Поэма «Мцыри» как романтическое произведение. «Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Отчего мцыри возвращается к монастырю

Сочинение

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы - свобода личности - характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества - свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Основную часть произведения предваряет небольшая вступительная часть, в которой кратко передана история жизни Мцыри: мальчиком, будучи «сыном гор», он попал в плен к русским, которые и определили его в монастырь. С этого момента Мцыри никогда не выходил за его стены. Но вот, в юном возрасте, он убегает из монастыря и проводит три дня на свободе.

Вся поэма представляет собой лирическую исповедь (излюбленный прием романтиков) героя, все же вновь возвратившегося в монастырь. Основная мысль этой исповеди заключается в следующем: «На родину следа не проложить уж никогда». Поэтому Мцыри просит похоронить его в том месте монастырского сада, откуда виден Кавказ.

Намечается в поэме и любовная линия. Когда Мцыри спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, он видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились…». Девушка очень скоро исчезает, а Мцыри засыпает и видит ее во сне. Прекрасная грузинка ассоциируется у него с образом родины. Проснувшись, герой продолжает свой путь, ему приходится вступить в бой с барсом. В этой неравной схватке, за счет силы своего духа, побеждает человек. Описание битвы - также чисто романтический эпизод в поэме:

* Я ждал. И вот в тени ночной
* Врага почуял он, и вой
* Протяжный, жалостный, как стон,
* Раздался вдруг…

Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю, в нем открываются неведомые силы: «Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков». Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому он понимает, что до родного дома ему уже не добраться и ему суждено погибнуть «во цвете лет, Едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой». Но это только внешняя причина неудачи Мцыри. Внутренняя же - намного глубже. Проживя всю свою жизнь в монастыре, не зная жизни и воли, герой оказывается неспособен существовать на воле: он сам бессознательно возвращается к стенам монастыря, где вскоре и погибает.

Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это - еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

Романтизм поэмы выражается и в изображении единства человека и природы. Все действие произведения разворачивается на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая сама по себе - олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил». Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада - все они стали друзьями Мцыри. Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.

Хотя на свободе Мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. Перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает у Мцыри и картина того, как мальчиком он играл близ горного потока:

* В ущелье там бежал поток,
* Он шумен был, но неглубок;
* К нему, на золотой песок

* Играть я в полдень уходил.

Интересно, что о речке здесь говорится как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать твою свободу. Герои Лермонтова очень часто одиноки в окружающем их мире. Не является исключением и герой поэмы «Мцыри», в которой писатель развивает идею мужества и протеста. Судьба Мцыри (в переводе «послушник») обозначен уже в эпиграфе, взятом из первой Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Эпиграф приобретает символический смысл и свидетельствует не столько о жизнелюбии героя, сколько о его трагической обреченности. Романтический герой поэмы тоскует по родному краю:

* …я цель одну,
* Пройти в родимую страну,
* Имел в душе…

Монастырь становится для него тюрьмой, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи, сам он - рабом и узником. Образ монастыря становится воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, что мешает полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. Только вне стен монастыря герой чувствует себя свободным, только три дня, проведенные на воле, кажутся ему блаженством. Героя даже не страшит могила, он жаждет лишь одного - бы испытать минуты счастья. В поэме переиначивается ситуация бегства романтического героя из городской среды в природу. Мцыри бежит не в чуждую, а в родную среду. Однако возвращение его оказывается невозможным и заканчивается трагически. Возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий героя:

* И страшно было мне - понять
* Не мог я долго, что опять
* Вернулся я к тюрьме моей,
* Что бесполезно столько дней
* Я тайный замысел ласкал
* Терпел, томился и страдал,
* И все зачем?..

Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой. У ручья юноша увидел прекрасную девушку. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри - исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него - чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».

Цель героя - добраться до своей родины - несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, - к монастырю. Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. Для Лермонтова главным было еще раз доказать, что именно истинного героя, стремящегося к своей цели, не могут сломить никакие жизненные перипетии. Только по-настоящему сильная личность, как Мцыри, способна выдержать удар судьбы - возвращение в монастырские стены.

