Мини-сочинение егэ по обществознанию на тему образование. Рекомендации в написании эссе по обществознанию Образование лучший страж свободы чем армия эссе


В своём высказывании автор противопоставляет способы социального контроля таких институтов как образование и армия. Эверет говорит о том, что образование как один из важнейших механизмов внутреннего социального контроля всегда будет более эффективен, чем механизмы внешнего контроля – “развёрнутая армия”.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Обратимся к теоретической аргументации. Образование можно рассматривать с разных точек зрения, если взять образование как единый процесс формирования ума, характера и физических способностей человека, то можно говорить о том, что каждый человек может исходя из своих знаний, действовать свободно, то есть действовать, не руководствуясь иными факторами, влияющими на его выбор. Таким образом, образование как способ влияния на людей является более гуманным, так как дает людям право свободно выбирать пути осуществления своей защиты, в отличие от армии, которая не даёт права выбора, и человек обязан отдавать все, в том числе жизнь для осуществления различных целей.

В противоречие высказыванию можно привести пример из истории в частности Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Образование хоть и влияло на внутреннюю защиту общества, но его влияние не распространялось на внешний контроль, поэтому армия на тот момент являлась наиболее лучшим гарантом защиты жизней и свобод людей.

Но все же влияние с течением времени выросло, и армия как главный рычаг влияния на общество утратила свою актуальность ввиду своей кровожадности и больших жертв. Так можно привести в пример политические отношения России и США, путём введения санкций, которые являются продуктом развития образования, ограничивающих возможности людей влияя на их права и свободы путём более гуманным, нежели каким воздействовала армия.

Тем самым можно сделать вывод, что воздействие армии, в целях обеспечения защиты прав и свобод людей и осуществления социального контроля, утратила своё лидерство из-за своей жестокости, и на первое место в современном обществе вышло образование став - “лучшим стражем свободы, чем развернутая армия”.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Не умея держать в руке топор - дерева не отешешь,

а не зная языка хорошо - красиво и всем понятно - не напишешь.

Максим Горький

На сегодняшний день написание эссе является требованием не только для конкурсов, но и для многих образовательных программ, поэтому умение писать эссе необходимо как педагогам, так и их подопечным - учащимся, абитуриентам, студентам.

Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал; это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого, часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Уникальность этого жанра в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле. На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. В отношении объема и функции граничит, с одной стороны, с научной статьей и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой − с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвертый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы. Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по

времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа- скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты». Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля

обнаруживаются среди русских писателей XIX века у А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Ф.М.Достоевского, в начале XX века – В.И. Иванова, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, позднее

Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.

И. Эренбурга, Ю. Олеша, В. Шкловского, К. Паустовского».

Структура написания эссе:

1.Введение - определение основного вопроса эссе.

2.Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос. 3.Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе. Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний. 4.Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура аргументации (доказательства).

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

Тезис - это сужение, которое надо доказать.

Аргументы - это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Вывод - это мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения - это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Элемент структуры %.

Критерии оценивания эссе

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

раскрытие проблемы на теоретическом и бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования определений, терминологии;

аргументация своей позиции с опорой на факты или собственный опыт.

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Памятка при написании эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) изучите теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

2) проанализируйте содержание написанного;

3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Алгоритм написания эссе.

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации.

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Пример готового эссе по вышеизложенным критериям

Образование лучший страж свободы, чем развёрнутая армия”

Э. Эверет

В своём высказывании автор противопоставляет способы социального контроля таких институтов как образование и армия. Эверет говорит о том, что образование как один из важнейших механизмов внутреннего социального контроля всегда будет более эффективен, чем механизмы внешнего контроля – “развёрнутая армия”.

Я частично согласен с позицией автора так как, армия хоть и уступает образованию из-за своих радикальных способов обеспечения безопасности и контроля, но всё же является не менее важным рычагом воздействия на общество.

Олег Альбертович Донских написал доклад с анализом действительных образовательных результатов ЕГЭ. Поскольку подготовка ЕГЭ - это особый образовательный тренинг, которому с большей или меньшей интенсивностью подвергаются все выпускники российских школ, то стоит понять - чему полдготовка к ЕГЭ на самом деле учит? Здесь это показано.
Публикую здесь с разрешения автора, перепост привествуется.

