Какие болезни вызывают вирусы у животных. Вирусные болезни животных - Сюрин В.Н. Симптомы бешенства у домашних животных

Год выпуска: 1998

Жанр: Ветеринария

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: В книге «Вирусные болезни животных» авторы руководствовались порядком изложения статей по отдельным вирусным болезням в строгом соответствии с последней принятой международной классификацией и номенклатурой вирусов без учета их эпизоотологического значения и экономического ущерба, поскольку такие данные по отдельным болезням с годами кумулятивно неравномерно нарастали и на сегодняшний день уже не укладываются в схему их эпизоотологической классификации.
Рисунки (цветные и черно-белые) «привязаны» к тексту статей сквозной нумерацией, но по техническим возможностям размещены двумя блоками в средине и конце книги.
Разумеется, вышеупомянутый круг читателей определится, если разносторонняя информация данной монографии побудит их по-иному смотреть на природу возбудителя, его особенности, эволюцию инфекции, диагностику и специфическую профилактику с учетом трех времен: «вчера, сегодня и завтра». Все, что сделано в области общей и частной вирусологии «сегодня» несомненно будет развито, уточнено и дополнено и увлекательные перспективы развития вирусологии в грядущий период «завтра» мы стремились осветить в послесловии к данной монографии.
При создании монографии «Вирусные болезни животных» мы стремились учесть все замечания ученых и практических специалистов к предыдущим книгам по ветеринарной вирусологии, изданным до 1991 года.

Книга «Вирусные болезни животных» рассчитана на широкий круг специалистов, интересующихся проблемами вирусных болезней животных и человека, ветеринарных специалистов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов сельскохозяйственных, ветеринарных и медицинских институтов, а также лиц, любящих животных.

«Вирусные болезни животных»


ИНФЕКЦИИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ РНК-СОДЕРЖАЩИМИ ВИРУСАМИ
РЕОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Реовирусная инфекция крупного рогатого скота
  2. Реовирусная инфекция овец
  3. Реовирусная инфекция лошадей
  4. Реовирусная инфекция собак
  5. Реовирусная инфекция кошек
  6. Реовирусная инфекция кур
  7. Синдром плохого усвоения кормов
  8. Инфекционный энтерит индеек
  9. Другие реовирусные болезни птиц
  10. Реовирусная инфекция поросят
  11. Реовирусная инфекция овец (Катаральная лихорадка)
  12. Африканская чума однокопытных (лошадей)
  13. Эпизоотическая геморрагическая болезнь оленей
  14. Болезнь Ибараки
  15. Ротавирусная инфекция крупного рогатого скота
  16. Ротавирусная диарея свиней
  17. Ротавирусная инфекция птиц
  18. Ротавирусная инфекция лошадей

БИРНАВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Инфекционный бурсит птиц (болезнь Гамборо)

ТОГАВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Западный Американский энцефаломиелит лошадей
  2. Восточный Американский энцефаломиелит лошадей
  3. Венесуэльский энцефаломиелит лошадей

ФЛАВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Японский энцефалит
  2. Шотландский энцефалит
  3. Менингоэнцефалит индеек
  4. Лихорадка долины Рифт
  5. Чума свиней
  6. Вирусная диарея болезнь слизистых
  7. Пограничная болезнь

КОРОНАВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Инфекционный гастроэнтерит свиней
  2. Инфекционный бронхит кур
  3. Эпидемическая диарея поросят
  4. Энцефаломиелит свиней
  5. Коронавирусная инфекция телят
  6. Коронаподобная инфекция телят
  7. Инфекционный перитонит кошек
  8. Коронавирусная инфекция собак

ПАРАМИКСОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Ньюкаслская болезнь
  2. Парамиксовирусная болезнь индеек
  3. Ринотрахеит индеек
  4. Парамиксовирусная-2 инфекция птиц
  5. Синдром «голубой глаз» свиней
  6. Парагрипп крупного рогатого скота
  7. Сендай-инфекция
  8. Парагрипп собак
  9. Чума крупного рогатого скота
  10. Чума плотоядных
  11. Морбиливирусная инфекция лошадей
  12. Эпидемический паротит (свинка)
  13. Респираторно-синцитиальная инфекция крупного крупного скота

РАБДОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Везикулярный стоматит
  2. Бешенство
  3. Эфемерная лихорадка крупного рогатого скота

ОРТОМИКСОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Грипп кур
  2. Грипп уток
  3. Грипп лошадей
  4. Грипп свиней

БУНЬЯВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Болезнь Найроби
  2. Болезнь Акобане

АРЕНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

  1. Лимфоцитарный хориоменингит

РЕТРОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Лейкемия мышей
  2. Лейкемия кошек
  3. Лейкоз птиц
  4. Лейкоз крупного рогатого скота
  5. Инфекционная анемия лошадей Висна-Мэди
  6. Иммунодефицит кошек
  7. Иммунодефицит крупного рогатого скота
  8. Легочной аденоматоз овец
  9. Прогрессирующая пневмония овец
  10. Артрит-энцефалит коз

КАЛИЦИВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Везикулярная экзантема свиней
  2. Калицивирусная инфекция крупного рогатого скота
  3. Калицивирусная ифекция кошек
  4. Гемморрагическая болезнь кроликов

ПИКОРНАВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Энцефаломиелит мышей
  2. Энтеровирусная инфекция крупного рогатого скота
  3. Энтеровирусная инфекция свиней
  4. Болезнь Тешена
  5. Синдром СМЭДИ
  6. Везикулярная болезнь свиней
  7. Энцефаломиелит птиц
  8. Гепатит утят
  9. Энцефаломиокардит
  10. Риновирусная инфекция крупного рогатого скота
  11. Риновирусная инфекция лошадей
АРТЕРИВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
  1. Артериит лошадей
  2. Респираторный и репродуктивный синдром свиней

ИНФЕКЦИИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ДНК-СОДЕРЖАЩИМИ ВИРУСАМИ
ПАРВОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Парвовирусная инфекция собак
  2. Панлейкопения кошек
  3. Парвовирусная инфекция свиней
  4. Парвовирусная инфекция крупного рогатого скота
  5. Энтерит норок
  6. Килхем-вирусная инфекция крыс
  7. Алеутская болезнь норок

ГЕРПЕСВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Болезнь Ауески
  2. Инфекционный ринотрахеит крупного рогатого скота
  3. Герпесвирусная инфекция лошадей
  4. Ринопневмония лошадей
  5. Злокачественная катаральная горячка
  6. Герпесвирусная инфекция крупного рогатого скота
  7. Ринотрахеит кошек
  8. Герпес собак
  9. Маммиллит крупного рогатого скота
  10. Инфекционный ларинготрахеит птиц
  11. Чума уток
  12. Цитомегалия поросят
  13. Болезнь Марека
  14. Герпесвирусная инфекция индеек

ПОКСВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Оспа овец
  2. Папуллезный стоматит крупного рогатого скота
  3. Оспа птиц
  4. Оспа свиней
  5. Оспа коз
  6. Миксоматоз кроликов
  7. Нодулярный дерматит
  8. Оспа кроликов
  9. Оспа верблюдов
  10. Оспа лошадей
  11. Оспа коров
  12. Оспа буйволов
  13. Паравакцина крупного рогатого скота
  14. Фиброматоз кроликов
  15. Контагиозный пустулезный дерматит (эктима)

АФРИКАНСКАЯ ЧУМА СВИНЕЙ
ПАПОВАВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Папилломатоз крупного рогатого скота
  2. Папилломатоз Шоупа кроликов
  3. Папилломатоз лошадей
  4. Папилломатоз собак
  5. Полиомавирусные болезни
  6. Полиоматоз австарлийских попугаев

АДЕНОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Аденовирусная инфекция крупного рогатого скота
  2. Аденовирусная инфекция лошадей
  3. Аденовирусная инфекция обезьян и лабораторных животных
  4. Аденовирусная инфекция собак
  5. Аденовирусная инфекция овец и коз
  6. Аденовирусная инфекция свиней
  7. Инфекции, вызываемые вирусами CELO и GAL
  8. Синдром снижения яйценоскости (ССЯ-76)

ЦИРКОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
ПРИОННЫЕ ИНФЕКЦИИ

  1. Скрейпи
  2. Трансмиссивная энцефалопатия норок
  3. Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота














































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Учебные:

  • Развивать личностные УУД через формирование понятия “вирус”, “вирион”, “вирусные заболевания”, “вирусология”, расширение знаний суворовцев о вирусных заболеваниях растений, животных и человека. Показать опасность вирусных заболеваний, обосновать необходимость знаний о вирусных заболеваниях с целью их профилактики, о роли науки вирусологии для борьбы с вирусными заболеваниями.
  • Развивать регулятивные и познавательные УУД через умения управлять познавательной и учебной деятельностью посредством самостоятельной постановки проблемы и путей ее разрешения, структурирования изучаемого материала, работы с дополнительной литературой, умения выступать с сообщениями, ставить вопросы, проводить оппонирование.
  • Развивать коммуникативные УУД, обеспечивающие возможности сотрудничества: умения слышать, слушать и понимать партнера, контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Методические цели: показать методические приемы формирования гражданственности у учащихся на уроке-конференции по биологии.

Материальное обеспечение урока: презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения суворовцев.

Форма урока: урок конференция.

Ход урока

I. Оргмомент (30 сек). Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Активация знаний учащихся (3 мин).

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы (слайд 2):

Каковы особенности вирусов?

Как вирусы функционируют в клетках?

III. Мотивационно-ориентационный этап (4 мин).

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Так, например, от СПИДа погибли многие известные личности: великий танцор Рудольф Нуриев, знаменитый американский писатель фантаст Айзек Азимов, Актер Энтони Перкинс, знаменитый теннисист Артур Эш и многие другие (слайд 3).

Одним из известных людей 20 века, который погиб от СПИДа, был солист группы Queen. (Сообщение суворовцев, слайды № 4 – 8, приложение 1).

Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Проблемный вопрос: “Как избежать вирусных заболеваний? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам?”.

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Цель : узнать опасность, способы инфицирования вирусными заболеваниями растений, животных и человека и меры их профилактики.

Класс делится на три группы, которые получают задания для обсуждения в конце урока (слайды № 9 – 10).

Задания группам: на основе обсуждаемого на уроке материала о вирусных заболеваниях, прокомментируйте высказывания, которые вы получили :

  1. “Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка”.
  2. “Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции”.
  3. “Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно – опасно”.

После завершения работы, группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Заслушивается выступающий от каждой группы.

IV. Изучение нового материала (25 мин).

Вирусные заболевания растений и бактерий

(Сообщения суворовцев, слайды № 11 - 15).

У растений вирусы вызывают - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий - их распад , (приложение 2).

Вирусные заболевания животных

(Сообщения суворовцев, слайды № 16 – 17, приложение 2).

У животных вирусы вызывают чуму, бешенство, ящур и другие.

Вирусные заболевания человека

У человека вирусы вызывают такие заболевания, как оспа, корь, паратит, грипп, ОРВИ, краснуха, герпес, гепатит, СПИД и другие. (Сообщения суворовцев, слайды №18 – 26, приложение 2).

СПИД – чума XXI века. (Сообщения суворовцев, слайды №27 – 34).

Проблема: “Как предотвратить эпидемию СПИДа в России?”

С чего всё началось?

Начало истории СПИДа - 1978 год - условно, поскольку некоторые ученые считают, что ВИЧ перешел от обезьян к людям в период между 1926 и 1946 годами. Более того, результаты недавних исследований указывают на то, что этот вирус мог впервые появиться в человеческой популяции еще в 17-м веке, но утвердился в Африке как эпидемический штамм лишь в 30-х годах 20-го века. Старейший в мире образец крови человека, содержащий ВИЧ, относится к 1959 году - в этом году африканский пациент из Конго, у которого была взята кровь, умер от СПИДа.

