Теория чезаре ломброзо. Итальянский врач-психиатр Ломброзо Чезаре: биография, книги, деятельность и достижения Итальянский врач психиатр

Известные ученики: Известен как:

Основоположник антропологической школы в криминологии

Че́заре Ломбро́зо (итал. Cesare Lombroso ; 6 ноября , Верона , Австрийская империя - 19 октября , Турин , Италия) - итальянский тюремный врач-психиатр , родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека - преступника.

Биография

Ломброзо родился 6 ноября 1835 года в Вероне в богатой еврейской семье. Он изучал литературу, лингвистику, и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа, но поменял свои планы и стал хирургом в армии в 1859 году . В 1866 году он был назначен приглашенным лектором в Павии, а позднее, в 1871 году , возглавил психиатрическую больницу в Пезаро . Ломброзо стал профессором судебной медицины и общественной гигиены в Туринском университете в 1876 году. В том же году он написал свою наиболее важную и влиятельную работу «L’Uomo delinquente » («Преступный человек»), выдержавшую пять изданий на итальянском языке и опубликованную на различных европейских языках.

С 1862 года профессор Павийского университета, а с 1896 года профессор психиатрии Туринского университета и уголовной антропологии (1906) в том же университете.

Умер в Турине в 1909 году.

Научная деятельность

Разработал формулу, положенную в основу наиболее востребованной в криминологии формулы преступной пораженности. В своей формуле великий основатель антропологического института предлагает средние размеры антропологических признаков осужденных соотносить с количеством несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки. Полученные результат, умноженный на условный показатель «Е» рассматривается как частотный признак универсала. Данная формула позволяла выявить причинность преступности, которая на общем уровне всегда сводилась к длине тех или иных частей тела.

Работы

«Гениальность и помешательство»

В 1863 году Ломброзо издаёт свою книгу «Гениальность и помешательство» (русский перевод Г. Тетюшиновой , ), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. Вот что пишет сам автор в предисловии книги:

Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза , во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьёзным практическим выводам может привести созданная мною теория…

В этой книге Ломброзо делает выводы, практически ставит диагнозы, величайшим представителям человечества. Все знаменитости, о которых писал Ломброзо, были мертвы к моменту написания книги и в силу этого не имели возможности опровергнуть написанное. Нет ни одного свидетельства обращения кого-либо из гениев, описанных Ломброзо в своей книге, к его врачебной помощи или личного знакомства Ломброзо с кем-нибудь из описанных им знаменитостей. Все «диагнозы» психиатр ставит заочно, основываясь исключительно на собственной доверчивости или пристрастии к различным слухам о характерах и привычках великих людей, биографии которых, по самому факту их знаменитости, обрастали всевозможными легендами. Эта книга представляет собой яркий пример превышения врачебных полномочий. Ломброзо в предисловии ссылается на тот факт, что он написал эту книгу, «находясь как бы под влиянием экстаза», но этот факт, соответственно его же собственным теориям, выводам и наблюдениям, ставит его самого на грань превращения из психиатра в пациента.

В своей работе Ломброзо пишет о физическом сходстве гениальных людей с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и др.) на гениальность и помешательство, приводит примеры, многочисленные свидетельства медицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений, а также описывает специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством.

Эти особенности заключаются в следующем:

  1. Некоторые из таких людей обнаруживали неестественное. Так, например, Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол.
  2. Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо - кофе.
  3. Многие не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будто не могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать.
  4. Не менее часто меняли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться.
  5. Подобные сильные, увлекающиеся умы страстно предаются науке и с жадностью берутся за разрешение труднейших вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненно-возбужденной энергии. В каждой науке они умеют уловить новые выдающиеся черты и на основании их строят нелепые иногда выводы.
  6. У всех гениев есть свой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственным признанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но и мыслить.
  7. Почти все они глубоко страдали от религиозных сомнений, которые невольно представлялись их уму, между тем как робкая совесть заставляла считать такие сомнения преступлениями. Например, Галлер писал в своем дневнике: «Боже мой! Пошли мне хотя бы одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этой веры - вот в чём моё преступление».
  8. Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в нелогичных выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ , гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем?
  9. Почти все гении придавали большое значение своим сновидениям.

В заключении своей книги Ч. Ломброзо, однако, говорит о том, что на основании вышеизложенного нельзя прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное как умопомешательство. Правда, в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют сходство с помешанными, и в психической деятельности и других есть немало общих черт - например, усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Между гениальными людьми есть помешанные, и между сумасшедшими - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства.

«Типы преступников»

Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик. Причем данная типология по сей день сохраняется.

«Женщина-преступница и проститутка»

Труд рассматривает отношение женщин к трём объектам: любви , проституции и преступности . Ломброзо приходит к выводу, что для женщины главным инстинктом является материнство , которое и определяет их поведение в течение жизни.

  • Любовь
    • Любовь у животных
    • Любовь у человека
  • Проституция
    • История проституции
      • Стыд и проституция у диких народов
      • Проституция у исторических народов
    • Врождённые проститутки
    • Случайные проститутки
  • Преступность женщины
    • Преступность женщины
      • Преступность самок в царстве животных
      • Женская преступность у диких и примитивных народов
    • Врождённые преступницы
    • Случайные преступницы
    • Преступницы по страсти
    • Самоубийцы