Донских О.А. О компетенциях и ЕГЭ
Наше образование переживает эпоху ЕГЭ и перехода к компетентностному подходу. По-видимому, в замысле реформаторов ЕГЭ и компетенции как-то связаны между собой, являясь ключевыми (хотя и не рядоположенными) элементами единого процесса. Настоящая статья является попыткой выяснить некоторые аспекты связи между ними на материале результатов ЕГЭ по обществознанию.
Очевидно, ЕГЭ должен продемонстрировать те компетенции, которые сформированы у выпускников наших средних общеобразовательных учреждений. Достаточно полно и объективно. Исходя из этой посылки, рассмотрим некоторые особенности ответов на задания экзамена.

Если кратко отвечать на вопрос, что показывают результаты ЕГЭ по обществознанию, можно сделать следующее заключение: они демонстрируют отсутствие у значительного числа выпускников средней школы умений, необходимых для получения высшего профессионального образования, таких как: умение понять текст, выделить главную мысль, обобщить услышанное. И, главное, - умение самостоятельно работать, т.е. самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Иначе говоря, у выпускников средней школы напрочь отсутствует то, что можно обозначить как компетенцию учиться в ВУЗе. Сказанное легко показать на примерах, которые дают представление об отдельных аспектах названной компетенции (точнее - «недокомпетенции»).
Возьмем эссе, тот жанр, где наиболее полно раскрываются возможности выпускника.
Итак, выбрана тема: «Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия » (Э. Эверетт). И читаем вполне типичное рассуждение (с сохранением орфографии оригинала. Стоит заметить, что иногда эссе так безграмотно написаны с точки зрения русского языка, что не обращать на это внимания невозможно):
«Образование - лучший страж свободы.
Образованный, умный человек может сам за себя постоять, решить проблему мирным путем.
Проблема заключается в том, что «Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия?
Я думаю, что за в борьбе за свою свободу нужно применять свои знания, а непребегать к военным действиям.
Однажды я попал в неприятную ситуацию, в которой образование сыграла большую роль. Благодаря образованию этот конфликт был предотвращён.
Вот почему образование - лучший страж свободы
».
И еще одно:
«Образование действительно эта свобода. Каждому человеку нужна образование, потомучто в наше время без образования нельзя. Многие люди говорят что армия очень сурова и развернутая. Я например так не считаю. Когда я закончил девятый класс в вечерней школе, меня призвали в армию. За год службы я узнал очень много интересного. Я читал много книг и писали диктанты. Я считаю что человеку в наше время и образование нужно и служба в вооруженных силах ».
Понятно, что выбраны не самые лучшие эссе. Выбраны вполне типичные. А типичны они по тем признакам, которые совпадают в этих двух эссе. И эти признаки следующие:
1) Полное непонимание мысли автора высказывания. То, что Эверетт говорит об обществе как таковом и о роли образования в повышении уровня отношений в обществе, выпускники переводят в личный план.
2) Совершенно исчезла тема свободы в политическом смысле, выпускник говорит лишь о «борьбе за свою свободу», но от кого и почему, непонятно, разве что от личных врагов. Второй вообще про свободу забыл, хотя это ключевая тема выбранного им высказывания.
3) Пишущие не заботятся о смысловом единстве как конкретных высказываний, так и об общем смысле создаваемого ими текста.Что значит «армия очень сурова и развернутая»? Или глупости, вроде «нужно применять свои знания, а непребегать к военным действиям. Как можно «пребегать» к военным действиям в одиночку, автор, конечно, не думает. Так же как «войной» оказывается неприятный конфликт, в который он однажды попал. Развернутая армия оказывается одним человеком.

«Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира » (Н.А.Бердяев).
«Мир состоит из нескольких миллиардов человек, и каждый человек по-своему индивидуальность и отдельный мир. Об этом сказано в высказывании Н.А.Бердяева. Я согласна с данным мнением автора. Ведь чтобы понять мир, нужно понять человека.
Ведь мир не состоит из дробных частей, сам мир состоит из маленьких миров. Каждый человек - это сам по себе маленький мир, который нужно долго и упорно изучать. В каждом человеке мы можем найти ответы на вечные вопросы, найти пути решения на свои проблемы. Ведь в каждом человеке есть свой собственный мир, в котором совмещены, казалось бы, несовместимые вовсе вещи. Нам нужно много времени, чтобы понять это, часть хорошего из этого мира взять себе.
Человеку нужно общение прежде всего для того, чтобы улучшать себя, брать все самое лучшее от общения. И применять это, чтобы разгадать загадку мира другого человека
».
Здесь вроде бы автор вначале действительно демонстрирует понимание Н.А.Бердяева, когда говорит о том, что для понимания мира нужно понять человека. С некоторой натяжкой с этим еще можно согласиться. Но дальнейшее изложение отрицает это первоначальное заблуждение. Дальше начинаются фразы, которые ни сами по себе, ни в целом не имеют никакого внятного смысла. Если нужно долго и упорно изучать самого себя, тогда при чем здесь общение, о котором потом идет речь? А в конце вообще идет совершенная белиберда: нужно общаться, чтобы улучшать себя и брать это лучшее, чтобы «разгадать загадку мира другого человека»… В дополнение к тому, что было обнаружено в предшествующих эссе, здесь встречается сакраментальная фраза - «я согласна/не согласна с мнением автора ». По мысли выпускника этой фразой демонстрируется собственное мнение. Да, выглядит это как рефлексия по поводу прочитанного. Но в ситуации, когда текст совершенно не понят, это смотрится не как рефлексия, а как случайная добавка. Ведь соглашаться или не соглашаться можно с тем, что понял.
И, наконец, еще один пример.
«Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти » (А. Н. Круглов). «Я выбрала данную тему сочинения, так как за долгий курс истории с школе нираз с ней встречалась. В обществе существует три формы правления: авторитарная, тоталитарная и демократическая. В нашей Родине демократическая форма правления.
Тоталитаризм существовал при Сталине, где были единые законы, принудительное выполнение их, вне зависимости с соглашение граждан. Власть с помощью морали, то есть поучения, зарабатывала себе определенный статус в обществе. Власть не учитывала просьбы, прихоти и удобства общества. С моей точки зрения такая форма правления очень жестока и неправильная по отношению жителей. Власть должна существовать с обществом сообща, помогая ему в жизни
».
Здесь опять полное непонимание смысла высказывания. Непонимание того, что мораль и право в демократическом обществе представляют собой две разные формы общественного сознания. Мораль вообще понимается как «поучение» из фразы «читать мораль». И попутно несколько грубых ошибок: это касается единых законов как признака тоталитаризма, власть «зарабатывает статус», и др.
В связи с этими примерами (а умножить их не составляет никакого труда, поскольку большинство эссе в той или иной степени именно таковы) стоит поговорить об одной особенности представленного этими примерами мышления - полном отсутствии чувства непонимания. Еще Аристотель говорил, что философия (в данном случае рациональное мышление) начинается с удивления. Человек должен обнаружить какое-то несоответствие, невозможность чего-то существующего. Чувство непонимания растет из того же корня - это не может быть, а это есть! Сочетание каких-то мыслей, образов, которые представлены в тексте, не складываются в цельную картину. Но они должны складываться. И начинается поиск, человек пытается сложить мозаику. Он начинает задавать сам себе вопросы, отвечая на которые он надеется эту картину воспроизвести. Он должен придти к чувству понимания, ощутить, что все части высказывания комплементарны.
В приведенных примерах мы сталкиваемся с чем-то совершенно другим: вместо понимания присутствует набор ассоциаций. Вместо вдумывания в мысль известного мыслителя мы видим случайный ручеек сознания (потому что выражение «поток сознания» для этой умственной деятельности - слишком громко) без всякой попытки ответить хотя бы на какие-то вопросы. В результате дефицит понимания определяется полным отсутствием чувства непонимания.
Такое впечатление, что включается простенький ассоциативный механизм по поводу некоторых узнанных слов. Здесь уже не идет речь о выборе предмета, хотя составителями и предполагается выбор из шести дисциплин.
Сказанное в полной мере проявляется во время процедуры апелляции. Практически невозможно убедить выпускника, что он противоречит сам себе или что он совершенно не понял прочитанного. Он начинает объяснять, что он «имел в виду» именно то, о чем говорит учитель. А указание на очевидное противоречие парируется теми же пустыми ассоциативными рядами, которыми наполнено само эссе.
В результате становится совершенно очевидным, что ЕГЭ с его тестовой структурой работает на усиление ассоциативного мышления вместо того, чтобы заставлять учащихся видеть целостные картины определенных духовных областей. Некоторые ответы являются настолько дикими, что после них ни о каком знании предмета не может быть и речи. Но система выбора из нескольких вариантов всегда оставляет возможность угадать хотя бы какое-то количество правильных ответов, даже если совершенно не иметь представления о предмете.

