Война и мир битва под аустерлицем кратко. Шенграбенское и Аустерлицкое сражение в контекте романа «Война и мир. Ранение Андрея Болконского

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» — кульминация первого тома. Все сцены сражений в «Войне и мире» — это высшие точки напряжения в повествовании, потому что это моменты, когда историческое пересекается с личным и надличным, жизнь сходится со смертью.

Каждое сражение — это результат многих составляющих. Аустерлицу предшествуют в «космосе» романа интриги князя Василия, ошибки Пьера (беспорядочная петербургская жизнь, женитьба на Элен) — в произведении происходит как бы накопление «отрицательной энергии», нарастание хаоса, запутанности, иллюзорности. В сценах подготовки к сражению главенствуют мотивы парадности (смотр двух императоров), самоуверенности молодых (партия молодых генералов при молодом и уверенном в победе Александре I, который сам хочет руководить сражением).

Князь Андрей восхищается Наполеоном и мечтает повторить его подвиг — спасти армию, как Наполеон на Аркольском мосту или в битве при Тулоне. Для Болконского это не просто решительный, смелый поступок, но прекрасный, возвышенный, театрально-приподнятый. Обязательный атрибут такого романтического подвига — знамя в руках храбреца (см. картину французского художника Жана Антуана Гро «Наполеон на Аркольском мосту» (1801), находящуюся в Эрмитаже). В XV главе князь Андрей воображает свой подвиг так: «...с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной».

Николай Ростов восхищен своим императором, он почти влюблен в него, как и вся русская армия. Все (кроме старого мудрого Кутузова) одушевлены воображаемыми будущими успехами, генералы разрабатывают смелые военные планы, ожидая блестящей победы... Но «башенные часы» мировой истории уже начали свое — пока скрытое для всех движение. Описание Аустерлицкого сражения развернуто у Толстого как бы на трех ярусах вертикали пространства и с разных точек зрения:

  1. русские войска блуждают в утреннем тумане в низине (туман, который оказался непредсказуем, не учтен ни в каких военных планах, скрывает обманный маневр Наполеона);
  2. на высоте, где стоит Наполеон, окруженный своими маршалами, уже совершенно светло и открывается вид сверху на «театр военных действий», над головой Наполеона торжественно, театрально-эффектно поднимается «огромный шар солнца» — сегодня, в свой день рождения император самоуверенно счастлив, как «влюбленный и счастливый мальчик»;
  3. на Праценских высотах, где располагается со своей свитой Кутузов.

Здесь развертываются драматические события, которые даны с точки зрения князя Андрея,— паника и бегство русских войск, его попытка остановить хаос, осуществление мечты о подвиге со знаменем в руке, рана, падение... Этот момент Толстой подает через резкую, неожиданную смену ракурса изображения: от хаоса и суеты движения — к покою, от шума сражения — к тишине, от вертикального положения тела в пространстве и взгляда, обращенного к земле,— к горизонтали, к положению упавшего лицом вверх, к небу. «Над ним не было ничего уже, кроме неба — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Меняется не только ракурс, меняется масштаб в восприятии мира: остановившийся над раненым князем Андреем его кумир Наполеон, произносящий слова похвалы русскому офицеру, кажется маленьким, ничтожным рядом с открывшимся простором бесконечности, «в сравнении с тем, что происходило теперь между его (князя Андрея.— Е. П.) душой и этим высоким, бесконечным небом...» (т. 1, ч. 3, гл. XIX). Неверующий, скептик, князь Андрей вглядывается в непостижимое: есть ли там, за порогом жизни, тот, кому можно сказать: «Господи, помилуй меня!»? Князь Андрей переживает нравственный переворот, резкое изменение всей прежней системы жизненных ценностей: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих». Он открывает для себя присутствие в мире «чего-то непонятного, но важнейшего», неравного тому привычному Богу, которому молятся все, «Богу, который <...> зашит в <...> ладанке княжной Марьей».

