Урок 5 библия и евангелие. Презентация к уроку опк для начальных классов на тему "библия и евангелие". Задачи, ориентированные на достижение

















Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела. «Учение» (Тора) содержит Пятикнижие Моисея. «Пророки». «Писания».


Вторая часть христианской Библии Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает. Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.




В IXвеке Библия была переведена на язык, понятный восточным славянам. Перевод был предпринят братьями- миссионерами Кириллом и Мефодием «первоучителями и просветителями славянскими». Их родным языком предположительно мог быть вариант старо-болгарского языка, на котором разговаривали в их родной Солуни; воспитание же и образование они получили греческое.






Сегодня Библия - самая популярная книга в мире, имеющая самый большой тираж. Библия частично или полностью переведена на более чем 2400 языков и доступна на родном языке более 90% населения земного шара. По некоторым оценкам более 60 миллионов копий Библии распространяется по миру ежегодно.






4 класс Урок 5. Библия и Евангелие

Вы узнаете:
- кто такие христиане
- что такое Библия
- что такое Евангелие

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
1. Ты слышал раньше слова Библия, Евангелие? Если да, то где?
2. Подбери слова, родственные слову откровение: откровенный, открыть, открытка, открутить, окоротить, отрок, открытие, отречение, покров, открыться, короткий.

Андерсен не случайно вложил в уста Герды именно молитву «Отче наш». Дело в том, что это - самая известная молитва для более чем двух миллиардов христиан, живущих на Земле.
Русская православная культура – это часть культуры христианской. Большинство религиозных людей на Земле являются христианами.
Христианин – тот, кто принял учение Иисуса Христа.
Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события в современном календаре говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло.
Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

БИБЛИЯ
Слово Библия в переводе с греческого означает «книги» (вспомни слово библиотека).
Это 77 книг, собранных под одной обложкой. Они были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.
Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».
Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и не сходил с пути добра.
Книги Ветхого Завета написали пророки. Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.
Завет Бога с пророками называется Ветхим, то есть «древним» или «старым». Через несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, появился Новый Завет.
Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа (слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием»). Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет.

ЕВАНГЕЛИЕ
Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».
Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).
Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.
Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе, создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.
Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога людям через Библию.
Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Самые важные и самые сложные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.
Христиане считают Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.

ВРЕЗКА
БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ Суд царя Соломона
К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». Вторая же с болью закричала – «отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».
Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь. Полагаю, вы сами можете догадаться, почему мудрый царь Соломон поступил так.

Вопросы и задания
1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?
2. Как переводится слово Евангелие?
3. Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?
4. Выбери правильный ответ:
А) Евангелие - это часть Библии.
Б) Евангелие не входит в Библию.
5. Что означает слово «завет»?
6. Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?
7. Кто такие христиане?

Поговорим по душам. Знакомы ли вам следующие имена, названия и выражения: Адам и Ева, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, Иерусалим, глас вопиющего в пустыне; да минует меня чаша сия; камень преткновения; не мечите бисера перед свиньями; не от мира сего; не хлебом единым; хлеб насущный; кому много дано, с того много и взыщется (спросится); кто не со Мною, тот против Меня; левая рука не знает, что делает правая; соль земли; что есть истина? бревно в глазу; кто с мечом к нам придет, от меча погибнет; внести свою лепту; волк в овечьей шкуре; зарыть свой талант в землю; идти на Голгофу (на крест); избиение младенцев; нет пророка в своём отечестве; строить на песке; слуга двух господ. Сможет ли кто-то рассказать какую-то библейскую притчу или библейскую историю?

Илл.:
Доре. Суд Соломона
Фото: древний библейский папирус
Фото: Богослужебное Евангелие в окладе
М. Врубель. Сошествие святого духа (фрагмент: 4 апостола справа) .

Основы православной культуры

Тема урока: «Библия и Евангелие».

