Альфред стиглиц. Альфред Стиглиц Alfred Stieglitz Альфред стиглиц фотографии с названиями

Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) - американский фотограф, владелец нескольких галерей, издатель, родился 1 января 1864 года в городе Хобокен, штат Нью-Джерси. Он был старшим ребенком в богатой еврейской семье выходцев из Германии. В 1867 году семья переехала из Хобокена в Нью-Йорк, а в 1881 году вернулась в Германию для того, чтобы дети получили хорошее европейское образование. Альфред, начиная с 1882 года, учился на отделении инженеров-механиков в берлинской Высшей технической школе и в Берлинском университете. Помимо учебы, основную часть времени он посвящал фотографии. С 1883 года Стиглиц начал обучение в студии Г. Фогеля, ученого-фотохимика, который делился с ним научными и техническими основами фотографии. С 1885 года Стиглиц периодически публиковал свои фотографии и статьи в профессиональных европейских и американских журналах, а в 1887 году получил свою первую фотопремию на лондонском конкурсе фотографов-любителей. В США Стиглиц вернулся вместе с семьей в 1890 году и стал совладельцем мастерской фотогравюр. В течение 10 лет он получил более 150 различных премий и наград и завоевал репутацию одного из значимых специалистов фотоискусства.

Четыре года, начиная с 1893 года, Стиглиц посвятил поискам себя. Сначала он стал главным редактором журнала «Американский фотограф-любитель» (American Amateur Photographer), через год ушел из мастерской фотогравюр, еще через год - с поста редактора, после чего создал новое объединение нью-йоркских фотографов «Камера-клаб оф Нью-Йорк» (The Camera Club of New York) и стал его вице-президентом, в 1897 году занял пост редактора собственного издания «Камера ноутс» (Camera Notes).

В 1902 году Альфред Стиглиц основал авангардное движение «Фото-Сецессион» (Photo-Secession). Официальным печатным органом группы на следующие 14 лет стал журнал Camera Work, а уже в 1905 году у него появилась собственная галерея «Маленькая галерея Фото-Сецессион» (Little Galleries of the Photo-Secession), более известная под названием «Галерея 291». Такое название галерея получила благодаря своему адресу: Пятая авеню, 291. В ней выставлялись не только фотографии, но и картины современных художников - Матисса, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо, Брака, Родена, О’Киф. Не всегда выставки пользовались успехом, некоторые вызывали недовольство даже товарищей Стиглица по Camera Club, не говоря уже о нападках критиков. В 1911 году провалилась выставка-продажа картин Пикассо. Из сотни работ был продан только один рисунок, второй купил сам Стиглиц.

В 1916 году в своей галерее Стиглиц выставил работы молодой художницы Джорджии О’Киф, при этом даже не спросив разрешения у нее самой. Узнав об этом, Джорджия потребовала снять свои картины, но Стиглиц отказал. Эта встреча положила начало сотрудничеству, дружбе и любви, которые продлились долгие годы.

Вскоре жена Стиглица, из состояния которой в основном и финансировались его многочисленные творческие проекты, застала мужа за съемкой обнаженной Джорджии и выгнала их обоих из дома. Через некоторое время супруги окончательно расстались, и в 1924 году Стиглиц и О’Киф узаконили свои отношения. Однако идиллия длилась недолго.
Свободолюбивая Джорджия не раз влюблялась в учеников Стиглица, уезжала, жила как ей нравилось, но всегда возвращалась назад. Впрочем, и сам Стиглиц не отличался безгрешностью: у него были любовницы, одной из которых стала жена его любимого ученика Пола Стренда. Но самой тяжелой для Джорджии оказалась связь мужа с 22-летней ученицей и моделью Дороти Норман. В 1929 году О’Киф ушла от Стиглица и переехала в штат Нью-Мексико, где пыталась «возродиться из пепла» при помощи творчества. И это ей удалось - именно благодаря работам того периода она получила всемирное признание после смерти Стиглица.

Летом 1946 года у Стиглица случился очередной сердечный приступ. Умер он, так и не придя в сознание, 13 июля 1946 года.

Ю. Головцова. Статья составлена по материалам http://re-actor.net/

Фотоработы

Починка сетей. 1894

Образом этой важной для Стиглица фотографии “ Починка сетей”,является молодая голландская женщина,сосредоточенная на ремонте рыболовной сети на дюнах в Кэтвик / Katwyk в Северной Голландии.В 1899 году,в публикации фотографического журнала Life Стиглиц говорит, что это «Моя любимая фотография»."Это самая сложная и трудноразрешимая задача выделить одну из моих фотографий как лучшую. Но раз вы настаиваете,то это должно быть сделано. Возможно, если у меня и есть какие-либо предпочтения, то это может быть Починка сетей, так как она привлекает меня все больше и больше, и со временем проявляются её достоинства.Эта картина приносит перед моим мысленным взором бесконечную поэзию самого живописного и увлекательного мира людей, простых голландских рыбаков. Многие художники с удовольствием изучали и изображали их в искусстве и литературе.Этот снимок стал результатом длительного изучения..Он говорит о жизни молодых голландских женщин и каждый стежок в починке рыболовной сети,есть зачаток их существования.И все это порождает поток поэтической мысли у тех кто смотрит на её сидящую на огромных и бесконечных дюнах и трудящуюся с серьезностью и спокойствием,столь характерным для этих крепких людей.Все её надежды сосредоточены в этом занятии,это её жизнь”.

