Гора вознесения господня как назвать. Елеонская гора в иерусалиме. Гефсимания: последние дни Иисуса

Елеонская гора. Фото: https://commons.wikimedia.org/

Географическая карта Иерусалима и окрестностей - словно ещё одно измерение евангельских текстов. Поэтому говоря о празднике Вознесения Господня мы вспоминаем гору Елеон, с которой вознёсся Сын Божий.

Неровный рельеф Иудеи изобилует холмами, но Елеонская гора доминирует над ними. Этот кряж протянулся вдоль восточной границы Иерусалима и защищает город от дыхания Иудейской пустыни. "Елей" означает масло, поэтому гору называют ещё Масличной. Своё имя она получила от оливковых деревьев, которыми когда-то была густо покрыта. Остатки рощ сохранились на западных склонах.

В Ветхом Завете пророки не раз упоминали Елеон, связывая его с приходом Мессии. Иезекииль говорил: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города». Захария пророчествовал: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...». Поэтому в топографии Нового Завета Елеон занимает особое место.

Вот северная вершина горы - Малая Галилея. Своё имя она получила в честь паломников из этой области. Три раза в год, в дни главных праздников, весеннего Песаха - воспоминания Исхода из Египта, летнего Шавуота - дня дарования Богом заповедей Моисею и осеннего Суккота - праздника кущей, всем иудеям надлежало посетить Иерусалимский храм. Через Елеонскую гору шёл основной путь с севера, из области Галилея. Здесь было множество постоялых дворов, потому что гостиницы города не могли вместить всех паломников. Там часто останавливались и ученики Христа.

Вифания - селение на юго-восточном склоне Масличной горы. Христос и апостолы часто гостили здесь, у друзей, Лазаря и его сестёр Марфы и Марии. Здесь Спаситель воскресил своего друга и отсюда направился в Иерусалим в последний раз.

Долина Кедрон - она отделяет Елеонскую гору от Иерусалима. С западного склона горы открывается захватывающая панорама всего города. Здесь Сын Божий заплакал о судьбе Иерусалима. Не раз Он приводил сюда учеников, и в тени деревьев беседовал с ними о библейских пророчествах, проповедовал и учил их.

А у подножия Масличной горы, в Гефсиманском саду, Спаситель молился о Чаше страданий.

После предательства Иуды ученики в растерянности бежали из Иерусалима. Апостолы собрались близ Малой Галилеи. Предание гласит, что здесь произошло одно из явлений воскресшего Христа ученикам, которое описывает евангелист Лука. Спаситель попросил апостолов о пище и «они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда».

И, наконец, со средней вершины Елеона, после сорока дней пребывания на земле, Воскресший Спаситель вознёсся к Своему Отцу Небесному. Это самая высокая точка кряжа, сейчас она так и называется - гора Вознесения.

Масличная гора очень изменилась по сравнению с библейскими временами. Её застроили жилыми кварталами, опоясали новыми дорогами. Но купола христианских храмов свидетельствуют нам о святости этих мест. Мы вспоминаем слова ангелов, которые приводит евангелист Лука:

"Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас..., придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

Паломничества

23 Декабря 12 Протоиерей Геннадий Беловолов

Куда смотрел Спаситель во время вознесения на горе Елеонской...

Посещение Святой земли требует от паломника прежде всего большого смирения. Во многих святых местах делаешь для себя открытие, что они отнюдь не принадлежат православным, некоторые находятся в пользовании нескольких конфессий, некоторые принадлежат католикам, но самое большое недоумение переживаешь когда видишь, что святое место вообще не принадлежат христианам. В таких случаях трудно найти какое-то духовное логическое объяснение, которое как-то успокоило бы разум, и приходиться только смиряться перед этой тайной промысла Божия.

Пожалуй, самый яркий пример такого факта является часовня на месте вознесения Господня. Эта христианская святыня расположена неподалеку от Русского Елеонского монастыря, что удивительно, чуть ниже от вершины. Но принадлежит она мусульманам. При входе мы узнали, что за возможность ее посещения необходимо заплатить. Наш путевод сделал это централизовано, так что каждому не нужно было доставать кошелек, однако общее духовное впечатление это отнюдь не умножает. Внутри арабы, так сказать, хранители святого места, стали сразу предлагать нам «сувенирную продукцию», покупать которую почему совсем не хотелось.

Виною тому являются некоторые совпадения в вероучении с мусульманами. Мусульмане не верят в воскресение Христа и поэтому не претендуют на храм гроба Господня, но они считают, что Иисус был взят живым на небо и поэтому для них это место важное место поклонения.

Сейчас эта часовня представляет большой круглый замкнутый двор в центре которого стоит часовня Вознесения. Как здесь рассказывают, здесь был большой монастырский комплекс, воздвигнутый еще по указу царицы Елены и получил название Имвомон. Первый храм на месте Вознесения относят к средине VI века. Он был построен в виде восьмигранной ротонды, изображая собой круг апостолов, среди которых вознесся Господь. Центральная часть храма была сооружена по воспоминаниям древних паломников «без крыши и без сводов и стоит под открытым небом на чистом воздухе». Это было сделано для того, чтобы молящиеся во время службы на праздник Вознесения созерцали то же самое небо, куда вознесся Господь». Надо сказать, что в определенной мере этот эффект присутствует и сегодня: когда ты стоишь внутри двора перед часовней, из-за высокой стены здесь ничего не видишь - кроме неба. Отсутствие же здесь каких-либо украшений и изображений также делает единственной достопримечательностью само небо.

Нынешняя часовня воздвигнута во времена крестоносцев и имеет черты романской архитектуры. Она лишена каких-либо христианских символов. Впрочем, креститься здесь никто не запрещает. Чтобы не торопиться мы пропустили вперед себя группу туристов. Часовня внутри представляет полную ротонду без углов. В ней нет никаких изображений, никаких икон, не горят свечи. Внешне ничто не выдает величие произошедшего здесь события. Поэтому здесь нельзя стоят молча, только молитва возносит ум к великому событию, которое завершило земную миссию Христа.