Цели урока:

    познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

    развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

    воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

    актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

    рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

    регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

    познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, участие в учебном диалоге, групповая работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Оборудование: компьютер, монитор, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, учебник для общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры». В 2 ч. Ч.1 /Сост. Е.В. Чорная, Е.В. Мальцева, Л.Н. Бурдачева, В.В.Нестерова; Под общ. ред. Е.В. Чорной. – Луганск: ООО «Пресс –экспресс». 2017. – 62с.: ил.

Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята.

В начале нашего урока прозвучит отрывок из стихотворения Николая Гумилёва «Слово».

(Музыкальное сопровождение Л.В. Бетховен «Лунная соната»)

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Пускай эти красивые и торжественные строчки настроят вас на серьёзный и возвышенный лад, на встречу с необыкновенно важным, интересным, для кого – то новым…

II Проверка домашнего задания.

Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества?

Какую землю называют Святой Землей и почему?

Помнят ли ваши родители об обряде вашего Крещения? Поделитесь тем, что вам удалось узнать о том, как проходил этот обряд.

- Посмотрите на соответствия. Восстановите правильные соответствия.

Кто составил самую обширную русскую летопись? (Святой Нестор Летописец)

В какой земле, по словам Нестора Летописца, русские люди почувствовали и осознали, что такое Церковь? (В Греческой земле, куда были посланы князем Владимиром искать веру истинную)

За что народ называл князя Владимира «Красно Солнышко»?

III Мотивация к учебной деятельности.

Не случайно наш урок мы начинали с чтения стихотворения Н. Гумилева «Слово». Слово имеет огромную силу. Силу добра и злую силу, оно может созидать и разрушать, поддерживать и низвергать во тьму горя и отчаяния. Слово открывает горизонты мудрости и познания Мира. М Ломоносов писал: «Создатель(Бог) дал роду человеческому две книги. В одной он показал Свое величие, в другой – свою волю. Первая – видимый мир. Вторая книга – Священное писание (Библия)». Ф.М. Достоевский восклицал: « Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!».

(Демонстрация иллюстраций Приложение 1)

IV Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии – Священной книге христиан, о Священном Писании.

Введение в тему, создание проблемной ситуации.

Учитель: В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но книга, о которой мы говорим сегодня, стала важной частью человеческой культуры, ее изучение очень важно как для христиан всего мира, так и для православных христиан. Православная вера традиционна для нашего Отечества. Вместе с вами попробуем ответить на вопросы:

О чем рассказывает Библия людям?

Из каких частей она состоит?

Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

V Объяснение нового материала

Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока?

Кто может называться «христианином»? (Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа).

Игра «Жизненный марафон» - кто такой истинный христианин (мнение учащихся): его мысли, поступки. Выполнение золотого правила нравственности, которое неоднократно повторялось Спасителем. В Евангелии от Матфея написано: « И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Кто знает, о чем говорится в Библии? (Как люди ждали Христа, как он родился, как жил, чему учил людей).

2. Работа в группах

Рассмотрите Библию.

Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? (2части: Ветхий Завет (50кн.), Новый Завет(27кн.).

Как вы думаете, что обозначает слово Завет? (Это союз человека с Богом.)

Физминутка для глаз

3. Работа с учебником

Прочитаем текст учебника на с. 14 – 17.

- Первичное осмысление прочитанного.

Игра « Шапка вопросов» (реквизит: вопросы написаны на карточках, ученики выбирают вопрос, читают, отвечают)

Что значит «Ветхий Завет»? Из скольких книг он состоит? (Из 50книг)

Что же такое время Ветхого Завета? (Это время ожидания прихода Христа).

Кто написал Ветхий Завет? (Пророки. Они имели особый дар – умение слышать то, что говорит им Бог).

Кто такие пророки? (Пророки – люди, через которых говорил Господь Бог, избранники Божьи для возвещения людям воли Господа).

С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет (союз) всех людей с Богом.

Сколько книг включает в себя Новый Завет?(27книг)

О чем повествует Новый Завет? (О том, как родился Иисус Христос, как он жил, чему учил людей)

Где читают Библию? (В храме и дома).

Всегда ли все понятно для нас в библейских текстах?