Разговоры на берегу. 1894

Наблюдающие за возвращением. 1894

Альфред Стиглиц – Alfred Stieglitz 1864-1946 ,великий американский фотограф. Родился 1 января 1864 года в США городе Хобокен в штате Нью-Джерси в богатой еврейской семье эмигрантов из Германии.Родители Альфреда хотели дать детям хорошее европейское образование и в 1881 году вернулись в Германию. В Берлине Альфред поступил в Высшую техническую школу на машиностроительный факультет. В 1883 году гуляя по Берлину он заметил в витрине магазина фотокамеру: «Я купил ее, принес в свою комнату и с тех пор практически не расставался с ней. Она очаровала меня, сначала это было для меня увлечением, после – страстью», – вспоминал он позднее. Некоторое время он занимался под руководством профессора-фотохимика Германа Вильяма Фогеля, но главным его учителем стал окружающий мир.Молодой человек много путешествовал по Европе, почти не разлучаясь со своей камерой, фотографировал городские и природные ландшафты, крестьян, рыбаков в Германии, Италии и Нидерландах.В 1884 году его родители вернулись в Америку, но Стиглиц оставался в Германии до конца десятилетия. В 1887 году Стиглицу была присуждена награда на конкурсе фотографов-любителей в Лондоне – он получил серебряную медаль из рук Питера Генри Эмерсона автора знаменитой книги «Натуралистическая фотография для изучающих искусство».

“Последняя шутка Белладжио” 1887 год,за которую Стиглиц получил свою первую медаль.

Вернувшись в США, издавал журналы по фотоискусству, в 1902 организовал в Национальном художественном клубе Нью-Йорка выставку фотографий, имевшую большой успех. Он был первым фотографом, чьи произведения вошли в собрания ведущих музеев США и стали экспонироваться наряду с картинами знаменитых художников.Создал и возглавил группу Фото-сецессион, куда входили Эдвард Стейхен, Кларенс Уайт, Элвин Лэнгдон Коберн. В 1905-1917 был директором фотогалереи 291 на 5-й авеню, а затем ещё нескольких фотогалерей. Представил известной своими консервативными вкусами американской публике новейшее искусство Европы - живопись Сезанна, Матисса, Брака, Пикассо, Дюшана и др. По оценке «Британники», Стиглиц «почти в одиночку втолкнул свою страну в мир искусства XX века».С 1916 работал в постоянном контакте с Джорджией О’Киф, в 1924 они стали мужем и женой. Создал около 300 фотоснимков О’Киф. Дружил и сотрудничал с Анселом Адамсом. Оставил фотографию в 1937 из-за тяжёлой сердечной болезни.Альфред Стиглиц скончался 13 июля 1946 года

***

Венеция 1894

Венецианский канал 1897

Паула. 1889

Портрет молодой женщины. 1898

Весна. 1901

Париж. Бульвар после дождя. 1894

Он нередко возвращался к одному и тому объекту на протяжении недель и даже месяцев, дожидаясь... он и сам не знал, чего именно он ждет.– Зачем ты без конца снимаешь это здание? – как-то спросил его отец.– Жду момента, когда оно двинется на меня, – ответил фотограф. – Это не здание, это образ Америки. И я хочу его уловить.

Вид на Шелтон. 1931

Нью-Йорк. 1905 На этой фотографии хорошо видно что в начале 1900-х годов в Америке были весьма снежные зимы.

Пятое авеню зимой. 1905

«Следует выбрать место и затем старательно изучать линии и освещение», – учил Стиглиц, – «Потом наблюдайте за проходящими фигурами и выжидайте момента, когда все будет уравновешено, то есть когда будет удовлетворен ваш глаз. Нередко это означает ждать часами. Мой снимок "Пятая авеню зимой" – результат того, что 22 февраля 1893 года я три часа стоял в метели и поджидал подходящий момент». В другой раз он рассказывал об этом снимке более подробно: «Перспектива улицы выглядела очень многообещающе... Но не было сюжета, не было драмы. Через три часа на улице появилась конка, которая пробивалась сквозь метель и летела прямо на меня. Возница хлестал лошадей по бокам. Это было то, чего я ждал»

Здесь вы видите оригинал фотографии “Пятая авеню зимой” на котором хорошо показано как важно кадрирование в фотографии.Поскольку кадрирование позволяет отсечь все лишнее и сфокусировать внимание на сюжетно важной части снимка.

Пятая авеню. 1900

Альфред Стиглиц – Alfred Stieglitz

SAHALLIN

Нью- Йорк. 1910

Терминал 1893

Огни ночного Нью-Йорка. 1896

Сделано человеком. 1902

На центральных путях Нью-Йорка. 1903

Дирижабль. 1910

Аэроплан. 1910

Горный пейзаж. 1894

Альфред Стиглиц - Alfred Stieglitz

Мать Хедвига Стиглиц 1845-1922 Отец Эдвард Стиглиц 1833-1909

Альфред Стиглиц – Alfred Stieglitz

часть вторая

Далее я представляю подборку цветных автохромов сделанных Стиглицем в период 1907 - 1924 год.После того как в 1907 году братьями Люмьер был изобретен общедоступный процесс цветной печати под названием автохром.Стиглиц как и многие другие фотографы начал активно осваивать этот процесс и сделал довольно много цветных фотографий.Но из за несовершенства цветного слоя в автохроме и проявочного процесса результаты получались крайне нестабильные.,что часто приводило к искажению и блеклости цветов.Кроме того цветной фотобумаги тогда не было и пластины автохрома существовали только в одном экземпляре,да те надо было просматривать на свету с помощью специальных приборов.Поэтому Стиглиц вскоре потерял интерес к цветному автохрому и вновь вернулся к черно-белой фотографии.Также далее вы можете увидеть черно-белые фотографии Джорджии О Киф,второй жены Стиглица.