Еще одно задание, требующее умения определять и обобщать - задание С8, в котором требуется составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Очевидно, что для составления плана, необходимо представлять себе тему в целом, уметь разбить ее на составляющие и эти составляющие ранжировать. Вместо этого мы опять очень часто сталкиваемся со случайным набором слов.
Не занимая слишком много места, приведем лишь три плана по теме «Биологическое и социальное в человеке».
(В одном случае учащийся составил к данной теме универсальный план, который подходит ко всему, но его можно рассматривать все-таки больше как курьез:
«План:
-выявление проблемы.
Коментарий
-моя позиция
-мое мнение
-примеры
Заключение
-вывод
».)
А вот типичные вполне типичные ответы вроде бы по существу:
1. «1.Понятие человека
2.Признаки биологического в человеке
2.1.имеются органы
2.2.реагирует человек на неблагоприятные условия, т.к.
У него есть нервная система
3.Социальное в человеке
3.1.в процессе развития человека, появляются новые технологии
3.2.научился реализовывать свои потребности
4.Социальное и биологическое неразрывно связано
».

2. «I Социальное в человеке.
1) Человек и общество
2) Семья
3) Образование
4) Работа
II Биологическое в человеке
1) Биологические потребности человека
2) Человек и природа
III Вывод»

3. «I Общение 1 Друзья II Отдых: 1 Реабилитация
2 Родственники 2 Умиротворение

III Семья: 1 Родители
2 Братья».

Опять мы сталкиваемся с тем же уровнем работы с понятиями: вместо обобщения и логического раскрытия темы демонстрируется вполне случайный ассоциативный ряд. Так, в одном ряду оказываются «семья» и «образование», «новые технологии» и «потребности», «Общение», «отдых» и «семья». Т.е. в принципе не осознается ни разница в уровне обобщения, ни разнородность понятий.
Что можно сказать о подготовленности к получению высшего профессионального образования? Очевидно, что для того, чтобы учиться своей будущей профессии, необходимы такие умения и навыки, как умение самостоятельно работать, понимать сказанное, обобщать, т.е. те, без которых получать профессиональные знания невозможно. Ни одной из этих компетенций ЕГЭ не демонстрирует. Более того, сам способ его основной организации (выбор из нескольких вариантов) ведет в противоположном направлении.
Ребята, которые не могут четко понимать и обобщать сказанное и прочитанное, в принципе не способны писать конспект. Ведь для этого нужно внимательно слушать, обобщать и кратко записывать услышанное. Вместо того, чтобы выделять главное, они просто выхватывают из контекста вполне случайные куски. К сожалению, учитывая эту неспособность (некомпетентность), многие преподаватели уже давно не читают, а диктуют свои лекции. В тех же случаях, когда преподаватель рассказывает определенный материал, не указывая прямо на то, что нужно записать, конспекты в большинстве случаев выглядят очень убого. Это вполне случайные обрывки мыслей. И ребята выходят из положения либо пользуясь учебными пособиями, либо просто фотографируя лучшие конспекты. Не лучше ситуация со способностью обобщать: вместо обобщений идут случайные ассоциации, совершенно подобные вышеприведенным.
Еще хуже ситуация с возможностью самостоятельной работы как по поиску знаний, так и по сочинению соответствующих текстов. Поиск знаний ограничивается самыми простыми действиями с компьютером. На семинарах доклады делаются по каким-то вполне случайным отрывкам, которые выскочили в Интернете.
Совершенно теряется авторство письменных текстов. Вместо того, чтобы писать самостоятельно, ребята складывают куски найденных текстов и при этом уверены, что они делают серьезную самостоятельную работу.
Таким образом, ЕГЭ, с одной стороны, со всей очевидностью демонстрирует отсутствие компетенций, крайне необходимых для учебы в вузе, а, с другой стороны, вынуждает учителей избирать такие тактики работы с учениками, которые заведомо подрывают возможность формирования названных компетенций.