Жизнь, Бог, смерть, вечное небо — вот завершающие темы первого тома. Князь Андрей переживает момент открытия истины («И вдруг ему открылся новый свет...»). Небо, увиденное в момент кризиса, эмоционального потрясения — это важнейшая толстовская «ситуация». Жизнь и смерть у Толстого всегда связаны, однако его герои чаще всего о смерти не думают, находясь в потоке жизни. Но внезапно покров, закрывающий истину, снят — и становится видна бесконечность... Князь Андрей ранен, он умирает — и его сознание распахнуто в иное бытие, жизнь видится в ином свете — как бы «из смерти», из вечности. Духовный переворот заменил то, что князь Андрей осознавал как подвиг, вторжение смерти изменило его сознание. Высокий героизм приобрел подлинное наполнение, став высочайшим состоянием духа.

Однако все происшедшее с князем Андреем, значимое в «духовном космосе» романа, никакого влияния на ход изображаемого Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» не имеет, и не только потому, что его порыв был прерван ранением. Отдельный, даже самый значительный человек ничего в истории, по мысли Толстого, не определяет. История творится всеми людьми вместе, она — живая ткань, где каждая точка, каждый составляющий атом соприкасается с соседними и задает живое движение целому.

До завтрашнего вечера вся
эта (русско-австрийская)
армия будет моя.
Наполеон, 1 декабря 1805
года
Сражение, произошедшее в начале зимы 1805 года под Аустерлицем
– городком в Моравии, - окончательно закрепило за Наполеоном
славу одного из величайших полководцев в истории, выдающегося
тактика и стратега. Вынудив русско-австрийскую армию «играть по
своим правилам», Наполеон сначала поставил свои войска в оборону,
а затем, выждав удачный момент, нанес сокрушительный контрудар

Силы сторон
Союзная армия насчитывала 85 тыс. человек (60-тысячная армия
русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями) под общим
командованием генерала М. И. Кутузова.
Армия Наполеона насчитывала 73.5 тыс. человек. Демонстрацией
превосходящих сил Наполеон опасался вспугнуть союзников. Кроме
того, предвидя развитие событий, он считал, что и данных сил будет
достаточно для победы.
Наполеон использовал кажущуюся слабость своей армии, так как это
лишь добавляло решимости советникам императора Александра I.
Его адъютанты князь Петр Долгоруков и барон Фердинанд
Винцингероде - убеждали императора, что теперь русская армия,
возглавляемая Его Императорским Величеством, вполне способна
разгромить самого Наполеона в генеральном сражении. Это было
именно то, что хотел услышать Александр I.

Военный совет накануне сражения
Непопулярность, бессмысленность кампании 1805-1807 годов
особенно правдиво раскрыты Толстым в картинах подготовки и
ведения Аустерлицкого сражения. В высших кругах армии считали,
что это сражение необходимо и своевременно, что Наполеон боится
его. Только Кутузов понимал, что оно не нужно и будет проиграно.
Иронически описывает Толстой чтение австрийским генералом
Вейротером придуманного им плана битвы, по которому «первая
колонна марширует... вторая колонна марширует... третья колонна
марширует...», а возможные действия и движение противника не
учитываются.
На военный совет перед Аустерлицкнм сражением собрались все
начальники колонн, «за исключением князя Багратиона, который
отказался приехать». Толстой не объясняет причин, побудивших
Багратиона не явиться на совет, они и так ясны. Понимая
неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в
бессмысленном военном совете.

На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий.
Генералы, каждый из которых убежден в своей правоте, не могут ни
сговориться между собой, ни уступить один другому. Казалось бы,
естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду,
потому что никто не хочет видеть и слышать правду.
Поэтому Кутузов на совете не притворялся - «он действительно
спал», с усилием открывая свой единственный глаз «на звук голоса
Вейротера».