Список работ

  • Ricerche sul cretinismo in Lombardia, (Gazz. Medico, Italiana, No.13, ) - «Исследования по кретинизму в Ломбардии »
  • Genio e follia: prelezione ai corsi di antropologia e clinica psichiatrica presso la R. Universita" di Pavia. - Milano: Tipografia e Libreria di Giuseppe Chiusi, editore, . - 46, p. - «Гений и безумие »; в русском переводе - «Гениальность и помешательство »
    (последующее издание: Genio e follia: prelezione ai corsi di antropologia e clinica psichiatrica presso la R. Universita" di Pavia. - 3a edizione ampliata con 4 appendici: i giornali dei pazzi, una biblioteca mattoide, i crani dei grandi uomini, polemica. - Milano: U. Hoepli, 1877. - VIII, 194 p. )
    • Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помеш.: С портр. авт. … / Ц. Ломброзо; Пер. с 4 итал. изд. [и предисл.] К. Тетюшиновой. - Санкт-Петербург: Ф. Павленков, 1885. - , II, VIII, 351 с.
    • множество современных изданий:
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г. Тетюшиновой]. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 397, с. ISBN 978-5-7905-4356-2
      • Гениальность и помешательство: [перевод с итальянского] / Чезаре Ломброзо. - СПб.: Ленинградское изд-во, 2009 (СПб.: ИПК «Ленингр. изд-во»). - 364, с. ISBN 978-5-9942-0238-8 (в пер.)
      • Гениальность и помешательство [Текст] / Чезаре Ломброзо. - М.: Академический проект , 2011. - 237, с. - (Психологические технологии). ISBN 978-5-8291-1310-0
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. - М.: Астрель, 2012. - 348 с., ил., Серия «Psychology», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38813-2
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. - М.: Астрель, 2012. - 352 с., ил., Серия «Наука и жизнь», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38815-6
      • Гениальность и помешательство. От гениальности до безумия один шаг?.. [Текст] / Чезаре Ломброзо; [пер. с итал. Г. Тетюшиновой]. - Москва: РИПОЛ классик, 2011. - 397, с. - (Мировой бестселлер). ISBN 978-5-386-02869-5 (в пер.)
  • L’uomo bianco e l’uomo di colore. Letture sull" origine e le varietà delle razze umane. - Padova: F. Sacchetto, . - 223 p. - «Белый человек и цветной человек. Чтения о происхождении и разнообразии человеческих рас »
  • L’Uomo delinquente, ( ; L"uomo delinquente in rapporto all" antropologia, alla giurisprudenza ed alle discipline carcerarie: aggiuntavi La teoria della tutela penale del Prof. Avv. F. Poletti / Cesare Lombroso; Francisco Poletti. - 2 ed. - Torino: Bocca, . - 746 p. ) - «Преступник »; в русском переводе - «Преступный человек »
    • Преступный человек: [пер. с ит.] / Чезаре Ломброзо. - М.: Эксмо; МИДГАРД, 2005 (СПб.: АООТ Твер. полигр. комб.). - 876, с.: ил., портр., табл.; 24 см. - (Гиганты мысли). ISBN 5-699-13045-4
  • L’amore nel suicidio e nel delitto, . - «Любовь и помешательство »
    • Любовь у помешанных: Для врачей и юристов / Cesare Lombroso, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. д-ра мед. Н. П. Лейненберга. - Одесса: тип. «Одес. новости», 1889. - 41 с.
    • Половая психопатия: (Любовь у помешанных) / Цезарь Ломброзо, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. и изд. д-р мед. Н. П. Лейненберг. - 2-е рус. изд. - Одесса, 1908. - 46 с.
  • L’Uomo di genio, . (L"Uomo di genio in rapporto alla psichiatria, alla storia ed all"estetica. - 5a edizione del "Genio e follia", completamente mutata... . - Torino: fratelli Bocca, 1888. - XX, 488 p. ) - «Гениальный человек »
  • Palimsesti del carcere; raccolta unicamente destinata agli uomini di scienza. - Torino: Bocca, 1888. - 328 p. - «Тюремная писанина, Исследование тюремных надписей »
  • Il delitto politico e le rivoluzioni in rapporto al diritto, all"antropologia criminale ed alla scienza di governo / Cesare Lombroso, Anthropologe Mediziner Italien; Rodolfo Laschi. - Torino: Bocca, . - 10, 555 p. - (Biblioteca antropologico-giuridica. Serie 1, vol. 9). - «Политическая преступность » в соавторстве с Родольфо Ляски
    • Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке: В 2 ч. / Ломброзо и Ляски; В пер. К. К. Толстого. - Санкт-Петербург: С.-Петерб. коммерч. типо-лит. Виленчик, . - 255 с.
      • Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке = Politicalcriminality and revolution with respect to law, criminal anthropology and state science: В 2 ч. / Ч. Ломброзо, Р. Ляски. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). - 472 с. ISBN 5-94201-200-8
  • L’anthropologie criminelle et ses récents progrès . - Paris: F. Alcan, 1890. - (Bibliothèque de Philosophie contemporaine).
    • Новейшие успехи науки о преступнике = (L’Anthropologie criminelle et ses re’cents progre’s par C. Lombroso) / Cesare Lombroso; Пер., с разреш. авт., под ред. и с предисл. магистра уголовного права Л. М. Берлина, д-р С. Л. Раппопорт. - Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1892. - , 160 с.
  • La Donna delinquente, - «Преступница »
    • Женщина преступница и проститутка / C. Lombroso & G. Ferrero; Пер. [и предисл.] д-ра Г. И. Гордона. - Киев; Харьков: Ф. А. Иогансон, 1897 (Киев). - , 478, IV, VII с.
      • Женщина преступница и проститутка: [Перевод / Ч. Ломброзо, Г. Ферреро (англ.) русск. ; Предисл. В. С. Чудновского]. - Ставрополь: Изд-во Торбы, 1991. - 223, с. ISBN 5-87524-002-4
      • … - АВАН-И, 1994. - 220 с. ISBN 5-87437-004-8
      • Женщина - преступница или проститутка / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Гордон]. - М.: Астрель, 2012. - 320 с., ил., Серия «Наука и жизнь», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38835-4
      • Женщина - преступница или проститутка / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Гордон]. - М.: Астрель, 2012. - 317 с., ил., Серия «Psychology», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38832-3
  • L’origine du baiser, 1893 (La Nouvelle Revue 1893/06, A13, T83)
    • Происхождение поцелуя = (Cesare Lombroso - «L’origine du baiser»): Пер. с фр. / Цезарь Ломброзо. - Санкт-Петербург: В. Вроблевский, ценз. 1895. - 15 с.
  • Le piu recenti scoperte ed applicazioni della psichiatria ed antropologia criminale /C. Lombroso. - Torino; Firenze; Palermo; Messina; Catania; Roma: Fratelli Bocca, 1893. - 431 p.
  • Gli anarchici: con 2 tavole e 5 fig. nel testo. - Torino: fratelli Bocca, . - 95, p. - «Анархисты, исследование по криминальной психологии и социологии »
    • Анархисты: Кримин.-психол. и социол. очерк / Ц. Ломброзо; Пер. с 2 итал. доп. изд. Н. С. Житковой. - Лейпциг; Санкт-Петербург: «Мысль» А. Миллер, 1907 (Одесса). - 138 с.
  • L’Antisemitismo e le scienze moderne, - «Антисемитизм в свете современной науки »
    • Антисемитизм / Чезаре Ломброзо; Пер. с ит. Г. З.; Вместо предисл. ст. О. Я. Пергамента: «Еврейский вопрос и народная свобода». - Одесса: Трибуна, ценз. 1906. - , VI, 73 с.
    • Антисемитизм и современная наука / Чезаре Ломброзо; Пер. с итал. Ефрема Пархомовского. - Киев: Ф. Л. Иссерлис и К°, 1909. - 146 с.
      • … - Крафт+, 2002. - 360 с. ISBN 5-93675-038-8
  • Genio e degenerazione, (Remo Sandron, Palermo), . - «Гениальность и деградация »
  • Le crime, causes et remédes, . - «Преступление, его причины и способы искоренения »
    • Преступление / C. Lombroso; Пер. д-ра Г. И. Гордона. - Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1900. - 140 с.;
      • Преступление [Текст]; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Чезаре Ломброзо; [предисл. В. С. Овчинский ]. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - VI, 313, с.: табл.; 22. - (Библиотека криминолога). ISBN 978-5-16-001715-0
Другие издания работ на русском языке
  • Безумие прежде и теперь: Пер. с ит. / Цезарь Ломброзо, проф. психиатрии в Турине. - Одесса: Н. Лейненберг, 1897. - 43 с.
  • Мое посещение Толстого / Цезарь Ломброзо. - Carouge (Geneve): M. Elpidine, 1902. - , IV, 13 с.
  • Психология поцелуя: (Cesare Lombroso - «Psycologie du baiser»): Пер. с фр. / Цезарь Ломброзо. - Санкт-Петербург: Ф. И. Митюрников, 1901. - 27 с.

