Возрастные особенности детей пятого года жизни. Памятка «Возрастные особенности детей пятого года жизни». материал (средняя группа). Рекомендованный список диссертаций

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Сегодня наша статья посвящена дошкольникам. Поговорим про особенности развития ребенка 5 года жизни! В чем они заключаются. Что должны предпринимать родители для всестороннего развития любимого малыша. Все подробности в статье ниже!

Ребенок, достигая пятилетнего возраста, становится активнее и любознательней. Стремится проявлять и укреплять творческие, индивидуальные навыки. В этот период времени главное для родителей правильно направить ребенка. Поддержать! Дошкольник старшего возраста имеет: свои интересы, круг общения. В это время активно познается окружающий мир. Складывается свое мнение обо всем.

Особенности развития ребенка 5 года жизни

У детей хорошо развиты и закреплены приобретенные ранее навыки.Мелкая моторика достигла нового уровня и регулярно совершенствуется. Ориентация становится лучше, повышается выносливость.

Ребенок начинает задавать первые «неудобные» для взрослых вопросы. Его интересуют отличия между девочками и мальчиками. Родители должны быть готовы к этому. Ответить на все — как, зачем и почему, поможет соответствующая литература. А отвечать на такие вопросы крайне необходимо. Чтобы ребенок видел, родители уважают его интересы. И в будущем, — понимал. что за помощью в затруднительных ситуациях сможет обратиться к близким людям.

В этом возрасте дошкольники активно прибавляют в весе и росте. Вес мальчиков доходит до 20 кг., а рост — 116 см. Девочки чуть легче — 19 кг., при росте 111 см. В 5 лет идеально будет отдать ребенка в спортивную секцию. Допустимые варианты: легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание, футбол. Ребенок вполне готов к спортивным нагрузкам, как физически так и морально!

Особенности психологического развития

Ребенок в свои пять годиков:

В этот возрастной период очень обостряется чувство сострадания. Ребенок не может пройти мимо котенка на улице, сочувствует болеющим и одиноким людям. Впервые возникают мысли о любви и смерти. При чем мысли о смерти гораздо более эмоциональные и яркие. Именно сейчас родители должны быть деликатными и внимательными по отношению к своему сыну(дочке). Чтобы страхи от возможности потерять близких и смерти, не усугубились.

Что должен знать и уметь дошкольник в 5 лет

Также ребенок должен понимать правильное проявление коммуникативных навыков общения. Родители должны донести до малыша, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми. Тем более, никуда с ними не уходить. Должны быть приложены максимальные усилия, чтобы ребенок хорошо ориентировался в социуме.

Воспитание ребенка пяти лет

В 5 лет ребенок впитывает все как «губка». Ему все интересно и он готов к познанию нового. Поэтому можно добавить в его развитие дополнительные моменты. Малышу вполне занятно будет узнать о строении вселенной, звездах и космосе. Возможно появится заинтересованность — биологией, строением человека. А приобретенный глобус расскажет малышу о путешествиях и различных странах. Кто знает? Возможно именно сейчас закладываются первые зерна в выбор будущей профессии.

Развитие малыша это сложный, многоуровневый процесс. Не стоит превращать этот процесс в постоянное обучение. Лучше проводить все в виде интересных игровых и развивающих занятий. Родителям следует участвовать во всех делах, которые интересуют ребенка. Тогда получите совместное удовольствие и от общения и от приобретенных знаний!

Мы рассказали основные моменты про особенности развития ребенка 5 года жизни. Рекомендуем обязательно прочитать статью « ». В Европе все больше детей и подростков страдают ожирением и фактически не занимаются спортом. Власти бьют тревогу: родители должны включиться в процесс вовлечения детей, мотивировать к физической активности. В России проблема пока не стоит столь остро, но все же сегодня мы расскажем вам, как привить своим детям любовь к спортивному образу жизни. Подробности в статье!

Пятый год жизни - период активного формирования у ребенка познавательной деятельности, в частности ее мотивационного и операционного компонентов. Это время, когда развивается активный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающего мира, когда он становится любознательным. .

Пятый год жизни в периоде дошкольного возраста называют средним дошкольным . Этот период развития ребенка отмечен существенными изменениями в его характере, деятельности, протекании психических процессов, отношениях с окружающими и тому подобное.