Для всякого христианина это не просто святое место, но еще и местом зримого догмата нашей веры. Здесь видишь зримый камень нашей веры, ведь вознесение является одним из догматов православной веры, что запечатлено в шестом члене Символа веры: «И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца». Лучше молитвы для этого места как Символ веры не придумать.

Внутри часовни мы увидели великую святыню - камень с отпечатком стопы Иисуса Христа, оставленный им в момент вознесения. Это последний след Спасителя на земле. Это камень обрамлен мраморным прямоугольным бордюром. Русские паломники с любовью называют этот камень «стопочка Спасителя». Когда прикладываешься к этой стопочке, тогда забываешь о всех внешних искушениях. Хотя это место, где апостолы расстались с Господом, однако здесь переживаешь как раз обратное чувство - встречи со Спасителем, от которой охватывает необычная радость, наверное, сродная той радости, которой радовались сами апостолы на этом месте, видя возносящегося Господа. Ведь Господь именно на этом месте сказал Свое непреложное обетование: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». А ведь именно этот смысл выражает и наша чтимая Леушинская икона Богоматери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Пока все наши паломники прикладывались к «стопочке», мы все вместе пели тропарь Вознесению.

Здесь мы сделали для себя два очень важных открытия. Первое состояло в том, что в часовне сохранилась, оказывается, только одна стопа Господа. Другую мусульмане еще в древности вырезали из скалы и перенесли в мечеть Аль-Акса на территории Иерусалимского храма, где положили ее рядом со стопой Магомета. То есть получается, что Своей стопой Господь всегда присутствует в том храме, где Он не раз бывал в земной жизни. И для христиан разрушенный Иерусалимский остается сугубой святыней.

Второе открытие оказалось важным для всего нашего Отечества и народа. Дело в том, что стопа Спасителя на Елеоне обращена на север, и стало быть, мы можем утверждать, что в момент вознесения Господь смотрел в сторону Русской земли. А если вспомнить, что Спаситель, возносясь, как сказано в Евангелии, «благословлял», то так же можно сказать, что его благословения были направлены в нашу строну. Здесь на Елеоне невольно вместе со Спасителем также смотришь на нашу матушку-Россию и начинаешь видеть в новом «елеонском свете». Это открытие приоткрывает тайну промысла Божия в будущих судьбах мира: именно на севере возсияла величайшая христианская империя в истории человечества и имя ей - Россия. Может быть, в этом нужно искать объяснение того факта, что празднуемая сегодня Державная икона Божией Матери явилась именно в Вознесенском храме в Коломенском.

Вот так неожиданно на горе Вознесения и мы обратили наши помысли к далекой нашей Родине, которая здесь, как ни странно, духовно становиться еще ближе к твоему сердцу.

Пешком по Святой земле
(Советы христианам- паломникам, идущим по дорогам Иисуса Христа)

В 1993 году автор в течение месяца шел по территории современного Израиля. Целью моей являлось поклонение главным святыням, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Лучшее время для такого паломничества - предпасхальный период с 5 -10 марта по 8-10 апреля, когда уже не холодно и еще нет изнуряющей жары. Но в марте могут быть затяжные дожди, иногда по 2-3 дня. Надо учитывать, что в Галилее они выпадают чаще, чем в Самарии или Иудее. На западных склонах горных хребтов количество осадков больше, чем на восточных. Преобладают западные ветры. Ночи в горах еще холодные. На первых порах, кроме спального мешка, приходится использовать и теплую куртку. Горные породы этой страны представлены: в Иудее и Самарии - преимущественно белыми плотными известняками; в районе Иерихона и к северу от Мертвого моря - красноцветными тонкозернистыми песчаниками; на западном побережье Галилейского моря (Генисаретского озера) - черными базальтами.

Паломничество по Святой земле охватывает не всю территорию, по которой шел Христос. Выпадает, например, Перея, недоступная нам, т.к. она принадлежит Иордании. Остаются не посещенными северные районы Галилеи - Голанские высоты с горой Хермон, Кесария Филиппова и другие места, поскольку они труднодоступны, да и по времени путешествие растянулось бы не менее, чем на полтора месяца. Протяженность описываемого маршрута (только пешеходной его части) рассчитана на один месяц и составляет в целом 190 -200 км. Так что, нагрузка для среднего человека вполне допустимая.
Иерусалим и его окрестности
Третий и четвертый дни. Храмы на Елеонской (Масличной) горе.

Елеонская (Масличная) гора - самая высокая в пригороде Иерусалима (793 м). К ней надо выйти из Старого города через восточные ворота Св. Стефана (Львиные). Шоссе идет вниз и поворачивает направо к белой церкви Св. Стефана, первого христианского мученика. В 300 метрах от нее у подножья горы начинается Гефсиманский сад. Возле шоссе стоит небольшая часовня на четырех тонких колоннах. От нее ступени ведут вниз, к греческой православной церкви Гробницы Девы Марии, построенной в одиннадцатом веке. Через центральные врата попадаешь в притвор церкви, затем идет длинный спуск (50 каменных ступеней) ко Гробу Девы Марии. По пути справа и слева в стенах вырублены две ниши, освещенные лампадами, где стоят каменные саркофаги. В одном из них гробница Св. Иосифа, в другом - гробницы Св. Анны и Св. Иоахима (родителей Девы Марии). В нижнем зале за богато украшенным иконостасом с серебрянными лампадами находится Гробница Богородицы. В верхней плите имеются три отверстия, которые дают паломникам возможность коснуться гроба изнутри.