Литература

  • Вульферт А. К. Оценка доктрины Ломброзо после его смерти главнейшими представителями позитивной школы уголовного права в Италии: Отдельный оттиск из N 2, 1911 г. «Юридических Записок», издаваемых Демидовским Юридическим Лицеем. - Ярославль, 1911. - 26 с.
  • Герцензон А. А. Против биологических теорий причин преступности. Очерк первый. // Вопросы предупреждения преступности. Выпуск 4. - М.: Юрид. лит., 1966. - С. 3-34.
  • Гомберг Б. Опыт изложения основных начал этиологии преступления: Ч. 1- / Б. Гомберг. - Киев: тип. 2 артели, 1911.
    • … Чезаре Ломброзо и уголовная антропология. - 1911. - IV, 160 с.
    • Люблинский П. Гомберг Б. Опыт изложения основных начал этиологии преступления. Ч. 1. Чезаре Ломброзо и уголовная антропология. Санкт-Петербург и Киев, 1911 [Текст] / П. Люблинский. // Журнал уголовного права и процесса, издаваемый при Русской Группе Международного Союза Криминалистов. - 1912. - № 1. - С. 261-263.
  • Зернов Д. Н. Критический очерк анатомических оснований криминальной теории Ломброзо: Речь, произнес. в торжеств. собр. Имп. Моск. ун-та 12 янв. 1896 г. заслуж. орд. проф. мед. фак. Д. Зерновым. - Москва: Унив. тип., 1896. - 55 с.
  • Марголин А. Д. Роль и значение Ломброзо в эволюции понятий о преступлении и наказании. - Киев: Типография С. Г. Слюсаревского, 1910. - 20 с.
  • Оршанский И. Г. Наши преступники и учение Ломброзо: Медико-психологический очерк: (Доклад, читанный на съезде естествоиспытателей и врачей в январе 1890 года в С.-Петербурге)./ [Соч.] Прив.-доц. Харьковск. ун-та И. Г. Оршанского. - С.-Петербург: Тип. Э. Арнгольда, 1891. - 20 с.
  • Павлов В. Г. Теоретические и методологические проблемы исследования субъекта преступления . // Правоведение. - 1999. - № 2. - С. 156-165.
  • Шейнис Л. Теория Тарда и Ломброзо о преступлениях анархистов / Л. Шейнис. // Вестник права. - 1899. - № 10. Декабрь. - С. 312-323.
  • Щербак А. Е. Преступный человек [врожденный преступник - нравственно-помешанный - эпилептик] по Lombroso. - Санкт-Петербург: типо-лит. П. И. Шмидта, 1889. - , 52, с.
  • Штереншис М. Чезаре Ломброзо. - Герцлия: Исрадон, 2010. - 144 с. - (Евреи и цивилизация). - ISBN 978-5-94467-092-2
  • править] См. также

Чезаре Ломброзо – итальянский врач-психиатр, криминалист. Является родоначальником криминальной (уголовной) антропологии, его часто называют отцом криминологии. Полагал, что преступность – явление биологическое, а не социальное. Родился 6 ноября 1835 года, умер 19 октября 1909 года.

