Дмитрий самозванец краткое. Историческая трагедия «Дмитрий самозванец. Язык мой должен я притворству покорить

С тех пор как Димитрий обманом занял российский трон, он совершил немало злодейств: сослал и казнил множество ни в чем не повинных людей, разорил страну, превратил Москву в темницу для бояр. Но в 1606 г. его тирания достигает предела. Он хочет обратить россиян во лживую католическую веру и, более того, отдать весь народ под иго полякам. Тщетно наперсник царя Пармен обращается к Димитрию с увещеваниями: царь ни в чем не раскаивается. “Российский я народ с престола презираю И власть тиранскую неволей простираю”, – заявляет он наперснику. Единственное, что заставляет его страдать, – это любовь к Ксении, дочери боярина Шуйского. Впрочем, Димитрий собирается скоро добиться обладания любимой, невзирая на то, что уже женат; супругу можно отравить. Услышав это страшное признание, Пармен решает оберегать жену царя.

Тут приходит начальник стражи с сообщением, что народ волнуется и что кое-кто даже отваживается прямо говорить: нынешний государь не царский сын, а беглый монах Отрепьев, самозванец. “Мятеж – от Шуйского”, – догадывается Димитрий и требует, чтобы Шуйского с Ксенией привели к нему.

Шуйский уверяет царя в том, что и народ, и сам он, Шуйский, любят Димитрия и послушны его воле. Тогда в доказательство покорности самозванец велит отдать за себя Ксению. Но девушка гордо отказывает ему: даже угроза смерти не может заставить ее забыть своего жениха Георгия. Шуйский обещает царю переменить мысли дочери.

Как только Ксения остается наедине с отцом, тот открывает ей, что намерен вскоре свергнуть тирана с престола; но до времени нужно молчать и таиться. Шуйский просит дочь притвориться покорною Димитрию. Ксения и затем Георгий соглашаются на обман во имя блага отечества.

Однако когда Димитрий, поверив их лжи, начинает издеваться над соперником (“Исчезни, мелкая царю на жертву тварь!”), Георгий возмущается и, хотя Ксения пытается его удержать, в лицо называет самозванца убийцей и тираном. Когда же Димитрий приказывает увести Георгия в темницу, Ксения тоже перестает сдерживать себя. Разгневанный царь сулит смерть им обоим, но вовремя подоспевший Шуйский смягчает его и заверяет, что Ксения больше не будет противиться. Он даже берет у Димитрия перстень, чтобы передать его дочери в залог монаршей любви. Внушая царю мысль, что он – верная подпора трона, Шуйский берется также успокоить народные волнения, вызванные заточением Георгия в оковы. Самозванец не возражает, но одновременно отдает распоряжение умножить свою стражу.

Димитрий и сам понимает, что своей кровожадностью восстанавливает против себя подданных и приближает конец своего царствования, но ничего не может с собой поделать.

Благодаря вмешательству Пармена, Димитрий освобождает Георгия. В разговоре с Шуйским Пармен говорит: “Пускай Отрепьев он, но и среди обмана, Коль он достойный царь, достоин царска сана. Но пользует ли нам высокий сан един? Пускай Димитрий сей монарха росска сын, Да если качества в нем оного не видим, Так мы монаршу кровь достойно ненавидим, Не находя в себе к отцу любови чад…” и прибавляет, что остался бы верен царю, если бы тот был истинным отцом народа. Однако Шуйский не уверен в чувствах Димитриева наперсника и потому не открывает ему своих мыслей.

Ксения и Георгий обещают Шуйскому отныне терпеть все ругательства самозванца и не выдавать себя. Влюбленные снова и снова клянутся в том, что будут принадлежать только друг другу. “И если я с тобой не буду сопряженна, С тобою буду я во гробе положенна”, – говорит Ксения. И молодой человек не уступает ей в благородстве, нежности и возвышенности чувств.

На этот раз их обман увенчивается успехом. Хотя лица у них бледнеют и на глазах появляются слезы, оба твердо говорят Димитрию, что стремятся к преодолению любви. Царю радостно смотреть на их страдания, ему нравится, что подданные в совершенной его власти: “…мне покорствуя, любви моей ищи… А ежели не так, страшись и трепещи!” – поучает он Ксению.

Внезапно начальник стражи приносит весть, что и дворянство, и народ ожесточаются и, по-видимому, нынешняя ночь станет ночью измены. Димитрий немедленно зовет к себе Пармена. Ксения пытается заступиться за зачинщиков бунта – своего отца и возлюбленного, но напрасно. И напрасно наперсник указывает царю путь к спасению – раскаяние и милосердие. Нрав Димитрия противится добродетели, у него на уме лишь новые злодейства. Пармен получает приказ казнить бояр.

Когда Шуйскому и Георгию объявляют, что они осуждены на казнь, оба готовы гордо и без робости принять смерть; Шуйский просит только о том, чтобы ему разрешили проститься с дочерью. Самозванец соглашается, поскольку знает, что тем самым умножит их мучения. Ксению приводят. Отец и жених трогательно прощаются с ней. Девушка, лишающаяся всего, что составляло ее счастье, в отчаянии просит ударить ее мечом… Но Пармен уже хочет увести бояр в темницу. Ксения кидается к Пармену, спрашивая, неужели он “жалостный свой нрав на зверство пременил?”. Тот ничего не отвечает на мольбы несчастной, но воссылает на небеса молитвы, чтобы исполнилась его мечта о свержении тирана.

Ночью Димитрия будит звон колокола, и самозванец понимает, что начался народный бунт. Объятый ужасом, он чувствует, что против него ополчились и люди, и небо, что ему нигде нет спасения. Димитрий то требует от немногочисленной оставшейся в живых стражи одолеть толпу народа, окружившую царский дом, то заклинает не оставлять его, то помышляет о бегстве… Но даже сейчас его страшит не приближающаяся смерть, а то, что он умрет, не отомстив своим врагам. Обуявшую его ярость он обращает на Ксению: “Любовница и дочь предателей моих! Когда они спаслись, так ты умри за них!”.