Селма Шуберт / Selma Schubart

Флора Стиглиц Страус / Flora Stieglitz Straus

Альфред Стиглиц со своей первой женой Эммилией Стиглиц.

Эммилия Стиглиц и Кетрин Стиглиц дочь Альфреда Стиглица.

Кетрин Стиглиц.

Джон Обермайер и Кетрин Стиглиц.

Альфред Стиглиц с журналом Camera Work.Фотография Эдварда Штейнхейна.1907

Альфред Стиглиц и Джорджия О Киф.

Ребекка Солсбери / Rebecca Salsbury

Он вступил в общество фотографов и стал редактором журнала "American Amateur Photographer". Именно Стиглиц стал и основателем общества "Photo-Secession" в 1902 году.


Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) родился в 1864 году в Хобокене, штат Нью-Джерси (Hoboken, New Jersey). Был он первым сыном в семье немецко-еврейских иммигрантов Эдварда Стиглица (Edward Stieglitz) и его жены Хедвиг Энн Вернер (Hedwig Ann Werner). Отец его в то время был лейтенантом в союзной армии, однако позже он сумел уйти из армии и вплотную занялся воспитанием Альфреда, желая видеть его образованным человеком. Впоследствии в семье появилось еще пятеро детей.

В 1871-м юного Альфреда отправили в Charlier Institute – лучшую на тот момент частную школу в Нью-Йорке (New York).

В 1881 году Эдвард Cтиглиц продал свою компанию, и вся семья на несколько лет переехала жить в Европу. C 1882-го Альфред учился в Высшей технической школе Берлина (Technische Hochschule), именно тогда он серьезно увлекся фотографией.

В 1884 году его родители вернулись в Америку, но Альфред оставался в Германии до конца десятилетия. В то время Стиглиц начал собирать собственную библиотеку – позже его собрание книг по фотографии станет самым лучшим в Европе и США. Он много читал и именно тогда сформулировал свое первоначальное мнение о фотографии и эстетике.

В 1887 году он написал свои первые статьи, в том числе и "A Word or Two about Amateur Photography in Germany" для нового британского журнала "Amateur Photographer". Вскоре Стиглиц начал регулярно писать на тему технических и эстетических аспектов фотографии для немецких и английских журналов.

В том же году он представил несколько собственных фотографий на конкурс "Amateur Photographer", и его работа под названием "The Last Joke, Bellagio" получила 1-е место.

Следом он выиграл и еще пару призов в том же издании, и с этого времени имя фотографа Стиглица начало приобретать известность в Европе, его работы начали появляться на страницах и других изданий.

Несмотря на очевидный успех в Европе, в 1890 году Стиглиц вернулся в Америку. Возвращался он весьма неохотно, однако отец его пригрозил перестать выплачивать ему пособие на жизнь, если он не желает быть вместе с семьей. Кстати, незадолго до этого в семье произошла трагедия – младшая сестра Альфреда Флора (Flora) умерла во время родов.

Вообще, Альфред, которому тогда было чуть более 25 лет, считал американскую фотографию ущербной, ибо снимки в США рассматривались лишь как отображение действительной жизни, в то время как Стиглиц уже давно понял, что фотография – это прежде всего искусство. "Фотография в том виде, в каком я ее понимал, в Соединенных Штатах почти не существовала", - писал он позже.

Впрочем, как показало время, его приезд в Штаты оказался настоящим прорывом – молодому Стиглицу

удалось практически в одиночку заинтересовать страну "новой" фотографией, тем самым открыв Америке мир искусства фото.

Снимки его по тем временам были более чем новаторскими. Стиглиц не создавал репортажей своими фотографиями, он просто выходил за рамки того, что до него считалось в Америке фотографией. Он бродил по улицам, снимал интересные для него детали, печатал их и… продолжал оставаться непонятым.

Примечательно, что Стиглиц никогда не увеличивал свои снимки, никогда их не ретушировал и не признавал никаких профессиональных трюков по приукрашиванию действительности.

Скоро он вступил в общество фотографов и стал редактором журнала "American Amateur Photographer". Именно Стиглиц стал и основателем общества "Photo-Secession" в 1902 году.

В 1905-м он открыл небольшую галерею в здании 291 на Пятой авеню в Нью-Йорке. Работы Стиглица, как и других нью-йоркских фотографов выставлялись в галерее вместе с работами Матисса, Хартли, Вебера, Руссо, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо, а также с японскими эстампами и африканской резьбой по дереву. Впрочем, знакомство американской публики с признанными мастерами шло весьма сложно; так, к примеру Стиглицу пришлось вернуть все работы Пикассо, так как выставка художника с треском провалилась - "такое" искусство никак не могло быть принято американцами.