Другие сочинения по этому произведению

«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри») «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри - образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри - мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой - дитя, Судьбой - монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой - дитя, Судьбой - монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Пребывание на Кавказе в детские годы и во время ссылок оставили неизгладимый след в душе Лермонтова. Красочные пейзажи, традиции восточных народов, многочисленные рассказы горцев, встреченных по пути странствования, нашли отражение в творчестве поэта. Поэма «Мцыри», написанная Михаилом Юрьевичем в 1839 году, основана на рассказе одинокого монаха. Она является наиболее ярким отражением романтизма и бесконечной любви к своей второй Родине в творчестве «истинного певца Кавказа».

Начало произведения представляет взору читателя разрушенный монастырь, расположенный в горах. Давно забыто великолепие здания. Его охраняет лишь древний старик, забытый и Богом и людьми.

Проезжающий однажды мимо монастыря русский генерал вез пленного ребенка. На первый взгляд, мальчику было лет шесть, он отказывался от еды, был сильно ослаблен, напуган, болен. Сжалившись, монахи решают оставить ребенка в монастыре. Он рос нелюдимым, не играл в детские игры, однако, казалось, смирился с пленом. Мальчика крестили, обучили местному языку, готовили в послушники.

Однажды, когда юноше было семнадцать лет, он исчез. Монахи искали его долгое время. Нашли его на одной из полян, недалеко от монастыря. Юноша был изранен, бледен и слаб, о том, где он был, ничего не рассказывал. Когда стало понятно, что юноша умирает, в келью к нему пришел чернец, чтобы выслушать исповедь.

Мцыри рассказывает монаху, что благодарен за спасение жизни, но все время он мечтал лишь о том, чтобы вернуться на свободу, вновь найти отца и мать. Он рассказывает об увиденном во время побега. Величие скал, бушующие реки, бескрайние, пышные поля всколыхнули в душе юноши воспоминания об отчем доме, где некогда он был счастлив.

Он видел дом, тень пышных садов, окружавших его, отца в боевой кольчуге, слышал мелодичные голоса сестер, неспешные рассказы стариков. Эти воспоминания измучили юношу.

Спустившись по скалам к реке, Мцыри видит молодую грузинку, которая пришла с кувшином за водой. Ее стройный стан, бездонные черные глаза, поразили юношу. Девушка набрала воды и исчезла в одном из домов, расположенных поблизости, а в памяти Мцыри навсегда запечатлелся ее образ.

Эта часть поэмы является наиболее знаковой и изучаемой. Именно сцена битвы с животным наиболее полно раскрывает характер Мцыри, его скрытые качества, которые никогда не проявились бы в монастыре.

После встречи с молодой грузинкой у реки юноша продолжает путь. Он двигается ночью, желая как можно скорее достичь отчего дома. Но Мцыри вдруг понимает, что заблудился, он не может найти выхода из густого могучего леса, окружившего его со всех сторон.

Осознавая, что находится в одиночестве, юноша дает волю горьким слезам отчаяния. Однако, даже в эту минуту он не ждет помощи от людей, говорит о том, что всегда чувствовал себя чужим.

Вдруг, на поляне, где остановился Мцыри, появляется могучий зверь. Как маленький котенок он играет с костью, рычит, подкидывает ее. Юноша испытывает необычное для себя чувство, он готов к битве и понимает, что, оставшись в родном доме, мог бы быть «Не из последних удальцов».

Барс почувствовал врага, взвыл и бросился на юношу. Мцыри был готов к прыжку зверя, поджидал его, держа в руках «рогатый сук». Как только барс прыгнул, юноша рассек ему палкой голову. Несмотря на полученную смертельную рану, зверь продолжил битву, кинулся на противника. Мцыри воткнул сук животному в горло и несколько раз провернул. Бой длился еще несколько мгновений, во время которых юноша и сам превратился в дикое животное: «Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык...». Наконец, глаза барса затуманились, он ослаб и умер.