В нашей стране история СПИДа начинается с 1987, и развитие её сначала не предвещало ничего зловещего. По 1 июля 1997 г. ВИЧ-инфекция найдена у 4830 человек, из них у 259 - диагноз СПИД.

Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля инфекционных заболеваний США 5 июня 1981 г.

По данным ВОЗ на конец 2000 года:

Умерло 22 млн. человек;

Инфицировано свыше 36 млн.

  • В 2003 году в мире инфицировано ВИЧ около 40 млн. человек.
  • За последние 2 года инфицировано ВИЧ 15 млн. человек.
  • Более 24 млн. уже умерло от ВИЧ – инфекции.
  • Каждый день более 16000 человек заражается ВИЧ, из них 7000 – молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет.

Перед вами таблица “СПИД. Его не видно, но он рядом”

Что такое ВИЧ и СПИД? ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.

Люди, зараженные ВИЧ, называются “ВИЧ-инфицированными”.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течение 3 - 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием.

Как можно обнаружить ВИЧ? Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или нет.

Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим).

Где можно пройти тест? В любом СПИД-центре вашего района.

В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно.

Как происходит заражение ВИЧ? Вирус передается только через определенные жидкости организма. Это:

Вагинальный секрет;

Грудное молоко.

То есть, вирус может передаваться только:

При любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;

При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

При использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;

От матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью.

ВИЧ не передается -при бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью);

Через укусы насекомых и животных;

При заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы.

Остается распространенным путь передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности, родов или периода вскармливания грудным молоком. Инфицированная ВИЧ женщина может родить как зараженного ВИЧ, так и здорового ребенка. По статистике, из 100 детей, которые родились у ВИЧ инфицированных женщин, в среднем, подвергаются заражению 30% детей, из них от 5 до 11% заражаются внутриутробно, 15% - во время родов, 10% - при вскармливании грудью, и в 70% случаев ребенок не инфицируется. До того момента, пока ребенку не исполнится 3 года, диагноз не ставится. Это объясняется тем, что антитела к ВИЧ матери сохраняются в крови ребенка три года, и если они впоследствии исчезают, то ребенок считается ВИЧ отрицательным, если же появляются его собственные антитела, то фиксируется инфицирование, и ребенок считается ВИЧ положительным. ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека, либо от инфицированной матери - ребенку.

Что из ниже предложенного списка является опасным, а что безопасным?

  • Укус комара.
  • Пользование общественным туалетом.
  • Поцелуй в щеку.
  • Уход за больным СПИДом.
  • Пользование чужой зубной щеткой.
  • Нанесение татуировки.
  • Прокалывание ушей.
  • Множественные половые связи.
  • Переливание крови.
  • Укус постельного клопа.
  • Плавание в бассейне.
  • Объятия с больным СПИДом.

“Почему необходима регулярная диспансеризация населения?”

Защита от вирусов. Наука вирусология

(Сообщения суворовцев, слайды №35 – 39)

Вирусология – наука о вирусах, изучающая их строение, биохимию, систематику и значение. Задачи: обнаружение новых, ранее не исследованных возбудителей болезней человека, животных и растений, определение способов борьбы с вирусами и профилактика заражения ими. Эдуард Дженнер – английский сельский врач (1798 год) положил начало массовому применению прививок и методам вакцинации.

Время рождения современной вирусологии – 50 годы ХХ века, когда была создана вакцина против полиомиелита, разработаны методы непрерывного культивирования штаммов живых человеческих клеток in vitro. Так была найдена биологическая система для выращивания вируса в больших количествах для изучения и массового производства вакцины. Развитие электронной микроскопии позволило изучать морфологическую и химическую структуру вирусов, механизм их размножения и взаимодействия с клеткой-хозяином. Исследования в области цитологии, молекулярной биологии и генетики способствовали развитию вирусологии.

Проблемы вирусологии:

  • найти доступные и эффективные средства борьбы с вирусными заболеваниями;
  • создание препаратов длительного и профилактического действия, защищающих организм от инфекции;
  • выяснение роли скрытых вирусных инфекций и вирусоносительства;
  • исследование возможностей вирогении для решения задач генной инженерии.