Биография

Чезаре родился в Вероне в состоятельной семье. Сначала он изучал лингвистику, археологию, литературу в разных университетах, но вскоре изменил свои планы и в 1859 г. начал работать военным хирургом . В 1866 г. врач стал приглашенным лектором в г. Павия, а в 1871 г. – заведующим психиатрической больницей в г. Пезаро. В 1876 г. Ломброзо получил звание профессора судебной гигиены и медицины в университете Турина. Тогда же ученый и написал свой самый влиятельный и важный труд – «Преступный человек» (ит. «L’Uomo delinquente»), который был переведен на иные европейские языки и переиздан несколько раз.

Теория Чезаре Ломброзо

Согласно теории Ломброзо о природе преступности, преступники отличаются от обычных людей наличием некоторых физических аномалий. Знаменитый врач предположил, что преступники «возвращались» к примитивному типу древнего человека, характеризующегося специфическими физическими и психическими особенностями. Поведение таких лиц неизбежно будет вступать в противоречия с ожиданиями и правилами современного цивилизованного общества. За годы антропометрических исследований и посмертных экспертиз преступников, здоровых и душевнобольных людей Чезаре Ломброзо пришел к убеждению, что т.н. «прирожденный преступник» характеризуется в частности такими признаками, как покатый лоб, необычный размер ушей, асимметрия лица и строения черепа, очень длинные руки, прогнатизм (сильное выступание челюсти, а на нижней челюсти отсутствует подбородочный выступ) и пр. Такие особенности выступают результатом атавизма – появления у особи признаков, свойственным очень отдаленным предкам.

Каждого преступника (вор, насильник или убийца), согласно учению Ломброзо можно отличить по определенным характеристикам. К примеру, для воров характерны маленькие и блуждающие глаза, длинные пальцы, редкая борода; для убийц – большая челюсть и зубы, большой, часто загнутый нос, длинные зубы; для насильников – женственное телосложение и поведение, сиплый или высокий голос, челюсти большого размера.

Итальянский врач также утверждал, что преступники имеют менее выраженную чувствительность к прикосновениям и боли, острое зрение; отсутствие раскаяния и нравственного чувства. Они являются импульсивными, тщеславными, жестокими лицами; употребляют уголовную жаргонную лексику и чрезмерно применяют татуировки. Кроме этого, Чезаре полагал, будто больные эпилепсией совершают преступления чаще, чем здоровые лица.

Изучал Ломброзо и женскую преступность, а также отношение женщин к проституции и любви. Он полагал, что для женщин ключевым инстинктом является размножение.

Последователи и влияние

Ломброзо стал основателем антропологического направления в криминологии, уголовном праве. Он и его последователи (Рафаэль Гарофало, Энрико Ферри) предполагали применять к врожденным преступникам наиболее жестокие санкции – кастрацию, стерилизацию, смертную казнь, которые должны заменять меры, применяемые судебным органом. Антропологи не признавали основные институты уголовного права, предлагали упразднить суды и создавать административные комиссии, призванные обнаруживать черты «преступного человека» у правонарушителей, решать вопрос о соответствующих мерах безопасности.

Критика

Значительная часть критики теории Чезаре Ломброзо связана с попытками данной школы дать расистское толкование причин преступности, обосновать существование «неполноценных» национальностей и рас, которые якобы предрасположены к совершению определенных или всех преступлений.
Представления Ломброзо о физической дифференциации между преступниками и «не-преступниками» были серьезно оспорены британским ученым Чарльзом Горингом, который проделал сложную исследовательскую работу и обнаружил незначительные статистические различия. В СССР ломброзианство было объявлено псевдонаучной теорией, служащей интересам реакционной буржуазии и империалистам. Некоторые правоведы, не разделяющие взглядов марксистов, также критиковали ломброзианство за антидемократизм и пренебрежение правами человека .

Ссылки

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И. Семашко Н.А.

Чезаре Ломброзо (Lombroso), итальянский врач-психиатр и антрополог, родился 6 ноября 1835 года в Вероне. С малых лет познал Чезаре, что такое тяжелые материальные лишения. Между тем его молодость протекала бурно: он успел посидеть в крепости по подозрению в заговоре и принять участие в военных действиях (1859—1860).

Первые его труды по медицине появились, когда Ломброзо было 19 лет. Некоторые работы, в особенности о кретинизме, обратили на Ломброзо внимание профессора Рудольфа Вирхова. С 1855 года начинают появляться его журнальные статьи по психиатрии.

В 26 лет Ломброзо занимает должность директора дома для умалишенных в Пейзаро; в 1862 году он получает звание профессора психиатрии и психологии и кафедру психиатрии в Павианском университете. Ломброзо также преподавал в Падуанском, Туринском (1896) и других университетах.

Помимо психиатрии Ломброзо занимался и другими исследованиями, среди которых антропология, гипноз, передача мыслей на расстоянии и спиритизм. В результате исследований в области антропологии и криминалистики он признан основоположником антропологического уголовного права, хотя и с примесью реакционности. Но чем бы Ломброзо ни занимался, он везде оставил заметный след, пусть и с налетом некоторой эксцентричности.

Учение о прирожденном преступнике ведет свое начало с книги Ломброзо «Homo delinquent» (1876). В основе его теоретических выводов лежит концепция, что в современном ему обществе существуют люди с врожденными качествами к совершению преступлений. Обратившись к изучению личности преступника, Ломброзо исходил из предположения о наличии у него специфических анатомо-физиологических признаков, предопределяющих совершение преступления. Особый тип «преступного человека» совершает преступления, по теории Ломброзо, не из-за социально-психологических причин, а в результате генетических предначертанных наклонностей. Некоторым людям как бы предопределено судьбой совершать тяжкие преступления.

Профессор Ломброзо исследовал преступников с помощью прибора «краниографа», предназначенного для измерения размеров частей лица и головы. На основе антропологического измерения осужденных Ломброзо пришел к выводу о существовании «прирожденного преступника», обладающего особыми физическими чертами. По данным Ломброзо, для человека с преступными наклонностями характерны, например, взгляд исподлобья, более резкое очертание лицевого угла, сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы, редкие волосы на бороде и пр. Перечисленные особенности он относил к атавистическим чертам личности. На основании антропологических обследований преступников им были разработаны специальные таблицы признаков прирожденных преступников. Чувствуется, что френология Галля оказала влияние на формирование взглядов Ломброзо.

