Скачать научно педагогическая деятельность преподавателя в вузе. Особенности профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений. Краткие указания к выполнению задания

Вся история обучения и воспитания, кроме самых первых этапов развития человечества и редких счастливых исключений, как-вот Афинская система образования, обозначенная авторитарностью, недемократичностью, жестокостью. Это имеет глубокие корни. В древней Спарте воспитание было государственным делом и неуклонно контролировалось государством. Новорожденных детей осматривали уполномоченные государством лица. Здоровых возвращали родителям, с нарушениями и отклонениями выбрасывали в пропасть. В государственных учебно-воспитательных заведениях мальчиков приучали терпеть холод, голод, жару. После каждого года обучения проводились публичные испытания, в том числе избиением. Смерть от пыток считалась достоинством питомца, отчаяние и плач - позором для родителей и воспитателей Украинском студенту Падуанского университета Григорию Скибінському в конце XVII в. отрубили руку только за то, что он, будучи православным, ради получения высокой образования принял униатство, посмел изучать науку в католическом учебном заведении, не принадлежа к католической церкви. Против фамилии студента-украинца Павла Скопа, видимо, оттого, что был беден, в списках того же университета сделана пометка "быдло рогатое".

Поэтому создание современной гуманистической педагогики требует и соответствующего нового образа преподавателя. Каким видится преподаватель высшей школы, в чем заключается его миссия, какие требования предъявляет общество к нему? Эти вопросы не случайно находятся в поле зрения современной научной мысли и общественности. Ведь от их решения в определенной мере зависит конечный результат реформирования высшего образования в Украине.

Как известно, преподаватели ВУЗОВ относятся к основным социально-профессиональных групп, на которые общество положило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурных достояний общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой.

Напомним, что процесс подготовки специалистов с высшим образованием составляет высокоразвитую багатоаспектну систему, основными функциями которой являются:

  • 1) выработки знаний - научные исследования, внедрение их в практику, экспертиза; разработка новых учебных дисциплин, образовательных программ, научно-методического сопровождения;
  • 2) передача знаний - учебный процесс в разнообразии форм, методов, средств и образовательных технологий;
  • 3) распространение знаний - издание учебных пособий, научных монографий, статей; выступления перед общественностью, участие в научных, учебно-методических и культурно-просветительских мероприятиях регионального, всеукраинского и международного уровней;
  • 4) формирование у того, кто учится, умения и осознание необходимости учиться на протяжении всей жизни.

Этими функциями определяются главные составляющие преподавательской деятельности: научно-предметная, психолого-педагогическая, культурно-просветительская.

Преподаватель высшей школы должен удовлетворять такие требования: высокая профессиональная компетентность - глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;

педагогическая компетентность - основательные знания педагогики и психологии, в частности андрагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

социально-экономическая компетентность - знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;

коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературного языка, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.

К этому следует добавить и высокий уровень общей культуры - сформировано научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя:

  • - к организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;
  • - формирование исследовательских и творческих умений;
  • - формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;
  • - выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;
  • - организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;
  • - поддержки социальной интеграции студенческого коллектива;
  • - применение эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;
  • - организации индивидуализированного обучения (работа на "уровнях" в группах, ыравнивающие занятия, коммуникация с обратной связью);
  • - организации самообучения студентов, в частности, подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и позатекстовими источниками информации;
  • - выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;
  • - формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного конструирования согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблем;
  • - практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, висококомпетентним специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель ВУЗА должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра генетики

РЕФЕРАТ

на тему: педагогические эталоны будущей педагогической деятельности в вузе

Магистра 1 курса 151 группы

направления 44.04.01 « Педагогическое образование/Заочное/Бюджет »,

биологический факультет, кафедра ботаники и экологии

Корневой Серафимы Сергеевны

Проверил(а) доцент: Решетникова Т. Б.

Саратов 2017 г.

2. Данные диагностики и анализа деятельности преподавателя…………

3. Компетентность преподавателя как специалиста………………………

4. Преподаватель как педагог………………………………………………

5. Преподаватель как личность…………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………

Введение

Существует много видов профессиональной деятельности, которые непосредственно касаются человека, но среди них профессии врача, юриста, педагога, влияющих на ее долю. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием.

Преподаватель большому количеству людей дает возможность не только многое узнать, но и почувствовать ту особую эмоцию прикосновения к науке, к познанию, к педагогическому творчеству, по сути имеет ту же природу. Что столкновения с художественным творчеством на концертах и спектаклях с участием великих мастеров.

Трудно переоценить значение этой эмоции в развитии личности молодого человека, его вкусов, пристрастий и всего того, что можно было бы назвать интеллектуальным, эстетическим и в конце концов просто духовным богатством. Лекции в студенческой жизни составляют лишь момент, но этого достаточно для того чтобы оставить в их памяти глубокие следы. Поэтому значение личности педагога в педагогическом процессе накладывает на него большую ответственность и требует большой постоянной работы над собой. Педагог обязательно должен много работать для совершенствования себя как преподавателя.

Чтобы достичь совершенства, ему нужно постоянно не только изучать свой предмет, его историю, философию, но и усовершенствовать технику своего преподавания. В этом отношении деятельность преподавателя очень близка к деятельности актера.

    Педагогические аспекты преподавания

Реформа высшего образования в Российской Федерации предполагает его развитие в двух направлениях: превращения в стабильный источник эффективности социально-экономической, культурной и научно-технической сфер деятельности человека в собственной стране, а также участие в формировании составляющей мирового образовательного пространства. Именно поэтому ставятся три цели изменения системы высшего образования: обеспечение высокого уровня образовательной подготовки в современных социальных условиях; совершенствование подготовки научных кадров на основе интеграции высшего педагогического образования и фундаментальной науки; укрепление авторитета высшего педагогического образования в России в сфере педагогической деятельности, осуществляемой мировым сообществом

Достижение этих целей зависит от содержательного и связанного с ним формообразующего компонентов образования, среди которых на первом месте стоят критерии преподавания. Они предполагает передачу студентам специальных и общегуманитарных знаний, дающих возможность специалисту ориентироваться в системе общемировых ценностей и самоопределяться в способах взаимодействия с образовательными системами различных государств, осуществлять и изменять сферы производственной деятельности.