V. Подведение итогов (2 мин.)

Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока, цель и проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили: (слайд 40)

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы избежать вирусных заболеваний?

Но вирусы - и все об этом знают,
Среди других живут и процветают -
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД - себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки,
Играет с человеческой судьбой.
И любит нам загадывать загадки,
Одну сложней загадку, за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять!

VI. Закрепление. (5 минут)

В качестве закрепления обсуждение вопросов, полученных для групп. (Слайд 42).

VII. Рефлексия (30 сек) (Слайд 44) .

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

Сегодня я узнал...

Я удивился...

Теперь я умею...

Я хотел бы...

VIII. Задание на с/п: параграф 35, провести мини-исследование по вопросу: “Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?”

Завершить наш урок я хотела бы словами “Всемирная хартия о природе”, принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

“Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека”

Список литературы

  1. Васенева Е.В. “Вирусы неклеточные формы жизни” 9 класс.
  2. Карпушева А.Э. “Вирусы” 10 класс. МОУ Сусанинская средняя школа
  3. Лясота С.И. “Вирусы – неклеточные формы жизни” 10 класс. КГУ средняя школа №2 г. Тайынша.
  4. Пономарева И.Н. Общая биология 11 класс профильный уровень.

Чрезвычайные ситуации, вызванные инфекционными болезнями сельскохозяйственных и диких животных

Инфекционные болезни животных – группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение. Вызываются патогенными бактериями, грибками, вирусами, риккетсиями.

Инфекционная болезнь – форма выражения комплекса защитно-приспособительных реакций организма на инфекцию. Многие инфекционные болезни животных, такие, как бруцеллез, сибирская язва, бешенство и др., передаются человеку.

Все инфекционные болезни животных делят на пять групп:

Алиментарные инфекции, поражающие органы пищеварительной системы. Передаются через почву, корм, воду. К ним относят сибирскую язву, ящур, сап и т.д;

Респираторные инфекции, которые приводят к поражению слизистых оболочек дыхательных путей и легких. Основной путь передачи – воздушно-капельный. К ним относятся: парагрипп, энзоотическая пневмония, оспа овец и коз, чума плотоядных;

Трансмиссивные инфекции, которые передаются при помощи кровососущих членистоногих. К ним относятся: энцефаломиелиты, туляремия, инфекционная анемия лошадей;

Инфекции, возбудители которых передаются через наружные покровы без участия переносчиков. К ним относятся столбняк, бешенство, оспа коров;

Инфекции с невыясненными путями заражения.

Распространение инфекционных болезней животных происходит в форме энзоотии, эпизоотии и панзоотии.

Энзоотия – одновременное распространение инфекционной болезни среди сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно экономические условия которых исключают повсеместное распространение данной болезни.

Эпизоотия – одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Панзоотия – массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Основные наиболее опасные инфекционные заболевания животных

Бешенство – острое инфекционное заболевание, которое вызывает вирус, проникающий в рану и достигающий центральной нервной системы. Повышенной восприимчивостью к бешенству обладают: собаки, лошади, крупный рогатый скот.

Симптомы заболевания: у крупного рогатого скота бешенство проявляется в тихой форме: агрессивность отсутствует, слюнотечение, хриплое мычание, быстро развиваются паралич глотки, нижней челюсти, задних конечностей, отсутствие аппетита, вынужденные движения, шаткая походка. Животное в коматозном состоянии погибает.


Меры профилактики: больных животных не лечат, а изолируют и при подтверждении диагноза убивают. Собак часто вакцинируют. Животные, покусавшие людей или других животных, наблюдаются 10 суток. Покусанных людей вакцинируют и проводится комплекс их лечения.

Чума крупного рогатого скота – опасное инфекционное заболевание. Симптомы заболевания и меры профилактики протекают аналогично как у человека.

Оспа – острое инфекционное заболевание. Болезнь поражает человека и все виды животных.

Симптомы: протекают в одной из форм – оспенной или дифтерической. На различных участках тела у птиц, особенно часто в области гребня и подбородка, на коже век, конечностях появляются бледно-желтые пятна в виде бугорков, они подсыхают и отпадают. Если осложнений нет, то животные выздоравливают.