За долгие годы работы Стиглиц собрал огромное количество фото на разные темы. Особое место в коллекции Альфреда занимают фотографии его жены - художницы Джорджии О`Кифф (Georgia O"Keeffe). Кстати, женитьба эта была для него не первой – с первой своей супругой, Эмилией Обермейер (Emmeline Obermeyer), он расстался именно из-за Джорджии, которая оставалась его другом, женой и коллегой до самой смерти.

В 1938-м Альфред перенес серьезный сердечный приступ, и с этого момента его здоровье лишь ухудшалось. Альфред Стиглиц умер 13 июля 1946 года; по его пожеланию на его похоронах присутствовали лишь несколько ближайших друзей и члены семьи.

Известно, что Стиглиц, даже став признанным мастером фотографии, очень редко продавал свои работы. Его коллекция на момент смерти в 1946 году содержала около 1300 снимков, которые Джорджия О`Кифф позже передала американским музеям.

Сегодня влияние Альфреда Стиглица на искусство фотографии в США, как и на всю культурную жизнь в целом, недооценить просто невозможно. Так, всю свою жизнь он упорно и последовательно добивался признания фотографии искусством, а также взял на себя весьма непростую миссию воспитания художественной элиты в Америке.

"На фотографии реальность такая утонченная, что она становится реальнее, чем сама реальность", - говорил фотограф.

Родился в США, в штате Нью-Джерси, в Хобокене в самый первый день нового 1864 года - 1 января. Его родители - богатая еврейская семья, эмигрировавшая в Америку из Германии. Когда мальчику было 11 лет, он очень любил бывать в местном фотоателье и наблюдать за чудесами, происходящими в фотолаборатории. Как-то он увидел, как фотограф ретушировал негативы. Старый мастер объяснил Альфреду, зачем нужна ретушь: для того, чтобы человек на фотографии выглядел более естественным. «Я бы не стал этого делать» - не стесняясь, ответил паренёк профессионалу. Эту историю исследователи жизни и творчества великого фотомастера, для того чтобы подчеркнуть его легендарность, обычно начинают со слов «рассказывают, что.». Но, что интересно, даже тогда, когда имя Стиглица уже было известно всему миру, мастер никогда не ретушировал свои негативы.

В 1881 году семейство Стиглицев вернулось на родину с целью дать своим детям классическое европейское образование. Вскоре после возвращения Альфред поступает на машиностроительный факультет Берлинской Высшей технической школы. В первые же месяцы жизни в Германии молодой человек увлекся живописью, литературой, авангардным искусством, познакомился с его представителями. А вскоре, в 1883 году, прогуливаясь по одной из берлинских улиц, он забрел в магазин и увидел на его витрине фотокамеру. Молодой человек купил ее. Фотокамера просто очаровала Альфреда. Он с ней не расстался долгое время. Фотография стала увлечением студента. А потом это увлечение переросло в страсть. Первое время он занимался любимым делом под руководством Германа Вильяма Фогеля, профессора-фотохимика. Но, тем не менее, основные уроки фотографии Стиглицу преподал окружающий мир.

Во время своих многочисленных путешествий по Европе молодой Стиглиц практически не разлучался с фотокамерой. Он очень много фотографировал. В объектив Альфреда попадали и крестьяне, и рыбаки, и жители разных европейских городов. Не чужды ему были и пейзажи, причем, как городские, так и сельские. Для Стиглица этот начальный период творчества был временем экспериментов. Альфреда тогда больше привлекали технические возможности фотографии. Один из его снимков того времени был сделан с экспозицией ровно сутки: 24 часа! На нем был изображен автомобиль, стоящий в темном подвале. Всё освещение - одна тусклая лампа. Техника фотографии и фотоискусство увлекало Альфреда всё больше и больше. И уже в 1887 году в Лондоне, на конкурсе фотографов-любителей он получает свою первую заслуженную награду - серебряную медаль. Вручал её Стиглицу сам Питер Генри Эмерсон, автор известной книги «Натуралистическая фотография для изучающих искусство».

В 1890 году Альфред Стиглиц вернулся на свою родину, в Нью-Йорк. И стал партнером в фирме, которая изготавливала фотогравюры (Photochrome Engraving Company). Но главной страстью начинающего коммерсанта так и осталась фотография. И фотография любила Альфреда. За последнее десятилетие 19 века фотограф стал обладателем полутора сотен наград, полученных им не только у себя на родине, но и во многих других странах мира. Причина тому - не только феноменальный талант Стиглица, но и его вызывающая восхищение трудоспособность. Он считал, что при съемке первым делом нужно выбрать место, а потом изучать линии объектов, различные виды освещения. Нужно так же наблюдать за изменениями, происходящими в кадре, за людьми, которые в нем появляются и исчезают. Необходимо дождаться момента, в который композиция будущего снимка придет в полную гармонию. А этого порой приходится ждать часами. Один из известных снимков Стиглица - «Пятая авеню зимой», был сделан 22 февраля 1893 года. Три часа в сильную метель автор выжидал подходящий момент! Вот как он сам потом об этом рассказывал: «Перспектива улицы выглядела очень многообещающе... Но не было сюжета, не было драмы. Через три часа на улице появилась конка, которая пробивалась сквозь метель и летела прямо на меня. Возница хлестал лошадей по бокам. Это было то, чего я ждал». К одному и тому же объекту мастер возвращался порой по много раз, зачастую спустя недели и месяцы. Он признавался, что порой даже не знал, чего каждый раз ждал от этого объекта. Однажды отец спросил Альфреда: зачем ты так много раз фотографируешь это здание? Фотограф ответил: Я просто выжидаю момент, когда само здание двинется на меня. Ведь оно - образ всей Америки, и я хочу уловить этот образ. Стиглиц не старался искать экзотическую натуру. Он любил, как он сам говорил, исследовать исследованное. И находил сюжеты для снимков порой у самой двери своего дома.