Преступник, по мнению Ломброзо, - это дегенерат, отставший в своем развитии, который не может затормаживать свое криминальное побуждение. В этой связи в целях предупреждения преступлений он рекомендовал выявлять людей с указанными им анатомическими особенностями черепа, лица и превентивно казнить или пожизненно заключать в тюрьму, ссылая навечно на необитаемые острова и т.д.

Профессор Ломброзо не единственный, кто соблазнился идеей типизации людей. Многие исследователи, занимаясь типологией, грешили переносом центра тяжести с одних факторов на другие, тогда как каждый фактор не менее важен, чем другой. В основе различного рода классификаций, предложенных в разное время врачами и психологами (Гиппократ, Гальтон, Юнг, Шелдон, Кречмер и т.д.), лежит иллюзия, что, руководствуясь несколькими параметрами, факторами, можно определить наклонности человека и на этой основе прогнозировать его поведение. История показала, что человек шире любой схемы и что, вталкивая его в очередную типологию, мы заведомо обманываемся, что знаем его сущность, понимаем его устремления и можем предвидеть его поведение.

В целях предупреждения неоправданно широкого использования типологий и абсолютизации, полученных с их помощью результатов, а также формулирования малообоснованных прогнозов, необходимо определить сферу допустимого применения результатов отдельных типологий. Практика показала, что реальность всегда сложнее умозрительных схем, даже кажущихся безупречно логичными. Ломброзо не удалось соблюсти правильные пропорции, излишне говорить, что такой параметр, как мотивация, вообще им не учитывается. Ответ на поставленный вопрос Ломброзо, как нам кажется, надо искать в различных плоскостях: с одной стороны, нужно идти в глубь человеческой личности, ее наследственности, с другой - требуется ее всесторонний социально-психологической анализ.

Проблема Ломброзо в том, что свои выводы он строил на ограниченном круге факторов. Бросается в глаза односторонность теории Ломброзо, тогда как проблема преступлений многолинейна и требует многофакторного анализа. В этой теме нельзя слишком легко удовлетворяться готовыми, находящимися под рукой объяснениями. Короче говоря, достаточно беглого взгляда, чтобы выявить, что позиция Ломброзо относится к чисто спекулятивной конструкции, лишенной эмпирических оснований.

Изучение людей, совершивших преступления агрессивного характера, все чаще приводит ученых к мысли, что в работе мозга таких людей - пусть не всегда, но гораздо чаще, чем представлялось раньше, - происходят те же отклонения, что и у психически больных. Особенно характерно это для агрессоров-рецидивистов: психиатры часто обнаруживают у них явные признаки шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивных состояний, причем такие диагнозы часто ставятся еще задолго до того, как совершается преступление. Видимо, поломки в работе серотониновых антиагрессивных механизмов лишь потому позволяют человеку переступить порог агрессивного поведения, что его мозг уже надломлен недугом.

Такую точку зрения подтверждают и исследования физиологии преступников. Как пример можно привести интереснейшее наблюдение американского химика-аналитика У. Уолча, изучавшего методом масс-спектрометрии содержание микроэлементов в волосах людей. Анализы показали: у большинства агрессоров, взрослых и подростков, в отличие от обычных людей, в волосах повышено содержание свинца, железа, кадмия, кальция и меди и понижено - цинка, лития и кобальта. Из этого, однако, не следует, что любой преступник - душевнобольной, как, конечно, и то, что любой душевнобольной - преступник. У людей с нормальным мозгом отклонения могут возникать не на физиолого-биохимическом уровне, а на уровне осознания морально-этических ценностей. Отсюда следует, что «незачем мерзости нормы списывать за счет патологии».

В книге «Criminal Man» (1895 г.) Ломброзо впервые изложил результаты использования примитивных приборов при допросе преступников. В одном из описанных им случаев следователь, беседуя с подозреваемым, с помощью плетизмографа обнаружил физиологические изменения (ускорение пульса, увеличение давления, увеличение частоты дыхания и потливости). Описанный случай интересен тем, что является, по-видимому, первым зафиксированным в литературе примером применения «детектора лжи».

Рассматривая уголовное право как отрасль физиологии и патологии, Ломброзо переносит уголовное законодательство из области моральных наук в область социологии, сближая его вместе с тем с науками естественными. Он предлагал заменить судей-криминалистов судьями новой формации, из среды представителей естественно-научной области.

Еще при жизни Ломброзо его идеи встретили решительный протест со стороны криминалистов и антропологов, доказывающих, что уголовное право - наука социальная и что ни по предмету, ни по методу исследования она не может опираться на антропологию. На Брюссельском международном уголовно-антропологическом конгрессе Ломброзо подвергся ожесточенной критике. Была доказана несостоятельность понятия «преступный человек» как особого типа, равно как и других положений, которые из своей теории выводил Ломброзо. Критика, однако, не смущает Ломброзо. Он продолжает работу и пишет новые книги. Так, после сочинения о преступном человеке («L`uomo deliguente», 1876 г.) он написал о политическом преступлении и о революциях в отношении к праву, уголовной антропологии и науки управления («Iidelitto politico e le rivoluzioni», 1890 г.); о преступной женщине («La donna deliguente», 1893 г.).

Чезаре Ломброзо критиковал взгляды Ф. Гальтона за то, что тот сближал гениальность человека с психическим расстройством. Сам же он опередил Гальтона в этом вопросе. До Ломброзо и после него многие авторы писали о невротичности гениальных людей, однако его теории суждено было обратить на себя большое внимание. В своей книге «Genio e follia» (1864) («Гениальность и помешательство»), которая наделала много шума и еще при его жизни переиздавалась более 6 раз, Ломброзо выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Причины творческого вдохновения, по Ломброзо, суть эквиваленты судорожных припадков.