Важный компонент связан с умением преподавателя владеть новаторскими вариантами перевода содержания образования в новое качество: модельную систему, представляющую собой образовательно-профессиональную программу. Она включает не только интеграцию гуманитарного и специального знания, но и способы их достижения будущими специалистами с помощью преподавателей или самостоятельно. Для решения поставленных задач необходимы комплексные исследования многих проблем, связанных с реформой образования в разных аспектах: содержательно-целевом, содержательно-педагогическом, организационно-педагогическом, психолого-педагогическом, а также предметно-методическом и технологическом.

О p г a низ a ци o нн o -педагогический аспект касается создания многоуровневой системы образования, типологически полной системы, воспроизводящей всю совокупность эталонных и практически значимых форм деятельности, обеспечивающей существование и дальнейшее развитие культуры.

Психолого-педагогический аспект связан с возрождением системы воспитательной работы, направленной на формирование нравственного здоровья молодежи и национальных идеалов, определяющих смысл жизни.

Предметно-методический и технологический аспекты подразумевают непосредственный переход на новые формы и методы организации учебного процесса, максимально включающего самостоятельную, научно-исследовательскую и самообразовательную деятельность студента.

Только в случае обновления высшего образования в указанных аспектах на основе достижений научной деятельности преподавателя возможно его профессиональное и личностное принятие студентами, формирование его позиции, о которой в свое время говорил Н.И. Пирогов: «Тот, кто преподает и исследует, тот светом своего знания и светит и греет» .

В современной вузовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества и он выступает потенциалом роста вуза.

Однако серьезных научных – обобщающих - исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе пока еще нет. Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя вуза, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя вуза, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности.

2. Данные диагностики и анализа деятельности преподавателя

В исследовании учебной деятельности вузовские педагоги сформулировали основные постулаты современного образования :

Цель образования - воспитание целостной творческой личности, а не просто хорошо информированной и практически подготовленной, когда «знаниевая» модель образования заменяется личностно-ориентированной;

Методы вузовского образования должны теоретически и практически отражать школьные технологии, включать то, что в школу входит как перспективное будущее: деловые игры, коммуникативное взаимодействие, опережающее и сопоставляющее обучения, практико-ориентированные занятия, технологии интенсивного обучения, творческие семинары, учебные диалоги и др.;

Вузовское образование в такой мере формирует личность будущего учителя-исследователя, в какой оно является научно-обеспеченным, воспитывающим и развивающим процессом, в связи с чем исследовательская направленность любого занятия является главным показателем его качества;

Психологическая культура учебного занятия заключается в том, что студент ориентирован на саморазвитие своих способностей, в то время как преподаватель обеспечивает ему успех в достижении эталонов личностного развития, а вузовская концепция образования построена на психологии оптимизма и педагогике успеха;

Усвоение основ наук в вузе нацелено на развитие мышления, а исследовательский подход в обучении - это развитие у студентов способности мыслить творчески, поэтому каждое занятие ставит своей целью научить мыслить, оперировать информацией в различных ситуациях, самостоятельно искать, систематизировать, обосновывать и применять ее;

Базовым компонентом образования являются термины и понятия науки, ее ведущие идеи и способность студента не только адекватно их усваивать, но и создавать на основе анализа жизненных ситуаций и практики с позиции теории;

Воспитание личности предполагает единство образа жизни, образа мысли, образа действия и на этой основе формирование «Я-концепции» будущего профессионала, когда первый определяется утверждением единства сознания и поведения, слова и дела, второй - исследовательской сущностью обучения и третий обеспечивается саморегуляцией, самореализацией, самотворчеством, а выступая элементами интеллектуальной деятельности, они в совокупности обеспечивают успех во всех других.

Практика педагогического взаимодействия преподавателя и студента, предполагает, что вузовское обучение, будучи очень отстраненным, разделяется на две его составные части: преподавание и учение. Преподаватель не знает студента в такой мере, как учитель ученика в школе. Существуют как бы два мира, орбиты которых редко пересекаются: преимущественно на экзаменах и при ответах студентов на семинарах.

Комплексная мотивация учения - связь социальной и личностно-значимой мотивации. У преподавателей и студентов она различается.

Студент имеет свою систему мотивов учения в вузе: он может хотеть и не хотеть стать учителем, ему может быть интересен и не интересен данный предмет. Задача преподавателей создать систему мотивов, где каждый мог бы сказать себе: «Мне это нужно в жизни. Это для меня крайне важно».

Распространенные целевые установки и позиции преподавателя: я профессионал, я создаю науку, я обязан передать будущему специалисту, а он усвоить образовательную программу. Такая императивная система взаимоотношений ставит студента в позицию «соленого огурца». Но у него свои установки: иметь диплом, найти место работы, быть готовым зарабатывать деньги в любом деле, выжить, самоопределиться в жизни вообще.

Сближение позиций преподавателя и студента сблизят и обучение, формирующее личность творца, исследователя, развивающее силы и способности последнего, помогающее добиваться успеха в самосозидании. При этом неважно, почему студент выбрал тот или иной вуз и факультет, важно, что это помогает ему в жизни.

Важно осознать контактность преподавателя вуза и студента: редко какой преподаватель «обнажает» свою позицию: «Я должен свою науку сделать вашим достоянием и инструментом вашей выживаемости, профессионализма и творчества. Помогите мне в этом. Следите за логикой моей мысли, думайте вместе со мной, сотрудничайте со мной, потребуйте от меня и себя знания предмета, станьте моими единомышленниками».

В преподавателях студенты прежде всего отмечают знание своего предмета, умение его преподнести, открытость в общении с ними и справедливость в общении, в оценке знаний и поведения других людей.

В каждом конкретном преподавателе студенты, прежде всего, ценят его положительные характеристики. Так, если из 10 факторов популярности у преподавателя есть любые 3 - 4, то к нему уже возникает устойчивое положительное отношение.

Морально-ценностные характеристики преподавателя, как правило, но не всегда, игнорируются студентами, но общая культура поведения, интеллигентность увеличивают ценность всех остальных факторов популярности преподавателя.