На пятом году жизни сюжетно-ролевая игра остается ведущим видом деятельности ребенка и достигает более высокого уровня развития, чем на четвертом году жизни. Во время игры ребенок воспроизводит не только мир взрослых, но и отношения между ними. Он умеет выделять правило, а подчинение ему само собой приобретает для него новый смысл. Появляются доминантные установки:

Престижные (эгоистические);

Альтруистические;

Направленные на достижение успеха.

Особенности развития познавательной сферы

На пятом году жизни ребенка происходит постепенный переход от поверхностного восприятия отдельных разрозненных предметов и явлений к познанию их взаимосвязей, взаимоотношений. Особенностью познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное взаимодействие практических, пробных и интеллектуальных действий.

Представленный в наглядно-действенном плане опыт, который приобретает ребенок в процессе решения задач, является питательной почвой для перехода к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому мышлению. Такой переход происходит на основе совершенствования зрительно-двигательной и ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка.

На пятом году жизни восприятие становится осмысленным, целенаправленным, аналитическим процессом. Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Ребенок учится различать основные цвета, овладевает набором эталонов форм предметов. Совершенствуется представление ребенка о соотношении предметов по размерам: ширине, высоте, длине. Ребенок может «на глаз» устанавливать отношения между пятью предметами по этим параметрам. Активно формируется пространственное восприятие. Оно согласуется с практическими действиями, которые являются фундаментом для формирования различных действий обследования. Действия обследования являются операциональным компонентом перцептивной деятельности и важнейшим показателем успеха ребенка. По-прежнему, ребенок лучше воспринимает и запоминает те объекты, с которыми он взаимодействует, особенно его интересуют их функциональные признаки.

Развитие мышления ребенка

В то же время для мышления ребенка пятого года жизни свойственна хаотичность. Ребенок еще не способен соединить отдельные «достижения» своих размышлений в целостный продукт. Но ему вполне доступно познание предметов и явлений в различных взаимосвязях. Специальные экспериментальные исследования и ведущий педагогический опыт доказали, что именно такие знания являются универсальным средством развития мыслительной деятельности ребенка. Усвоение системы знаний требует от ребенка умения активно использовать имеющийся опыт для осмысления новой информации.

Решающее значение в процессе развития мышления ребенка играет мастерство взрослого в побуждении ребенка к выборочной активизации имеющихся знаний каждый раз в новом аспекте в соответствии с конкретной ситуацией. Опыт такой деятельности у ребенка пятого года жизни постепенно приводит к качественно новому подходу к анализу предметов и явлений окружающего мира. Ребенок каждый раз открывает для себя новые аспекты уже знакомых объектов, проникает в их новые связи. Именно здесь зарождается общее творческое отношение ребенка к действительности, а познавательная деятельность приобретает творческий характер.

Развитие процессов памяти

Особенно интенсивно в ребенка пятого года жизни развивается память. Она занимает ведущее место в расширении опыта познания ребенком окружающего мира и ориентации в нем.

У ребенка появляется потребность в произвольном воспроизведении, а затем и произвольном запоминании. С помощью взрослых он начинает овладевать простым приемом произвольного запоминания - повторением. Увеличивается объем того, что ребенок способен запомнить. Например, когда ребенок пересказывает сказку, он не только воспроизводит основные события, но и прибегает к подробностям, передает прямую и авторскую речь. Для развития памяти ребенка важнейшим являются:

речевое общение;

прослушивание литературных произведений;

сюжетно-ролевая игра.

Развитие воображения

На пятом году жизни ребенка активно развивается его воображение, тесно связанное с перцептивными действиями. Постепенно ребенок учится отличать свои мысленные образы от самих предметов, обозначать их словом, переносить их функции на другие предметы. Становятся заметными первые попытки управлять собственными образами, изменять их в соответствии со своим замыслом.

Воображение ребенка развивается в тесной взаимосвязи с речью. Ведь именно речь способствует формированию представлений о предмете и позволяет ребенку представить предмет, которого он не видит. Ограниченное развитие речевой деятельности ребенка однозначно тормозит и развитие его воображения.

Под влиянием речевого общения со взрослыми у ребенка появляются первые образы произвольного воображения: во время рисования на предложенную тему или во время коллективной игры. Особенно ярко проявляется и в то же время развивается воображение в сюжетно-ролевых играх и в играх-драматизациях. Например, когда ребенок рассказывает известные произведения, он наделяет персонажей новыми чертами, действиями, делает первые попытки изменить авторский текст.