С самого начала своей творческой деятельности в области фотографии Альфред чувствовал некое пренебрежение художественной элиты к своему творчеству. Его приятели-художники открыто говорили Стиглицу, что они завидуют ему. Считали, что его фотографии намного лучше, чем их картины. «Но ведь фотография - это не искусство» - считали художники. Альфред не понимал тогда, как возможно такое: с одной стороны считать работу восхитительной. а с другой - полностью отвергать её как нерукотворную. Фотографа возмущало то, что художники ставили свои работы намного выше его работ только из за того, что они созданы руками. Он не мог смириться с этим и начал бороться за признание фотографии новым художественным средством самовыражения автора, за то, чтобы искусство фотографии было уравнено в правах с другими формами и видами изобразительных искусств.

В 1893 году Альфред Стиглиц возглавил журнал «Американский фотограф-любитель» («American Amateur Photographer»). Но очень скоро в коллективе возникли проблемы. Коллеги стали считать нового главного редактора излишне авторитарным, и уже в 1896 году он покидает журнал. И почти сразу же берется за мало кому тогда известный журнал «Camera Notes», который выходил под покровительством общества любителей фотографии «The Camera Club of New York». Это издание было серьезно ограничено в финансовом положении, по причине крайней экономии его авторы и фотографы (за редким исключением) даже не получали гонорар. В определенные периоды издание журнала было настолько убыточным, что редактору приходилось вкладывать в его производство личные средства, благо, что средства на это у Стиглица были. Но всё это не смущало редактора. Ведь теперь он имел отличную трибуну для того, чтобы продвигать свои идеи, популяризировать себя и своих друзей как фотографов.

В начале 1902 года Чарльз Де Кэй, директор «National Arts Club», предложил Алфреду Стиглицу заняться организацией фотовыставки современных американских мастеров. В клубе разгорелись тогда нешуточные страсти. Повод - чьи работы должны участвовать в этой выставке. Стиглиц, как организатор, не мог добиться единодушия среди коллег. И тогда он принял хитрое решение: за две недели до открытия выставки из сторонников своей точки зрения он сформировал инициативную группу, которой и поручил заняться отбором работ. Интересно, что эта группа вошла в историю фотографии под названием «Photo-Secession». Датой ее основания считается 17 февраля 1902 года.

На открытии этой выставки, которая впоследствии имела огромный успех, Гертруда Кейзебир, американский фотограф, один из крупнейших мастеров пикториализма, прилюдно спросила Стиглица: Что это за группа, и может ли она считать себя её членом. Стиглиц парировал: - А вы сами чувствуете себя её членом? Гертруда ответила утвердительно. Тогда Альфред улыбнулся: - Ну вот и славно. Этого уже достаточно. Но когда этот же вопрос ему задал Чарльз Берг, участник только что открывшейся выставки, Стиглиц грубо и авторитарно ответил ему отказом. После этого случая многие поняли, что только сам Стиглиц, лично, принимает решение о членстве того или иного фотографа в Photo-Secession. И решение основателя группы никакому обжалованию не подлежит.

Членами клуба стали практически только друзья и любимчики основателя и бессменного председателя Стиглица: Кларенс Уайт, Эдвард Стейхен, Фредерик Холанд Дэй, Гертруда Кайзебир, Франк Юджин. Позже в группу был принят Элвин Лэнгдон Кобюрн. Вскоре у Photo-Secession появился и свой печатный орган - журнал «Camera Work». Он издавался 14 лет.

1905 год ознаменован для Альфреда Стиглица тем, что он основал «Маленькую галерею Photo-Secession» («Little Galleries of the Photo-Secession »). Правда известна она стала под другим названием - «Галерея 291», так как располагалась на Пятой авеню в доме номер 291. На стенах этой галереи стали появляться не только фотографии, но и работы современных художников: Сезанна, Ренуара. Матисса, Мане, Родена, Пикассо, Брака... Но успех этим выставкам сопутствовал не всегда. Суровы были не только критики, но и простая публика. Прошедшая в 1908 году выставка Матисса подверглась не только разгрому со стороны искусствоведов, но и вызвала протест друзей Стиглица из «Camera Club». Обида мастера была настолько серьезной, что он покинул ряды группы и больше никогда в нее не возвращался.

Полным крахом закончилась и выставка-продажа работ Пикассо в 1911 году. Позже Стиглиц с сокрушением вспоминал, что он продал всего один рисунок художника, сделанный им, когда он был двенадцатилетним мальчиком. Да и то эту покупку совершил сам Стиглиц. «Когда я возвращал Пикассо его непроданные работы, мне было очень стыдно перед мастером - вспоминал потом галерист. - В продаже они были по 20-30 долларов за штуку. Всю выставленную коллекцию можно было приобрести за пару тысяч долларов. Потом эти работы были предложены директору музея Метрополитен. И он ничего примечательного в работах Пикассо не увидел. Сказал: такие безумные веши Америкой приняты не будут никогда». Тем не менее, «Little Galleries of the Photo-Secession» пользовалась большим успехом у творческой молодежи Америки. Осенью 1908 года в галерее прошла выставка рисунков Родена. Джорджия О"Киф, бывшая в те годы студенткой Колумбийского колледжа, впоследствии ставшая известной в США художницей и женой Альфреда Стиглица, вспоминала, что их преподаватели рекомендовали своим студентам сходить на эту выставку «на всякий случай» - а вдруг в этом есть что-то. А возможно - и нет ничего. Но пропустить это нельзя. «Организатором этой выставки - позже писала она - был странный сердитый человека. которого я обходила стороной. Его волосы, брови и усы росли в разные стороны и стояли торчком. Но рисунки Родена меня поразили не только своей откровенностью, но и тем, что были сделаны совсем не так, как нас учили».

