Познание дидактические игры своими руками. Описание игры «Дидактическая коробочка. Варианты игры –

Развитие детей во многом происходит через игру. Малыши 2-3 лет, которые только вступают в ряды дошкольников, начинают много времени проводить в коллективе сверстников, получает новые знания. Особенно ценными в ДОУ являются сделанные дидактические игры своими руками. Это тепло и забота мастера, который вкладывает душу в каждого ребенка, а также возможность дать малышам сенсорное развитие, первые навыки в математике и логике. Приведем вашему вниманию мастер-класс по созданию яркой дидактической игры с математическим уклоном для младшей группы ДОУ, в которую с удовольствием поиграют и более взрослые дошкольники. Процесс сопровожден картинками, поэтому вам будет легче творить.

Дидактические игры своими руками — математика бывает интересной

Чтобы сделать дидактическую игру своими руками, необходимо для начала подготовить и, что очень важно, рассчитать материал. Назовем ее «Собирай урожай» — ребята смогут три вида фруктов разложить на три разных дерева, а потом собрать их в тарелки, оставив листья. Когда малыши подрастут, они смогут играть в эту дидактическую игру уже с другим интересом: считать, каких фруктов они собрали больше или меньше, раскладывать поровну всем детям.

Для дошкольников в детском саду важно не просто играть, но и усваивать новые знания. В дидактической игре «Соберем урожай» дошкольники приходят к мысли, какие именно фрукты растут на деревьях, что это именно фрукты. Они могут рассказывать, какие на вкус плоды в каждом отдельном случае, делиться своим мнением о них, а это уже развитие речи. Приступим!

Пригодиться может все, что у вас есть. В общей сложности требуется сделать три дерева, несколько фруктов трех видов (у нас это будут сливы, груши и яблоки), три тарелки для них, а также по желанию листья. Чтобы сенсорика у ребят развивалась как можно лучше, стоит сделать детали из разных материалов. Это может быть:

  • Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.
  • Резина (или прорезиненная цветная бумага).
  • Картон (тонкий и толстый).
  • Самоклеющаяся бумага.
  • Коробка или шкатулка, в которую можно положить детали дидактической игры.
  • Конечно, для процесса творения своими руками потребуются ножницы, игла, цветные нитки (лучше мулине), линейка. Мы еще использовали гуашь зеленого цвета для закрашивания задней стороны деревьев.

Дидактические игры своими руками - мастер-класс

Первым делом требуется сделать деревья. Но для того, чтобы они поместились в будущую коробку, стоит измерить ее ширину и длину — величины должны или соответствовать, или быть больше макета дерева. В нашем случае это примерно формат А4 (мы использовали коробку от сухого завтрака). Рисуем будущее дерево на бумаге и вырезаем его.

Рисовать можно сразу на картоне, если вы не боитесь прогадать с размером. Вырезаем деревья из толстого картона и обклеиваем самоклеющейся бумагой. Можно приклеить детали из фетра, если зеленого цвета достаточно в запасах.

Следующий шаг в создании дидактического материала своими руками для наших любимых малышей — фрукты. Для них мы тоже готовим выкройки из обычной белой бумаги.

Для каждого фрукта сделана одна выкройка — ее мы прикладываем к тонкому картону и обрисовываем. Картонных заготовок для дидактической игры нужно сделать столько, сколько будет фруктов. У нас это 7 слив, 6 яблок и 5 груш. Внимание! Вырезать макеты из тонкого картона нужно с отступом внутрь на 3-4 мм, чтобы потом было удобнее их вкладывать между двумя слоями фетра.

По выкройкам из простой бумаги нужно сделать заготовки из фетра для фруктов. Для этого подбираются оптимальные цвета и вырезается вдвое больше плодов, чем у нас уже есть картонных заготовок.

Важно правильно подобрать цвет нитей для деталей. Если у вас нет мулине подходящих цветов, то можно все фрукты обшить одним цветом — например, белым.

Теперь сшиваем половинки, вложив центр по одной картонной заготовке. Фрукты для дидактической игры готовы!

Чтобы ребята ДОУ смогли собирать с деревьев урожай, нужно сделать тарелки или корзинки. Аналогично вырезаем выкройки для 3 тарелок.