Воины, возглавляемые Георгием и Шуйским, врываются в царские палаты как раз в тот момент, когда самозванец заносит над Ксенией кинжал. И возлюбленный, и отец рады были бы умереть вместо нее. А Димитрий согласен даровать девушке жизнь лишь при одном условии – если ему вернут власть и корону. Шуйский вынужден сказать: “За град отеческий вкушай, княжна, смерть люту!”. Георгий кидается на злодея, уже зная, что не успеет… Димитрий устремляется заколоть Ксению… Но в это мгновение Пармен с обнаженным мечом вырывает девушку из рук самозванца. С последним проклятием на устах Димитрий пронзает кинжалом собственную грудь и умирает.

Вариант 2

Произведение “Димитрий Самозванец” начинается со знакомства с главным героем Димитрием, который был жестоким правителем. За свое правление он много казнил и заточил людей, а еще украл почти все деньги страны. Но самым жестоким было то, что он в 1606 году захотел заставить православных обратиться в католическую веру, а еще вздумал отдать русские земли полякам. Наперсником царя был Пармен, который не поддерживал своего государя. Димитрий имел лишь одну слабость – он был влюблен в Ксению, которая была дочерью одного боярина Шуйского, несмотря на то, что женат. Царь не считает помехой свою жену, ведь ее можно убить. Услыхав об этом, Пармен решает беречь и защищать жену государя от его замыслов.

А в это время к Димитрию приходит начальник стражи, который рассказывает ему о волнении народа и что между ними ходит слух, что царь вовсе не царь, а самозванец – монах Отрепьев. Димитрий же подозревает Шуйских и требует привести его с дочерью Ксенией к нему. Придя к царю, боярин пытается доказать свою невиновность, и в качестве доказательства намерен выдать свою дочь за него. Девушка же отказывается, потому что любит своего жениха Георгия, а Шуйский дает слово государю переубедить дочь. Димитрий согласен. Оставшись наедине с Ксенией, боярин открывает ей тайну, что хочет свернуть лжеца с трона, а дочь должна прибегнуть к обману, что покорна воле царя. Ксения соглашается во благо своего народа, а позже и Георгий дает согласие. Тогда поверив в обман, Димитрий начинает издеваться над возлюбленным Ксении, а тот в ответ назвал его лжецом и тираном, за что был отправлен в темницу. Из-за этого девушка тоже высказывает все государю, который решает казнить обоих. Но вовремя пришел Шуйский и успокоил царя, дал ему слово успокоить народ. Царь соглашается, а сам же увеличивает количество своей стражи.

Отпустив Георгия, Димитрий снова верит в ложь возлюбленных, которые обещали пересилить свою любовь. Царь очень рад и смеется над их страданием. Но тут снова приходит начальник стражи с ужасным известием. Он поведал Димитрию, что этой ночью свершится государственная измена. Тогда государь дает приказ убить всех бояр, в числе которых входил отец и возлюбленный Ксении. Пармен же отговаривал его не делать этого, но все же темная сторона лжеца победила, и наперсник должен заключить всех бояр под стражу. Ночью начался бунт народа, из-за чего не всех бояр смогли убить. Тогда Шуйский и Георгий ворвались в покои царя, где увидали картину, как Димитрий держит клинок над Ксенией.

Лжец ставит условие, что отпустит девушку тогда, когда он вернет свою власть обратно. Но Шуйский готов пожертвовать своей дочерью во благо народа и отвечает ему отказом. Тогда Георгий кидается на Димитрия, зная, что уже не сможет спасти возлюбленную. Но в тот момент, когда лжец пытается вонзить клинок в Ксению, появляется Пармен с мечом и отбивает удар бывшего царя. И тогда, проклиная всех, Димитрий убивает себя.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Димитрий Самозванец Сумароков

Другие сочинения:

  1. Хорев Действие происходит в конце VI – начале VII в., в то время, когда на Руси правит Кий, и власть его прочна и неоспорима. Шестнадцать лет назад Кий сверг с престола Завлоха, киевского князя, чтобы воцариться на его месте. В Read More ......
  2. Царь Борис В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они дивятся, как долго пришлось уговаривать Годунова принять власть, и лишь угроза отлучения от церкви его к тому принудила. Read More ......
  3. Борис Годунов 20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув “все мирское” и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: “Его страшит Read More ......
  4. Александр Петрович Сумароков Александр Петрович Сумароков, самый последовательный из писателей-классицистов, наряду с практикой литературной деятельности сумел дать теоретическое обоснование классицизма как литературного направления, характерного для России середины века. В литературе Сумароков выступил как продолжатель в то же время антагонист Ломоносова. Read More ......
  5. Чудо со змеем, бывшее со святым великомучеником Георгием Жители большого города Гевала, что в палестинской стороне, отвернулись от Бога и поклоняются идолам, почитая их согласно преданиям и по царскому повелению. Бог же воздает жителям Гевала по вере и по делам Read More ......
  6. Сказка о царе Салтане Царь Салтан, является главным героем сказки Пушкина, созданной писателем на основе рассказа, поведанного поэту его няней. Идеальный со всех сторон образ Салтана, можно назвать олицетворением мечтаний русского народа, отцом – батюшкой. Этот царь может без всякого Read More ......
  7. Лесной царь В сумерках вдоль леса скачет упряжка лошадей, везя мужчину с малолетним сыном. Мальчику страшно и он прижимается к отцу. Отец интересуется у сына, почему тот так дрожит и льнет к нему. Мальчик отвечает, что боится Лесного Царя, который Read More ......
  8. Царь Федор Иоаннович В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря коей, по общему мнению, и держится Борис. Составляют бумагу, где, поминая неплодность царицы и малолетство Read More ......
Краткое содержание Димитрий Самозванец Сумароков

В трагедии последней трети века большое место занимает изображение произвола власти. Сюжет строится на эпизодах активного противоборства положительных героев тирании монарха. Первой такой трагедией явился «Димитрий Самозванец» Сумарокова (1771). Трагедия написана на историческом материале «эпохи смуты»: взят период короткого пребывания Димитрия Самозванца на московском троне. Исторические сведения для сюжета трагедии Сумароков мог получить из материалов Г. Миллера и князя Щербатова, работавших в то время над «Летописью о мятежах и разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятностей», а так же из анонимной рукописной повести «Повести, како восхитил неправдою на Москве царский престол Борис Годунов». трагедия комедия творчество

В основу сюжета положен эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в противоречие с тем, что Ксения любит другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он «изверг на троне».

