Кто такой винокуров. Биография винокуров евгений михайлович. Женька из Брянска

Не окончив 10-го класса, Е. Винокуров в январе 1943 поступил в артучилище, которое закончил осенью того же года и стал командиром артиллерийского взвода; воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в Силезии, в городке Обер-Глогау; после войны из-за болезни легких был демобилизован, поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1951 .

Винокуров возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», печатал юную Беллу Ахмадулину, лучшие стихи Леонида Мартынова, Бориса Слуцкого, вернувшихся из лагерей Николая Заболоцкого и Ярослава Смелякова. С 1971 по 1987 год был заведующим отделом поэзии журнала «Новый мир». Под редакцией Винокурова вышла антология «Русская поэзия XIX века» (1974 ).

Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А.В. Василевский, поэтесса О.А. Николаева, историк П.А. Кошель, поэтесса И.В. Ковалёва, поэт и журналист А.А. Дидуров.

В год окончания института вышла первая книга Винокурова «Стихи о долге», за которой последовали «Синева» (1956 ), «Признанья» (1958 ), «Лицо человеческое» (1960 ), «Слово» (1962 ), «Музыка» (1964 ), «Характеры» (1965) , «Ритм» (1966 ), «Зрелища» (1968 ), «Жест» (1969 ), «Метафоры» (1972 ), «В силу вещей» (1973 ), «Сережка с Малой Бронной» (1975 ), «Контрасты» (1975 ), «Жребий» (1978 ), «Благоговение» (1981 ), «Бытие» (1982 ), «Космогония» (1983 ), «Ипостась» (1984 ), «Участь» (1987 ), «Равноденствие» (1989 ).

В заглавия книг поэт вкладывал эмблематический смысл, ибо они указывали на разные грани и особенности его творческой индивидуальности, и он не случайно ввел их в определение поэзии. «Что такое поэзия? - спрашивал Винокуров в заметке "Коротко о себе" и отвечал: - Думаю, что это не что-то одно. Поэзия - это и музыка, к которой прислушивается поэт в себе самом, но это и долг, которому он подчинен; это и живописные зрелища, но и слово, несущее смысл, суть; это и галерея эпических характеров, но и признанья; это и внутренний голос, но и внешний ритм».

Винокуров является автором сборником статей и заметок о поэзии «Поэзия и мысль» (1966 ), «Остается в силе» (1979 ) и «Аргументы» (1984 ), книг переводов «Собратья» (1980 ), «Из поэзии Востока» (1980 ), «Многоголосье» (1981 ) и «У вечных рек» (1983 ).

Основу художественного мировосприятия и стиля Винокурова составляет сложная система контрастов и метафорических сопряжений микро- и макромира. Ядром этого мировосприятия и стиля, основанного на сложной системе взаимосвязанных контрастов, являются личность и характер поэта. Психологический опыт военных лет обострил у Винокуров чувство полярности мира, помог воспринять многообразие жизненных коллизий, в том числе драматических, дал возможность ощутить «трагическую подоснову мира» и вместе с тем усилил стремление поэта к гармонизации противоположностей.

В поэтическом мире Винокуров все начинается с малого, обыденно-земного. В стихотворении «Мы из столбов и толстых перекладин...» (1947 ; печаталось и под заглавием «Гамлет») поэт рассказал, как в армейской самодеятельности за исполнение роли принца Датского из трагедии Шекспира взялся ефрейтор Дядин, не обладавший для этого никакими природными данными. Поэту, разумеется, понятно, почему всем становится смешно. Дядин, конечно, никогда не станет блистательным исполнителем роли Гамлета, но чрезвычайно важно его желание подняться над собой, его тяга к такой своей противоположности, которая является для него воплощением чего-то высокого, сложного. Именно этим, а еще тем, что он «свой», «наш», и близок ефрейтор поэту.

Стремясь в простом увидеть сложное, в стихотворении «Синева» (1955 ) Винокуров рассказал о белорусском селе, которое «все с ясно-синими глазами». В этой общей синеве глаз он увидел не только индивидуальные особенности людей, но великую мудрость жизни. Общий для всех жителей полесского села цвет глаз, обозначенный в заглавии стихотворения, является гармонизирующим и символическим началом.