Требовательность преподавателя становится фактором требовательности студента к себе, если действуют первые 4 фактора. Тогда формируется адекватная самооценка студентом не только своих знаний, но и своей деятельности, и своей личности в целом. Таким образом, эталон личности преподавателя как человека науки, культуры и своей профессии является основанием для личностной самооценки студента.

Полученные данные свидетельствуют, что профессорско-преподавательский и студенческий составы редко единодушны в оценке факторов, определяющих успешность обучения в вузе. Более того, студенты ценят деятельность преподавателя вуза значительно выше, чем сами педагоги. Лишь невидимые для них факторы объективной самооценки преподавателем качества своего труда оценены несколько ниже.

3. Компетентность преподавателя как специалиста

Подход к пониманию качества образования студент представляет в виде следующей последовательности: носитель знаний (преподаватель) - передача знаний (как, методики) - получатель знаний (мной, студентом)- - фундаментальность знаний (образование, совершенствование преподавателя) - востребованность полученных знаний (пригодятся ли они мне, студенту) - получение новых знаний (весь процесс преподавания).

Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность преподавателя как педагога выражается в компетентностном подходе в области развития творческих способностей обучающихся.

Профессиональная компетентность преподавателя как личности определяется не только наличием у него общечеловеческих ценностей, но и умением формировать эти ценности и студентов. Данный фактор не осознается студентами открыто, но присутствует в высказываниях (интервью, всевозможные форумы, в бытовых разговорах).

Среди профессиональных качеств педагога отметим адаптацию преподавателя к ведению педагогической деятельности. Профессиональная адаптация преподавателя определяется активностью личности, и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. Понятие профессиональной адаптации связывается с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. В процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность

Важнейшее качество компетентного преподавателя - высокий профессиональный уровень преподавателя. Важнейшим критерием для оценки квалификации преподавателей является их умение сочетать в методике преподавания теоретические знания и практические навыки. Высококвалифицированные, компетентные преподаватели не просто читают лекции: они вовлекают студентов в совместную работу над материалом, прививая им привычку к самостоятельности, умению размышлять, анализировать и делать выводы. Квалифицированные преподаватели в режиме реального времени следят за всеми событиями, происходящими в мире экономики, политики и бизнеса, что позволяет обогащать теоретическую базу знаний живыми, реальными примерами.

Самообразование преподавателя - повышение профессионального мастерства преподавателя. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, колледже, вузе. Он становится непрерывным. Понятие непрерывности образования означает, что преподаватель учится постоянно, без относительно длительных перерывов, причем, не только в образовательных учреждениях, а большей частью занимается самообразованием. Самообразование - получение знаний самостоятельно, без контакта с учителем: книги, Интернет. Обучающийся преподаватель сам берет на себя всю ответственность за собственное обучение, включая: установление целей обучения; определение содержания обучения; разработку и планирование собственной программы обучения; самомотивацию и рефлексию; организацию и управление собственной деятельностью; оценивание результатов собственной деятельности и самооценивание; оценивание качества избранного способа обучения .

Преподаватель имеет несколько путей повышения своей квалификации. Во-первых, он может, оставаясь на одном и том же формальном базовом образовательном уровне (преподавателем, мастером производственного обучения), совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство через прохождение процедуры аттестации на вторую, первую и высшую квалификационную категорию. Во-вторых, преподаватель может последовательно подниматься по ступеням и уровням профессионального образования (например, преподаватель, имеющий высшее образование - поступает в аспирантуру). В-третьих, непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и профессионально-образовательных потребностей образовательного заведения (например, поменять специальность «экономика» на специальность «менеджмент») .

Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Можно отметить, что сегодня диплом вуза или научная степень – еще не гарантия того, что преподаватель является действительно профессионалом своего дела, знающим обо всех современных тенденциях в области преподаваемой дисциплины. Поэтому администрации образовательного учреждения необходимо с должным вниманием подходит к вопросам кадровой политики. Строгий конкурсный отбор преподавателей и регулярная аттестация их профессиональных знаний обеспечивают по-настоящему качественный уровень преподавания в вузе.

Необходимо понимать, что процесс образования состоит из взаимосвязанного звена «обучающийся (студент) – обучающий (преподаватель), и от квалификации и опыта преподавательского состава всецело зависит то, с какими знаниями выпускники образовательного учреждения выйдут в «большую жизнь». Поэтому администрации вуза можно ввести правило проведения показательной лекции, которую оценивают руководство, заведующие кафедр и сами студенты. Если занятие показалось интересным, познавательным, основанным на современных знаниях и тенденциях, то новый преподаватель, скорее всего, получит работу.

С.Д. Смирнов осуществил анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза. Среди предложенных им шести оценочных показателей, ведущим выступает учебный (40 %). Сочетание педагогической функции с учебной отмечено у 33 % преподавателей, а преобладание исследовательской функции в сочетании с учебной характерно лишь для 20 %. Подобную картину почти 20 лет назад отмечал А.В. Барабанщиков. Это позволяет утверждать, что по-прежнему наблюдается явный разрыв между официальной установкой на ведущую роль вузовской интеллигенции в развитии науки и реальным отношением к этой проблеме преподавательского состава многих вузов России .

Исследование учебно-воспитательной деятельности преподавателя вуза является одним из важнейших направлений, чаще всего включенных в учебные поручения как «научно-методическая деятельность». Она подразумевает разработку новых учебных программ, обобщение опыта преподавания отдельных дисциплин, внедрение в практику новых вузовских технологий обучения и воспитания. Проведя анализ данного направления исследовательской работы в ряде педагогических вузов педагогических вузах, исследователи установили следующую картину. Исследованиями процесса создания учебных программ, определения их качества занимаются около 12 % преподавателей всех вузов, изучением опыта преподавания, его анализом и оценкой - 71,4 % педагогов, внедрением новых технологий в вузовское обучение - 7,2 %, связями кафедр с практикой, с учреждениями и предприятиями - 13,4 % преподавателей. Все остальные разрабатывают курсы лекций, пишут рекомендации студентам по изучению предметов, планы семинарских и практических занятий .