Блаженство завсегда народу вредно:

Богат быть должен царь, а государство бедно.

Ликуй, монарх, и все под ним подданство, стонь!

Всегда способнее к труду нежирный конь,

Смиряемый бичом и частою ездою

И управляемый крепчайшею уздою,-- (!я оставила эти кусочки из москвичевой, чтобы было понятней и она просила приводить пример из текста кому не нужно удаляйте!) выражает Димитрий свою политическую программу.

«Царска страсть» для него закон, и он готов ради нее убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении.Второй момент в трагедии, не менее важный,-- это отношение Димитрия к русским. Он -- предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих планов:

Сыны отечества поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Поведение Димитрия полностью противоречит нравственным понятиям. Оно вызывает к нему всеобщую ненависть и определяет его судьбу. Свергнутый с московского престола при содействии парода в результате заговора Шуйского, он кончает жизнь самоубийством (пронзает себя кинжалом). Ночь перед смертью самозванец проводит в кошмарных снах. Правитель, монарх, забывший о своем назначении, ставший тираном, угнетателем своих подданных, достоин самой суровой кары. Сумароков в трагедии не только оправдывает всеобщее выступление против Самозванца, по и утверждают его законность и необходимость:

Народ, сорви венец с главы творца злых мук,

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук;

Избавь от ярости себя непобедимой...

Постановка в трагедии Сумарокова темы борьбы с деспотией власти даже с ее узкоклассовым решением в пользу идеального государя была фактом значительным для предпугачсвского времени. Трагедия «Димитрий Самозванец» явилась первой в России политической, тираноборческой трагедией.

Образ Самозванца предстает как сосредоточение зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной маниакальной идеей погубления России, Москвы и всего народв, подвластного царю. Самозванец как характер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств их борьбы. Сумароков представляет мир Сумарокова воплощением произвола темных страстей ненависти ко всему устроенному иначе. Монологи героя, демонстрируют его жуткое одиночество.

Противоположная сторона конфликта -- Пармен, боярин Шуйский, его дочь Ксения и ее возлюбленный, князь Георгий Галицкий, на протяжении действия ни минуты не стараются смириться перед тиранией Димитрия -- то есть с обеих сторон конфликта упраздняется даже видимость коллизии страсти и чувства долга, характерная для более ранних трагедий. Герои-протагонисты откровенно противопоставляют тиранической идеологии Димитрия свою концепцию праведной власти.

Идеей любви к самому себе царя Дмитрия проникнуто всё произведение Александра Петровича. По задумке автора главный герой творит все злодеяния из-за того, что он считает себя превыше всех остальных. .Дмитрий думает, что он вправе повелевать всеми, как он этого хочет: убивать невинных, нарушать законы. Его амбиции превышают все возможные пределы, он забывает не только об официальных законах, но и о моральных тоже.

Все люди для него «прах под ногами» и «ползающа тварь и черви». В разговоре с Григорием он говорит, что люди не властвуют над своими телами и душами, что над ними властвует только царь и бог. Дмитрий эгоист по своей натуре, и он не может предположить что у других людей тоже есть какие-то желания, чувства.

Он ненавидит Россию:

Российский я народ с престола презираю

И власть тиранскую неволей простираю.

Возможно ли отцем мне быти в той стране,

Котора, мя гоня, всего противней мне?

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Его мечта - привести к власти в России поляков, а главной религией сделать католичество. Как можно с таким отношением править страной? Причём Россия - это не только государство, которым он должен управлять, это также его родина, это страна, народ который его принял, венчал на царствование. На царя возлагались очень большие надежды, что после жестокого Годунова, царь наконец -таки восстановит порядок и спокойствие в стране.

Мне кажется, что всё это происходит из-за того, что Дмитрий сам прекрасно понимает, что он царь не по крови, что его место не здесь, но ему всё равно очень хочется властвовать. Самозванец боится, что остальные заметят, как он опасается окружающего мира.

Дмитрий настолько проникнут идеей своего всевластия, что он не видит того, что творится за пределами Кремля. Когда ему говорят, что народ бушует на площади, он приказывает только чтобы усилили охрану из поляков, даже не думая как то остановить волнения.

С другой стороны этот человек понимает, что такое мироощущение ненормально, что с ним что-то не то: «Зла фурия во мне смятенно сердце гложет, злодейская душа спокойна быть не может.» Но относится к этому нормально и этими ощущениями оправдывает свои ужасные поступки, но в какой то момент пьесы, во время монолога у него прорывается крик души.

Беги, тиран, беги!.. Кого бежать?.. Себя?

Не вижу никого другого пред собою.

Беги!.. Куда бежать?.. Твой ад везде с тобою.

Убийца здесь; беги!.. Но я убийца сей.

Страшуся сам себя и тени я моей.

Отмщу!.. Кому?.. Себе?.. Себя ль возненавижу?

Люблю себя... Люблю... За что?.. Того не вижу.

Исходя из этого монолога Дмитрий - человек, запутавшийся в своих чувствах, ощущениях. Наверное он даже немного сумасшедший. Но истинный характер Дмитрия мы уже не узнаем, остаётся лишь анализировать его деяния и изучать его образ по литературным произведениям.

Особое место занимает собирательный персонаж -- народ. Само слово «народ» -- одно из наиболее частотных в трагедии «Димитрий Самозванец», наряду со словами «рок» и «судьба», которые озвучивают идею неотвратимой небесной кары. Именно в отношении к народу корректируются нравственные позиции порока и добродетели.