Предметы и явления своих лирико-философских размышлений Винокуров часто обозначает в заглавиях стих, и книг на отвлеченном, образно-понятийном уровне: «Доброта», «Красота», «Совесть», «Творчество», «Кровь», «Лицо человеческое», «Слово», «Абсурд», «Метафоры», «Дух Гомера», «Мифы Индии», «Бытие» и т.п. Затем, в самих стихотворениях, общие и абстрактные понятия художественно анализируются в их конкретных, индивидуально, исторически и бытийно обусловленных воплощениях. Этот воплощенный, явленный, зримый, предметно-бытовой, чаще всего сегодняшний мир находится в центре поэтического внимания Винокурова. Поэт не замкнут и не статичен в нем, он со временем стремится все больше углубить и расширить его познание, постичь его смысл и дух, выявить его духовные, исторические, этические, эстетические - индивидуальные и общие - основания, обозначенные в отвлеченных понятиях. В процессе постижения простого и сложного, текущей действительности и исторического прошлого, бытового и бытийного

Со временем у Винокуров все больше возрастал и углублялся интерес к истории, точнее - к философии истории, отечественной и мировой. В стихотворении «Учитель истории» (1961 ), рассказывая о личном участии в истории, в войне, он вместе с тем на примере фашистской Германии постигает, как «философская система военной делается вдруг». Проблемы истории и ее связей с современностью занимают видное место в книгах Винокурова: «Характеры» (стихи из цикла «Россия и революция»), «Зрелища» (стихи из цикла «История»), «В силу вещей» (цикл «Аттила», стихи «Гунны», «Петр», «Старый Кант подсел поближе к лампе...», «Карамзин», «Чужеземец», «Разин», «Монгол» и др.), в книге «Космогония» (стихи из циклов «Старина» и «Восток»), а в книге «Бытие» обращается к весьма редкому для него жанру поэмы («Табу», 1981-1982 ; более раннее название - «На Запад»). В этой лирической и историко-философской поэме, как и в стихотворении «Учитель истории», Винокуров стремится понять, почему Германия, в прошлом страна великих музыкантов, философов и поэтов, при Гитлере превратилась в источник мирового зла. Поэма представляет из себя необычное для лаконичного Винокурова рассуждение, состоящее из стихотворных звеньев, связанных между собой общей темой, но не сюжетным действием, изображение которого явно не является уделом поэта.

Неброское, глубинное новаторство Винокуров, новаторство не столько техническое, сколько духовно-нравственное, в области смысла, психики, совести, прочно опирается на фундамент поэтических традиций, в первую очередь отечественных. Он хорошо знал русскую поэзию и посвятил ей большую серию лаконичных литературных портретов от Державина до Евтушенко, знакомство с которой многое дает и читателям, и литературоведам. Винокуров умел ценить не только поэтов, в чем-то близких ему, его творческой манере (поздние философские стихи Пушкина, Баратынский, Тютчев, Фет, Заболоцкий), но и поэтов, далеких от него (Некрасов, Блок, Маяковский, Цветаева, Есенин, Твардовский и многих других). Так, например, Винокуров был открыт трагический Есенин. «Все творчество Сергея Есенина - это одно цельное произведение, все его стихи - это одна большая цельная поэма, трагическая мистерия, героем которой является он - лично сам». О яркой творческой индивидуальности Винокурова писали С. Маршак, М. Светлов, Б. Ахмадулина и другие поэты.

Сегодня мы расскажем, кто такой Винокуров Евгений Михайлович. Биография его будет подробно описана далее. Речь идет о советском поэте. Он является СССР.

Ранние годы

Итак, наш сегодняшний герой - Евгений Винокуров. Биография его началась в Брянске. Именно там наш герой появился на свет в 1925 году, 22 октября. Годом ранее в этот город перевели его отца. Речь идет о кадровом военном Михаиле Николаевиче Перегудове, уроженце Борисоглебска, который впоследствии стал майором государственной безопасности и начальником Киевского районного отдела управления НКВД в Москве. Мать нашего героя, Евгения Матвеевна, происходила из семьи шляпника. Она работала в заводском женотделе. Затем стала первым секретарём районного комитета ВКП(б).

Ранние годы

Евгений Винокуров после окончания девятого класса в 1943 г. был призван в ряды армии. Окончил артиллерийское училище и, не достигнув еще и 18 лет, взял на себя обязанности командира взвода. Первые стихи нашего героя были опубликованы в 1948 г. на страницах журнала «Смена». Их дополняло предисловие И. Г. Эренбурга. В 1951 г. Винокуров прошел обучение в Литературном институте имени Горького.