Понятно и недоумение князя Андрея. Его ум и уже накопленный
военный опыт подсказывают: быть беде. Но почему Кутузов не
высказал своего мнения царю? «Неужели из-за придворных и личных
соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей
жизнью?» - думает князь Андрей.
В нем говорит сейчас то же чувство, с которым Николай Ростов в
Шенграбенской битве бежал к кустам: «Убить меня? Меня, кого так
любят все!»
Но разрешаются эти мысли и чувства князя Андрея иначе, чем у
Ростова: он не только не бежит от опасности, но идет к ней
навстречу.
Князь Андрей не мог бы жить, если бы перестал уважать себя, если
бы унизил свое достоинство. Но, кроме того, в нем есть тщеславие, в
нем живет еще мальчик, юноша, который перед сражением
заносится мечтами далеко:
«И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого

Четверть века назад статный красавец
князь Николай Болконский под Чесмой или
Измаилом мечтал о том, как наступает
решительный час, Потемкин сменяется,
назначается он...
А через пятнадцать лет худенький мальчик
с тонкой шеей, сын князя Андрея, увидит во
сне войско, впереди которого он идет рядом
с отцом, и, проснувшись, даст себе клятву:
«Все узнают, все полюбят меня, все
восхитятся мною... я сделаю то, чем бы
даже он был доволен...» (Он - это отец,
князь Андрей.)
Болконские тщеславны, но мечты их - не о
наградах: «Хочу славы, хочу быть
известным людям, хочу быть любимым
- думает
князь Андрей
перед
Князьими...»
Николай
Андреевич
Болконский.
Аустерлицем.
Художник Д.Шмаринов.

Князь Андрей
на Праценской
горе.
Художник
А.
Здесь, на Праценской горе, почти в бреду, князь Андрей
переживет
Николаев
минуты, которые во многом изменят его жизнь, определят
все его
будущее. Он услышит голоса и поймет французскую фразу,
сказанную над ним: - «Вот прекрасная смерть!»
«Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это
Наполеон... Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту
минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным
человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и
этим высоким бесконечным небом с бегущими по нем облаками...»

В сценах Аустерлицкого
сражения и предшествующих
ему эпизодах преобладают
обличительные мотивы.
Писатель раскрывает
антинародный характер войны,
показывает преступную
бездарность русскоавстрийского командования. Не
случайно Кутузов был по
существу отстранен от
принятия решений. С болью в
сердце полководец сознавал
неизбежность поражения
русской армии.
Князь Андрей со знаманем в
руках в атаке под Аустерлицем.
Между тем кульминационный
момент в изображении
Аустерлицкого сражения -
героический. Толстой
показывает, что поражение при

10.

Николай Ростов, влюбленный в царя, мечтает о своем: встретить
обожаемого императора, доказать ему свою преданность.
Но встречает он Багратиона и вызывается проверить, стоят ли
французские стрелки там, где вчера стояли.
«Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше
ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и,
не останавливаясь, ехал дальше и дальше...»
Над ним жужжат пули, в тумане раздаются выстрелы, но в душе его
уже нет страха, владевшего им при Шенграбене.
Во время сражения на правом фланге Багратион делает то, что не
удалось сделать Кутузову вблизи царя, - оттягивает время, чтобы
сохранить свой отряд. Он посылает Ростова найти Кутузова (а
Николай мечтает - царя) и спросить, пора ли вступать в бой правому
флангу. Багратион надеялся, что посланный вернется не раньше
вечера...
До сих пор мы видели битву глазами князя Андрея, который с

11.

Ростов уже чувствует безумие происходящего. Как ни мало он
опытен, но, услышав «впереди себя и позади наших войск... близкую
ружейную стрельбу», думает: «Неприятель в тылу наших войск? Не
может быть...»
Вот здесь-то в Ростове просыпается мужество.
«Что бы это ни было, однако, - подумал он, - теперь уже
нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего
здесь, и ежели все погибло, то и мое дело погибнуть со всеми
вместе».
«Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где
ему говорили, что убьют».
Ему жалко себя - как было жалко при Шенграбене. Он думает о
матери, вспоминает ее последнее письмо и жалеет себя за нее... Но
все это - иначе, не так, как было при Шенграбене, потому что он
научился, слыша свой страх, не слушаться его. Он все едет вперед,
«уж не надеясь найти кого-нибудь, но для того только, чтобы перед
самим собою очистить свою совесть», и внезапно видит своего

12.