Спустя несколько лет после выставки Родена Альфред Стиглиц выставил работы самой Джорджии. Причем, безо всякого разрешения с её стороны. Возмущенная молодая художница очень скоро прибыла в студию и прямо спросила Стиглица: «Кто вам разрешил выставить мои работы?». «Никто» - совершенно спокойно и невозмутительно ответил ей Стиглиц, надевая пенсне. Дальше диалог происходил примерно так:

А вы не сможете этого сделать, так же, как не сможете умертвить собственного ребенка.

Тем не менее, я требую этого - воскликнула Джорджия и тут же неожиданно рассмеялась.

В таком случае, я требую ленча - парировал Альфред и улыбнулся.

Именно эта встреча послужила началом их дружбы, сотрудничества и любви, продолжавшейся до самой кончины Альфреда Стиглица. Вскоре после выставки Джорджии жена Стиглица Эмелина застала Альфреда в момент, когда он фотографировал свою возлюбленную обнаженной, и выгнала творцов прекрасного на улицу. После этого случая супруги Стиглиц расстались навсегда. Но, с потерей Эммелины, которую не очень то и любил, Альфред потерял и её состояние, благодаря которому он, в общем то, и финансировал в основном все свои многочисленные проекты. В 1917 году прекратила существование и любимое детище Стиглица - «Little Galleries of the Photo-Secession ». Конечно, Альфред не стал нищим, но, тем не менее, поддерживать художников финансово он уже не мог. «Это очень хорошо - сказала потом Джорджия - голодные художники лучше пишут»

Официально Альфред и Джорджия узаконили свой брак в 1924 году. Но, тем не менее, огромная разница в возрасте между супругами - 24 года! - не могла не отразиться на их дальнейших взаимоотношениях. Молодая, красивая, дерзкая и талантливая О"Киф пользовалась популярностью в обществе и то и дело влюблялась в учеников своего мужа. Первым её возлюбленным в ту пору стал начинающий талантливый фотограф Пол Стренд, который был всего лишь на три года моложе самой Джорджии. После Пола она полюбила Анселя Адамса, американского фотографа-пейзажиста, .который в ту пору был как раз на пике своей популярности. Джорджия О"Киф вела бурную жизнь. Она общалась и жила с кем хотела, куда угодно могла уехать. Но неизменно возвращалась к своему мужу - Альфреду Стиглицу. Самым скандальным, пожалуй, стоит назвать роман Джорджии с женой Пола Стренда, который случился в конце двадцатых годов. Что интересно, жена Стренда и сама несколько лет назад была любовницей Стиглица. Во всех этих взаимоотношениях Стиглица, его жен, любовниц, друзей и учеников разобраться очень сложно. Да и ни к чему. Тем не менее, еще об одном событии из личной жизни Альфреда Стиглица рассказать стоит. В 1927 году он познакомился с Дороти Норман, которая стала его ученицей и одновременно моделью. Дороти тогда было всего 22 года. Потом она написала книгу о своем учителе. В начале знакомства с Норман у степенного маэстро фотографии интерес к жизни и к творчеству вспыхнул с новой силой. Он опять взял в руки фотоаппарат, опять не расставался с ним целыми днями, фотографируя не только прекрасное тело своей молодой возлюбленной, но и город. По улицам, как в молодости, с фотоаппаратом он уже, конечно, не бегал. Городские пейзажи Альфред запечатлевал из окна своего дома или мастерской. Многие искусствоведы, исследователи творчества Стиглица, считают, что работы, созданные фотохудожником в этот период, намного выразительнее и ярче работ его молодости.

Официальная супруга Стиглица, Джорджии О"Киф, разлуку с мужем переживала достаточно тяжело. Но, тем не менее, в этом случае она повела себя намного умнее его первой жены. Джорджия просто уехала, предпочла переждать беснование Альфреда. Но потом она, конечно же, вернулась, но уже выставила мужу свои условия. Творческая сторона жизни Альфреда Стиглица в двадцатые-тридцатые годы прошлого века была успешной и плодотворной. Он был заслуженно популярен во всем мире, по-прежнему много фотографировал, его работы публиковались в книгах и альбомах, украшали обложки известных журналов, присутствие работ Стиглица на выставках делали эти выставки престижными. Знаменитый американский фотохудожник стал первым из представителей своей профессии, работы которого стали иметь музейный статус. Но, тем не менее, после того как была закрыта «Little Galleries of the Photo-Secession», у Стиглица возникли проблемы с продвижением своих произведений и работ друзей-художников и учеников. В 1925 году, в декабре, он открывает свою новую галерею, которой дал название «Intimate». За небольшие размеры сам мастер называл её «комнатой». Тем не менее, всего за четыре года, которые она просуществовала, стены «Intimate» видели не один десяток выставок, которые стали весьма популярными. Собравшись с силами, уже пожилой галерист в начале 1930 года открывает новую галерею «An American Place». Она стала последней и существовала до конца жизни мастера.