Израненный юноша, на теле которого можно было видеть многочисленные раны от когтей животного, собрал последние силы и вновь двинулся в путь. Какое же разочарование он испытал, когда, выйдя из лесной чащи, увидел знакомые места. Звон монастырских колоколов окончательно убедил Мцыри в том, что он вернулся к своей тюрьме, месту, из которого всю жизнь мечтал вырваться.

В забытьи юноша видит странный сон, в котором с ним ведет беседу Золотая Рыбка. Она манит Мцыри остаться, обещает свою любовь. Рыбка поет серебристым голосом о том, какая жизнь ждет юношу, если он останется. Под звуки этого нежного голоса он теряет сознание. В этом состоянии его и находят монахи.

На исповеди Мцыри говорит о том, что не раскаивается в своем поступке. Пламя свободы, пылающее в его груди, наконец, вырвалось, но не обогрело, а уничтожило юношу. Он сожалел, что не будет погребен в родной земле. Последнее, о чем Мцыри попросил монаха, это место для похорон. Юноша мечтал лежать в монастырском саду, между двумя акациями, в месте, с которого видны такие любимые им горы.

История написания произведения

Задумка написания поэмы, в которой главный герой является послушником монастыря и стремится обрести свободу, возникла у Михаила Юрьевича Лермонтова еще в семнадцатилетнем возрасте. При этом автор никак не мог определиться с основными образами и направлением сюжета, однако уже четко осознавал, что монастырь в его будущем произведении станет не местом успокоения и мира, а тюрьмой, в которую заключен свободный дух.

Повествовательный стиль, ставший основой поэмы «Мцыри», нашел отражение в поэме «Исповедь», в которой молодой испанец, заточенный в монастырь-тюрьму и приговоренный к казни, рассказывает о своей жизни, стремлениях. К середине 30-х годов Лермонтов пишет поэму «Боярин Орша», действие которой происходит во времена правления Ивана Грозного. В произведении рассказывается о любви простого холопа к боярской дочери. Некоторые идеи данной поэмы также нашли отражение в «Мцыри». Таким образом, критики делают вывод о непосредственной связи данных произведений с написанной позже поэмой.

Толчком к написанию стало путешествие Лермонтова по горам Кавказа в 1837 году и встреченный в одном из заброшенных монастырей отшельник, который поведал поэту о своей судьбе. Маленьким мальчиком монах попал в плен, был оставлен в монастыре, несколько раз пытался бежать, но неуспешно. Во время одного из побегов он чуть не погиб. Позже Бэри смирился со своей участью и остался в монастыре.

Впечатлённый поэт изначально дал своей поэме название «Бэри». Но после решил изменить на слово имеющее несколько значений, и в большей степени отражающее суть произведения. Он не прогадал.

5 августа 1839 года, согласно пометкам автора, работа над поэмой была окончена. В тот же год Лермонтов зачитал ее в Царском Селе на одном из вечеров. В 1840 году, на именинах Гоголя, Михаил Юрьевич представил обществу главу «Бой с барсом». Поэма получила самые положительные отзывы публики.

Анализ боя с барсом

Сцена битвы человека и животного занимает центральную часть произведения. Таким образом, автор хотел показать ее композиционную значимость. Противопоставляя двух детей природы, Лермонтов показывает, что они оба молоды, прекрасны, имеют право на жизнь.

Описание барса подводит читателя к тому, что зверь предстает в образе ребенка, который наслаждается лунной ночью, весело играет и рычит. Мцыри видит дикое животное как героя сказок, которые когда-то рассказывали мать и сестра. Глаза хищника горят огнем, а шерсть переливается серебристым светом.

Сам же Мцыри, напуганный, нелюдимый юноша, много лет мечтавший вырваться из заточения, во время сцены предстает смелым и решительным воином, тем человеком, которым он мог бы стать, оставшись дома. В юноше вдруг открываются те черты, которые не находили применения при жизни в монастыре.

Динамика и ожесточение боя чувствуются, благодаря многочисленным глаголам. Страсть Мцыри к свободе противопоставляется темному лесу, из которого он пытается вырваться всеми силами.