Следует отметить, что храмы и монастыри Елеона закрыты с 12 до 3. Таким образом, для посещения их остаются только утренние и вечерние часы, поэтому не во всех храмах удается побывать, даже в течение двух дней. Как один из вариантов, можно предложить целевое паломничество к двум святыням, связанным с именем Богородицы: с утра до 12- к храму Успенья Божией Матери (Дормишон) на горе Сион, и после 3-х - к церкви Гробницы Девы Марии в Гефсиманском саду. Так, паломник имеет возможность присутствовать на утренней литургии в первом храме и вечерней мессе - во втором. А между ними, в дневные часы можно отдохнуть и пообедать в старом городе, где в изобилии есть кафе на любой вкус (автор довольствовался чаем из термоса, бутербродом и двумя бананами). Переход от горы Сион до Елеонской горы занимает не более полутора часов.
Далее, поднявшись по западному склону Елеонской (Масличной) горы и свернув по шоссе направо, выходишь к величественной Базилике Всех наций (церкви мук Христовых).

Базилика сооружена в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци на фундаменте святилища четвертого века. На этом месте молился Иисус в смертельной тоске перед тем, как "испить чашу страданий". Внутри Базилики открывается огромный купольный свод, который расписан гербами двенадцати государств, принимавших участие в строительстве храма. За алтарем установлено большое Распятие. Мозаика над алтарем изображает "Гефсиманское моление", по бокам - сцены поцелуя Иуды - "Предание Спасителя" и "Взятие Христа под стражу". Перед главным престолом лежит большой плоский неровный камень, окруженный чугунным терновым венцом. Возле него произошло предательство Иуды и арест Иисуса.
За базиликой Всех наций, примерно на среднем уровне горы, издалека видны семь золотых куполов и крестов православной церкви Св. Марии Магдалины. Церковь находится на территории женского монастыря. У центральных ворот приходится долго звонить, через 20-30 минут выйдет привратница и, если у нее хорошее настроение, может впустить в церковь помолиться и поставить свечу. Иконостас и боковые стены украшены иконами замечательной красоты, работы Верещагина и Иванова. Огромная икона изображает Марию Магдалину перед императором Тиверием с жалобой на Пилата. Как известно, Пилат после этого был смещен. Церковь эта построена в конце прошлого века на средства русского императора Александра III в память о его матери Марии Александровны.

Большую часть западного склона Елеонской (Масличной) горы занимает Гефсиманский сад, в котором растут масличные деревья. Вокруг некоторых толстых корявых стволов установлены защитные изгороди. Этим деревьям более 2 тысяч лет. Они видели Иисуса. Одна только мысль об этом приводит тебя в трепет. На память, как реликвию, можно сорвать узенький толстенький листок. Теперь, увы, Гефсимания даже отдаленно не напоминает сад. Склон покрыт редкими оливами, между которыми на сухой земле лежат глыбы белого известняка. Подумалось: объявили бы власти среди христиан всего мира "месячник по расчистке Гефсиманского сада и посадке новых масличных деревьев" - сколько бы добровольцев приехало на это святое дело! И, особенно, из России, где еще в начале 80-х годов мы с радостью восстанавливали храмы в Москве, на Валааме, в Соловках. А судя по библейским описаниям, Гефсиманский сад занимал весь западный склон Масличной горы. Под его тенистыми деревьями любил отдыхать Иисус с Апостолами. После церкви Св. Марии Магдалины дорога круто поднимается вверх. Слева стоит небольшая, очень красивая францисканская церковь "Доминус Флевит" (Плач Господень), построенная в тридцатые годы тоже по проекту Барлуцци. Здесь Иисус оплакивал судьбу Иерусалима: "...и не оставят в тебе камня на камне...".
На вершине горы, на территории небольшого арабского селения, расположен русский православный женский монастырь Русской миссии с храмом "Вознесение на Елеоне" и знаменитой "Русской свечой" (Бел Тауэр), - белой колокольней, высотой 64 м., видимой почти со всех точек Старого города. К монастырю примыкает небольшая восьмиугольная часовня, принадлежащая мусульманам. В ней хранится плита с отпечатком ноги Иисуса в момент Его вознесения на небо. Рядом с монастырем Русской миссии располагается католический женский монастырь Кармелиток, на территории которого находится пещера, где была найдена плита с высеченными словами молитвы "Отче Наш" на арамейском языке. Как известно, Иисус обучил этой молитве Своих учеников. Над пещерой построена церковь "Патер Ностер", на стенах ее висят фарфоровые таблицы с молитвой "Отче Наш" на всех главных языках мира.
Затем дорога спускается по противоположному (восточному) склону Елеонской горы и приводит в арабскую деревню Азарех (Вифанию). Здесь, в библейские времена были жилища Симона Прокаженного, Марфы, Марии и их брата Лазаря. Иисус любил отдыхать в этом семействе, где произошел эпизод, упоминаемый евангелистами, когда Мария полила ноги Иисуса драгоценным нардовым мирром и отерла их своими волосами. У развалин домов расположен женский православный монастырь Св. Лазаря. Недалеко от него, слева от дороги находится гробница Лазаря, из которой Иисус воззвал его и воскресил.

September 8th, 2015 , 05:30 pm

Совсем недавно я побывал в музее Рокфеллера в Старом городе Иерусалима. Кроме замечательной экспозиции, доставившей мне невероятное удовольствие, я также полюбовался при выходе открывающимся с музея видами на Масличную гору. Смотрел, смотрел на Аугусту Викторию, колокольню русского монастыря Вознесения, золотые луковки церкви Св. Магдалины, на слезу Доминус Флевита, двенадцать куполов Церкви Всех Наций, и вдруг понял, что о многочисленных достопримечательностях этой части нашей столицы вообще не писал. И хотя о Масличной горе написаны наверное сотни книг, решил внести в общую лепту и свои пять копеек.