Творчество

Евгений Винокуров назвал свою первую книгу «Стихи о долге». Она вышла в свет в 1951 году. В 1956 г. появился его сборник «Синева». Эта работа вызвала одобрение Бориса Пастернака.

«Серёжка с Малой Бронной» - это стихотворение, созданное в 1953 г. Оно повествует о московских мальчиках, которые не вернулись с фронта, также в произведении описываются их матери, угасающие в опустевших квартирах. Данное произведение является одним из наиболее известных в военной отечественной лирике двадцатого века. в 1958 г. положил его на музыку.

Наш герой сознательно стал продолжателем традиций философской лирики Баратынского и Тютчева. Исходным пунктом в его поэзии стал опыт войны, который был подан без ложной героики. Стихи этого поэта посвящены смерти и одиночеству. Они рождались как воспоминания. В этих произведениях нет повествования. Автор передает суть на первый взгляд неприметных событий и вещей. Чтобы проникнуть в глубины человеческого бытия, он выбирает чувства в пограничной ситуации, образы города и технической цивилизации. Крайне редко в его творениях возникает природа. Повседневность, а также цивилизация, в которой видна угроза миру души, нашему герою давали вдохновение для его творческой работы. Поэзия этого автора рождалась особой силой, которой он доверял и поэтому практически не исправлял написанное ранее.

Чтобы раскрыть истину, он использовал парадоксы, двойственность смысла и контрасты. Человека поэт изображал сомневающимся, а также ищущим. Автор ничего наверняка не заявлял, он только намечал контуры. Поэт возвращал изначальный смысл словам и помещал их в весьма необычный контекст. При помощи рифмы он стремился усилить значение мысли.

Вернемся к деятельности нашего героя. Совместно со он возглавлял поэтический отдел издания «Октябрь». Издавал Беллу Ахмадулину, Леонида Мартынова, Николая Заболоцкого. В 1971-1987 годах занимал пост заведующего отделом поэзии в журнале «Новый мир». Под редакцией нашего героя была издана работа «Русская поэзия XIX века». Длительное время был ведущим творческого семинара в Литературном институте. В нем участвовали Василевский, поэтессы Николаева и Ковалёва, историк Кошель, журналист и поэт Дидуров. С 1952 года состоял в КПСС. Ушел из жизни в 1993 году, 23 января. Похоронен на территории Новодевичьего кладбища.

Семейная жизнь

Евгений Винокуров был женат. Его супруга - Татьяна Марковна. Она была дочерью Марка Натановича Беленького - психиатра, а также заместителя наркома пищевой промышленности и снабжения. Она является автором книги воспоминаний под названием «Счастливая ты, Таня», которая была издана в 2005 году. После развода, который произошел в 1978 г., стала женой Анатолия Рыбакова. У нашего героя есть дочь - Ирина Винокурова, которая проживает в США и является литературоведом. Также следует отметить, что поэт получил ряд наград. В частности, два ордена Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, Государственную премию СССР, а также медали.

Книги

Евгений Винокуров в 1951 г. издал свой первый литературный труд под названием «Стихи о долге». В 1956 г. в свет вышли книги «Синева» и «Военная лирика». В 1958 г. появляется труд «Признанья». В 1960 г. было издано произведение «Лицо человеческое». В 1962 г. наш герой опубликовал две книги: «Слово» и «Лирика». В 1964 г. появился труд «Музыка». В 1965 г. в свет выходит произведение «Земные пределы». В 1966 г. издается труд «Поэзия и мысль». В 1967 автор публикует сразу две книги: «Голос» и «Ритм». В 1968 г. издается книга «Москвичи, или В полях за Вислой сонной». Вскоре выходит работа под названием «Зрелища».

Теперь вы знаете, кто такой Евгений Винокуров. Краткая биография этого поэта была приведена выше.

) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987).

Биография

После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга . В 1951 году окончил , тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Бориса Пастернака . «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века , положенное в 1958 году на музыку Андреем Эшпаем .