Романтизм в поэме «Мцыри»

Написанная в стиле романтизма поэма соответствует всем законам стиля. Ее герой, разрываемый между спокойствием и умиротворенностью пребывания в монастыре и жаждой свободы, погибает. Его жизнь коротка, но наполнена яркими событиями. Всю жизнь юноша провел в поиске идеалов. За три дня, проведенных на свободе, Мцыри успевает испытать те чувства, на которые обычные люди тратят целую жизнь:

Любовь к юной грузинской девушке;

Мужество и ожесточение в схватке;

Состояние равновесия с окружающим миром.


Противопоставление яркой динамичной природы Кавказа и темных, удушающих стен монастыря, также являются признаками романтического стиля поэмы. Только в единении с природой юноша находит покой. Хищный зверь, встреченный на пути, пробуждает неведанные прежде качества, а золотые рыбки своим нежным пением приводят героя в состояние умиротворения.

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

В 1837 году, во время своих поездок по Кавказу, М. Ю. Лермонтов встретил в одном из грузинских монастырей монаха и узнал от него, что родом он горец, плененный генералом Ермоловым во время военной экспедиции. Генерал оставил заболевшего мальчика в монастыре, где тот и вырос, хотя долго не мог свыкнуться с неволей, тосковал и делал попытки к бегству; однако со временем он смирился со своей участью и принял монашеский сан.

Эта история легла в основу поэмы «Мцыри » (1839 г.). Но герой Лермонтова совсем не похож на свой прототип.

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение . И его герой - герой, бесспорно, романтический. Центральная идея поэмы заключается в прославлении свободы, жизни, любви к своей родине. Поэт противопоставляет гордую, сильную, одинокую личность (Мцыри ) окружающему обществу (монахам в монастыре). Конфликт между свободолюбивой личностью и обществом, подавляющим эту личность, неизбежно приводит к гибели личности. В этом конфликте раскрывается социальная направленность поэмы: трагедия Мцыри является отражением трагедии многих молодых людей поколения 30-х годов XIX века (в том числе и самого Лермонтова), погибающих нравственно и физически в удушающей атмосфере российской действительности после декабрьского периода.

Поэма в основном написана в форме исповеди главного героя. Она начинается прологом - описанием развалин древнего грузинского монастыря. В его душных кельях прошла жизнь пленного мальчика-горца (к моменту исповеди - юноши). Вкратце передается история недолгой жизни героя (появление в монастыре - побег - возвращение), и затем следует сама предсмертная исповедь Мцыри, в которой он объясняет старому монаху причину своего побега.

Мрачный монастырь, в котором жил Мцыри, был подобен тюрьме, и сам герой чувствует себя в нем пленником. Но, попав в монастырь, лишившись свободы, Мцыри не смирился; он говорит монаху:

  1. Я мало жил и жил в плену.
  2. Таких две жизни за одну,
  3. Но только полную тревог,
  4. Я променял бы, если б мог.

Герой «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть»: страсть к свободе. Он мечтал о побеге, мечтал вернуться в свой родной аул, увидеть родных и близких. И в бурную ночь, когда бушевала гроза и монахи, в страхе «столпясь при алтаре», «ницлежали на земле». Мцыри бежал. Он чувствовал свое родство с грозной стихией:

  • ...О, я как брат
  • Обняться с бурей был бы рад!
  • Глазами тучи я следил,
  • Рукою молнии ловил...

Упоение свободой придало ему необыкновенную силу. Встретившись с барсом, почти безоружный, он не бежит от могучего, грозного зверя, а вступает с ним в смертельную схватку.

  • Я ждал, схватив рогатый сук,
  • Минуту битвы; сердце вдруг
  • Зажглося жаждою борьбы
  • И крови...

Сцена битвы с барсом является ключевой в поэме: в ней раскрывается истинная сущность Мцыри - настоящего бойца, бесстрашного воина. Он, сложись его судьба немного по-другому, мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Из поединка с барсом Мцыри выходит победителем, но эта битва и блуждание по горам отняли у него все силы, и ему не удается найти дорогу на родину. После трех дней скитаний Мцыри оказался, сам того не желая, вновь у стен монастыря, где был найден и отнесен монахами в келью.