Нравственный закон, содержащийся в Новом завете более строгий, чем в Ветхом Завете, так как он призывает христиан не только отказаться от греховных поступков, но и от мыслей греховных. Обратите внимание, ведь Иисус Христос обращается к каждому: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Мудрость религии заключается в том, что она помогает человеку совершенствоваться, стать лучше. Это требует большой внутренней духовной работы над собой. Ведь цель каждого христианина – победить зло в себе, исправлять себя, а не других, тем самым победить саму смерть.

Игра «Добрый экран» (проецируем на словесный воображаемый экран цепочку: мысли – слова – дела)

Тема игры: «Победа добра над злом».

Рассмотрите иллюстрации на с. 15,16. Что здесь изображено? (Евангелие в драгоценном окладе, Евангелие в Храме).

4. Закрепление изученного материала (класс объединяется в 3группы)

Две - «Знатоки» и одна группа -«Эксперты» («Знатоки» рассказывают о Библии, эксперты дополняют, корректируют ответы)

Знаете ли вы?

В переводе «Евангелие» - это «добрая весть». Радостью проникнуты новозаветные тексты. Христос Воскрес, победил смерть и открыл путь к спасению и вечной жизни для всех людей.

Евангелие написано учениками Иисуса Христа – апостолами, т.е. посланниками. Апостолами-евангелистами являются: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. У каждого из них есть свой знак: у евангелиста Луки – телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (много говорится о чудесах Христа, о его высшей царской власти над миром).

Евангелие - четыре главные книги, согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну –мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего –Господа Иисуса Христа.

Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке.

Новый Завет – на древнегреческом.

Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Все библейские книги у христиан считаются священными.

5. Что такое откровение? (Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным.)

Бог может открываться людям через:

1.Совесть (незримая нить, связывающая нас с Господом) .

2.Других людей (которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли).

3.Красоту мира (если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец).

4.Обстоятельства жизни (жизненный опыт).

Динамическая пауза . Учитель читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:

«Солнечная зарядка», стихотворение Галины Дядиной

Солнце делает зарядку: (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Село-встало, село-встало. (Полуприсед – руки на поясе)

Приседает по порядку

И нисколько не устало!

Подаёт пример атлетам, (сгибание – разгибание рук в локтях)

Упражняясь то и дело.

Каждый день – зимой и летом –

Встало-село, встало-село! (Полуприсед – руки на поясе)

Поднимает всех с постели, (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Не даёт валяться вяло. (Наклоны вправо-влево)

Село-встало, село-встало! (Полуприсед – руки на поясе)

Я надеюсь, физкультура

Зарядит и вас весельем!

Это кто там смотрит хмуро?

Встали-сели, встали-сели!

6. Духовное чтение

Словарь. Притча - поучительный рассказ. По сюжету- это бытовые, житейские истории, но в каждой из них можно найти нравственный урок. Для того, чтобы легче было понять и запомнить его учение, Иисус говорил притчами. В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо.

На с.16 учебника есть коротенький рассказ из Библии, который и называется притча.

Послушайте. (Чтение притчи «Суд Царя Соломона» учителем)

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?

Которая же из них была матерью?

Какой вывод сделаем из всего сказанного? (Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.)

В чём ценность Библии?

Библия – источник мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не догадываемся, что произносим библейские сказания.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же:

- Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт, только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего свои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

Вывод. Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлемой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникнуть в смысл написанного.

VI Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

1.Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке, что…

2.Самостоятельная работа .

Карточка 1

Найдите в учебнике ответы и закончите предложения.

    Завет Бога с пророками называется __________________.

    С приходом в мир Иисуса Христа появился __________________.

    Главное в христианском вероучении – это ___________________.

    В Библии много _________.

    Молитву «Отче наш» называют - _____________________.

Карточка 2

Закончи предложения:

1.Ветхий Завет включает в себя ________книг.

2.Книги Ветхого Завета писали _____________________.

3__________________Завет по- другому называют_______________________,

4. Время ___________________Завета

это________________________________________.

5.Новый Завет включает в себя _______книг.

