пойдём? Рюкзаки на месте. Согласны? Закройте глаза и представьте себе, что мы подъезжаем к деревне Трегубово. Птички щебечут, земляникой, клубникой пахнет, цветов видимо-невидимо. Да и территория кажется вполне обжитой и безопасной.

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь. Местные жители – вполне дружелюбные. Итак, мы с вами сегодня в походе, но, конечно же, не в настоящем, а в походе за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас вместе всё получится.

Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

2. Разминка.

Начнём урок с лингвистической разминки. (В походе без продуктов очень тяжело.)

На доске записываем предложение, объясняем орфограммы и знаки препинания.

Перед походом я проверил содержимое своего рюкзака, в котором лежали, на мой взгляд, необходимые предметы: банка тушёнки, банка сгущённого молока, варенье из крыжовника, копчёная колбаса, зубная щётка, плюшевый зайчонок, свинцовое грузило для рыбной ловли, разные крючочки и бечёвочки.

Дайте характеристику данному предложению.

3. Актуалризация уже имеющихся знаний.

Давайте вспомним, какие ещё виды сложных предложений вы знаете? (Поможет вам таблица. На экране, на листочках)

Составьте монологический рассказ о сложных предложениях.

4. Различение предложений на слух.

Закрепим наши знания, выполнив графический диктант. (У доски и в тетрадях)

  1. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. [ ○ и ○ ].
  2. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нём. , и .
  3. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. , и .
  4. Осень, и листья опадают с деревьев. , и .
  5. Перед нами поляна, где совсем недавно мы останавливались на привал. , (2 где - =).

5. Привал, где мы набираемся знаний.

  1. Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.
  2. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

Похожи предложения? Да.

Давайте сравним.

– Выделим основы.

– Объясним знаки препинания.

– Составим схемы.

– Определим часть речи слова «которая».

Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает действие, а причастный оборот подчёркивает признак предмета.

6. Вспомним, что мы знаем о придаточных определительных. (Работа с таблицей).

– На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (Какой? )

– Можно ли начать предложение с придаточного определительного? (Нет )

– Назовите средства связи придаточного определительного с главной частью. (Союзные слова: который, что, куда, где и др. )

– К чему относятся придаточные определительные? (К члену главного предложения, который выражен существительным или словом, употреблённым в значении существительного. )

7. Закрепление изученного материала.

Найти СПП с придаточными определительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи. Объяснить знаки препинания.

  1. Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
  2. Реки широко разлились и всё никак не хотели входить в берега.
  3. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
  4. Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце. (В этом предложении найдите известные вам изобразительно-выразительные средства языка).
  5. В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами. (1 и 5 предложения – СПП с придаточными определительными)

8. Тренировочные упражнения.

В данные предложения вставить слово «который» в нужной форме.

  1. И стебелёк травы достоин того великого мира,… он растёт.
  2. Кругом в лесу и на поле стояла тишина,… нарушает только однообразное жужжание комаров.
  3. Огромная туча,… медленно надвигалась и покрывала небо, не могла заставить нас отказаться от похода.

9. Отдохнём.

Сыграем в «прятки». Найдём пропажу.

Попробуем соединить половинки сложных предложений.

а) Скучен день до вечера, а) надо прилежно учиться.

б) У человека должны быть б) коли делать нечего.

любимые произведения,

в) Чтобы получить хорошую профессию, в) так человек для работы.

г) Как птица создана для полёта, г) к которым он обращается неоднократно.

Указать СПП с придаточным определительным.

10. Отдохнули и опять за работу. А она не совсем простая.

Заменить предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.

  1. Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
  2. И деревья, шумевшие у нас над головами, и прекрасный вид на реку, открывавшийся сверху, – всё это радовало нас.
  3. Лодка, приближавшаяся к берегу, вызвала наш восторг.

11. Задание наоборот.

Заменить придаточную часть СПП причастным оборотом.

  1. Луга, которые сохранили ещё чудесный аромат, расстилались кругом.
  2. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, дивный аромат.
  3. Ветер, который налетел внезапно, повалил старую ель.

12. «Умный редактор».

Вылечим заболевшие предложения (в походе такое встречается).

  1. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу реки и занимавшей почти всю поляну.
  2. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
  3. Деревня, в которой мы расположились на отдых, находилась на берегу реки, которая раньше славилась обилием рыбы.

13. Отдохните. «Расшифруй».

ЯО О Ю Люблю место, где родился.

Я очень хочу, чтобы и вы любили место, где родились и выросли, наш родной Зарайский край.

14. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру о Зарайске. Используйте в работе СПП с придаточными определительными.

Примечание : к разработке урока прилагается презентация. (

Дано два отрывка. Определите авторов и произведения.

1.
Девушка торопливо шла к морю, часто оглядываясь, хотя и знала, что так рано в праздничный день никто не пойдет в священную рощу.
От белых обрывов бесплодных каменистых гор уже веяло жаром. Сначала дорога пролегала по равнине, покрытой колючками, и Тесса шла осторожно, чтобы не порвать подол своего лучшего хитона из тонкой, полупрозрачной материи, привезенной из-за моря. Дальше местность вспучилась холмом, сплошь покрытым кроваво-красными цветами. В ярком солнце холм пылал, как будто залитый темным пламенем. Здесь не было колючек, и девушка, высоко подобрав складки хитона, побежала.
Быстро миновав одинокие деревья, Тесса очутилась в роще. Стройные стволы сосен отливали восковым лиловым блеском, раскидистые вершины шумели под ветром, а ветви, опушенные мягкими, в ладонь длиной иглами, превращали яркий солнечный свет в золотую пыль.
Запах нагретой смолы и хвои смешивался со свежим дыханием моря и разливался по всей роще.
Девушка пошла медленнее, бессознательно подчиняясь торжественному покою рощи.
Направо среди стволов перед нею возвышалась серая, обсыпанная хвоей скала.
На полянку падал столб солнечного света, и сосны вокруг казались вылитыми из красной меди. Сюда яснее доносился рокочущий гул моря - невидимое, оно напоминало о себе низкими мерными аккордами.
Из-за скалы навстречу Тессе выбежал Пандион и привлек девушку к себе, затем слегка оттолкнул ее и зорко осмотрел, словно стремясь вобрать в себя весь ее облик.

2.
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала... но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar, ici...» - и молодой охотник

Загрузка...
Top