Винокуров сознательно продолжал традиции философской лирики Тютчева и Баратынского . Исходным пунктом его поэзии послужил опыт войны, поданный без ложной героики; это стихи о смерти, об одиночестве, родившиеся большей частью позже как воспоминания. В стихах Винокурова нет повествования, он видит суть неприметных на первый взгляд вещей и событий, выбирая для проникновения в глубину человеческого бытия чувства в их пограничной ситуации, образы технической цивилизации и города, крайне редко - природы. Повседневность, цивилизация с её угрозой миру души давали толчок его творческой работе. Поэзия Винокурова рождалась вдохновением, которому он доверял и почти не исправлял однажды написанное. Контрасты, двойственность смысла, порой, и парадоксы он использовал для раскрытия истины. Человека он изображал ищущим и сомневающимся. Винокуров ничего не заявлял, он лишь намечал контуры. Он возвращал первоначальный смысл затасканным, на первый взгляд, словам, помещая их в необычный контекст; точно так же и рифмой он старался усилить действенность мысли .

Винокуров возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь» , печатал юную Беллу Ахмадулину , лучшие стихи Леонида Мартынова , Бориса Слуцкого , вернувшихся из лагерей Николая Заболоцкого и Ярослава Смелякова . С по 1987 год был заведующим отделом поэзии журнала «Новый мир» . Под редакцией Винокурова вышла антология «Русская поэзия XIX века» ().

Длительное время вёл творческий семинар в , его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский , поэтесса О. А. Николаева , историк П. А. Кошель , поэтесса И. В. Ковалёва , поэт и журналист А. А. Дидуров .

"Даровиты и требовательны к себе молодые поэты: москвичи Е. Славоросова и Г. Калашников, Т.Филатова из Киева, Л.Алзоева из Улан-Удэ, Э. Блинова из Казани. Все они мои ученики по «Зеленой лампе»

- Е. Винокуров. Нужна ли поэзия? // Журнал «Смена», Май 1985, № 1392.

Семейная жизнь

Награды и премии

Книги

  • Стихи о долге. - М.: Советский писатель, 1951
  • Синева, 1956
  • Военная лирика, 1956
  • Признанья. - М.: Советский писатель, 1958
  • Лицо человеческое. - М.: Советский писатель, 1960
  • Лирика. - М.: Гослитиздат, 1962
  • Слово, 1962
  • Музыка, 1964
  • Земные пределы, 1965
  • Поэзия и мысль. Статьи, 1966
  • Ритм, 1967
  • Голос, 1967
  • Москвичи, или «В полях за Вислой сонной…», 1968, 1974
  • Зрелища, 1968
  • Избранное: Из девяти книг, 1968
  • Жест, 1969
  • Метафоры, 1972
  • В силу вещей, 1973
  • Контрасты, 1975
  • Пространство, 1976
  • Остаётся в силе: Статьи, 1979
  • Бытие, 1982
  • Аргументы, 1984
  • Ипостась, 1984
  • Самая суть, 1987

Напишите отзыв о статье "Винокуров, Евгений Михайлович"

Примечания

  1. : Согласно архивным данным, Михаил Николаевич Перегудов, уроженец Борисоглебска 1900 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1918 года, служил в НКВД с 1925 года, лейтенант государственной безопасности (1936), майор ГБ (1944). Работал начальником Киевского райотдела УНКВД Москвы (1938), начальником особого отдела НКВД Юго-Западного фронта (1943), начальником информотдела 2-й артдивизии Польской армии (1945). Награждён орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны (второй степени - 1943, первой степени - 1944), Красного Знамени (1944) и Ленина (1946).
  2. : В 1975 году Е. М. Винокурова была награждена медалью «За трудовое отличие» .
  3. / Строфы века . Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко . - Мн. -М .: «Полифакт», 1995.
  4. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  5. . ОБД «Подвиг Народа» . Проверено 31 марта 2014.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Винокуров, Евгений Михайлович

Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
– Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
Он невольно оглянулся на адъютанта.
– Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.

Евгений Михайлович Винокуров

Винокуров Евгений Михайлович (1925/1993) - советский поэт, переводчик, лауреат Государственной премии СССР 1987 г. Излюбленной темой поэтического творчества Винокурова служил человек, переживший военные невзгоды. Наиболее известные сборники: «Лицо человеческое», «Слово», «Контрасты», «Жребий», «Бытие», «Ипостась».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 51.

Винокуров Евгений Михайлович (р. 1925), поэт.

Родился 22 октября в Брянске, в семье военнослужащего. Учился в школе до десятого класса. Начавшаяся Отечественная война прервала образование: Винокуров уходит в офицерское артиллерийское училище, где двухгодичную программу проходили за девять месяцев и выпускали молодых офицеров.