Начнем с комплекса Августа Виктория.

Рядом с Августой Викторией мы видим Йешиву Бейт Орот и израильский флаг - еврейское присутствие детектед. К слову, Масличная гора - это единственное место в Иерусалиме, и может быть во всем Израиле, где я почему-то всегда чувствую себя неуютно в смысле арабо-израильского конфликта. Даже в Иерихоне, где мне недавно довелось побывать - , я ощущал себя как-то комфортнее. Не знаю, чем это объяснить, может какой-то особой аурой. Однако приступим.

Второе - Монастырь Успения Богоматери или Дормицион, и третье - Августа Виктория. Деньги на строительство комплекса собирали около трех лет. После этого немецкий архитектор Роберт Лейбниц приступил к планированию. Как и все немцы, человек он был дотошный, и высчитал даже стоимость посадки петрушки и лука в садике. Он хотел, чтобы все было совершенно на высочайшем европейском уровне, и строил здания, вдохновшись немецкой церковной песней «Нерушимая крепость наш Бог» (Ein feste Burg ist unser Gott). Комплекс должен был состоять из следующих частей:

Приют для немецких-протестантов жителей Эрец-Исраэль
- Санаторий для больниц Малярией
- Место для провождения церемоний и других официальных встреч протестантской общины в Эрец-Исраэль и Сирии.
- Приют для паломников и туристов из Германии

В итоге здание было построено в классическом немецком королевском стиле с арками и сводом из иерусалимского камня. Августа Виктория является копией католических средневековых церквей, но можно найти здесь элементы как византийского искусства, так и орнамента эпохи крестоносцев. Западная часть церкви прикрыта Барбаканом, с целью охраны от природных катаклизмов, ветров и дождей, якобы распространенных на вершине Масличной горы (за 20 лет жизни в Иерусалиме я не шибко страдал от природных катаклизмов, если не считать снег прошлого года - , но жираф большой, ему видней).

Несмотря на дотошность Лейбница, прибывший из Берлина в качестве наблюдателя немецкий архитектор Отто Хоффман был в шоке от того, как проводятся работы. Он назвал средне-земноморские архитектурные стили «примитивными» и был в панике от хаотичности строительства и отсутвия дисциплины среди рабочих.
Хоффман, очевидно страдающий от тяжелого OCD (как и все немцы), хотел, чтобы строительство велось симметрично, и по вертикали и по горизонтали, а вместо этого увидел, что слева остов уже возведен до крыши, а справа еще ничего нет, люди сидят по турецки и руками обтесывают камни, вокруг бегают без присмотра верблюды и ослы, один единственный строитель складывает камень на камень - и все это под ритмичное завывание арабских рабочих)

Комплекс открылся в 1910 году. Он служил по назначению (приютом для паломников) до начала Первой мировой Войны, в ходе которой его превратили в военный госпиталь и общий немецко-турецкий штаб. После захвата Эрец-Исраэль британцами в 1917 году комплекс национализировали, и здесь базировался главный штаб британской армии. Именно здесь в 1921 году состоялась встреча Уинстона Черчилля, на тот момент министра по делам колоний, верховного губернатора Герберта Самуэля, Лоуренса Аравийского и первого короля Иордании Абдаллы I ибн Хусейна, на который решилась судьба так называемой Трансиордании. На встрече Абдалле предложили стать во главе государства, которое возникнет в Трансиордании, и так эти земли были отделены от «Национального дома», который евреи попросили после декларации Бальфура. На втором этаже больницы есть комната, посвященная Черчиллю.

В 1925-1927 году в Августе Виктории проживал верховный губернатор и фельдмаршал Герберт Плумер, однако потом Иерусалим постигло сильное землетрясение и здание «треснуло». Губернатор переехал в Бейт-Маханаим на улице ха-Невиим - , которое до того времени занимал президент ККЛ Менахем Усишкин. Все правительственные здания переехали в Сент-Паулус - , мое любимое секретное место напротив Шхемских ворот. В те же годы началось строительство дворца губернатора в районе, который потом назвали Армон ха-нацив (что в переводе так и означает, "дворец губернатора) и все постояльцы Августы Виктории переехали туда в 1933 году. В наши дни этот дворец занимает ООН. Я там кстати как-то был, но фотографий у себя в архиве откопать не могу. Поэтому покажу вам фреску Иисуса и его двенадцати учеников на крыше церкви Августы Виктории.

Дальше все было как всегда. В 1948 году Старый город отошел Иордании. В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, комплекс был подвергнут бомбардировке с воздуха (единственная воздушная атака в границах Иерусалима) из опасений, что оттуда иорданские войска нападут на территорию горы Скопус (Ар ха-Цофим). На второй день битвы за Иерусалим два батальона бригады 55 поднялись на Масличную гору и захватили ее. С 1939 года и до сегодняшнего дня комплекс принадлжеит организации LWF - Lutheran World Federation. Вход в больницу ограничен, но по остальной территории комплекса можно гулять свободно.

Церковь в Августе Виктории Посвящена вознесению Иисуса на небо (поэтому называется Церковь Вознесения, как и многие другие церкви в этом регионе - об этом еще будет), и поэтому направлена на юг, в отличие от большинства церквей мира, направленных на восток - фасадом на Капеллу вознесения, на месте которой и произошло сие знаменательное событие. Кроме церкви Вознесения с колокольней и приюта для паломников (который теперь и является больницей), тут есть также Немецкий протестантский археологический институт (в восточной части комплекса), и в нем огромная библиотека. Также здесь проходят разные концерты классической музыки, для тех, кто в теме.

Ну а мы теперь поднимемся на колокольню

И "обозреем" (не путать с оборзеем), так сказать, окрестности.