6.Книги Нового Завета писали __________________.

3.Игра «Машина времени»

В какую эпоху Ветхозаветную или Новозаветную вы бы хотели перенестись во времени и почему?

Кого и о чем вы бы спросили?

Вывод: Завет - союз, договор Бога и человека. Ветхий Завет писали пророки, они слышали, что им говорил Бог. Ветхий Завет - завет Бога с пророками на древнееврейском языке. Священное Писание Нового Завета написано учениками Христа - апостолами. На древнегреческом языке. Откровение Божие – Библия для христиан. Христиане благоговейно относятся к Библии как к святыне православия. Библия – это исторически сложившийся сборник текстов, который состоит из 77книг и охватывает временной период около пяти с половиной тысячи лет.

4. Обратим внимание на доску:

Родителям, я хотел бы рассказать…

Основы православной культуры

Урок «Библия и Евангелие»

Цель : осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Заветов.

Задачи :

    познакомить учащихся со структурой Библии, с основными понятиями урока; сформировать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

    развивать устную речь, коммуникативные навыки (при работе в паре, группе), образное мышление, умение находить нужную информацию в тексте, познавательные навыки учащихся: любознательность, интерес, стремление познавать новое, добывать и анализировать информацию из различных источников.

    развивать чувство глубокого уважения к православной культуре

Основные понятия урока: Библия, Евангелие, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, Христос, христианин, пророк, апостол, откровение.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Дидактическое обеспечение : учебник КураевА.В. Основы православной культуры, детская Библия, карточки, рабочие тетради.

Ход урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья- то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Давайте мы, тоже улыбнёмся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас.

2. Домашнее задание.

Люди между собой могут общаться разными способами: улыбкой, жестами, взглядом, а как же мы можем общаться с Богом? (при помощи молитвы)

слайд

-Что же такое молитва? (- Обращение людей к Богу)

-Если случилась беда, то мы будем обращаться к Богу через какую молитву?

(молитву-просьбу)

-А если у нас все хорошо, то мы будем благодарить Бога через какую молитву?

(молитву-благодарение)

-А когда человек рад встречи с Богом, то какая молитва произносится?

(молитву-славословие)

-Что же даёт молитва православному человеку?

(- Молящийся человек прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется)

Верно, молитва – это обращение людей к Богу, но и Бог общается с людьми. Именно об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

3.Актуализация знаний

Наш урок проводится в рамках недели «Православной книги».

В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан.

-Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? ( о Библии )

СЛАЙД

Конечно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг».

СЛАЙД

Вместе с вами попробуем ответить на вопросы:

    О чем рассказывает Библия людям?

    Из каких частей она состоит?

    Кто такие христиане?

    Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

4.Изучение нового материала

В учебник мы заглянем чуть позднее, а сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

Слайд

- Почему же «Библия» - это книги ? (Потому что Библия состоит из нескольких книг – книг Ветхого и Нового заветов).

Библию называют ещё – Священная история, потому что она дана Самим Богом. Это не простая книга, это Откровение Божие.

- Как вы объясните слово «завет»? ("Завет" - это "союз", "договор", "обещание")

Слайд

Слово "ветхий" можно пояснить словами "старый", "устаревший", "древний".

В разные времена Бог избирал людей, которые горячо верили в Него, и открывал им законы жизни. Бог пообещал людям Спасителя мира. Это обещание Бог даёт народу в пустыне на горе Синай через одного из своих пророков Моисея. Пророки имели дар – слышать, что говорит им Бог и передавали это народу, предсказывали грядущие события. В Ветхом завете 50 книг.

Слайд

Первые пять книг Ветхого Завета называются "Пятикнижие" (или по-древнееврейски - "Тора"). Там описываются 10 главных правил – заповедей (законов), где Бог открыл людям священную азбуку добра и зла.

Слайд

Они были написаны Моисеем на двух скрижалях – каменных плитах.

Эти законы запрещающие: «не убий», «не укради», «не завидуй», «не произноси имя Господа Бога своего напрасно», «почитай отца твоего и мать твою».