В этом напеве, в этой стиховой музыке заключалась струя сильного эмоционального воздействия, выходящего за пределы логического, «разумного» анализа страсти, «разумной» суховатой семантики, свойственных стилю Сумарокова. Иррациональная мелодия речи разбивала рамки рационалистического построения, открывала дорогу лирической настроенности стихотворения уже неклассического характера. Это же следует сказать и о фольклорных исканиях Сумарокова, наблюдаемых в его песенном творчестве. В нескольких песнях Сумароков стилизует народное лирическое творчество, используя его темы, образы, его словарь и даже ритмику, например:

В роще девки гуляли.

Калина ли моя, малина ли моя.

И весну прославляли.

Калина ли моя, малина ли моя

Девку горесть морила...

Девка тут говорила...

Я лишилася друга...

Вянь, трава чиста луга...

Не всходи месяц ясный...

Не свети ты день красный...

Такие песни (ср. песню «О ты крепкой, крепкой Бендер-град», не любовную по содержанию, а военную) начинают традицию сближения индивидуальной лирики с фольклором. Замечательна в этом отношении и песня Сумарокова о молодой жене за нелюбимым мужем, и солдатская песня-прощание с возлюбленной («Прости, моя любезная, мой свет, прости»), и песня о народном гаданье, заканчивающаяся так:

Тонет ли, тонет ли венок,

Иль он по верху плывет;

Любит ли, любит ли дружок,

Иль не в любви со мной живет:

Любит ли он, как я его;

Меньше иль вовсе ничего;

Вижу, венок пошел на дно,

Вижу, венок мой потонул:

Знать на уме у нас одно,

Знать о мне миленький вздохнул;

Стала теперь я весела:

Знать, что и я ему мила.

К песням Сумарокова примыкает по своему характеру и значению и его не любовная личная лирика. Она открывает в русской поэзии новую страницу; она стремится воплотить чувства и настроения, иногда мимолетные, благородного человека, как его понимает Сумароков. Темы ее чаще всего - печаль или отчаяние вследствие разлада героя лирики со средой, вызывающей его негодование. Множество лирических стихотворений написано Сумароковым как бы вне жанровой классификации классицизма; они и называются то одами («разными» одами), то духовными стихотворениями, то совсем не могут быть определены в жанровом отношении. Значительный раздел лирики Сумарокова составляют его переложения псалмов (Сумароков переложил вольно всю Псалтырь, 153 стихотворения). Псалмы перелагали до него и Симеон Полоцкий, и Тредиаковский, и Ломоносов. Но Сумароков дал новое направление и этому жанру. Его псалмы - это лирические песни о человеке, изнемогающем под бременем жизни и ненавидящем порок. Политические темы проникают в псалом в лирической оболочке:

Не уповайте на князей,

Они рождены от людей,

И всяк по естеству на свете честью равен,

Земля родит, земля пожрет:

Рожденный всяк рожден умрет,

Богат и нищ, презрен и славен...

О своей борьбе со злодеями и тиранами, о своей верности идеям правды и добра, о славе добродетели повествует Сумароков в отвлеченных, но эмоционально насыщенных образах псалмов. Об этой же борьбе и о глубоком негодовании своем говорит Сумароков в других своих лирических стихотворениях. То это будет «Сонет на отчаяние», то маленький шедевр о суетности всех внешних благ в жизни («Часы»), в котором дан уже образ боя часов - предвестия о смерти, потом прошедший через Державина к Тютчеву, то лирические стихи «Противу злодеев». И все это воплощено в языке необычайно простом, в страстном монологе истосковавшегося по свету поэта, не желающего подниматься на ходули, а говорящего от души.

Во всей жизни минуту я кажду

Утесняюсь гонимый и стражду,

Многократно я алчу и жажду;

Иль на свет я рожден для того,

Чтоб гоним был, не знав для чего,

И не трогал мой стон никого?

Мной тоска день и ночь обладает,

Как змея мое сердце съедает,

Томно сердце всечасно рыдает...

Все это поддержано единственным в своем роде разнообразием стихотворных ритмов.

Не только в отношении техники стиха творчество Сумарокова было школой русской литературы. Неутомимая работа Сумарокова над языком, над стилем, над построением всех жанров, над темой, его страстная любовь к литературе и уменье пропагандировать литературу, его страстное желание распространять культуру, - все это делало его одним из величайших учителей русских писателей XVIII столетия. Его многолетняя деятельность по уточнению и очищению русского языка, введению его в нормы ясного синтаксиса, его работа по созиданию простой, естественной русской речи оказала также чрезвычайно благотворное влияние на все развитие русского литературного языка до Пушкина. Недаром неподкупный Новиков писал о Сумарокове: «Различных родов стихотворными и прозаическими сочинениями приобрел он себе великую и бессмертную славу не только от Россиян, но и от чужестранных Академий и славнейших европейских писателей».

Комедии Сумарокова. Современники ставили комедии Сумарокова гораздо ниже его трагедий. Эти комедии не составили существенного этапа в развитии русской драматургии, хотя они обладали рядом достоинств, заставляющих историка литературы присмотреться к ним, - и прежде всего потому, что Сумароков все-таки первый начал писать в России комедии, если не считать интермедий полуфольклорного типа и передовых пьес.

Всего Сумароков написал двенадцать комедий. Хронологически они разбиваются на три группы: сначала идут три пьесы: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем наступает перерыв не менее чем в четырнадцать лет; с 1764 по 1768 г. написаны еще шесть комедий: «Приданое обманом» (около 1764 г.). «Опекун» (1765), «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс» (все четыре в 1768 г.). Затем - последние три комедии 1772 года - «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Сумароков писал свои комедии порывами, хватаясь за этот жанр, в общем не очень близкий ему, как за сильное полемическое или сатирическое оружие, в периоды обострения своего гнева на окружающих его. Он и не работал над своими комедиями долго и тщательно. Это видно и по их тексту, и по их датам, и по собственным его пометкам; так, при тексте «Тресотиниуса» он сделал пометку: «Зачата 12 генваря 1750, окончена генваря 13 1750. С.-Петербург». При тексте «Чудовищей» - пометка: «Сия комедия сочинена в июне месяце 1750 года на Приморском дворе».