В.Т. Ащепков установил, что высокий статус преподавателя будет устойчивым, если тот одновременно является ученым-исследователем. Это подтвердили 76,5 % студентов различных вузов. Данное положение согласуется с философской концепцией Р.Н. Абдеева, который, перечисляя основные черты информационной цивилизации, установил их влияние на современную интеллигенцию. По его мнению, ученый и преподаватель вуза стоят на одном уровне информационной компетентности, отношения к науке, умения пополнять, прогнозировать и обобщать свои знания. Развивая эту мысль, Г.А. Белов в процессе изучения научно-исследовательской деятельности преподавателей университета, пришел к выводу, что существует связь между эрудированностью преподавательского состава и разнообразием направлений исследовательской деятельности вуза.

Профессионализм преподавательской деятельности – компетентность как специалиста, самосовершенствование, связь с современными науками и методиками преподавания - единое информационное пространство, которое непосредственно влияет на студенчество.

4. Преподаватель как педагог

Компетентный преподаватель должен обладать организационными качествами. К таким можно отнести активность, пунктуальность преподавателя, его трудолюбие, коммуникабельность, исполнительность. Данные качества должны являться для студентов подсознательным примером подражания. Для компетентного педагога не может быть формулировки «не успел проверить, не успел узнать…». Также плохо трактуется студентами, если их преподаватель достаточно систематически нарушает трудовую дисциплину - опаздывает на занятия, непунктуален, небрежен. В данном случае, что можно требовать со студентов, если их преподаватель показывает такой негативный пример.

Важно умение преподавателя организовывать, вовлекать и увлекать студентов в образовательный процесс. Такое можно достичь, например, путем вовлечения в лекционный материал по определенной дисциплине «вкраплений» интересных, занимательных фактов, фактов из определенной реальной области знаний, или путем нестандартных форм преподавания (диалог).

Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности.

Интеллектуально-педагогическая компетентность предполагает умение мыслить, владеть педагогическими объектами и является ключевой, т.к. никакая другая деятельность не может быть организована без интеллекта. Именно он позволяет преподавателю ставить и решать в процессе обучения правильно сформулированные многочисленные задачи, устанавливать логические связи, проводить параллели между рассматриваемыми явлениями и процессами, дать нужное направление творческому мышлению студента и стимулировать творческий поиск. Интеллектуальная компетентность преподавателя не может быть неизменной и ограниченной – она должна совершенствоваться и развиваться, т.к. от этого во многом зависит степень усвоения предмета и развитие творческих способностей студента.

Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности. Только преподаватель, работающий творчески, способен воспитать и обучить творческую личность.

Творчество преподавателя – это высокая ступень его профессиональной деятельности, направленной на поиск более совершенных методов, приемов и средств учебно-образовательного процесса.

Творчески работающий преподаватель анализирует наблюдаемые им факты и явления реального учебного процесса на основе теоретических знаний, развивает в себе научное предвидение результатов действий. И как следствие – успешно совершенствует пути и способы достижения педагогической цели.

Компетентный преподаватель должен обладать необходимой рефлексией. Педагогическая рефлексия определяется как обращенность сознания педагога на самое себя, учет представлений учащихся о деятельности педагога и представлений самого обучаемого о том, как педагог понимает деятельность студента. Рефлексия означает осознание себя и ожиданий других субъектов образовательного процесса, это попытка понять происходящее в себе и себя в происходящем путем самостоятельного обращения к самоанализу.

Рефлексия педагога эффективна в той мере, в какой он способен понимать, принимать, содействовать действиям других. В онтологическом плане педагогическая рефлексия выступает как средство становления мира человека в профессии (трансформации ценностно-смысловых составляющих образа профессии и профессионала как детерминант формирования образа/стиля профессиональной деятельности и общения)

Педагогическая профессия требует от преподавателя постоянного саморазвития, самосовершенствования в рамках воспроизводства культуры, рефлексия же обеспечивает возможность открытия новых смыслов как предпосылки адекватного воспроизводства ценностей и характеризует содержательно-результативную сторону формирования профессиональной компетентности педагога. Рефлексия как основной механизм саморазвития направлена на фиксацию субъектом текущих и итоговых изменений (достижений), а также прогнозирование хода формирования профессиональной компетентности.

Компетентный преподаватель как правило обладает «фасилитативным» стилем общения (от «фасилитация»: облегчение, упрощение, помощь) и ведения занятий со студентами. Такой преподаватель нацелен на качество преподавания определенной дисциплины студентам, вовлекает каждого студента в образовательный процесс посредством возложения ответственности на самих студентов и «призывает» каждого отдельного студента подчинять свои личные умения и потребности групповым. Данный стиль ведения занятий является важным показателем уровня компетентности преподавателя и его способности к повышению уровня компетентности студентов.

Педагогическая фасилитация является профессионально значимым качеством личности преподавателя, от которого зависит успешность овладения педагогической деятельностью, повышение продуктивности образования, развитие субъектов педагогического процесса и формирование особого стиля взаимодействия педагога с учащимися .

Стоит также отметить, об одном хорошо известном факте - определенная часть преподавателей специализированных вузов не имеют специальной педагогической подготовки. У преподавателей, прежде всего молодых, порой отсутствует четкое представление о структуре педагогической деятельности, они не задумываются о том, из чего складывается педагогическое мастерство, зависит успех обучения и их собственной педагогической деятельности. Можно блестяще знать свой предмет и быть посредственным преподавателем. В работе же некоторых преподавателей доминирует принцип: «буду знать свой предмет - сумею преподать» .

Итак, преподаватель как педагог должен обладать качествами организатора, творца, навыками коммуникативных функций.

5. Преподаватель как личность

Основные психолого-педагогические качества преподавателя выражаются в его корректности, тактичности, нравственности.

Порой, преподаватель обижается и злится на нерадивого студента и в комментариях пишет что-нибудь жесткое и оскорбительное личного характера, а такое допускать никак нельзя. Не позволено преподавателю выливать свое недовольство на обучаемого в такой форме. Ведь корректность, умение себя сдерживать - правило компетентного преподавателя.

Доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение - это все создает особый микроклимат в группе, обстановку доверия и уверенности студентов в собственных силах и достижимости поставленных целей .

Что касается взаимоотношений студентов и преподавателей, то на одно из первых мест студенты ставят «ровное, одинаково объективное отношение» к ним. Они очень чувствительны, ревностны к проявлениям несправедливости преподавателя, ко всем его действиям. Каждое из них вызывает соответствующий отклик в их сознании и откладывает определенный отпечаток на поведение. Компетентный преподаватель должен сочетать в себе требовательность и принципиальность с уважительным отношением к студентам и обязательным чувством такта.