Действительно, в состоянии экстаза, обрисованного Достоевским в его «Идиоте», которое овладевает иными эпилептиками перед припадком падучей болезни, возникает восторженное состояние, под влиянием которого рождается нечто новое, творческое. Под влиянием такого экстаза, например, Паскаль написал род исповеди, или завещания, которое зашил в подкладку своей одежды и всегда с тех пор носил при себе. Удивленный чтением исповеди Паскаля, академик Кондорсе счел ее чем-то вроде заклинания против дьявольского наваждения. В оправдание этой гипотезы, усвоенной также врачом Лелю, написавшим в 1846 году целую книгу об отношении здоровья этого великого человека к его гению, говорят некоторые факты, которые здесь нет возможности привести. История знает множество талантливых людей, которые страдали эпилепсией, среди них были Авиценна, Пифагор, Демокрит, Александр Македонский, Плутарх, Юлий Цезарь, Петр I, Ван Гог, Достоевский, Мольер, Наполеон I… Однако никем еще не доказано, что эпилепсия активирует талант.

В поисках общего у помешанных и гениальных Ломброзо пытался доказать, что безумство порой приводит к гениальным творениям. «Между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство», - пишет Ломброзо. Далее он говорит, что тех и других, вследствие гипертрофированной чувствительности, чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чем бы то ни было. Он говорит о способности гениев интерпретировать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всем находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность, считает Ломброзо, обусловлена большим умом, благодаря которому талантливый человек изобретательнее находит истину и в то же время легко придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Все эти аналогии автор иллюстрирует на богатом материале. В качестве примеров, подтверждающих его теорию, Ломброзо приводит целый ряд ученых, художников, писателей, поэтов и т.д.

Профессор Ломброзо и примкнувший к нему доктор Пальяни из Болоньи заявили, что признают факт передачи мысли на расстоянии. В последнем номере «Архива психиатрии» за 1880 год они представили опыты с неким французом Пикманом, который был выбран для экспериментов не случайно. Дело в том, что он давал публичные представления (идеомоторные акты, подобные тем, которые в то же самое время демонстрировал русский г-н Онофров в Уэстминстерском Аквариуме). Ломброзо утверждает, что в его опытах с Пикманом внушения не проходили обычным путем, то есть по известным каналам чувств, а происходила подлинная передача мысли.

Занимался Ломброзо и исследованием способностей медиумов к ясновидению. Сначала он не верил в их способности и даже слушать об этом ничего не хотел. Относительно приписываемой медиумам способности к ясновидению он сообщает следующее: «У Евзапии Паладино, например, зафиксировано два случая, которые с большой натяжкой можно назвать предвидением. Первый случай относился к известной краже у нее драгоценностей. Она утверждала, что будто бы об этой краже ее предупредили два повторившихся подряд в одну ночь сновидения, которые произошли за день до кражи. Однако из ее последующего рассказа стало известно, что все произошло совершенно иначе, чем привиделось во сне. Вообще говоря, Евзапию не всегда можно понять из-за свойственной ей сбивчивости. Чтобы навести справки о злоумышленнике, ей пришлось обратиться к одной из своих соперниц, сомнамбуле, госпоже Дичь-Пиано, которая указала на ее привратницу как на виновницу кражи. Это указание оказалось верным, к такому же мнению пришла вскоре полиция».

Второй случай определеннее, но на научный эксперимент похож мало. Ломброзо дважды знакомил Евзапию с личностями, выдававшими себя за ее поклонников, но которые на самом деле таковыми не являлись. В результате, даже не взглянув на них, она грубо от них отмахнулась.

Чезаре Ломброзо довел до общественности свое мнение о спиритизме: «Феномены спиритизма происходят от самих медиумов, но никак не от потусторонних сил». К медиумизму Ломброзо относился крайне враждебно до 1891 года, пока не принял участие в экспериментах с медиумом Паладино. В результате экспериментов он заявил о своем убеждении в реальности явлений спиритизма, но также, что он по-прежнему не признает спиритических теорий. После этого тема спиритизма, во всяком случае в Италии, стала достаточно животрепещущей.

Итальянский врач-психиатр и судебный медик, основатель антропологической школы в уголовном праве и соответствующего направления в криминологии, нередко называемого. "ломброзианством".

Основываясь на своих наблюдениях за отдельными заключенными, а также на сравнении антропометрических данных групп заключенных с группами солдат, пожарников, студентов и др..

Л. заявил в этой книге, что им открыт тип "прирожденного преступника", которого легко обнаружить по определенным физическим признакам ("стигматам"):

прежде всего по форме черепа, по чертам лица. морщинам и т.п. По утверждению Л., эти "прирожденные преступники" столь значительно отличаются от обычных граждан и по указанным "стигматам", и по ряду психологических свойств (например, у некоторых из них Л. отмечал поразительную нечувствительность к боли), что по существу представляют собой особую расу, породу людей, каждому из которых от рождения предопределено превратиться в опасного преступника. Публикация книги "Преступный человек", вскоре переведенной на французский и другие языки, вызвала большой резонанс. У Л. появилось немало восторженных почитателей. Некоторые из них стремились развивать его концепции,разыскивая новые "стигматы", но еще быстрее росло число решительных его противников,доказывающих прежде всего, что выводы Л. построены на случайных и непроверенных наблюдениях, а порой и на подтасованных результатах обследований и в целом лишены сколько-нибудь серьезного фактического обоснования. На протяжении своей жизни, под влиянием критики со стороны не только противников, но и сторонников его теории. Л. не раз "корректировал" свои взгляды (в частности, в нескольких переработанных изданиях "Преступного человека" и в опубликованной на французском языке книге "Преступление, его причины и способы борьбы с ним" (1899)), не отказываясь, впрочем, от. некоторых наиболее важных тезисов.