Энциклопедия «Британика» пишет. Что Альфред Стиглиц «почти в одиночку втолкнул свою страну в мир искусства 20 века». Делал это он достаточно жестко, с теми, кто осмеливался ему перечить, Стиглиц жестоко расправлялся. Не было у него поблажек даже для своих любимчиков. Например, он очень крепко осудил Эдварда Стейхена, который, по мнению Стиглица, предал искусство ради коммерции. Впрочем, и сам Стиглиц очень страдал от своего жесткого и тяжелого характера. Но поделать с собой не мог ничего. Внучка фотографа, Сью Дэвидсон Лоув, написала о своем именитом деде книгу «Стиглиц: Воспоминания/Биография» («Stieglitz: A Memoir/Biography»). В ней онарассказывала, что Альфред не мог примириться с тем, что многие ученики оставляют его, ищут свой путь и в искусстве, и в творчестве. Он считал это предательством с их стороны. «Это было драмой всей его жизни - пишет Сью Дэвидсон Лоув, - Он был страшный собственник. Не отдал себе в этом отчета». Стиглиц умудрился поссориться даже со своими лучшими друзьями. Один из них, Пол Стренд, писал впоследствии, что день, в который он вошел в «Галерею 291», стал одним из самых судьбоносных в его жизни, но день, когда он покинул «An American Place», Пол считает не менее значимым: «Я как будто вышел на свежий воздух, освободился от всего того, что стало - по крайней мере, для меня - второстепенным, безнравственным, лишенным смысла» - пишет он в своих воспоминаниях. Но за свою неуживчивость, крутость характера, суровый нрав, в конце жизни привыкший командовать Альфред Стиглиц был наказан практически полной физической зависимостью от своей жены. В 1938 году у престарелого маэстро фотографии случился тяжелый сердечный приступ, а потом и еще несколько. Каждый из этих ударов судьбы делал Стиглица всё слабее и слабее. Джорджия умело воспользоваласьситуацией, быстро перехватив бразды правления над мужем. Об этом периоде жизни Стиглица пишет в своей книге «О"Киф и Стиглиц: Американский роман» («O"Keeffe and Stieglitz: An American Romance»), Бенита Айслер. Она рассказывает, что Джорджия арендовала пентхауз, все комнаты в нем покрасила белым, на эти белые стены повесила только свои работы и запретила занавешивать окна шторами. Консьержу она написала список гостей, которых можно пускать в дом. И строго-настрого запретила открывать дверь лишь одной женщине - Дороти Норман. Альфред не мог возражать жене - он был уже слишком слаб. Его переполняли гнев и горечь от ее командования в доме и над ним самим. Во время ее отъездов Стиглиц впадал в страшную депрессию. Невыносимой для него была и полная финансовая зависимость от Джорджии. «Когда бы я не позвонил Альфреду - рассказывал Клод Брагдон - он всегда был в страшном унынии и говорил, что желает умереть». Во время очередного отъезда Джорджии летом 1946 года у Альфреда Стиглица случился очередной приступ. Для знаменитого галериста и мастера фотографии он стал последним. Вернувшись в город, супруга сразу же поспешила к мужу в госпиталь. У его кровати она застала Дороти Норман. Альфред был еще жив, но сознание покинуло его. Общая беда не примирила двух женщин. О"Киф грубо вытолкала Норман из палаты, и последние часы у постели умирающего мужа провела одна.

Умер Альфред Стиглиц, так и не придя в сознание, 13 июля 1946 года. Как и завещал, сам Стиглиц, Джорджия кремировала его тело, а прах увезла на озеро Джордж, что недалеко от Нью-Йорка. Именно в этих местах прошел их медовый месяц. О том, где покоится прах Альфреда, Джорджия так никому и не рассказала. Только лишь сообщила, что положила его там, где он сможет слышать озеро. Несколько лет после смерти своего знаменитого мужа Джорджия разбирала и приводила в порядок его архивы. Позже в крупные музеи и библиотеки США она передала почти всё его наследие - а это более трех тысяч снимков и около пятидесяти тысяч писем.

Будучи одиннадцатилетним мальчиком, Альфред Стиглиц случайно попал в фотолабораторию, где увидел, как старый фотограф занимался ретушированием негативов. Он с удивлением спросил, для чего это нужно, и мастер ответил ему, что это делает человека на снимке более естественным. «Я бы никогда так не сделал», - заметил подросток. И он не соврал. Добившись признания в мире фотографии, Альфред Стиглиц никогда не прибегал к ретуши своих негативов.

Биографическая справка

Будущий гений фотографии появился на свет 1 января 1864 года в небольшом городке Хобокен, недалеко от Нью-Джерси. Его родители эмигрировали в Америку из Германии, однако им хотелось, чтобы сын получил высшее образование на родине, поэтому семья вернулась назад в начале восьмидесятых годов позапрошлого столетия. Приехав в столицу, юноша поступил на обучение в высшую техническую школу. Прошло пару месяцев, и Альфред начал испытывать тягу к искусству. Во время одной из прогулок по Берлину Стиглиц, повинуясь сиюминутному порыву, купил себе фотокамеру. С тех пор жизнь юноши кардинально изменилась. Он не расставался со своим приобретением, путешествовал по Европе и снимал все, что попадалось на глаза.