Первые комедии Сумарокова были еще крепко связаны с теми традициями драматургии, которые существовали до Сумарокова в России и в русском и, может быть, более всего в итальянском театре. Вообще комедии Сумарокова имеют минимальное касательство к традициям и нормам французского классицизма на всем протяжении его творчества, а особенно в первой своей группе; это не значит, разумеется, что они стоят за пределами русского классицизма. Прежде всего даже внешне: правильной, «настоящей» комедией во Франции считались комедии в пяти действиях в стихах. Конечно, Мольер и после него многие писали комедии в прозе, но ведь эти комедии считались с точки зрения классической догмы, так сказать, сортом ниже. Иное дело Сумароков, канонизатор русского классицизма; все его комедии написаны прозой. Ни одна из них не имеет полноценного объема и «правильного» расположения композиции классической комедии Запада в пяти действиях; восемь комедий Сумарокова имеют всего по одному действию, четыре - по три. В основном - это маленькие пьески, почти сценки, почти интермедии. Сумароков лишь условно выдерживает даже единства. Время и место действия у него укладываются в норму, но единства действия, особенно в первых пьесах, нет никакого. Нечего и говорить о благородстве тона французской классической комедии; его нет и в помине в грубоватых, полуфарсовых пьесах Сумарокова.

В первых комедиях Сумарокова, собственно, нет даже никакого настоящего связующего сюжета. Мы найдем в них, конечно, рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком; но этот рудимент любовной темы не оказывает влияния на ход действия; вернее, действия, собственно, в комедии нет. Комедия представляет собой ряд более или менее механически связанных сцен; одна за другой на театр выходят комические маски; действующие лица, представляющие осмеиваемые пороки, в диалоге, не двигающем действия, показывают публике каждое свой порок. Когда каталог пороков и комических диалогов исчерпан, пьеса заканчивается. Борьба за руку героини не объединяет даже малой доли тем и диалогов. Такое построение пьесы близко подходит к построению народных «площадных» игрищ-интермедий или вертепных сатирических сценок и в особенности петрушечной комедии. Характерно, что в противоположность трагедиям Сумарокова в его первых комедиях, несмотря на малый их объем, очень много действующих лиц; так, в «Тресотиниусе», комедии в одном действии, их десять, в «Чудовищах» - одиннадцать.

Если на сцене ранних комедий Сумарокова не происходит единого действия, то нет в них и подлинного быта, жизни. Подобно условной сцене интермедий, сценическая площадка «Тресотиниуса» или «Чудовищей», или «Пустой ссоры» представляет условное отвлеченное место, в котором никто не живет, а только появляются персонажи для демонстрации своих условно изображенных недостатков. Вся манера Сумарокова в этих пьесах условно-гротескная. В «Чудовищах» на сцене происходит комическое судебное заседание, причем судьи одеты, как иностранные судьи, - в больших париках, а вообще они вовсе не судьи, и самый суд происходит в частном доме, и все это - сплошной фарс, причем за смехотворностью сцены нельзя разобрать, как же понять ее всерьез. Сумароков любит фарсовый комизм - драки на сцене, смешные пикировки действующих лиц. Вся эта гротескная смехотворность у него в значительной мере зависит от традиции итальянской комедии масок.

Самый состав комических персонажей первых сумароковских комедий определен в основном составом устойчивых масок итальянской народной комедии. Это - традиционные маски, многовековая традиция которых восходит чаще всего к римской комедии. Так, перед нами проходят: педант-ученый (в «Тресотиниусе» их три: сам Тресотиниус, Ксаксоксимениус, Бобембиус; в «Чудовищах» - это Критициондиус); это - «доктор» итальянской комедии; за ним идет хвастливый воин, врущий, о своих неслыханных подвигах, а на самом деле трус (в «Тресотиниусе» Брамарбас); это - «капитан» итальянской комедии, восходящий к «хвастливому солдату» Пир-гополинику Плавта. Далее - ловкие слуги Кимар в «Тресотиниусе» и «Пустой ссоре», Арлекин в «Чудовищах»; это «Арлекин» commedia dellarte; наконец - идеальные любовники - Клариса и Дорант в «Тресотиниусе», Инфимена и Валер в «Чудовищах». Характерны для условно-гротескной манеры Сумарокова самые имена героев его первых комедий, не русские, а условно-театральные.

Сумароков, автор первых русских трагедий, воспользовался примером французских трагиков 17-18 веков. Ряд характерных признаков их системы – александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой на 3-ей стопе), 5 актов, отсутствие внесюжетных вставок и отступлений, отсутствие комических элементов, «высокий слог» и т.д. Сумароков перенес в свои трагедии. Однако нельзя сказать, что Сумароков заимствовал трагедию у французов, т. к. там она постоянно развивалась, и, заимствуя, он должен бы был перенести на русскую почву окончательный вариант, т.е. вариант Вольтера. Сумароков построил свою трагедию на принципах крайней экономии средств, упрощенности, сдержанности, естественности. Простота драматического сюжета его пьес не позволяет говорить об интриге, т.к. нет узла событий, все действие стремится ограничиться одной перипетией. Исходная ситуация тянется через всю трагедию и в конце снимается. Роли Сумарокова также обычно неподвижны. Трагедия заполняется в значительной мере раскрытием основной ситуации в ее значимости для каждой пары героев в отдельности. Диалоги, в особенности центральных героев (влюбленных) получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок. Центральное место драмы – третий акт, отмечается по преимуществу внесюжетным приемом: герои извлекают из ножен мечи или кинжалы. (т.к. нет сюжетной кульминации). Действие большинства трагедий Сумарокова отнесено к древней Руси; здесь Сумароков нарушает обычай изображать в трагедии далекие эпохи и далекие страны. В отличие от французской трагедии, у Сумарокова почти нет наперсников, их роль чрезвычайно мала. Он либо превращается в вестника, либо напротив, становится отдельным героем. Отход от системы наперсничества обусловил развитие и обилие монологов, поскольку монолог может заменить ложный диалог с наперсником. Монолог используется для сообщения зрителю о мыслях, чувствах и намерениях героев. Стремление к сокращению общего числа персонажей. Таким образом, Сумароков создал весьма единую композиционную систему трагедии, в которой все элементы слиты и обусловлены принципом простоты и экономии.