Сшивать детали тарелок лучше черным или другим контрастным цветом, чтобы имитировать углубление в них.

Чтобы сделать разными детали дидактической игры, можно смастерить для деревьев листики. Их можно сделать своими руками из того же фетра, а можно вырезать из картона или прорезиненной бумаги, как в нашей игре. Украсить игру можно и яркими цветками, сделав импровизированную лужайку вокруг деревьев. Большой плюс — дополнительные аксессуары вроде птичек, зайчиков или других зверюшек, которые будут собирать с детками созревший урожай. Наша дидактическая игра своими руками готова!

Осталось преобразить коробку для дидактической игры. Для этого обклеим имеющуюся коробку самоклеющейся бумагой, лучше белой. Распечатаем на принтере название игры и приклеем широким скотчем к уже обклеенной коробке.

Каждый миг, проведенный ребенком за самодельной дидактической игрой, содержащей элементы математики и логики, приближает его к большему пониманию окружающего мира. Он рук, узнает что-то новое, учится общаться со сверстниками и педагогом. Дидактическая игра — важный элемент занятий воспитателя в младшей, старшей и . Создавайте для малышей здоровую правильную атмосферу, даже в играх.

Я работаю в группе с детьми, имеющими нарушения слуха. Эти малыши в силу основного заболевания с большим трудом идут на контакт со взрослыми, не имеют опыта практического общения со сверстниками. Большинство слабослышащих детей имеет нарушения со стороны формирования мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения их рук часто неловки и несогласованны, ведущая рука не выделяется, нарушена способность одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень и т.п.

Большие трудности возникают у глухих детей при различении многих цветовых оттенков, т.к. они обычно не владеют соответствующими речевыми обозначениями. Основная наша задача, как педагогов коррекционных групп, состоит в том, чтобы сформировать у детей с нарушениями слуха поисковые способы ориентировки при выполнении задания, предложенного взрослым. Для ее решения мы используем игры и упражнения, в которых дошкольники действуют путем проб и экспериментирования. Эти игры развивают у малышей внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Большинство игр мы делаем своими руками. Во взаимодействии с детьми мы используем дидактические игры как во время фронтальной, подгрупповой, так и во время индивидуальной работы с воспитанниками. К концу дошкольного возраста большая часть детей с нарушениями слуха, находящихся с 2-3 лет в специальных коррекционных детских учреждениях, достигают уровня развития зрительного восприятия, близкого к норме.

Предлагаю вниманию коллег игры-самоделки , направленные на формирование у детей 3 – 6 лет представлений о цвете, форме, величине предметов, на развитие у них способов восприятия целостного образа предмета, совершенствование мелкой моторики, тренировку внимания, памяти и мышления.

Примеры игр:

Игра «Комната куклы Тани»

Игра «Найди пару»

Игра « Домики для мячей»

Игра «Собери пирамиду»

Игра «Овощи – фрукты»

Игра «Большие и маленькие»

Игра «Разложи по цвету»

Игра «Петелька»

Игра «Собери картинку»

Игра «Шнуровка»

Игра «Сладкие ягоды»

Игра «Собери бусы»

Игра «Разрезные картинки»

Игра «Разноцветные горошины»

Игра «Разноцветные палочки»

Игра «Комната куклы Тани»

Цель. Учить детей выполнять простые игровые действия с куклой, познакомить с названиями мебели. Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследовании формы предмета. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и пособиям.

Оборудование. Дом куклы с мебелью, таблички.

Словарь. Дом, кукла сидит, стоит, лежит, спит, стол, стул, диван, кровать, шкаф, окно, зеркало, лампа.

Ход игры.

Воспитатель вносит дом куклы и вместе с детьми рассматривает обстановку комнаты. Взрослый показывает мебель и таблички к ней, демонстрируя названия предметов обстановки. Далее педагог обращает внимание детей на хозяйку комнаты – куклу Таню, показывает, как та встречает гостей. Воспитатель воспроизводит простые игровые действия с куклами. После этого детям предлагает поиграть самостоятельно.

Затем взрослый собирает таблички и предлагает двум детям найти табличкам место. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.