Меры профилактики: животных содержат в карантине и вакцинируют. Погибших животных сжигают.

Лейкоз крупного рогатого скота – хроническая инфекционная болезнь. Вызывается вирусом и поражает животных с иммунологической недостаточностью. Характеризуется изменением состава крови.

Симптомы: проявляется в виде лимфоцитоза и злокачественных образований в органах и тканях. Наблюдается в увеличении лимфатических узлов без температурной реакции, анемия, ослабление сердечной деятельности, расстройство пищеварения.

Меры профилактики: регулярное исследование скота клиническим и другими методами. Уничтожение заболевших животных.

Ящур – вирусная болезнь парнокопытных животных. Распространяют болезнь птицы. Характеризуется лихорадкой и автозными поражениями слизистой оболочкой ротовой полости, кожи, вымени и конечности. Источники ящура – больные животные. Вирус передается с молоком, мочой и калом. Передается человеку при контакте с больным животным и его продуктами. При пастеризации молока вирус гибнет через 30 минут, при кипячении – через 5 минут.

Симптомы: повышение температуры до 41 С, увеличивается слюноотделение изо рта, появляются пузырьки, заполненные жидкостью на языке, губах, крыльях носа, у копыт.

Меры профилактики: массовая вакцинация крупного рогатого скота, коз, овец, свиней.

Болезнь Тешена – инфекционная болезнь свиней. Болезнь чаще проявляется весной и осенью развитием энцефалита или энцефаломиелита. Характеризуется повышением температуры до 41 °С, вызывает судороги, параличи конечностей.

Псевдочума птиц – вирусная болезнь птиц из отряда куриных. Характеризуется поражением органов дыхания, пищеварения, центральной нервной системы. Источники болезни – больные и переболевшие птицы, выделяющие вирусы через все выделения, с яйцами и выдыхаемым воздухом. Инкубационный период – 24 часа. Заражение чаще происходит через корм, воду, воздух, как правило, в осенне-летний период. Летальность составляет 60-90%.

Орнитоз – инфекционная природно-очаговая болезнь многих птиц, в том числе комнатных, а также млекопитающих и человека. Характеризуется атипичной пневмонией, фиброзным перитонитом, энцефалитом.

Симптомы: насморк, птицы чихают и трутся крыльями о поверхность предметов, параличи конечностей крыльев.

Меры профилактики: заболевших птиц уничтожают.

Ньюкаслская болезнь птиц чаще встречается у представителей отряда куриных. Пассивным переносчиком может быть человек.

Симптомы: наблюдается вялость, взъерошенность, низкая выводимость цыплят, хрипы, прекращение яйцекладки, цианоз гребня и сережек, дыхание затрудненное, крылья отвисают.

Меры профилактики: птиц вакцинируют. При выявлении болезни типируют вирусы.

Инфекционный гепатит – вирусное заболевание собак и других плотоядных (песцов, лисиц, волков). Характеризуется лихорадкой, воспалением слизистых оболочек и поражением печени.

Симптомы: ослабленная иммунная система, угнетенное состояние, гипертермия до 40-41 °С, проявление острого гастроэнтерита, диареи, проявление растройства сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Меры профилактики: применение ассоциированных (поливалентных) сывороток зарубежного и отечественного производства

Клещевой энцефалит – природно-очаговое трансмиссивная (передающееся клещами) вирусная инфекция, характеризующаяся преимущественным поражением центральной нервной системы.

Симптомы: независимо от клинической формы, у больных наблюдаются общие инфекционные проявления болезней, характеризующиеся лихорадкой и другими признаками синдрома общей инфекционной интоксикацией. Инкубационный период клещевого энцефалита длится в среднем 7-14 суток с колебаниями от одних суток до 30 дней. Проявляется слабость, недомогание, разбитость; отмечаются легкие боли в области мышц шеи и плечевого пояса, ломота в поясничной области и чувство онемения, головная боль.