Конфликт понимается как конфликт между жизнью человека и тем, как он должен жить. («Димитрий Самозванец») – не конфликт между чувством и долгом. Трагедия человека, живущего не так, как он должен жить. Столкновение человека с судьбой. В эти моменты прояаляется масштаб личности героя. В трагедиях не важно место действия. Герои лишены характерных черт. Классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры. Экзистенциальное изображение жизни. Трагический герой должен быть несчастным. Куприянова пишет, что «герой классической трагедии не должен быть ни хорошим, ни плохим. Он должен быть несчастным». Трагедия возвышает зрителей и читателей (катарсис… бла-бла-бла ).

Трагедия Сумарокова породила традицию. Его продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин – тем не менее вносили в трагедию новые черты.

Александр Петрович Сумароков

«Димитрий Самозванец»

С тех пор как Димитрий обманом занял российский трон, он совершил немало злодейств: сослал и казнил множество ни в чём не повинных людей, разорил страну, превратил Москву в темницу для бояр. Но в 1606 г. его тирания достигает предела. Он хочет обратить россиян во лживую католическую веру и, более того, отдать весь народ под иго полякам. Тщетно наперсник царя Пармен обращается к Димитрию с увещеваниями: царь ни в чём не раскаивается. «Российский я народ с престола презираю / И власть тиранскую неволей простираю», — заявляет он наперснику. Единственное, что заставляет его страдать, — это любовь к Ксении, дочери боярина Шуйского. Впрочем, Димитрий собирается скоро добиться обладания любимой, невзирая на то, что уже женат; супругу можно отравить. Услышав это страшное признание, Пармен решает оберегать жену царя.

Тут приходит начальник стражи с сообщением, что народ волнуется и что кое-кто даже отваживается прямо говорить: нынешний государь не царский сын, а беглый монах Отрепьев, самозванец. «Мятеж — от Шуйского», — догадывается Димитрий и требует, чтобы Шуйского с Ксенией привели к нему.

Шуйский уверяет царя в том, что и народ, и сам он, Шуйский, любят Димитрия и послушны его воле. Тогда в доказательство покорности самозванец велит отдать за себя Ксению. Но девушка гордо отказывает ему: даже угроза смерти не может заставить её забыть своего жениха Георгия. Шуйский обещает царю переменить мысли дочери.

Как только Ксения остаётся наедине с отцом, тот открывает ей, что намерен вскоре свергнуть тирана с престола; но до времени нужно молчать и таиться. Шуйский просит дочь притвориться покорною Димитрию. Ксения и затем Георгий соглашаются на обман во имя блага отечества.

Однако когда Димитрий, поверив их лжи, начинает издеваться над соперником («Исчезни, мелкая царю на жертву тварь!»), Георгий возмущается и, хотя Ксения пытается его удержать, в лицо называет самозванца убийцей и тираном. Когда же Димитрий приказывает увести Георгия в темницу, Ксения тоже перестаёт сдерживать себя. Разгневанный царь сулит смерть им обоим, но вовремя подоспевший Шуйский смягчает его и заверяет, что Ксения больше не будет противиться. Он даже берёт у Димитрия перстень, чтобы передать его дочери в залог монаршей любви. Внушая царю мысль, что он — верная подпора трона, Шуйский берётся также успокоить народные волнения, вызванные заточением Георгия в оковы. Самозванец не возражает, но одновременно отдаёт распоряжение умножить свою стражу.

Димитрий и сам понимает, что своей кровожадностью восстанавливает против себя подданных и приближает конец своего царствования, но ничего не может с собой поделать.

Благодаря вмешательству Пармена, Димитрий освобождает Георгия. В разговоре с Шуйским Пармен говорит: «Пускай Отрепьев он, но и среди обмана, / Коль он достойный царь, достоин царска сана. / Но пользует ли нам высокий сан един? / Пускай Димитрий сей монарха росска сын, / Да если качества в нём оного не видим, / Так мы монаршу кровь достойно ненавидим, / Не находя в себе к отцу любови чад…» и прибавляет, что остался бы верен царю, если бы тот был истинным отцом народа. Однако Шуйский не уверен в чувствах Димитриева наперсника и потому не открывает ему своих мыслей.

Ксения и Георгий обещают Шуйскому отныне терпеть все ругательства самозванца и не выдавать себя. Влюблённые снова и снова клянутся в том, что будут принадлежать только друг другу. «И если я с тобой не буду сопряженна, / С тобою буду я во гробе положенна», — говорит Ксения. И молодой человек не уступает ей в благородстве, нежности и возвышенности чувств.

На этот раз их обман увенчивается успехом. Хотя лица у них бледнеют и на глазах появляются слёзы, оба твёрдо говорят Димитрию, что стремятся к преодолению любви. Царю радостно смотреть на их страдания, ему нравится, что подданные в совершенной его власти: «…мне покорствуя, любви моей ищи… / А ежели не так, страшись и трепещи!» — поучает он Ксению.

Внезапно начальник стражи приносит весть, что и дворянство, и народ ожесточаются и, по-видимому, нынешняя ночь станет ночью измены. Димитрий немедленно зовёт к себе Пармена. Ксения пытается заступиться за зачинщиков бунта — своего отца и возлюбленного, но напрасно. И напрасно наперсник указывает царю путь к спасению — раскаяние и милосердие. Нрав Димитрия противится добродетели, у него на уме лишь новые злодейства. Пармен получает приказ казнить бояр.