Свидание двух
императоров в
Тильзите. Гравюра
Лебо сперсонажей
оригинала -
Изображая военные действия 1805-1807 и исторических
Наде.лживую
1810-е
императоров и военачальников, писатель критикует
государственную власть и людей, самонадеянно пытавшихся влиять на
ход событий.
Военные союзы, заключенные в 1805-1811, он считал чистым
лицемерием: ведь за ними скрывались совершенно иные интересы и
намерения. «Дружба» между Наполеоном и Александром I не могла
предотвратить войну. По обе стороны русской границы скопились

13.

Уважаемый коллега!
Вы скачали данный материал с сайта анисимовасветлана.рф.
Если вы пожелаете, то можете вернуться и:
поблагодарить и пожелать успехов в работе;
выразить замечания, указать на недочеты.
Если вы также, как и я, являетесь владельцем блога, то в

Аустерлицкое сражение произошло во время очередной Франко-русской войны начала 19 века, а точнее 20 ноября 1805 года.

В сражении под Аустерлицем, по разные стороны баррикад находились французские войска, и союзные войска Австрии и Российской Империи .

В битве под Аустерлицем сошлись две огромные силы -армия союзников под руководством Михаила Илларионовича Кутузова , насчитывала 86 тысяч человек, и армия Наполеона 73 тысячи.

В Европе складывалась не простоя военная ситуация. Кутузов был грамотным стратегом, и считал, что генеральное сражение только повредит делу союзников.

Михаил Илларионович предлагал отступать на восток, тогда армия французов бы сильно растянулась, а войска союзников получили бы основательно подкрепление.

Австрийцы же горели желанием быстрее освободить Вену от наполеоновских войск, и цена этого освобождения их особо не интересовала. Александр I испытывал серьезное давление, и не мог не услышать просьбы австрийцев.

Русские войска выдвинулись вперед, в поисках сражения с армией Наполеона. 16 ноября в местечке Вишау произошло сражение, которое стало репетицией Аустерлицкой битвы.

Конные эскадроны русской армии, имея большое численное преимущество, погнали французов. Наполеон жаждал генерального боя. Ему было важно быстрее закончить войну. Противнику он показывал свою слабость.

Отведя войска к деревне Аустерлиц, Наполеон дожидался войск союзников. Праценские высоты - очень удобное место для ведения боя, Наполеон с легкой руки оставил неприятелю. Гостеприимство Наполеона до начала Аустрелицкого сражения не знало границ.

Аустрелицкое сражение началось рано утром 20 ноября 1805 года. Союзные войска атаковали правый флаг наполеоновских армий. Французы ожесточенно оборонялись, но вскоре начали постепенно отходить в болотистую местность.

Союзники усилили напор, и множество союзных частей оказались в болотистой низине. Центр союзной обороны ослаб. Наполеон готовил ответный удар по Праценским высотам. Французы быстро овладели высотами, а в создавшуюся брешь сразу ринулись французские войска.

Союзный фронт был рассечен на две группы. Теперь армия Наполеона имела все шансы окружить войска союзников на своем правом фланге. Войскам Багратиона пришлось отходить. Тут уже настал черед другого фланга, того самого, что первым пошел в бой, и оказался в низине.

Войска попали в окружение, но контратака Кавалергардского полка спасла войска на фланге от полного разгрома, многим удалось выйти из окружения. Выходом войск их окружения руководил один из будущих героев Отечественной Войны 1812 года Дохтуров. Благодаря ему, многие солдаты и офицеры сохранили свои жизни.

Аустерлицкое сражение стало настоящей катастрофой для русской армии. Союзные войска потерпели сокрушительное поражение. Потери союзников составили 27 тысяч человек (из них 21 тысяча русские солдаты и офицеры), 158 орудий (133 из них принадлежали русской армии).