Винокурову не было и 18 лет, когда осенью 1943 он принял командование артиллерийским взводом. Войну закончил в Силезии. Был демобилизован. Впервые выступил со стихами в печати в 1948, когда поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. В этом же году вышла первая книга "Стихи о долге", в 1956 - сборник стихотворений "Синева", одобренный Б.Пастернаком.

Е.Винокуров становится признанным поэтом, много пишет и активно печатается: сборники "Военная лирика" (1956); "Признанья" (1958); "Лицо человеческое" (1960); "Слова" (1962); "Музыка" (1964); "Ритм" (1966); "Зрелища" (1968); "Метафоры" (1972); "Сережка с Малой Бронной" (1975); "Пространство" (1976); "Жребий" (1978) и др.

Е.Винокурову принадлежит сборник литературно-критических статей "Поэзия и мысль" (1966). В 1976 были изданы "Избранные произведения" Е.Винокурова в двух томах. Живет и работает в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Винокуров Евгений Михайлович - поэт, автор эссе о русских поэтах, переводчик.

Родился в семье военнослужащего; не окончив 10-го класса, в янв. 1943 поступил в артучилище, которое закончил осенью того же года и стал командиром артиллерийского взвода; воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в Силезии, в городке Обер-Глогау; после войны из-за болезни легких был демобилизован, поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1951.

В год окончания института вышла первая книга Винокурова «Стихи о долге», за которой последовали «Синева» (1956), «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» 1960), «Слово» (1962), «Музыка» 1964), «Характеры» (1965), «Ритм» 1966), «Зрелища» (1968), «Жест» 1969), «Метафоры» (1972), «В силу вещей» (1973), «Сережка с Малой Бронной» (1975), «Контрасты» (1975), «Жребий» (1978), «Благоговение» (1981), «Бытие» (1982), «Космогония» (1983), «Ипостась» (1984), «Участь» (1987), «Равноденствие» (1989).

В заглавия книг поэт вкладывал эмблематический смысл, ибо они указывали на разные грани и особенности его творческой индивидуальности, и он не случайно ввел их в определение поэзии. «Что такое поэзия? - спрашивал Винокуров в заметке "Коротко о себе" и отвечал: - Думаю, что это не что-то одно. Поэзия - это и музыка, к которой прислушивается поэт в себе самом, но это и долг, которому он подчинен; это и живописные зрелища, но и слово, несущее смысл, суть; это и галерея эпических характеров, но и признанья; это и внутренний голос, но и внешний ритм» (СС. Т.1. С.7).

Винокуров является автором сборником статей и заметок о поэзии «Поэзия и мысль» (1966), «Остается в силе» (1979) и «Аргументы» (1984), книг переводов «Собратья» (1980), «Из поэзии Востока» (1980), «Многоголосье» (1981) и «У вечных рек» (1983).

Основу художественного мировосприятия и стиля Винокурова составляет сложная система контрастов и метафорических сопряжений микро- и макромира. Поэт считает: «Наличие полярностей необходимо миру - без полярностей не существует ни один мир, тем более не может существовать такой мир, как мир поэзии. На свете, где все взаимосвязано, существует сложная диалектическая зависимость между вещами...» (СС. Т.3. С.351). Ядром этого мировосприятия и стиля, основанного на сложной системе взаимосвязанных контрастов, являются личность и характер поэта. Психологический опыт военных лет обострил у Винокуров чувство полярности мира, помог воспринять многообразие жизненных коллизий, в том числе драматических, дал возможность ощутить «трагическую подоснову мира» и вместе с тем усилил стремление поэта к гармонизации противоположностей.