Слайд

Новое "завещание" или Новый завет (любить друг друга) люди получили от Бога-Человека - Иисуса Христа. Завет называется Новым, поскольку Иисус Христос скрепил своей кровью новый союз-договор между Богом и человеком. Книги Нового Завета (Евангелие) были написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя, Иисуса Христа его учениками – евангелистами Матфеем, Марком, Иоанном и Лукой. В Новом Завете 27 книг.

А что же представляет собой Новый Завет? Посмотрите на слайды, что изображено? Слайд (Евангелие)

Что же такое Евангелие? А теперь обратимся к учебнику. Прочитайте, что говорится о Евангелие в нашем учебнике с. 18? Слайд.

Главная книга Нового Завета - это Евангелие. Она рассказывает о жизни Иисуса Христа.

Греческое слово "евангелие" означает "благая, добрая весть".

В Евангелие говорится о том, что Христос учил людей истинной вере, добру и любви, совершал разные чудеса: насыщал голодных, исцелял больных, воскрешал мёртвых. Он говорил о необходимости прощения и терпения.

Ученики Иисуса Христа – апостолы (греч. – посланники)

Слайд

Матфей, Марк, Лука, Иоанн - рассказали о жизни и учении Христа. Они авторы Евангелия.

Посмотрите на слайд. Слайд

Перед вами символы четырёх евангелистов.

Изображения четырех живых существ - символы раскрывают различные стороны подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

    При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ посланичества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк символизируется со львом, показывает могущество Христа.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное служение Спасителя.

Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Изображения четырех евангелистов и их символов обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

Слайд

5.Работа с учебником. (в парах)

Прочитай предложения и продолжи их словами из текста. Стр. 16-17.

1 группа Ветхий Завет, 2 группа – Новый Завет.

Карточка 1

Закончи предложения:

    __________________Завет включает в себя ________книг.

    Книги_______________Завета писали _____________________.

    __________________Завет по другому называют_______________________,

    Время___________________Завета –

    это________________________________________.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода спасителя Христа.

Новый Завет (Евангелие) – это жизнь и дела Иисуса Христа. В новый Завет входят Евангелия от 4 апостолов.

Итак, давайте составим схему из чего состоит Библия и кто её писал.

слайд

Составление схемы .

Апостолы
/первые ученики

Христа/

СЛАЙД

Вы, наверно, думаете, о чём эта книга?

В Библии Сам Бог открывает людям тайны о самом себе, о человеке, о правилах жизни, о духовных законах, о происхождении мира, ангелах, святых и о многом другом, чтобы нам жилось хорошо. Библия считается у христиан откровением Божьим.

    Работа в парах.

Карточка 2

Соотнесите слова из нашей жизни с выдержкой из Библии.

Эти слова к нам пришли из Библии.

    Узнай пословицу.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же: Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт, только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. «И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»

В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего свои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3 . «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому-либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

СЛАЙД

Наш великий замечательный поэт А.С. Пушкин говорил о Священном Писании: «Вот единственная книга в мире: в ней есть всё!»

Ответим на вопрос. Где хранится Библия?

СЛАЙД

Библией очень дорожат, она источник мудрости и утешения. Особенно чтится в Церкви. Верующие стараются внимательно читать её каждый день.

Например: великий русский святой преподобный Серафим Саровский каждую неделю полностью прочитывал Новый Завет. В Храме она хранится в самом святом месте – в алтаре.

Во время богослужения читают выдержки из Библии при полной тишине.

Библия переведена на многие языки народов мира.

Слайд

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с притчей:

Научиться читать священную книгу непросто. В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами , говорится о том, что хорошо, а что – плохо. Послушайте одну из них.

Чтение притчи « Мудрый царь Соломон» (притчу читает учитель целиком из детской Библии)

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине? (Ответы детей .)

Которая же из них была матерью? (Ответы детей .)

Вывод: Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.