В сражении под Аустерлицем, получил ранение и Михаил Кутузов. Потери французов были в разы меньше - 12 тысяч человек. Итоги Аустрелицкого сражения были неутешительны. Австрия подписала мирный договор с Францией (Пресбургский мир 1805 года).

Выиграв одно сражение, Наполеон одержал победу в целой военной кампании. Теперь Франция имела огромное влияние на политику стран Центральной Европы.


Сражение, произошедшее в начале зимы 1805 года под Аустерлицем – городком в Моравии, - окончательно закрепило за Наполеоном славу одного из величайших полководцев в истории, выдающегося тактика и стратега. Вынудив русско-австрийскую армию «играть по своим правилам», Наполеон сначала поставил свои войска в оборону, а затем, выждав удачный момент, нанес сокрушительный контрудар и разгромил противника. До завтрашнего вечера вся эта (русско-австрийская) армия будет моя. Наполеон, 1 декабря 1805 года


Силы сторон Союзная армия насчитывала 85 тыс. человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями) под общим командованием генерала М. И. Кутузова. Армия Наполеона насчитывала 73.5 тыс. человек. Демонстрацией превосходящих сил Наполеон опасался вспугнуть союзников. Кроме того, предвидя развитие событий, он считал, что и данных сил будет достаточно для победы. Наполеон использовал кажущуюся слабость своей армии, так как это лишь добавляло решимости советникам императора Александра I. Его адъютанты князь Петр Долгоруков и барон Фердинанд Винцингероде - убеждали императора, что теперь русская армия, возглавляемая Его Императорским Величеством, вполне способна разгромить самого Наполеона в генеральном сражении. Это было именно то, что хотел услышать Александр I.


Военный совет накануне сражения Непопулярность, бессмысленность кампании годов особенно правдиво раскрыты Толстым в картинах подготовки и ведения Аустерлицкого сражения. В высших кругах армии считали, что это сражение необходимо и своевременно, что Наполеон боится его. Только Кутузов понимал, что оно не нужно и будет проиграно. Иронически описывает Толстой чтение австрийским генералом Вейротером придуманного им плана битвы, по которому «первая колонна марширует... вторая колонна марширует... третья колонна марширует...», а возможные действия и движение противника не учитываются. На военный совет перед Аустерлицкнм сражением собрались все начальники колонн, «за исключением князя Багратиона, который отказался приехать». Толстой не объясняет причин, побудивших Багратиона не явиться на совет, они и так ясны. Понимая неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в бессмысленном военном совете.


На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий. Генералы, каждый из которых убежден в своей правоте, не могут ни сговориться между собой, ни уступить один другому. Казалось бы, естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду, потому что никто не хочет видеть и слышать правду. Поэтому Кутузов на совете не притворялся «он действительно спал», с усилием открывая свой единственный глаз «на звук голоса Вейротера».


Понятно и недоумение князя Андрея. Его ум и уже накопленный военный опыт подсказывают: быть беде. Но почему Кутузов не высказал своего мнения царю? «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думает князь Андрей. В нем говорит сейчас то же чувство, с которым Николай Ростов в Шенграбенской битве бежал к кустам: «Убить меня? Меня, кого так любят все!» Но разрешаются эти мысли и чувства князя Андрея иначе, чем у Ростова: он не только не бежит от опасности, но идет к ней навстречу. Князь Андрей не мог бы жить, если бы перестал уважать себя, если бы унизил свое достоинство. Но, кроме того, в нем есть тщеславие, в нем живет еще мальчик, юноша, который перед сражением заносится мечтами далеко: «И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он... Он твердо и ясно говорит свое мнение... Все поражены... и вот он берет полк, дивизию... Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он...»


Четверть века назад статный красавец князь Николай Болконский под Чесмой или Измаилом мечтал о том, как наступает решительный час, Потемкин сменяется, назначается он... А через пятнадцать лет худенький мальчик с тонкой шеей, сын князя Андрея, увидит во сне войско, впереди которого он идет рядом с отцом, и, проснувшись, даст себе клятву: «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною... я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» (Он это отец, князь Андрей.) Болконские тщеславны, но мечты их не о наградах: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими...» - думает князь Андрей перед Аустерлицем. Князь Николай Андреевич Болконский. Художник Д.Шмаринов. Николенька Болконский. Художник В. Серов.