В поэтическом мире Винокуров все начинается с малого, обыденно-земного. В стихотворении «Мы из столбов и толстых перекладин...» (1947; печаталось и под заглавием «Гамлет») поэт рассказал, как в армейской самодеятельности за исполнение роли принца Датского из трагедии Шекспира взялся ефрейтор Дядин, не обладавший для этого никакими природными данными: «Он был степенный, краснощекий, плотный, / Со множеством веснушек на лице. / Бывало выйдет, головой поникнет, / Как надо, руки скорбно сложит, но / Лишь только "быть или не быть?" воскликнет, / Всем почему-то делалось смешно». Поэту, разумеется, понятно, почему всем становится смешно. Дядин, конечно, никогда не станет блистательным исполнителем роли Гамлета, но чрезвычайно важно его желание подняться над собой, его тяга к такой своей противоположности, которая является для него воплощением чего-то высокого, сложного. Именно этим, а еще тем, что он «свой», «наш», и близок ефрейтор поэту, который с определенной долей торжественности заявляет: «Я Гамлетов на сцене видел многих, / Из тьмы кулис входивших в светлый круг. / Печальных, громогласных, тонконогих... / Промолвит слово - все затихнет вдруг, / Сердца замрут, и задрожат бинокли... / У тех - и страсть, и сила, и игра! / Но с нашим вместе мерзли мы, и мокли, / И запросто сидели у костра».

Стремясь в простом увидеть сложное, в стихотворении «Синева» (1955) В. рассказал о белорусском селе, которое «все с ясно-синими глазами». В этой общей синеве глаз он увидел не только индивидуальные особенности людей, но великую мудрость жизни. У босой девчонки «Как голубые угольки, / Глаза ожгут из-под ладони». Если окликнуть мужчину, который был, очевидно, солдатом, «он поднимет взгляд, / Исполненный глубокой сини». А вот у старухи, бредущей «через льны / С грибной корзинкой и клюкою», «очи древние полны / Голубоватого покоя». И как непохож этот «голубоватый покой» древних очей (а не глаз просто) старухи на синеву глаз «молодух»: «Пять у забора молодух. / Судачат, ахают, вздыхают... / Глаза - захватывает дух! - / Так синевой и полыхают». И, наконец, девчата - уже не девчонки, но еще не молодухи. «Девчата. Скромен их наряд. / Застенчивые чаровницы, / Зардевшись, синеву дарят, / Как драгоценность, сквозь ресницы». Общий для всех жителей полесского села цвет глаз, обозначенный в заглавии стихотворения, является гармонизирующим и символическим началом.

Предметы и явления своих лирико-философских размышлений Винокурова часто обозначает в заглавиях стих, и книг на отвлеченном, образно-понятийном уровне: «Доброта», «Красота», «Совесть», «Творчество», «Кровь», «Лицо человеческое», «Слово», «Абсурд», «Метафоры», «Дух Гомера», «Мифы Индии», «Бытие» и т.п. Затем, в самих стихотворениях, общие и абстрактные понятия художественно анализируются в их конкретных, индивидуально, исторически и бытийно обусловленных воплощениях. Этот воплощенный, явленный, зримый, предметно-бытовой, чаще всего сегодняшний мир находится в центре поэтического внимания Винокурова. Поэт не замкнут и не статичен в нем, он со временем стремится все больше углубить и расширить его познание, постичь его смысл и дух, выявить его духовные, исторические, этические, эстетические - индивидуальные и общие - основания, обозначенные в отвлеченных понятиях. В процессе постижения простого и сложного, текущей действительности и исторического прошлого, бытового и бытийного Винокуров может дать порой свободу субъективным чувствам и страстям, риску и бесшабашной воле, нарушающим уравновешенный, привычный строй жизни, но с тем, чтобы затем снова вернуться к упорядоченности, уравновешенности, цельности, простоте и гармонии. Эти полярные свойства поэт ценит и у других художников, даже в целом далеких от него по своему мировосприятию и стилю (см., например, стихотворение «Мир разложил на части Пикассо...»).

Со временем у Винокуров все больше возрастал и углублялся интерес к истории, точнее - к философии истории , отечественной и мировой. В стихотворении «Учитель истории» (1961), рассказывая о личном участии в истории, в войне, он вместе с тем на примере фашистской Германии постигает, как «философская система военной делается вдруг». Проблемы истории и ее связей с современностью занимают видное место в книгах Винокурова: «Характеры» (стихи из цикла «Россия и революция»), «Зрелища» (стихи из цикла «История»), «В силу вещей» (цикл «Аттила», стихи «Гунны», «Петр», «Старый Кант подсел поближе к лампе...», «Карамзин», «Чужеземец», «Разин», «Монгол» и др.), в книге «Космогония» (стихи из циклов «Старина» и «Восток»), а в книге «Бытие» обращается к весьма редкому для него жанру поэмы («Табу», 1981-82; более раннее название - «На Запад»). В этой лирической и историко-философской поэме, как и в стихотворении «Учитель истории», Винокуров стремится понять, почему Германия, в прошлом страна великих музыкантов, философов и поэтов, при Гитлере превратилась в источник мирового зла. Поэма представляет из себя необычное для лаконичного Винокурова рассуждение, состоящее из стихотворных звеньев, связанных между собой общей темой, но не сюжетным действием, изображение которого явно не является уделом поэта. Это растянутое рассуждение, содержащее, как всегда у Винокурова, интересные наблюдения и выводы, заканчивается весьма выразительной, афористически выраженной мыслью: «легко быть зверем / и легко быть богом, / быть человеком - / это тяжело!» Растянутость поэмы лишь оттеняет бесспорность того, что Винокуров является прежде всего большим мастером малой формы - короткого, философски, эмоционально и исторически насыщенного стихотворения. Ему принадлежит и стихотворение, которое, будучи положенным на музыку композитором А.Эшпаем, стало широко известной песней «В полях за Вислой сонной...» (1953).