Перед смертью Мцыри никого не винит и никого не проклинает за свою загубленную жизнь. Он просит только, чтобы его перенесли в сад («Оттуда виден и Кавказ!»), и умирает с мыслью о любимой родине и свободе, которых так и не достиг.

Образ Мцыри был очень важен для Лермонтова. Можно сказать, что он является не только обобщением трагической судьбы всего лермонтовского поколения, но и воплощением авторского идеала. Побежденный физически, но не сломленный духовно, Мцыри олицетворяет собой торжество воли, устремленной к свободе. Преданность свободе делает образ Мцыри не только романтическим, идеальным образом, но и образом во многом героическим.

Меню статьи:

Написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году романтическая поэма «Мцыри», повествует о мальчике-сироте, взятом в плен и впоследствии ставшим беглым монахом. Основа сюжета взята из кавказской жизни. Мцыри становится воплощением гордого, независимого духа горцев. Его личная трагедия в какой-то мере пересекается с душевным поиском самого автора.

Главные герои

Мцыри – главный и единственный герой поэмы. Угрюмый, одинокий, но в тоже время подверженный сильным внутренним страстям, юноша. С безудержной силой жизни внутри, так и не смогший смириться с вынужденным пребыванием в монастыре и жизнью монаха.
Старый монах – безликий персонаж, о котором известно лишь то, что он спас пленного Мцыри в детском возрасте и стал единственным безмолвным свидетелем его предсмертной исповеди.

Глава первая: живое прошлое.

Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».

Глава вторая: пленный ребёнок.

«Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов».

Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.


Глава третья: без сожаления.

Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.

Глава четвертая: мечта.

И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.

Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»

Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!

Глава шестая: родной Кавказ.

Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.

«Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…»

Глава седьмая: отцовский дом.

Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.


Глава восьмая: он просто жил…

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.»

Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.

Глава девятая: гроза утихла.

Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.

Глава десятая: на краю бездны.

Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.

Глава одиннадцатая: волшебное утро.

Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»

Глава двенадцатая: грузинка.

Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.

Глава тринадцатая: тоска юноши.

Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.


Глава четырнадцатая: судьба.

«Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал».

Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.

Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи.

Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.

Глава шестнадцатая: голос крови.

За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.

Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.

Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка.

Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.

«Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».

И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не прошла бесследно, на его груди остались раны.

Глава двадцатая: возвращение

Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил.
« И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».

Глава двадцать первая: цветок.

Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.

Глава двадцать вторая: безжизненная тишина.

Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.

Глава двадцать третья: иной мир.

Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.

Глава двадцать четвертая: не забывайте!

В последний час жизненного пути Мцыри томит мысль о том, что его история канет в забытье.

Глава двадцать пятая: минуты блаженства.

Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.

Глава двадцать шестая: завещание.

Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.

Мцыри — горский юноша, получивший воспитание в монастыре, должен был получить постриг. Но он помнит о родном Кавказе и не может смириться с монашеской жизнью. Юноша делает попытку убежать, но она не удается и тогда он погибает от тоски. Перед смертью, Мцыри исповедуется и в исповеди он дает выход своим чувствам.

Другие герои

  1. Генерал — именно он привез мальчика в монастырь и оставил его там.
  2. Старик-монах — вылечил и дал воспитание Мцыри, позже выслушивает его исповедь.
  3. Девушка-грузинка — ее встречает юноша во время своего странствования и он влюбляется в нее.

Знакомство с историей Мцыри

Там, где сливаются две речки, Арагва и Кура, стоит монастырь, который уже разрушен. Там остался только монах-сторож, который обметает пыль с его плит. Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал, который вез с собой мальчика-горца. Но мальчик был болен и его пришлось оставить в монастыре.

Маленький горец растет замкнутым, сторонится людей. Один из монахов берет на себя заботу о нем, дает ему воспитание. Мцыри нужно готовиться к принятию пострига, но незадолго до этого юноша исчезает. Его возвращают в монастырь спустя три дня. Мцыри умирает и воспитавший его старец приходит исповедать его.