Здесь, на Праценской горе, почти в бреду, князь Андрей переживет минуты, которые во многом изменят его жизнь, определят все его будущее. Он услышит голоса и поймет французскую фразу, сказанную над ним: «Вот прекрасная смерть!» «Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон... Он знал, что это был Наполеон его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими по нем облаками...» Князь Андрей на Праценской горе. Художник А. Николаев


В сценах Аустерлицкого сражения и предшествующих ему эпизодах преобладают обличительные мотивы. Писатель раскрывает антинародный характер войны, показывает преступную бездарность русско-австрийского командования. Не случайно Кутузов был по существу отстранен от принятия решений. С болью в сердце полководец сознавал неизбежность поражения русской армии. Между тем кульминационный момент в изображении Аустерлицкого сражения героический. Толстой показывает, что поражение при Аустерлице было позором русско-австрийского генералитета, но не русских солдат. Князь Андрей со знаманем в руках в атаке под Аустерлицем. Художник В. Серов. 1951–1953


Николай Ростов, влюбленный в царя, мечтает о своем: встретить обожаемого императора, доказать ему свою преданность. Но встречает он Багратиона и вызывается проверить, стоят ли французские стрелки там, где вчера стояли. «Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше...» Над ним жужжат пули, в тумане раздаются выстрелы, но в душе его уже нет страха, владевшего им при Шенграбене. Во время сражения на правом фланге Багратион делает то, что не удалось сделать Кутузову вблизи царя, оттягивает время, чтобы сохранить свой отряд. Он посылает Ростова найти Кутузова (а Николай мечтает царя) и спросить, пора ли вступать в бой правому флангу. Багратион надеялся, что посланный вернется не раньше вечера... До сих пор мы видели битву глазами князя Андрея, который с горечью понимал, что происходило перед ним. Теперь Толстой передает наблюдательную позицию ничего не понимающему, восторженному Ростову.


Ростов уже чувствует безумие происходящего. Как ни мало он опытен, но, услышав «впереди себя и позади наших войск... близкую ружейную стрельбу», думает: «Неприятель в тылу наших войск? Не может быть...» Вот здесь-то в Ростове просыпается мужество. «Что бы это ни было, однако, - подумал он, - теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели все погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе». «Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют». Ему жалко себя как было жалко при Шенграбене. Он думает о матери, вспоминает ее последнее письмо и жалеет себя за нее... Но все это иначе, не так, как было при Шенграбене, потому что он научился, слыша свой страх, не слушаться его. Он все едет вперед, «уж не надеясь найти кого-нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть», и внезапно видит своего обожаемого императора одного, среди пустого поля, и не осмеливается подъехать, обратиться, помочь, показать свою преданность. Да и в самом деле, о чем теперь спрашивать, когда день идет к вечеру, армия разбита, и только отряд Багратиона сохранен благодаря разумной хитрости его командующего.


Изображая военные действия и исторических персонажей императоров и военачальников, писатель критикует лживую государственную власть и людей, самонадеянно пытавшихся влиять на ход событий. Военные союзы, заключенные в, он считал чистым лицемерием: ведь за ними скрывались совершенно иные интересы и намерения. «Дружба» между Наполеоном и Александром I не могла предотвратить войну. По обе стороны русской границы скопились огромные войска и столкновение двух исторических сил оказалось неизбежным. Свидание двух императоров в Тильзите. Гравюра Лебо с оригинала Наде е


Уважаемый коллега! Вы скачали данный материал с сайта анисимовасветлана.рф. Если вы пожелаете, то можете вернуться и: поблагодарить и пожелать успехов в работе; выразить замечания, указать на недочеты. Если вы также, как и я, являетесь владельцем блога, то в комментарии вы можете оставить на него ссылку. Это принесет пользу не только мне, вам, но и другим посетителям моего блога, которые таким образом узнают о существовании вашего интернет- ресурса. Помните: читая и комментируя блоги коллег, мы способствуем созданию профессионального сетевого учительского сообщества! Успехов вам!