Из книги 100 великих разведчиков автора Дамаскин Игорь Анатольевич

ЭДВАРД С. МИЛЛЕР (XX век) Эдвард С. Миллер не был выдающимся разведчиком или шпионом. Собственно говоря, он вообще не был разведчиком. Но в то же время ему довелось внести существенный вклад в ход и результаты войны на море в годы Первой мировой войны.Миллер был судовым

Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер Гарольд

ГЕЙН ЭДВАРД Серийное убийство называется таковым, если насчитывает не менее трех жертв в определенный промежуток времени. По этим признакам Эдварда Гейна нельзя отнести к серийным убийцам: ведь он убил всего двух женщин. Но его преступления настолько возмутили

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Эдвард Дембовский (1822-1846 гг.) общественный деятель, философ, публицист Народ, девизом которого будет творчество, не заморозит своей жизни, погрузившись в созерцание мертвых абстракций. С другой стороны, он не употребит своих сил на то, чтобы отдаться бессознательному

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Булль Эдвард Булль (Bull) Эдвард , норвежский историк и политический деятель, профессор (с 1917). Один из руководителей Норвежской рабочей партии (с 1923 - её вице-председатель). В январе - феврале 1928 министр иностранных дел в правительстве

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Григ Эдвард Григ (Grieg) Эдвард (15.6.1843, Берген, - 4.9.1907, там же), норвежский композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Крупнейший представитель норв. композиторской школы. Предки Г. были выходцами из Шотландии, отец исполнял обязанности британского консула в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Мунк Эдвард Мунк (Munch) Эдвард (12.12.1863, Лётен, - 23.1.1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец и график. Учился в Кристиании в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). В конце 1880-х - 1900-е гг. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭВ) автора БСЭ

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ЭДВАРД РАДЗИНСКИЙ Радзинский Эдвард Станиславович родился 23 сентября 1936 года в Москве. Сын драматурга С. А. Радзинского. Окончил Московский историко-архивный институт (1959).Дебютировал как драматург - пьесы «Мечта моя… Индия» (1958), «Восемь дней недели» (1961), «Вам 22,

«Образование - лучший страж свободы, чем развёрнутая армия» (Э. Эверетт)

В выбранном мной высказывании затронута проблема роли об­разования как социального института в демократическом обществе. Актуальность данного вопроса заключается в том, что передача зна­ний последующим поколениям всегда была важна для человечества, а в современном обществе его роль лишь увеличилась, образование претерпевает ряд изменений, в связи с чем каждому человеку сле­дует понимать его значение для общества.

Американский политик Эдвард Эверетт считал, что образова­ние - «лучший страж свободы, чем развёрнутая армия». Иными словами, автор полагал, что качественное образование, формируя личность, закладывает в ней черты, необходимые для реализации человеческой свободы, в то время как силовые методы не способны обеспечивать свободу людей с той же эффективностью. Я полностью разделяю позицию Эверетта: свобода неразрывно связана с образова­нием человека, и ни одно общество не может отстаивать и реализо- вывать свои права при помощи оружия так, как общество, для ко­торого образование является приоритетной ценностью.

Под образованием в общественных науках понимают целена­правленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, а также совокупность приобретаемых зна­ний, умений и навыков. Основной целью образования можно счи­тать приобщение индивида к достижениям человечества, передача и сохранение культурного достояния общества. Получение образо­вания происходит посредством обучения в соответствующих учреж­дениях (школах, вузах и т. д.) и самообразования, то есть самосто­ятельного приобретения знаний без помощи других лиц.

Значимость образования для общества обусловлена широким спектром общественных потребностей, удовлетворяемых данным институтом. Прежде всего, образование обеспечивает передачу куль­турных достижений, опыта, ценностей новым поколениям. При этом происходит социализация личности, усвоение ею социальных ролей, норм, а также развивается её интеллект и творческий потенциал. Наряду с этим образование связано с формированием социально-про­фессиональной структуры общества. Далеко не последнюю роль об­разование играет и в формировании мировоззрения человека, в част­ности научного: усваивая знания, человек формирует собственный взгляд на те или иные явления, мир в целом и самого себя.