Бросим также взгляд сверху на внутренний двор. Он типично немецкий, как и внутреннее убранство церкви - украшения колонн, скульптуры и рельефы. Все украшения, включая мозаики и фрески были выполнены в Германии, и перевезены в Эрец-Исраэль на кораблях.

Квартал А-Тур на Елеонской горе, с возвышающейся колокольней Вознесенского монастыря

Эта церковь также называется Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь, и именно туда мы сейчас и отправимся.

Попытка попасть в эту церковь сопровождалось немалыми приключениями. Во-первых, несмотря на высокую колокольню (64 метра), найти сам вход оказалось крайне непросто, благо комплекс окружен очень плотной арабской застройкой. Вдобавок местные жители, увидев мою крайне выделяющуся семитскую внешность, не выказали большого дружелюбия. Правда после того как я стал поближе к друзьям, которые отличаются более славянским типажом, они успокоились, пробормотали что-то типа "руссо туристо" (без облико морале), и показали нам таки, где вход в монастырь.

На этом, естественно, приключения не закончились. Вход был закрыт, внутрь пускают, очевидно, только паломников, и то не всегда, как в случае с Фаранской Лаврой, самым древним русским монастырем в Израиле - . Я постучал, мне открыл один из монахов, и осведомился, ортодокс ли я. - Ортодокс, ортодокс, конечно ортодокс! - поспешил заверить я. В глазах монаха, промелькнуло сомнение, и я опять-таки поспешил толкнуть вперед себя своих друзей с более славянской внешностью. На этом монах сломался, и доступ был открыт!

Перед вами собор на территории Вознесенского монастыря. И собор и монастырь были построены между 1870 и 1887 годом под руководством архимандрита Антонина Капустина. Именно он замыслил, что собор будет построен в нео-византийском стиле и будет похож на знаменитый собор Св. Софии в Стамбуле - (Капустин даже называл его «маленькой Святой Софией»). Он же спроектировал b колокольню монастыря. Самый большой колокол весит около 8 тонн, и русские паломники везли его из Яффо. Примечательно, что это был первый колокол, который прозвенел в Иерусалиме спустя многие столетия тишины - мусульманские власти Иерусалиме запрещали христианам звонить в колокола.

В соборе на полу можно увидеть любопытные пятна, которые по традиции считают следами крови убитых здесь монашек в ходе нашествия персов в 614 году. Монах из моей любимой Мар-Сабы - засвидетельствовал, что во время Персидского захвата на Масличной горе было убито 1207 монахов. Также в углу собора можно увидеть обломки двух колонн византийского монастыря, который построила Флавия Юлия Елена Августа - мать императора Константина.

Вообще-то про Елену я хотел рассказать чуть позднее, но раз уж речь зашла - считается что мать императора Константина построила как минимум три храма - Храм Гроба Господня, базилику Рождества Христова в Бейт-Лехеме и капеллу Вознесения, в наши дни находящуюся в руках мусульман. В книге «Житие св. Елены», написанной в VII веке, ей также причисляют строительство еще многих других церквей, как например церковь над гробницей Лазаря в Вифании - , храма двенадцати Апостолов возле Кинерета - , храма на горе Тавор - (древнего, разумеется, нынешний построил Барлуцци, о котором еще тоже будет рассказано), церковь святого семейства в Иерусалиме (в наши дни церковь Успения с гробницей Богородицы) в которую мы еще зайдем, и "Элеону", на останках которой в наши дни стоит церковь Патер Ностер. Ее видно с территории Вознесенского монастыря, и в нее мы еще тоже зайдем.

В монастыре вознесения есть две главные достопримечательности. Во-первых Часовня Вознесения, из которой в монастырь перенесли камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения. Во-вторых - в часовне находится место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. Часовня стояла здесь уже в IV веке, и её мозаичный пол был обнаружен Капустиным во время археологических раскопок. Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место где глава была найдена. Сейчас на этом месте стоит новая часовня. Меня, если честно, больше интересовала армянская мозаика, о которой я уже упоминал здесь - , в ходе прогулки по секретным местам Армянского квартала в Старом Городе, но к ней меня не допустили, и пришлось рассматривать ее сквозь стекло и коврики, которыми она была закрыта.

Кстати - на второй фотке, которую я поставил в пост про армянский квартал очень хорошо видно укругление, где якобы обнаружили голову Иоанна. Однако вернемся к мозаике - армянский монах Анастасиус Армениус рассказывал о двух армянских монастырях на Масличной горе, один из которых - Монастырь евангелиста Иоанна, находился на том месте, где теперь построен русский монастырь. Эту теорию подтверждают две найденные мозаики, одна из которых находится в капелле (часовне) за собором Вознесения. На ней изображены рыбы и птицы, различные геометрические орнаменты, а памятная надпись об Иакове, армянском епископе Метцпинском. В углу мозаики, как сказано выше, можно увидеть железную клетку, ограждающую место, где, согласно традиции, нашли голову Иоанна Крестителя. Я нашел фотографию, котороя не ограждена правами на использование, поэтому пока сам не добрался (а доберусь я обязательно, поверьте мне) предоставлю вам ее на обзор.

В другой части здания есть мозаика, надпись на которой датируется V или VI веком, а сама мозаика выполнена веком ранее. К этой мозаике вроде вообще не пускают. Еще в этом здании, которое также называют «Дом начальника Русской духовной миссии или Архимандричий дом» ранее помещался музей древностей, собранных архимандритом Капустиным. Вдобавок на территории монастыря есть здание, в котором расположен Игуменский корпус, и в его зале была найдена большая мозаика с греческой памятной надписью VI века.

Гуляя по территории монастыря мы наткнулись на вот такого прекрасного монаха, который поедал что-то прямо с куста. Я, увы, человек сугубо городской, несмотря на посещение всяких дач и деревень в первые годы своей белорусской жизни, поэтому последовать его примеру не решился.