Шенграбенское сражение — единственное событие в истории войны 1805 г., имевшее, с точки зрения Толстого, нравственное оправдание. И вместе с тем — первое практическое столкновение Болконского с законами войны, психологически подточившее его волюнтаристские устремления. План спасения отрядом Багратиона основной части русской армии явился актом воли Кутузова, покоился на нравственном законе (жертвою «части» спасалось «целое») и был противопоставлен Толстым произволу решения о сражении под Аустерлицем. Исход сражения решается общим «духом войска», который чутко ощущается Багратионом. Все происходящее он воспринимает как нечто им предвиденное. Несостоявшемуся личному «Тулону» Болконского противопоставляется «общий Тулон» батареи Тушина, определивший ход битвы, но не замеченный и не оцененный другими.

Столь же важным является Шенграбен и для самоопределения Ростова. Несопоставимость внутреннего побуждения (задор и решимость) и объективного результата (ранение и паническое бегство) ввергает героя в пучину страшных для него вопросов и вновь, как на Энском мосту (Толстой дважды проводит эту параллель), заставляет Ростова думать.

Решение об Аустерлицком сражении принимается вопреки воле Кутузова. Предусматриваются, казалось, все возможности, все условия, все «малейшие подробности». Победа представляется не «будущим», а уже «прошедшим». Кутузов не бездеятелен. Однако его энергия противостояния умозрительным построениям участников военного совета в канун сражения, покоящаяся на ощущении «нравственного мира» армии, ее «общего духа» и внутреннего состояния войска противника, парализуется произволом других, облеченных большею властью. Кутузов предвидит неизбежность поражения, но бессилен сломить активность множества произволов и потому столь инертен на предшествующем сражению совете.

Болконский перед Аустерлицем — в состоянии сомнения, неясности и тревоги. Оно порождено «практическим» знанием, обретенным рядом с Кутузовым, правота которого всегда подтверждалась. Но сила умозрительных построений, власть идеи «торжества над всеми» переводит сомнение и тревогу в ощущение достоверно наступающего «дня его Тулона», который должен предопределить общий ход дела.

Все предусмотренное планом атаки рушится сразу, и рушится катастрофически. Непредугаданными оказываются намерения Наполеона (он вовсе не избегает сражения); ошибочными — сведения о расположении его войск; непредвиденным — его план вторжения в тыл союзной армии; почти ненужным — отличное знание местности: еще до начала сражения в густом тумане командиры теряют свои полки. Чувство энергии, с которым солдаты двинулись к месту сражения, обращается в «досаду и злобу» (9, 329).

Союзные войска, уже видевшие себя атакующими, оказались атакованными, и в самом уязвимом месте. Подвиг Болконского был совершен, но ничего не изменил в общем ходе сражения. Катастрофа Аустерлица вместе с тем обнажила для князя Андрея противоречивость между построениями разума и «откровениями» сознания. Страдание и «близкое ожидание смерти» открыли его душе нетленность общего потока жизни (настоящего), символизируемого «вечным» для всех людей небом, и преходящую значимость личности, которую героем делает совершающееся историческое событие.

Николай Ростов непосредственным участником сражения не является. Посланный курьером, он выступает как зритель, невольно созерцающий разные периоды и участии битвы. То состояние умственного и душевного напряжения, во власти которого Ростов оказался в итоге Шенграбена, ему не под силу и длительным быть не может. Его инстинкт самосохранения находи? почву, гарантирующую безопасность от вторжения страшных и ненужных ему вопросов. «Обожествление» императора, творящего, с точки зрения Ростова, историю, уничтожает страх смерти. Нерассуждающая готовность умереть за государя в любой момент выводит из сознания героя вопрос «зачем?», возвращает Ростова к норме «здоровой ограниченности», предопределяя тем самым его рассуждения о «долге» повиновения правительству в эпилоге романа.