Когда Шуйскому и Георгию объявляют, что они осуждены на казнь, оба готовы гордо и без робости принять смерть; Шуйский просит только о том, чтобы ему разрешили проститься с дочерью. Самозванец соглашается, поскольку знает, что тем самым умножит их мучения. Ксению приводят. Отец и жених трогательно прощаются с ней. Девушка, лишающаяся всего, что составляло её счастье, в отчаянии просит ударить её мечом… Но Пармен уже хочет увести бояр в темницу. Ксения кидается к Пармену, спрашивая, неужели он «жалостный свой нрав на зверство пременил?». Тот ничего не отвечает на мольбы несчастной, но воссылает на небеса молитвы, чтобы исполнилась его мечта о свержении тирана.

Ночью Димитрия будит звон колокола, и самозванец понимает, что начался народный бунт. Объятый ужасом, он чувствует, что против него ополчились и люди, и небо, что ему нигде нет спасения. Димитрий то требует от немногочисленной оставшейся в живых стражи одолеть толпу народа, окружившую царский дом, то заклинает не оставлять его, то помышляет о бегстве… Но даже сейчас его страшит не приближающаяся смерть, а то, что он умрёт, не отомстив своим врагам. Обуявшую его ярость он обращает на Ксению: «Любовница и дочь предателей моих! / Когда они спаслись, так ты умри за них!».

Воины, возглавляемые Георгием и Шуйским, врываются в царские палаты как раз в тот момент, когда самозванец заносит над Ксенией кинжал. И возлюбленный, и отец рады были бы умереть вместо неё. А Димитрий согласен даровать девушке жизнь лишь при одном условии — если ему вернут власть и корону. Шуйский вынужден сказать: «За град отеческий вкушай, княжна, смерть люту!». Георгий кидается на злодея, уже зная, что не успеет… Димитрий устремляется заколоть Ксению… Но в это мгновение Пармен с обнажённым мечом вырывает девушку из рук самозванца. С последним проклятием на устах Димитрий пронзает кинжалом собственную грудь и умирает.

Произведение «Димитрий Самозванец» начинается со знакомства с главным героем Димитрием, который был жестоким правителем. За свое правление он много казнил и заточил людей, а еще украл почти все деньги страны. Но самым жестоким было то, что он в 1606 году захотел заставить православных обратиться в католическую веру, а еще вздумал отдать русские земли полякам. Наперсником царя был Пармен, который не поддерживал своего государя. Димитрий имел лишь одну слабость – он был влюблен в Ксению, которая была дочерью одного боярина Шуйского, несмотря на то, что женат. Царь не считает помехой свою жену, ведь ее можно убить. Услыхав об этом, Пармен решает беречь и защищать жену государя от его замыслов.

А в это время к Димитрию приходит начальник стражи, который рассказывает ему о волнении народа и что между ними ходит слух, что царь вовсе не царь, а самозванец – монах Отрепьев. Димитрий же подозревает Шуйских и требует привести его с дочерью Ксенией к нему. Придя к царю, боярин пытается доказать свою невиновность, и в качестве доказательства намерен выдать свою дочь за него. Девушка же отказывается, потому что любит своего жениха Георгия, а Шуйский дает слово государю переубедить дочь. Димитрий согласен. Оставшись наедине с Ксенией, боярин открывает ей тайну, что хочет свернуть лжеца с трона, а дочь должна прибегнуть к обману, что покорна воле царя. Ксения соглашается во благо своего народа, а позже и Георгий дает согласие. Тогда поверив в обман, Димитрий начинает издеваться над возлюбленным Ксении, а тот в ответ назвал его лжецом и тираном, за что был отправлен в темницу. Из-за этого девушка тоже высказывает все государю, который решает казнить обоих. Но вовремя пришел Шуйский и успокоил царя, дал ему слово успокоить народ. Царь соглашается, а сам же увеличивает количество своей стражи.

Отпустив Георгия, Димитрий снова верит в ложь возлюбленных, которые обещали пересилить свою любовь. Царь очень рад и смеется над их страданием. Но тут снова приходит начальник стражи с ужасным известием. Он поведал Димитрию, что этой ночью свершится государственная измена. Тогда государь дает приказ убить всех бояр, в числе которых входил отец и возлюбленный Ксении. Пармен же отговаривал его не делать этого, но все же темная сторона лжеца победила, и наперсник должен заключить всех бояр под стражу. Ночью начался бунт народа, из-за чего не всех бояр смогли убить. Тогда Шуйский и Георгий ворвались в покои царя, где увидали картину, как Димитрий держит клинок над Ксенией.

Лжец ставит условие, что отпустит девушку тогда, когда он вернет свою власть обратно. Но Шуйский готов пожертвовать своей дочерью во благо народа и отвечает ему отказом. Тогда Георгий кидается на Димитрия, зная, что уже не сможет спасти возлюбленную. Но в тот момент, когда лжец пытается вонзить клинок в Ксению, появляется Пармен с мечом и отбивает удар бывшего царя. И тогда, проклиная всех, Димитрий убивает себя.

Журнал Сумарокова ʼʼТрудолюбивая пчелаʼʼ.

Особенности лит.направления в 30-50 гᴦ. Сумароков – теоретик русского классицизма

Сумароков

Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Он выступил и как теоретик классицизма, и как писатель, давший в своей литературной практике образцы многообразных жанров, предусмотренных поэтикой классицизма. Он начал с написания од, первые 2 оды, посвященные Анне Иоанновне, были напечатаны в 1740 ᴦ. В них начинающий поэт подражал Тредиаковскому. С момента появления од Ломоносова Сумароков испытал сильное воздействие его творческого гения. При этом жанр оды не стал главенствующим в его творчестве, которому суждено было сыскать славу великого драматурга и поэта-лирика.

Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 ᴦ. Сумароковым 2 стихотворные эпистолы – ʼʼО русском языкеʼʼ и ʼʼО стихотворствеʼʼ, в которых он выступил как теоретик классицизма. В первой он говорит о крайне важно сти обогащать литературный язык за счёт неустаревших церковнославянских слов и избегать иностранных. В этом он сближается с Ломоносовым. В ʼʼэпистоле о стихотворствеʼʼ (1747), уже в отличие от Ломоносова, Сумароков, теоретически обосновывая жанры классицизма, утверждает равноправие всœех жанров, не отдавая предпочтения ни одному из них.