В то же время Л. допускал существование. наряду с "прирожденными" и "душевнобольными" преступниками, и разного рода "случайных" преступников. а также признал необходимость учета влияния на преступность таких социальных факторов, как нищета, неграмотность, алкоголизм.

Исследователь не ограничивается выявлением общих черт преступного человека. Он создает типологию - каждому виду преступника соответствуют лишь для него характерные черты. Убийцы. В типе убийц ясно видны анатомические особенности преступника, в частности, весьма резкая лобная пазуха, очень объемистые скулы, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок. У этих наиболее опасных преступников преобладает кривизна головы, ширина головы больше, чем ее высота, лицо узкое (задняя полуокружность головы более развита, чем передняя), чаще всего волосы у них черные, курчавые, борода редкая, часто бывает зоб и короткие кисти рук. К характерным чертам убийц относятся также холодный и неподвижный (стеклянный) взгляд, налитые кровью глаза, загнутый книзу (орлиный) нос, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей, тонкие губы, резко выделяющиеся клыки. Воры. У воров головы удлиненные, черные волосы и редкая борода, умственное развитие выше, чем у других преступников, за исключением мошенников. Воры, преимущественно, имеют нос прямой, часто вогнутый, вздернутый у основания, короткий, широкий, сплющенный и во многих случаях отклоненный в сторону.

Глаза и руки подвижные (вор избегает встречаться с собеседником прямым взглядом - бегающие глаза). Насильники. У насильников глаза навыкате, лицо нежное, губы и ресницы огромные, носы сплющенные, умеренных размеров, отклоненные в сторону, большинство из них сухопарые и рахитические блондины. Мошенники. Мошенники нередко обладают добродушной внешностью, их лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. Ломброзо удалось выявить и особенности почерка различных типов преступников. Почерк убийц, разбойников и грабителей отличается удлиненными буквами, криволинейностью и определенностью черт в окончаниях букв. Для почерка воров характерны буквы расширенные, без острых очертаний и криволинейных окончаний.

Физиогномика и френология стали предшественницами криминальной антропологии, учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо и его учеников. Ломброзо считал, что преступникам присущи аномалии внутреннего и внешнего анатомического строения, характерные для первобытных людей и человекообразных обезьян.

Ломброзо является автором идеи «прирождённого преступника». По Ломброзо, преступник - это особый природный тип. Станет человек преступником или нет - зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений характерны свои аномалии физиологии, психологии и анатомического строения

Ломброзо выделял следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам

Необычно маленький или большой рост -Маленькая голова и большое лицо -Низкий и наклонный лоб -Отсутствие чёткой границы роста волос -Морщины на лбу и лице- Большие ноздри или бугристое лицо -Большие, выступающие уши- Выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей -Высокие скулы -Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами -Кривой или плоский нос -Выдающаяся вперёд челюсть- Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа -Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы -Маленький подбородок -Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди -Длинные руки, тонкие пальцы -Татуировки на теле.

Ломброзо выделял умалишённых преступников и преступников по страсти. Ломброзо также занимался изучением влияния пола на преступность. В работе «Женщина, преступница и проститутка» он выразил мнение, что преступницы превосходят по жестокости преступников-мужчин.

Тем не менее, предложенные Ломброзо признаки не выдержали проверки практикой. Его критики указывали, что аналогичные особенности существуют и у законопослушных личностей, а какой-либо статистической разницы в частоте их встречаемости нет. Были произведены сравнительные исследования, объектами которых явились заключённые, студенты, военнослужащие и учителя колледжей. Никаких статистически значимых различий между ними выявить не удалось

Ввиду этого в более поздних работах самого Ломброзо и его учеников помимо преступников, которые совершают преступления в силу биологической предрасположенности, выделяются также те, кто может пойти на нарушение закона под действием жизненных обстоятельств (случайные преступники)

Одним из гениальнейших исследователей человеческой преступности и всех факторов и причин, влияющих на неё и её вызывающих, является учёный и исследователь Чезаре Ломброзо - итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на самого человека - преступника. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик. Причем данная типология сохраняется по сей день.

Рассмотрим, какие основные факторы по выводам Ломброзо влияют на преступность и тем или иным образом определяют её:

1. Наследственность. Вопрос наследственности является одним из важнейших - ибо известно, что именно дети преступников весьма часто унаследуют от своих родителей. Поскольку многие дегенеративные черты вырождения, напрямую связанные с преступными наклонностями, передаются по наследству, то очевидно, что вместе с этими чертами потомкам передаются и эти наклонности. Во многих странах известны целые поколения мошенников и воров, также как поколения насильников и поколения проституток. Изучая биографию многих известнейших преступников, становится заметно, что в значительном количестве случаев среди предков их также были бандиты и разбойники.

2. Температура. Известно, что температура окружающей среды в значительной степени влияет на количество преступлений. Статистика и физиология человека доказывают, что большинство наших отправлений находится в зависимости от теплоты. Понятно отсюда, каково должно быть влияние крайних степеней ее на психику человека. Излишняя теплота возбуждает подобно алкоголю нервные центры, не делая, однако, человека инертным.

3. Времена года. В тесной связи с предыдущим пунктом находится этот. По статистике Герри оказывается, что в Англии и во Франции убийства и изнасилования преобладают в жаркие месяцы. К таким же результатам относительно Италии пришел и Курчо.

4. Метеорологические влияния. Директора тюрем подметили то общее явление, что заключенные обнаруживают обыкновенно наибольшее возбуждение перед наступлением гроз и в период первой четверти луны. Ввиду того, что душевнобольные, которые во многом сходны с преступниками, очень чувствительны к температурным и барометрическим колебаниям и фазам луны , вполне вероятно, что это свойственно также и преступникам.