Еще, гуляя по территории Вознесенкого монастыря, я увидел вдалеке прекрасное.

Поскольку о существовании этого комплекса я и не подозревал, то долго не мог понять, что же это за чудо такое. В последствии выяснилось что это - Бейт-Паги, или Вифагия. С тех пор комплекс уже годами входит в мой список главных мест для посещения в Израиле - , но поскольку он находится вроде как уже на палестинской территории, я все откладываю поход туда. Однако рано или поздно и туда доберусь.

Церковь Патер Ностер или Отче Наш в христианской традиции связывается с местом, где Иисус даровал апостолам молитву Отче наш. На террории монастыря находятся останки двух более древних церквей: византийской базилики Вознесения «Элеона» IV века и кармелитского монастыря XIX века под названием Церковь святого Сердца, строительство которой, так и не было закончено.

«Элеона» была одна из первых церквей, построенных в Иерусалиме. Возвела ее в 334 году уже упомянутая Елена, мать императора Константина. Церковь, как и большинство других зданий в Иерусалиме была разрушена персами в 614 году. Дальше тут была скромная церковь, которую построили крестоносцы в 1152 году на деньги двух братьев из Дании - адмирала Эскиля Свеннсона и епископа Свена Свенссона. Один из них умер к ходе окунания в реку Иордан - (линк на Каср эль-яхуд). Эту церковь разруших Салах ад-Дин в 1187 году.

Нынешнюю церковь построила принцесса де Латур д’Овернь между 1857 и 1872 годом. С тех пор этот участок, где расположен монастырь принадлежит Франции. В 1910 году в результате археологических раскопок были обнаружены остатки той самой византийской церкви IV века над пещерой. Было решено восстановить базилику, раскопали подземную крипту, однако в 1927 году проект был закрыт, благо деньги кончились. С тех пор дело не продвинулось.

Полюбуемся немного традиционными видами со смотровой площадки на Масличной горе. Самое главное, разумеется - Купол Скалы на Храмовой горе. Колокольня за Золотым куполом - церковь Терра Санта, в которой мне посчастливилось побывать во время Дней открытых дверей в Иерусалиме в прошлом году - . Слева - уже упомянутая церковь в Муристане. Ну а еще левей - Аль-Акса.

Смещаем наш взгляд влево, поскольку у каждого мужчины есть право на лево.

Извиняюсь за качество - в те дни о кэноне я еще даже и не мечтал. В левом краю мы видим греческий монастырь Св. Стефана.

Про него я увы не нашел никакой информации, поэтому рассказывать не буду (считайте, что вам повезло). Но буду рад, если кто-то захочет меня да просвятить, а пока мы смещаем взгляд по кадру направо, и посмотрим на еще две церкви - Доминус Флевит и Церковь Святой Марии Магдалины

Начнем с церкви Св. Марии Магдалины по двум причинам. Во-первых это еще одна русская церковь (на самом деле это не причина, но пусть будет), а во-вторых и куда более важных - мне нравится, как золотые луковки этой церкви гармонируют с моим любимым музеем Рокфеллера на заднем плане.


Извините, увлекся. Возвращаясь к Церкви Св. Марии Магдалины - она в первую очередь примечательна тем, что построена на единственном участке земли на Масличной горе, на котором ничего не произошло). Отсюда Иисус не подымался в небо, не передавал косяк своему любимому ученику, никого не изгонял и ничего ни во что не превращал. В саду церкви обнаружили лестничный проем, по которому он таки да ходил, когда вышел из дома Лазаря и пошел в Иерусалим. Однако сама церковь не находится там, и не связано ни с одним событием из жизни Иисуса, его матери, его учеников или формированием христианства. Даже имя цервки - св. Магдалина, по имени его самой преданной последовательницы (я немного рассказывал про это, когда писал про Магдалу - ) с самой Марией никак не связано, и церковь очевидно названа в честь Марии Александровой, матери царя Александра III, в чью память и был построен храм.

Инициатором идеи стал все тот же архимандрит Капустин, а к строительству приложил руку сам Конрад Шик - . Тем не менее проект составил русский архитектор Д. Гримм (основатель «русского стиля» в архитектуре), поэтому церковь выглядит типично русской с золотыми луковками, как и церкви Кремля, например.

Снаружи, как мы видим церковь выглядит очень помпезно, но внутреннее убранство церкви скромное - простые рисунки на стенах и минамальное количество мебели и орнамента. Тем не менее иконы в церкви расписали великие русские художники XIX века - Иванов и Верещагин. Напротив входа в церковь в гефсиманском саду стоит древняя колонна неизвестного назначения. Согласно христианской традиции эта колонна получила название «Колонна предательства» или «Колонна поцелуя», и отмечает то место, где Иуда поцеловал Иисуса, прежде чем сдать его римским солдатам. Увы, внутри церкви Св. Марии Магдалины я пока тоже не был, благо "работает" она в какие-то крайне странные, что для туриста, что для простого рабочего человека часы. Придется и этот пробел как-нибудь восполнить. А пока приходится фотографировать церковь снаружи и истекать слюнями через забор)

Переходим к следующей церкви, Доминус Флевит.

При раскопках, проведенных здесь в 1953-55 годах была обнаружена большая гробница и останки византийского монастыря V века - рядом с церквушкой, посвященной Св. Анне. Что случилось с церковью неизвестно, но в отличие от всех остальных случаев, крестоносцы не построли на этом месте свою церковь. В 1518 году здесь оттоманцы возвели здесь мечеть в честь захвата Эрец-Исраэль, которую так и назвали - «Аль-Мансурия» (Победительница). Только потом обнаружилось, что когда-то здесь плакал Господин, и Францисканский орден смог выкупить землю. В 1891 году монахи построили тут капеллу. В 1940 году они выкупили еще кусок земли у Бенедиктинского ордена, испытывавшего в те годы финансовые трудности, и по окончанию археологических работ в 1955 году построили вот эту церковь «Слезу Флевита» - на месте старинного византийского монастыря.