Впоследствии обе эпистолы были переработаны и составили одну – ʼʼНаставление хотящим быти писателямиʼʼ, изданную в 1774 ᴦ.

В 1759 году Сумароков начал издавать первый частный журнал в России под названием ʼʼТрудолюбивая Пчелаʼʼ, наполненный очерками, эпиграммами, притчами. Издание частных журналов было важным событием в развитии русской журналистики. Журнал отличался политической тенденциозностью, недаром разрешение на печатание журнала было получено не сразу, и цензура пристально следила за ним, что в результате привело к прекращению издания.

Первый номер вышел в конце января 1759 года, тиражом 1200 экзепляров, последний – в декабре того же года. В журнале ощущалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся тогда в опале Екатерины. При этом основным в сатирических очерках и фельетонах ʼʼТрудолюбивой Пчелыʼʼ, принадлежащих самому издателю, было обличение злоупотреблений, насилия, казнокрадства, процветающих в Российской империи. В журнале сотрудничал Тредиаковский и другие авторы, но основная направленность была связана с материалами Сумарокова, которые составляли большую часть в каждой книжке ʼʼТрудолюбивой пчелыʼʼ. В случае если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым, заботясь о судьбах рус. Литры. В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинно национальную культуру. Верит в силу слова, обращенную к разуму. Отстаивает ясность мысли, считая, что ʼʼвеликолепиеʼʼ, пышность поэзии Ломоносова лишены естественности.

К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков в ʼʼТрудолюбивой Пчелœеʼʼ можно отнести ʼʼПисьмо о некоторой заразительной болезниʼʼ, в котором обличается взяточничество; письмо ʼʼО достоинствеʼʼ, в котором Сумароков вновь проводит свою мысль о том, что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинства человека; очерк ʼʼо домостроительствеʼʼ. В нем он клеймит жестокость помещиков по отношению к крепостным.

Неоднократно проводит он в своем журнале мысль, характерную и для его литературных произведений, о том, что богатство и знатность не суть достоинства человека.

Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью нападал на те социальные явления, которые он расценивал отрицательно. В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы. Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения, он ʼʼидол гнусныйʼʼ, ʼʼвраг нардаʼʼ, которого нужно свергнуть с престола (ʼʼДмитрий Самозванецʼʼ). Сумароков заговорил о ʼʼзлодеяхʼʼ на троне. Недаром трагедия ʼʼД. Сʼʼ была включена в сборник лучших произведений русской литературы, изданный в Париже В трагедии звучит тема насильственного свержения тирана народом. И хотя Сумароков имеет в виду только дворцовый переворот, а понятия ʼʼнародʼʼ, ʼʼобществоʼʼ, ʼʼСыны отечестваʼʼ - это дворяне, тем не менее общественно-политическое звучание этой трагедии было очень сильным. Сюжет основывается на недалеком прошлом России, России начала 17 века. Сумароков изменяет фактам только в любовной интриге: Ксения – дочь Шуйского и невеста князя Галицкого. Тем не менее история представлена в трагедии весьма условно. И здесь конфликт трагедии – в противоречии между абстрактным идеалом государя и монархом-тираном, охваченным пагубными страстями. В трагедии усиливается дидактизм, подчеркнутая заданность в решении конфликта. С момента появления на сцене Димитрий Самозванец нарисован только черной краской, и уже в начале трагедии ощущается неизбежность кары, которая должна постичь злодея. Он исполнен презрения к России и хочет подчинить ее власти католического Рима, он полон жестокости и самодурства, подвержен губительным страстям:

ʼʼРоссийский я народ с престола презираюʼʼ…

ʼʼЗдесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сыны отечества – поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весьʼʼ

Димитрий открывает в первой сцене Пармену свой замысел: отравить жену и жениться на Ксении, дочери Шуйского. В трагедии содержится самохарактеристика, саморазоблачение Димитрия, который говорит сам о себе:

ʼʼЗла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может…ʼʼ

ʼʼЯ к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагренʼʼ.

Димитрий не признает законов, считая царскую волю выше всяких законов:

ʼʼперед царем должна быть истина бессловна,

Не истина – царь, - я; закон – монарша власть,

А предписание закона царска страстьʼʼ.

Характерно, что в трагедии Сумароков предваряет пушкинскую трактовку образа самозванца. Его не интересует, самозванец или истинный царь Димитрий, Сумароков осуждает его не за самозванство, а за безразличие к народу, о ʼʼблаженствеʼʼ которого он не печется.

Устами Пармена высказывает Сумароков свой взгляд на монархическое правление, заявляя, что не ʼʼпородаʼʼ и не наследственные права являются основным в монархе, а его личные достоинства.

Сумароков приводит народ к восстанию. Трагедия звучит предостережением монархам, которые злоупотребляют своей властью, в частности Екатеринœе II. Любой монарх, не соответствующий идеалу просвещенного монарха, должна быть свергнут.

Шуйский готовит восстание, произнося патриотические речи, которые не могли оставить зрителя холодным.

В трагедии ʼʼтирануʼʼ, ʼʼварваруʼʼ противостоят положительные, добродетельные герои, выражающие свои благородные чувства в отвлеченных рассуждениях.

Таковы наперсник Самозванца Пармен, князь Галицкий, Ксения, выступающие в трагедии как воплощение гражданской добродетели. Οʜᴎ произносят речи о том, каким должен быть монарх. Действия героев, как и развязка трагедии – появление восставших, лишены какой-либо реальной мотивировки и являются результатом авторской воли. Разрешение конфликта предопределœено порочностью Димитрия и добродетелью противостоящих ему героев. При этом свержение тирана восставшим народом (Сумароков имел в виду дворян, употребляя слово ʼʼнародʼʼ) совсœем не означало для Сумарокова отрицания самодержавия, а лишь замену царя-тирана просвещенным монархом.

Трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец»." 2017, 2018.

Загрузка...
Top