Воспоминания о Кавказе

Свою исповедь Мцыри начинает с упреков. Он упрекает монаха за его заботу, воспитание. Юноша молод, ему хочется жить полной жизнью. Старец тоже был когда-то молод, но в отличие от воспитанника, он жил, а Мцыри — нет.

Юноша рассказывает о виденном им на воле, и особое место в его рассказе занимает Кавказ. Он напоминает ему о его семье, доме, песнях, которые пели ему сестры, речке, у которой он играл на песке. Вспоминает Мцыри и свой аул, старцев и отца, облаченного в кольчугу и держащего в ружье. Это видение вызывает тоску по своему дому.

Восхищение природой и встреча с девушкой

Мцыри дал себе обещание, что он непременно сбежит, чтобы посмотреть на жизнь своими глазами. Когда до пострига оставалось три дня, он уходит из монастыря. Первое, что увидел юноша, была гроза. Это природное явление его заворожило, он почувствовал, что ему по душе буйство стихий, ведь он чувствовал то же самое. Мцыри хочет поймать молнию, но на этом месте прерывает свое повествование: он задает монаху вопрос о том, смог ли он увидеть все это в монастыре?

Когда гроза закончилась, Мцыри продолжил свое странствование. Он не знает куда податься: ведь общество людей ему чуждо, и он решает отправиться подойти к ручью. Ведь природа всегда была ему близка, он понимал о чем переговаривались птицы, шептались камни и деревья. Небо было настолько голубым и чистым, что юноша представлял полет ангела на небосводе. Мцыри наслаждался волшебными звуками, но он не может передать все те чувства, которые в нем пробудила природа. Юноша мог бесконечно наслаждаться окрестностями, но он начал ощущать жажду и решил спуститься к потоку, несмотря на опасность.

У ручья юноша слышит прекрасный голос — это пела девушка-грузинка. Она двигалась легко, иногда поскальзывалась на камнях и смеялась над своей неловкостью. Мцыри видел всю ее красоту, но больше всего его восхитили ее глаза. В них он нашел отражение любовных тайн. Юноша покорен. Но он ненадолго прерывает свой рассказ: ведь старец не поймет любовных переживаний.

Сражение с барсом

Проснувшись ночью, Мцыри продолжает свой путь. Он хочет добраться до родных краев. Ориентиром ему служат горы, но все-таки сбивается с пути. Юноша понимает, что заблудился в лесу. Потому что воспитываясь в монастыре, Мцыри потерял природное чутье, которое свойственно горцам.

В лесу юноша встречает барса. Мцыри решает напасть на него. Он почувствовал вкус битвы, у него возникла мысль, что он мог бы быть храбрецом среди горцев. Схватка была долгой, Мцыри получил раны, которые еще были видны на его груди. Но юноша смог одолеть барса.

Возвращение в монастырь

Наконец, юноша выбрался из леса, но не может понять, где он находится. Постепенно к нему приходит осознание того, что Мцыри вернулся в монастырь. Он с ужасом понимает, что ему не суждено добраться до родных краев. Юноша винит себя в том, что он вернулся в монастырь. Отчаяние сменяется предсмертным бредом. Ему кажется, что он находится на дне реки, а вокруг него плавают золотые рыбки. Они начинают разговаривать с юношей, и слушая их речи, Мцыри забывается. Там его находят монахи.

Исповедь подошла к концу. Юноша делится со своим воспитателем тем, что с раннего возраста у него внутри бушует пламя, которое и погубило его. Мцыри огорчает только одна вещь: его тело будет покоится не в родной земле. И что его рассказ о всех его переживаниях останется неведом людям.

Мцыри просит монахов перед смертью вынести его в сад, чтобы он смог в последний раз полюбоваться видом цветущей природы, горами Кавказа. Легкий ветерок напомнит ему заботливую руку родных или друзей, шум ветра споет ему о его родном крае. Воспоминания о родных краях принесут Мцыри успокоение.

Загрузка...
Top