Архитектором Доминус Флевит стал ни кто иной, как великий Антонио Барлуцци, который и придал церкви форму слезы, в память о плаче Иисуса, когда он предрек разрушение Иерусалима. Барлуцци я упоминал похоже практически в каждом посте про Иерусалим, ибо он построил все и всюду. Есть его сооружения и в Рехавии - , и в Тальбие - , не говоря уж про разные укромные уголки Старого города. Алтарь и останки византийской церкви были вплетены в современное сооружение, но в то время как древняя церковь направлена на восток, как большинство церквей мира, современная церковь направлена на запад, в соответствии с течением моды, поскольку когда Иисус стоял на Масличной горе и оплакивал Иерусалим, его лицо было направлено на запад.

При раскопках также был обнаружен комплекс гробниц, в котором был, в том числе гроб периуда поздней бронзовой эпохи, и некрополь из 60 гробниц времен Второго храма и начала византийской эпохи. Тут обнаружили 122 оссуария и 7 саркофагов, на котором были начертаны надписи на иврите, арамейском и греческом рядом с еврейскими именами и символом Хризмы (креста Константина). Возможно речь идет о пещерной гробнице иудео-христиан (я назвал их "Иудеяне"), то есть евреев, веровавших в Иисуса Христа (явление достаточно распространенное в I веке, когда различия между иудейской и христианской религией еще не были столь значимы).

Вид снизу на Доминус Флевит, церковь Св. Марии Магадлины, и Церковь всех наций или Базилику Агонии Господней, в которую мы сейчас и отправимся.

Церковь всех наций находится в Гефсиманском саду. Здесь совершил господь не-наш Иисус последнюю молитву (Моление о чаше) в ночь перед арестом. Она была построена в 1924 году на деньги верующих из 12 стран, в честь которых церковь имеет 12 куполов.

Архитектор - все тот же Антонио Барлуцци.

Раньше, как и везде, тут была маленькая византийская базилика, разрушенная персами в 614 году. Византийская церковь была построена при императоре Феодосии I (чей монастырь в Иудейской пустыне неподалеку от Мар Сабы я уже годами мечтаю увидеть - смотрите пост о самых желаемых точках Израиля), в виде базилики с тремя нефами, во главе каждого из которых находилась апсида. Центральная апсида была больше, чем две примыкающие к ней по краям - самый ранний церковный признак, известный в Израиле.

В XII веке крестоносцы построли здесь большую церковь, но она скорей всего была разрушена тем же Салах ад-Дином.

В ходе строительства нынешней церкви в 1920 году, при раскопках была обнаружена античная колонна и фрагмент мозаики из византийской базилики. Работы были прекращены, и возобновлены лишь два года спустя, в 1922 году. Еще через два года церковь была достроена.

Снаружи к церкви примыкает камень, на котором находится вырезанное из камня изображение молящегося Христа

Все паломники вошли внутрь церкви на молитву, и я воспользовался случаем, чтобы сделать кадр без людей. Контраст поразительный (посмотрите фото несколькими кадрами выше).

Ну а мы отправимся в последнюю точку назначения - Гробницу богородицы

Я на тот момент настолько устал от обилия впечатлений (семь церквей за три-четыре часа могут утомить даже самого рьяного туриста), что меня заинтересовали только "лампы" в гробнице)

Находится гробница в подземной пещере в Гефсиманском саду возле Церкви всех наций. Согласно христианской традиции, здесь похоронена дева Мария, мать Иисуса. В начале V века здесь была построена византийская церковь.

В конце VI века император Флавий Маврикий Тиберий Август построил на месте скромной церкви большую базилику, а прошлая церковь превратилась в крипту. В 614 году она была разрушена персами и одна из первых восстановлена Модестусом. В IX веке здесь также построили монастырь.

В средние века Го́тфрид IV Бульо́нский (Годфруа́ де Бульо́н) построил здесь церковь для бенедиктинских монахов. Позднее в 1130 году крестоносцы обнесли эту церковь и монастырь Св. Марии IX века стеной с башнями, однако все это не спасло ее от разрушения вездесущим Салах ад-Дином. И церковь и монастырь были стерты с лица земли, уцелела только подземная капелла и 47 ступенек, ведущих к могиле богородицы. Подземный зал выполнен в форме креста. Кроме греко-ортодоксов и армян, здесь имеют право совершать обряда и копты, и Сиро-яковитская (Сирийская) православная церковь.

В XIV веке право на церковь получили францисканцы, а в 1757 году ее передали греческо-ортодоксальной церкви, которая владеет правами на нее до наших дней (совместно с армянской церковью).

Меня всегда поражало обилие символов в Старом городе Иерусалима. Тут вам и русская православная "икона", и греческая церковь, и мечеть, и стена еврейского города... И все, как всегда, на пятачке метр-на-метр.

На этом пожалуй все. Если суммировать - надо вернуться в Вознесенский монастырь и добраться до мозаик, посетить капеллу Вознесения, попасть в Бейт-Паги и церковь Марии Магдалины, и сделать несколько общих кадров для более полного охвата церквей на Масличной горе. А пока выйдем из Гробницы богородицы, и пойдем наверх, к монастырю Св. Стефана.

Я таки зашел внутрь, после чего поднялся дальше наверх, вошел обратно в Старый город через Львиные Ворота (ворота Св. Стефана) и пошел в церковь Св. Анны в Мусульманском квартале. Но это уже совсем другая история, которая будет рассказана отдельно)

Всем спасибо и надеюсь вы не утомились. Я лично утомился)

: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами… И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» .