Примечания. Возьмите большую коробку из-под обуви и оклейте ее обоями, это будет основа дома для куклы. Из бросового материала изготовьте мебель и предметы домашнего обихода. Посуду и вазы можно сделать из фольги.

Игра «Найди пару»

Цель. Учить подбирать предметы разных пропорций по образцу,закреплять знания основных цветов спектра, развивать внимание, память.

Оборудование. Изображения шарфов и варежек, выполненные из картона разного цвета.

Словарь. Шарф, варежки,

Ход игры.

Воспитатель вносит в группу кукол в разноцветных шапочках и предлагает детям подобрать им одинаковые по цвету варежки и шарфы. Плоскостные изображения шарфов и варежек раскладываются на столе врассыпную. Кукол сажают на стулья вокруг стола. Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно, одев свою куклу. В игре могут принять участие несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет комплект для своей куклы.

Игра « Домики для мячей»

Цель. Учить детей сравнивать круги по величине, находить одинаковые предметы (такой — не такой), упражнять в сопоставлении предметов по цвету, побуждать ориентироваться на два признака одновременно (цвет и величину), отвлекаясь от третьего (формы).

Оборудование. Картонная рамка-вкладыш с прорезями для больших и маленьких кругов четырех цветов, картонные круги, соответствующие прорезям по форме и цвету.

Словарь. Мяч, большой, маленький, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель кладет перед игроками рамки с прорезями и вставленными туда кругами. Это коробки с мячами. Мячи большие и маленькие, разного цвета. Каждый мяч находится в своем домике. Взрослый рассматривает объекты, сравнивает их, объясняет. Затем воспитатель «неловко» поворачивает коробку, круги падают и рассыпаются. Детям предлагается собрать мячи в свои домики. Выигрывает тот игрок, который соберет свою рамку первым.

Игра продолжается несколько раз со сменой участников.

Примечания. Оборудование изготовлено по принципу предыдущей игры.

Игра «Собери пирамиду»

Цель. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки, соотносить размер прорези и вкладки.

Оборудование. Доска с прорезями для вкладывания овалов разной величины; картонные овалы, по величине соответствующие прорезям.

Словарь. Большой, маленький, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель с двумя детьми рассматривает образец пирамидки с прорезями, берет по одному вкладышу (овалу), находит для вкладыша нужную по размеру прорезь и вставляет овал в ячейку. Далее детям предлагается выполнить задание самостоятельно. В случае затруднения воспитатель снова показывает образец действия. Игра продолжается до полного сбора пирамидки. Затем детям предлагается выполнить задание самостоятельно от начала до конца.

Выигрывает тот игрок, который соберет пирамиду первым.

Примечания. Вырежьте из картона овалы. Получится трафарет пирамидки, который следует наклеить на твердое основание. Вырезанные овалы покрасьте в основные цвета и покройте лаком на водной основе для прочности.

Игра «Овощи – фрукты»

Цель. Учить детей раскладывать игрушечные овощи и фрукты на тарелки с учетом цвета, формы, названия; соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в выделении количества предметов по табличке. Сформировать представления о понятиях «Овощи», «Фрукты».

Оборудование. Две пластиковые тарелки, цифры от 1 до 5, игрушечные овощи.

Словарь. Яблоко, груша, помидор, морковь, апельсин, овощи, фрукты, красный, зеленый, желтый .

Ход игры.

1 вариант.

Воспитатель показывает настоящие овощи и фрукты, затем сравнивает их с мягкими поделками — игрушками, уточняет названия (показ табличек). Педагог выкладывает перед ребенком, сидящим напротив, все овощи и фрукты и дает задание: например, положить на тарелку все круглые, или все красные овощи, или все яблоки и т.д. Остальные дети наблюдают за его действиями. Затем каждый участник получает тарелочку и задание положить на тарелку все круглые овощи и фрукты (и т.д.). Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

2 вариант.

Взрослый демонстрирует ребенку цифру 1 и просит положить на тарелку столько же морковок (огурцов и т.д.). Если ребенок затрудняется, то воспитатель помогает ему, раскладывая его рукой, считает вместе с ребенком, используя таблички. Если ребенок хорошо справился с заданием, то его можно усложнить, например: «Положи 2 огурца и 3 апельсина».