Важное значение для развития воображения ребенка имеет любая продуктивная деятельность, особенно конструирование. Конструирование - один из самых важных средств формирования у ребенка универсальной способности к любой деятельности. В конструировании проявляется способность ребенка к творчеству, оно становится средством его самовыражения.

На пятом году жизни ребенок проявляет устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Расширяется диапазон образов природы, людей, животных, игрушек, которые ребенок стремится воспроизвести. Заметно совершенствуются рисунки ребенка. Благодаря развитию координации движений изображения предметов, фигур становятся узнаваемыми по определенным признакам. Появляются первые, хотя и схематичные, простые сюжеты, преобладают линии, пятна, мазки. Ребенок стремится создавать предварительно задуманный образ (в рисунке, лепке, аппликации или конструировании). Понятно, что такие замыслы ребенка еще неустойчивые, впрочем, четко рассказать, что у него получилось на рисунке, в строении или лепке, он способен.

Неповторимый период «почемучки»

Пятый год жизни ребенка - это новая, качественно высокая ступень развития его познавательной потребности, которая является внутренним источником познавательной активности. В настоящее время внимание ребенка из отдельных предметов, их названий и свойств направляется на соотношение и связи между ними. Ребенок начинает фокусировать внимание на действиях с предметами, замечать их причины и последствия, он заинтересовывается взаимодействием предметов в окружающем мире, у него возникают вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Откуда?», «Как это произошло?» и т.д. Именно поэтому ребенка пятого года жизни часто называют «почемучкой».

Особая роль взрослого в этот период развития ребенка - правильно реагировать на его «Почему?». Чтобы стимулировать ребенка к самостоятельному поиску ответа, взрослому стоит давать развернутые, серьезные, вдумчивые, правдивые ответы. В таких ответах ребенок должен чувствовать значимость своих вопросов, а взрослый - проявлять положительное отношение к интересам ребенка. Стоит специально формировать у каждого ребенка желание и умение спрашивать и искать собственный ответ на вопрос.

Особого внимания требуют вопросы ребенка, которые возникают при решении им познавательных задач, которые свидетельствует о его стремлении осознать причинно-следственные связи. Такие вопросы имеют важное значение, поскольку:

Эффективно влияют на совершенствование процесса познания;

Направляют умственные действия на поиск правильного решения;

Упорядочивают мыслительные процессы.

Итак, появление у ребенка пятого года жизни обобщений помогает ему понять причинно-следственные связи, которые он выражает в суждениях, его высказывания все больше касаются познавательной деятельности и ситуации познания. Ребенок почти синхронно действует и говорит о том, что делает. Его высказывания будто завершают отдельные этапы познания. Это является средством мышления и непосредственного включения в познавательную деятельность. В речи ребенка также фиксируются основные существенные моменты познавательной задачи. Это своеобразный мостик для перехода на новый уровень: возможность разворачивать интеллектуальное воздействие в речевом пространстве отвлеченно от практической ситуации.

Особого внимания со стороны взрослого требует работа с литературными произведениями. Полноценное восприятие литературного текста на пятом году жизни ребенка является особым взаимодействием его практической и игровой деятельности.

Чтобы по-настоящему понять художественное произведение, ребенок должен прослушать, просмотреть в рисунках, несколько раз «прочитать» книгу руками, проговорить отдельные части текста для себя и для других, найти среди игрушек персонажей произведения, проиграть с ними отдельные ситуации, «примерить» к реальной жизни интересные моменты произведения. Работа над художественным произведением должна стать творческим процессом, в котором ребенок - главное действующее лицо. Только при таких условиях и складываются механизмы восприятия художественного текста, осознание единства содержания и смысла произведения.

К концу пятого года жизни ребенок уже способен:

Эмоционально целостно воспринимать художественное произведение;

Делать попытки манипулировать отдельными эпизодами;

Строить на основе определенных эпизодов игровые сюжеты;

Сочетать разных героев в собственных творческих замыслах;

Различать основные литературные жанры;

Выделять отдельные выразительные средства и понимать их смысловую нагрузку.

Опыт работы с художественными произведениями формирует у ребенка пятого года жизни избирательное отношение к жанру, отдельному произведению, тем или иным сюжетам, персонажам и тому подобное. Ребенок стремится снова и снова читать любимые книги. Иногда стоит ему вспомнить определенное слово или образ из книги, и он начинает, например, петь от имени Колобка, говорить от имени Волка, ходить, как волшебная фея и тому подобное.