Аркульф, видевший Имвомон примерно в 670 году, писал, что это «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей» . Схожее описание Имвомона находится у Беды Достопочтенного и Петра Диакона .

совершенно круглый, диам. 28 м из двойного портика на 3-х рядах колонн. Купола не было: молящиеся созерцали из храма то самое небо, куда вознёсся Спаситель… Так как она принадлежит теперь последним завоевателям мусульманам, она лишена внутри всяких украшений и изображений; камень со следом Стопы Христовой окружен мраморной рамкой. Здание увенчано арабами характерным магометанским куполом, но без полумесяца.

Археологи также нашли посвятительную надпись с упоминанием имени Иерусалимского патриарха св. Модеста, который решил восстановить Имвомон, разрушенный персами в 614 году. Однако отстроил его Модест в более скромном виде и не точно на прежнем месте . Современные авторы высказывают предположение, что это связано не с какой-то ошибкой Модеста, а с его желанием строго следовать первоначальному плану постройки .

Касательно первоначального положения священного камня имеются разные мнения. Аркульф писал, что он был огорожен

большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха

Аркульфа рассказ о св. местах. - С. 77.

Его описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат ас-Сахра («Купол скалы»). Поскольку этот монумент (не мечеть) был построен позже, чем Имвомон (в 685-691 гг.), выдвигается предположение, что за образец был взят камень Вознесения, виденный Аркульфом . Первым русским паломником, оставившим описание паломничества в Палестину, был игумен Даниил. Посетив храм Вознесения в 1106 году, он указал расстояние от Гефсимании до вершины Елеонской горы в 3 полёта стрелы, а до Елеоны - в 1 полёт. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саженей (примерно 200 м) . По его описаниям,

Место Вознесения Господня находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознёсся Христос. И всё то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане .

- «Хождение» игумена Даниила в Св. Землю… - С. 46-47

В настоящее время сохранились базы колонн Имвомона, по которым археологи дают два варианта реконструкции типа этого здания - октагон (восьмиугольник) или ротонда .

Часовня Вознесения

Находящаяся на этом месте современная часовня Вознесения сооружена в эпоху крестоносцев. Это небольшое здание, перекрытое полусферическим куполом, восьмиугольное снаружи, и скругляемое до ротонды внутри. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, которую занимал Имвомон; базы его колонн сохранились близ внутренней стороны ограды часовни.

Отмечается, что позднейшая мусульманская постройка - Купол Вознесения на Храмовой горе , возведённый из материалов разобранных христианских сооружений на месте вознесения пророка Мухаммеда на небеса верхом на бураке , архитектурно заимствует формы христианской часовни Вознесения .

После землетрясения 1834 года часовню совместно отремонтировали православная греческая, католическая и армянская общины Святых мест. С согласия правительства Египта армянская община одновременно начала рядом строительство монастыря для Армянской апостольской церкви . Это было использовано для разжигания конфликта между Россией и армянами. 13 сентября 1836 года русский посланник в Константинополе А. П. Бутенёв получил жалобу Иерусалимского Синода:

Стопа Спасителя

Согласно преданию с этого камня вознесся на Небо Иисус Христос.

Напротив западного входа, в полу часовни находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу. Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы . Леонид (Кавелин) напоминает, что «Даниил видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса , где этот след и сохраняется поныне» .

Стопа Спасителя , или «стопочка » - как называли этот камень русские паломники - вызывала у них трепет. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», - убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках . Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её» .

Пользуясь этим интересом, в XIX веке арабы торговали в Иерусалиме кусочками полотна в размер стопы. Дмитриевский пишет, что «в 1890 г. одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал хромолитографию „стопочки“, как любовно называли её русские богомольцы, заменив полотно бумагой», и потом этими изображениями благословляли русских паломников монахини Елеонского Вознесенского русского монастыря , расположенного неподалёку от места Вознесения .

См. также

Примечания

  1. Visiting the Temple Mount . Jerome Murphy-O’Connor. The Holy Land. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1992. Архивировано из первоисточника 6 мая 2012. Проверено 14 августа 2010.
  2. Лисовой Н.Н. Елеонская гора // Православная энциклопедия . - М ., 2008. - Т. 18. - С. 310-317. - ISBN 978-5-89572-032-5 .
  3. Egeria Diary of a Pilgrimage. - Paulist Press, 1970. - ISBN 0-8091-0029-0
  4. Egeria (pilgrim) Diary of a Pilgrimage. Chapter XLIII, Part 5. . Архивировано из первоисточника 6 мая 2012. Проверено 8 августа 2010.
  5. Паломничество по святым местам конца IV века / Изд., пер., предисл. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 156
  6. Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамианом ок. 670 г. / Пер.: И. В. Помяловский // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77
  7. Епископ Мефодий (Кульман) Святая Земля. Елеонская гора. Место вознесения. - Париж, 1961 . Журнал «Русский инок», Джорданвилль, США.. Архивировано из первоисточника 6 мая 2012. Проверено 16 августа 2010.
  8. Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28, 209
  9. Ovadiah A. Corpus of the Bizantine Churches in the Holy Land. - Bonn: 1970. - P. 85-87
  10. «Хождение» игумена Даниила в Св. Землю в начале XII века/ Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. - СПб.: 2007, С. 44-45)
  11. Visiting the Temple Mount
  12. РГБ. Ф. 188. К. 4. Ед. хр. 28. Л. 1-2 об.
  13. Дамаскин (Смирнопул), иеродиакон . Воспоминание о святых местах / С пред. Блаженнейшего Патриарха Дамиана. Иерусалим, 1908. - С. 105-106.
  14. Фотография камня со следом стопы («Стопочка»)
  15. Леонид (Кавелин), архим . Старый Иерусалим и его окрестности: Из записок инока-паломника. М.: 2008. - С. 202.
Загрузка...
Top