Затем каждый участник игры получает задание положить на тарелку столько овощей, сколько цифрой указывает взрослый. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Примечания. Овощи и фрукты можно сшить из цветной клеенки, используя старые надувные круги и игрушки. Эти предметы надо туго набить ватой или синтепоном, стараясь придать им похожую форму.

Игра «Большие и маленькие»

Цель. Учить детей различать предметы по величине; формировать представления об относительной величине предметов. Научить располагать в порядке убывания величины три-четыре предмета. Учить расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Оборудование. Карточки с изображением большого предмета, предметы маленького размера (целые), части большого предмета.

Словарь. Большой, поменьше, маленький, наименования предметов и игрушек.

Ход игры.

1) Педагог раскладывает большие карточки, дает ребенку по одному предмету маленького размера. Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине. После этого закрепляется результат в слове, дается графическая табличка – «большой», «маленький».

2) Педагог дает ребенку одну карточку с изображение предмета и предмет такой же величины, разрезанный на части. Взрослый предлагает собрать из частей целый предмет путем накладывания частей на картинку – образец.

После первоначального знакомства с оборудованием можно провести игру-соревнование между 2 – 3 детьми «Кто быстрее соберет картинку» или «Кто первым разложит картинки от самой большой до самой маленькой».

Примечания. В качестве изображений можно использовать картинки из сети Интернет или старые открытки. Для прочности все маленькие детали желательно закатать в пленку или покрыть лаком.

Игра «Разложи по цвету»

Цель. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Коробка с разноцветными выемками, предметы-вкладыши соответствующего цвета, мешочки по количеству участников.

Словарь. Названия цветов спектра.

Ход игры.

Воспитатель вносит коробку и мешочки с одинаковым количеством разноцветных вкладышей. Дети по очереди достают вкладыши из своего мешочка, рассматривают их и находят в коробке ячейку такого же цвета. Каждый вкладыш попадает в свою ячейку. В случае неправильного выбора игрок пропускает ход. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других закончатся вкладыши.

Примечания. Основа для игры — коробка из-под конфет с круглыми ячейками. Ячейки разделите на сектора по цветам. На дно каждой ячейки приклейте метку из цветной самоклеящейся бумаги. В качестве вкладыша используйте пластиковую капсулу от шоколадных яиц, выкрасив ее краской.

Игра «Петелька»

Цель. Учить детей совмещать петельку с одежным крючком, действовать последовательно, подбирая пары к указанным предметам.

Оборудование. Настенное панно с крючками, парные предметы, снабженные петельками.

Словарь. Дай, на, бери, повесь.

Ход игры.

Педагог вешает на крючок настенного панно один предмет. Предлагает желающим найти пару и повесить такой же предмет рядом. То же происходит и со второй парой предметов, так до конца. Затем детям предлагают выполнить задание самостоятельно, соревнуясь со сверстником. Выигрывает ребенок, первый справившийся с полученным заданием.

Примечания. предметы с петелькой я изготовила из ткани. Они получились мягкие и приятные на ощупь.

Игра «Собери картинку»

Цель. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины, учить составлять изображение предмета из отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.

Оборудование. Карточки с изображением простых знакомых предметов, части предметов соответствующие изображениям на карточках.

Словарь. Собери картинку, помоги, наименования предметов.

Ход игры.

Перед игроками на столе кладут одну карточка. Воспитатель предлагает участникам рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На перовом этапе дети могут накладывает части предмета на карточку. Позднее можно усложнить задание: выкладывать картинку на столе, держа карточку – образец перед собой. Выигрывает ребенок, первый справившийся с полученным заданием.

Игра «Шнуровка»

Цель. Учить детей продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства.

Оборудование. Планшеты из ДВП с нанесенными на них изображениями сказочных персонажей, зверей, веселых человечков с отверстиями для шнуровки.

Словарь. Дорожка, веревка, шнур, названия игрушек и имена сказочных персонажей.

Ход игры.