Нравственность преподавателя влияет и на нравственность студентов. Нравственность - это внутренний код, определяющий человеческие отношения. Воспитание нравственности студентов осуществляется в образовательном процессе вузов часто бессистемно, спонтанно, интуитивно или не осуществляется вовсе.

Важна и профессиональная нравственность. Профессия учителя издавна выделялась особым нравственным статусом. Это не только личная ответственность за выполнение педагогического долга, но и честность, порядочность, бескорыстие. А к главным ценностям профессиональной деятельности относятся гуманизм, ответственность, патриотизм и альтруизм .

Перечисленные качества преподавателя можно назвать общекультурной компетенцией преподавателя, который ориентируется на непрерывное саморазвитие своей личности в плане наиболее полного усвоения культурных ценностей бытия и приобщения к этой сокровищнице личности обучаемого через различные виды деятельности.

Заключение

В настоящий момент, в той или иной мере, определились некоторые общие позиции науки и практики по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, которые включают:

Высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;

Соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;

Качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками;

Мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;

Отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.

В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя вуза является основным фактором роста его профессиональной культуры. В этом случае качественную в характеристику преподавателя вуза входят понятия преподавателя как гражданина, ученого, коллеги, профессионала-специалиста.

Ценности образования, отраженные в «Я-концепции» преподавателя и студента, оказываются взаимопересекающимися, если преподаватель выступает как мыслитель, как исследователь жизни с помощью преподаваемой науки. Это побуждает студенчество к самоисследованию, самоанализу собственной личности и учебной деятельности. Объективная самооценка преподавателем своей работы, открытость позиций выступают ведущим фактором в формировании самостоятельности студента, осуществления саморегуляции, самосовершенствования.

Взаимосвязь исследовательской и научно-методической деятельности в вузе способствуют формированию картины современного мира, а обучение, построенное на этой взаимосвязи, - формированию образа «Я» будущего специалиста. Между собой их связывают ценности образования, которые определяют профессиональный образ жизни студента в современной социокультурной среде. Он связан со сформированностью одних и тех же черт личности. Следовательно, совершенствуя себя как ученого, преподаватель растет профессионально как педагог, а занимаясь преподавательской деятельностью, формирует черты личности, необходимые ученому.

Все вышесказанное в этой работе можно, в принципе, свести к аксиоме, высказываемой студентами: дайте нам наставника и мы также будем наставниками. А понятие «наставник» - это категория философская, в образе преподавателя она аппелирует профессионализмом специалиста, характеристиками педагога, качествами личности.

Список использованной литературы

1. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.- 256 с.

2. Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4.- Л.: ЛГУ, 1998, С. 32-45.

3. Бондаренко О.Р. Психосемантические аспекты исследования образа учителя / Вестн. Моск. Ун-та.- Сер. 14.- Психология.- 1986.- №1.- С. 30-35.

4. Брэгг П.С. Формула совершенства. - СПб.: Вече, 1993.- 245 с.

5. Брунер Дж. Психология познания.- М.: Наука, 1977.- 402 с.

6. Всё начинается с учителя /Под ред. З.И.Равкина. - М.: Педагогика, 1983.- 285 с.

8. Гудвин Д.Исследования в психологии.- СПб.: Наука, 2004. - 517 с.

9. Донская Л.Ю. Роль имиджа в общении и деятельности преподавателя высшей школы.// Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. Ч. I . - Челябинск, 2002. - С.25-28.

10. Котова Т.И. Компетентностный подход к личности обучаемого через компетенции преподавателя вуза.// Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. Ч. I . - Челябинск, 2002. - С.12-19.

11. Крушельницкая О.Б., Панасюк А.С. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами // Психологическая наука и образование. - 2003. - №3. - C . 17-27.

12. Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф.Ч.1. - Челябинск, 2002, С. 44-48.

13. Лопухин Ю.М. О науке, творчестве и здоровье. - М.: Медицина, 1991.- 234 с.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 234 с.

15. Парнюк Н. В. Образ преподавателя в сознании студентов//Актуальные проблемы борьбы с преступностью. - СПб: Фонд Университет, 2002. -С. 344 - 355.

16. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. -1998.- № 3.- С. 40-46.

17. Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1981.- 456 с.

18. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: 1999. - 235 с.

19. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я.Ляудис.- М.: Педагогика, 1989.- 256 с.

20. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука.- Казань.- 2006.- № 9(2). – С.259-269.

21. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.- М.: МГТА, 2001.- 367 с.

22. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами: Автореферат дис. канд. психол. наук.- Иваново, 1998.- 18 с.

Профессия преподавателя ВУЗа - одна из самых творческих и сложных профессий, в которых сочетаются наука и искусство. Эта профессия сродни труду писателя (творчество в подготовке материала), режиссера и постановщика (создание замысла и его реализация), актера (в педагогической деятельности инструментом является личность преподавателя), педагога, психолога и ученого.

Как известно, преподаватели ВУЗов относятся к основным социально-профессиональным группам, на которые общество положило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурного достояния общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой.

Как отмечают большинство исследователей, любая педагогическая деятельность осуществляется в условиях как умственного, так и эмоционального напряжения. Условия такой деятельности в высшей школе имеют специфику, связанную с необходимостью чтения лекций для студентов, проведение практических занятий, руководства самостоятельной и научно-исследовательской деятельностью.

Как показал анализ научной литературы преподаватель ВУЗа выполняет следующие функции:

Организаторскую (руководитель, проводник в лабиринте знаний, умений, навыков);

Информационную (носитель новейшей информации);

Трансформационную (преобразование общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания);

Ориентировочно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);

Мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самодвижения, самоутверждения).

Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентным специалистом в своей области, эрудитом в других областях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель ВУЗа должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

П. Ясвин, анализируя требования к преподавателю ВУЗа, подчеркивает важность сформированности у него готовности к профессиональной деятельности. Исследователь разделяет такую готовность на теоретическую, практическую и мотивационную.