Материнская любовь жертвенна. Мать готова на всё ради жизни своего ребёнка. Любовь матери-пример жертвенной беззаветной любви к людям. Это подвиг матери. А как высок подвиг того, кто пожертвовал собой ради всех людей? О ком я говорю? (о Христе) Ребята, эта притча из Ветхого завета. Но от всех историй Ветхого завета можно провести мостик к историям из Нового завета. В этой притче жертвенная любовь матери напоминает нам о жертвенной любви Христа ко всем людям. Ведь Христос призывал народ любить всех людей, прощать всех людей, даже врагов своих.

Ещё говорят, что Библия - Священная книга всех христиан, священное писание. Кто такие христиане? (Все, кто принял учение Христа) Теперь нам понятно, почему Библия – это «Книга книг»?

(Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Это послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, от Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Иногда – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.)

Слайд

7. Рефлексия учебной деятельности .

Что нового и полезного вы сегодня узнали во время урока?

От какой мысли на уроке вам стало теплее?

И в заключение нашей работы я предлагаю вам поработать в парах и составить синквейн по теме «Библия». Слайд

Библия

2 прилагательных

3 глагола

предложение из 4 слов

1 обобщающее слово (синоним)

Пример синквейна по теме «Библия»

Библия

Священная главная

Соединяет, осмысливает, учит

Божие откровение у христиан

Книга

Давайте заполним сосуд.

Какие впечатления остались от сегодняшнего урока. Выберите шарик черный или красный и опусите в сосуд.

Домашнее задание. Слайд

Составить свои тестовые вопросы (5-7 вопросов) к статье учебника.

Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса) Кураев Андрей Вячеславович

Урок 5 курса «Основы Православной культуры». Библия и Евангелие

Вы узнаете:

- кто такие христиане

- что такое Библия

- что такое Евангелие

Православные люди – это христиане.

Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа .

Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло.

Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека ). Но когда это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно означает одну, священную книгу христиан. Правда, сама эта Книга состоит из 77 книг.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

Первая и бо льшая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».

Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и не сходил с пути добра.

Книги Ветхого Завета написали пророки . Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Завет Бога с пророками называется Ветхим , то есть «древним» или «старым». Через несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, появился Новый Завет.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. Именование Христос означает - Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием. В библейской древности пророки возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но в конце истории люди Ветхого Завета ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни люди полагали, что Христос просто будет великим правителем. А другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет.

ЕВАНГЕЛИЕ

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в тех библейских книгах, которые называются Евангелие . В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.

Библию христиане читают и в храме и дома. Многое в ней поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять святые слова, и самому надо быть хоть немного святым (есть древнее правило: «подобно познается подобным»). Кроме того, для всестороннего понимания библейских текста, надо хорошо знать историю древних народов, а также их языки.

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.

Сложность чтения Библии еще и в том, что в древних рукописях не было ни пробелов между словами, ни знаков препинания, ни различий между заглавными и маленькими буквами. Кроме того, древнееврейский текст записывал только согласные буквы. Читатель сам должен догадываться, какие гласные буквы куда надо вставить. Например, в Библии говорится, что у пророка Моисея от лица исходили «крн». Если прочитать «каран» - получится слово лучи, свет. Если вставить другие гласные буквы - получится «керен» - рога. Из-за того, что некоторые читатели ошибочно избрали второй вариант, нередко на картинах Моисей изображается с рогами.

Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное. Христиане же говорят об откровении Бога людям:

Бог может открываться людям через совесть.

Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.

Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.

Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».

Но было и такое откровение Бога к людям, которое через одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.

Таким «откровением Божиим» у христиан считается Библия. Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Самые важные и самые сложные страницы Библии говорят о жизни и учении Христа.

Христиане считают Иисуса Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.

ВРЕЗКА. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ. Суд царя Соломона

К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». Вторая же с болью закричала – «отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».

Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь.

У евангелиста Луки - телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец - это образ жертвы);

Иоанна - орел (символ высоты мысли);

Матфея – человек (в его книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа);

Марка – лев (в этом Евангелии много говорится о чудесах Хрсита, то есть о Его высшей царской власти над миром).