Коммуникативно-речевое развитие

Достижения коммуникативно-речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста позволяют ему решать сложные социальные, когнитивные и лингвистические задачи.

Речевые характеристики возраста

class="eliadunit">

Речь имеет ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка пятого года жизни. При назывании признаков предметов, ребенок одновременно выделяет их. Обогащение речи ребенка словами, означающими качества предметов, связи и отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

На пятом году жизни отрабатываются навыки точно употреблять слова-определения во время специальных дидактических игр, направленных на развитие сравнения, обобщения, классификации, ведь основная их ориентация - познание предмета, уточнение его качеств и свойств, правильное их определение словом. Мастерство взрослого может стимулировать познавательную активность каждого ребенка следующими способами:

Предоставление ребенку роли ведущего в игре;

Предварительная подготовка к новой игре;

Введение игрового персонажа, роль которого выполняет ребенок и действует от его имени и тому подобное.

В этот период активизируется также использование обобщенных представлений о предметах и ​​явлениях. Ребенок постепенно избавляется от зависимости непосредственных контактов с окружающими предметами. Он уже может четко выразить, какой предмет хочет получить, какую игрушку потерял и т.п. Появляются попытки выразить свои представления, образно представить замысел-просьбу.

Когнитивно-лингвистические достижения

Когнитивно-лингвистические достижения ребенка этого периода связаны с усвоением отношений «человек - ситуация», «языковая форма - значение». Эти базисные образования, воспринимаются как единство слова вместе со значением объектов ситуации общения, обеспечивающие успешность взаимодействия ребенка с окружающими. Вероятность успеха контактов с ним зависит от усвоения указанных отношений. Благодаря им ребенок отвечает на вопросы относительно характеристики отношений людей в общении: «Кто?», «Кому?», «Где?», «Зачем?», «Что говорит?» и др.

Повышение когнитивной сложности речевого поведения, активность взаимодействия с окружением в различных видах деятельности обусловливают стремительное пополнение словарного запаса ребенка на пятом году жизни. Возникает потребность разъяснять и растолковывать слова ребенку, образовывать вместе новые. Дальнейшее развитие когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) позволяет ребенку среднего дошкольного возраста сделать язык и речь объектом осознания. Скоротечный характер словообразования указывает на естественность этого явления в речевом развитии ребенка пятого года жизни.

Произвольность поведения ребенка

В период среднего дошкольного возраста психические процессы ребенка постепенно приобретают признаки произвольности. Благодаря этому все больше желаний ребенка переходит в его намерения.

Особенностью поведения ребенка этого возраста является то, что он имеет намерения и стремится сразу их реализовать, сократить время, необходимое для обдумывания, но не осознает путей и средств реализации этого намерения. Когда ему нужно длительное время действовать по намерению, то для его поддержки необходимы вспомогательные побуждения со стороны взрослого. В этом и проявляется недостаточная сознательная регуляция ребенка. Он не может рассуждать, анализировать проблему с разных сторон, ему легче отказаться от желаемого будущего.

На пятом году жизни ребенок начинает применять собственную речь для планирования своих действий. Он отмечает: «Буду рисовать лес. Нарисую много деревьев, а затем зайчика». Или так: «Посажу цветы и буду поливать, чтобы быстрее выросли».

Также ребенок пятого года жизни начинает использовать речь для руководства своими действиями. Когда он выполняет свои действия, то в основном говорит вслух. Существование речи, обращенной к себе при достижении цели, свидетельствует о недостаточном развитии регулятивной функции в отношении собственных действий.

Планирование у ребенка является сложной задачей и требует мобилизации умственных усилий. Надо учить его предварительно определять способ своих действий. Умение ребенка определить свои будущие действия, рассказывать о них, не только положительно влияет на достижение им цели, но и помогает постепенно избавиться импульсивности в поведении.

Важно научить ребенка обдумывать последовательность выполнения работы, заранее выбирать необходимый материал и орудия выполнения действия. Целесообразно обсуждать с ним замыслы, создавать возможность выбирать определенные средства из многих вариантов. Помогут следующие вопросы: «Как ты хочешь это сделать и почему?», «А как можно сделать иначе?», «А как лучше?», «А как я сделала, угадай?», «А почему бы я так поступила?» и др.