Теоретическая готовность состоит из следующих умений:

Составлять рабочие учебные программы по предмету на базовом и профильном уровне;

Определять наиболее рациональные виды деятельности студентов по овладению учебным материалом и предусматривать сложности в его освоении студентами;

Определять наиболее эффективные методы и приемы ведения лекции или практического занятия;

Разрабатывать диагностический инструментарий;

Диагностировать и анализировать проблемы, определять причины и пути их преодоления;

Проектировать на основе результатов диагностики личности студентов образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, развитие исследовательской и самостоятельной деятельности студентов;

Строить логику преподавания предмета, исходящую из потребностей и возможностей студентов конкретного профиля обучения;

Систематически пополнять свои знания путем самообразования;

Систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег;

Приобретать новые знания реального педагогического процесса.

Практическая готовность предполагает наличие умений:

Изучать личность студентов и студенческий коллектив с целью выявления уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания;

Анализировать и практически оценивать учебный материал, учебные и методические пособия, программы курсов, средства обучения и творчески их использовать;

Не столько транслировать знания, изложенные в учебнике, сколько организовывать учебно-познавательную деятельность студентов;

Адекватно интерпретировать результаты диагностики личности студентов;

Вести мониторинг продвижения студентов по намеченному образовательном маршруту;

Стимулировать самостоятельную работу с различными источниками информации и базами данных, использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;

Обеспечить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования для формирования у студентов, предметных, надпредметных и ключевых компетенций;

Организовывать совместную творческую деятельность, направленную на развитие социально значимых качеств личности;

Формировать у студентов опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации;

Изучать преимущества и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями ее протекания.

Мотивационная готовность выражается:

В наличии устойчивой мотивации профессионального роста;

В понимании необходимости обновлять профессиональные знания и совершенствовать педагогические умения;

В желании переносить полученные знания в новых условиях педагогической деятельности;

В стремлении творчески решать педагогические задачи;

В умении адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности с учетом условий их получения;

В признании студента субъектом образовательного процесса и желании выстраивать с ним взаимодействие на паритетных основах.

Необходимо подчеркнуть, что в системе открытого и гибкого образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя к:

Организации обучения на базе практики из-за действий и анализ этих действий;

Формирование исследовательских и творческих умений;

Формирование у студентов веры в собственные возможности и реальность профессиональных достижений;

Выбору в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

Поддержке социальной интеграции студенческого коллектива;

Применению эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

Организации индивидуализированного обучения (работа на "уровнях", в группах, выравнивающие занятия, коммуникация с обратной связью);

Организации самообучения студентов, в том числе подготовки их к самостоятельному пользованию текстовыми источниками информации;

Выработке умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

Формированию умений самостоятельного планирования и адаптации к изменяющимся условиям труда; умственного конструирования из операций сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного конструирования согласно аналитическим, операционным и синтетическим стадиям поведения при решении проблем;

Практическому применению концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Таким образом, деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в государственном формировании национального сознания и духовной культуры общества.

Определяющим и самым большим по объему компонентом труда преподавателя является учебно-педагогическая деятельность. По своему содержанию учебная работа в высшем учебном заведении - это часть целенаправленной трудовой деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации, включая виды конкретных работ, определенных структурой учебного плана специальности. Таких видов работ насчитывается более сорока.

Учебно-педагогическая деятельность направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с требованиями общества. Для учебного процесса в высшей школе характерно органическое сочетание учебного и научно-исследовательского аспектов, повышение активности и самостоятельной работы студента (научившись, студент учится сам). В педагогической деятельности сочетается теоретическая составляющая, связанная с раскрытием новых закономерностей, сущности науки, а также практическая, направленная на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы педагогических задач. Преподаватель определяет цели и задачи обучения по конкретному предмету во взаимосвязи с другими учебными предметами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроля; формирует творческие коллективы учебных групп; осуществляет воспитание студента и воспитывает потребность в самовоспитании. Основными видами этой деятельности является чтение лекций, проведение лабораторных, практических, семинарских, расчетно-графических работ, консультаций, зачетов, экзаменов, рецензирование и прием защиты курсовых работ, проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами и прочее.

С учебной работой тесно связана учебно-методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. В университете предполагается 29 конкретных видов учебно-методической деятельности. В их числе: подготовка к лекционным, практическим, семинарским занятиям, учебная практика; разработка, переработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов и других учебно-методических материалов, методических материалов по курсовым и дипломным работам; текущая работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы); изучение передового опыта с представлением отчетности и рецензирования конспектов лекций, сборников задач и лабораторных практикумов; составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов; взаимопосещения и пр. Рабочий день преподавателя делится на две части: проведение всех вышеназванных видов работ и подготовка к их проведению. Таким образом, содержание учебно-методической работы находится в непосредственной связи с учебной работой, ее объемом и структурой. Введение компьютеров помогает в разработке методики использования программированного обучения, создание карт для программированного контроля, разработки методики использования ТСО и др.

Работа преподавателя ВУЗа обязательно предполагает организационно-методическую работу, основными видами которой является работа в подготовительном отделении, работа по профориентации, организация педагогических практик, работа в приемной комиссии, подготовка материалов на заседание кафедры, совета факультета, совета ВУЗа, методическая работа в помощь учителям, работа по подготовке научно-методических семинаров и т.д.

Органической частью преподавательской деятельности является работа по воспитанию студентов. Она содержит следующие виды работ: контроль за самостоятельной работой студентов по изучению первоисточников, проверку конспектов, коллоквиумы, собеседования, работу куратора, руководителя клубов, воспитательную работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и тому подобное. За все виды работы преподаватель отчитывается на заседании кафедры, ректорате.

Обязательным элементом в работе преподавателя ВУЗа является научно-исследовательская работа. Научная работа включает следующие виды: выполнение плановых научно-исследовательских работ, коллективных договоров; написание и издание учебников, пособий, монографий, научных статей и тезисов, докладов на конференциях; редактирование учебников, их рецензирование, написание отзывов на диссертации; работа в редколлегиях научных журналов; руководство научно-исследовательской работой студентов; участие в научных советах и тому подобное.

Итак, профессиональная деятельность преподавателя высшей школы включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы:

С преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего количества);

С преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5 от общего количества);

С одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (чуть более 1/3 от общего количества).