Педагог рассматривает с детьми картинки:

1) В домиках живут зайцы. Они хотят попасть домой, но отсутствуют дорожки для передвижения.

2) Дети хотят съехать с горы, но нет ската.

3) Мальчик ловит рыбу, но у его удочки нет лески.

4) Идет дождь, зайка спрятался под грибом.

5) Мальчик несет шарики домой. Шары без веревки и тропинки к дому нет.

Взрослый предлагает участникам игры помочь персонажам, дополнив картинки недостающими изображениями, выполненными при помощи шнуров. Воспитатель объясняет, как это сделать, конец веревки продевает в дырочку: «Вот и получилась дорожка к домику и хорошая леска к удочке, к шарам привязали ниточки»; «Дождик идет рядом с грибком, зайка не промок». Воспитатель обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз – и каждая веревка протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Дети выполняют задание по образцу. При затруднении взрослый помогает им.

Впоследствии можно предложить детям две одинаковые картинки для соревнования в продевании шнуровки. Выигрывает ребенок, первый справившийся с полученным заданием.

Примечания. Сюжет картинки, размещенный на планшете, может быть любым. Для изготовления планшетов необходимо вырезать из ДВП одинаковые прямоугольники и оклеить их пленкой любого цвета. Наметьте карандашом место для будущих отверстий. Просверлите отверстия при помощи дрели. Наклейте изображения персонажей на основу. В качестве веревок для продевания можно использовать белые шнурки для обуви.

Игра «Сладкие ягоды»

Цель. Учить детей осуществлять выбор цвета по образцу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, поддерживать эмоционально – положительное отношение детей к совместной игре.

Оборудование. Подносы основных цветов – 4 шт., изображения фруктов и ягод, выполненные из картона таких же цветов – по 10 шт. каждого цвета.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель вносит плоскостные изображения фруктов, рассматривает их с детьми, обращает внимание на цвет. Раскладывает подносы на столе перед играющими. Затем предлагает игрокам по сигналу отобрать изображения ягод и фруктов такого же цвета, как и поднос. На зеленый поднос – крыжовник, на красный – вишни, на синий – сливы, на желтый – яблоки.

Примечания. Подносы, фрукты и ягоды изготовлены из картона, раскрашены и покрыты лаком для прочности.

Игра «Собери бусы»

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения – бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка – красные колечки, синяя веревочка – синие колечки и т.д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.

Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.

Примечания. Разноцветные веревочки можно сделать, подобрав цветные шнурки или окрасив белые шнурки. Косточки больших счетов станут отличными бусинами. Покрасьте их краской четырех основных цветов, дайте просохнуть и можно собирать разноцветные бусы.

Игра «Разрезные картинки»

Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Оборудование. Разрезные картинки из 4-х частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Словарь. Собери, яблоко, мяч, неваляшка, матрешка.

Ход игры.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, неваляшка, мяч и т.п.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка), которые они сравнивают с изображением.

Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.

Игра «Разноцветные горошины»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по цвету, выбирать из общей массы предметов круги (горошины) одного или двух цветов, раскладывая их в корзины с соответствующей меткой.

Оборудование. Две корзинки, выполненные из раскрашенного картона, круги основных цветов.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Педагог вносит куклу, которая рассыпала разноцветные горошины по столу. Взрослый предлагает игрокам собрать горошины нужных цветов в свои корзины, оставив лишние. Кукла радуется и благодарит детей, правильно выполнивших задание. Выигрывает ребенок правильно выполнивший задание первым.

Примечания. Корзины и круги (горошины) вырезать из плотного картона, покрасить гуашью и покрыть лаком на водной основе с двух сторон.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

Литература:

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил

Лебедева Елена Николаевна, воспитатель ГДОУ ТО – коррекционный детский сад компенсирующего вида № 1, город Тула.

Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, – веселее. Заниматься с ребенком можно всегда, в любой обстановке, от наставника при этом не требуется обязательного педагогического образования.

Преимущества языковой разминки можно перечислять до бесконечности, но, если выделять основное, нужно отметить, что дидактические игры по развитию речи помогают малышу:

  • говорить четко, внятно, осмыслено;
  • узнать больше слов, расширить лексикон;
  • понимать смысл используемых выражений, употреблять их соответственно ситуации;
  • освоить навык рассказчика;
  • развить воображение.