Свобода личности неотделима от образования, посредством ко­торого происходит всестороннее развитие личности. Так, его уро­вень влияет на политическую культуру общества: если для функ­ционирования демократического государства необходимо понимание гражданами хода политического процесса, актуальных задач госу­дарства, осмысленный выбор кандидатов на государственные долж­ности. Всё это составляет так называемую «культуру участия». При подданической же культуре население не заинтересовано в поли­тике и не оказывает непосредственного влияния на политические решения. Сходным образом, образование является необходимым условием свободы человека в экономической, социальной и куль­турной сферах общества. Напротив, силовые методы не обеспечива­ют усвоения людьми таких ценностей, как свобода, права человека. Милитаризированное общество отличается нивелированием ценно­сти личности, воспитанием стандартных моделей поведения, запре­щением отступление от идеологии, приказаний и т. д.

Помимо теоретических доводов, можно привести и фактиче­ские примеры. Русский писатель-классик Иван Сергеевич Тургенев был человеком с блестящим образованием, которое получал как в России, так и за рубежом. Образование позволило Тургеневу в пол­ной мере реализовать себя как писателя и добиться признания как в родной стране, так и во всём мире. Писатель стал одной из клю­чевых фигур русской литературы XIX века. Таким образом, обра­зование позволяет раскрыть способности человека, позволяет ему преуспеть в творческом начале.

Иллюстрацией негативных последствий нивелирования ценности образования для свободы людей может служить Третий рейх. При этом режиме имели место неоднократные случаи массовых сжига­ний книг. Кроме того, всему населению навязывалась одна модель мышления, в которой превалировал культ личности фюрера, анти­гуманные ценности, расизм. Запрещая для граждан свободомыслие, отступление от господствующей идеологии, свободное образование, государство испортило нравственный облик большого числа людей. Это говорит о необходимости обеспечения полноценного образова­ния, а не искажённой, ограниченной пародии на него.

Таким образом, образование действительно является своеобраз­ным фундаментом, на котором строится свобода личности и обще­ства. Без всестороннего развития личности, формирования в ней ценностей и навыков, обеспечивающих реализацию и защиту своих прав, не может и идти речи о её свободе. Потому прав был Эверетт, утверждая, что оно является лучшим стражем свободы, нежели раз­вёрнутая армия.

Рубрики

Выберите рубрику Английский язык 10 класс Английский язык 11 класс Английский язык 5 класс Английский язык 6 класс Английский язык 7 класс Английский язык 8 класс Английский язык 9 класс Без рубрики Великобритания ВПР — английский язык ВПР — биология ВПР — география ВПР — история ВПР — литературное чтение ВПР — математика ВПР — обществознание ВПР — окружающий мир ВПР — русский язык ВПР — физика ВПР — химия ЕГЭ — английский язык ЕГЭ — биология ЕГЭ — география ЕГЭ — информатика ЕГЭ — история ЕГЭ — литература ЕГЭ — математика ЕГЭ — обществознание ЕГЭ — русский язык ЕГЭ — физика ЕГЭ — химия Исторические портреты Литературное чтение Медицина Молодые люди ОГЭ — английский язык ОГЭ — биология ОГЭ — география ОГЭ — информатика ОГЭ — история ОГЭ — литература ОГЭ — математика ОГЭ — обществознание ОГЭ — русский язык ОГЭ — физика ОГЭ — химия Окружающий мир Описания картин русских и зарубежных художников Подготовка к ЕГЭ по истории Подготовки к ОГЭ по обществознанию Примеры исторических сочинений. ЕГЭ Русский язык Сочинение по обществознанию ЕГЭ Сочинения Учебники Учебники по английскому языку 1 — 4 класс Учебники по биологии 5 — 11 классы Учебники по изобразительному искусству 1-9 класс Учебники по информатике 1 — 4 классы Учебники по информатике 5 — 11 классы Учебники по информатике для вузов Учебники по математике Учебники по ОБЖ Учебники по русскому языку 5 — 11 класс Учебники по русскому языку для начальной школы Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы, статусы Эссе

Самые читаемые

  • У тебя в руках пособие, которое поможет тебе подготовиться к выполнению заданий Всероссийской провер... 16 060 просмотров
  • Линия УМК «Английский в фокусе (5-9)». Сборник контрольных заданий включает контрольные задания в дв... 12 208 просмотров
  • Книга содержит 10 вариантов типовых заданий ВПР по английскому языку для учащихся 11-х классов. Сбор... 1 просмотр
  • Учебник представляет собой разрезные карточки с тематическими зачетными заданиями по программе русск...
Загрузка...
Top