Согласно определенных видов деятельности можно определить непосредственные функциональные обязанности преподавателя высшей школы, которые заключаются в следующем.

1. Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки.

2. Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в том числе компьютерных.

4. Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и тому подобное.

5. Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении.

6. Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности.

7. Консалтинг и другая индивидуальная работа со студентами.

8. Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок.

9. Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок.

10. Подготовка научных, научно-популярных и других материалов.

11. Подготовка разработок, которые патентуются.

12. Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами, во время неформального общения с ними.

13. Непрерывный личностный и профессиональный рост, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации.

14. Владение различными профессионально необходимыми практическими навыками.

Для того, чтобы выполнять на высоком уровне свои функциональные обязанности преподаватель высшей школы должен соответствовать следующим требованиям:

Высокая профессиональная компетентность - глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;

Сформированность педагогических умений и способностей (дидактических, академических, перцептивных, речевых, организаторских, коммуникативных, прогностических, рефлексивных и др.);

Педагогическая компетентность - основательные знания педагогики и психологии, в частности андрагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владения современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

Социально-экономическая компетентность - знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;

Коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературной речи, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.

К этому следует добавить высокий уровень общей культуры - сформированное научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Конкретное содержание труда, права и обязанности профессора, доцента, преподавателя высшего учебного заведения определяет устав соответствующего учебного заведения.

Сотрудники университета и других учебных заведений имеют право на:

Свободный выбор форм, методов, средств обучения или научной деятельности, проявление педагогической и научной инициативы;

Индивидуальную педагогическую и научную деятельность;

Получение всех информационных, учебно-методических и других материалов, разрабатываемых в университете (институте), а также информацию о решении Ученого совета, ректора университета (института) и мероприятиях, которые планируются;

Пользование всеми видами услуг, которые может оказывать университет (институт) своим работникам, а также всеми другими возможностями университета (института) в получении материальной помощи; содействие в расширении и совершенствовании своей деятельности, оперативного и эффективного решения учебно-методических, научно-исследовательских и производственных проблем;

Пользование удлиненным оплачиваемым отпуском;

Участие в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, научной и производственной деятельности университета (института) и его подразделений, представление предложений по улучшению их работы;

Выполнение работы на условиях штатного совместительства, или почасовой оплаты, на получение заработной платы за замену временно отсутствующих сотрудников, на оплату труда за хозрасчетную деятельность, работу в совместных предприятиях, фирмах, кооперативных органах и т.д.;

Повышение квалификации, переподготовку, свободный выбор содержания, программ, форм обучения и научной деятельности, организации и учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку;

Защиту профессиональной чести, достоинства;

Избрание средств и методов обучения, научной деятельности.

Сотрудники университета (института) обязаны:

Соблюдать Устав университета (института), действующего законодательства и международных соглашений;

Обеспечивать условия для усвоения студентами, слушателями, стажерами, аспирантами, докторантами учебных программ на уровне обязательных требований государственных стандартов, содействовать развитию способностей у последних;

Активно участвовать в решении задач, стоящих перед университетом (институтом), обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов и научно-исследовательских работ;

Наставничеством и личным примером утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали;

Регулярно, не реже одного раза в пять лет проходить различные формы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы и выплатой затрат на повышение квалификации за счет высшего учебного заведения;

Воспитывать уважение к людям, национально-культурне, духовные и исторические ценности, бережное отношение к окружающей среде;

Воспитывать молодежь в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими, национальными, религиозными группами;

Соблюдать требования педагогической и научной этики, морали, уважать достоинство студентов и сотрудников университета (института), защищать их от любых форм физического или психического насилия, предотвращать употребление алкоголя, наркотиков и пр.

Таким образом, профессия преподавателя ВУЗа одна из самых творческих и сложных профессий. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы имеет сложную структуру и включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу. При этом преподаватель ВУЗа выполняет следующие функции: организаторскую, информационную, трансформационную, ориентировочно регулятивную, мобилизующую. Чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, преподаватель высшей школы как субъект педагогической деятельности должен иметь профессионально-педагогическую направленность, обладать педагогическими умениями, развитыми общими и педагогическими способностями, профессиональной и педагогической компетентностю; обеспечивать эффективное субъект-субъектное взаимодействие, продуктивность деятельности, решение учебных, воспитательных и развивающих задач.

  • II.3.11. Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся
  • II.3.7. Описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • III четверть Тема: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

  • К непосредственных функциональных обязанностей научно-педагогических работников высшей школы относятся:

    Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео * компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки;

    Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

    Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.п.;

    Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

    Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

    Консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

    Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

    Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

    Подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

    Подготовка разработок, которые патентуют;

    Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними;

    Непрерывный особистиший и профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

    Владение различными профессионально необходимыми навыками

    В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов к:

    Организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

    Формирование исследовательских и творческих умений;

    Формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

    Выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

    Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

    Поддержки социальной интеграции студенческого коллектива, применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

    Организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью);

    Организации самообучения студентов, в частности подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и за текстовыми источниками информации;

    Выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

    Формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного ко онструювання согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблемоблем;

    Практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов

    Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях с знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник. В. НЗ должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личностьсть.

    Научно-педагогический работник высшего учебного заведения свою педагогическую деятельность осуществляет в направлениях: учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности

    Определяющим задачей научно-педагогического работника является учебная деятельность, направленная на организацию процесса обучения в соответствии с нормативными документами. Она сочетает теоретическую составляющую, связанных. ЗАНУ с раскрытием сущности науки, новых закономерностей, и практическую, которая направлена??на решение педагогических задач. Научно-педагогический работник определяет цели и задачи обучения по конкретному предмета во взаимосвязи с другими дисциплинами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроллю.

    Основные виды этой деятельности - лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, рецензирование, организация защиты курсовых работ и проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами тощ.

    С учебной работой тесно связана методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. К ней относится: подготовка к лекционных, лабораторных, практических, это еминарських занятий, учебной практики; разработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, методических материалов по курсовых и дипломных работ; п окруженный работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы), изучение передового опыта с предоставлением отчетности и рецензирование конспектов лек этой, сборников задач и лабораторных практикумов, составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов тощо.