Меры профилактики: при посещении лесов использовать правильно подобранную одежду. В случае присосавшегося клеща надо захватить пинцетом или пальцами, обернутыми марлей, и извлечь из кожи медленными, плавными движениями, чтобы не оборвался хоботок.

Вирусы человека и животных

От каких только вирусов не страдает человек! Одни поражают респираторный тракт, размножаясь в носоглотке, трахее и бронхах, нередко добираясь до легких. Другие предпочитают селиться в кишечнике, вызывая диареи или, попросту, поносы. Нейротропные вирусы проникают в нервные клетки. Одни из самых опасных вирусов – это возбудители геморрагических лихорадок. Они поражают стенки кровеносных сосудов, вызывая тяжелые нарушения кровообращения. Некоторые вирусы вызывают образование опухолей.

С чего же начать?

А начнем, пожалуй, с вируса гриппа. Потому что грипп – самое распространенное вирусное заболевание человека и одно из самых опасных. Девяносто процентов всех инфекций – это именно грипп и гриппоподобные респираторные заболевания. Да и по причиняемому им экономическому ушербу грипп находится на первом месте среди болезней. Итак, грипп.

Грипп длится не более двух недель, но он очень опасен. Считается, что каждый перенесенный грипп укорачивает жизнь на один год – столь велика нагрузка на весь организм при этом заболевании.

Сейчас известны 3 типа вируса гриппа: А, В и С (буквы это латинские, поэтому по–русски произносятся как "а", "б" и "ц"). В сердцевине вириона находится генетический материал вируса: восемь молекул однонитевой РНК. Каждая из них заключена в белковый футляр и представляет собой отдельный ген. Все это упаковано в общую оболочку из так называемого белка "М", поверх которой есть еще одна, состоящая из липидов. Липидная оболочка пронизана белками двух видов – гемагглютинином и нейраминидазой, которые внутри вириона заякорены за белок М, а снаружи, как шипы, далеко выступают над поверхностью вирусной частицы. Хотя на рисунке изображена сферическая частица вируса гриппа, на самом деле его форма изменчива, и нередко встречаются даже нитевидные частицы.

Электронная микрофотография частиц вируса гриппа

Передается вирус от больного человека к здоровому воздушно–капельным или, как еще говорят, аэрогенным путем, вместе с капельками слюны и слизи, вылетающими при кашле и чихании. Попав на слизистую поверхность дыхательных путей, вирус, недолго думая, внедряется в клетки эпителия. Конечно, просто так ни один вирус внутрь клетки не попадет. Но у вируса гриппа есть ключик – тот самый гемагглютинин. С его помощью вирус определяет, подходит ли клетка для заражения, и, если подходит, открывает входную калитку. Липидная оболочка вируса и наружная мембрана клетки хозяина устроены одинаково и охотно сливаются в одну. Оставив, таким образом, верхнюю одежду при входе, полураздетый вирус попадает в цитоплазму клетки и принимается за дело, то есть за образование новых, дочерних вирусных частиц. Клетки, в которые вирус гриппа способен проникнуть, разбросаны по всей поверхности дыхательных путей, но больше всего их в трахее.

Схема строения вируса гриппа: 1 вирусная РНК в сердцевине вириона; 2 белковая оболочка (капсид); 3 липидная оболочка; 4 гемагглютинин; 5 нейраминидаза

Довольно быстро наступает момент, когда новых вирусных частиц уже собралось достаточно, а с клетки больше нечего взять. К тому времени ее наружная мембрана, как булавками, буквально утыкана вирусными белками, тоже изготовленными в большом количестве. Дочерние вирионы облачаются в новое верхнее платье и покидают растерзанную клетку, отпочковываясь от нее. Последний мостик, еще связывающий клеточную и вирусную поверхности, разрушает вирусная нейраминидаза. Почкование – сравнительно мягкий способ расставания, поэтому покинутая клетка погибает не всегда. Некоторым удается залечить раны и выжить, но большинство все же погибает в результате инфекции.