В среднем дошкольном возрасте повышается устойчивость намерений ребенка благодаря овладению ею средствами для их осуществления, приобретению практических умений и навыков. Возрастает способность к волевым усилиям, а, следовательно, начинает развиваться произвольное поведение. Свои волевые усилия ребенок пятого года жизни может направлять не только на активизацию действий, но и на их торможение. У ребенка появляется сознательный контроль своей динамической активности. Однако этот контроль еще несовершенен и имеет ограниченный характер. Лучших успехов ребенок достигает во время игры, когда он берет на себя соответствующую роль. Хотя и такой контроль недостаточно осознанный, ибо игра еще имеет аффективный характер.

Демонстрации образца;

Указания;

Объяснения;

Напоминание.

Опосредованное руководство также осуществляют путем предоставления действиям ребенка определенного смысла, поддержки и поощрения его усилий. При корректировке действий ребенка вместо прямых указаний следует применять наводящие вопросы, которые заставляли бы его размышлять, искать выход из затруднительного положения. Под влиянием такого стимулирования мысли и действия ребенка станут более самостоятельными.

Эмоциональная сфера

На пятом году жизни усложняется содержание эмоциональной сферы ребенка:

Появляется способность различать истинные и внешние проявления переживаний, понимать переживания других и связывать их с определенными действиями;

Происходит дифференциация эмоций, ребенок активно усваивает не только «язык» чувств, но и начинает проявлять свое отношение к действительности в своих рисунках, зданиях из конструктора, позах, интонациях, движениях и в выборе партнеров по общению.

Важным новообразованием в эмоциональной сфере ребенка пятого года жизни является его способность к эмоциональной децентрации, что является умением встать на позицию другого человека, почувствовать, как он себя чувствует, проявить сочувствие, соучастие и др. Развитие социальных эмоций приводит к появлению нового содержания побудительных мотивов в поведении ребенка пятого года жизни, то есть он начинает понимать, как нужно поступать в определенной ситуации.

Личностная сфера

Процесс становления личностных образований психики ребенка - особенно индивидуализированное явление, требует личностно-ориентированного педагогического подхода взрослого. Параллельно с познанием окружающей среды ребенок познает и самого себя. Особое значение при этом приобретают оценочные суждения взрослых, которые являются мощным источником переживания.

Основными новообразованиями личностной сферы ребенка пятого года жизни являются:

- углубление осознания ребенком образа себя: выстраивается структура Я, появляются изменения в структуре образа себя, под влиянием оценочного отношения окружения познавательный компонент образа Я приобретает новое качество, знания и представления ребенка о самом себе систематизируются и конкретизируются;

- усиление действия функций образа Я: проявляется стабильное социально-познавательное самопринятие, охрана и сохранение достигнутого уровня самоуважения, дифференциация и обобщение ребенком личностного опыта повышается уровень самооценки и предсказания оценочного отношения со стороны окружающих, а также функция самоутверждения;

- образ Я: ребенок начинает оценивать себя глазами других людей, учится анализировать свои поступки «со стороны», принимать решения, учитывать при этом возможную реакцию на свои действия со стороны партнеров по общению.

Ребенок учится считать свои реальные успехи в том или ином виде деятельности, обобщать и классифицировать собственные поступки в соответствии с нормами и правилами, которые регулируют поведение ребенка среднего дошкольного возраста, то есть начинает формироваться рефлексивное я.

Функционирование указанных новообразований Я-образа опосредствуют любые виды активности ребенка и позволяют ему действовать «от имени» собственного Я, стать субъектом собственных действий, мыслей, переживаний, то есть творцом своего внутреннего мира. Кроме того, на пятом году жизни в личностной сфере ребенка происходит вторичная половая идентификация как показатель единства переживаний и ролевого поведения. Ребенок осознает знания о нормах и требованиях, связанных с его принадлежностью к определенному полу, и формирование адекватного поведения. Ребенок способен различить людей по их половой принадлежности и соответственно определить, к какой группе он принадлежит: мужчин или женщин. Это открывает путь к восприятию и оценке собственных действий, а также поступков других мальчиков и девочек (например, мальчик должен пропустить девочку вперед, предложить ей место и т.д.).