Важно! Заниматься можно и нужно как можно чаще, используя каждый удобный предлог, чтобы превратить обычный диалог в занятие, привлечь внимание ребенка, заинтересовать его.

Существует три основные методики, которые в равной степени активно используются педагогами и родителями при занятиях по со школьниками:

  1. Игра с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать), какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д.;
  2. Настольная – проводится с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
  3. Словесная – не использует других инструментов, кроме речи. Она строится на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

Большой популярностью пользуется пальчиковая разминка. Легко и весело играть пальчиками и развивать речь, ведь желание что-то делать руками проявляется у малышей достаточно рано, а занятие, подкрепленное действием, – полезно и наглядно. Известно, что развитие мелкой моторики благотворно влияет на речевые центры. Примером самой простой забавы могут послужить всем известные «ладушки» или «сорока-ворона».

Направленность занятий также бывает различна. В зависимости от специфики выделяют:

  • игры на формирование словарного запаса;
  • игры на развитие культуры речи;
  • игры для постановки четкого произношения и работа с фонемами;
  • игры на развитие грамматического строя речи.


Все занятия необходимо планировать заранее, вовлекая ребенка в процесс при помощи разнообразных средств. Малыш должен быть заинтересован в происходящем, хорошее настроение и отзывчивость во время занятия гарантируют результативность проведенной сессии.

Внимание! Обязательно использование новых предметов, методов, повышение сложности задач. Подача со стороны взрослого должна быть выразительной, цепляющей. Монотонное повторение одного и того же усыпляет внимание, надоедает и перестает давать результаты.

Выбор методики зависит от цели, направленности, от возраста ребенка, уровня его подготовленности. Игры по развитию речи для детей, занимающихся в подготовительной группе, выбираются самые простые, не требующие особенных навыков. Необходимо учитывать специфику ошибок и потребностей ребенка в этом возрасте: у дошколят еще плохо развита способность к связной речи, они часто совершают смысловые, логические ошибки, путают времена и падежные формы. Справиться с этими проблемами поможет тренировка.

Задание из разряда предметных. Для него необходим реквизит – 4 бумажных домика, обозначенных «он», «она», «оно», «они»; набор ярких карточек с рисунками одушевленных существ (животные) и неодушевленными предметами (фрукты, овощи, цветы и т. д.). Цель забавы – научить ребенка понимать род и число, для этого все карточки необходимо «отвести» в свой домик, надпись на котором соответствует роду изображения на рисунке.


«Бросок мяча»

Помогает наработать активный языковой багаж. Бросая мячик ребенку, взрослый произносит любое слово, например, «пол», задача малыша – назвать антоним – «потолок».

Игры по развитию речи в старшей группе сложные, побуждающие ребенка к непосредственному участию в процессе творчества. Задействуются ранее полученные навыки, развлечение становится более изощренным, изобретательным.

«Сочиняем стихи»

Полностью словесная, обучает ребенка правильно ставить падежные окончания с помощью известных или самостоятельно сочиненных строчек, в которых активно используется перечисление предметов.

«Сочинение рассказа»

Развивает логику, фантазию, повествовательные навыки. Ребенок получает стопку с карточками различных предметов и существ, цель – сочинить небольшую историю, в которой будет фигурировать все, что изображено на карточках.

Как сделать дидактические игры своими руками

Дидактические игры по развитию речи несложно смастерить своими руками. Зачастую весь реквизит создается дома, с помощью подручных средств.

Вам понадобится:

  • бумага (обычная писчая, для принтера, плотный картон);
  • краски, карандаши;
  • принтер (предпочтительно цветной);
  • ножницы;
  • клей;
  • шаблоны;
  • старые журналы с яркими картинками.

Важно подобрать правильный дидактический материал: большую пользу окажет колода карточек с изображениями растений, животных, предметов, людей различного возраста, занятых разными делами. Их можно нарисовать самостоятельно, вырезать или распечатать. Каждая карточка с рисунком должна быть подписана печатными буквами.

Игрушки для развития речи должны легко помещаться в сумке, чтобы их можно было взять с собой на время поездки, отдыха.