Этот период стал для Альфреда Стиглица временем смелых экспериментов. Однажды он решил сделать снимок автомобиля, стоящего в плохо освещенном подвале. Для этого понадобилась выдержка в сутки. Как говорил Стиглиц, он хотел найти едва уловимую грань между техническими возможностями оборудования и собственными навыками фотографа. Мастерство молодого таланта росло очень быстро - всего через несколько лет с момента своего дебюта он стал обладателем серебряной медали на конкурсе фотолюбителей, проходившем в Лондоне в 1887 году.


В 1890 году Стиглиц приехал в Нью-Йорк, где стал зарабатывать на жизнь изготовлением фотогравюр. С момента приезда в Америку и до начала двадцатого века фотограф стал обладателем более чем 150 различных наград и премий. В 1902 году Стиглиц организовал выставку современного американского фотоискусства. Отбор работ проводила созданная им инициативная группа «Photo-Secession». В 1905 году Альфред Стиглиц открыл свою первую галерею, которую назвал по номеру дома, в котором она находилась, - «Галерея 291».

В 1910-1930 годах фотограф работал много и успешно, пока в 1938 году не перенес тяжелый сердечный приступ. Работоспособность его резко упала, состояние здоровья все время ухудшалось. 13 июля 1946 года Альфреда Стиглица не стало.

Творчество и вклад в искусство

Альфред Стиглиц стал человеком, сдвинувшим с места не только фотографию, но и все искусство Америки в целом. О культурных потребностях страны красочно говорит хотя бы тот факт, что на выставке-продаже в галерее в 1911 году были выставлены картины Пабло Пикассо. За все время купили всего две работы, из них одну - купил сам Стиглиц. Как позже писал фотограф, ему было стыдно за своих сограждан, когда он возвращал картины обратно.

Этот человек был необычайно трудоспособным и терпеливым. Он мог неделями ходить в одно и то же место за удачным кадром. Иногда мастер и сам не знал, чего именно дожидался. Одной из наиболее известных его работ стала фотография «Пятая авеню зимой».

Как рассказывал автор, он более трех часов простоял на холоде, прежде чем на улице появилась конка, которая и стала смысловым центром композиции. О колоссальной трудоспособности мастера фотографии говорит и тот факт, что после смерти гения его жена передала в музеи и библиотеки Америки свыше трех тысяч, сделанных им снимков и более пятидесяти тысяч писем.


Стиглиц жил своей идеей сплотить американцев вокруг искусства, научить их любить все то лучшее, что было создано мировыми гениями. Он не боялся неудач, и продолжал идти своим путем. После провала продаж работ Пикассо Альфред Стиглиц не опустил руки и с новой силой принялся за работу над журналом Camera Work, редактором которого являлся. На выпуск издания тратилось немало средств - в ход шла лучшая бумага, гравюры делались вручную на специальном полотне. Журнал не был рентабельным, и нередко Стиглиц докладывал свои деньги, чтобы следующий выпуск увидел свет. Несмотря на усилия мастера, в 1917 году у издания осталось мало подписчиков, и оно прекратило свое существование.

Влияние Джорджии О"Кифф на творчество Стиглица

Первый раз Джорджия О"Кифф и Альфред Стиглиц встретились в 1908 году на одной из его выставок. Тогда молодая художница побоялась подойти к сердитому на вид фотографу. Но через пару лет он сам представил ее работы в своей галерее, не спросив разрешения. Когда О"Кифф пришла и попросила снять все работы с выставки, то Стиглиц рассмеялся и пригласил ее на ланч. Так и завязалось знакомство, которое оказало влияние на творчество гения.

Вскоре после их встречи супруга фотографа застала его, снимающим обнаженную О"Кифф, и подала на развод. И уже в 1924 году пара узаконила свои отношения. Мастер будто почувствовал второе дыхание и начал творить с новой силой. Отношения с новой супругой складывались непросто, они несколько раз серьезно ссорились, но это, как ни странно, пошло только на пользу качеству работ. В период с 1910 по 1930 годы Стиглиц сделал более 300 снимков Джорджии, многие из которых стали признанными шедеврами.


На годы жизни с Джорджией О"Кифф пришелся максимальный всплеск популярности Стиглица. Ему удавалось приобщать соотечественников к искусству - выставки становились все популярнее, людям нравилось то, с чем их знакомили.


Лишь одно не давало Альфреду покоя - все его ученики один за другим уходили из-под крыла своего наставника. Причиной тому были как возникавшие коммерческие выгоды, так и тяжелый характер Стиглица, из-за которого он рассорился почти со всеми друзьями. Любого человека, ставившего выгоду превыше искусства, он вычеркивал из своего круга общения.

В конце жизни судьба сыграла со Стиглицем злую шутку - после сердечного приступа он стал очень слаб, и попал в физическую и финансовую зависимость от своей жены. Для фотографа, привыкшего делать все по-своему, такое положение вещей было невыносимым, и он находился в постоянной депрессии. По свидетельствам очевидцев, Стиглиц несколько раз говорил о том, что ему отвратительно такое существование, и лучше было бы умереть. Вскоре так и случилось - летом 1946 года гений покинул этот мир.

Загрузка...
Top