Обычно число первично зараженных клеток не слишком велико, поэтому организм не сразу замечает их повреждение. Этот период, когда мы еще не ощущаем вторжения, называется инкубационным. У гриппа он короткий – 12–48 часов. Но вот происходит массированный выход зрелых вирионов в межклеточное пространство. Обломки разрушенных клеток и вирусные белки кровью разносятся по организму, отравляя его. Общая слабость, разбитость, ломота, депрессия, потливость и повышенная хрупкость кровеносных сосудов, сильная головная боль – словом, симптомы, хорошо известные каждому, являются следствием этого отравления. Резкое повышение температуры тела – свидетельство того, что в борьбу с агрессором вступает иммунная система. А собственно в месте вторжения происходит следующее. Дыхательные пути выстланы ресничными клетками. Другие клетки, называемые за их своеобразную форму бокаловидными, выделяют слизь. Реснички непрерывно совершают ритмические движения, в результате которых пленка слизи перемещается в одном направлении – наружу. Все, что попадает в дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, обволакивается слизью и выносится из организма. Та же участь ждет и разрушенные вирусом клетки. Но, поскольку их очень много, действовать надо быстро и решительно, и кашель является единственной возможностью справиться с этой задачей.

Вирус гриппа захватывается клеточной мембраной (1). Липидная мембрана вируса и клеточная мембрана сливаются . Внутри пузырька оказывается голый вирусный капсид (2). Из разрушенного вирусного капсида в цитоплазму выходят вирусные РНК и принимаются за работу (3). Дочерние вирусные частицы устремляются к клеточной мембране , унизанной изготовленными заново вирусными белками гемагглютинином и нейраминидазой (4). Зрелая вирусная частица отпочковывается от клетки (5)

В огромные бреши, возникающие в покровах дыхательных путей из–за гибели зараженных клеток, устремляются болезнетворные бактерии, преимущественно пневмококки. При гриппе случаются разные осложнения, но пневмония, то есть воспаление легких, является наиболее частым и самым грозным из них. Кроме того, вирус гриппа угнетает иммунную систему человека, что еще больше облегчает экспансию других болезнетворных микроорганизмов.

При гриппе происходит обострение многих хронических заболеваний. Часто человек умирает через несколько месяцев после того, как переболел гриппом. Считается, что он умер от своего хронического заболевания. На самом деле он умер от гриппа.

Гриппом чаще всего болеют дети, они же являются основным источником инфекции. Реже всего болеют люди, которым за шестьдесят. Однако смертность от гриппа у детей – самая низкая, а у пожилых – самая высокая. Две трети всей смертности от гриппа приходится на долю этой возрастной группы. Высока смертность от гриппа и у младенцев 6–12 месяцев. В этом возрасте иммунитет, полученный от матери, уже не действует, а свой еще не успел развиться.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

4.2. Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе:

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

4.6. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов

Из книги Справочник грибника автора Онищенко Владимир

4.7. Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных 4.7.1. Общая характеристика типа Хордовых Основные термины и понятия, проверяемые в

Из книги Я познаю мир. Вирусы и болезни автора Чирков С. Н.

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Вирусы и рак у человека У животных в течение всей жизни постоянно происходит самообновление тканей в результате ограниченного, управляемого роста и деления клеток. Старые клетки уходят из жизни, когда работающий в них таймер выключает их способность к делению; их место

Из книги автора

Вирусы папилломы человека Папилломавирусы человека представляют собой небольшие сферические вирусы, устроенные на первый взгляд довольно просто. Их кольцевая двунитевая ДНК, содержащая всего девять генов, упакована в белковую оболочку сферической формы диаметром

Из книги автора

Вирусы Вам, наверное, приходилось слышать о вирусах гриппа, бешенства, герпеса, СПИДа. Эти вирусы вызывают болезни человека и животных. Существуют вирусные заболевания растений, например табачная мозаика, при которой листья табака покрываются беловатыми пятнами. Даже

Из книги автора

«Полезные» вирусы Не нужно думать, что вирусы доставляют человеку одни неприятности. С помощью вирусов были получены многие сорта цветов, чья пестрая окраска – результат вирусной инфекции, передающейся от поколения к поколению. Пестролепестность тюльпанов вызывает

Загрузка...
Top