5. Орография и геология. Во Франции изнасилования, достигающие в гористых местностях 35 % и в холмистых 33 % общего числа преступлений, гораздо более многочисленны на равнинах, где они доходят до 70 % благодаря тому, что население более скученно и многочисленно вследствие обилия больших городов.

То же можно сказать о преступлениях против собственности, которые, в противоположность преступлениям против личности, достигают на равнинах 50 %, а в холмистых и гористых местностях уменьшаются до 47 и 43 %.

6. Влияние расы. Значительно на преступность влияет раса человека - известно, что есть целые народы, предрасположенные к разного рода преступлениям и воровству. Известно, что в России до конца 19 века, по словам Анучина, большинство воров в столице оказывалось родом преимущественно из Бессарабии, и сравнительно край этот давал наибольший процент осужденных. Здесь можно наблюдать, как преступность переходит от семейства к семейству. В Германии местности, в которых находятся цыганские колонии, особенно изобилуют женщинами воровками.

В Индии существует племя зака каиль, живущее исключительно воровством. Когда у них рождается мальчик, они совершают над ним обряд, продевая его через отверстие, проделанное в стене, и произнося при этом три раза: «Будь вором!»

7. Цивилизация. Как это ни странно, но именно цивилизация в её современном виде значительно способствует росту и развитию преступности. Цивилизация благодаря железным дорогам, развитию промышленности и бюрократии способствует, как известно, появлению крупных центров с огромным населением. Именно в этих центрах скапливается всегда больше всего так называемых привычных преступников, которые находят в них наилучшие условия для своей преступной деятельности и которым легче скрываться здесь от бдительного ока правосудия. «Человеку, – говорит Бертильон, – свойственна особая, довольно сильная наклонность воспроизводить в области чувств и поступков именно то, что он видит вокруг себя. Благодаря некоторым условиям наклонность эта может до того усиливаться, что воздух как бы насыщается действующими началами тех или других мыслей и поступков, влияющих на людей и заражающих их в известном смысле. Среди лошадей, собранных вместе в больших количествах, часто наблюдается, как известно, наклонность к развитию содомии».

Вышеприведенная причина наряду с хорошим и обильным питанием и известным параллелизмом, существующим между развитием половых органов и центральной нервной системы, объясняет нам отчасти значительное увеличение преступлений против нравственности, характерных для настоящего времени, и огромное распространение, особенно в крупных центрах, проституции. В этих же условиях кроются и причины более сильной преступности, наблюдаемой в цивилизованных странах у женщин, толкаемых на путь преступления преимущественно ложным стыдом их бедности, жадностью к роскоши и почти мужским воспитанием , дающим им, в силу их занятий, возможность совершать такие преступления, как подлоги, мошенничества и т. п.

Помимо этого цивилизация влияет на увеличение количества преступлений, повышая число душевных заболеваний, алкоголиков и усиливая употребление возбуждающих средств, почти совершенно неизвестных в некультурных странах и ставших насущной потребностью человека цивилизованного общества.

После всего сказанного нам еще более понятно станет и без цифр, каким образом должна влиять на увеличение преступлений скученность в тюрьмах, в которых, по словам самих заключенных, величайшая испорченность окружается ореолом славы, а добродетель считается стыдом. Цивилизация, способствующая умножению крупных тюремных центров, дает тем самым особенное напряжение преступности, особенно когда она связывает с ней благотворительные и филантропические учреждения (школы, патронаты). Современная система наказаний ни в коем случае не может влиять на исправление закоренелого преступника.

Исправительные заведения, возникающие благодаря истинно гуманным чувствам человеколюбия, оказывают на самом деле вследствие одного только скопления в них испорченных и негодных индивидов совершенно другое действие, обратное той цели, для которой они созданы.

8. Цены на продовольствие и питание. Чрезвычайно интересно, что некоторые факторы, влияющие на преступления, взаимно воздействуют друг на друга. Зависимость между и преступностью выражается в том, что по мере падения цен на продовольствие и питание уменьшаются преступления против собственности (кроме поджогов) и, напротив, увеличиваются преступления против личности, особенно же изнасилования - хотя в некоторых местностях эта закономерность не соблюдается. В целом же вполне логично, что чем дороже продовольствие, тем меньше людей низшего достатка может себе позволить его купить, а значит тем большее их количество будет подталкиваться к соблазну совершить преступление.

15. Отвращение к труду. Следует заметить, что преступники в большинстве случаев только номинально занимаются теми или другими профессиями, настоящее же их занятие – бездельничанье.

Существует множество мнимых столяров, слесарей и тому подобных мастеровых, то есть преступников, содержавших мастерские, снабженные всеми инструментами для отвода глаз, но совсем не занимавшихся своим ремеслом.

Примерно от 60 до 70% всех преступников не имеют никакой профессии. Преступник питает отвращение, собственно, ко всякой правильной регулярной работе: он не может примириться с тем, что в обществе всякий его член должен в каждый известный момент отправлять то или другое назначение свое, подобно тому как в часовом механизме несет свою функцию каждая, даже мельчайшая часть его. Неспособные противостоять своим постоянно меняющимся капризам, будучи до известной степени инертными и в то же время импульсивными, преступники находятся в вечной войне с тем обществом, которое не соответствует их наклонностям.

Значительная часть преступников является просто лентяями и бездельниками.

Совершенно справедливо замечает Марро, что «примитивный, некультурный человек отличается от цивилизованного именно своей неспособностью к подобному, продолжительному, настойчивому труду и что весь прогресс человеческий к тому именно и сводится, чтобы, по возможности, развить и укрепить эту способность в человеке».

«Всякий правильный труд, – говорит он далее, – должен удовлетворять двум основным условиям: он должен, именно, быть полезен индивиду, который совершает его, и обществу, среди которого он живет.

Труд преступника характеризуется тем, что он полезен только ему, но вреден обществу.
Если же труд этот вреден и совершающему его, и обществу, то он характеризует уже не преступного, а психически больного человека.

(по книге Ч. Ломброзо "Преступный человек")

Загрузка...
Top