Неброское, глубинное новаторство Винокуров, новаторство не столько техническое, сколько духовно-нравственное, в области смысла, психики, совести, прочно опирается на фундамент поэтических традиций, в первую очередь отечественных. Он хорошо знал русскую поэзию и посвятил ей большую серию лаконичных литературных портретов от Державина до Евтушенко, знакомство с которой многое дает и читателям, и литературоведам. Винокуров умел ценить не только поэтов, в чем-то близких ему, его творческой манере (поздние философские стихи Пушкина, Баратынский, Тютчев, Фет, Заболоцкий), но и поэтов, далеких от него (Некрасов, Блок, Маяковский, Цветаева, Есенин, Твардовский и многих других). Так, например, Винокуров был открыт трагический Есенин. «Все творчество Сергея Есенина - это одно цельное произведение, все его стихи - это одна большая цельная поэма, трагическая мистерия, героем которой является он - лично сам» (СС. Т. 3. С. 270). О яркой творческой индивидуальности Винокурова писали С.Маршак, М.Светлов, Б.Ахмадулина и другие поэты.

М.Ф. Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 388-390.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные произведения: в 2 т. М., 1976;

СС: в З т. М., 1983-84.

Литература:

Огнев В. В поисках красоты // Новый мир. 1959. №5;

Пьяных М.Ф. Лирика Евгения Винокурова // Ученые записки Костромского государственного педагогического института им. Н.А.Некрасова. Кострома, 1963. Вып. 9;

Урбан А. Поэзия мысли и биография героя // Урбан А. Возвышение человека. П., 1968;

Михайлов Ал. Евгений Винокуров. М., 1975;

Матвеева Н. Хлеб, стихи и фантазия: Заметки о поэзии Е. Винокурова // Литературная учеба. 1979. №5;

Шульская О.В. О символе в поэзии А.Межирова и Е.Винокурова // Лингвистика и поэтика. М., 1979;

Ульяшев П. Миг и вечность: Быт и бытие в поэзии Е.Винокурова // Октябрь. 1985. №10;

Парыгин В. Он в нашем городе родился... // Юность. 1985. №10;

Бек Т. Дойти до самой сути... // Знамя. 1988. №1;

Ваншенкин К.И. Женька с Веснина. Вспоминая Евгения Винокурова // Литературная газета. 1995. № 24. 15 июня.

Евгений Михайлович посвящает свои юные годы служению родине, успешно добиваясь звания командира взвода остротой ума и постоянным усердием. В более зрелом возрасте Винокуров углубляется в рифму, удостаиваясь звания советского поэта, и работает в литературном отделе журнала, открывая советскому миру множество юных дарований и принося в мир свое видение истинного стиха. Творения Евгения Михайловича удостаиваются высоких оценок большого количества критиков, некоторые из которых составляют объемные рецензии на его стихотворения. Трудящиеся, которым посвящает Винокуров свои творения, так же по достоинству оценивают их. Некоторые из работ поэта перекладываются на мелодии, образуя наиболее известные из советских народных песен. Имя Евгения Михайловича обретает известность и поднимается в совершенно различных кругах общества.

Стихотворения поэта продолжают традиции философской лирики таких известных авторов, как Тютчев и Баратынский, поднимая в своих строках многообразие социалистических проблем, проникая в самые недра выбранного вопроса. Большая часть произведений Винокурова написана на военную тематику, преподнесенную без излишней сентиментальности и героизма.

Загрузка...
Top