Путь сомнений, тяжких кризисов, возрождений и новых катастроф и для Андрея и для Пьера (в период 1806-начала 1812 г.) есть путь познания — и путь к другим людям. То понимание, без которого, по мысли Толстого, но может быть и речи о «единении людей», — не только природный интуитивный дар, но способность и одновременно потребность, обретаемые опытным путем.

Для Друбецкого и Берга, достигающих в период от Аустерлица до 1812 г. (т. е. в период «неудач и поражений») предельно возможных для каждого из них границ «служебной и личной карьеры, потребности в понимании нет. Жизнетворная стихия Наташи на какой-то момент уводит Друбецкого от Элен, но мир «праха» людского, позволяющий легко и быстро подниматься по ступеням лестницы добродетелей извращенных, одерживает верх. Николай Ростов, наделенный «чуткостью сердца» и одновременно «здравым смыслом посредственности», несет в себе способность понимания интуитивного. Именно поэтому столь часто вторгается в его сознание вопрос «зачем?», поэтому он ощущает «синие очки общежития», определяющие поведение Бориса Друбецкого.

Этим «пониманием» Ростова во многом объясняется и возможность любви к нему Марьи Болконской. Однако человеческая заурядность Ростова постоянно заставляет его уходить от вопросов, сложностей, неясностей — от всего, что требует значительных умственных и эмоциональных усилий. Между Аустерлицем и 1812 годом Ростов то в полку, то в Отрадном. И всегда в полку ему «тихо и спокойно», в Отрадном — «трудно и запутано». Полк для Ростова — спасение от «житейской путаницы». Отрадное — «омут жизни» (10, 238). В полку легко быть «прекрасным человеком», в «миру» — трудно И лишь дважды — после огромного карточного проигрыша Долохову и в момент размышлений о мире между Россией и Францией, заключенном в Тильзите, — в Ростове рушится гармония «здоровой ограниченности». Понимания, связанного с глубиной познания частных и общих закономерностей жизни человечества, Николай Ростов — в пределах «романных» — обрести не может.

Для Толстого (и его героя 50-х гг.) каждый проходящий день — факт истории, истории живой, своего рода «эпоха» в жизни души. Болконский этим ощущением значимости каждого проходящего дня не обладает. Идея движения личности в каждый «бесконечно малый момент», положенная в основу философской концепции «Войны и мира», и год разлуки, который предлагает Наташе князь Андрей по произволу отца, в романе явно соотнесены. Закон движения личности во времени, силу которого герой уже испытал, не переносится им па другого человека.

Шенграбенское и Аустерлицкое сражение в контекте романа «Война и мир»

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Повествование о...
  2. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и...
  3. Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том...
  4. Жизнь и судьбы действующих лиц романа «Война и мир» теснейшим образом связаны с историческими событиями. Вместе с героями романа читатель...
  5. Первая редакция эпилога была написана тогда, когда последние части романа были далеко еще не закончены. Во всяком случае, окончание первой...
  6. Роман «Война и мир» быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем...
  7. Роман «Война и мир» — произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и...
  8. Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война...
  9. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности Учитель. «Война и мир» — книга поисков, книга вопросов. Это развернутое философское размышление писателя...
  10. Сочинения по литературе: Нравственные уроки романа толстого Война и мир. Прекрасным источником духовного совершенствования является русская классика второй половины 19...
  11. История создания романа Роману «Война и мир» Л. Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863...
  12. В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета...
  13. Черновые наброски к «Войне и миру» отражают семилетний процесс поиска и сомнений, завершившийся философско-историческим синтезом 2-й части эпилога. Описание ряда...Кутузов и Наполеон (по роману «Война и мир») Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего...
  14. Пьер Безухов, если брать его образ в целом,- подлинный герой Толстого, потому что чувствует себя ответственным за общее устройство мира....
Загрузка...
Top