Вывод

Интересные, увлекательные занятия помогут ребенку быстро и легко освоить навык устной речи и чтения, развить фантазию, сделать словарный запас более богатым и выразительным.

Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей развиваются творческие способности, любознательность, наблюдательность, формируются навыки самостоятельной деятельности.

Развивающая игра для детей

"Цветочная поляна"

Сделать игру несложно. Берем любую картонную коробку. Делаем отверстия в ней, вырезаем горлышки от бутылок и вкручиваем их в коробку. Затем вырезаем цветочки основных цветов - зелёного, красного, синего, жёлтого и подбираем крышечки тех же цветов.


Цель: закрепление цвета; развитие моторики рук, навыки счета.

Вариации игр могут быть различными, например:
. подобрать цветочки по цвету их серединок;
. выложить цветочки одного определённого цвета;
. сосчитать, сколько цветочков того или другого цвета






Игры с прищепками

Следующее пособие также помогает ребёнку научиться владеть своими пальчиками - прищепки. Да, да, самые обыкновенные прищепки. Один совет - выбирайте пластиковые прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть. Для того, чтобы играть с ними было веселее, предлагаю вам сделать несложные цветные шаблоны из картона. К таким заготовкам прищепки можно подбирать по цвету, а из готовых фигурок разыгрывать сказку.


Игра "Кто что ест"

Главной целью всех игр с прищепками является развитие мелкой моторики, но у этой игры есть и ещё одна - познакомить малыша с некоторыми животными и их элементарным рационом.


Фигурки животных из картона

Из картона вырезаем фигурки животных. В запланированных местах прорезаем кружочки под размер пальцев ребёнка. Предлагаем ребёнку вставить пальчики в фигурку зверюшки. С такими игрушками можно и сказки разыгрывать и пальчики развивать.



Пальчиковый театр "Варежка"



Тактильные крышки

Сделать их очень легко. Вам понадобятся пустые крышки от детского питания и разнофактурные кусочки ткани. Вырезаем по два одинаковых кружочка ткани и приклеиваем их к крышкам. Чем больше крышек и кусочков ткани, тем интереснее будет играть. Вариантов игры может быть много. Самый лёгкий - просто трогать пальчиками крышечки. Далее можно складывать часть крышек в специальный мешок. Одну даём потрогать ребёнку и просим на ощупь найти в мешочке такую же


Развивающая мягкая книга

http://www.bensound.com

Очень понравилось видео о том, какую развивающую книгу можно сделать своими руками. Замечательная идея для маленьких детей!

Дидактические игры своими руками

Макет «Домашние животные»

был изготовлен из бросового материала (картона и газетных трубочек), для детей дошкольного возраста.
Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет "Дворик мельника"

Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.

Дидактическая игра: «Накорми колобка»


Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)

«Рыболов»


Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.
1."Какого она размера, цвета"
Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
2."Где, что растет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Овощи", "Фрукты".
3."Кто, где живет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Домашие, дикие животные"
4."Где чья мама" (нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
5."Четвертый лишний"
Цель: учить классифицировать предметы по темам.

"Гвоздики и резиночки"


Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.

Игра "Веселые гномики".



Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
"Какого гномика не стало".
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

«Тактильные крышечки»


для игры я взяла:
- крышечки из-под бутилированной воды;
- разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
- клей.
Ход работы:
- вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
- Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
- "Найди пару"
- "Найди не похожие крышечки" (например, мех и кожа)
- "Угадай на что (кого) похоже"
- "Угадай, кто я" (рыжий мех - лиса, наждачная бумага - ежик, гладкая кожа - лягушка)

Развивающая игра «Квадратики с секретом»



Цель: обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество. Эта игра многофункциональная.
Первый вариант «Найди пару». Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.
Второй вариант. Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложите на столе, а «квадратики» из второй раздайте игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».

Развивающая игра «Конфетки»


Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Первый вариант «Найди такую же». Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
А это подобная игра "кофеткам", пособие сделано из шоколадных яиц и обклеено термопленкой

Игра для развития мелкой моторики"Коробочка с сюрпризом"

Загрузка...
Top