Социализация ребенка

На пятом году жизни общение ребенка становится более интенсивным, у него складывается определенная позиция в группе, в результате чего происходит его дифференциация по социальному статусу.

Показателями признания ребенка сверстниками являются:

Успешность ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;

Особенности и поведение ребенка;

Оценка его успешности взрослыми.

Кроме того, общение приобретает характер внеситуативно-личностного, для которого характерно возникновение нового содержания потребности в общении - сопереживание и взаимопонимание.

В этом возрастном периоде очень важно, чтобы взрослые уделяли должное внимание детскому самообслуживанию. Пятый год жизни - это очень важный период для формирования операциональных возможностей ребенка в самых бытовых ситуациях ее жизнедеятельности.

Итак, на пятом году жизни ребенка начинается активный период осознания и слаженного согласования им своего места в системе отношений со взрослыми, что обеспечивает более эффективную его адаптацию к социальной реальности.

упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения,

рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №20

пос.Степной муниципального образования

Кавказский район

Памятка «Возрастные особенности детей пятого года жизни».

Подготовила воспитатель Мищенко Н.Ю.


Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма,


Консультация для родителей.

Возрастные особенности детей 5-го года жизни

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем - дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он поймет, что на нем изображено. При этом возможна небольшая помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).

К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. Д.

Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. Д. В них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия воображения.

Детские сочинения ещё нельзя считать проявлением продуктивного воображения, так как они в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения».

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь , в развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения.

Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.

Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с «анализом» произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Развивается моторика дошкольников. Так, в 4–5 лет ребята умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе. Подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее 3–4 раз подряд в удобном для ребенка темпе). Нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.

В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребёнка, неспособность завершить её по первому требованию, совершение действий, направленных на достижение отдалённого результата привлекательно, в основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретённых ранее двигательных качеств и способностей: ловкости, выносливости, гибкости, координации.

У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей.

У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определённые интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).

В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлеченно говорят о нем (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности), соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.

Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой, На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.

Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.п.

Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребенок «хорошо себя ведет» только в отношении наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение ребенка 4–5-лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ребенку все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций : кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т.п.).

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина», они больше тяготеют к «красивым» действиям.

К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области безопасности . Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.


Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5—2 кг, рост — на 6—7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 кг, рост — 110 см, окружность грудной клетки — 54 см. Интенсивно развивается головной мозг, совершенствуются функции коры больших полушарий, однако влияние подкорковых центров на поведение ребенка остается значительным. В развитии основных движений детей происходят заметные качественные изменения, возрастает естественность и легкость их выполнения.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетно- ролевая игра. Она становится в этом возрасте ведущим видом деятельности и обусловливает значительные изменения во всей психике ребенка.

В такой игре дети 4—5 лет могут заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет, распределить роли, игровой материал.

Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения. Совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

На основе знакомства с основными образцами (эталонами) внешних свойств вещей в этом возрасте дети правильно оценивают цвет, форму, величину, пространственные отношения предметов, ритм музыкальных звуков и т. д.

Происходят значительные сдвиги в мышлении детей. Они начинают выделять общие признаки предметов, группировать предметы по внешним свойствам, материалу и назначению, понимать простейшие причинные связи между явлениями. На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Наряду с ситуативными эмоциями у детей под влиянием воспитания начинают складываться чувства, выражающие более устойчивое отношение к людям и явлениям, появляется стремление быть полезным для окружающих, внимание к их нуждам, дружелюбное отношение к сверстникам; формируются умение подчинять свои желания требованиям взрослых, зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих.

Дети средней группы способны уже сознательно соотнести свое поведение с поведением товарищей, оценить их и свои возможности, главным образом в области практических действий, помочь сверстнику, согласовать с ним действия, направленные на достижение общей цели.

В тесной связи с нравственными чувствами у детей развиваются эстетические чувства и отношения, повышается способность откликаться на образное содержание песни, картины, иллюстрации, сказки и рассказа, стихотворения, ярко проявляется сочувствие к положительному персонажу художественного произведения. Дети этого возраста улавливают наиболее яркие выразительные средства, звуковысотный и ритмический рисунок мелодии, тембр разных музыкальных инструментов, силу звучания музыки, ритм стиха; узнают и запоминают песни, пьесы, стихи, прозу; могут интонационно чисто петь, ритмично двигаться, передают образы в рисунках и лепке.

Загрузка...
Top