    В процессе методической работы повышается уровень мастерства научно-педагогического работника, поскольку он усваивает содержание новых учебных программ, технологий и реализует их; постоянно знакомится с достижениями психолого-педагогических наук и методик преподавания учебных дисциплин; изучает и внедряет передовой педагогический опыт; совершенствует собственные навыки самообразования тощ.

    Педагогическая деятельность научно-педагогического работника обязательно сопряжена с научно-исследовательской деятельностью, обогащает внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знания нь. А педагогическая деятельность побуждает к глубоким обобщениям и систематизации материала, к более совершенному формулировки идей, выводов и новых гипотезаз.

    Педагогическая наука может развиваться только при условии обогащение ее новыми фактами, добытыми в процессе научно-исследовательской работы. Научно-педагогический работник, чтобы лучше и глубже овладеть учебным пред дуете, знакомится с новой научной литературой, следит за развитием этой науки за рубежом, анализирует основную методическую литературу, внимательно прорабатывает научно-методические журналы по своему предмету изучает опыт учебно-воспитательной работы коллег по специальности, экспериментально проверяет целесообразность внедрения в собственную практику педагогических новацийй.

    Работая над научным материалом, научно-педагогическом пращивнику следует его переосмыслить, выявить то, что целесообразно применить в своей учебно-воспитательной деятельности

    Воспитательную деятельность научно-педагогический работник осуществляет прежде всего в процессе обучения, используя потенциальные возможности учебных дисциплин, а также во время общения в позалекцийний время коже ен научно-педагогический работник должен осознать важность своего воспитательного воздействия на будущих специалистов и реализовать эту функцию не только через собеседования, кураторскую работу, руководителя клубов, работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и т.п., но и на собственном примері.

    Контрольные вопросы и задания:

    Опишите непосредственные функциональные обязанности научно-педагогического работника

    По каким направлениям осуществляет свою педагогическую деятельность научно-педагогический работник?

    Охарактеризуйте учебную деятельность научно-педагогического работника

    В чем проявляется методическая деятельность научно * педагога?

    Почему научно-педагогическому работнику необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью?

    Преподаватель вуза – это всегда его вчерашний студент, но, несмотря на молодость и отсутствие опыта, даже ассистент должен быть на голову выше тех, кто собрался в аудитории для занятий.

    Средняя заработная плата: 15000 рублей в месяц

    Востребованность

    Оплачиваемость

    Конкуренция

    Входной барьер

    Перспективы

    Чтобы преподавание в вузе стало профессией, мало знать свой предмет на отлично. Нужно уметь передать свои знания и заинтересовать студентов даже такими малопривлекательными для большинства дисциплинами, как сопромат или начертательная геометрия.

    Преподавание в вузе - это высшая ступень педагогического мастерства и ответственная работа. Для занятия должности на кафедре в университете необходима хорошая профессиональная подготовка. Обладатель диплома бакалавра не сможет учить студентов высшего учебного заведения - право стать преподавателем в вузе имеют специалисты, окончившие как минимум магистратуру.

    История

    Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX-XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII-XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).

    В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.

    Какие должности существуют в высших учебных заведениях

    В отличие от школьного учителя, которому для начала работы достаточно окончить институт или университет, преподавателю вуза, чтобы занять свое место в иерархии, придется изрядно попотеть. Для продвижения на каждую из должностей необходимо соответствовать ряду условий.

    • Ассистент . Это профессиональный сотрудник кафедры, имеющий диплом магистра или специалиста и не меньше года занимающийся преподавательской деятельностью. После окончания аспирантуры наличия опыта не требуют. Такой работник консультирует студентов, проводит с ними лабораторные, практические и семинарские занятия, оказывает помощь профессорам и доцентам при приеме зачетов и экзаменов. Нередко в ассистенты приглашают хорошо зарекомендовавших себя выпускников университета.
    • Старший преподаватель . Это более высокий уровень, для соответствия которому претенденту нужно иметь не менее 3 лет стажа работы в вузе или ученую степень кандидата наук. Он проводит практические занятия, имеет право разрабатывать учебные пособия и методические материалы, а также читать лекции.
    • Доцент . Чтобы претендовать на эту должность, необходимо окончить аспирантуру, быть кандидатом наук, участвовать в различных научных мероприятиях (симпозиумах, конференциях), иметь свои труды, писать статьи, руководить аспирантами.
    • Профессор . Получив ученую степень доктора наук, имея 5 лет работы в системе высшего образования, опубликовав ряд монографий и научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах, можно претендовать на должность профессора университета. Это высшая ступень иерархии, которая достигается только долгими годами упорной работы.

    Только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди способны пройти весь этот путь. При этом не нужно забывать и о ежедневной рутинной работе в университетских аудиториях и библиотеках.

    Как устроиться на работу в вуз

    Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

    • Выбор вуза по душе , окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
    • Поступление в аспирантуру . Неплохой вариант - работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
    • Защита кандидатской диссертации , за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

    Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

    Обязанности на работе

    Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:

    • подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
    • проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
    • мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
    • контроль успеваемости учеников;
    • подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
    • прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.

    Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.

    Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.

    Для кого подходит

    Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.

    Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.

    Среди необходимых личных качеств можно выделить:

    • ответственность и трудолюбие;
    • увлеченность своим делом;
    • коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
    • тягу к научной и творческой деятельности;
    • активную жизненную позицию;
    • усидчивость и сосредоточенность;
    • уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
    • четкую и ясную речь;
    • терпение и хладнокровие.

    Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.

    Сколько получают

    Заработная плата педагогов в российских университетах - это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15-17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23-30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30-45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

    Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

    Среди бесспорных плюсов работы преподавателя вуза - летний оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

    Как построить карьеру

    Перспективы продвижения по карьерной лестнице у преподавателя вуза есть, но они тесно связаны с его профессиональным ростом. Так, доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор - деканом факультета, проректором или даже ректором университета. На этих должностях можно получать доход от 100 до 300 тысяч рублей. Но чтобы реально претендовать на них, одного таланта и способностей мало, нужны еще связи.

    Перспективы профессии

    Преподавателем в вузе быть престижно, а интеллектуальная среда стимулирует к постоянному саморазвитию. Однако материальная сторона вопроса отпугивает от работы в системе высшего образования многих талантливых людей.

    Загрузка...
    Top