Вопросы и задания

1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

2. Как переводится слово Евангелие ?

4. Выбери правильный ответ:

а) Евангелие - это часть Библии.

б) Евангелие не входит в Библию.

5. Что означает слово «завет»? В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?

6. как Соломон понял, кто мать ребенка?

7. Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?

8. Кто такие христиане?

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ЭКСТРЕМИЗМА Очевидность умаляется доказательствами Цицерон. Зима 2002-02 годов может определить судьбы православия в России на всё 21 столетие. Вопрос в том, какую позицию по отношению к Церкви займет российское

Из книги Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса) автора Кураев Андрей Вячеславович

Урок 1 курса «Основы Православной культуры». Россия – наша Родина Вы узнаете:- Чем богато наше Отечество.- Что такое традиции и для чего они существуют.Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама

Из книги автора

Урок 2 курса «Основы Православной культуры». Православие и культура Вы узнаете:- Что человек вкладывает в культуру- Какие мысли несет религияСлово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура

Из книги автора

Урок 4 курса «Основы Православной культуры». Православная молитва Вы узнаете:- Что такое православие- Что значит слово благодать- Кто такие святые- О молитве Отче нашСлово православие означает это умение правильно славить Бога, то есть молиться. Люди называют Бога своим

Из книги автора

Урок 6 курса «Основы Православной культуры». Проповедь Христа Вы узнаете:- Чему учил Христос- Что такое Нагорная проповедь- Какое сокровище нельзя украстьХристиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для

Из книги автора

Урок 7 курса «Основы Православной культуры». Христос и Его Крест Вы узнаете:- Как Бог стал человеком- Почему Христос не уклонился от казни- Символику крестаБОГОВОПЛОЩЕНИЕБиблия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу

Из книги автора

Урок 8 курса «Основы Православной культуры». ПАСХА Вы узнаете:- Что воскресенье не только день недели- Что такое Пасха- Как празднуют ПасхуИстория Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие

Из книги автора

Урок 9 курса «Основы Православной культуры». Православное учение о человеке Вы узнаете:- Когда болит душа- Что такое «образ Божий»В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог

Из книги автора

Урок 10 курса «Основы Православной культуры». Добро и зло. Совесть Вы узнаете:- О подсказках совести- Как исправлять ошибкиВ православии добро – это то, что:- помогает росту души человека;- помогает другим людям;- радует Бога.Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова

Из книги автора

Урок 11 курса «Основы Православной культуры». Заповеди Вы узнаете:- Что общего у убийства и воровства- Как зависть гасит радостьУ кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и

Из книги автора

Урок 12 курса «Основы Православной культуры». Милосердие Вы узнаете:- Чем милосердие отличается от дружбы- Кого называют «ближним»Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.Любовь бывает разной. Она бывает

Из книги автора

Урок 13 курса «Основы Православной культуры». Золотое правило этики Вы узнаете:- Главное правило человеческих отношений- Что такое неосуждениеПредставь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей

Из книги автора

Урок 14 курса «Основы Православной культуры». Храм. Вы узнаете:- Что люди делают в храмах- Как устроен православный храмВ православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники. - Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.- А что это за служба? - спросила

Из книги автора

Урок 15 курса «Основы Православной культуры». Икона Вы узнаете:- Почему икона так необычна- Почему изображают невидимоеХрам заполнен иконами... Одни образы помещены на стенах. А другие стоят на полу. Это - люди. Слово икона в переводе с греческого означает «образ».Библия

Из книги автора

Уроки 16 курса «Основы Православной культуры». Зачетные задания Дорогой собеседник!Завершается учебный год. Он был необычен, так как мы впервые сделали попытку совершить путешествие не в лес и не музей, а во внутренний сокровенный мир человека – в мир его души.В названии

Из книги автора

Урок 17 курса «Основы Православной культуры». Обобщающий урок Зачетное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта, который и станет вашим зачетом. Хорошо, если зачет друг другу поставите вы сами, опираясь на то представление о любви, которое могло у вас

Загрузка...
Top